Но Ты видишь все, взирая на мучения и скорби. Прими убогого на попечение Твое! Тебе вверяется нищий, сироте даруй помощь! 36 Сокруши силу грешного и лукавого! Взыщутся грехи его, погибнет он, и следов его не найдут. 37 Господь Царь навеки и на все века! Исчезните, язычники, с лица земли Его! 38 Желание убогих услышал Ты, Господи, преданным 39 Тебе сердцам внимало ухо Твое. Сотвори правый суд сироте и смиренному, да не превозносится впредь человек на земле!   В конец, псалом Давида, 10. 1 На Господа уповаю, как же говорите вы душе моей: «Улетай в горы, как птица!»? 2 Вот грешники напрягли лук, наполнили стрелами колчан, чтоб стрелять во мраке в тех, кто праведен сердцем. 3 Ибо что Ты, Господи, сотворил, они разрушают; а праведник что совершил дурного! 4 Господь в храме святом Своем. Господь! На Небесах Престол Его; очи Его на нищего взирают, взор Его испытует сынов человеческих. 5 Господь испытует праведника и нечестивца; а любящий неправду ненавидит свою душу. 6 Как ливень, низведет Он сети на грешников; огонь, сера и вихрь бурный — участь их. 7 Ибо праведен Господь и правду возлюбил; правоту видят очи Его.   Слава:   В конец, о восьмом дне, псалом Давида, 11. 2 Спаси меня, Господи, ибо умалилось число праведников, ибо оскудела истина у сынов человеческих. 3 Суетное говорит каждый ближнему своему: слова лукавые в сердце его, и от сердца своего говорит он злое. 4 Истребит Господь уста лукавые, язык высокомерный тех, кто говорит: 5 «Возвеличим себя языком своим, мы владеем устами своими. Что нам Господь!» 6 «Ради страдания нищих и воздыхания убогих ныне восстану, — говорит Господь, — совершу их спасение и не отступлю!» 7 Слова Господни — слова чистые, серебро переплавленное, испытанное в горниле, очищенное семикратно. 8 Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь нас и в наши дни, и вовеки. 9 Вокруг нас нечестивые ходят. По величию Твоему умножил Ты милость сынам человеческим.   В конец, псалом Давида, 12. 2 Доколе, Господи?.. Не забудь меня до конца! Доколе будешь отвращать лицо Твое от меня?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

6 Господи, на Небесах милость Твоя, и истина Твоя — выше облаков; 7 Правда Твоя, будто горы Божии, суды Твои бездна великая; людей и скот спасаешь Ты, Господи! 8 Сколь умножил Ты милость Твою, Боже! Сыны человеческие под сенью крыл Твоих безопасны будут. 9 Насытятся от изобилия дома Твоего, из потока блаженства напоишь их. 10 Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет! 11 И впредь являй милость Твою познавшим Тебя и правду Твою тем, кто праведен сердцем. 12 Да не приблизится ко мне стопа гордеца, и рука грешника да не поколеблет меня! 13 Пали творящие беззакония; низринуты были они, и не встанут.   Слава:   Псалом Давида, 36. 1 Не подражай лукавым и не завидуй творящим беззаконие! 2 Ибо, как трава, скоро иссохнут они и, как зеленый злак, скоро увянут. 3 Уповай на Господа и твори добро; водворись на земле, и ты пожнешь богатства ее. 4 Услаждайся Господом, и Он исполнит прошения сердца твоего. 5 Поведай Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит тебе благо. 6 И соделает ясной, как свет, правду твою, и судьбу твою — как полдень. 7 Повинись пред Господом и умоли Его. Не подражай преуспевающему на пути своем человеку, творящему беззакония. 8 Отложи гнев и оставь ярость. Не подражай делам лукавых! 9 Ибо лукавые истребятся, а надеющиеся на Господа наследуют землю. 10 Еще немного, и не станет грешника; искать будешь место, где был он, и не найдешь. 11 А кроткие наследуют землю и насладятся миром великим. 12 Следит грешник за праведником и скрежещет зубами своими. 13 Но Господь посмеется над ним, ибо ведает, что близок день гибели его. 14 Меч извлекли грешники, напрягли лук свой, чтоб низринуть убогого и нищего, умертвить тех, кто праведен сердцем. 15 Меч их да пронзит сердца их, и луки их да сокрушатся. 16 Лучше малый достаток праведника, чем великое богатство грешников. 17 Ибо сила грешников сокрушится, а праведников укрепляет Господь. 