Христос Бог, когда пришли некие и сказали Ему о бедствии галилеян, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, так сказал им: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали ? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме ? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк. 13:2–5 ). Через Псаломника так грозит: «Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовился его, и в нем приготовил орудия смерти» ( Пс. 7:13–14 ). Через Исаию и того страшнее к сынам Израилевым гремит: «Бысте Ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших» ( Ис. 1:14 ), то есть «до сытости Я вам терпел, но уже не стало у Меня терпения; более не стерплю грехов ваших, но по делам вашим воздам». Итак, убойтесь, грешники, гнева Божия, «покайтесь», да не погибнете. Обратитесь, пока из лука Своего натянутого стрел не испустит, прибегните со слезами к Нему, пока еще терпит. «Покайтесь», обновитесь, новый год начиная. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения», – говорит апостол ( 2Кор. 6:2 ). «Омойтесь, и чисты будете, – восклицает пророк Исаия. – Отнимите лукавство от душ ваших перед очами Моими, прекратите лукавство ваше, научитесь делать добро. Ищите правды, избавьте обидимого, защитите сироту и оправдайте вдовицу» ( Ис. 1:16–18 ): «покайтесь. Приблизьтесь к Богу,– увещевает вас апостол Иаков, – и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак. 4:8–10 ). «О Христе молим, – так молит нас, о бедные грешники, сосуд избранный пронести имя Христово, учитель вселенной святой апостол Павел, – о Христе молим, и как бы Сам Бог молит через нас; итак, о Христе молим: примиритесь с Богом. Ибо Не знавшего греха Он сделал для нас Жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Воистину «не знают, что творят» ( Лук. 23:34 ). Церковь есть едина, которая основана на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой Храм в Господе ( Ефес. 2:20–21 ). «На сем камне, – говорит Христос – создам Церковь Мою и врата адова не одолеют ее»( Матф. 16:18 ); «Един Господь – говорит Ап. Павел – едина вера, едино крещение» ( Ефес. 4:5 ). Апостол Иуда говорит, что люди, отделяющие себя от единства веры, душевны, не имеющие духа ( Иуды 1:19 ). Итак, дорогие мои друзья, вы видите ясно, что Церковь едина и только в ней одной можно получить спасение. Великий проповедник языков апостол Павел «прилагал» желающих получить спасение «к церкви» ( Деян. 19:1–6 ). То же самое дело совершал и апостол Петр, когда он присоединил к Церкви Корнелия сотника и других ( Деян. 10:48 ). Апостол Павел, будучи призван самим Христом на великое звание апостольское, только тогда стал иметь надежду на спасение, когда был присоединен Ананием епископом в Дамаске, через крещение, к Церкви ( Деян. 9:10–18 ). Таким образом, из истории Церкви первых веков христианства мы не видели того, чтобы кто ни будь спасся, не присоединившись к Церкви через крещение. Разбойник, висевший на кресте, в данном случае не может быть принят во внимание, потому что это было не в век апостольский а тогда, когда был сам Иисус Христос плотью на земле. Все ереси и секты не идут от Христовой Церкви и сектанты не могут назвать себя христианами в полном смысле этого слова. Церковь Христова есть единая Православная Церковь. Христианин только тот, кто сын Церкви Христовой, Церкви Православной. Слово христианин стало употребляться в первый раз в Антиохии ( Деян. 11:26 ), а православный – тогда, когда появились еретики, которые стали дерзать также называть себя христианами. Слово православный не выдумано, а взято из 1 стиха 32 псалма пророка Давида, где псалмопевец заповедует радоваться праведным о Господе, ибо правым прилично славословить. Слова «правый» и «славословить» соединены вместе и получилось слово «православный». В Церкви Христовой Господь основал иерархов, особый класс людей, которым дал власть пасти стадо Христово. Проследим, братие, как образовалась иерархия в Церкви. Прежде всего возьмем Ветхий Завет , который по словам ап. Павла, есть «тень будущих благ» ( Евр. 10:1 ), т. е. Нового Завета. Посмотрим, как была установлена и организована ветхозаветная Церковь . Господь сказал Евреям чрез пр. Моисея: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). И вот, в ветхозаветной Еврейской Церкви, этом «царстве священном», Господь установил на все ветхозаветные времена особенное священство, особенную иерархию, которая оставалась неизменною до Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

