Так терпел и кротчайший Давид: ибо, когда Семей поносил его и метал на него камни, говоря: изыди мужу беззаконный,- он не сердился; и когда Авесса, вознегодовав на сие, сказал ему: почто проклинаетъ песъ yмepшiй сей Господина моего Царя? он запретил ему, говоря: оставите его и тако да проклинаетъ мя, ибо Господь увидит и воздаст мне благое (2 Цар. 16, 7-12). Почему после и воспел: терпя потерпехъ Господа, и внятъ ми, и услыша молитву мою (Пс. 39, 2). Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его; а когда увидит, что он малодушен и наказание свое сносит с трудом, тогда утешает: так поступает с нами и благий Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезы в пустыни, говорили, что Христос воистину есть пророк, хотели взять Его и сделать царем, а когда Он сказал им: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее въ животъ вечный, тогда говорили Ему: кое убо Ты твориши зhaмehie? Отцы наши ядоша манну въ пустыни (Иоан. 6, 27-31). Прямо на таких падает слово: исповестся Тебе, егда благо сотвориши ему,- и таковый даже до конца не узритъ света (Пс. 48, 19-20). Посему Апостол Иаков учит нас: всяку радость имейте, бpamiя моя, егда во uckyшehiя впадаете различна, ведяще, яко uckyшehie вашея веры соделываетъ mepnehie: mepnehie же дело совершенно да имать, и прибавляет: блаженъ мужъ, иже претерпитъ uckyшehie: зане искусенъ бывъ npiuмemъ венецъ жизни (Иак. 1, 2-4, 12). 36. О милостыне Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви. В отношении к сей добродетели мы должны всеми мерами стараться исполнять следующую заповедь Божию: Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36), а также: милости хощу, а не жертвы (Матф. 9, 13).

http://zavet.ru/novo/duh/006.htm

Доказательством этого для нас могут служить псалмы семьдесят седьмой и сто четвертый, в которых описываются чудеса не по порядку, а по значению («pomenmia») их, и надписания псалмов, из которых мы приведем только два примера: из третьего и пятьдесят первого псалма, в которых прежде излагается то, что было позже, а позже излагаемое относится к бывшему ранее. Ибо в книге Царей (1 Цар. гл. 21 и 22) мы ранее читаем о Доике идумеянине, что служить содержанием надписания пятьдесят первого псалма, нежели о восстании Авессалома против отца (2 Дар. гл. 15), о чем упоминается в надписании третьего псалма. Таким образом об истреблении или уничтожении Аморрея, бывшем позже, говорится теперь в начале, а об изведении из Египта и сорокалетнем странствовании по пустыне, бывшем, как мы читаем, ранее, говорится здесь после, вопреки [хронологическому] порядку. Следовательно прежде изведения нас из земли египетской, из печи железной, Бог истребил пред лицем вашим Аморрея, название которого означает «горький» или λαλητς, то есть «говорящий» или такой, о котором много и часто говорят. Этот Аморрей или царь аморрейский называется «Сеон», деревом, не дающим плодов или бесплодным, — не потому, что оно не приносит плодов, а потому, что приносит худые плоды, о которых говорится: «всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е и вметают во огнь» (Матф. 7:19). И о лжепророках мы читаем: «иже приходят во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, от плод их познаете их» (Матф. 7:15—16), то есть по плодам худым. Таким образом дерево называется безплодным потому, что или не приносит плода, или приносит, но не хороший. Это тот Сеон, о котором написано: «уже секира при корене древа лежит» (Лук. 3:9); потому что это было бесплодное дерево, подсеченное и срубленное Господом и по высоте сравниваемое с высотою кедров, о которых мы читаем: «видех нечестивого превозносящегося и высящася, яко кедры Ливанския, и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Псал. 36:35—36). И вполне справедливо говорит «мимоидох», потому что пред тем, кто проходит мимо века сего и кто может сказать: «мимошед увижду видение великое сие» (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Царското служение на Христос е предуказано още в Стария Завет ( Дан 2:44; 7:14 ), където бъдещият Месия е изобразен като Царя на Сион – славен потомък на Давид, вечен Владика на народите. Св. Иоан Кръстител възглася «Покайте се, защото се приближи царството небесно» (Мат. 4:17) – т.