И если бы мы внимательнее смотрели на бренность жизни нашей, на глубину судеб Божиих: то мы должны были бы трепетать своей беспечности о часе смертном. Что жизнь человеческая, по изображению слова Божия? Пар, на малое время являющийся и потом исчезающий ( Иак. 4:11 ). Что человек? Человек как трава, дни его, как цвет полевой, так он отцветает; пронесется над ним ветер, и нет его, и место его не узнают уже ( Пс. 102:13,16 ). Что сила, что слава человеческая? Всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве, сохнет трава, и цвет ее отпадает ( 1Петр. 1:24 ). При этой общей – неизбежной скоротечности жизни, нам угрожает еще поразительная человеческая бренность и недоведомая глубина судеб Божиих. Не говоря о тех страшных посещениях Божиих губительными болезнями, которыми часто в кратное время похищаются многие тысячи людей, не видим ли как многие вдруг, единым болезненным ударом исторгаются из среды живых в самом цвете лет, в самой крепости Сил? Как многие и без всякаго болезненнаго предвестия или от внутренних сокровенных причин, или от внешних насильственных случаев внезапно к общему ужасу похищаются с поприща жизни тогда, как вовсе не мыслили о своей смерти? Посему сам Спаситель, возбуждая нашу бдительность к часу смертному, сокрытому от нас глубокою неизвестностью, называет день смерти татем, который приходить ночью, и внезапу подкапывает и опустошает жизненную храмину. ( Лук. 12:39,40 ) Бдите убо, подтверждает нам Господь о необходимости бодрствования, не весте бо, когда Господь дому придет; вечер или полуночи, или в петлоглашение, или утро. Да не пришед внезапу обрящет вы спяща и заключает повеление свое решительным требованиям бодрствования от всех, и каждаго без исключения: а яже сам глаголю, всем глаголю: бдите. (Map. 13:35,37). Часть III-я Каково же должно быть наше бодрствование, котораго от всех нас требует Господь в ожидании часа смертнаго? Представим себе, что делают те, которые с часу на час ожидают к себе великаго, необыкновеннаго Посетителя, или те, которые среди мраков нощи отовсюду опасаются неприятельскаго нападения? Так и мы со страхом и трепетом должны соделывать спасение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Они могут существовать в скрытом состоянии, незаметно, и потом сразу выникнуть и быстро проложить путь антихристу. Напр., даже незадолго до первой французской революции кто мог ожидать и предузнать, что скоро начнется беспощадная братоубийственная резня, кровь потечет ручьями, и безбожие разовьется с беспримерною дерзостью и силою, что, одним словом, произойдет нечто подобное, что будет перед пришествием антихриста? Поэт Гете предузнал тогда и предсказал только то, что начинается поворот в истории, но он не знал, что этот поворот будет сопровождаться беспримерным братоубийственным кровопролитием. Как нужно относиться к вопросу о времени пришествия антихриста, в какой форме должны быть даваемы ответы на него и какие данные должны служить основанием для решения его, косвенное указание на это мы находим и в речи Иисуса Христа о последних временах, о втором Его пришествии и о кончине мира. Иисус Христос , сказавши, что о дне и часе Его пришествия никто не знает, кроме Бога, и что для людей оно наступит столь же внезапно и неожиданно, как для беспечных современников Ноя неожиданно начался потоп ( Мф.24:36–39, 42–44, 25:1–13 ; Мк.13:28–37 ; Лк.21:34–36 ), вместе с тем ясно показал, что совершенно неожиданно Его пришествие будет только для людей беспечных, грешных, совершенно погруженных в житейские заботы. Смотрите же за собою, говорит Он, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лук.21:34 ). Уже из этих слов видно, что для людей, не зараженных этими пороками, которые ведут к беспечности, пришествие Господа не будет неожиданным. Даже более: люди бодрствующие, рабы верные и благоразумные перед вторым пришествием Христовым предузнают близость наступления его. Потому что, наблюдая события своего времени и замечая полное сходство их с тем, что, по предсказанию Писания, совершится перед вторым пришествием Христовым, они предугадают, что это событие скоро осуществится. Они не будут знать в точности, в какой именно день и через сколько именно времени оно наступит, но основательно будут думать, что оно приближается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

