3) «Древние учители Церкви ставили почитание икон в преступление еретикам – гностикам и последователям Карпократа» 1863 . Но не почитание икон вменяли в преступление древние учители означенным еретикам, а то, что эти еретики – а) наравне с изображениями Христа Спасителя и апостола Павла чтили изображения Гомера, Пифагора, Платона, Аристотеля, и притом – б) воздавали всем этим изображениям чествование божеское, по обрядам языческим, и след., впадали в идолопоклонство 1864 . 4) «Один из соборов Испании, ельвирский, бывший в 305 году, 36-м правилом своим прямо запретил употребление икон во храмах» 1865 . Но – а) прежде всего этим правилом несомненпо предполагается, что иконы употреблялись тогда во храмах; б) правилом запрещалось изображать на стенах храмов собственно то, что Христиане боготворят (quod colitur et adoratur), т. е., как догадываются 1866 , изображать Бога в Его существе, которое невидимо и неизобразимо; в) не невероятна, впрочем, и другая догадка, что правило это постановлено по обстоятельствам места и времени: в Испании свирепствовало тогда гонение Диоклитианово, и язычники, часто вторгаясь в христианские храмы, подвергали поруганию свящ. изображения Господа и Угодников Его, – в предотвращение сего и принято было на время означенное правило 1867 . § 257. Мздовоздаяние грешникам: а) их наказание во аде Точно так же, как праведники вдруг по смерти тела и частном суде над ними восходят душами своими на небо и удостаиваются блаженства, грешники отходят душами своими во ад – место печали и скорби, хотя как первые не чувствуют еще совершенного блаженства, так и последние до всеобщего суда не терпят совершенного мучения. I. Грешники отходят, вдруг после смерти и частного суда, душами своими в место печали и скорби. 1) Эту истину возвестил сам Христос Спаситель. Во первых, – когда сказал: не бойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущего власть по убиении воврещи в дебрь огненную ( Лук. 12, 4. 5 ). А во-вторых и еще яснее – в притче о богатом и Лазаре: бысть умрети нищему, и несену быти ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его: и той возглаш, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду во пламени сем. Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши ( Лук. 16, 22–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

4, 5). Озаренная сим светом совесть покажет нам все ряды прошедшаго, ряды мыслей, движений, желаний и дел. Не забудьте еще: тогда как настает великая жатва для поля дел мира, — жателями будут ангелы, которые отделят плевелы от пшеницы, нечестивых от благочестивых. Пробудимся — спящие в грехах, возстанем от сна самоугождения, да осветит нас Христос, прежде того страшнаго озарения правдою (Ефес. 5, 14). Как строг, до какой точности справедлив будет суд последний! Если Господу все известно, если Он столько же справедлив, сколько и мощен: то как грозен будет суд Его! В пламенеющем огне совершит Он отмщение над незнающими Его и непокоряющимися благовествованию Господа нашего Иисуса Христа (2 Сол. 1, 8). Не будут смотреть там на лица: Судия будет святый и праведный (Рим. 2, 11). Никто и ничто не защитит нас на этом суде, — ни друзья, ни сродники, ни те, которым льстили мы в надежде на силу их: каждый из них за себя будет отвечать (Ефес. 6, 9). Повелитель народов будет стоять там, как и последний подданный, в трепетном ожидании приговора. Там каждый будет значить столько, сколько значат его добродетели. Мы привыкли покоить безпечность свою надеждою на благость Божию. Там сретим одну правду, — она отличит в нас святую надежду от надежды безпечной и хульной. Откроет нам и меру сил наших, и меру немощей наших; примет в разсчет меру способов, и нищету нашу. Горе и беда всякой души, делающей зло, но прежде иудею, потом еллину (Рим. 2, 9), — прежде христианину, потом незнающему Христа. Много взыскано будет с меня несчастнаго, которому дано больше, чем другому (Лук. 12, 47-48). Други