Тема Сиона является связующей для всех прочих эсхатологических тем Ветхого Завета, среди которых исследователи выделяют следующие: Темы, относящиеся к преображению человеческого общества: • Возвращение в землю обетованную (см. например: “Будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме” Ис.27:13 . Также: 35:10; 51:11; 60:4; 66:20; Иер.3:14; 32:37 ; Иез.20:33-44; 37:26 ; Иоил.3:20 ; Мих.4:6-7. 10 ; Соф.3:20 ; Зах.2:7; 8:7-8 ). • Тема праведного царя-мессии, о котором уже достаточно было сказано ( Ис.11:9; 44:28 ; Иер.33:16 ; Зах.4:5-10; 6:12-13; 9:9-10 ). • Победа Израиля над другими народами (см. например: “Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли” Мих.4:13 . Также: Ис.34:8 ; Иоил.3:1-21 ; Авд.16 ; Зах.1:14-15; 12:2-9; 14:1-3; 12-19 ). • Установление мира между народами (см.: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” Ис.2:2-4 = Мих.4:1-4 ). Обращение народов (см. например: “И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь” Ис.66:18-23 . Также: Иер.3:17 ; Зах.2:11; 8:20-23 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

Святой Павел не касается в Послании к Евреям вопроса происхождения Единородного Сына Божия ни по божеству, ни по человечеству. Но подобно тому, как свойства предвечного рождения Сына вытекают из слов апостола об участии Его в творении мира, так и некоторые свойства телесного рождения Спасителя во времени можно вывести, исходя из рассуждений о неотъемлемых качествах Его богочеловеческой сущности. Нет сомнений, что Иисуса Христа нельзя считать Сыном Божиим только по божественной природе, иначе придется отрицать и само Боговоплощение. У человеческой природы Христа нет отдельной ипостаси - она воипостазирована в Ипостась Сына. Таким образом, Спаситель и по человечеству есть истинный Сын Бога Отца, о чем, как о наиважнейшем свойстве Христа, особенно настаивает святой апостол Иоанн Богослов (1Иоан.4: 2-3, 9, 14-15). Апостол Павел нигде в Послании не разделяет Личность Сына, чем указывает, что Христос по человечеству является истинным образом Ипостаси Отца и сиянием Отчей славы. Эту тайну приоткрыл Сам Господь в разговоре с учениками на Тайной вечере: " Я и Отец - одно " и " Я в Отце и Отец во Мне " (Иоан.14:11), говорил Он им, и " видящий Меня видит Пославшего Меня " (Иоан.12:45). А так как известно, что " Бога не видел никто и никогда " (Иоан.1:18), то слова Спасителя " видящий " и " видел " необходимо отнести к человеческой природе Христа, " Который есть образ Бога невидимого " . (2Кор.4:4). Поэтому происхождение Богочеловеческой Личности, на основании учения апостола Павла, представляется следующим образом: Бог Сын непостижимо и неизъяснимо рождается от Бога Отца, по божеству - безвременно и неотлучно от Отца и от Духа, по человечеству - в определенный час действием исходящего от Отца Святаго Духа. Главные же свойства непостижимого рождения и во времени, и вне времени таковы: причина рождения - Отец, действие - Святый Дух, рождаемое - Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отца. Такие выводы согласны с Евангельским рассказом о благовещении. Ангел, посланный благовестить Пресвятой Деве Богородице, сказал Ей: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лук.1:35). Ангел не сказал: рождаемый человек или рождаемый Бог, но сказал - рождаемое Святое. И не сказал: будет Сыном Божиим, но: наречется Сыном Божиим. Это сказано по той причине, что имя Сын Божий уже существует и принадлежит Ему прежде рождения Его по плоти. Посему ангел очень точно выражается, говоря, что рождаемое " Святое " - т.е. человеческое естество Сына Божия, наречется (унаследует) имя Сын Божий. Так учит и апостол Павел: " Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя " (Евр.1:4). Наследовал законно и праведно, сразу в Рождестве, а не по прошествии времени. И как Истинный Сын Божий по естеству абсолютно совершен и свят и не имеет в Себе никакого ущерба или недостатка, ни в божественной Своей природе, ни в человеческой.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/21/...