13–28 ст. Первое горе Господь возвещает книжникам и фарисеям за то, что они, сами не веря во Христа, то же внушают и народу и чрез это отрывают его от царства Божия. Второе – за корыстолюбие, не останавливающееся пред такими средствами, как обман и обирание вдов, для чего, между прочим, фарисеи и стараются выказать себя набожными. Третье – за то, что книжники и фарисеи, очень усердные в обращении язычников в иудейство, делали это только ради того, чтобы увеличить число принадлежащих к иудейству и этим расширить область своего духовного владычества. Четвертое – за извращение посредством перетолковываний своих закона. Пятое – за то, что они, исполняя мелочи, пренебрегали существенным в законе: дозволяли несправедливость на суде и не имели истинной веры. Шестое – за то, что они, строго наблюдавшие чистоту посуды, наполняли эту посуду добытым возмутительными способами. Седьмое – за то, что они вообще по наружности только благочестивы, а внутри полны всевозможных пороков. 29–33 ст. Восьмое и последнее горе Господь возвещает фарисеям за убийственные стремления против посланников Божиих. «Дополняйте же, – говорит Иисус Христос, – меру отцов ваших», убивайте и Самого Мессию, служителями Которого были пророки, и Его новых посланников – апостолов. 34–36 ст. Господь изрекает Свой решительный суд над народом иудейским: да приидет наказание на него за невинную кровь, пролитую на земле. Господь уверяет, что суд этот, несомненно, исполнится (исполнением этого суда было разрушение Иерусалима и рассеяние народа). 37–39 ст. Мысль о погибели Иерусалима пробуждает в Господе чувство жалости, и Он со скорбью произносит над ним свой суд – покинуть храм. Пророчество И. Христа о разрушении Иерусалима, кончине мира и о Своем втором пришествии (Мф.24:1–25; Мр. 13:1–37; Лук. 21:5–38) Повод к этой пророчественной речи состоял в следующем: Свою обличительную речь прочив фарисеев и книжников Иисус Христос закончил угрозой храму Иерусалимскому, лишая его Своего присутствия и попечения и предсказывая ему запустение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

И не должны мы еще думать, что какая либо часть из него воскресла: оно все не ведало истления; оно все воскресло. Ибо сказано: воста, несть зде (Марк. 16, 6). Он истинно воскрес, и не ложны Писания, заключающия в себе жизнь нашу. И чтобы обольщенные не находили предлога к перетолкованию, Он показал Фоме кости и плоть и говорил ученикам своим: видите, яко Аз есмь: яко дух костей и плоти не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39). 92. Если же кто мудрствуя скажет, что тело Спасителя нашего было избранное, так как одно только оно зачато от Марии без семени мужа: то никто не может этого ни подтвердить, ни доказать. Если же кто опять мудрствуя скажет, что одно только Христово тело воскресло все, а наше воскреснет не тем же самым, но вместо него воскреснет иное: то как же говорится: Христос воста, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20)? Тогда и самое тело воскрешаемых должно считать начатком. Пусть же узнают, как Христос начаток умершим бысть, пусть не обращаются опять к иному заблуждению и не думают, что другие места в Писаниях ложны. Ибо прежде Своего воскресения Христос воскресил Лазаря и сына вдовицы Наинской. И Илия воскресил мертваго; также и Елиссей воскресил двух мертвых, одного еще на земле бывшего, а другого уже погребенного. Но те воскресшие опять умерли и ожидают единого и всеобщего воскресения. Христос же начаток умершим бысть в том смысле, что, востав, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает, согласно написанному (Рим. 6, 9). Он единожды умер за нас, претерпев страсть за наши страсти; единожды вкусило смерти, смерти же крестные (Флп. 2, 8), добровольно ради нас пришедшее на смерть Слово, чтобы смертию смерть умертвить. Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не страдая в Божестве, но страдая вместе с человечеством, так что страдание вменялось Ему, но Сам Он пребывал в бессмертии; ибо Сам Он сказал: Аз есмь живот (Иоан. 11, 25; 14, 6). И не в плоти надежда наша, потому что сказано: проклят, иже надеется на человека, и будет яко в дивией мирике (Иер. 17, 5–6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Названия «сатана» и «диавол», относящиеся к самому главному из падших духов, означают: враг, противник, обвинитель, клеветник. Он противник Бога и человека. Диавол клевещет человеку на Бога ( Быт.3:1-7 ) и Богу на человека ( Иов.1:9, 2:4 ). В отличие от их предводителя, других падших духов называют бесами, демонами. Сколько всего существует бесов, Св. Писание не определяет, но дает понять, что это число очень велико. Нечистые духи образуют целое царство во главе с веельзевулом – князем бесовским ( Мф.12:24 ). В Св. Евангелии