Ст. 19. Иосиф же муж ея, праведен сый, не восхоте обличити ю. Здесь под несправедливостью разумеется совокупность всех добродетелей, особенно же соединение правдивости с милостию. Сострадательный Иосиф не хотел обличить, т.е. пред всеми объявить Пресвятую Деву нарушительницею целомудрия и супружеской верности и на этом основании формально расторгнуть брачный союз с Нею. Но восхоте тай пустити ю, хотел отослать ее от себя без объяснения причины, с тою только целию, чтобы пребывание Марии в его доме после преступления, в котором он Ее подозревал, не навлекло на него и на дом его гнева Божия. Ст. 20. Когда Иосиф подумал это, ангел Господень явился ему во сне и сказал, чтобы он без, опасения гнева Божия приять, т. е. не отсылал, удерживал жену свою. Родшеебося в ней от Духа есть свята, зачатое в Ней есть плод не преступления, но наития Святого Духа. Ст. 21. Родит же Сына, и наречеши имя Ему... За свою праведность и за предстоящие ему попечения о Богомладенце – Иосиф приемлет от ангела почетное право, вместе с пресвятою Материю ( Лук. 1. 31 ), наречь Ему имя. Иисус (по-еврейски jehoschua) – Спаситель. Той бо спасет людей своя от грех их. Этими слонами ангел показывает, в каком совершенстве имя Иисуса соответствует достоинству и служению Богочеловека, спасающего людей от греха, в коем лежит причина всех человеческих бедствий, спасающего их с властию божественною, ибо спасаемые Им люди суть Его люди (люди Своя), и все покорено под ноги Его. Бог непреложен и неизменен: милость Его к людям пребывает в век века: намерения Господа, мысли сердца его одни и теже из рода в род ( Пс. 32. 11 ). Как согласит с этим дарование Нового Завета, новое откровение Божества во Христе Иисусе и в частности неслыханное рождение от Девы? Для сего необходимо веровать, что все это было новое только в своем историческом явлении или осуществлении, а в уме Божием предопределено от века и, как от века предопределенное Богом, возвещено пророками. Цель настоящих событий в том и заключается, чтобы осуществить предвечное определение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении ангелов. И это, как полагали Святые Отцы Церкви, по двум причинам: во-первых – потому, что, вследствие неспособности тогдашних Иудеев возвышаться к предметам сверхъестественным, Моисей имел в виду начер­тать перед своими соплеменниками историю только мира видимого, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинную Причину всего существующего; 1116 а во-вторых – потому, что не безопасно было гово­рить с ясностью о бытии высших, духовных существ таким людям, которые еще не довольно были утверждены в истине единства Божия, и склонны были впадать в многобожие и идолопоклонство. 1117 Не смотря, однако, на умолчание Моисея о сотворении Богом ангелов, истина эта несомненно проповедуется в Слове Божием. Она выражена: а) В тех местах, где говорится, что все, существующее вне Бога, получило бытие от Него. Например: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Иоан. 1:3 ); Ибо все из Него, Им и к Нему ( Рим. 11:36 ); всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог ( Евр. 3:4 ; срав. Еф. 3:9 ; Откр. 4:11 ). б) Прямее и яснее – в словах Ездры: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются ( Неем. 9:6 ). Здесь под именем все воинство их (небес), сотворенного Богом, разумеются ангелы, которые, действительно, называются этим именем в Священном Писании ( Лук. 2:13 ), и изображаются окружающими престол Всевышнего и поклоняющимися Ему ( Ис. 6:3 ; Откр. 7:11 ; Пс. 96:7 ). в) Наконец, со всею ясностью – в словах Апостола: Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол. 1:16 ). Невидимое означает здесь мир духов­ный, в противоположность миру видимому, вещественному, и престолы, господства, начала и власти – суть имена чинов ангельских, как видно из других подобных мест ( 1Петр. 3:22 ; Ефес. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

§ 64. Происхождение ангелов от Бога и время их происхождения Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении ангелов. И это, как полагали Святые Отцы Церкви, по двум причинам: во-первых — потому, что, вследствие неспособности тогдашних Иудеев возвышаться к предметам сверхъестественным, Моисей имел в виду начертать перед своими соплеменниками историю только мира видимого, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинную Причину всего существующего; а во-вторых — потому, что не безопасно было говорить с ясностью о бытии высших, духовных существ таким людям, которые еще не довольно были утверждены в истине единства Божия, и склонны были впадать в многобожие и идолопоклонство. Не смотря, однако, на умолчание Моисея о сотворении Богом ангелов, истина эта несомненно проповедуется в Слове Божием. Она выражена: а) В тех местах, где говорится, что все, существующее вне Бога, получило бытие от Него. Например: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан. 1:3); Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим. 11:36); всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог (Евр. 3:4; срав. Еф. 3:9; Откр. 4:11). б) Прямее и яснее — в словах Ездры: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются (Неем. 9:6). Здесь под именем все воинство их (небес), сотворенного Богом, разумеются ангелы, которые, действительно, называются этим именем в Священном Писании (Лук. 2:13), и изображаются окружающими престол Всевышнего и поклоняющимися Ему (Ис. 6:3; Откр. 7:11; Пс. 96:7). в) Наконец, со всею ясностью — в словах Апостола: Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол. 1:16). Невидимое означает здесь мир духовный, в противоположность миру видимому, вещественному, и престолы, господства, начала и власти - суть имена чинов ангельских, как видно из других подобных мест (1 Петр. 3:22; Ефес. 1:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