9. А место Монтаново, как говорилось выше, занял злочестивый Манес, который из всех ересей собрал воедино все худое и, соделавшись окончательным рвом погибели, совокупив вместо учения всех еретиков, составил и распространял новое заблуждение и осмелился утверждать, будто бы он есть тот Утешитель, Которого обетовал послать Христос. Но Спаситель, изрекая обетование, говорил апостолам: «Вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лук. 24:49 ). Что же теперь? Ужели умершие апостолы двести лет ожидали Манеса, чтобы облечься потом силою? И осмелится ли кто утверждать, что апостолы в то еще время не были исполнены Святого Духа? Написано, что «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:17 ). Не прежде ли Манеса, не за много ли лет до него было это? Ибо Дух Святый сошел в день Пятидесятницы. 10. За что осужден был Симон волхв? Не за то ли, что пришел к апостолам и сказал: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (19). Он сказал «дайте и мне» не общение Святого Духа, но «власть», чтобы иным продавать непродажное, и чего не приобрел он сам. И сребренники принес он не стяжателям, принес потому, что видел, как приносили цену проданного и полагали к ногам апостольским, но не рассудил, что ногами попирающие богатство, принесенное на пропитание бедных, не за мзду давали власть Святого Духа. Что же апостолы говорят Симону? «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (20). Ты – второй Иуда, потому что надеялся за сребренники купить благодать Духа. Поэтому, если пожелавший за мзду приять власть Симон идет «в погибель», то каково нечестие Манеса, который о себе говорит, что он – Дух Святый? Возненавидим достойных ненависти, будем отвращаться от тех, от кого отвращается Бог. И мы со всяким дерзновением скажем Богу о всех еретиках: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя» (Пс. 138:21)?Ибо есть и добрая вражда, как написано: «и вражду положу между тобою и между семенем ее» ( Быт. 3:15 ), потому что приязнь с змием производит вражду на Бога и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1375 . Мы были некогда несмысленны относительно всего Божественного, и непокорны совести – гласу Божию, и прельщеные чувственностью, рабы низших похотей душевных и связанными с удовлетворением их различных удовольствий, жили в злобе и зависти, из-за чего и были гнусны и ненавидели друг друга. Когда же благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, явилась в воплощенном домостроительстве, не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а напротив, из-за крайней нищеты нашей и беспомощности, по Своей милости, спас нас банею возрождения, нового рождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:3–5 ). Сын Человеческий пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее человечество ( Мф. 18:11 ), которое погибло через прекращение общения своего с Богом и через вступление в общение с падшими духами. Погибель эта обнаружила себя повреждением естества человеческого грехом и смертью. Сущность спасения для человека, очевидно, заключается в расторжении общения с духами отверженными и в восстановлении общения с Богом, что возможно лишь в том случае, когда поврежденное естество исцелится от порчи и избавится от всех следствий порчи, оказавшись способным к беспрепятственному общению с Богом. Именно такой смысл заключает в себе греческое слово σωτηρι, переведенное как спасение. В этом слове заключены такие понятия, как избавление, исцеление, возвращение целостности и здоровья. В таких смыслах в Писании часто употребляется термин «спасение». Кровоточивая жена, подошедши ко Христу, сказала сама в себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (спасена буду)» ( Мф. 9:21 ). И когда прикоснулась, действительно с того часа стала здорова ( Мф. 9:22 ). В таком же смысле спасся бесноватый ( Лук. 8:36 ) и тот немощный человек ( Деян. 4:19 ); как и обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти ( Иак. 5:20 ). Таким образом, спасение понимается как избавление человека от греха и его последствий. Зная, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф. 9:12 ), человеколюбец Бог послал Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Но среди всеобщей радости Господь был печален. Когда с Елеонской горы открылся Иерусалим, то Он прослезился и сказал: «о, если бы ты, хотя в этот день, узнал, что служить к миру твоему! Но это скрыто от глаз твоих. Вот придут дни, когда враги твои разорять тебя, побьют детей твоих и не оставить в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». В Иерусалиме Господь направил путь Свой к храму и, вступив в него, выгнал всех торгующих там, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, говоря: «написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». После сего приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их. Между тем, со стороны начальников иудейских употреблены были все усилия, чтобы утишить народный восторг, и народ, боясь начальников, замолчал. Но они никак не могли остановить детей, которые и в стенах храма продолжали восклицать: „осанна Сыну Давидову!