Что же касается торжественного празднования Нового года первого сентября, то оно засвидетельствовано еще позднее - в Типиконе Великой Церкви (ΙΧ-Χ в.) В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61:1-2) о наступлении лета благоприятного (Лук. 4:16-22). В этом чтении Господа, византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя. 2015/09/14, 10:39:26 КакГосподь выбирает тех людей достойных его и вкладывает в их душу то,чтобы они могли помочь другим.СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ,СЛАВА! 2015/09/14, 08:22:34 Какое красивое стихотворение! Песня души. Светлана 2015/09/14, 07:58:23 Как просто и как истинно Марина 2015/09/14, 07:38:20 Хороший стих,так и хочется прочитать продолжение... Анатолий 2015/09/14, 07:31:24 Прекрасное фото и стихи: лаконично, умиротворяюще, истина на ладони. Наталья Унучкевич 2015/09/14, 07:28:35 " Октябрь уж наступил - и роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей...! ( " Осень " А.С.Пушкин) От чего рябина стала красной, Лист кленовый на землю упал? От того, что лето не напрасно Танцевало свой зелёный бал. Ночи стали ясны и прохладны, Звёзды можно ближе рассмотреть. От чего в душе как-будто праздник Цветом увядания согрет? Словно ближний кто-то умирает, Скорби нет, есть радость и покой. Слабою рукой благословляет, Ангельской улыбкой, неземной. Неба синь в глазах потусторонних, Взгляд потух, но в лике ясный свет. От земных забот в душе свободный, Жив ещё сегодня, завтра - нет. Поле стало серым, жёлтый тополь Машет уцелевшею листвой. Вот и я, как эта сама осень В зиму отойду, как в мир иной. От чего рябина красной стала, Клён затронут сверху рыжиной? От того, что лето отплясало, Ныне осень правит праздник свой.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2164

Итак, как же примирить подобные факты с идеей полной трезвости? Во-первых, следует отметить, что подобные примеры положительной оценки вина явно перевешиваются пассажами, осуждающими употребление спиртного. Так, Притчи учат: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: " Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притчи 23:31-35). Пророк Исаия говорит: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют». (Исаия, гл. 5). Древним еврейским монахам – назореям – запрещалось всякое употребление вина и других изделий из винограда; об Иоанне Крестителе в Евангелии сказано: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнился еще от чрева матери своей» (Лук.1:15). Наконец, апостол Павел говорит, что «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). Таким образом, полная трезвость и умеренное употребление вина в библейской (древнееврейской и христианской традиции) издавна мыслились как две альтернативные возможности. В христианстве в качестве ереси рассматривались лишь такие формы отказы от вина, которые предполагали неучастие в Таинстве евхаристии (это было характерно для некоторых гностических сект). Но то, что вино употребляется за литургией, вовсе не означает, что его следует употреблять постоянно и в возможно больших количествах. Напротив, довольно часто предметы, относящиеся к литургической сфере, запрещены для профанного употребления. Апостол Павел строго осуждал коринфян, которые рассматривали древние литургические собрания как повод для того, чтобы поесть и напиться: они, по мысли апостола, совершают профанацию, осквернение святыни и из-за этого даже «болеют и иные умирают». В ветхозаветном служении отношение к принадлежностям богослужений было не менее серьезным: многие евреи полагали, что после разрушения Храма следует вовсе отказаться от употребления мясной пищи, т.к. она освящалась храмовыми жертвоприношениями. Таким образом, употребление вина во время литургии свидетельствует не в пользу необходимости частого употребления его во всех иных случаях, но скорее делает более уместным воздержание от вина вне богослужения. Этот подход, конечно, не является обязательным или общепринятым, но он вполне логично вытекает из логики традиции.