18 Ведомы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится. 19 Не посрамятся они во время лютое и в дни голода насытятся, а грешники погибнут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Впрочем, сказанное мною относится не вообще к богачам, пользующимся богатством по надлежащему, но к скупым и сребролюбивым людям, которые заботятся не о нужном, но о пресыщении чрева, о вине и других подобных мерзостях, тогда как в доме бедном заботятся только о строгой жизни. Вот почему Христос никогда не входил в блистательный дом, но был в доме мытаря, начальника мытарей и рыбаря, оставив царские палаты и тех, которые облекались в дорогие одежды. Итак, если и ты желаешь призвать Его в свой дом, то укрась последний милостынями, молитвами, всенощными бдениями и усердным молением. Это и составляет украшение для Царя Христа, а внешняя пышность есть украшение для мамоны, врага Христова. Итак, никто пусть не стыдится иметь бедный дом, если в нем есть такие украшения; равно никто из богатых пусть не гордится великолепным домом, напротив, пусть стыдится, и, оставив его, пусть поревнует о первом, чтобы и на земле принять Христа, и на небе удостоиться вечных селений благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 84 1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (Иоан. 18:10). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисуса носили ножи? А что они носили их с собой, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча. Для чего же позволил им Христос иметь мечи? Евангелист Лука повествует, что когда Христос спросил их: " когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток " ? и когда они отвечали: " ни в чем " , тогда Он сам сказал им: " но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч " ; и когда они на это отвечали: " вот, здесь два меча " , тогда Он сказал им: " довольно " (Лук. 22:35-36,38). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что он будет предан. Поэтому и говорит им: " купи нож " , не для того, чтобы вооружились; нет, но чтобы этим указать на предательство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Что же Он говорит им? " заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей " (Матф. 22:29). Так как они ссылаются на Моисея и на закон, как знающие его, то Спаситель показывает, что самый этот вопрос и обличает их в неведении Писания. Потому-то они и искушали Его, что не разумели Писания надлежащим образом, и не знали силы Божьей. Удивительно ли, говорит Он, что вы искушаете Меня, Которого еще не знаете, когда не ведаете даже силы Божьей, столько доказательств которой вам представлено, и между тем вы не познали ее ни из Писания, ни из общих начал разума? Ведь и из общих начал разума можно знать, что Богу все возможно. 3. И, во-первых, Спаситель отвечает на вопрос. Так как причиной того, что они не верили в воскресение, было мнение их, что порядок вещей всегда останется неизменен, то Он прежде всего устраняет причину болезни, а потом врачует и самую болезнь (так как последняя происходила от первой), и показывает свойства воскресения: " ибо в воскресение " , говорит, " ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божьи на небесах " (Матф. 22:30), — или, как говорит евангелист Лука, " сыны Божьи " (Лук. 20:36). Итак, если в воскресение не женятся, то неуместен и вопрос саддукеев. Впрочем, не потому сыны воскресения называются ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны ангелам. Этими словами Спаситель уничтожил многие и другие попечения (о мирских удовольствиях), которые все Павел заключил в одном слове, сказав: " ибо проходит образ мира сего " (1 Кор. 7:31). Объяснив, каково будет воскресение, Спаситель далее показывает, что оно действительно будет. Конечно, и эта истина вытекала из вышесказанного; но Он, не довольствуясь прежними словами, присоединяет к ним новое доказательство. Он имел в виду не только один вопрос, но и самые мысли вопрошающих. Так, когда спрашивают Его не со злым намерением, но по неведению, то Он в ответе своем сообщает более, нежели сколько требовалось на вопрос; а когда вопросы внушает одна злоба, то не отвечает и на то, о чем спрашивают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Чужие – Сирияне ( 4Цар.13:7 ), Филистимляне ( Ис.9:11 ), Ассирияне ( 4Цар.15:19:20 ) пожирали силу его и он не замечал; седина