b) Душа есть самодвижущее, она движет собою. Это значит, что в ней движущий момент отличен от движимого, что движущее имеет движимое как свой Другими словами, душа всегда должна иметь тело. Или есть душа, тогда есть и тело; или тела нет, тогда нет и никакой души. Так как сейчас у нас мало охотников признавать душу в ущерб телу, то я не буду развивать эту аргументацию. Замечу только, что существует не только одно физически–чувственное тело. И не только теософия и разные «естественные» религии признают разные типы телесности, но учение о разных типах телесности представляет и неотъемлемую принадлежность христианства. Христос явился ученикам по воскресении «дверем затворенным» (Иоан. XX, 19), и тем не менее тут же «Он показал им руки и ноги и ребра свои» (20), а Фома даже касался ран Христовых (27). В другой раз Иисус является посреди учеников так внезапно, что ученики, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лук. XXIV, 37). Иисус опять показывает им руки и ноги и говорит: «Это — Я Сам; осяжите меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (39), и даже принимает пищу (41—43). Явно, что евангельская интуиция говорит здесь не просто о физическом теле. Наконец, учение о воскресении плоти уже с полной очевидностью говорит о разных типах тела. «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных» (1 Кор. XV, 39—40). «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (44). Будущее тело будет «во еже быти ему сообразну телу славы Его» (Фил. III, 21). «Создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесах в жилище наше небесное облещися желающе» (2 Кор. V, 1—2). И т. д. Я бы даже сказал, что ни один христианский догмат невозможен без особой мистико–мифологической натурфилософии. Вознесение Христа на небо, очевидно, возможно только как результат некоего физического преобразования Его тела. Преображение на Фаворе есть учение об умном теле. Схождение Духа Св. в виде огненных языков также возможно лишь благодаря особой организации пространства и материи. Сюда же относятся такие факты, как взятие на небо пророка Илии и Богоматери. Наконец, и сама София, Премудрость Божия, есть также не что иное, как особого рода тело. — Итак, душа и дух всегда предполагают тело, так или иначе организованное.

http://predanie.ru/book/72544-dialektika...

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:910). Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжателъ, который есть идолослужителъ, не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф. 5:5). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21:8). Путь нечестивых погибнет (Пс. 1:6). Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету, и ищете лжи? (Пс. 4:3). Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых (Пс. 7:13–14). В делах рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога (Пс. 9:17–18). Беззаконники же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится (Пс. 36:28). Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия (Пс. 67:3). Вот, удаляющиеся от Тебя погибнут (Пс. 72:28). Воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог (Пс. 93:23). Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили (Пс. 118:155). Господь Праведен, Он рассек выи грешников (Пс. 128:4). Падут в сеть свою грешники (Пс. 140:10). Хранит Господь всех любящих Его и всех грешников истребит (Пс. 144:20).   Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея). Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Спаситель беседовал, повествует святой Евангелист, с Иудеями, потребовавшими от него: если Ты Христос, скажи нам прямо. Сначала Он отвечал им прямо: Я уже говорил вам, и дела мои, которые Я творю о имени Отца, свидетельствуют о Мне; но вы не веруете, потому что не принад­лежите к овцам моим, слушающим моего гласа. Потом, обра­щаясь мыслью к этим овцам своим, и желая показать, что Он живот вечный даст им и никто не восхитит их от руки Его, продолжал: Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех (чему веровали и сами Иудеи) и никто не может похитить их из руки Отца Моего, – а Я и Отец – одно. Следовательно, – едино по могуществу, по власти, по божеству. Так точно поняли слова Спасителя и Иудеи, и схватили каменья, чтобы побить Его, го­воря: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Что же Спаситель? Он не только не стал выводить их из этой мысли и объяснять свои слова как-нибудь иначе, напротив начал утверждать, что Он не изрек никакой хулы, сказав: Я Сын Божий, и указывая на свои дела, которые творил о имени Отца, присовокупил: чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (31–38). Тогда Иудеи снова восстали на Него, и хотели лишить Его жизни. 