е. наближи времето, в което Господ Христос ще бъде признат явно и тържествено за Божи Син, изпратен от Бог Отец като Спасител на света. Тези предсказания потвърди и архангелът на Пресветата Дева, който благовествувайки Й за зачатието на Иисуса, каза: «и ще Му даде Господ Бог престола на отца Му Давида; и ще царува над дома Иаковов довеки, и царството Му не ще има край» (Лука 1:32–33). Царствено свещенство («род избран, царствено свещенство», 1Петр. 2:9 ) – всички християни, призовани към свещеническо служене при влизането си в Църквата (чрез Тайнството Кръщение) и получили благодатта на Светия Дух (чрез Тайнството Миропомазване) – призвани с това към общо служение «един другиму, всеки с оная дарба, каквато е приел, като добри разпоредници на многоразличната Божия благодат» ( 1Петр. 4:10 ). Така кръстените християни принасят специфични духовни жертви – молитви, пост, борба със страстите в себе си, борба със злото в света, свидетелство за Иисус Христос, мъченичество за вярата и др. Сред тях се избират според даровете им йерархически лица, които да свещенодействат, като учителстват и ръководят духовно Божия народ. Виж също свещенство. Царство Божие (Небесно Царство) – евангелски израз, свързан с основното учение на Иисус Христос. Изразът Царство Небесно е използван най-много от св. ев. Матей (около 50 пъти). В другите евангелия и послания е заменено с израза Царство Божие, Царство Христово, или просто с думата царство. Христовото царство има надвременна и надпространствена същност, то «не е от тоя свят» ( Иоан. 18:36 ). То е духовният, невеществен свят, в който царствува Бог (3Ц. 8:49) – царство на «правда и мир и радост в Светаго Духа» ( Рим. 14:17 ), в който обитават Ангелите (Мат. 24:36) и където са записани имената на спасените ( Евр. 12:23 ). Синът Човешки, «Който пребъдва на небето» ( Иоан 3:13 ) е слязъл и се е възнесъл (Лука 24:51) в Царството, и чрез любовта и жертвата Си ( Евр. 9:24 ) е открил за спасените грешници Небесното царство («В дома на Отца Ми има много жилища... И кога ида и ви приготвя място, пак ще дойда и ще ви взема при Мене Си, за да бъдете и вие, дето съм Аз» Иоан. 14:2 ). «Царството Божие няма да дойде забелязано, и няма да кажат: ето, тук е, или: на, там е. Понеже ето, Царството Божие е вътре във вас» ( Лук. 17:20–21 , вж. по-долу). То е вътре в нас, вярващите, и принадлежи на онези, които жадуват за правда. Това Царство са били удостоени да съзерцават духом още приживе св.ап. Павел ( 2Кор.12:4 ) и св. Серафим Саровски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Они могут существовать в скрытом состоянии, незаметно, и потом сразу выникнуть и быстро проложить путь антихристу. Напр., даже незадолго до первой французской революции кто мог ожидать и предузнать, что скоро начнется беспощадная братоубийственная резня, кровь потечет ручьями, и безбожие разовьется с беспримерною дерзостью и силою, что, одним словом, произойдет нечто подобное, что будет перед пришествием антихриста? Поэт Гете предузнал тогда и предсказал только то, что начинается поворот в истории, но он не знал, что этот поворот будет сопровождаться беспримерным братоубийственным кровопролитием. Как нужно относиться к вопросу о времени пришествия антихриста, в какой форме должны быть даваемы ответы на него и какие данные должны служить основанием для решения его, косвенное указание на это мы находим и в речи Иисуса Христа о последних временах, о втором Его пришествии и о кончине мира. Иисус Христос , сказавши, что о дне и часе Его пришествия никто не знает, кроме Бога, и что для людей оно наступит столь же внезапно и неожиданно, как для беспечных современников Ноя неожиданно начался потоп ( Мф.24:36–39, 42–44, 25:1–13 ; Мк.13:28–37 ; Лк.21:34–36 ), вместе с тем ясно показал, что совершенно неожиданно Его пришествие будет только для людей беспечных, грешных, совершенно погруженных в житейские заботы. Смотрите же за собою, говорит Он, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лук.21:34 ). Уже из этих слов видно, что для людей, не зараженных этими пороками, которые ведут к беспечности, пришествие Господа не будет неожиданным. Даже более: люди бодрствующие, рабы верные и благоразумные перед вторым пришествием Христовым предузнают близость наступления его. Потому что, наблюдая события своего времени и замечая полное сходство их с тем, что, по предсказанию Писания, совершится перед вторым пришествием Христовым, они предугадают, что это событие скоро осуществится. Они не будут знать в точности, в какой именно день и через сколько именно времени оно наступит, но основательно будут думать, что оно приближается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

