немн. и неавторит. чит. ς); 4:1, 32, 37; 9:26; 15:5; и г) в восьми из двенадцати случаях у еванг. Матфея, именно: Мф. 8:24, 28, 12:22, 13:2, 32, 54, 15:31, 27:14 . Остаются только четыре случая (из пятидесяти двух) и притом у одного евангелиста Матфея, когда этот оборот допускает перевод русским союзом цели «чтобы», именно: Мф. 10:1, 24:24, 15 и 27:1. Но Мф. 10 и 24:24 допускают полную возможность и другого, согласного со всеми остальными и притом весьма многочисленными местами Нового Завета, перевода союзом следствия, а не цели, именно такого: Мф. 10:1 : «дал им власть над духами нечистыми, так что изгоняли и исцеляли всякую болезнь и всякую немощь», – 24:24: «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения великие и чудеса, так что прельстят (слав: якоже прельстити), если (будет) возможно, и избранных». Остаются только два случая, когда στε с неопределенным можно понимать только в значении цели: Мф. 15 и 27:1, – относительно коих должно заметить, что в первом случае этот оборот употреблен в речи учеников, а во втором имеются разночтения кодексов: D – VI века ( να θανατσουσιν), S – IX-X в. ( πως) и 69 – XI-XII в. (на поле θανατσουσιν) 27 . Таким образом, употребление рассматриваемого оборота у всех других новозаветных писателей вполне тожественно с употреблением его во всех несомнительных случаях у св. Луки, именно в значении: «так что». А это совершенно однообразное употребление данного оборота у всех новозаветных писателей ведет к заключению, что экзегетически вполне законно и естественно понимать выражение Лук. 4 в смысле действительного свержения Господа со скалы Назаретянами, как толкуют данное место сирские писатели – Афраат и св. Ефрем 28 , хотя при этом не исключена решительно и возможность толкования этого места в смысле только неосуществившегося намерения Назаретян, как св. Амвросий Медиоланский , св. Кирилл Александрийский и др. Но так как Афраат и св. Ефрем толкуют сирский текст, то возникает вопрос: толкование их есть ли злоупотребление буквализмом экзегеза, как думает Паризо, – или же оно имеет для себя основание и в древне-сирском евангельском тексте, как и в греческом? По современным данным науки, древнейшим представителем сирского евангельского текста должно признать новооткрытый Синайский кодекс, от коего (текста) в зависимости стоял Диатессарон Тациана и за коим (по времени) уже следуют Куретонов кодекс и Пешитта – сирская вульгата 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

27 Ибо сказал в сердце своем: “Не поколеблюсь, из рода в род – без зла”. 28 Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. 29 Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. 30 Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. 31 Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими. 32 Ибо сказал в сердце своем: “Бог забыл, отвратил лицо Своё, чтобы никогда не видеть”. 33 Возстань, Господи, Боже мой! Да вознесется рука Твоя, не забудь убогих. 34 Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: “Он не взыщет”. 35 Ты видишь, ибо Ты понимаешь страдание и озлобление. Да преданы будут они в руки Твои: Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником. 36 Сокруши мышцу грешному и лукавому, так что поищется грех его и не найдется. 37 Господь – Царь во век и в век века. Исчезните, племена, с земли Его! 38 Желание убогих Ты услышал, Господи, готовности сердца их вняло ухо Твоё. 39 Оправдай сироту и смиренного, чтобы не продолжал более человек величаться на земле. Псалом 10 В конец. Псалом Давида. 1 На Господа надеюсь, как скажете душе моей: “Переселяйся на горы, как птица”? 2 Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы, чтобы в безлунную ночь стрелять в правых сердцем; 3 и что Ты совершил, то они разрушили, а праведник что сделал? Господь в храме святом Своем: 4 Господь – на небе престол Его, очи Его взирают на нищего, зеницы Его испытывают сынов человеческих. 