Великой ошибкой будет смотреть не вверх и вперёд, а вниз и назад. Сравнивать себя с теми, кто кажется нам грешниками. Именно так у человека появляется обманчивое чувство собственной «праведности» и он превращается в фарисея. Человек, который сам не исполняет то, о чём говорит, не способен стать примером для других. Добро должно быть не дисциплиной для ума, а стать образом жизни. Там, где светит солнце – жизнь, свет, радость, мир. Не случайно и Бога наша Церковь называет Солнцем правды. «Рождество твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды» 5 . Так же как тварное солнце по воле Творца даёт свет, тепло и устанавливает порядок в тварном мироздании, так и Христос, входя в жизнь человека, упорядочивает её и освещает Светом Своей Любви и Мира. Блажены те, кто стали сосудами Благодати! Но, чтобы достичь такого состояния, надо прежде очиститься. Металлические трубы со временем обрастают слоем ржавчины, теряя пропускную способность. Несколько лет назад мы меняли в монастыре систему водоснабжения, которая была установлена ещё в 1935 году. В один момент мастер подозвал меня и показал толстую свинцовую трубу, которая за долгие годы так обросла, что едва пропускала тонкую струйку воды. То же происходит и с человеком: грех оставляет на его душе наросты и делает её всё более и более бесчувственной. Удалить эту ржавчину способны страх Божий и покаяние. По мере того как очищается сердце, просвещается и разум. 1 Матф. 5,8. 2 Гал. 5, 22-23. 3 Мф. 16,24. 4 Лук. 2, 34. 5 Тропарь Рождеству Христову. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 января, 2022 17 сентября, 2021 15 августа, 2021

http://pravmir.ru/starec-luka-filofejski...

В первом ответе Иисуса Христа ( Мф.12:38 и д. 16,1–4) отрицательная критика обыкновенно видит сопоставление Его учительской деятельности с проповедью пророка Ионы в Ниневии и мудростью Соломона, возбудившими и привлекшими к себе большое внимание современников и сопровождавшимися важными результатами, игнорируя преобразовательное указание Его в участи, постигшей пр.Иону, на чудесное воскресение; второй ответ, данный Иоанну Крестителю ( Мф.11:2–5 ), она обыкновенно идеализирует, влагая в уста Его слова пр. Исаии (29,18.19; 35,5–7), в образной форме изображающего плодотворные результаты живого пророческого слова и считая позднейшей вставкой в нем слова: мертвии восстают. Но при таком свободном и произвольном обращении с евангельским текстом, можно достигнуть, каких угодно результатов. Дело в том, что Иисус Христос, сравнивая свое служение со служением пр. Ионы и мудростью Соломона, имел в виду, как видно из контекста речи, не одно свое учение, но вообще всю деятельность, значительную часть которой составляли чудотворения, которые своей необычайностью, по собственным Его словам, должны были также оказывать могущественное влияние на современников ( Мф. 11:20–24 ), и которые по своему характеру отличали Его от других учителей и пророков. Обнимая взором свою жизнь, Иисус Христос между чудесами указывает на важнейшие, завершившие славу Его земной жизни ( Мф. 12:40 ; Ин.2:19–21 ), и затем переходит к изображению своей учительской деятельности ( Мф.12:41.42 ; Лук.11:31.32 ). Такое предуказание на будущие чудесные события можно было бы заподозрить только в таком случае, если бы Иисус Христос не предвидел их и не считал важнейшими в своей земной жизни, но предвидения события последних дней не отнимает у Иисуса Христа и отрицательная критика, сам же Он весьма ясно и определенно говорит о них задолго до их наступления ( Мф.16:21–23 ; Мк.8:31–33 ; Лук.9:22 ). – Что же касается второго ответа ( Мф.11:2–5 ), то, если бы Иисус Христос действительно описывал в нем в образной форме свое учительское служение, то Он им не отличил бы последнего от служения Иоанна Крестителя, который в одинаковой мере в указанном смысле мог применить слова пр. Исаии и к своей проповеди; в том-то и дело, что служение Иисуса Христа сопровождалось чудесами, которых не совершал Иисус Христос посланным Иоанна Крестителя как на действительное доказательство Его мессианского служения. Кроме того, предположение о вставке слов – мертвии восстают – не подтверждается многими авторитетными древними списками и комментариями (Scholz, Novum Test. Vol. 1. 