От того течение речи или быстро и стремительно, как поток ярости гнева Божия ( Наум. 1 , ср. 3цар. 19:11), или кротко и спокойно, как Божественное утешение (ср. 2Кор. 1:4 ). И как утешение Иудеев было посредственной целью книги, а главной – предсказание неизбежной погибели Ниневии, то и голос утешителя – веяние легкого и приятного ветра – слышится реже (1: 9,15), чем гром божественного бремени, или великий и крепкий вихрь, разрушающий горы и срывающий скалы ( Наум. 1:6 и др. 3 цар, 19:11,12). IV. Подробное обозрение книги Троекратное повторение имени мстительного Иеговы, Бога отмщения ( Пс. 94:1 ), по духу еврейской речи, заставляет читателя сосредоточить все свои мысли и чувствования на непостижимом величии Божием и как бы напоминает о троекратной, требующей полного отмщения, укоризне, нанесенной народу Божьему Ассириянами (Парал. 5:26,4цар. 15:29,17, 6, или 18, 9)... Пророк с силой, свойственной впрочем и другим св. писателям ( Иоил. 2:1 . Пс. 18:10 ), изображает суд Божий на них. Определив отмстить врагам, Иегова идет на них, как некий воинственный вождь 35 . Не видно у него ни стрел, ни копий. Вместо их он ведет за собой всесокрушающую бурю 36 и вихрь, страшно потрясающий землю; от устремления этих страшных воинственных полчищ сгущаются облака и собирается грозовая туча, – то пыль под ногами Его: силе и быстроте победоносного шествия Его ничто не может противиться. Как всемирный и всемощный Владыка (ср. Авв. 3:8 ), Он своим запрещением иссушает море (ср. Лук. 8:24 ), и все реки делает безводными, как пустыня ( Ис. 50:2 . ср. Ис. 24:31 . Исх. 14:21 . Пс. 105; 9 . Иис. 3:13); всякую славу и богатство страны, все, что есть лучшего и крепкого, красивого и плодоноснейшего 37 , Он силен уничтожить ( Ам. 4:1 . Мих. 7:14 ), – все увядает от бурного дыхания. А в вихрь, с каким он несется, и происходящем от того трусе (ср. 1, 3. Пс. 17:8 ), от страха пред божественным могуществом (яко прогневался на мя Господь), горы дрожат и холмы тают, как снег или воск от огня ( Пс. 96:5 , Иоил. 2:10 ), – в ужасе содрогается и воздымается 38 к небу земля со всеми живущими на ней. Самы скалы распадаются от него (ср. 3Цар. 19:11 ). Впрочем, сколь велик гнев Бога к злым врагам Его, столь же Он благ к благочестивым рабам своим. Прекрасен и величествен этот переход от изображения гнева и величия Иеговы к указанию Его благости; но в сущности это только другая сторона той же мысли, выдерживаемая и дальше (1:13,14, 2:1,2): пророчество потому бремя, что пророк – утешитель. Страшный врагам, Бог благ для Израиля ( Пс. 72:1 . Chald.), для терпящих Его – твердыня в день бедствия 39 , и не даст погибнуть прибегающим к Нему в уповании. Стремительным наводнением, подобно потоку, вырвавшемуся из берегов и не находящему препон в своем стремлении ( Ис. 8:8 ), всеразрушающему и опустошаемому, совершенно уничтожит 40 место ее 41 : тьма решительной и вечной погибели постигнет врагов Его 42 (ср. Иоил. 2:2 . Пс. 18:1, 32, 6 . Ис. 28:11 Иов. 23:17 . Пс. 3:2 . Соф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

