1Кор. 4:1 . Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 1Кор. 3:9 . Мы соработники у Бога, а вы Божия нива... Тит. 1:7 . Епископ должен быть... как, Божий домостр. Ефес. 4:11–12 . (Бог) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения. ж) Откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой? Иоан. 14:16–17 . Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя да пребудет с вами во век. Деян. 2:3–4 . Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные... И исполнились все на Духа Святого ? 1Кор. 15:10 . Но благодатью Божией есмь, то что есмь. – Это говорит Ап. Павел о себе: нам же нужно помнить и другие слова Апост. Ефес. 3:2–3 . Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна... ? Филип. 4:13 . Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе. – Фил. 4:12 . Умею жить в скудости... и терпеть голод… 2Кор. 6:10 . Мы ничего не имеем, но всех обогащаем В этом только смысл и должно понимать слова апостолов «Все могу»... 9) О почитании Пресв. Богородицы б) Приснодевою Лук. 1:26–35 . Послан был ангел Гавриил от Бога к Деве... Срав. Ис. 7:14 ; Мф. 1:23 . Мф. 1:18;20;24–25. Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого... Иезек. 44:2. И сказал мне Господь: ворота сия будут затворены, не отворятся... ибо Господь Бог Израилев вошел ими... В Ев. Иоан. 10:9 . Иисус Христ. назвал Себя дверью, которою входят на небо, так и у пророка названа Дева Мария, которою, как бы чрез врата, пришел на землю Спаситель. в) Владычицей, Царицей небесной – Как Матерь Владыки и Царя небесн. Пс. 44:10 . Дочери царей... стала Царица одесную Тебя. г) Честнейшею херувимов... серафимов – Как мать, родившая и воспитавшая Царя земного, считается выше всех министров, слуг царских, так и Мать Царя Небесного выше служебных Духов: Евр. 1:7;13–14 . Об Ангелах сказано... (что) они суть (только) служебные духи (у Господа). е) Иис. Христ. первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ориген 5 , преп. Ефрем Сирин 6 и др. древние толкователи думают, что словами: в тридесятое лето пророк Иезекииль определяет свой собственный возраст, в котором он удостоился видения «славы Божией» и был призван на пророческое служение. Пророк отмечает, что он удостоился видения славы Божией тогда уже, когда вступил в совершенный священнический возраст, который определялся именно 30-ю годами (ср. Числ. 4:3:23:30 . Лук. 3:23 ). Древние сопоставляли этот возраст пророка с возрастом Христа Спасителя при Его вступлении на общественное служение. Ориген в своей 1-ой беседе на книгу пророка Иезекииля говорит: «при реке Ховар Иезекииль, будучи тридцати лети, видит отверстые небеса; и Господь Иисус Христос был яко лет тридесять начиная, и отверзлись небеса». Далее он продолжает: «зачем нужно мне число лет, если не затем, чтобы я узнал, что на тридцатом году и для Спасителя и для пророка отверзлись небеса, и чтобы, сравнивая духовное с духовными», а понял, что все Писания суть речи одного и того же Бога?» 7 . Подобным же образом рассуждает и св. Григорий Великий . Принимая за несомненное, что слова: в тридесятое лето указывают на возраст пророка Иезекииля при его призвании на пророческое служение, св. Григорий продолжает: «если же спрашивается, нет ли чего-либо таинственного в указании этого возраста, то нет ничего невероятного в том, что пророк самым временем своего возраста указывает, на Господа, о котором возвещает словами 8 . Есть и новые экзегеты, держащееся того мнения, что слова: в тридесятое лето определяют возраст пророка 9 . Такое объяснение непонятной даты в начале книги пророка Иезекииля весьма естественно. Не говоря уже о том, что тридцатилетий возраст был важным моментам в жизни всякого ветхозаветного священника, а, следовательно, и Иезекииля сына