1830 стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Сомнение и колебания, со стороны последователей Иисуса Христа, сосредоточивались именно на возможности воскресения в том теле, которое было предано публичному поруганию, определенному законом для тяжких преступников ( Втор.21:22.23 ). Их останавливало недоумение: неужели предметом особенной любви и особенного божественного милосердия могло быть то лицо, тело которого предано проклятию, возвещенному законом? Это недоумение, выраженное устами Фомы, высказалось в такой форме: аще не вижду на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Иоан.20,25 ); его имея в виду, Иисус Христос со своей стороны не один раз обращал внимание своих учеников на изъязвленные руки, ноги и ребра ( Лук.24:39.40 ; Ин.20:20.27 ). Кроме того, самая весть о воскресении, по согласному сказанию евангелистов, началась с гроба, найденного пустым ( Мф.28,1.6 ; Марк.16,5.6 ; Лук.24:3.9 ; Ин.20:1–8 ). Как бы скептически ни относились к этому единогласному евангельскому преданию, во всяком случае нельзя отвергнуть того, что тело Иисуса Христа было погребено согласно свидетельству ап. Павла ( 1Кор.15:4 ) 149 ; коль скоро же это предание верно, то нет ничего невероятного и в том, что первая весть о воскресении началась с гроба, найденного пустым; даже странно было бы предположить, чтобы ученики не поспешили закрепить свою колеблющуюся веру посещением гроба. Таким образом, с необретения тела в гробе начинается первое известие о воскресении и с явлением в изможденном теле связывается убеждение в действительности воскресения. С этим-то последним, далее неразрывно соединяются развитие, образование и усвоение новых понятий как о служении Мессии, так характере новоустрояемого Им царства и отношении к Нему Его последователей. Евангельское предание прямо говорит, что с того времени, когда Воскресший в лике восторжествовавшего страдальца предстал взору своих ближайших последователей, им стало ясно, что таким, а не иным путем Он должен унаследовать свою славу (δει παθεν τν Χριστν κα εσελϑεν ες τν δξαν ατο Лук. 24:26 ), что Его назначение быть победителем смерти (ναστναι κ νεκρν ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Но, если бы мы, игнорируя все эти обстоятельства, допустили, что последователи Иисуса Христа, после его смерти, внезапным и непонятным для нас образом подверглись видениям, в таком случае эти видения, согласно законам психических явлений, должны были бы соответствовать тем субъективным представлениям, которые они имели об умерших великих праведниках; тогда они могли бы видеть Его блаженно торжествующим на лоне Авраама, Исаака, Иакова ( Мф.8:11 , Лук.16:22.23 ), окруженным небесной славой и вкушающим радость и веселье царствия небесного ( Мф.25:31.46 ), но не восставшим из гроба. Наконец, если бы минуя законосообразность психических явлений, мы признали, что кто-нибудь один из последователей Иисуса Христа в крайне расстроенном нервном состоянии подвергся видению будто восставшего из гроба, и от него это верование путем восприимчивости распространилось на всех остальных, в таком случае виновником такой восторженной молвы, согласно уважаемым исторической критикой источникам, должны считать ап. Петра ( 1Кор.1565 ) 146 ; но для того, чтобы из его уст сделать вероятным распространение этого обаятельного видения на всех уверовавших в Иисуса Христа, мы вынуждены будем построить такого рода силлогистическое доказательство: сначала ап. Петр, крайне потрясенный последними событиями жизни Иисуса Христа и собственным от Него отречением, подвергся призрачному видению Воскресшего; вслед за ним остальные двенадцать учеников, хотя не одинаково расположенных, но постом и молитвой приведших себя в состояние духовных созерцаний, имели такие же видения; далее пятьсот братий, ап. Иаков и все апостолы таким или иным путем достигли этих видений; наконец к ним присоединился ап. Павел по своему органическому расположению к видениям; в заключение им поверили все обращавшиеся в христианство. Таким образом христианство в результате, оказывается, обязанным своим происхождением призраку и обману; ложь, выходит, родила истину. Результат весьма неутешительный для человеческого сознания, но необходимый в ходе доказательств психической гипотезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Петру относительно его особой задачи в Церкви, находятся в Евангелии от Луки — и, возможно, в остальных Евангелиях — в контексте Тайной Вечери. Этот пункт имеет много важных следствий для помещения петровых задач в перспективе, подобной одной из данного исследования и, возможно, делая их в конечном итоге приемлемой для тех, кто придерживается евхаристического, как и исторического подхода к преемственности Церкви. Но это требует дополнительного исследования. 