5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу. 6 Одождит Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный – их доля чаши. 7 Ибо праведен Господь и правду возлюбил, правоту видит лицо Его. Псалом 11 1 В конец. О восьмой. Псалом Давида. 2 Спаси меня, Господи, ибо не стало благочестивого, ибо мало истины среди сынов человеческих. 3 Суетное говорил каждый ближнему своему: уста льстивые в сердце, и в сердце говорили злобное.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Изречение о соли земли и свете мира. ( Мф.5:13–16 ). Оба эти образные изречения показывают назначение учеников Христовых, ближайшим образом апостолов, предохранять людей от нравственной порчи и руководить их в религиозно нравственной жизни. Закон об убийстве. ( Мф.5:21–26 ). Заповедь не убий современные Христу законники превратили в чисто внешний закон, карающий только преступное действие. Раскрывая дух и сущность этого закона, Иисус Христос осуждает и самые внутренние движения духа, как источник дурных слов и дел, и притом так, что напрасный гнев подлежит суду. Отсюда, если человек приходит в храм для жертвоприношения, а в душе в это время питает вражду к ближнему, то его молитва не может быть угодна Богу. Закон о прелюбодеянии. ( Мф.5:27–30 ). Закон о прелюбодеянии законники понимали тоже чисто внешне, осуждая на основании его только самое действие. Христос же осуждает и самые блудные помыслы. Закон о разводе ( Мф.5:31–32 ). Иисус Христос развод допускает только в случае явного любодеяния, когда брачные узы разрушаются уже самым преступлением. Закон о мести ( Мф.5:38–42 ). Этот закон стоял в тесной связи с законом об убийцах: как намеренное убийство наказывалось смертию, так всякое намеренное повреждение какого-либо члена тела наказывалось соответственным повреждением члена в теле виновного. Иисус Христос на место этого чисто гражданского закона ставит закон нравственный, – закон всепрощающей любви. Закон о любви к ближним. ( Мф.5:43–48 ). Иисус Христос ветхозаветный закон о любви только к ближним дополняет требованием любви по отношению ко всем людям, безразлично, будут ли то грешники или праведники, добрые или злые. Истинная праведность. С шестой главы Иисус Христос высказывает учение, какова должна быть истинная праведность. Это учение Он раскрывает в приложении к частным добродетелям, каковы: милостыня, молитва , пост, не привязанность к миру. В седьмой главе 1–6 ст. содержится учение о не осуждении ближних. В 7 ст. 7-ой гл. начинаются заключительные наставления, которые предлагают собой как бы руководство к тому, как достигнуть того нравственного совершенства, какого требует Иисус Христос от последователей. Изложение нагорной беседы ев. Матфей заканчивает замечанием (28–29 ст.), что Его учение производило сильное впечатление на слушателей: «ибо Он учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Заочное исцеление слуги капернаумского сотника (Лук.7:1–10; Мф.8:5–13)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Канон евхаристиен – виж Евхаристиен канон. Канонизация – присъединяване на споминал се подвижник към лика на светците при спазване на определени изисквания и при тържествено богослужение. Канонични книги на Свещеното Писание, виж Библия. Кападокия – голяма бласт в източната част на Мала Азия с главен град Кесария Кападокийска. По времето на император Тиберий става римска провинция, по-късно е владение на персите, византийците, арабите, а днес се намира в Турция. Като византийско владение е седалище на архиепископ. Извън речника: Кападокия. Капернаум – в превод «селището на Наум» – град, намиращ се на северозападния бряг на Галилейското (Тивериадското) езеро, споменаван многократно в Евангелията (в Мат. 4:13; 11:23; 9:1; 17:24; 8:14–15; 9:2–6; 9:9; 9:10–17; 15:1–20; Марк. 2:1; 1:29–31; 1:32–54 ; Лук. 7:1; 4:33 ; Иоан. 4:46; 6:22–71 ; и др.). В Капернаум нееднократно е пребивавал нашия Господ Иисус Христос. В него Той започнал да проповядва ( Иоан 2:12 ), там изцерил и тъщата на Петър бесноватия и изгонил множество бесове от двама души (Мат. 8:28–34; Марк 5:1–20 ; Лука 8:26–39); в Капернаум призовал ап. Матей към служение и произнесъл немалко притчи, поради което започнали да наричат Капернаум «Неговия град». Въпреки многото чудеса и притчи, които прозвучали в Капернаум, жителите на града не се покаяли (Мат. 11:20). Днес от Капернаум са останали само развалини. Виж също: Галилея, Йерусалим. Витсаида Галилейска. Кардинал (лат.) – най-висш (след папата) духовен сан (но не специална йерархическа степен) в Римокатолическата църква. По неписан канон кардиналите избират и измежду тях се избира нов папа. Понастоящем в цялата Римокатолическа църква има има 130 кардинали. Карлос Кастанеда – съвременен американски антрополог, дълги години живял в Мексико като ученик на един индиански магьосник. В книгите си описва мрачния свят на древноезическото индианско шаманство, разнообразните явявания на демоните и собствения си опит в общуването с бесовете. Карпократиани – последователи на едни от александрийските гностици на име Карпократ. В основата на тяхното учение лежат идеи от Платон и отчасти от неопитагорейството.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

19) Каких благ благодати делается кто причастным по Божиему благоволению, те и другим независтно долженствует он передавать, по слову Господню: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Скрывающий под землею дар оклеветывает даровавшаго, будто он жесток (Мф, 25, 24), и отрицается от добродетели, ради щадения плоти. Кто же врагам продает истину, тот потом будучи осужден и как славолюбивый, не перенося безславия, удавление приемлет 29]. 20) Тем, которые еще боятся брани против страстей и страшатся нападения невидимых врагов надлежит молчать, т. е. в борьбе за добродетель не следует употреблять способ противоречия, но обращаться к молитве, предав Богупопечение о себе и защиту свою: каковым говорится в книге Исхода: Господь поборет по вас, вы же умолкните (Исх. 14, 14). Тем же, кои по поражении гонящих их врагов, взыщут, в чувствах благодарения, уразуметь какой бы им начать образ добродетели, следует иметь только открытым сердечное ухо и внимать что речет Господь, как повелено было Израилю: слыши Израилю (Втор. 6, 4)! А кто по очищении сердца неудержно вожделевает Божественнаго ведения, тому благоприлично благоговейное дерзновение, в следствие коего ему речется: что вопиеши ко Мне (Исх. 14, 15)? Итак кому, ради страха, положено молчание, тому прилично только прибегание к Богу; кому же повелевается слушать, тому приличествует готовность к услышанию и исполнению заповедей Божественных; а достигшему духовнаго разумения, пригодно непрестанное в молитве вопияние, как с испрашиванием отвращения зол, так с изъявлением благодарения за полученныя 30]. 21) Душа никогда не может простертися к познанию Бога, если Сам Бог, по благоснисхождению к ней, не коснется ея и не возведет ее к Себе. И ум человеческий никогда не мог бы настолько востечь горе, чтобы приять некое Божественное озарение, если бы Сам Бог не восторгал его, сколько возможно уму человеческому восторжену быть, и не просвещал Божественными осияниями 31]. 22) Верующий только, по Евангелию, сдвигает гору (Мф. 17, 19) греха деятельною в добре жизнию, исторгая из себя прежнее пристрастие к чувственным вещам, непостоянным и изменчивым. Кто же возмог сделаться учеником, тот приемля от Слова руками преломления (ломти) хлебов духовнаго ведения, насыщет ижи тысячи, делами показывая размножающую силуСлова (Мф. 15, 32 и д.). А возмогший быть и Апостолом, врачует всяк недуг и всяку болезнь и бисов изгоняет (Мф. 10, 1): изгоняет бесов т. е. прогоняет действо страстей; болезни исцеляет, т. е. упованием возводит к благочестивому настроению лишившихся онаго; недуги врачует, т. е. разслабевших от лености возбуждает и укрепляет словом о суде. Но получивший власть наступать на змию и скорпию (Лук. 10, 19) истребляет начало и конец греха 33].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

