Иустин Философ (Apol. 1:46), Ипполит (Com. in Daniel. 3 с.), Ориген (De orat. 13 и 14 с.), Киприан (De domin. orat. c. 8. De lapsis c. 31), Дидим (De Trinit. 1:32), Амвросий (Com. in Ps. 118 ), Августин (Epist. 3. Com. in loh. 13) и др. 405 цитуют и объясняют этот отдел, оттеняя в нем полезные христианам молитвенные и благодарственные Господу чувства юношей. И каждый современный читатель не может без умиления читать действительно чрезвычайно яркого выражения благодарственно хвалебных чувств песни (напр. 59–81), приближающихся к 148 псалму по своей яркости и всеобъемлемости. В православное богослужение ежедневное и в нарочитые дни взят этот отдел. Так, первая половина его: молитва Азарии и начало песни отроков (26–56), послужила основанием для 7-й песни утреннего канона, а вторая половина: песнь отроков (57–88), п ослужила основанием для 8 песни канона, и т. о. ежедневно, и в библейском тексте 406 и в вариированном художественном песнотворческом его изложении, этот отдел оглашает за утренним богослужением слух верующих. Кроме того, паремия (15-я) на вечерне в великую субботу заимствована цельностью из этого отдела, а также службы на 17-е декабря и в недели св. праотец и св. отец (пред Рождеством Христовым), составлены с частым заимствованием выражений этого отдела и воспевают его мысли. Текст обозреваемого отдела сохранился на греческом языке в двух памятниках: списке перевода LXX (Cod Chisianus, изд. Симоном De-Magistris в 1772 г.) и многочисленных списках пер. Феодотиона. Между этими памятниками есть разности (особ. в 24, 25, 46 и 51 ст.): у Феодотиона сокращения против LXX 407 и некоторые изменения и намеренные поправки. Но в общем изменения весьма незначительные. Такие же небольшие разности есть в списках пер. Феодотиона по Лукиановской и Исихиевской рецензиям (напр. 29 ст . у Лук.ποσναι, a у Исих. ποσντες; в 33 ст. у Лук. γενθημεν, а у Исих. γενθη; и т. п.). 408 С текста LXX составлен сирогекзаплярный перевод и древний латинский, цитуемый Тертуллианом и Викторином Пуатьесским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4) Христос Спаситель на кресте горькую чашу, оцет с желчию, и самую испил смерть. За чие здравие? За здравие врагов своих, глаголю, грешников: грешником нам сущим, Христос за ны умре ( Рим.5:8 ). А како испил? Терпеливо, извествующу Петру святому: укаряемый, противу не укаряше, стражда, не прещаше: и не токмо противу не укаряше, но и моляшеся о убивающих Его: Отче, отпусти им ( 1Пет.2:23 ). О незлобие незловиваго Агнца Божия! 219 б) За все грехи и всего мира Болезновал некогда сердцем Создатель, смотря на злости человеческия: видев же Бог, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляст в сердце своем прилежно на злая во вся дни, и размысли Бог, яко сотвори человек на земли ( Быт.6:5–6 ). Стеснился Бог болезнию сердечною внутрь. Ежели только смотря на злости наши, стеснился болезнию сердечною: какую же теперь болезнь в себе ощущает, когда не смотрит только на злости, но и взял их на себя, – все грехи, все беззакония, все злости целого света восприял на себя, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ) 220 . Несет престол свой Архиерей, чтоб с него руками простертыми благословить все части света. Выходит, Исав на поле, взявши лук и стрелы, чтоб уловить лов Отцу своему ( Быт. 49:3 ). Выходит Христос Спаситель, взявши крест, яко лук, чтоб уловить лов, чтоб всех нас привлещи к себе. Егда вознесен буду, вся привлеку к себе ( Ин.12:32 ) 221 . в) И потому потерпевши все то, что мы заслуживали Жалуется Он у Псаломника: изчезе в болезни живот мой ( Пс.30, 11 ). Всеми уды болезнует: главою для того, что беззакония наша превзыдоша главу нашу, болезнует очами для того, что очи наши возложихом уклонити на землю, болезнует устнами и языком для того, что уста наша умножиша злобу, и язык наш сплетает льщения, болезнует руками для того, что руки наши осмелились сорвать заповеданное яблоко, болезнует сердцем для того, что от сердца нашего исходят помышления злая, болезнует утробою для того, что клятва вниде, яко вода, во утробу нашу, болезнует ногами для того, что ноги наши от пути правого заблудили, весь болезнует для того, что всяк из нас безчисленными содержится страстями и на ложе зол низлежит 222 . 3) Как Царь