635 Принцип сущностного равенства всех епископов — и поместных Церквей — проистекает именно из эсхатологического образа апостольской коллегии как неделимого целого, которое реализуется и выражается в своей цельности через каждого епископа в каждой Церкви. Отсюда важность этого принципа в древней Церкви (например, Киприан: прим.6 выше) и в православном каноническом праве. Это не следует запутывать какими-то историческими случаями, указывающими на противоположное. Об этом принципе в контексте Ватикана II смотри у Х. — М. Леграна, цит. соч., стр.122. 636 Изучение этих особенностей смотри у И. Конгара " Церковь св. Августина и современная эпоха " ( " История догмата " III/3, 1970), особенно стр.173 и далее. 637 В Новом Завете вряд ли существует какой-то священнослуженческий титул, который не приписывался бы личности Христа в первоначальной Церкви. Таким образом, Христос есть " апостол " (Евр.3,1.), " пророк " (Мф.23,8; Ин.13,13), " священник " (Евр.5,6,8.4,10.21,2.17), " епископ " (1Петр2.25.5.4; Евр.13.13), " диакон " (Рим.15.8; Лук.22.27 сравн. Фил.2,7) и т. д.. 638 Таким образом, в литургии св. Иоанна Златоуста молитва перед Великим Входом: " Ты бо еси приносяй и приносимый, и " приемляй, и разделяемый, Христе Боже наш " . Многочисленны ссылки на сочинения Златоуста по этому вопросу. Смотри, например, " Гомил. на Евр, " 12–14, ПГ 63.95–116; " Гом. на 1Кор.8,1, ПГ. 61.69; " Гом. на Иоан. " , 86.4, ПГ 59.472. О других Отцах смотри, например, Григорий Наз. " О крещении " 40,26, ПГ. 36,396; и Псевдо–Дионисий Ареоп. " Церк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Но чудо, как сверхъестественное событие, содействовало не одному призванию первых учеников Иисуса Христа, оно также сопутствовало дальнейшему воспитанию их в духе новой религии, и приготовляло их к той великой исповеди, которую они в последствии времени торжественно произнесли, по вызову Иисуса Христа ( Мф.16:13–16 ; Мк.8:27–29 ; Лук.9:18–20 ). Для ап. Павла призвание совпало с признанием Иисуса Христа истинным обетованным Мессией, его взору Иисус Христос предстал как истинный Мессия во время самого призвания; для учеников, предваривших его на поприще апостольского служения, время открытого и торжественного призвания Иисуса Христа истинным Мессией наступило спустя долго после призвания (ср. Мф.16:13 ; Мк.8:27 ; Лук.9:18 ). На этот-то промежуток времени между призванием и избранием двенадцати учеников и торжественной исповедью, ими произнесенной, падает, по сказаниям трех первых евангелистов, значительная часть величайших чудотворений, совершенных Иисусом Христом. К этому времени евангельские сказания относят: исцеление раба капернаумского сотника ( Мф.8:5 и сл.; Лук.7:2 и сл.), исцеление прокаженного ( Мф.8:2 и сл.; Мк.1,40 и след.; Лук.56:12 и сл.), утишение бури ( Мф.8:23 и сл.; Мк.4:35 и сл.; Лук.8:22 и след.), воскрешение сына наинской вдовы ( Лук.7:11–15 ), исцеление двух гергесинских бесноватых ( Мф.8:28 и сл.; Мк.5:1 ; Лук.8:27 ) и др. (см. Мф.гл.8,9; Мк.4:35–6 гл.; Лук.5,7 ). По мере приближения времени торжественной исповеди чудесность, доказывающая божественное могущество Иисуса Христа, возрастает; незадолго пред исповедью Иисус Христос воскресил дочь Иаира, два раза чудесно насытил народ, алкавший в пустыне, исцелив кровоточивую женщину, слепо-немого, дочь хананейской жены и многих других, одержимых разного рода недугами ( Лук.8:40–9, 17 , Мф.12,14,15 ; Мк.5:21–8,26 ). Новейшие представители отрицательной критики при взгляде на этот период новозаветной чудесности, при всем произвольно-субъективном толковании евангельских сказаний чудесного характера, при самом свободном отличии между ними действительных сказаний от недействительных, в окончательном результате все-таки не решаются совершенно изгнать чудо из времени общественного служения Иисуса Христа, подобно старой рационалистической отрицательной школе 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Когда Иисус Христос окончил слово с таким необыкновенным содержанием, весь народ, слушавший Его, изумился подобно тому, как после проповеди в капернаумской синагоге, потому что Он учил их