481 Подобные же места, указывающая на единосущие Сына с Отцом, суть: Иоан. 5:19; 14:16; 16:15; 17:10 . 4) Свидетельства Нового Завета, из которых одни утверж­дают что издревле глаголал устами пророков сам Бог Отец, Господь Бог Израилев ( Евр. 1:1 ; Лук. 1:68–70 ), а другие, что именно изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым и что Он, Дух Святой, предрекал устами Давида и прочих Пророков ( 2Петр. 1:21 ; Деян. 1:16; 28:25 ; Евр. 3:7; 10:15 ; срав. Иер. 31:33 ). Как же объяснить это, если не тем только, что Отец и Святой Дух, будучи раздельны между Собой по личным свойствам, нераздельны по существу, что Отец в Духе и Дух в Отце, и что потому, когда глаго­лал устами пророков Отец, глаголал вместе и Дух, и наоборот? 482 В этом-то смысле Дух Святой, вдохновлявший древних Пророков, а в Новом Завете Апостолов, и называется Духом Отца: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас, сказал Спаситель ученикам своим, посылая их на про­поведь ( Матф. 10:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

R. 53. 15), т. e.: сказал Измаил Исааку: пойдем поглядим наш участок в поле; и взял Измаил лук и стрелы и наметил стрелу в Исаака и нес пред собой, как бы насмехаясь». Стих 31. Вместо «ρα – итак» у Лахмана стоит δι. Весь этот стих Мейер с Лахманом, de-Wette, Ewald, и Hofman относят к дальнейшему, так что с этого 31 стиха, по их мнению, начинается новый отдел, в котором ап. Павел увещевает держаться христианской свободы. Но такое деление совершенно произвольно. Стих 31 заключает в себе мысль, непосредственно вытекающую из аллегории Сарры и Агари. Поэтому отрывать его от предыдущего отдела (4:21–30) и относит к последующему (5:1–6) совершенно незаконно. Продолжение апостольских увещаний Следующие главы догматико-полемического отдела послания 5:1–6 и 7–12 по своему содержанию и характеру сходны с предыдущими 4:8–11 и 12–20, потому что в них предлагаются те же практические советы быть свободными от закона. Увещание стоят в христианской свободе с указанием на дурные следствия противления (5:1) 5:1. Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся. 5:1. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства. 2. Се аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует. 2. Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. 3. Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити. 3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. 4. Упразднистеся от Христа, иже законом оправдаетеся: от благодати отпадосте. 4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. 5. Мы бо духом от веры упования правды ждем. 5. А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. 6. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема. 6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера действующая любовию. «Стойте в свободе» 5:1. Вся предыдущая аргументация ап. Павла в защиту христианской свободы была направлена к тому, чтобы доказать, насколько необходимо христианам пользоваться дарованной чрез Христа свободой и насколько неразумны стремления Галатийских христиан оставить эту свободу и взять на себя иго закона. С этой целью ап. Павел привел в конце концов историю Сарры и Агари. При аллегорическом понимании этой истории оказывается, что христиане суть такие же дети свободы, как Исаак, произшедший от свободной и законной супруги Авраама (4:31). Положение доказано; цель достигнута. Апостолу ничего не оставалось делать, кроме того, чтобы предложить Галатийцам воспользоваться положением свободных людей:

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Однакож не от нас ли самих зависит увеличить силу добра для перевеса над злом и умножить число избранных? Будем любить добро и делать добро и трудиться для добра; будем употреблять данные нам от Бога силы и средства на все доброе и Богоугодное, и преувеличивать их неслабую деятельность; пусть души наши будут пред Богом чистыми и мудрыми девами: и, о если бы все и каждый из христиан были таковы! Не одно ли добро тогда царствовало бы в мире, и где было бы место злу? И все человечество, мирное и счастливое в этом мире, вошло бы в блаженное царство Христово. Не роковое предопределение предназначает тому или другому из нас быть добрым или худым; не безусловно беспредельная воля Божия определяет количество добра и зла в мире: тут и воля, и труд человека. Только последствия наших дел и наши судьбы по ним решает вечный суд Божий. Аминь. Беседа 4 Между тем как Спаситель раскрывал пред учениками мрачные виды будущих судеб мира и христианства, ученики Его, занятые ближайшим в то время к ним предметом, – судьбой их отчизны, естественно с усиленным вниманием ожидали решения своего прежнего вопроса: что же будет с Иерусалимом и народом иудейским? Каким