28 Растлиша διεφθειραν· ρω – погубили, уничтожили. В Еврейском игра слов: бекакум бокеким собственно выпоражнивающее выпорожнили – обиратели обобрали. Бл. Феодорит разумеет Вавилонян и Мидян, которые обобрали и опустошили Ниневию. 29 Багровыми или красными щиты (из дерева, кожи, металла) делали нарочито для того, чтобы приучить воинов к виду крови устрашать врага. С этою же целью воины делали багровыми и одежды свои. Вульг. in coccineis – в красных одеждах. 32 От человек, в евр. меадам от адам splenduit. robuit; – LXX производили от предлога м – от и адам человек. Отселе различие в переводах. 33 Ruber sev purpureus color, гов Калмет., familiaris militibus erat. Но свидетельству Ксенофонта, Кир и его воины носили одежду червленнаго или пурпуроваго цвета. У Калм. 38 По свидетельству Вейса, Ассирияне и Вавилоняне имели огромные и прекрасно вооруженные войска, которые разделялись на пеших, всадников и колесничников. Легко вооруженные имели щит, копье, лук, мечь и пращу; тяжело вооруженные имели, кроме сих орудий панцырь, шишак, металические нагрудники, круглые щиты. При осадах эти последние, первые шли на приступ. Лучшую часть войска составляла конница, у которой лошадей убирали роскошно, седла и узды делались из цветной кожи с металлическим набором, бахрамою и кистями. Всех лучше и страшнее были колесничники, сражавшееся на колесницах с серпами или косами, они имели всякого рода нападательное оружие, одевались весьма роскошно, выезжали с оруженосцами и возницами. Весьма естественно, что при столкновении с неприятельскими войсками они производили страшный беспорядок в рядах их, и сами смешивались с неприятелями. См. Вейса «Внешний быт народов». 1873. Т. 1. об Ассириянах и Вавилонянах. 40 Стражбы προφυλακας – передних стражей. В Еврейск. сегег, по Гезениусу schutdach – щит, покрывало. Так называлась осадная машина из щитов, под покровом которой воины, не боясь стрел, шли на осаду; подобная машина была у Римлян – testudo – крыша из щитов, под которой воины шли на неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2.15. Агафону Декемврию. Блаженный Давид, наказав смертью убийц Иевосоея и отсекши им руки и ноги, повесил при источнике над водою. А сие означает, что крещением, совершаемым по Христу, приводятся в бессилие и совершенное бездействие демоны, до веры нас порабощавшие и умерщвлявшие души наши. 2.16. Агафону Декемврию. После закона Моисеева показано нам введение лучшего упования, которое может приблизить нас к Богу. Итак, по слову Иакова, «приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак.4, 5). Но народ иудейский не восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко Господу, почему Давид сказал: «Гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его» (Пс.77, 21. 22). Да и Сам Бог изрек также устами Исаии: «Людие сии устнами» любят Меня, «сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29,13). 2.32. Пресвитеру и игумену Хрисогону. Спрашивала меня любовь ваша, что значит сказанное Варухом Богу: «Ты пребываяй во веки, мы же погибающии во веки» (Вар.3, 3)? Поскольку Бог неизменяем и непреложен всегда, то явно, что приписывается Ему вечное пребывание в Своей непреложности. А мы, как изменяемые, легко всякий миг погибаем, делаясь неоднократно из одних другими и часто от одних помыслов переходя к другим. 2.75. Монаху Феодору. «Благоугожду — говорит Давид, — в стране живых» (Пс.114, 8). Страною живых, а не умирающих называет он будущий век. Потому что настоящая жизнь человеческая исполнена обыкновенно многих смертей, и это не только изменение возраста, но и греховные падения душ. А где нет ни телесного, ни душевного изменения, потому что нет превращения в помысле, перемены в намерении, и никакое обстоятельство не нарушает тишины и безмятежия помыслов, — там действительно оная страна живых и веселящихся непрестанно. 