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Его слово, обращенное к страждущим людям, проникнуто кротостью, глубоким состраданием и мольбою об обращении к Нему. Придите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мат. 11: 28–29). И обремененные бременем греховным слышали от Него снисходительное слово прощения и утешения, как от пришедшего „призвать не праведников, а грешников к покаянию« ( Лук. 5:32 ). Всех, обращающихся к Нему, с любовью принимал Он и, для утверждения их в вере, дал им заповедь о молитве (Мат. 6: 9), и сам молился о них ( Иоан. 17:20 ), но, когда они, по маловерию своему, оставляли Его, Он, хотя и скорбел о них, но не произносил ни одного слова проклятия, терпеливо ожидая, пока они опять обратятся к Нему. Только к такого рода упорным и ожесточенным противникам веры, каковы были книжники и фарисеи, обращалось Им слово, полное грозного обличения и строгой неумолимой правды. И это делалось после того, когда они ни чем не были вразумляемы, ни писаниями, ни учением Спасителя, ни Его делами. Но и об окаменении сердец их скорбела Его душа. Какая глубокая скорбь слышится в словах Спасителя, обращенных к Иерусалиму, после Его обличительной речи к книжникам и фарисеем: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и каменем побивали посланные к тебе, колькраты восхотел собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (Мат. 23:37)! Та же любовь проникает все Его действии в разнообразных жизненных отношениях Его к людям. Он не чуждался сближения с людьми, даже с мытарями, грешниками и любодейцами, и принимал самое живейшее и деятельное участие в их нуждах. Он радовался радости семейной ( Иоан. 2:1–12 ), и разделял горе, поражавшее семейства ( Иоан. 11:33 ; Лук. 7:13 ). Все нужды и страдания людские находили в Его душе участие, выражавшееся в непрерывном ряде чудодейственных благотворений. Не принимал Он только подобного участия в такого рода положениях людей, какие определялись гражданским порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Мне ли не пожалет Ниневии, города великого, в котором живут более двенадцати мириад человек, не отличающих правой руки своей от левой, и множество скота?    Чрезвычайно трудно объяснить, каким образом в иносказательном смысле говорится о Сыне: «Ты скорбишь о плюще, над которым ты не трудился и которого не растил», когда «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3). Поэтому один толкователь этого места, решая настоящий вопрос, впал в богохульство. Ибо, взяв слова Евангелия: «что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог» (Мк. 10:18), он истолковал их в том смысле, что Отец благ, а Сын сравнительно с Тем, кто вполне и по истине благ, стоит на нисшей ступени. Говоря это, он не заметил, что впал в ересь скорее Маркиона, который признает одного Бога исключительно благим и другого судиею и творцем, нежели Ария, который, признавая Отца высшим (majorem), а Сына нисшим (типогет), тем не менее не отрицает Сына, как творца. Поэтому следует снисходительно выслушать то, что мы скажем, и скорее содействовать нашим стремлениям чрез благорасположение и молитвы, нежели относиться к ним с презрением и зложелательством, потому что порицать и злословить могут и люди невежественные, а людям образованным и знающим трудность работы свойственно или подавать руку утомленным или указывать путь блуждающим. Господь наш и Спаситель не столько трудился относительно Израиля, сколько трудился относительно народов языческих. Поэтому Израиль самонадеянно говорит: «се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых; егда же сын твой сей, изъядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомого» (Лук. 15:29—30). Тем не менее отец не опровергает его, но кротко говорит ему: «чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть; возвевелитижеся и возрадовати подобаше, яко брать твой сей мертв 6е, и оживе, и изгибл бе, и обретеся» (Лук. 15: 31—32). Ради языческого народа был заколот откормленный телец и была пролита драгоценная кровь, о чем Павел весьма подробно говорит в послании к Евреям (Евр.10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, Господь предсказывает, что Ты, Отец, умножишь наказание и бедствия иудеев за то, что и они во Мне увеличат скорби (1). (1) Слова Афанасия: Беззаконием назвал наказание, прося, чтоб они, как беззаконные были наказаны и не получили тех благ, которые Бог обыкновенно раздает праведным. – Исидора: Выражение: приложи беззаконие к беззаконию, содержит то же наименование по приспособлению к имени, а значит следующее: наложи наказание на грех их. И да не внидут в правду Твою Не достигнут, говорит, иудеи того состояния, в котором могли бы оправдаться Тобою, Отче, и получить милость, как оправдались и помилованы те, которые услышали призывание: приидите, благословенные Отца Моего ( Матф.25:34 ). Некоторые под правдою разумеют святое Евангелие; ибо оно есть правда, так как оно призывает всех, приходящих к Нему, как говорит Павел: ибо правда Божия в Нем открывается ( Рим.1:17 ). Пс.68:29 .  Да потребятся от книги живых Когда Моисей в молитве за народ, сливший себе в пустыне золотого тельца, сказал Богу: Если оставишь им грех сей, то оставь; а если нет, то изгладь меня из книги, в которую Ты вписал меня ( Исх.32:32 ): тогда отвечал ему Господь: кто согрешил предо Мною, тех изглажу из книги Моей (там же 33). Итак, сия книга есть та, в которой записываются удостаивающиеся жизни. Ее то псалом здесь называет книгою живущих, предсказывая сими словами, что иудеи умрут чрез убиение. Но есть и другая книга, в которой пишутся праведники и о которой сей псалом упоминает в нижеследующих словах. И с праведными да не напишутся той книге, в которой пишутся праведники, говорит и Господь Апостолам: но радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах ( Лук. 10:20 ). Итак, псалом говорит, что иудеи в то самое время, когда умрут, будут причислены к грешникам. Есть и третья книга, в которой пишутся грешники, что показывает Даниил: Судия сел и книги растворились ( Дан.7:10 ), где книгами писание называет различные знания Божии (1). (1) Слова Златословесного: Книга жизни есть память и знание Божие. Там пишутся дела. Итак, блажен, кто удостоится записи в вышнем Иерусалиме. Ибо та, кажется, книга есть книга живых, в которой пишутся ученики Христовы. Василия и Евсевия: Поелику упомянута книга живых, то нужно представить, не записываются ли иногда некоторые не в жизнь, а в. погибель, так что по сему производятся две записи, одних в жизнь, а других в погибель; часто бывает и изменение в сей записи: хотя и записаны злые дела, но могут быть изглаждены добрыми, и наоборот. Исихия: Хотя, говорит, они и первые записаны ради живущих у Бога отцев своих, так как им даны и обетования; но как они решились на такие дела, то пусть будут изглаждены, и пусть, говорит, не будут написаны с избранными праведниками, сделавшимися достойными у Него жизни, как отрекшиеся от начальника жизни (в изд. Своде). Евсевия: Как в древности у иудеев вписывались имена особенно добродетельных по скончании их (что и ныне сохраняется в наших церквах); то и по кончине, говорит, да не удостоятся записи праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мы исповедуем Бога истинным и верным ( αληθινς , πιστς , verax, fidelis), потому что Он все, что ни открывает тварям, всегда открывает неложно и достоверно, и в частности, какие ни изрекает им обетования и угрозы, всегда исполняет сказанное или непременно исполнит. Бог истинен во всех своих откровениях тварям. Это утверждает Священное Писание, когда говорит: а) что Господь Бог есть истина (Иер. 10:10; Иоан. 3:33; Рим. 3:4; Апок. 3:7), Господи, Боже истины (Пс. 30:6) и неизменный в слове Бог (Тит. 1:2), что даже невозможно Богу солгать (Евр. 6:16—18); б) что слово Его также есть истина (Иоан. 17:17), и Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное (Пс. 11:7), слова сии истинны и верны (Апок. 21:5; 22:6; срав. Пс. 32:4; 118:89,90), и в) что вообще Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24:10), Праведны и истинны пути Твои (Апок. 15:3), истинны и праведны суды Твои (Апок. 16:7; 19:2). Бог верен во всех своих обетованиях и угрозах. В этом отношении Священное Писание выражается: а) о Боге: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Числ. 23:19; срав. 1 Царст. 