мои! смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими; бдите во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих, и предстать пред Сына человеческаго (Лук. 21, 34-36). Не дано нам знать, когда настанет страшный день: но то открыто, что он несомненно настанет, — и мы все предстанем судищу Христову. Запасемся же елеем добрых дел, чтобы светильники наши не погасли тогда, как негде будет взять елея (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Когда Иисус Христос окончил слово с таким необыкновенным содержанием, весь народ, слушавший Его, изумился подобно тому, как после проповеди в капернаумской синагоге, потому что Он учил их не как книжники, заимствовавшие всю свою мудрость из книг и на них ее утверждавшие, но как сам от себя имевший право говорить и открывать им такие истины. Изумление было естественное и вполне понятное, потому что не только они, но и все современное им человечество ни от одного из своих мудрецов не слыхало столь возвышенных нравственных истин 219 . Впечатление проповеди было тем могущественнее и влиятельнее, что сопровождалось необыкновенным совершением исцелений. Едва сойдя с горы, Иисус Христос вступал в Капернаум, как тотчас был встречен депутацией иудейских старейшин, ходатайствовавших за уважаемого ими сотника, которого верный и преданный ему раб, расслабленный, тяжко страдал. Иисус Христос исцелил его по одной вере сотника, не видав даже самого раба ( Мф.8:5–13 ; Лук.7:1–10 ) 220 . Вслед за этим последовало, по всей вероятности, исцеление бесноватого, страдавшего притом еще слепотой и немотой 221 ; исцеление последнего в таком виде, что он стал говорить и видеть, привело весь народ в удивление и все после слышанного и виденного стали говорить: «не это ли Христос, Сын Давидов» ( Мф.12:22.23 ; Лук.11:14 ). Зная опасность распространения в народе такой молвы для возвеличения славы нового учителя, иудейские законоучители не могли не прибегнуть к измышлению нового средства для Его унижения. После того, как они уличали Его в присвоении прав, свойственных одному Богу ( Мк.2:7 ), в дружественном обращении с мытарями и грешниками (2,16), в несоблюдении Его учениками аскетических подвигов (2,18), в нарушении ими заветной святости субботы (2,24), и народ, не внимая всему этому, не только не оставлял Его, но еще как будто в большом числе следовал за Ним, они решились прибегнуть к такому обвинению, которое, по их предположению, должно было привести к цели. По утвердившемуся мнению в иудейском народе божественный посланник мог свидетельствовать о себе совершением необычайных дел ( Ин.5:36.37 ); но подобного рода дела мог совершать волшебник, чернокнижник ( Исх.7:11.22;8,7 ) и по позднейшему представлению всякий деятель, стоявший в связи с начальником демонской силы ( Мф.9:32;12,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

И ничего нетъ въ Немъ уклоняющагося отъ истины, но все, будучи совершеннымъ, совершенно и въ совершенстве въ Немъ соделано. Гл. 38. Но въ настоящее время я лишь кратко касаюсь этого въ своей речи для напоминанія, дабы благочестивые знали, что у всякаго желающаго преступать пределы святой Божіей Церкви и преданія пророческаго и апостольскаго, надежду веры и ученія, разумъ отъ одного неважнаго предположенія и краткаго слова, по необдуманности и, можетъ быть, уклоненію отъ последовательности мышленія, можетъ обратиться къ великому пустословію, скользкимъ предположеніямъ, несообразнымъ и страннымъ изысканіямъ и родословіемъ безконечнымъ, по изреченію Апостола (1 Тим. 1, 4). Что ученіе о тысячелетнемъ періоде очень неосмысленно, и не нуждается въ толкованіи, это ясно каждому обладающему смысломъ, такъ что таковая мудрость и таковое предположеніе ихъ ума не нуждается даже и въ изследованіи. Ибо если мы воскреснемъ для того, чтобы снова обрезываться, то на какомъ основаніи мы прежде не приняли обрезанія? Въ такомъ случае для этого более насъ необходимыми являются издавна признавшіе совершенство его и