2.122. Архимандриту Филоксену. Того называют истинным Израильтянином, кто чрез рассматривание всех тварей, являемых и неявляемых, доходит до усмотрения Творца всяческих — Бога. 2.170. Постельничему Валерию. Спрашивал ты нас: почему у Исаии Богородица Мария названа Пророчицею (Ис.8, 3)? Прочти в Евангелии: «яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажать Мя вси роди» (Лук. 1, 48). И если не увидишь, что Святую Марию ублажают во всяком народе и на всяком языке за то, что воплотившегося от Духа Святаго и от Нее Бога носила во чреве и родила без растления и всякого осквернения, то не верь Исаие. Если же в целом мире ублажают, восхваляют, песнословят и благословляют и сию ненасеянную и невозделанную Землю, и Ее Всеблаженный и Вечный Плод, то почему не соглашаешься, что Богородица Мария оказалась Пророчицею?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

8, 20; Лук. 9, 58), по причине ихъ хитростныхъ замысловъ, — но склонилъ ее, умерши на кресте, какъ постланный одръ обретши благоразумную веру разбойника. Солнце обидело Меня — пусть скажетъ начинатель ей (Песн. 1, 5); зайде бо солнце еще среди полудне — пусть возвеститъ 16, 9). Да, чувственное солнце облеклось во мракъ, когда духовное Солнце Правды затмилось. И камни раскололись, вместе съ которыми, мне представляется, и Мое сердце имеетъ разорваться. О, святая Плоть, которая чудеснымъ образомъ изъ Моихъ кровей составилась, потому что и долгъ имелъ быть возмещенъ. По этой причине Мне Ты склонилъ небеса, Владыко, и какъ дождь сошелъ на руно (Суд. 6, 37–40; Пс. 71, 6), чтобы пойти на смерть, телеса усопшихъ святыхъ воскрешающую (Матф. 27, 52–53), а Меня, родившую Тебя, умерщвляющую. Что же это такое, о, возлюбленнейшее Мое Чадо? He нанося другъ другу ущерба, взаимно смешенными оказались элементы, искони не быть смешенными, и невещественный огнь Божества не опалилъ Мою утробу; а ныне иной огонь снедаетъ всю Меня внутри и тяжко опаляетъ самое Мое сердце. Чрезъ Ангела Я приняла залоги радости, и отъяла всякую слезу съ лица земли (Откр. 21, 4); и, вотъ, теперь въ Моихъ слезахъ они получаютъ Я знаю, что Ты снисходишь въ адъ, имея освободить заключенныя тамъ души (1 Петр. 3, 19), но и Мою душу возьми туда съ Собою, на Своемъ пути проходя мимо Меня, заживо умершей, о, обнаженный и бездыханный Мертвецъ, и живаго Бога Слово, добровольно осужденный быть возвышеннымъ на крестъ, чтобы всехъ привлечь къ Себе 12, 32)! Какой изъ членовъ Твоего тела не потерпелъ Божественная для Меня Глава Твоя получила (Матф. 27, 29), и они вонзились въ Мое сердце. О, прекрасная и священная Глава, которую некогда Ты не имелъ где приклонить и отдохнуть, ныне только для гроба склонилась для того, чтобы почить и, какъ сказалъ какъ левъ уснуть (Быт. 49, 9)! О, желанная и любимая Моя Глава, удары тростниковой палкой (Матф. 27, 30; Марк. 15, 19), дабы исправить того, кто подобно гнилому тростнику былъ сломанъ со стороны лукаваго и далекимъ отъ рая! О, Ланиты, (Матф.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Виновник первого – Мессия –естественно должен быть желаемым Виновником и второго. Далее, Раб Иеговы, по словам настоящего пророчества, представляется Спасителем всех языческих народов 140 . Для погибающих народов Он является немерцающим светом“, вечным спасением“, имеющим распространиться по всей земле. Нельзя сомневаться, что здесь речь идет о Том Спасителе грешного человечества, Примирителе людей с Верховным Существом, которого ожидал естественным образом и человеческий род 141 и о котором неоднократно сообщало Божественное Откровение. Невозможно отрицать, что возлюбленный Раб Иеговы, названный светом“ и спасением“ язычников, есть то дивное Лицо, о котором говорит Иаков: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов“ ( Быт. 49:10 ), и о котором восклицает Валаам: Вижу Его но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и возстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сизовых " “ ( Чис. 24:17 ). Бесконечное всемогущество, без которого невозможно спасти человечество и победить властителя тьмы, свидетельствует, что Раб Божий есть Мессия- Богочеловек. Внутренние признаки христологического