16:29); Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1:9); верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого (2 Фес. 3:3); будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23); если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2 Тим. 2:13); верен Призывающий вас, Который и сотворит сие (1 Фес. 5:24; срав. Втор. 7:9); б) о самых обетованиях Божиих и угрозах: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Марк. 13:30,31; Лук. 21:32,33). Это свойство Божие совершенно объясняется из рассмотренных нами прежде. Бог, видели мы, есть существо всеведущее, значит, Он сам ни в чем обмануться не может; есть существо всесвятое, значит, никак не может обманывать других; есть существо всемогущее, значит, всегда в состоянии осуществить данное другим слово, будет ли то какое либо обетование или угроза. А посему никто, конечно, не станет сомневаться, что истинность и верность в Боге единодушно исповедывали все святые Отцы и учители Церкви, когда истина эта не только со всею ясностью изложена в Священном Писании, но так очевидна и для здравого разума.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Страдания людей – это осуждение Богом человеческих грехов ( Втор.30:15 ; Ис.3:11 ; Мф. 7:24-26 ; 2Кор. 5:10 ; Рим.1:18,32 ). И хотя не всякое страдание человека – результат его греха (или греха его родителей либо близких), однако ясно, что каждый грех приносит страдание. Этот же принцип прямо связан и с нашей надеждой на будущее. Он рассматривает страдание не как иррациональный удар судьбы, а как заслуженное и необходимое наказание зла и несправедливости. Поэтому наказание сохраняет моральный порядок и гарантирует более стабильное будущее. И этот же принцип также связывает страдание с ожиданием того, что наказание за грех приведет к раскаянию и по крайней мере к прекращению дальнейших актов зла. 2. Принцип дисциплинирования (отношение к страданию как к воспитательной или образовательной мере). Этот принцип связан с представлением о Боге как о небесном Отце. Как и принцип наказания, он имеет дело со страданием (болью, огорчением) как с прямой мерой Бога, но по совсем иным мотивам: не в связи с правосудием, а для дисциплинирования Своего народа с тем, чтобы приблизить его к Себе. Цель Божьего дисциплинирования – преподать урок, воспитать, дать мудрость своим детям через страдание ( Притчи 3:11-12 ; Иер/18:1–10; Лук.15:16-22 ; Евр.2:10, 5:8-9, 12:5-11 ). Господь наказывает своих детей не каждый раз, когда они делают что-либо плохое, но только когда они упорствуют в своих проступках. Если мы быстро осознаем проступок и исправляем его и его последствия, Господу нет необходимости наказывать нас. Мы должны осознать, что, когда приходит наказание, оно послано для исправления, а не для осуждения ( 1Кор.11:32 ). Другая причина, по которой Господь наказывает нас, заключается в том, чтобы защитить нас от вредных последствий греха. Даже Христос совершенствовался через страдания ( Евр.5:8 ). Тех, кто приносят свои страдания Христу в любви, Дух Святой преобразует в подобных Христу. Апостол Павел ( Фил.1:29 и далее) говорит, что мы должны радоваться в наших страданиях. Наша радость не устраняет, конечно же, реальность страдания, но проистекает из нашей способности следовать нашему христианскому призванию через нашу боль и страдание. Только то страдание, которое во имя Христа и сродни Христовым страданиям, – причина для радости и благословения ( 1Петра 4:13-16 ).