“ Слыша эти восклицания и видя чудеса Христовы, первосвященники в негодовании сказали Господу: „слышишь-ли, что они говорят?“ Господь ответил им: „разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу“ ( Пс. 8, 3 ) и, предрекая о дне Своих страданий, прибавил: „если они умолкнуть, то камни возопиют“. Вечером Господь с учениками возвратился в Вифанию. § 72. Проклятие Иисусом Христом смоковницы. (Лук. 13, 1–9; Мф. 21, 18–22; Марк. 11, 12–14, 20–26). На третьем году Своего общественного служения Господь сказал притчу о „бесплодной смоковнице“, которую имел господин в своем винограднике. „Он“, – говорится в притче – „пришел искать плода на ней и не найдя, сказал своему виноградарю: „вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу: сруби ее, зачем она и землю занимает?“. Но виноградарь отвечал: „господин, оставь ее еще на год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли она плода; если же нет, то на следующий год срубишь ее“. Притча эта имеет значение по отношению и ко всем людям вообще и в частности к народу еврейскому. В отношении ко всем вообще она означает, что Господь долго ожидает покаяния от грешников, но если они упорствуют в своей нераскаянности, то, наконец, посекает их, как сухие бесплодные деревья, и осуждаете на вечную погибель. По отношению же к народу еврейскому означаете, что Господь третий год уже проповедовал ему, но не видел надлежащих плодов от своей проповеди. И тогда народ этот уже заслуживал гнева Божия и осуждения; но милосердный Господь оставил ему еще год на покаяние, и в этот год употребил особенный средства к его вразумлению (чудо воскрешения Лазаря, торжественный вход в Иерусалим). Но и в этот последний год служения Христова народ иудейский в большинстве своем и особенно в лице своих начальников не оказал должного внимания проповеди Спасителя. Наконец, знаменательная притча о бесплодной смоковнице оканчивается не словами, а символическим действием Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Затем, взглянув на убийц, сказал им тихим голосом: — Приступайте уж и кончайте то, за чем вы посланы. Тогда окаянный Горясер велел его тотчас зарезать. Старший повар Глеба, именем Торчин, обнажил нож свой, стал на колени, взял святого Глеба за голову и перерезал горло блаженному, как незлобивому агнцу. Сие было месяца сентября в 5-е число, в понедельник. И принеслась Господу жертва чистая, святая и благовонная и взошла в небесные обители к Богу. И узрел святой желанного брата, и оба они восприяли венцы небесные, которых так желали. И возрадовались радостью неизреченною, которую достигли братолюбием своим. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1). Окаянные те убийцы возвратились к пославшему их, как сказал пророк Давид: «Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога» (Пс.9:18). И еще: «Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свои, чтобы пронзить идущих прямым путем. Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушаются. А нечестивые погибнут, исчезнут, в дыме исчезнут» (Пс.36:14,15,19,20). И сказали они Святополку: — Сотворили мы повеленное тобою. Услышав это, он вознесся сердцем, и сбылось сказанное псалмопевцем Давидом: «Что хвалишься злодейством, сильный? Гибель вымышляет язык твой. Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду. Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный. За то Бог сокрушит тебя в конец и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых» (Пс.51:3–7). Как сказал и Соломон: «Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их» (Притч.1:26,31). Когда святой Глеб был убит, тело его бросили в пустынном месте, между двух колод. Но Господь никогда не оставляет Своих рабов, как сказал Давид: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс.33:21). И вот, когда тело святого долго лежало на пустыре, Господь не оставил его пребывать в неведении и небрежении, но показывал сие место то свещей горящей, то прохожие купцы, охотники и пастухи слышали пение ангельское. Но ни слышавшим, ни видевшим сие не пришло на мысль поискать тело святого, пока Ярослав, возмущенный