Вузиева, священника (ст. 3), – слова: в тридесятое лето стоят в ближайшей связи со следующим: и аз бых посреде пленения, и служат как бы определением к слову аз: «на тридцатом году я был среди пленников. Имеется только одно препятствие к тому, чтобы считать данное решение вопроса окончательным, и препятствие довольно серьёзное: непосредственно после слов: в тридесятое лето, следует частнейшая дата: в четвёртый месяц, в пятый день месяца. Эта дата вполне понятна во 2-м стихе, где говорится о пятом лете пленения царя Иоакима: здесь указывается месяц и день гражданского или церковного года. Но что значит эта дата, когда говорится о тридцатом годе возраста самого пророка? Выражение: «в пятый день четвёртого месяца тридцатого года моего возраста» было бы совсем необычным, даже в автобиографии, а не в книге, предназначенной для высших целей. В виду этого многие держатся того мнения, что в 1-м и во 2-м стихах книги пророка Иезекииля указывается две параллельные эры, из которых одна начинается годом пленения царя Иоахина, а другая на 25 лет старше её. Какая же это вторая эра? С какого определённого года, и с какого, выдающегося события она начинается?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Притча о Ное, строившем для себя корабль, в то время как все вокруг беспечно ели и пили, должна стать уроком для нас. Не для того, чтобы мы начали болезненно копить добро на случай апокалипсиса, и не для поднятия адвентистской истерии, а для того, чтобы начать заново учиться ритмам и смыслам природы. У меня есть один друг иеросхимонах, у которого приготовлена сумка со всем, что ему понадобится, чтобы выжить в случае катастрофы. Я спросил его: «На сколько времени это рассчитано?» Он ответил мне: «Навсегда». У него там заготовлены праща, лук, веревка, нож, охотничий топорик, препараты для очистки воды, природные семена для озеленения, бинокль, одежда и многие другие вещи, кажущиеся пригодными лишь для игры в парке, однако способные спасти человеку жизнь. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему монахи, жаждущие совершенства, уходят в пустыню на безмолвие? Чтобы избавиться от воздействия мира, его искушений, от грехов на каждом шагу, от тлена, окружающего нас, но также и для того, чтобы заново научиться райскому смыслу природы, миру и радости, проистекающим из нашего призвания быть царями и священниками творения, которое мы теперь так старательно унижаем и убиваем ради капельки комфорта и греховного удовольствия. Рейтинг: 9.4 Голосов: 858 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  Петрофаг – камнеед. 2  Гандикап – здесь: слабак, человек с ограниченными умственными или физическими возможностями, инвалид. 3  Тетраплегия – парализация всех четырех конечностей (паралич обеих рук и ног). 4  ЛОЛ (League of Legends) – популярная компьютерная игра «Лига легенд». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Чтец 10 ноября 2016, 14:32 Я бы не стал так драматиировать. Мы живем с электричеством всего 100-120 лет (имею в виду его повсеместное применение). До этого лиди веками жили без света и не умирали и хаоса не было. Конечно попервой будет сильный дискомфорт. Но человечество не падет. olga 25 октября 2016, 18:43 Каждую минуту, на нашей планете умирают тысячи людей. Для них наступил, по слову святителя Иоанна Златоуста, частный конец света. Немного эмоциональная, статья-напоминание о суетности и обречённости человеческой жизни, без Бога. Автор не призывает, разрушить города и ненавидеть природу. Автор против лени, которая маскируется под труд и против смерти души, прикрывающейся борьбой за комфортное существование. Цивилизованному человеку - дикарю, порабощённому утопическими удобствами души и чрезмерным удовольствиям тела, посвящается...