http://azbyka.ru/problema-zla-i-teodicei...

Итак, Господь предсказывает, что Ты, Отец, умножишь наказание и бедствия иудеев за то, что и они во Мне увеличат скорби Слова Афанасия : Беззаконием назвал наказание, прося, чтоб они, как беззаконные были наказаны и не получили тех благ, которые Бог обыкновенно раздает праведным.—Исидора : Выражение: приложи беззаконие к беззаконию, содержит тоже наименование по приспособлению к имени, а значит следующее: наложи наказание на грех их. И да не внидут в правду Твою. Не достигнут, говорит, иудеи того состояния, в котором могли бы оправдаться Тобою, Отче, и получить милость, как оправдались и помилованы те, которые услышали призывание: приидите, благословенные Отца Моего (Матф.25,34). Некоторые под правдою разумеют святое Евангелие; ибо оно есть правда, так как оно призывает всех, приходящих к Нему, как говорит Павел: ибо правда Божия в Нем открывается (Рим.1, 17). 29. Да потребятся от книги живых. Когда Моисей в молитве за народ, сливший себе в пустыне золотого тельца, сказал Богу: Если оставишь им грех сей, то оставь; а если нет, то изгладь меня из книги, в которую Ты вписал меня (Исх.32,32): тогда отвечал ему Господь: кто согрешил предо Мною, тех изглажу из книги Моей (там же 33). Итак, сия книга есть та, в которой записываются удостаивающиеся жизни. Ее то псалом здесь называет книгою живущих, предсказывая сими словами, что иудеи умрут чрез убиение. Но есть и другая книга, в которой пишутся праведники и о которой сей псалом упоминает в нижеследующих словах. И с праведными да не напишутся. О той книге, в которой пишутся праведники, говорит и Господь Апостолам: но радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах (Лук. 10, 20). Итак, псалом говорит, что иудеи в то самое время, когда умрут, будут причислены к грешникам. Есть и третья книга, в которой пишутся грешники, что показывает Даниил: Судия сел и книги растворились (Дан.7, 10), где книгами писание называет различные знания Божии Слова Златословесного : Книга жизни есть память и знание Божие. Там пишутся дела. Итак, блажен, кто удостоится записи в вышнем Иерусалиме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

394 Напр. у Виттихена Мф. 5:9 (19 f.; XII), 49 сл. (p. 23 f.); 17:25 д. (p. 27); Лук. 12:32 (p. 29: понятие отца в сочетании с понятием царя; след. понятие Сына не догматической природы); Мф. 10:29–31 (р. 28: нет различия между Богосыновством Спасителя и христиане). У Бейшлага: Мф. 4:4 (р. 42) 20:23 и Марк. 10:18 (р. 43); Иоан. 5:27; 6:57 (р. 71); 12:27 (р. 73); «Посланный» (р. 93 f.). Правда, есть и еще место Иоан. 10:33 , которое, как иудеи, повторяли древние ариане (у Коллинга в истории этой ереси 1, 163) и которое чрезвычайно постарался раскрыть по-своему Бейшлаг (р. 68). Но в виду ст. 38 рационализм по отношению к этому месту стоит уже прямо в оборонительном, а никак не наступательном положении, хотя по крайнему моему разумению и все прежние места устраняются совсем непринужденно и точно, хорошее начало делу уже положено Шмидом в 1 т. его Библ. Богосл. 