предвосхитившіе совершенство въ сей жизни у будущаго совершенства  . Но къ чему же тогда сказанное у Апостола: аще обрезаетеся, Христосъ васъ ничто же пользуетъ (Гал. 5, 2) и: иже закономъ оправдаетеся: отъ благодати отпадосте (Гал. 5, 4)? И какимъ образомъ исполнится сказанное Господомъ: въ bockpecehie бо ни женятся, ни посягаютъ, но равни суть Ангеломъ (Матф. 22, 30 и Лук. 20, 36)? Но изреченія: сядете на трапезе Отца Моего, ядя и пія (Лук. 22, 30) и: егда е пію ново съ вами во царствіи небесномъ (Мар. 14, 25), съ прибавленіемъ словъ: ново и: на трапезе царства имеютъ иной смыслъ. Да и сами мы, наученные отъ Божественныхь словесъ, утверждаемъ, что тамъ будетъ некоторое причастіе безсмертнаго питанія и пищи, о чемъ сказано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Но говорятъ, что сначала, въ теченіе тысячелетія мы будемъ пользоваться естествеными удовольствіями безъ труда и печали, а по истеченіи тысячелетія будемъ причастны и тому, о чемъ сказано въ словахъ: ихже око не виде и ухо не слыша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Гл. 3. Перейду къ Новому Завету. Еслибы установлено было Богомъ, чтобы женщины священствовали, или совершали что либо каноническое въ Церкви, то более всего должно было бы въ Новомъ Завете облечь саномъ священства саму Марію, удостоившуюся воспринять въ недрахъ своихъ Царя всехъ, Бога небеснаго, Сына Божія; чрево которой соделалось храмомъ и уготовано было въ жилище Господа въ домостроительстве воплощенія по человеколюбію Божію и поразительному таинству. Но такъ не благоволилъ Богъ. Даже и совершать крещеніе не доверено было ей, — хотя бы Христосъ скорее могъ быть крещенъ отъ нея, нежели отъ Іоанна. Однако Іоаннъ, сынъ Захаріи, облеченный властію отпущенія греховъ, совершилъ крещеніе въ пустыне; отецъ же его священствовалъ предъ Богомъ и во время кажденія виделъ виденіе (Лук. 1, 10 и дал.). Петръ и Андрей, Іаковъ и Іоаннъ, Филиппъ и Варфоломей, фома, фаддей и Іаковъ Алфеевъ, Іуда Іаковлевъ и Симонъ Кананитъ и Матфей, избранный въ пополненіе двенадцати (Деян. 1, 26), — все эти избраны были въ Апостолы, священодействуя благовествованіе по всей земле (Рим. 15, 16), вместе съ Павломъ и Варнавою и прочими, и являясь началовождями таинствъ вместе съ Іаковомъ, братомъ Господнимъ и первымъ епископомъ Іерусалимскимъ. Отъ этого епископа и отъ вышепоименованныхъ Апостоловъ установлены преемства епископовъ и пресвитеровъ въ доме Божіемъ; но нигде не сказано, чтобы въ числе ихъ поставлена была женщина. Бяху же, сказано, у Филиппа благовестника, дщери четыре прорицающыя (Деян. 21, 9), но не священнодействующія. И бе Анна пророчица, дщи Фануилева (Лук. 2, 36), но священство ей не было вверено; ибо должно было исполниться написанному: и прорекутъ сынове ваши, и дщери ваши сонія узрятъ, и юноши ваши видения увидятъ (Іоил. 2, 28; Деян. 2, 17). А что существуетъ въ Церкви чинъ діакониссъ, то это не для священнодействія и не для порученія имъ чего либо подобнаго, но ради охраненія чести женскаго пола, или во время крещенія, или при надзоре за страданіемъ, или болезнію, и въ то время, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только діакониссою, которая получаетъ приказаніе отъ священника заботиться въ потребную пору для женщины при обнаженіи тела ея, чемъ весьма благоразумно и соответственно церковному постановленію поддерживается и благочиніе учрежденія (діакониссъ) и церковное благоустройство. Поэтому слово Божіе не позволяетъ женщине ни въ церкви глаголати, ни властвовать надъ мужемъ (1 Кор. 14, 35). Да и много можно говорить объ этомъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Нет необходимости священнику отказываться от приглашения на какой-либо праздник или домашнее торжество к тому или другому близкому лицу, и устраняться от всякого участия в обедах и собраниях, бывающих в том или другом почетном кругу общества. В особенности, если видит священник, что приглашающий его с надлежащим уважением