При составлении этой статьи мы руководились теми же целями и имели в виду те же задачи исследования, на которые мы указывали в конце статьи „К истории литургической стороны таинства брака”, помещенной в 1 кн. (январь – февраль) „Христ. Чтен.“ за 1880 г. 1 Позволяем себе сделать такое предположение, подражая Тертуллиану , который в своем сочинении De baptismo, решая вопрос о том, почему для крещения избрана именно вода, ссылался, между прочим, на распространенность ее употребления в древних дохристианских религиях 2 См. у Августа – Denkwrdigkeiten aus der christl. Arch col. (В. IX, p. 467. Leipz, 1828) – ссылку на Lightfoot (Ног. haebr. ad Marc. VI, p. 301) Wetsten (adh. 1.), Michaelis (Anmerk. uber das N. T., s. 323). 4 У евангелиста Луки Спаситель, посылая апостолов на эту проповедь , говорит им: и исцеляйте находящихся в нем больных иговорите им: приблизилось к вам царство Божие [ Лук. Х, 9 ]. Хотя при этом Христос Спаситель не говорит ничего об употреблении елея; но замечательно, что в этой же главе далее излагается вышеупомянутая нами притча о впадшем в разбойники, с указанием на помазание елеем (X, 30–36). 6 Ad Scapul. C. 4. Ipse etiam Severus pater Antonini Christianorum memor erat. Nam et Proclum christianorum, qui Torpacion cognominabatur, Evodiae procuratorem, qui eum per oleum aliquando curaverat, requisivit. 13 Vita s. Caesarii Areiat. I. II, n. 13, t. 1. Mabilionii Auct. s. BeneJict. См. у Бингерима, стр. 289. 14 Ап. Пост. Кн. VIII, гл. 29: «A о воде и елее постановляю я, Матфий. Воду и елей пусть благословляет епископ, а если он в отсутствии, пусть благословляет пресвитер в предстоянии дьякона. Когда же епископ на лицо, то пусть присутствуют пресвитер и дьякон, и говорит он пусть так: «Господи Саваоф, Боже сил, творче вод и подателю елея, щедрый и человеколюбивый, иже давый пищу к питию и очищению, и елей, еже веселити лице в радование веселия. Сам и ныне Христом освяти воду сию и елей об имени принесшего или принесшей, и даждь ему силу здравия содетельну, болезней отгнательну, бесов прогонительну, всякого навета гонительну, Христом, упованием нашим, с Ним же Тебе слава, честь и почитание и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Но лучше, возлюбленный, я еще покажу тебе пост, который был благоугоден Богу, – пост Мардохея и Есфири. Пост Мардохея и Есфири был щитом спасения всего иудейского народа. Их постом стерта надменная гордость притеснителя Амана, беззаконные замыслы Амановы обратились на собственную его голову, – ему отмерено тою же мерою, какою он хотел мерить; его хитрость не спасла его; не смотря на его ловкость и искусство во зле, он пойман в нем; он пал, разбился, потерял всю свою славу и лишился всех почестей в то время, как в безмерной гордости своей считал себя непоколебимым и всесильным; он поражен теми же ударами, какими хотел поражать, – ему нанесены те же раны, какие он готовился наносить. Он хотел истребить всех иудеев; но пост Мардохея и Есфири сделал то, что собственный его меч вошел в его сердце, и лук, который он натягивал с беззаконным намерением, сокрушился в его руках. Здесь невольно приходят на память слова Псалмопевца: " меч нечестивых да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся» ( Пс.36:15 ). Все это исполнилось на Амане, когда он приготовил виселицу для Мардохея и детей его. На виселице этой он сам повис с детьми своими, – он попал в яму, которую сам же вырыл, – его собственные ноги завязли в капкане, который он сам же тайно поставил, – в петлю, им приготовленную, попала его же собственная шея, – он наказан орудием, им же самим вымышленным, и погибель его есть погибель вечная (см. кн. «Есфирь»). 8. Почему же, возлюбленный, Аман просил у Царя Артаксеркса, как милости, дозволения погубить всех иудеев, находившихся в его царстве? Чтобы дать надлежащий ответ на этот вопрос, надобно, по моему мнению, принять во внимание вот какие обстоятельства: 1) Известно, что Саул, по повелению Божию, ополчившийся против амалекитян, разбил, истребил, уничтожил их, и, взяв в плен Царя их, Агага, отдал его Самуилу, а Самуил принес его в жертву Богу ( 1Цар. 15 ). 2) Аман был амалекитянин; отец его, Амадафуй ( Эсф.3:1 ), происходил из рода Агагова; а Мардохей, напротив, состоял в родственной связи с родом Саула: оба они происходили из одного колена Вениаминова, от общего родоначальника Киса ( Есф.2:5 , 1Цар.9:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