не как книжники, заимствовавшие всю свою мудрость из книг и на них ее утверждавшие, но как сам от себя имевший право говорить и открывать им такие истины. Изумление было естественное и вполне понятное, потому что не только они, но и все современное им человечество ни от одного из своих мудрецов не слыхало столь возвышенных нравственных истин 219 . Впечатление проповеди было тем могущественнее и влиятельнее, что сопровождалось необыкновенным совершением исцелений. Едва сойдя с горы, Иисус Христос вступал в Капернаум, как тотчас был встречен депутацией иудейских старейшин, ходатайствовавших за уважаемого ими сотника, которого верный и преданный ему раб, расслабленный, тяжко страдал. Иисус Христос исцелил его по одной вере сотника, не видав даже самого раба ( Мф.8:5–13 ; Лук.7:1–10 ) 220 . Вслед за этим последовало, по всей вероятности, исцеление бесноватого, страдавшего притом еще слепотой и немотой 221 ; исцеление последнего в таком виде, что он стал говорить и видеть, привело весь народ в удивление и все после слышанного и виденного стали говорить: «не это ли Христос, Сын Давидов» ( Мф.12:22.23 ; Лук.11:14 ). Зная опасность распространения в народе такой молвы для возвеличения славы нового учителя, иудейские законоучители не могли не прибегнуть к измышлению нового средства для Его унижения. После того, как они уличали Его в присвоении прав, свойственных одному Богу ( Мк.2:7 ), в дружественном обращении с мытарями и грешниками (2,16), в несоблюдении Его учениками аскетических подвигов (2,18), в нарушении ими заветной святости субботы (2,24), и народ, не внимая всему этому, не только не оставлял Его, но еще как будто в большом числе следовал за Ним, они решились прибегнуть к такому обвинению, которое, по их предположению, должно было привести к цели. По утвердившемуся мнению в иудейском народе божественный посланник мог свидетельствовать о себе совершением необычайных дел ( Ин.5:36.37 ); но подобного рода дела мог совершать волшебник, чернокнижник ( Исх.7:11.22;8,7 ) и по позднейшему представлению всякий деятель, стоявший в связи с начальником демонской силы ( Мф.9:32;12,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Мф.8:27,14,33; 16,16 123 ). Наконец только ряд новых необычайных и сверхъестественных событий мог вдохновить, воодушевить и расположить апостолов, после крестной смерти Иисуса Христа, выступить с проповедью о Нем, как истинном Мессии, Сыне Божием, виновнике Нового Завета, основателе царствия небесного. Предшествующие события земной жизни Иисуса Христа настолько одухотворили и возвысили взгляд ближайших учеников Его, что они в конце галилейской деятельности исповедали и признали в Нем, смиренном проповеднике небесного царствия, вооруженном необычайными силами только для основания последнего, «Христа» «Сына Божия»; но каким образом Он должен был открыть проповедуемое и основываемое небесное царство, как должен был сам войти и с собой их ввести в славу нового царства, это пока оставалось для них неизвестным. Поэтому, когда вслед за вышеприведенной исповедью Иисус Христос начал открывать ученикам, что для окончательного утверждения на земле проповедуемого Им царства, Ему должно идти в Иерусалим, много пострадать там, быть убиту и в третий день воскреснуть, то тот самый ученик, в устах которого высказалась исповедь всех учеников, не проникая в глубокий смысл предуказываемых событий, c недоверием отнесся к ним. Несмотря на последующее приготовление к путешествию в Иерусалим, главным образом посвященное раскрытию и уяснению необходимости страданий и крестной смерти ( Мф.16:21; 17,22;20,17.18 ), смысл и значение этих событий оставались тайной от них сокрытой ( Лук.9:45; 18,31–34 ). Когда Иисус Христос, входя в Иерусалим, вновь напомнил о предстоящих страданиях и смерти, два преданнейших ученика Его ревновали о занятии высших мест в том царстве, которое еще предстояло купить ценой крови ( Мф.20:18–23 ). Мало того, когда приблизился роковой час разлуки с учениками, и Иисус Христос ясно указал на неминуемость тяжких крестных страданий и в них положил начало Нового Завета ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ), один из приближенных учеников и в эти минуты думал было защищать своего учителя с мечом в руках ( Мф.26:51.52 ; Мк.14:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Прежние обличения Его в сообщничестве с мытарями и грешниками, в