относится к званию священника, и считает за честь иметь его в числе своих гостей, то по долгу любви он с полной готовностью может принять доброе приглашение и удовлетворить желанию человека, выражающего к нему искреннее расположение. Многие из прихожан, привыкшие чтить в священнике своего духовного отца, считают не полным свое домашнее торжество, если не видят среди себя своего пастыря, и при всяком удобном случае просят его оказать им честь своим посещением. От чего священнику не посетить своих духовных детей, к нему расположенных, если они того желают, и если он имеет свободное время? Чем больше случаев представляется священнику для откровенной беседы с людьми, видящими в нем своего духовного отца, тем более могут скрепляться его связи с ними, и тем более он может простирать на них свое влияние. И Господь Иисус Христос являлся на званных собраниях, принимал угощения от лиц, желавших оказать Ему, вместе с другими, свое расположение, и разделял трапезу любви. Так мы видим Его на брачном торжестве в Кане Галилейской, на которое звана была Его Пречистая Матерь, Сам Он и ученики Его, и при котором Он сотворил первое чудо, чтобы доставить хозяину дома возможность угостить, как требует приличие, собравшихся его знакомым ( Иоан. 2:1–11 ). Мы видим Его в доме одного из начальников фарисейских, куда Он был приглашен в субботу вкусить хлеба, причем было много званных, и где Он, замечая, как званные выбирали лучшие места, предложил возлежащим с Ним и разделявших трапезу несколько назидательных притчей, в которых вечеря послужила основным образом для уяснения учения о Царствии Божием ( Лук. 12:1–24 ). Еще молил Его один фарисей (Симон прокаженный), чтобы Он пришел к нему разделить с ним хлеб, и Господь не отказался, и с Ним было несколько возлежащих, и Он на вечере хозяину дома и его гостям преподал поучительный урок, когда жена грешница явилась в дом фарисея с алавастровым сосудом драгоценного мира, чтобы почтить великаго Учителя, возливала миро на ноги Его, отирала их волосами головы своей, чем возбудила недоуменные мысли в самом Симоне и его гостях ( Лук. 7:36–50 ). В древней христианской Церкви были агапы, или трапезы любви: то были общественные вечери, составлявшиеся из приношений верующих, и предстоятели Церкви не находили для себя неприличным принимать в них участие. При высоком духе благочестия, каким отличались пастыри первенствующей Церкви, они благосклонно смотрели на эти общественные вечери, как на выражение любви, связующей членов Церкви, и поддерживали их потому, что через них укреплялся союз любви, долженствующий соединять всех верующих во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Он есть Учитель-Пророк единственный и всемирный, ни с кем несравнимый, – Свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир ( Иоан. 1:9 ). Он Сам говорил о Себе: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси ( Иоан. 3:13 ); никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ); Аз есмь Свет миру, ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Иоан. 8:12 ; сн. 9:5; 12:35–36); Аз есмь путь, истина и живот (14:6). Следовательно, Он был таким Просветителем мира, каким не был никакой пророк. Ев. Иоанн говорит о самом большем из пророков: не бе той (Иоанн Предтеча) свет, но да свидетельствует о Свете (1:8). По сравнению с И. Христом, и апостолы не имеют права называться учителями, а они только ученики: вы же не нарицайтеся учителие, един бо есть ваш Учитель – Христос ( Мф. 23:8 ; сн. 10 ст., Иоан. 13:13 ). Посему-то, когда Он учил истине, то говорил так, как свойственно говорить только безусловному носителю истины, а не так, как говорили, напр., пророки. Последние, сообщая людям откровение Божие, обыкновенно так выражались: тако глаголет Господь, или – сия глаголет Господь; Он же, как Сам первоисточник и законоположник истины, так учил: Аз же глаголю вам ( Мф. 5:22. 28 . 32. 34. 39), или: аминь глаголю вам ( ), аминь, аминь глаголю вам ( Иоан. 1:51; 5:19. 