2. Да приидет Царствие Твое. Во втором прошении молитвы Господней говорится, во-первых, о царстве благодатном. «Царствие Божие, свидетельствует ап. Павел, есть праведность, и мир, и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Это царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло, если еще царствует грех в мертвеннем теле их ( Рим. 6:12 ). Оно и приходит-то сокровенно и внутренно. Спаситель Сам сказал: не приидет царствие Божие с соблюдением (приметным образом). Се бо, царствие Божие внутрь вас есть ( Лук. 17:20–21 ). Во-вторых, для христианина словами второго прошения может обозначаться и царство славы, т.е. будущее блаженство верующих, которое для него вожделенно. Святой ап. Павел говорит, что он имеет горячее желание разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1:23 ). 3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.Признавая Господа Бога своим царем, мы выражаем желание исполнять благую и совершенную волю Его. Посему мы заявляем, что все, что делаем, и что бывает с нами, происходило бы не так, как мы того желаем, а как это угодно Господу. Мы сознаем, что в своих желаниях нередко погрешаем, а Господь наш, по всеведению Своему и по благости, и желает нам, и знает и готов даровать всякое благо, если только не препятствуют этому наше своеволие и упрямство. Св ап. Павел восторженно говорит: «Тому, т.е. Богу, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем промышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф. 3:20–21 ). О небеси упоминается потому, что там ангелы Божии и все без исключения святые всегда и во всем исполняют волю Божию. В четвертом прошении мы просим у Господа Бога насущного хлеба. Под ним же разумеется все, что необходимо для нашего существования на земле: пища, одежда и жилище. Дозволено нам просить и того, что служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, но непременно с полной преданностью воле Божией: если получим, то станем Бога благодарить; если же не будет дано нам желаемое благо, не станем роптать. Но и необходимого-то хлеба заповедуется нам просить только на днесь, на нынешний день. Этим, конечно, повелевается не заботиться о будущем чрезмерно, а надеяться на Господа Бога, промышляющего о Своих рабах. Спаситель прямо сказал: не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его(довольно для каждого дня своей заботы). ( Мф. 6:34 ). Так как человек состоит из тела и души, и душа-то у него важнее тела, то и для неё нужен насущный хлеб, без которого она умирает с голода. Пищей для души служат: слово Божие и Тело и Кровь нашего Спасителя. Он ведь сам благоволил привести слова Писания в ответ на искусительное предложение духа лукавого: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих ( Мф. 4:4 ). А о св. Плоти и Крови Своей Спаситель сказал: плоть Моя истинно есть брашно (пища), и кровь Моя истинно есть пиво (питие) ( Ин. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

7:21). „В тот день (в день суда) многие скажут Мне: Господи, Господи! не в Твое ли имя мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не звал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие“ (Мат:7, 22, 23).    III. Всяко убо древо, еже ие творит плода добра? посекают е и во огнь вметают (Матф. 7:19); аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете е царство небесное (Матф. 5:20); призови делатели и даждь им мзду (Матф. 20:8); мзда ваша многа на небесех (Матф. 5:12).    Из этих мест ясно видно, что мзда дается за труды, и если жизнь вечная называется мздою, – то предваряет ее делание, труд и заслуга.    IV. Приити имать Сын человеческий в славе Отца Своего, со ангелы Своими: и тогда воздасть комуждо по деяниям его (Матф. 16:27); рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Матф. 25:21); достоин есть делатель мзды своея (Лук. 10:7).    Все эти слова Спасителя ясно показывают, что воздаяние от Бога получается только за добрые дела.    V. Св. ап. Павел говорит о себе: аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам ничтоже есмь (1 Кор. 13:2).    VI. Св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит от лица Божия: се гряду скоро и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делам его (Апокал. 22, 12).    