сим убийством, не пошел войною на братоубийцу, окаянного Святополка, которого, прияв много бранного труда, победил при помощи Божией и поспешении святых князей мучеников. Так был посрамлен и побежден нечестивый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Св. Архистратиже Божий Михаил, победитель всем страстям моим. Св. Архангеле Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей. Св. Архангеле Рафаиле, – целителю, исцели болезни мои телесныя и душевныя. Св. Архангеле Урииле, – просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя. Св. Архангеле Салафииле, – молитвенниче Божий, моли Бога о мне грешном и внуши мне благие помыслы, возносящие душу к Богу. Св. Архангеле Иегудииле, – славителю, прослави меня добрыми делами. Св. Архангеле Варахииле, – благословителю, благослови всю мою жизнь провождать в душевном спасении. Св. Архангелы, Ангелы, Началы, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, Силы, Власти – молите Бога о мне грешном. Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил – обладает беспримерною силою Божиею ( Дан.10:13, 21 ; Откр.12:7–9 ). Архангел Гавриил – вестник силы и тайн Божиих ( Дан.8:16, 9:21–22 ; Лук.1:5–38 ). Архангел Рафаил – врач недугов человеческих ( Тов.3:16, 12:15 ). Архангел Уриил – сияние света Божественного ( 3Езд.4:1, 5:20, 10:28 ). Архангел Салафииле – Божий молитвенник за людей ( 3Езд.5:16 ). Архангел Варахиил – податель Божьего благословения ( Тов.12:15 ). Архангел Иегудиил – славитель Божий (Святитель Димитрий Ростовский , за 8 ноября). Раздел II. Пастырское служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Архимандрит Филарет (Кольцов) Глава 1. Пастырство и старчество Особенности пастырского служения, его основные задачи «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим.4:12 ) Начало ветхозаветному священству положено словами Господа: «Приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священствуют Мне» ( Исх.28:1–3 ). Началом же священства новозаветного стало служение Истинного Пастыря Господа Иисуса Христа, это служение восприняли по Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы Апостолы, от них передается оно избранным достойным преемникам по сей день, не по рождению, в отличие от ветхозаветного, но благодатью Святого Духа, нисходящей в таинстве Священства: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф.4:7, 11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   Но когда Апостолам воздавалась не Божеская, а соответствующая им честь, то они не препятствовали этому (см. Деян. 16и Гал 4:14, 15). О почитании Божией Матери Кто больше всех возвышен в Церкви Небесной торжествующей?   Среди всех Ангелов и угодников Божиих больше всех возвышена и прославлена Божия Матерь, Оттого-то христиане и чтут Ее больше всех и поют Ей: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!» Христиане высказывают этим ту мысль, что, если Божия Матерь не поможет нам своими молитвами, то среди твари нет уже никого выше Ее, и нет нам надежды на заступление пред Христом Богом. Почему христиане называют Ее Богородицей?   Потому, что даже пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. «Сам Господь даст вам знамение, — сказал пророк Исаия? — се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), «что значит, — поясняет Апостол, — с нами Бог» (Мф. 1:23). Также и Елисавета, когда увидела Богоматерь, то от Духа Божия воскликнула: «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:43). На каком основании христиане величают Богоматерь, превозносят Ее выше всех тварей и всячески ублажают?   Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елисавете: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный...» (Лук. 1:46—49). Ясно, что все роды христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог. Величают ли с Господом и ублажают ли Богородицу сектанты?   Нет, не величают и не прославляют, потому что они не христиане, а еретики. Сектанты не называют Приснодеву Марию Богородицей, называют Ее прямо — Марией и считают Ее женой Иосифа. При этом они ссылаются на слова Ев. Матфея (Мф. 1:16, 20, 21, 24, 25), где Иосиф называется мужем Марии, а Она его женой. Действительно ли они были мужем и женой в полном смысле этих слов?   Нет, Иосиф был мнимым мужем Богоматери, потому что «только думали» люди, что Христос рожден от плотского отца (Лк. 3:23). На самом же деле, Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. Когда Ангел сказал Приснодеве Марии, что она родит Спасителя, Который будет Сыном Всевышнего, то Богоматерь «сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:34, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   А Спаситель о повиновении священноначальствующим прямо сказал: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лук. 10:16). Что же делать с такими, которые не желают повиноваться священноначальствующим в Церкви лицам?   