24. 25; 6:47. 53 ); глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Иоан. 6:63 ). Отсюда же, – Его учение, по действию на слушавших Его, отличалось такими качествами, какими никогда не владело ни одно человеческое учение. Слуги, посланные схватить Его, не осмелились взять Его, и возвратившись, отвечали первосвященникам и фарисеям: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек ( Иоан. 7:46 ). Он учил, яко власть имея, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7:29 ); со властию бе слово Его ( Лук. 4:32 ). О действии Его проповеди в назаретской синагоге евангелист замечает: и вси свидетельствоваху Ему, и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лук. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3:3), как от тернов преслушания, как от репия неправды и от негодных дерев. «Аще узриши разумна, утреннюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя» (Сир. 6:36), чтобы научиться у него сеннописаниям Закона и дарам благодати. Не слово велемудрое, не наружность прикрашенная вводят в царствие небесное, но совершенная и непытливая вера с похвальною и ясною предусмотрительностью. Мф.11:29. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Мф.11:30. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.    Воспользовавшись этим, Божественный Апостол назвал грех обременительным «и удобь обстоятельным» (Евр. 12:1). Ибо что тягостнее и вреднее греха? А равно и с противной стороны, что легче и полезнее добродетели? Грех, как сказано в Притчах, «многих уязвивши, низверже своею тяжестью» (Притч. 7:26). Пленицами же своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22). А добродетель держащихся ея оживляет и возносит на высоту, по слову Приточника: «древо живота есть... держащимся ея» (Притч. 3:18), и по слову Псалмопевца: «Приемляй кроткие Господь» (Псал. 146:6). Посему-то грех символически представляется в виде «таланта оловяна вземлющегося» (Зах. 5:7); потому что держащихся греха погружает в ад. И у кого есть плотские бремена и плотские похоти, кого обдержит грех, тем не свободно возводить око к небу. Посему и «иго» Спасителево «благо», и «бремя легко». Но скажут: почему же легко, когда говорит: «аще... не возненавидит ... отца... и матерь» (Лук. 14:26), «и иже не приимет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин» (Матф. 10:38), «и иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик» (Лук. 14:33), когда повелевает отдать и самую душу? — Да научит тебя Павел, который говорит: «Еже бо ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделовает» (2 Кор. 4:17); и еще: «не достойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18). Мф.12:31. Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1. Кто хочет приступить к Господу, сподобиться вечной жизни, соделаться обителию Христовою, исполниться Духа Святого, чтобы прийти в состояние приносить плоды Духа, чисто и неукоризненно исполнять заповеди Христовы: тот должен начать тем, чтобы прежде всего крепко уверовать в Господа, и всецело предать себя вещаниям заповедей Его, во всем отречься от мира, чтобы весь ум не был занят ничем видимым. И ему надлежит непрестанно пребывать в молитве, с верою, в чаянии Господа, всегда ожидая Его посещения и помощи, сие одно всякую минуту имея целью ума своего. Потом, по причине живущего в нем греха, надлежит ему понуждать себя на всякое доброе дело, к исполнению всех заповедей Господних. Так например: надлежит понуждать себя к смиренномудрию пред всяким человеком, почитать себя низшим и худшим всякого, ни от кого из людей не ища себе чести, или похвалы, или славы, как написано в Евангелии, но имея всегда пред очами единого Господа и заповеди Его, Ему единому желая угодить в кротости сердца, как говорит Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). 