399 Meyer II, 2, 357, см. Wolfius (II, 2) I, 945 f.; Lücke (III, 12) II, 619 f.; Tholuck (ib.) 271; Olshausen (II, 8) II, 357 f.; Bengel. (XII, 1) 382 f. и op. 400 Griesbach I, 234 (на саксонск. код.); Paulus (XI, 12) III, 472. Исчезновение слова «Сын» он возводит ко времени св. Афанасия Великого , т. е. когда соборно выражено было вселенское учение о Пр. Троице и предвиделась опасность, что ариане наверно воспользуются этим местом. Далее приводит ряд отеческих объяснений, к которым можно присовокупить Григория Богослова Твор. Св. Оо. т. II, Москва 1844, ч. III, р. 72, 94 и дал. Выраженное в тексте пастырское толкование принадлежит Иларию еп. Пуатьескому. 402 р. 46. Этот библеист бесспорно стесняется Мф. 15:13 (p. 24); Мф. 7:11 (p. 33); и см. дальше в тексте. Я должен сказать, что из своего лагеря это – более обстоятельный, и в рационализме его держит кажется не желание отрываться от аналитической работы, в силу чего оно выходит из начал принятых на веру, и указанных другими. 407 Исключительность, Виттихен и Бейшлаг должны согласиться, отмечена в Евангелии так, что ее признание не предполагает каких либо самых малых колебаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

op. cit. Gesta Pil. A. 1, 3 pag. 210); ατν καθμενον π νου, κα ο παδες τν βραων κλδους κατεχον ν τας χερσν ατν κα κραζον, λλοι δε πεστρννυον τα μτια ατν λγοντες. σσον δ, ν ψστοις. ελογημνος ρχμενος ν νματι κυρου. Ср. Μф. 21:1–11; Марк.11:1–10 ; Лук.19:29–44 ; Иоанн. 12:14–19. Особенно ясный и убедительный пример сокращений нашего канонического текста в позднейших апокрифических обработках его представляют главы 10 и 11; о распятии, смерти и погребении Господа (Tischendorf, р. 231–235). Кроме того предлагаем сравнить следующие места: Acta Pil. III, 2 Tischend. р. 219 и Иоан. 18:37 ; Acta Pil. 13:3 Tischendorf р. 241–242 и Матф. 28:12–15 ; Acta Pil. 1:2 Tisch. 208 и Ин.19:21–22 ; Acta 2:1 Tisch. 214 и Матф.27:19 ; Acta 3:1 Tisch. 218 и Ин.18:30–32 ; Acta 4:1 Tisch. 220 и Ин.18:38 . Мы так долго остановились на этих параллелях не столько для доказательства того, что файюмский фрагмент мог принадлежать позднейшей апокрифической обработке канонического текста, подобной одной из вышеуказанных, – сколько для того, чтобы яснее раскрыть произвольность тех приемов, которыми руководствуется современная модная критика наших Евангелий на западе. Биккель и Гарнак в настоящем деле представляют не единичные какие-либо и исключительные явления, но следуют по торной дороге, какою уже целое столетие идет немецкое богословие в критике как наших Евангелий, так и всех вообще древнехристианских исторических памятников. Внимательное сравнение приведенных выше параллелей даст каждому возможность воочию увидеть, как ненадежна эта дорога и какую цену имеют все эти новейшие теории о генетическом и постепенном образовании древнехристианских письменных памятников. Во всяком случае мы имеем все права сказать, что на основании неполного семистрочного фрагмента, хотя бы он даже и принадлежал сочинению исторического характера (апокрифическому Евангелию), строить столь существенно важные теории, какова теория первозаписей евангельских, в самом корне изменяющая вековые церковные воззрения на характер и происхождение наших Евангелий, а вместе с тем и на всё христианство – по меньшей мере легкомысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010