http://pravoslavie.ru/97878.html

В виду указанного сейчас свойства церковного закона, он легко и удобно находит себе место подле закона, опирающегося на авторитет государства. Церковный закон не соперничает с законом государственным, не желает предвосхитить себе его положение и значение. Церковный закон занимает свое особое, ему только свойственное положение; он есть закон особого порядка, принимаемый и исполняемый свободно, по убеждению в его святости и спасительности. Не представляет церковное право для права государственного никакой опасности или неудобства еще и потому, что регулирует такие отношения, которые не касаются прямо благополучия житейского, составляющего задачу государственного порядка; оно регулирует отношения, цель которых обеспечить человеку достижение вечного спасения в будущей жизни. Получив в свое ведение особую сферу деятельности, Церковь не вступается в область деятельности государства, не оспаривает у него ни одной из его функций или прерогатив. Этого мало. Церковь не просто только уважает государство, как факт, как унаследованную от времен древних форму общежития; она признает государство необходимой формой общежития, установившейся не случайно, а по воле Творца мира и Устроителя всего миропорядка, и освящает его своим благословением ( Рим. 13:1 ). Церковь считает государство необходимым для защиты людей от нападений внешних врагов и для поддержания внутреннего порядка в общежитии ( Лук. 3:14 , 1Петр. 2:14 , Рим. 13:3,4 ). Она признает за государством принадлежащие ему права законодательства по его делам, управления и суда за нарушения его законов ( 1Петр. 2:14 , Рим. 13:3–5 ). Она внушает своим членам воздавать гражданской власти все должное, все к чему обязывает долг подданства государству, как то: подати и повинности ( Мф. 12:21 , Рим. 13:6,7 ), повиновение ее распоряжениям ( 1Петр. 2:13,14 ; Рим. 13:1–7 ; Тит. 3:1,2 ), почтение и уважение к ней ( Рим. 13:7 ), верность присяге (Tertul. Apol. 32. 33). Она молится сама и чадам своим заповедует приносить молитву за Царя и властей вообще, молится она о здравии царя, благоденственном житии, о благопоспешении во всех делах, об утверждении его власти, об избавлении от врагов, о мирном правлении, об успехе на войне, об управлении народом в правде и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Настоящая книга и содержит в себе по пре­имуществу это, именно доказательства воскресения, так как уве­ровавшему в последнее уже легко было принять и все осталь­ное. Итак, вот в чем говоря вообще, преимущественно со­стоит содержание и вся цель этой книги. Послушаем же те­перь самое ее вступление. " Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала " (ст. 1). Для чего (Лука) напоминает Феофилу о Евангелии? Чтобы показать свою точность, так как в начале той книги он говорит: " рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил " (Лук.1:3), и не довольствуется своим только свидетельством, но все возводит к апостолам, говоря: " до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал " (ст. 2). Поэтому-то, сделав достоверным свое слово там, он и не нуждается здесь в новом удостоверении, так как однажды приобрел уже себе доверие (Феофила) и тем произведением показал ему свою точность и истинность. А кто был достоин веры и кому дей­ствительно верили, когда он писал то, что слышал, тому тем справедливее верить, когда он излагает не то, что при­нял от других, но что сам видел и слышал. Если, гово­рит, ты принял (мое повествование) о Христе, то тем больше (примешь повествование) об апостолах. Что же? Разве то его произведение (Евангелие) есть только (обыкновенная) история, и слово его не причастно Духа? Отнюдь нет. Почему? Потому, что то, что передали ему " то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова " , было от Духа. Но почему же он не сказал: " как передали нам " удостоившиеся Духа Святого, но: " бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова " ? Потому, что это, то есть, знание от самовид­цев, всего боле придает достоверность (повествованию), а то для людей неразумных показалось бы даже гордостью и хва­стовством. Потому-то и Иоанн так говорил: " и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий " (Ин.1:34). Да и Хри­стос также говорит Никодиму, когда тот был еще груб: " мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете " (Ин.3:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1641...