2. Подобно сему да приучает себя, сколько можно, быть милостивым, добрым, милосердым, благим, как говорит Господь: будите добры и благи, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6, 36); и еще говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Иоан. 14, 15); и еще: подвизайтеся внити сквозе тесныя врата (Лук. 13, 23). Паче всего в незабвенной памяти, как образец, да содержит смирение Господа и жизнь Его, и кротость, и обращение с людьми, да пребывает в молитвах, всегда веруя и прося, чтобы Господь пришел и вселился в него, усовершал и укреплял его в исполнении всех заповедей Своих, и чтобы сам Господь соделался обителию души его. И таким образом, что делает теперь с принуждением непроизволяющего сердца, то будет некогда делать произвольно, постоянно приучая себя к добру, и всегда памятуя Господа и непрестанно ожидая Его с великою любовию. Тогда Господь, видя такое его произволение и доброе рачение, видя, как принуждает себя к памятованию Господа, и как сердце свое, даже против воли его, ведет непрестанно к добру, к смиренномудрию, к кротости, к любви, и ведет, сколько есть у него возможности, со всем усилием; — тогда говорю, Господь творит с ним милость Свою, избавляет его от врагов его и от живущего в нем греха, исполняя его Духом Святым. Тогда уже без усилий и труда во всей истине творит он все заповеди Господни, лучше же сказать, сам Господь творит в нем заповеди Свои, и он чисто плодоприносит тогда плоды Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Пусть по незнанию ли, или по гордости, богатые не считают себя в связи с бедными. Но и языческая совесть согласится, что все мы живем не иначе, как милостию Отца небеснаго, и Он каждую минуту делает для нас более благодеяний, чем мы можем оказать для других во всю жизнь. Посему, и одна признательность к благодеяниям Божиим обязывает богатаго заботиться о бедном. Кто дал богачу богатство, которым владеет он? Труды богача? Если бы и подлинно трудился он для приобретения богатства столько, сколько стоит богатство его: и тогда кто дал ему силы для труда? Нет! От Него единаго богатство и слава, в Его руке крепость и милость возвеличити и укрепити вся (1 Пар. 29, 12). И так, богатство богача — не его собственность, а дар Божий. Богачу остается смиренно и искренно благодарить благодеющаго Отца небеснаго, и изливать благодарность в делах блатворительности бедным. Вот жертва, которую может он приносить, и которой ожидает от него Господь! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13, 16). Если богатство богача дар Божий: то этот дар дан, без сомнения, с целию и с целию, достойною премудраго и святаго Дателя. Для чего же дан дар богачу? Для того ли, чтобы богач удовлетворял своим прихотям и теснил слабаго? Но для кого же приготовлен и ад с его муками если не для любодеев и плотоугодников, если не для притеснителей, слабой бедности? Для того ли, чтобы богач жил безпечно в праздном покое, для себя одного? Но ни одна пылинка в мире не существует для себя одной, без движения полезнаго для других. Или — с тем богач наделен богатством, чтобы только передать богатое наследство детям и родным? Но если назначение богатых родителей ограничивается только тем, чтобы готовить детям и родным сокровища, истлеваемыя тлею и похищаемыя татями, а не касается потребностей нравственных, не входит в область духа: тогда какое же назначение самаго богатства? Назначение безполезной ветхости, которую должны перекладывать из рук в руки отец сыну и сын внуку, бережно и осторожно, отнюдь, не смея делать из нея какое либо употребление. Цель слишком пустая, чтобы не сказать больше. Итак, что-ж? На что дано богатство? На то, чтобы делами благотворительности богач приобретал себе спасение вечное. Сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (Лук. 16, 9). Высокий образец предложен богатому — милосердие Отца небеснаго. Будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). Как же много надобно трудиться богатому при употреблении богатства, чтобы приблизиться к высокому образцу!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010