http://zavet.ru/a/rss_1303385390.html

Это – Тот Самый Дух, Который первоначально носился над водами ( Быт. 1:2 ), Которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется, – Который действовал в пророках ( Деян. 10:43 ), сходил на Христа ( Матф. 3:16 ). Это – Тот Дух, Который дарован был апостолам в виде огненных языков ( Деян. 2:3 ). Это – Дух, Которого желал Давид, когда говорил: и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене ( Псал. 50:13 ). О сем Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя ( Лук. 1:35 ). Сим Духом святой Петр изрек оное блаженное слово: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Матф. 16:16 ). Сим Духом утвержден камень Церкви ( Матф. 16:18 ). Сей-то Дух Утешитель ( Ин. 14:26 ) посылается к тебе с тою целью, дабы показать тебе, что ты – чадо Божие. Итак, приступи, человек; возродись, дабы получить усыновление Богу. Но ты скажешь: „каким образом“? – Если не будешь прелюбодействовать, совершать убийств, служить идолам; если не будешь побеждаем удовольствиями, если не будет господствовать над тобою страсть гордости; если истребишь в себе нечистоту и свергнешь с себя бремя греховное; если совлечешься всеоружия диавола и облечешься в броню веры, как говорит Исаия: измыйтеся,... взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру, и оправдите вдовицу. И приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю. И аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. 1:16). – Видишь, возлюбленный, как предсказал Пророк очистительную силу крещения. Тот, кто с верою входит в сию баню возрождения, отрицается сатаны и сочетавается со Христом, отвергает врага, и исповедует Христа своим Богом, – совлекается рабства и облекается в усыновление. Он возвращается от купели крещения – светел, как солнце, блистая лучами правды, что же всего важнее – возвращается сыном Божиим и сонаследником Христа. Ему слава и держава со Всесвятым, благим и животворящим Духом Его, ныне и присно и во все веки веков. Аминь 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Посему, Писание упоминает и о рождении, и говорит: «повит» (Лук. 2:7), и названы блаженными сосцы, «яже ссал» (Лук. 11:27), и принесена жертва, как за рожденного «разверзающаго ложесна» (Лук. 2:23). Все это служило указанием на рождающую Деву. А Гавриил ясно, с особенною осмотрительностью, благовествовал Ей, говоря не просто: рождаемое «в Тебе», чтобы не подумали, будто бы входит в Нее отвне; но рождаемое «от Тебя» (Лук. 1:35), в удостоверение, что рождается от Нее по естеству. Это же ясно показывает и самое естество; потому что Деве невозможно иметь млеко не родив, и телу невозможно питаться млеком и быть повитым, не родившись прежде по естеству. Сие-то рожденное в восьмой день было обрезано; сие-то Симеон приял в объятия; сие сделалось отроком и возрастало, стало двенадцатилетним и достигло тридцатого года. Ибо не самая сущность Слова, неизменяемая и непреложная, как измыслили некоторые, изменилась и была обрезана. Сам Спаситель говорит: видите, видите, яко Аз есмь, «и не изменяюся» (Малах. 3:6), а Павел написал: «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13:8). Но в теле, которое было обрезано, носимо, вкушало пищу и питие, утомлялось, пригвождено на древе и пострадало, было бесстрастное и бесплотное Божие Слово. Тело положено было во гроб, когда, не отлучаясь от него, Слово сходило, как сказал Петр, проповедовать «сущим в темнице духовом» (1 Петр. 3:19).    6) Этим всего более обнаруживается неразумие утверждающих, что Слово пременилось в кости и плоть. Если бы так было, то не имелось бы нужды во гробе, потому что тело само собою снизошло бы проповедовать бывшим во аде духам. А теперь нисходило проповедовать Слово, тело же Иосиф, обвив плащаницею, положил на Голгофе; и всякому стало явно, что тело было не Слово, но было тело Слова. И сие-то тело, восставшее из мертвых, осязал Фома, и видел на нем «язвы гвоздинныя» (Иоан. 20:25), какие претерпело само Слово, видя пригвождаемым собственное Свое тело, и хотя могло тому воспрепятствовать, но не воспрепятствовало; даже, бесплотное Слово как бы Себе усвоило все, что свойственно было телу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2567...