сказано, что Спаситель изгнал из одного человека в стране Гадаринской легион бесов ( Лк.8:30 ). Из Св. Евангелия также известно, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов ( Мк.16:9 ). Слово Божие открывает нам, что против нас воюют полки бесов, «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, …против духов злобы поднебесных» ( Ефес.6:12 ), — пишет ап. Павел. Между нечистыми духами имеется различие по силе и власти. Удалившись от Бога, демоны утратили чувство радости своего бытия, и теперь они могут проявлять себя только в пагубных злых действиях. Они постоянно испытывают безмерную печаль, скорбь, отчаяние, тоску, уныние. Их внутреннее состояние-это неописуемый мучительный страх перед Богом в ожидании великого дня Страшного Суда, на котором они подвергнутся осуждению на не имеющую конца муку в пламени адском. Несмотря на то, что бесы навсегда закоснели во зле, тем не менее они имеют ум, волю и чувства. Они знают очень многое. По своему уму они значительно превосходят человека. Их воля безмерно утвердилась во зле. Они непримиримые противники истины и добра. Что же касается их чувств, то слово Божие говорит об их трепете и страхе перед Богом: «бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ), об их злобе и ненависти ко всему доброму, об их зависти, гордости и т.п. Демоны, вселившись в человека, могут говорить от своего лица. При этом они могут помрачать разум и терзать человека до такой степени, что он может, испуская пену, падать на землю. Об этом рассказывает, например, евангелист Лука ( Лук.4:35; 8, 27; 9, 39 ). Диавол еще до отпадения от Бога был могущественным ангелом и пока он остается могущественным, но он не всемогущ, его силы ограничены. Христос называет его «князем мира сего» ( Ин.14:30 ). По слову св. ап. Павла, сатана – князь, господствующий в воздухе: «По воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Ефес.2:2 ). Сатана возглавляет царство тьмы.

http://azbyka.ru/diavol-i-ego-nyneshnie-...

Итак, свойство той и другой природы (substantia) явило нам человека и Бога: здесь рожденного, там Нерожденного, здесь телесного, там Духовного, здесь слабого, там Пресильного, здесь умирающего, там Живущего. Эти свойства обоих состояний, Божественного и человеческого, вне сомнения, с равной достоверностью засвидетельствованы для обеих природ и для духа, и для плоти. Чудеса засвидетельствовали Дух Божий, страсти плоть человеческую. Если чудодействия не без Духа, то и страсти не без плоти; если плоть со страстями ее была воображаемая, то и Дух с его чудодействиями не был настоящим. Что же ты разделяешь Христа надвое своей ложью? Он был истинен в цельности Своей. Поверь, Он предпочел родиться, нежели обманываться в чем-то и прежде всего в Себе Самом: носить плоть, прочную без костей, сильную без жил, кровоточащую без крови, покрытую без кожи, алчущую без голода, едящую без зубов, говорящую без языка, так что речь ее являлась слуху как призрак от воображаемого звука. Тогда, значит, Он был призраком и после Воскресения, когда предложил ученикам осмотреть руки и ноги Свои, говоря: Взгляните, вот Я; ибо дух не имеет костей, а вы видите, что Я имею (Лук. 24, 39). Это, без сомнения, руки, ноги и кости, которые имеет не дух, но плоть. Как объясняешь ты эти слова, Маркион, ты, выводящий Иисуса от Бога наилучшего, простого и только благого? Взгляни-ка: Он обманывает, заблуждает и затуманивает очи всех, чувства всех, которые подходят и осязают. Уж по этой причине тебе следовало бы выводить Христа не с неба, а из какой-нибудь шайки шарлатанов, представлять Его не Богом помимо человека, а просто человеком, магом, не жрецом спасения, а театральным актером, не воскресителем мертвых, а губителем живых. Но Он все же родился даже если и был просто магом. 6. Однако кое-какие ученики сего Понтийца, мнящие себя умнее наставника, допускают во Христе действительность плоти, не переставая, впрочем, отрицать Его рождение. " Он, говорят, мог иметь плоть, но отнюдь не рожденную " . Значит, как обычно говорится, попали мы из огня да в полымя, от Маркиона к Апеллесу, который, покинув учение Маркионово, пал плотью к женщине, а потом был вознесен духом до девицы Филумены, и ею был побужден проповедовать действительность плоти Христовой, но без рождения. И этому ангелу Филумены апостол ответствовал бы теми же самыми словами, коими уже тогда предвозвестил его, говоря: Если бы ангел с неба благовествовал вам иначе, чем мы благовествовали, да будет анафема (Галат. 1,8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/554/...