дозволении ученикам не исполнять аскетических подвигов еще не могли быть особенно предосудительными в глазах народа и располагающими к общему негодованию против Него. Но вот в одну из суббот Он путешествует сквозь засеянные поля, и Его ученики дозволяют себе в этот священный день срывать колосья и есть очищенные зерна (ср. Мф.12:1–8 ; Мк.2:23–28 ). Суббота – день покоя, освященный самим Богом при мироздании и узаконенный Моисеем, позднейшими учреждениями и постановлениями обращен в какую-то неприкосновенную святыню, скорее лишавшую покоя, чем доставлявшую его, разного рода ограничительными наставлениями, стеснявшими всякое свободное движение. В то время, как все отправления, касавшиеся храмовой службы, были разрешены в этот день ( Мф.12:5 ; Ин.7:22 ), житейские отношения, хотя бы проникнутые самыми высшими нравственными стремлениями, как, например, желанием пособить несчастному ( Лук.13:14 ; Мк.3:1–6 ), были строго воспрещены и преследуемы. В Мишне положено тридцать девять правил, сопровождающихся еще казуистическими толкованиями, определяющими каждый шаг в этот день; в ней предуказано стечение всевозможных случайностей в день покоя 213 . И вот в такой-то день Иисус Христос, может быть даже с целью указать излишество учреждений, узаконяющих внешнюю формальную сторону святости и оставляющих без внимания ее внутренность, предпринимает путешествие с учениками сквозь засеянные поля (следовательно, вне границы, положенной для прогулки в этот день), и ученики под влиянием Его наставлений дозволяют себе невинное удовольствие, не запрещаемое даже законом ( Втор.23:25 ), срывают колосья и едят вылущенные зерна. Это-то и служит поводом к новому обвинению маленькой общины, собравшейся вокруг Проповедника новых истин, только уже в самом важном и тяжком преступлении, в нарушении субботнего покоя, за которое в некоторых случаях полагалось даже побиение камнями. В извинение своих последователей Иисус Христос, указав на случай оскорбления святыни, бывшей в жизни Давида ( 1Цар.21:1 и д.), и нисколько не унизивший этого уважаемого ими праведника, на нарушение субботнего покоя священниками во время храмовых служб, вынуждаемое необходимостью, поведение своих учеников оправдывает не этой вынужденной необходимостью, составляющей исключение из закона, но Самим собой, как Господином и Владыкой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Вопрос 57. Если кто имеет неисправимый недостаток и от частных осуждений делается хуже, то не лучше ли оставить его в покое? Ответ. О сем и в другом месте сказано, что согрешающих должно обращать с терпением, употребляя показанный Господом способ. Если же кому, как Коринфянину, для обращения его недостаточно будет осуждения и выговора многих; то на такого надобно смотреть, как на язычника. Но оставлять осужденного Господом никому ни в каком случае не безопасно, ибо Господь сказал, что лучше, потеряв один глаз, или одну руку, или одну ногу, войти в царствие, нежели, пощадив какой член, всему быть ввержену в геенну огненную, где— плачь и скрежет зубов (Матф.5, 29. 30); и Апостол свидетельствует, что «малая закваска квасит все тесто» (1 Кор. 5, 6). Вопрос 64. Поскольку Господь наш Иисус Христос говорит: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф.18,6. Лук.17, 2); что значит соблазнять? Или как остеречься сего, чтобы не пало на нас столь страшное осуждение? Ответ. Соблазняет, кто преступает закон словом или делом и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнять волю Божию, как Петр Господу, сказав: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» — за что и услышал: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16, 22–23); или кто настраивает мысль немощного к чему–либо запрещенному, по написанному апостолом, который сказал: «Ибо если кто–нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» — и присовокупляет к сему: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы, не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 10, 13). Соблазн же бывает от многих причин. Ибо соблазн или происходит по вине соблазняющего, или случается самому соблазняемому быть виною соблазна; и в них опять бывает сие различно, иногда по злонравию, а иногда по неопытности или того, или другого; бывает и то, что при правом преподавании слова делается более видимым злонравие соблазняющихся.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010