е. уничтожит вообще царскую власть в десятиколенном царстве. Низложение дома Ииуя совершилось вскоре по смерти Иеровоама в факте убийства Саллумом Захарии на шестом месяце царствования последнего. Но это было и началом конца, т. е. той анархии, которая водворилась в десятиколенном царстве и через 50 лет закончилась завоеванием его. В нашем слав. тексте соответственно греч. вместо слов с дома Ииуева читается «на дому Иудове». Это чтение ошибочное; оно опровергается и древними переводами, и контекстом. Вместо слов: «положу конец царству» в слав. «упокою», καταπασω вследствие букв. перевода LXX-ю евр. vehischbathi (от sehabath). Ос.1:5 .  и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. «И будет в тот день», т. е. в день наказания дома Израилева. Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук – образ военной силы (ср. Быт 10.24 ; 2Цар 1.4 ; Иер 1.35 ). Пророк, таким образом, говорит о предшествующем падению царства поражении Израильского войска на войне, в битве на долине Изреельской. В повествовании о завоевании десятиколенного царства ассириянами не говорится о битве на Изреельской равнине. Но ввиду того, что равнина эта с одной стороны была ключом к обладанию всей страной, а с другой представляла надежные средства для сопротивления, вполне естественно, что именно на Изреельской равнине израильтяне в последний раз пытались остановить наступление ассириян. Ос.1:6 .  И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более мило­вать дома Израилева, чтобы про­щать им. Вместо слов «чтобы прощать им» (ki nasa essa lachem, чтобы я прощая, прощал им) в слав. по тексту LXX: «противляяся, возсопротивлюся им»: преполагают, что LXX слова nasa essa читали nasi aschith, ντιτασσαμενος αντιταξομαι. Ос.1:7 .  А дом Иудин по­милую и спасу их в Го­с­по­де Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. Одновременно с наказанием Израиля проявится милость Божия к Иуде, который будет за свою верность Иегове спасен всемогущею силою. Пророк, нужно полагать, имеет ввиду предстоящие нашествия ассириян, во время которых обнаружилось различное отношение Иеговы к Израилю и Иуде: десятиколенное царство было разрушено ассириянами, а под стенами Иерусалима чудесною силою было истреблено ассирийское войско. ( Ис 36.1 ). «Дом Иудин»: в греч. слав. «сыны же Иудины»; LXX нередко евр. beith переводят через υο – сыны (ср. Быт 45.11 ; Нав 17.17, 18.5 ), а слова banim, сыновья, словом οκος дом. Ни войною, т. е. не военным искусством. Ос.1:8 .  И, откормив грудью Непомилован­ную, она зачала, и родила сына. Ос.1:9 .  И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, по­тому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророчество: Деятельность Мессии – Пророка откроется в Галилее, в пределах Завулона и Неффалима (Ис. 9:1–2). Многое Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ). – Исполнение: И вселися Иисус, свидетельствует евангелист, в Капернаум в поморие, в пределах Завулоних и Неффалимлих, да сбудется реченное Исаием пророком ( Мф. 4:13–14 ). И поучал Он много притчами, и без притчи ничесоже глаголаше к народу, собравшемуся при море слушать Его, да сбудется реченное пророком ( Мф. 13:3–35 ). Пророчество: Мессия-Пророк явится как единый Пастырь, с властью Князя, имеющий упасти от расхищения и судить овец Своих ( Иез. 34:23; 37:24 ; ср. Ис. 40:11; 53:4–6 ; Зах. 13:7 ). – Исполнение: Иисус Христос Сам говорил о Себе; Аз есмь пастырь доб- рый... И не восхитит их (овец) никтоже от руки Моея ( Иоан. 10:11. 28 ). Апостолы именуют Его Пастырем и Пастыреначальником единым и вечным, имеющим явиться на грядущий всемирный суд ( 1Петр. 2:25; 5:4 ; Евр. 13:2 ; сн. Деян. 20:28 ). Пророчество: Мессия будет иерей во век, по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ). За грехи человеческие Он принесет в жертву Самого Себя ( Ис. 53:1–12 ) и Своею смертью установит новый завет ( Иер. 31:31–35 ) во второй половине последней седьмины ( Дан. 9:24–27 ). Обстоятельства Его страданий и смерти таковы: Он будет предан близким Ему ( Пс. 40:10 ) за тридцать сребренников ( Зах. 11:12 ); на Него восстанут многие лжесвидетели ( Пс. 34:11–12; 40:8–9 ). Он будет подвергнут ранам, заушениям, заплеваниям ( Ис. 50:6 ; Пс. 21:7 ), пригвожден ко кресту ( Пс. 21:17–18 ; Числ. 21:9 ), напоен желчью и оцтом ( Пс. 68:22 ); мимоходящие поругаются над Ним ( Пс. 21:8–9 ), одежды Его разделят по жребию ( Пс. 21:19 ). Во время страданий Своих Он, как агнец, будет смирен и кроток ( Ис. 53:7 ), будет молиться за врагов Своих ( Пс. 108:1–5 ), а Его смерть будет сопровождаться великими знамениями ( Ам. 8:9 : Зах. 14:6–7 ; Агг. 2:7 ). – Исполнение: Иисус Христос, предтеча о нас вниде в нерукотворенная святая, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во век ( Евр. 6:20; 9:11 ). Своею смертью Он установил завет вечный ( Евр. 13:20 ). Обстоятельства страданий и смерти Искупителя, по свидетельству евангелистов, буквально соответствуют начертанному пророками образу праведного Страдальца Мессии ( Мф. 26–27 гл.; Марк. 14–15 гл.; Лук. 22–23 гл.; Иоан. 18–19 гл.). Крестная смерть Спасителя сопровождалась затмением солнца, трясением земли и другими знамениями ( Мф. 27:51 ; Лук. 23:44–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