20. Восстань, Господь, да не гордится человек, да судятся народы пред Тобою. 21. Поставь, Господь, законодателя над ними, да помнит всякий средь народов, что он человек. 22. Почто, Господи, стоишь далече, скрываешь Себя во время скорбей? 23. Когда возгордится нечестивый, бедный страдает: да уловлены будут грешники в своих собственных ковах. 24. Хвалится грешный похотью души своей, и обидчик ублажает себя. 25. Раздражает Господа грешник: «Не взыщет в гневе Своём. Нет Бога пред ним». 26. Оскверняются пути его во всякое время; далеки суды Твои от лица его; всех врагов своих презирает. 27. Говорит в сердце своём: «не пошатнусь в род и род, не увижу зла». 28. Полны проклятия уста его, и злобы и лжи; под языком его муки и пагуба. 29. Сидит с богатыми в засаде, ища убить неповинного; глаза его за нищим следят. 30. Ловит тайком, как лев в логовище своём; подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, увлекая его в сети свои. 31. Покорить его: наклонится тот и упадёт; и будет он господствовать над убогими. 32. Говорит в сердце своём: «забыл Бог , отвратил лицо Своё, не увидит никогда». 33. Восстань, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца. 34. Зачем прогневал нечестивый Бога? Сказал в сердце своём: «не взыщет». 35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиду и притеснения, да предан будет грешник в руки Твои; Тебе предаст себя нищий, сирому будь Ты помощник. 36. Сокруши мышцу грешному и лукавому; будут искать и не найдут греха его. 37. Господь царь во веки, во веки веков; погибнете, язычники, с земли Его. 38. Господи, Ты услышал желание убогих, чаяниям сердца их внимает ухо Твоё. 39. Дай суд Твой сирому и угнетённому, да не величается больше человек на земле. Псалом 10 Начальнику хора. Псалом Давида. 1. На Господа надежда моя; скажете ли душе моей: «летай по горам, как птица»? 2. Вот грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане – подстрелить во мраке правого сердцем. 3. То, что Ты созидал, разрушили они; что же делать праведному? 4. Господь во храме святом Своём. Господь! На небесах престол Его, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытуют сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Из чего состоит деятельная жизнь? Сюда относятся различные виды воздержаний от похоти, чревоугодия, гнева, роскоши, рассеянности, пересудов, и прочих нечистых движений души и тела, а также дела по исправлению и усовершенствованию, к каковым относятся пост, бдение, псалмопение, коленопреклонения, стояние на молитве и т.п. Сюда же относится различных видов участие в разнообразных нуждах и страданиях людских: подаяние вещественной и невещественной милостыни, посещение больных, принятие странников и т.п. Все эти и подобные им дела многочисленны и разнообразны настолько, что их трудно исчислить, но все они сводятся к тому, чтобы с одной стороны, исторгать и истреблять застарелые страсти, а с другой, насаждать и созидать добродетели. Смысл и ценность этих дел в приготовлении души к деятельности высшей и полезнейшей, состоящей «в возношении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных». 478 Когда же деятельность внешняя начинает отводить от деятельности внутренней и даже препятствовать ей, тогда она получает неодобрительную оценку от Того, Кому старается всеми силами услужить. Господь не укорял Марфу до тех пор, пока та не стала придавать своей деятельности излишнюю цену и уничижать непонятное ей поведение своей младшей сестры Марии, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его ( Лук. 10:39 ). Иллюстрацией и доказательством вышеуказанного положения является дошедшая до нас история двух подвижников, которые, приобретя соответствующий уровень духовной жизни, вместе уже подвизались в пустыне, проводя время в безмолвии. Однажды, когда они вышли из своих пещер для сбора злаков и кореньев, которыми питались, один из них увидел, как другой внезапно остановился в испуге, а потом стремглав убежал, скрывшись в своей пещере. Недоумевая, что бы это значило, видевший убегавшего брата подошел к тому месту, которое его так напугало. И что же он увидел? Он увидел рассыпанным громадное количество золота… Скажите, кому из вас понятно поведение убежавшего? Чего он испугался? Вы скажете, он испугался сребролюбия, помня истину о невозможности служить Богу и мамоне одновременно ( Мф. 6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

“ Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас ” (ст.14). Апостол Павел так уверен в своем воскресении и будущей славе, что не называет даже этого верой, а просто знанием, как бы желаемое и ожидаемое было для него уже настоящим: зная, говорит он… (ср. 2 Кор.5:1 ). 1. Надежда истинных христиан на блаженную вечность есть надежда несомненная, покоящаяся на добром основании. а) Потому, что они не сами навязали ее себе , не праздная это мысль у них, но оживляется в их сердце силой и действием Божьим, следовательно, эта надежда — живая (1 Петр. 1:3 ), ясная и сознаваемая, сильная и укрепляющая. Соответственно с этими свойствами она и называется совершенной надеждой (1 Петр. 1:13 ). б) Потому, что она опирается на заслуги Иисуса Христа , Который есть основание их надежды (1 Тим. 1:1; Кол. 1:27 ). в) Потому, что Слово Божье, в которое они верят и которому следуют, дает им право на такую надежду. Неразумно было бы надеяться на то, к чему Слово Божие не дает никакого повода (Иов. 8:13; Притч. 11:7; 25:13 ). Но Божье Слово и Божьи обетования дают истинным христианам полное право на такую надежду (Исаии 50:10; Осии 12:6 ). г) Потому, что они, живя на земле, имеют продолжение своей жизни на небесах, куда они непрестанно стремятся (Фил. 3:20; Лук. 12:34; Евр. 12:22; Ефес. 2:6 ). Посему всякий “ имеющий сию надежду на Него, очищает себя ” и т. д. (1 Иоан. 3:3–4 ). 2. Поскольку надежда истинных христиан на блаженную вечность так несомненна, то она и не посрамит их (Псал. 39:5; Рим. 8:24 ). Бог поругаем не бывает: Он исполнит Свои обетования (Евр. 4:1 ). Слава истинных христиан “ Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах ” (ст.7). “В сих словах святой апостол Павел под сокровищем понимает неизреченную славу верующих, а под глиняным сосудом — слабость нашего естества и немощь нашей плоти.” Каждый возрожденный Божьей благодатью христианин носит в сердце своем славу Царства Небесного, эта внутренняя слава совершенно скрыта, пока человек находится здесь на земле, но некогда откроется во всем свете.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Сходство и различия между Евангелиями Критики говорят о различиях между Евангелиями. Для меня куда важнее их сходство, а также пронизывающее их тонкое чувство гармонии. Тщательное изучение Писаний раскрывает куда более многочисленные совпадения, чем кажется на первый взгляд. Вот, например, список двенадцати пунктов, которые находятся буквально на поверхности евангельских рассказов, но сообщают все главные подробности рождения Христа: 1 . Иисус родился в последние дни Ирода ( Матф. 2:1,13 ); ( Лук. 1:5 ). 2 . Он был зачат Святым Духом ( Матф. 1:18,20 ), ( Лук. 1:35 ). 3 . Мать Его была девственницей ( Матф. 1:18,20,23 ); ( Лук. 1:29,34 ). 4 . Она была обручена с Иосифом ( Матф. 1:18 ); ( Лук. 1:27 ), ( Лук. 2:5 ). 5 . Иосиф был потомком Давида ( Матф. 1:16,20 ); ( Лук. 1:27 ), ( Лук. 2:4 ). 6 . Иисус родился в Вифлееме ( Матф. 2:1 ); ( Лук. 2:4,6 ). 7 . По Божьему указанию Он был наречён Иисусом ( Матф. 1:21 ); ( Лук. 1:31 ). 8 . Его провозгласили Спасителем ( Матф. 1:21 ); ( Лук. 2:11 ). 9 . Иосиф знал, что Мария была беременна от Духа Святого ( Матф. 1:18–20 ); ( Лук. 2:5 ). 10 . Однако он взял Марию в жёны и принял все отцовские обязанности по отношению к Младенцу ( Матф. 1:20,24,25 ); ( Лук. 2:5 ) и далее). 11 . Благовещение и рождение Христа сопровождались откровениями и знамениями ( Матф. 1:20 ); ( Лук. 1:26–27 и др.). 11 После рождения Иисуса Иосиф и Мария поселились в Назарете ( Матф. 2:23 ); ( Лук. 2:39 )». Одним из кажущихся расхождений между двумя Евангелиями являются родословные Христа, приводимые Матфеем и Лукой. Однако первый даёт родословную Иосифа, а второй – Марии. Поскольку Иосиф был потомком Иехонии, у Иисуса, казалось бы, не было законного права на трон ( Иер. 22:30 ), ( 2Цар. 24 ); речь там идёт о том же Иехонии, что и у Матф. 1:11 ). В то же время родословная Марии не включает Иехонию, и в силу того, что Иосиф не был отцом Иисуса, у Христа – «семени» женщины, т.е. Марии – право на трон имелось ( Лук. 3:23 ). Свидетельства Марка, Иоанна и Павла Критики нередко ссылаются на то, что из всех авторов Нового Завета о непорочном рождении Иисуса пишут только Матфей и Лука. Из этого делается вывод о несущественности догмата о непорочном рождении для новозаветного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010