покрывала его и он не знает ( Ос.7:9 ); все возвещает ему близкую смерть его, а он нисколько не остерегается. Отчаянный больной ( Ам.6:6:11 ), он упорствует в своем гордом уповании на самого себя, и его высокомерия свидетельствует против него (V, 5). Как глупый голубь, который не избегает никаких силков и бросается в сети, расставленные ему, он ищет помощи у своих врагов в Египте ( 4Цар.17:4 ), в Ассирии (Менаим, 4Цар.15:19 ). Но когда он направит полет к этим странам, я накину на него сеть Мою (V, 1; Иез.12:13; 17:20 и пр.) и я низвергну его как птицу, которую поразила стрела на воздухе, когда она считала себя в безопасности. Я накажу его сообразно с тем, чему он научен книгами Моисея и пророков в своем собрании (VII, 8–12) 44 . Горе им, что они удалились от Меня, гибель им, что они отпали от меня. Я спасал их из Египта рукою Моисея в древние времена ( Втор.7:8 и пр.; Мих.6:4 ), от Сириян при Иеровоаме 11 в недавние времена; а они ложь говорили на Меня ( Oc. VI 113); они хотят скрыть от Меня свое идолослужение (IV цар. XVII, 9), они не прямодушны в отношении ко Мне ( Пс.87:36 ), они окружают меня ложью (XII, 1–2) и следуют лжи своих отцов ( Aмoc. II. 4 ). Когда они вопят от горя на ложах своих, они взывают ко мне (VII, 14; Cyд. III, 9, 15 и пр.: 1Цap. XII, 10 и пр.). Собираются из-за хлеба и вина, а от меня удаляются. Я даю им временные благословения. Я укрепляю их мышцы (при Иеровоаме II), а они умышляют злое против Меня. Когда один путь привел к погибели, они оставляют его, чтобы искать другого, но никогда не избирают того, который один приводит ко мне. Они стали как неверный лук, который негоден ни для чего ( Пс.77:57 ); иногда можно бы сказать, что они хотят обратиться ко Мне, но их благочестие подобно утренней росе (VI, 4). По этому падут от меча князья их, а другие будут покрыты посмеянием в новом доме рабства, куда будут отведены (VII, 13–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

янв. 31) Все мы знаем, что должно сострадать и помогать несчастным; но, к сожалению, не все знаем, в чем должно состоять истинное сострадание и того, как надо поступать по отношению к бедствующим, чтобы из сострадания нашего к ним проистекали: и существенная польза для них, и слава Божия, и спасение и собственной нашей души. В чем же должно состоять истинное сострадание к несчастным и каким образом должна проявлять себя наша помощь им? Поучимся сему у одного из святых отцов, который дает всем нам в этом деле добрый и спасительный урок. Сострадать ближнему, говорит святый Антиох, помогать ему и трудиться для него, есть дело угодное Богу. Потщимся же угодить Ему. Если кто богатство имеет, пусть даст несчастному; если кто увидит в беде находящегося, пусть восплачет о нем; если кого кто узрит обидимым, пусть подаст ему руку помощи. Ко всем будем относиться с любовью...; всякого, обливающегося слезами, убогого не презрим, да не презрены будут и наша молитва и слезы пред Господом. Будем учиться состраданию у праведных, из которых многие и делом, словом нас учат ему. Вот, например, пред нами праведный Иов, говорящий: " я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного... я был глазами слепому и ногами хромому; отцом я был для нищих " (Иов. 29, 12. 15 и 16). Вот и милосердый Товит повествует про себя: " я делал много благодеяний братьям моим: алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стыну Ниневии, погребал его " (Тов. 1, 16 и 17). Но вот и словом нас учат Святые состраданию. Пророк Осия говорит, что Бог милости хочет, а не жертвы (Ос. 6,6), а Михей учит, что Господь требует от нас любить дела милосердия (Мих. 6, 8)... Будите же, заключаете слово свое Антиох словами Спасителя, милосерды, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). Из слова св. Антиоха, как видите, становится ясным то, что истинное сострадание состоит в том, чтобы с плачущими плакать, обидимых защищать и к несчастным относиться с любовью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Некогда Христос указал на заповеди Божии богатому юноше, когда этот спросил Его: " что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную " ? — говоря: " ты знаешь заповеди, " и указал