+ 1 / 2 , 0, 3 Ночь[ю] снег, сильн[ый] SE; днем снег, облачи [о], умеренный] SE/слаб[ый] W; ночь[ю] снег. Говорят, в Москве дрова дошли до 500 р[ублей]. Дорога доставка. С 3-й Москвы яросл[авской] линии 27 привезть 1 сажень на Красносельскую улицу в квартиру Марусиной сестры – 3 версты – стоит 150 р[ублей]. В Москве мерзнут. Хорошо еще, что зима доселе тепла: ведь свыше 14 градусов не было ни одного мороза, да и десятиградусных морозов было мало. Ветры были, но не часто и не северные. Вообще, первая треть зимы умеренна и даже тепла. Нужно благодарить Бога за это благодеяние. Здесь ныне Маруся 28 перевозила на салазках 1 сажень еловых дров из городского склада до нашей площади 29 . Купил их Алексей Александр[ович] 30 за 65 р[ублей] без доставки. Власти расклеили на столбах листы с множеством имен-фамилий жителей Посада (не по алфавиту) с требованием объявить свое имущественное положение. Цель, конечно, – новые и новые ограбления. Профессоров и священников, кажется, никого нет в этих списках. И на том спасибо. 18 декабря 4, 3, 2 Ночь облачн[ая], тих[ий] W; день облачн[ый], снег, пороша, тих[ий] w; ночь обл[ачная], тих[ий] W. К празднику в лавках выдают муку ржаную, соль, картофель, лук, масло подсолнечное, но всего помалу на лицо. Лук и масло для категорий 3 и 4 31 не выдаются. Буржуям-де не следует выдавать эту роскошь. 19 декабря 1 1 / 2 , 0, 1 Ночь[ю] снег, тих[ий] W; днем пороша снежная и облачн[ость], тих[о]; ночь[ю] снег, тих[ий] W. Уламывал я хозяина сбавить положенную им с октября 75 р[ублей] плату за квартиру (до жильцов Лидерсов 32 , до июня, я платил 35 р[ублей], с июня 50 р[ублей], а теперь 75 р[ублей], ссылаясь на умножение и увеличение налогов); но он решительно заявил о необходимости, вынужденности взять эту плату, при желании будто бы не стеснять меня. Пришлось уступить ему, и я заплатил за 3 месяца 225 р[уб]. Л. 166 Ныне по нов[ому] стилю Новый год. Торговля совсем закрыта (не знаю, торговали ли с возов); учреждения тоже. А ученики учебных заведений распущены еще 17/29 дек[абря], а будут собраны для ученья 2-го янв[аря] старого стиля. 20 декабря. новолуние

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

30 Ср. Ориген, In Ex. hom. 4, 6: «И что жезл, посредством которого все сие совершается, посредством которого Египет повергается и Фараон одолевается, есть Крест Христов, посредством которого сей мир побеждается и посредством которого одерживается верх над князем мира сего со начальствами и силами его». 31 Ср. Тертуллиан, Adv. Jud. 13: «Ибо именно это дерево участвовало тогда в таинстве, в котором Моисей усластил горькую воду, отчего народ, погибавший от жажды в пустыне, ожил, напившись. Так и мы, которые избавлены были от бедствий мира сего, где мы пребывали, погибая от жажды, то есть лишенные Божественного слова, испивая крещальной воды древа Страстей Христовых, через веру в Него ожили». Ср. также Киприан, De zel. et liv. 17: «Всякая горечь, поселившаяся в душе, пусть умягчится Христовой сладостию. От таинства Креста ты приемлешь и пищу, и питие. Дерево, каковое близ Мерры помогло усластить вкус в прообразе (in imagine), пусть тебе поможет обрести смягчающую душу кротость в действительности (in veritate)». Ср. также Ириней, Contra haer. IV, 10, 2; Tract. Orig. 15, р. 164; Лактанций, Inst. 4, 18; Августин, Contra Faust. 12, 30. 2—91. 32 Ср. Втор. 21:23; Галат. 3:13: «Ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». 33 Ср. Кол. 2:14: «и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту...». 34 См. Рим. 1:17: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». 35 «Мерра» по-еврейски означает «горечь». 36 Имеются в виду семьдесят учеников, посланных Иисусом на проповедническое служение, см. Лук. 10:1—17. 37 См. Лук. 10:17—20: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: ... тому не радуйтесь, что духи вам повинуются...» 38 Седьмой день — это Суббота, день субботнего покоя. 39 Ср. Ориген, In Ex. hom. 7, 4: «О, неблагодарный народ: по Египту тоскует тот, кто видел истребление египтян! требует мяса египетского тот, кто видел, как тела египтян были отданы рыбам морским и птицам небесным!» Ср. там же, 7 и 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010