Деян.3:13 .  Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, про­славил Сына Своего Иисуса, Которого вы пред­али и от Которого отреклись перед­ лицом Пилата, когда он по­лагал освободить Его. «Бог Авраама, Исаака и Иакова» подчеркивает большую виновность иудеев в отношении к возлюбленному Сыну Его – Мессии Иисусу. Вместе с тем указывает истинного виновника совершенного чуда, а также и цель совершения – прославление Иисуса (срв. Иоан. 17:1, 4–5, 13:31–32 ). «Отрока своего», ( τν παδα αυτο) – наименование Мессии, взятое из пророчеств Исаии (гл. XL-LXXVI). «Которого вы предали и от Которого отреклись», см. Иоан. 19, 14–15 ; Лук. 23, 2 и пар. места. Сжатое изложение обстоятельств страданий Спасителя вполне согласно с Евангельским изложением и представляет, так сказать, драгоценные выдержки «пятого» Евангелия «от Петра». «Два обвинения, – говорит здесь Златоуст, – и то, что Пилат хотел отпустить, и то, что, когда он хотел, вы не захотели... Он как бы так говорил: вместо Его вы просили о разбойнике. Представил их поступок в самом страшном виде... Вы – говорит – просили отпустить того, кто убивал других, а Того, Кто оживотворяет убитых, не захотели». Деян.3:15 .  а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. «Начальника жизни убили» – необыкновенно сильное выражение, противопоставляющее два столь резких контраста. Понятие жизни здесь берется в полном и совершеннейшем смысле ( Иоан. 1, 4 ), означая не только высшую духовную жизнь и вечное спасение, получаемые верою во Христа, но и всякую вообще жизнь, которой Христос есть основной источник, начальник и совершитель. «Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели». См. Деян.2:24–32 . Деян.3:16 .  И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеле­ние сие перед­ всеми вами. «Ради веры во Имя Его» – веры чьей? Не ясно. Веры ли Апостолов, или веры больного? Впрочем, во всяком случае, причина чуда – сила веры, – веры, надо сказать, и Апостолов, и исцеленного, – веры именно в Господа Иисуса воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Священном Писании прочно присутствует образ Церкви как воинства. Невеста Христова «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4). Ангелы — это «воинство небесное», например, (Лук.2:13). Каждый христианин призван «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) Святой Апостол Павел призывает Христиан: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11) Он же называет и наших противников: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12) Библия говорит о войне, которая ведется между Богом и сатаной за души людей. Войне, в которой решающая победа уже одержана смертью и Воскресением нашего Господа: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Верующие входят в эту победу через твердую веру во Христа — причем Писание особенно подчеркивает подвиг мучеников: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11) Крещение — и еще более, рукоположение в священный сан — есть воинская присяга, вступление в войну на одной из сторон многовекового, космических масштабов конфликта. Христос воздвигает Свою Церковь — которая молится, возвещает Его слово, преподает людям установленные Им спасительные Таинства и руководит их ко спасению. Диавол, видя, что его пленники получают свободу, а его обманы рассеиваются, приходит в «сильную ярость, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12) Всю историю Церкви диавол яростно воююет на Церковь: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17) Он, руками обманутых и порабощенных им людей, воздвигает на Церковь жесточайшие гонения, пытаясь истребить ее с лица земли; в более спокойные времена он пытается разложить ее изнутри, при помощи самых разнообразных уловок и обманов.

http://radonezh.ru/2021/11/23/o-voyne-ot...

Встретился Ему прокаженный, который говорил: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити, и Он сказал: хощу очистися ( Матф. 8:2–3 ). Плоть Господня коснулась Его, и болезнь прошла, проказа исчезла. Напитал пять тысяч пятью хлебами ( Ин. 6:5–14 ) собственным телом: ибо, приняв хлеб, воздал хвалу Отцу и преломил и дал ученикам своим, а ученики подали народу и наполнили 12 кошниц остатков. Одному Богу свойственно отпущать грехи, но Он сказал: да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи ( Марк. 2:10 ); еще сказал Он: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси ( Ин. 3:13 ). Замечаешь, как Божественные свойства Он сообщил природе человеческой! Но когда видишь Его жаждущим, алчущим, утомленным, проливающим пот, преданным Пилату, влачимым и мучимым воинами, находящимся в предсмертных муках, молящимся: Элои, Элои, лама совахвами, т. е. Боже мой, Боже мой, почто Мя оставил еси ( Марк. 15:34 ), или: Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Матф. 26:39 ), – когда видишь Его распятым на кресте, – видишь, что руки и ноги Его прободены гвоздями, а ребро копьем: тогда помышляй, что Бог Слово оставался бесстрастным, но усвоял Себе все то, что претерпел Своею плотью. А дабы показать, что и во время страдания Он не оставлял собственного храма, когда иудеи совершали это печальное дело с Господом, Он, как Бог, помрачил лучи солнца, покрыл тьмою всю землю, раздрал завесу храма ( Лук. 23:44–45 ), сокрушил камни, воскресил мертвых ( Матф. 27:51–53 ). Все это Он сделал для того, чтобы ты понял, что Он соприсутствовал страждущему, усвоял Себе его страдания, но Сам, не подверженный страданиям, совершил все это... Воздадим же Ему – Богу славу ныне и присно и во веки веков. Аминь 68 . 68 „Деяния вселенских соборов“, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Казань, 1893 г. Издание второе. Том второй, стр. 145–147. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Деревянные храмы прослужили до начала XIX столетия. Тщанием прихожан первой в камне выстроена теплая церковь во имя Благовещения Божией Матери, чуть позже над ней возведен второй этаж и устроена холодная Спасо-Преображенская церковь. Теплый храм в 1794 году освящен знаменитым иконописцем, протоиереем Успенского собора Василием Аленевым, а холодный в 1807 г. – игуменом Троицкого монастыря Германом. Окончательный вид («церковь двухэтажная с колокольней в одной связи») храм принял не скоро. В клировой ведомости за 1840 год сообщается, что колокольня все еще не завершена: выложено 7 сажен (14 метров) «и еще по плану должно выкласть 3 сажени и 2 аршина». В следующем, 1841 году, кладку завершили, но еще оставалось сделать крышу и шпиль. Таким образом, от начала строительства и до его завершения прошло более 50 лет: грамота на построение была прихожанам выдана еще в 1789 году. В 1840-60 годах церковная территория занимала 95 кв. сажен (из них 37 кв. сажен приходилось на приусадебное хозяйство священно- и церковнослужителей, которые выращивали для своих семейств картофель, лук, редьку); храму принадлежало 58 кв. сажен пашенной земли (высевалась 1 четверть зерна, урожай шел на различные церковные потребы), 5,5 десятин сенокоса. Причт состоял из священника, диакона, пономаря и дьячка; они жили в собственных домах. До введения штатов в 1864 году всем членам причта от крестьян выплачивалась руга согласно рангу: священник получал 39 четвертей ржи и овса, диакон – 19 ½ четверти, дьячок и пономарь вместе - 19 ½ четверти хлеба. Деньгами или по согласованию дополнительно оплачивались различные требы и молебны. Кроме того, за «славы» в праздники – на Пасху, в Рождество, а также в день Петра и Павла все церковнослужители получали подношения от крестьян как продуктами (маслом, яйцами, крупой, печеным хлебом), так и деньгами. В приходе Спасо-Преображенской церкви состояло 27 деревень, из них 11 черносошных, 16 - экономического ведомства, ранее принадлежавшие монастырям и церквям Устюга. Ризница храма понемногу пополнялась; с годами изменялся и интерьер. Согласно описей 20-х- 30-х годов XX в., в холодном храме находился четырехъярусный деревянный с белым фоном иконостас, в теплом – двухъярусный с розовым фоном. Тот и другой были украшены позолоченными колонками и резьбой3. На колокольне имелось 8 колоколов, из которых «большой» весил 101 пуд 34 фунта, «часовой» - 44 пуда, «средние» (2) – по 10 пудов и «подзвонки» (4 шт.) – по 2 пуда 26 фунтов каждый. Вокруг церкви стояла каменная ограда с железными решетками по парадной стороне, и деревянными решетками по другим сторонам.

http://sobory.ru/article/?object=10269

Григорий же, выражая отныне Православное учение, и в слова облекая прежде накопленный, но не зафиксированный опыт, говорил о нетварном свете Божества. Фаворский свет не сотворен, говорил он, и это есть свет Самого Бога и благодать Его, явленная настолько, чтобы причащающимся этого света людям не умереть, но освятиться. Не столько Христос преобразился, говорит Церковь, сколько Христос преобразил зрение и чувства учеников, чтобы те могли видеть Христа, каков Он есть. И это созерцание есть предвкушение будущего Царства, о котором сказано: «слава Божия осветила его (Иерусалим Небесный) и светильник его – Агнец» (Откр.21:23) Именно поэтому сказано перед Преображением, что «есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук. 9:27). Не что иное, как зрение Царства Божия в доступном для земной природы зачатке, видели на Фаворе апостолы. И потому явились там Христу Моисей – от преисподних, и Илия – от небесных, чтобы Закон и Пророки поклонились Слову, ставшему плотью и эту плоть обожившему. Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель – обожение. Петр говорит, что: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) Иоанн говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2) И Петр, и Иоанн были с Ним на святой горе. Был еще и Иаков, брат Иоанна, он тоже сказал бы об этом, если бы не стал ранней жертвой Иродовой злобы. Итак, увидим Его и будем подобны Ему, от самого созерцания изменяясь и питаясь благодатью, подобно тому, как Ангелы питаются ею ныне. Свести на нет этот праздник, вместо смыслообразующего значения придать ему характер частный, локальный, казалось бы, невозможно. Однако западная религиозная мысль именно так, не к месту скромно относится и к Преображению и к самой идее обожения. В Литургическом году католиков Преображение едва заметно, учение Григория считается ересью, и та пропасть в мировоззрениях, о корой мы говорили в начале, с течением времени стала почти непроходимой. Запад пошел по пути интеллектуализма. Оппонент Григория – Варлаам – говорил, что созерцание Бога есть мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Из этой точки Восток и Запад разошлись разными путями.

http://pravoslavie.ru/52083.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010