на те из них, которыми предписываются наши обязанности к ближним. Воистину " нет ничего лучше страха Господня и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним " (Сир. 23:36). Авраам богатому человеку, веселившемуся по все дни жизни земной и потом попавшему в ад, представляет в свидетели волю Божественную, открытую через Моисея и других пророков, говоря (о братьях богатого, находившихся еще в живых): " Есть у них Моисей и пророки, пусть слушают их " (Лук. 16:29); и божественный Павел апостол говорит: " Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная " (Римл. 12:2). Благая (праведная) воля Божья заключается в десятословии (десять заповедей Божьих); Богоугодная — в Евангельских советах; совершенная — требующая, чтобы все, заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на небеси. Заповедь Третья Эта заповедь предписана апостолом Павлом в 1-м послании к Фессалоникийцам (5:18). " За все (как за доброе, так и неприятное) благодарите; ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе. " Прежде всего здесь достойно замечания то, что наша благодарность Богу за все, чтобы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в положениях наших, в тревогах и скорбях, тем более тогда, когда мы что-нибудь доброе получаем. Прекрасно выразился об этом святой Иоанн Златоуст: " Потерпел ли ты нечто злое — если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя — благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, — в этом высокая мудрость. " Древние люди учили своих детей весьма хорошему обычаю, состоявшему в том, что если дитя обожжет себе палец огнем, то чтобы оно тотчас обращалось к Богу со словами: " Благодарение Богу! " — краткая, но весьма благотворная заповедь. За все, что бы ни выстрадал христианин, отягощаемый бедами, скорбями, возглашай: " Благодарение Богу! " возглашай это стократно, тысячекратно, беспрестанно: благодарение Богу! К этому присоединяет святой апостол Павел: " Духа не угашайте "  — дайте в себе место Духу Святому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И вот однажды ночью снова напали на святого злые разбойники. В то время блаженный стоял в келлии на молитве, воссылая Богу ночные свои моления. Злые же и свирепые разбойники, как дикие звери, устремились на него, желая извлечь его из келлии и, подобно волкам, растерзать его. Услышав приход их, святой возвел очи свои к Богу и молился со слезами: — Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи от меня, но вонми, помоги мне и спаси душу мою. Господь же всегда готов на помощь рабам Своим, как сказал пророк: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс. 32:18–19). Когда святой в молитве призвал Бога на помощь, тотчас злые разбойники были объяты страхом и поколебались привести в исполнение свой злой умысел. Как копьем пронзил сердца их страх Божий и, убоявшись суда Божия, они бежали из того места, никогда туда не возвращались и не причиняли святому никакого вреда. И сбылись на них слова пророка Давида: «Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся, внезапно будут они уязвлены» (Пс. 36:14–15; 63:8). Все сие сотворила молитва святого. Ибо молитва святых привлекает на землю милость Бога, помощь Его — огнь палящий и страх, ибо Господь страшит всех противящихся Ему и палит огнем невидимым. Следует нам дивиться силе Божией и помощи, проявившейся на святом сем отце, ибо Господь спас раба Своего не оружием или воинством, но крепкою Своею десницею и мышцею; оружием упования на молитву даровал Он свыше невидимо победу. Сим оружием вооружившись, все святые сподобились силы Божией, побеждали царства, заграждали уста львам, угашали огонь, избегали острия меча, могли при немощи быть крепкими, обращали вспять полки вражие, о чем сказано Апостолом: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор.6:10). С ними же следует дивиться и сему святому, который ни оружием, ни силою, но упованием и молитвою мог победить всех, восставших на него. Ибо те свирепые разбойники, когда входили в жилище святого, имели в руках своих смертоносное оружие, желая им победить святого, он же не имел ничего подобного, но лишь малое вервие — четки держал в руках, в сердце же своем и на устах имел слезное сокрушение и молитву. И тотчас он победил их и оружие их, и была молитва святого победою и одолением: «Много может усиленная молитва праведного. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Иак. 5:16; Прем.Сол.3:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вопрос 35. Как узнается гордый, и чем врачуется? Ответ. Узнается потому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении, как не возможно разучиться какому–нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать, или говорить что–нибудь относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Сие же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока. Вопрос 36. Надобно ли искать чести? Ответ. Мы научены воздавать «кому честь, честь» (Рим. 13, 7), а искать чести нам запрещено, потому что Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5,44). Посему искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия, так как Апостол сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми; то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной. Вопрос. 54. Что такое самолюбие, и чем дает о себе знать самолюбивый? Ответ. Многое говорится не собственно, как например: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12,25). Посему кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем либо из потребного для брата, или по душе или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель. Вопрос 56. Поелику Господь утверждает, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лук.18, 14), и Апостол повелевает «не высокомудрствуйте» (Римл.12,16), и в другом месте говорит: «горды, надменны, напыщенны» (2 Тим. 3, 2. 4), и еще: «любовь не гордится» (ου φυσιουται, 1 Кор. 13, 4): то кто высокомудрен, кто величав, кто горд, кто напыщен, и кто разгордевшийся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Таким образом, оказалось, что женщина, которую фарисеи обвиняли в прелюбодеянии, была вовсе не грешнее, чем сами они, грехи которых оставались втайне. Она оказалась даже выше их в нравственном отношении, потому что не осуждала других за то, в чем сама была виновна ( Рим. 2:1–3 ), не скрывала своего греха и не оправдывалась, но смиренно ждала решения своей участи, горько скорбя о том, к чему, может быть, вынудила ее дурная и тяжелая обстановка жизни. Все это видел Христос. Обличив блюстителей закона, Он в то же время оправдал беззащитную преступницу, предупредив ее только впредь не грешить, научил быть снисходительными в суждении о проступках ближних, без различия пола и давать им полную возможность к покаянию и исправлению ( Ин. 8:2–11 ). Подобный же случай нравственного возвышения женщины, падшей в общественном мнении, рассказывается у евангелиста Луки ( Лук.7:36–50 ). Некто из фарисеев просил Иисуса Христа к себе отобедать. Он пришел и по обычаю возлег. Тогда одна женщина того города, которая была грешница (по преданию, Мария Магдалина), узнав, что Христос обедает в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и стыдливо стала позади у ног Его. В сознании своей виновности женщина горько плакала; слезами своими она обливала ноги Иисуса, а волосами обтирала их. Вместе с тем она целовала ноги Его и мазала их миром. Фарисей смутился, увидев это, и подумал про себя: «Если бы Он был пророком, то знал бы, что за женщина прикасается к Нему и оттолкнул бы ее: ведь она известная грешница». На эту мысль фарисея Спаситель отвечал притчей о двух должниках. Один из них должен был заимодавцу пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, то заимодавец простил обоим. «Скажи же, который из них более возлюбит его? " – обратился Христос к фарисею. Симон справедливо отвечал: «Конечно тот, которому больше прощено». Тогда Спаситель ясно показал ему, почему женщина заслуживала глубокого сочувствия и большей даже милости, чем сам фарисей, который не оказал Христу всех условий гостеприимства, хотя и позвал Его обедать 2 . Нет нужды, что она была грешница: ее горячая любовь к Спасителю, ноги которого она обливала слезами и лобызала, возливая на них миро, много говорила в пользу ее нравственных достоинств.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010