характера пророчества дополняются внешними свидетельствами. Авторитетнейшие и древнейшие еврейские толкования относят данное пророчество к личности Мессии и ко временам мессианского царства. Pesikta rabbathi при объяснении 8 и 9 стихов пророчества замечает: здесь говорится о царе Мессии 142 . В трактате Breschith rabba, при решении в положительном смысле вопроса: все ли спасутся чрез Мессию или одни только сыны Израиля, также приводится настоящее пророчество (6-го ст.) как явно мессианское 143 . Наконец, знаменитый средневековый экзегет, Абарбанел, категорически относит настоящее пророчество к личности Мессии 144 . Новозаветное откровение решительно считает данное пророчество христологическим. Ап. Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: споспешествующе и молим не вотще благодать Божию прияти вам. Глаголет бо: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти; се ныне время благоприятно, се ныне день спасение“ ( 2Кор. 6:1–2 ). Тот же ап. Павел вместе с Варнавою, по свидетельству евангелиста Луки, сказали однажды евреям: вам бе лепо первее глаголати слово Божие, а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь: положит тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли“ ( Деян. 13:46–47 ). Симеон Богоприимец следующими словами приветствовал предвечного Младенца: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром. Яко видесте очи мои спасение твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей твоих Израиля“ ( Лук. 2:29–32 ). Все эти новозаветные свидетельства указывают на рассматриваемое пророчество и подтверждают его мессианское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Духовни дарове (дарове на Св. Дух). Когато Христовата Църква се раждала, Бог излял Своя Свети Дух над свв. апостоли и техните следовници, давайки им духовните дарове, необходими за да се изгради Църквата и за да служат един другиму. Сред конкретните духовни дарове, споменати в Новия Завет, са апостолството, пророчестването, благовестителството, пастирството, учителството, изцелителството, мъдростта, дарбата на езиците и т. н. Всички тези и други дарове са признати от Православната Църква, като нуждата от тях се променя според епохата и условията, в които живее Църквата. Даровете на Св. Дух са най-ясно изявени в богослужебния и тайнствен живот на Църквата. Духовник – свещеник, извършващ св. тайнство покаяние, приемайки изповедта. Задължен да пази тайната на изповедта под страх от лишение от духовен сан. Душа човешка – безсмъртият образ на Бога, заключен в човека. Човекът е създаден чрез единението на тялото и душата (духа): след като сътворил първия човек Адам от пръстта, Бог му вдъхнал дихание на живот, т.е. душа, същество духовно и безсмъртно (Бит. 1:26–27). След смъртта на човека, духът му ще се върне към Бога, Който му я е дал ( Екл. 12:7 ). В Библията думата «душа» най-често означава живот, свойства на живото създание, жизнената сила, с чието отделяне живото същество (както животното, така и човекът) умира, но по отношение на човека означава понякога свойствата на неговия дух, който не трябва да убиваме (Мат 10:28). Понякога «душа» обозначава свойство на характера и състояние на духа ( Деян. 4:32 ) или просто личност, човек ( Иез. 27:13 , Деян. 2:41 , Откр. 18:13 ). Душата често е синоним на понятията дух ( Екл. 12:7 ; Лук. 1:46–47 ), сърце ( Пс. 18:8–9 ; 2Петр. 1:19 ; Еф. 1:18 ), живот ( Пс. 25:9 ; Пс. 87:4 ), цялото същество на човека ( Пс. 34:9–10 ), аз, т.е. човек ( Пс. 129:5 ). Но понякога душата е различна както от сърцето ( Втор 4:29 ; Втор 6:5 ), така и от духа ( 1Сол 5:23 ; Евр 4:12 ). В Св. Писание душата изразява човешки емоции като успокоение ( Пс. 22:4 ), укрепление ( Пс. 18:8 ), радост ( Пс. 34:9 ), мъжество (Съд. 5:21), подкрепа ( 1Цар. 14:7 ), скръб ( 1Цар. 1:10–15 ; Иов 30:25 ), печал (Мат. 26:38), мъка ( Иов 7:11 ), потрисане ( Пс. 6:4 ), униние ( Пс. 41:6:12 ), депресия ( Плач 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010