образом разрешится их таинственная судьба? Как исполнятся, данные издревле Самим Богом, обетования о них и о царстве Мессии, долженствующем в них раскрыться? Теперь Спаситель обращает беседу на этот предмет. «Когда Евангелие проповедано будет по всему миру, тогда настанет последнее время для Иерусалима. Вы увидите Иерусалим, окруженный со всех сторон войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Это будет день гнева и отмщения на народ сей, да исполнится все, сказанное в Писании. Тогда будет скорбь великая, какой еще не было от начала мира и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: только избранных ради сократятся дни те. Тогда увидите мерзость запустения на святом месте. Иудеи – одни падут от меча, другие отведены будут в плен ко всем народам. Все, что вы видите (в Иерусалиме и храме его), будет разрушено так, что не останется камня на камне. Иерусалим будет попираем язычниками до тех пор, как окончатся времена язычников. Не прейдет настоящее поколение, как все это сбудется. Тогда будут являться многие лжехристы и лжепророки; будут говорить: вот здесь – Христос, или – вот там; не верьте! Где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:14–28 . Лук.21:20–24,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Мы обязаны «искать не (только) своей пользы, но пользы многих, чтобы (все) спаслись» ( 1Кор.10:33 ). Для этого все (Правосл. Догмат. Богословие Филарета, архиеп. черн., изд. 1865 г., ч. 2 § 304, стр. 412–415) мы всем и всегда должны «проповедовать слово Божие... назидать, наставлять и увещевать друг друга каждый день, пока можно говорить... ( 2Тим.4:2 ; 1Фес.5:11 ; Евр.3:13 ; Евр.10:25 ); одних исправлять в духе кротости... а других строго обличать... страхом спасать» ( Гал.6:1 ; Тит.1:13 ; Иуд.1:23 ). Так вот, и должны мы всеми силами нашими содействовать ближним нашим сохранять высокое достоинство образа Божия и возвышаться постепенно к тому духовному совершенству, какое указано всем нам Богом, «доколе все приидем в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения», – но дабы истинною любовью, «облечься (нам) в нового человека, созданного по Богу... и жить в любви, которая есть исполнение всего закона Божия ( Еф.4:13–15 ; Еф.4:24 ; Еф.5:2 ; Рим.13:10 ). А достигать такого состояния особенно помогает нам грамота. Она дает нам возможность всесторонне научиться закону Божию, выраженному письменно. Грамота же помогает нам познавать Всевышнего небесного нашего Отца «чрез рассматривание Его творений» ( Рим.1:20 ), объясняемых в благочестивым книгах. Помогая нам ясно уразумевать Божественные истины учения Христова, грамота вместе с этим научает нас истинно благой жизни христианина во всех общественно-житейских положениях и состояниях. Из всего этого ясно, что христиан грамоте учат главным образом затем, чтобы образовать как можно больше хороших, деятельных людей – христиан. Вот для этого-то вас научили грамоте, и вы должны учить других. (См. «Народн. собеседник» ч. I, изд. 1898 г.). Май месяц. 21-ый день. Празднование Владимирской иконы Божией Матери Еванг. от Лук. зач. 58-е, гл. X, 38–42; XI, 27–28 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Правда, по предсказанию пророка Исаии, некогда волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку на гнездо змеи ( Ис.11:6–8 ). И по учению апостола Павла, сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). Но, по-видимому, эти предсказания исполнятся после второго пришествия Иисуса Христа, когда будет новое небо и новая земля, на которых обитает правда ( 2Пет.3:12 ), когда настанет ожидаемое тварью откровение сынов Божьих. И произойдёт это силой всемогущества Божия, а не от деятельности людей. Сказано: тварь освобождена будет. Правда, человек, как сотворенный по образу Божию ( Быт.1:27 ), получил от Бога власть над всеми животными на земле ( Быт.1:28 ), а силой благодати она достигает в нем такой высоты, что человеку не могут вредить ни ядовитые змеи, ни даже злые духи ( Лук.10:19–20 ), что и обнаруживалось в чудотворцах и святых подвижниках. Но пересоздать весь строй жизни животного царства человек не может; власть его над животными и вообще над всей природой имеет свои пределы и довольно незначительна. Нет ничего удивительного в том, что человечество, если бы оно обладало большей силой духа и святостью, приручило бы львов, тигров, змей и других кровожадных животных и могло бы их постепенно преобразовать в животных травоядных, подобно тому, как оно приручило и преобразовало нравы и жизнь собак, кошек и других животных. Ведь и теперь есть укрощенные и прирученные львы и медведи. Но мы не можем представить даже возможности того, какими бы способами человек мог акул, щук, сомов и бесчисленное множество других водных хищников сделать не хищниками или каким бы у он мог воспрепятствовать жукам, паукам, муравьям и другим насекомым пожирать мошек, пожирать друг друга. Некоторые факты показывают, что при настоящем порядке вещей на земле едва ли даже желательно всеобщее, так сказать, замирение в животном царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010