VII. Св. ап. Иаков с особенною силою учит о необходимости соединять христианину добрые дела с верою: «что пользы, братия мои, говорит он, что он имеет веру, а дел не имеет? Неужели может вера спасти его? Если, например, брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет: подите с мирон, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела, – что пользы. Ты веруешь, что Бог един; хорошо; и бесы веруют и трепещут». „Как тело без духа мертво, тан и вера без дел мертва“ (Иак. 2:14 – 19. Сн. еще 1 Кор. 13:2. 1 Иоан. 3:2 – 3). 8. Свидетельства св. отцов и учителей церкви о том, что для получения спасения необходимы добрые дела в соединении с верою    I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Псалом 7 1. Псалом Давида, который он воспел Господу, по поводу слов Хусия, сына Иемениина 100 . Господи Боже мой! На Тебя я уповал, спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не похитит он 101 , как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя. Господи Боже мой! Если я сделал что, если есть неправда в руках моих, Если я отомстил воздающим мне зло, то да паду от врагов моих истощенный 102 , Да преследует враг душу мою и да настигнет, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах да вселит. Восстань, Господи, во гневе Твоем, возвысься на пределах врагов Твоих 103 и воздвигнись, Господи Боже мой, по повелению, какое заповедано было Тобою 104 . И сонм народов окружит Тебя, и над ним поднимись на высоту 105 . Господь судит 106 народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему (какое) у меня. Да прекратится злоба грешников, и направь праведного, Боже, испытующий сердца и утробы по истине 107 . Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем. Бог – судья праведный, и мощный, и долготерпеливый, и не обнаруживающий гнева ежедневно. Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит 108 , лук Свой Он натянул и приготовил его, И в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых 109 . Вот он 110 заболел неправдою, зачал злобу 111 и родил беззаконие. Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал: Обратится злоба 112 его на голову его, и на темя его неправда его сойдет. Прославлю Господа за правду Его и воспою имени Господа Вышнего. 102 Греч. κενς – тощь, пустой, т.е. морально и физически уничтоженный и опустошенный, «ничего при себе не имея» (Афан. Вел.), «лишенный славы, царства и Твоей помощи» (Феодорит). 103 Слав. Твоих соответствует Σου – 13, 21, 65, 67, 80, 81 и др. (до 80), Григ. Нис., компл., альд и Анфим; а ват., син., алекс., – μου, так же евр.т. и Вульг. 107 Слав. праведно соответствует δικαως – 13, 21, 65–67, 69, 80 с др. (до 100), компл., Анфим; а в др. δικαα и помещается в начале след, ст.: Вульг. justum adjutorium, праведная помощь (Порфирий). 109 Греч. τος καιομνοις – слав. сгараемым, т.е. для тех, кто теперь воспламенен злобою (16–17 стт.) и кто «достоин наказания огнем» (20:10, [прим. 250]; Афан. Вел., Вас. Вел., Кир. Алекс., Злат., Зигабен). 110 Нечестивый человек, упоминаемый в 10.16–17 стт., или один из сожигаемых (по 14 ст.). Так и в синод. пер. добавлено нечестивый. Слово δικα в греч. спп. стоит в вин. пад. δικαν; только преосв. Порфирий читал в им. пад. δικα и признал подлежащим: зачала неправда. Все толковники видят нечестивца. 111 Слав. болезнь; греч. πνον – т.е. страдание и бедствие, изнурение для других (17 ст.); пользуемся синод. пер.; слав. болезнь не соответствует ни греч. т., ни контексту, если в нынешнем рус. значении оставить это слово. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

7–8. Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль. Возшумели – взволновались народы, как воды морей, уклонишася, точнее – подвиглись, заколебались царства, составляемые этими народами, как приморские скалы (ст. 4). Но Вышний дал свой глас – как бы гром, и подвиглась, затрепетала земля от этого гласа гнева Его... Так стало очевидно, что Господь силе с нами – с народом Израильским, что заступник наш от этих взволнованных, мятущихся народов, есть Бог Иакова, т. е. народа Израильская, который весь, как потомство и одно семейство, назывался именем этого патриарха – Иаков или Израиль. 9–10. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Что Господь сил в союзе со своим народом (ст. 8), это очевидно. – «Приидите и видите дела Господа, говорит псалмопевец, обращаясь к сомневающимся: это – чудеса, которые Он положил или совершил на земли – в собственной Своей земле, именно в Палестине, где Он избрал и освятил место селения своего (ст. 5–6). Господь совершил эти свои дела – чудеса, отъемля брани или прекращая войны до конец земли – до крайних пределов земли Своей, иначе – совершенно прекратив войну: Он сокрушал луки, ломал оружие – мечи и копья, а щиты, сделанные из дерева и обтянутые кожей, сожигал огнем; таким образом, Он совершенно обезоруживал врагов народа своего – Иакова и, очевидно для него и врагов его, был его помощником (ст. 1 и 8). Избавление земли Израильской от врагов псалмопевец называет чудом, несомненно, потому, что своим войском народ не мог бы отразить такого врага (ср. Сир.48:21–24 ). Вероятно, псалмопевец имеет в виду грозное нашествие на Иерусалим полчищ Ассирийского царя Сеннахирима в четырнадцатый год Иудейского царя Езекии. В виду столь грозного и сильного врага, Езекия принял большие меры защиты Иерусалима, собрал своих военачальников на площадь у городских ворот и, ободряя их, говорил: «с ним (Сеннахиримом) мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам, и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии... И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу». В ответ на молитву царя и пророка Господь сказал: «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» ( 4Цар.19:34 ). И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского... Ангел Господень поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали по утру и вот все тела мертвые» ( 4Цар.18:13; 19:35 . 2Пар.32:20–21 ). – Без сомнения, трупы этих погибших сожигались вместе с их одеждами и вооружением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Напомним себе о символике пасхального обряда. 1 . Во-первых агнец напоминал иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови, когда ангел смерти проходил по Египту. 2 . Во-вторых, опресноки напоминали им о хлебе, который они ели в спешке, когда уходили из египетского рабства. 3 . Чаша соленой воды напоминала им о слезах, пролитых в Египте и о водах Красного моря, через которое они чудом прошли от опасности. 4 . Салат из горьких трав – хрен, цикорий, лук – напоминал им горечь рабства в Египте. 5 . Была еще паста или мастика из яблок, фиников, гранатов и орехов, чтобы напомнить иудеям о глине, из которой они делали кирпичи в Египте. 6 . Наконец, четыре чаши вина, которые выпивали на определенных этапах праздника, должны были напоминать им о четырех великих обетованиях в Исх 6,6–7 :: " Я выведу вас из-под ига Египтян, И избавлю вас от рабства их, И спасу вас мышцею простертою и судами великими. И приму вас к Себе в народ и буду вам Богом». b) Тайная Вечеря, возвещение горя Иуде (Мк.14,17–21) . 17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. 18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. 19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? 20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. 21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. Новый день начался в шесть часов пополудни и, когда наступил пасхальный вечер, Иисус возлег за трапезой со своими двенадцатью учениками. В древнем обряде изменилось лишь одно – некогда Пасху ели стоя ( Исх 12,11 ). Но тогда это было признаком спешки, знаком того, что они, иудеи, были рабами, бежавшими из рабства. В эпоху Иисуса Христа Пасху уже вкушали лёжа за столом – это было признаком свободного человека, имевшего свой дом и свою страну. Прежде чем Марк сообщает знаменитые «установительные слова» Иисуса Христа на Тайной Вечере, он еще раз указывает на то, что Иисус свои великие Евхаристические слова произнес в полном сознании того, что Ему предстоит претерпеть – причем от одного из Его ближайших учеников. Любопытно, что остальные ученики, по-видимому, ничего такого не подозревали. «И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ст. 35. Что такая за монета динарий, см. в объяснении еванг. 11 нед. Ст. 36–37. Почему благодеяние, оказанное самарянином избитому разбойниками, служит примером любви ко всякому человеку, а не к одним только единоверцам и единоплеменникам? Между самарянами и евреями была взаимная вражда, они считали друг друга врагами (сл. объясн. еванг. нед. о. самарянке). Избитый разбойниками был еврей; самарянин не отвернулся от него, как от своего врага, а, забыв вражду, оказал ему надлежащую помощь; в нем видел самарянин несчастного человека, имеющего нужду в помощи. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? Урок – любить всякого человека, и единоверца и иноверца, и единоплеменника и иноплеменника. И любить не одним чувством расположения к нему, чувством сострадания в нужде его, надобно священнику и левиту в притче, которые, видя избитого, быть может, и чувствовали сострадание к нему, но и только, делом и истинною ( 1Иоан. 3, 18 ), подобно благодетельному самарянину. Евангелие двадцать шестой недели но пятидесятнице Какое евангелие 26 недели? Притча о человеке, у которого был хороший урожай в поле, где в лице богача, желавшего было наслаждаться земными счастьем и удовольствиями, но вдруг обреченного на смерть, Господь показывает, как непрочно земное счастье и что не должно привязываться к земному до забвения Бога и своей души. Лук. 12, 16–21 . Зач. 66 16 Сказал Господь притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле. 17 И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал, вот, что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все доброе мое. 19 И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Ст. 18–19. Как более уяснить слова богача: Сломаю житницы мои... пей, веселись?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

б) Другая партия лжеучителей говорит : «все зависит от веры. Кто исповедует веру Церкви, тому ничто не грех.» Но как говорит Христос? « Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное » ( Матф.7:21 ) и т. д. « Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь » ( 1 Иоан.4:8 ). « Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих » ( Иак.2:17–18 ) и т. д. 2. Против строгой нравственности. Позволяют сыновьям посещать любезные для них общества , заводить небезукоризненные знакомства, не отставать от общепринятого тона, потому что иначе было бы им стыдно. Дают дочерям право не уступать другим в щегольстве, в удовлетворении прихотям суетности, тщеславия и т. д. Поощряют к различным увеселениям, потому что молодым людям неприлично, говорят, сидеть взаперти. Хвалят хитрость и лукавство в поступках, потому что иначе нельзя жить на свете. Христос говорит: « Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный » ( Мф. 5:48 ). « Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его » ( 1 Петр. 2:21 ). 3. Против должного послушания. « Не должно слишком много угождать родителям, господам, властям ,» говорят лживые учители. «Свобода и равенство» привлекательные слова. Но в Священном Писании говорится: « почитай отца твоего и мать твою » ( Исх. 20:12 ) и т. д. ( Сир. 7:29 ; Сир. 3:16 ; Притч. 30:17 ; 28:24 ). И: « рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу » ( Ефес. 6:5–8 ). И: « нет власти не от Бога » Рим. 13:1 и т. д. 4. Против стремления к небесному. «Будущая жизнь неизвестна, поэтому будем заботиться о настоящей, наслаждаться земной. Имущество, обладание, приобретение — вот самое первое и очевидное благо, о котором нужно заботиться. Бедность — единственное несчастье!» говорят лживые учителя нашего материального века. Но как говорит Христос? « Жизнь человека не зависит от изобилия его имения » ( Лук. 12:15 ) и т. д. « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут «( Мф. 6:19 ) и т. п. « Ищите же прежде Царства Божия и правды Его » ( Мф. 6:33 ) и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

21:15), и (так далее) до конца беседы (между ними). А здесь Иоанн остановился и не упомянул о Вознесении, но говорит: « Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг » ( многа же и та знамения сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг ) (Иоан. 21:25; ср. 20:30). Таким образом, Иоанн и Матфей совсем не вспомнили о Вознесении, а Марк упомянул, но лишь вскользь. Только Лука продолжил полный рассказ до вознесения. На него и ссылается: « Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал » (Деян. 1:1, 2). 9. Кто этот Феофил? В то время он был игемоном и, находясь в должности, принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки. Самого же блаженного Луку он просил описать для него деяния апостолов. «Ты научил, — говорит, — меня делам Христа; научи теперь и делам Его учеников». Поэтому ему посвящает (апостол) и второе свое слово. Ведь и Евангелие Луки было написано для Феофила. Откуда это видно? Сам Лука говорит: « Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен » ( понеже убо мнози начата чинити повесть о извествованных в нас вещех, якоже предаша нам, иже исперва самовидцы, и слуги бывший словесе, изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле, да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждение ) (Лук. 1:1–4). « дочтопочтенный » ( Державный) — то же, что сиятельный; такой титул давался тогда сиятельным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010