49. Знать наверное, что во всяком месте видит тебя Бог (Прит. 5). 50. Злые помышления, на сердце приходящие, тотчас разбивать о камень (Пс. 36). 51. И открывать духовному старцу (Сир. 9). 52. Уста свои блюсти от злоречия (Пс. 35). 53. Не любить многословия (Прит. 10). 54. Слов пустых или возбуждающих смех не говорить (Мф. 12). 55. Не любить разражаться смехом (Еккл. 7). 56. Охотно слушать святые чтения (Лк. 11). 57. Часто прилежать молитве (Лк. 18). 58. Грехи свои прошедшие со слезами и стенаниями каждодневно исповедать Богу в молитве, всячески стараясь в них исправиться (Ис. 6). 59. Похотей плотских не совершать и волю свою ненавидеть (Гал. 5). 60. Заповедям аввы во всем повиноваться (Евр. 13), хотя бы сам он (чего да не будет) поступал иначе, помня слова Господа: что говорят, то соблюдайте, а что делают, того не делайте (Мф. 23). 61. Не желать, чтобы называли святым, прежде чем будешь таким, а лучше быть таким, чтобы истинно называли таким (Мф. 23). 62. Заповеди Божии каждодневно исполнять (Сир. 6). 63. Любить целомудрие (1 Тим. 5). 64. Не иметь ни к кому ненависть ( Лук. 19). 65. Не иметь зависти, не питать ненависти (Гал. 5). 66. Не любить состязаний (2 Тим. 2). 67. Бегать возношения (Пс. 130). 68. Чтить старцев (Лев. 19). 69. Любить младших (1 Тим. 4). 70. Молиться за врагов по любви Христовой (Мф. 5). 71. Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придется размолвиться (Еф. 4). 72. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием (Иезек. 18). Вот орудия духовного искусства, которыми если день и ночь всегда будем непременно действовать, в день Суда это будет явлено, и от Господа будет воздана вам награда такая, какую Он обещал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Рабочая же храмина, где все показанное можем мы привести в дело, есть монастырское заключение, и терпеливое неисходное пребывание в братстве.   Глава 5. О послушании. Первое наше смиренное дело есть послушание без замедления. Оно свойственно тем, которые ничего более его не почитают славным перед Господом, и ради святого служения, на которое дал обет, и по причине страха геенского, и ради славы вечной жизни. Почему, как только приказано бывает им что от набольшего, в исполнении того не смеют допустить медленности, как бы приказание было дано им свыше. О таковых сказал Господь: « по одному слуху по мне, повинуются мне» (Пс. 17:45). И апостолам также говорит Он: “слушающий вас, Меня слушает” (Лк. 10:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

«...Мы естественно имеем добродетели, данные нам от Бога. Ибо когда Бог сотворил человека, Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 2, 26). Сказано: по образу , поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию — относится к добродетели. Ибо Господь говорит: будите милосерды, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6, 36), и в другом месте: святи будете, якоже Аз свят есмь (1 Петр. 1, 16). Также и Апостол говорит: бывайте друг к другу блази (Еф. 4, 32). И в Псалме сказано: благ Господь всяческим (Пс. 144), и тому подобное; вот что значит по подобию . Следовательно по естеству Бог дал нам добродетели. Страсти же не принадлежат нам по естеству, ибо они даже не имеют никакой сущности или состава, но как тьма по существу своему не имеет состава, а есть состояние воздуха, как говорит Святой Василий, бывающее от оскудения света: так и страсти (не естественны нам): но душа, по сластолюбию уклонившись от добродетелей, водворяет в себе страсти и укрепляет их против себя» . В этих словах— раскрывается существо поэзии Цветаевой: служение тьме, пустоте. Авва же Дорофей в незапамятные времена как бы предсказал и то, что составило содержание этой поэзии: «...невозможно, чтобы тот, кто исполнял страсти, не имел от них скорби» . Фома Кемпийский то же иными словами высказал: «Истинный мир сердцу можно найти только в сопротивлении страстям, а не в служении им» . Старец предостерегал и от следования сердечной склонности, пребывающей в рабстве у страсти: «...Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит» . То есть он предостерегал, прямо того в виду не имея, конечно, от предания себя такого рода поэтическому творчеству, какое присуще именно Цветаевой. Он говорил также: «Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу. Когда человек искушается своей похотию, можно узнать из того, что он нерадит о себе и позволяет сердцу своему размышлять о сделанном им прежде; и тогда человек сам собою навлекает на себя страсть через свою похоть» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010