Таких, по повелению Христову, должно извергать из Церкви. «Кто Церкви не послушает, — говорит Спаситель, — то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Кому дано право извергать из Церкви?   Это право дано Апостолам и их преемникам-епископам. Откуда это видно?   Это видно из самой жизни Церкви Христовой. Тяжких нераскаянных грешников Ап. Павел отлучал от Церкви. За какие грехи допустимо отлучение от Церкви?   За извращение Богопреданного учения Церкви и за тяжкие грехи против нравственности. Есть ли в св. Писании примеры отлучения от Церкви за извращение ее учения?   Есть. Ап. Павел отлучил за это многих. «Некоторые, — пишет Апостол, — потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:19, 20). И таких непременно должно извергать из Церкви, иначе «слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2:17, 18). Кто, по св. Писанию, отлучался за безнравственность?   Отлучен Ап. Павлом Коринфянин кровосмесник (1 Кор. 5 гл). Как называлось извержение из Церкви?   Оно называется анафематствованием, то есть, отлучением от Христова общества — Церкви. Откуда взято это слово «анафематствование»?   Из св. Писания. Ап. Павел говорит, что кто будет «превращать благовестие Христово, тот да будет анафема» (Гал. 1:6—9). Отлучают ли епископы Христовой Церкви в наши дни?   Отлучают. Так они предали анафеме Льва Толстого, «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева в Москве, а также многих из тех, кто уклонился в ересь баптизма, адвентизма, латинства и др... Почему у нас не извергаются из Церкви все пьяницы и блудники, коль скоро Ап. Павел написал «не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником» (1 Кор. 5:11).   Все пьяницы не извергаются у нас потому, что и Апостол не извергал всех тяжких грешников, а только кровосмесника, да и то до времени его покаяния (2 Кор. 2:7). Многие из христиан Коринфской Церкви за вечерями любви упивались (1 Кор 11:21), однако Апостол не отлучал их, а только не похвалил (там же, ст. 22). Так и теперь Церковь Христова никого не хвалит, не одобряет за грехи, заповедуя всем православным так: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), и добрые христиане уклоняются, напр., от пьяных и развратных сообществ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почему было преступным делание ложных, язычеких изображений?   Потому что они вели к разврату. Так, около идола Астарты были блудилищные дома. Иосия Царь решил уничтожить ложные изображения, которые были поставлены в храме Иерусалимском. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23:6, 7). Почему к священным изображениям всегда относились с высоким почтением?   Потому что Господь чрез истинные изображения творил чудеса. Когда Ковчег Завета попал в плен к Филистимлянам и его поставили в храм Дагона, то ложное изображение Дагона было низвергнуто и разбито невидимою силою Божией (1 Цар. 5 гл).    В другой раз Господь «поразил.... жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 6:19). Господь поразил также и Озу за то, что он прикоснулся к Ковчегу, чего нельзя было делать (2 Цар. 6:7). В чем выражалось почтение к священным изображениям?   Пред священными изображениями и, вообще, пред вещественной святыней поклонялись. «Поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5:8; ср. Пс. 137:2), говорил Псалмопевец. Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Чис. 20:6) Иисус Навин «пал на лице свое пред Ковчегом» (Нав. 7:6). II Как отнесся Спаситель к истинным изображениям?   Господь был в храме Иерусалимском, где были истинные изображения, и Он не осудил их, но, напротив, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мр. 11ср. Мф. 21:13; Лук. 19:46; Ин 2:16).    Но, может быть, вещественная святыня почиталась только в Ветхом Завете?    После создания Церкви Христовой Апостолы продолжали ходить в храм Иерусалимский. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1). Ап. Павел во время проповеди христианства приходил в Иерусалим для поклонения. «Ты можешь узнать, — говорил Павел правителю Феликсу, — что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11). Значит, Апостол поклонялся пред священными изображениями Иерусалимского храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010