Ответ В Матфея святом в евангелии 242 , живодавец Христос глаголет: где два или три соберутся во имя Мое, тамо и Аз посреде их. И после во евангелии святаго Луки 243 , и Аз посреде вас как служащий, тем же образцом как сидел меж учител и слушая и спрашивая. Убо естли меж двома или трема обретается Спаситель Христос седящи, какоже на одном соборе собранным именем не сидит Спаситель Христос невидимо, как помогающи и освещающи их, коли Сам обещался, говоря: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 244 . З жестости тогда человеческия, что ни есть говорил Никон, выговорил и слово с яростию сказано: не надобно их с плохостию роспрошать: а кто ни есть соборныя святыя собрания называет сонмищем жидовским, надобно как еретика проклинать, для того что диалог Григорий преждния четыре Вселенския соборы почитал, что четыре крепости святых евангелист. Возражение 9-му вопросу и ответу Глаголеши, совопросниче, яко аз, собором что повелел Богом венчанный (л. 61) 245 государь царь, что был здесь на Москве, то я ни во что почел и назвал собор тот сонмищем жидовским. Ответ: 246 Аще кто чрез правила святыя собирает соборы, не есть тот собор. На Василия Великаго повелением епаршеским и на  Григория Богослова  повелением Иуалиевым, и на Иоанна Златоустаг о повелением царевым и царицыным, и на Филиппа митрополита повелением царя Иоанна, и ни есть тии собори, ниже именуются святии, но сонмища суть, а не собори. Тако 247  Господу глаголющу: Идеже 248  о имени Моем собрани два или трие, ту есмь посреде их, и паки овца Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их (л. 61 об.) 249  и последуют Ми. И паки: Аще 250  кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его и к Нему приидеве и обитель у Него сотвориве, и 251 аще заповеди Моя соблюдесте, пребудете в любви Моеи, якоже и Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Того любви. Имеяй 252 заповеди Моя и творя их, он есть любяй Мя. Не 253  всяк глаголяй Ми «Господи, Господи» внидет в царство, но творяй волю Отца Моего, иже на небесех. Мнози рекут Ми во онь день «Господи, Господи, не Твоим ли именем пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы мнози сотворихом», и тогда исповем им (л. 62) 254 , яко николиже знах вас, отыдите от Мене, делателие беззакония. Всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит их, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени; и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и припрешася храмине той, и паде, и бе падение ея велие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

45. Триодион. 46. 2 стихира в понедельник Светлый Седмицы вечера. 47. 1 стихира во вторник Светлыя Седмицы вечера. 48. Тропарь 1 песни 8 канона утрени в 4 неделю по Пасхе. 49. Тропарь 2 песни 3 канона на утрени в 4 неделю по Пасхе. 50. Тропарь 2 песни 7 канона на утрени в 5 неделю по Пасхе. 51. Припев на 9 песни в Воскресенье. 52. Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в неделю 7 по Пасхе. 53. Тропарь 2 песни 6 канона на утрени в 7 неделю по Пасхе. 54. Тропарь 2 песни 8 канона на утрени в неделю Всех Святых. 55. Воскресная стихира на хвалитех 8 гласа. 56. Воскресный икос 7 гласа. 57. Ирмос 6 песни 2 гласа. 58. Служба по вся дни канона, песнь 4. 59. Чин погребения священников. 60. Лествицы степень 7 о радостотворном плаче. 61. Святой Афанасий Великий положительно утверждает о местонахождении ада внутри земли (вышеприведенная цитата; также Послание к Антиоху, ответ на вопрос 19). Того же мнения и святой Василий Великий (на пророка Исаию, гл.5.14). Святой Кирилл Александрийский, как ниже будет видно, признавал ад во внутренности земли; там указывают его и другие Отцы. Соотечественник наш, святой Димитрий Ростовский, говорит: " На страшном судищи Христос Бог наш егда речет на грешники: идите от Мене проклятии в огонь вечный, и в той час под грешники земля расступится, якоже расступилася под Кореем, Дафаном и Авироном при Моисеи, и тогда впадут вси грешнии во ад, - потом паки земля в место сомкнется. Грешницы же будут во аде под землею, яко в сосуде железне тесне заперты и вовеки неисходны " . Часть 2. Поучение второе на Вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 62. Святой Иоанн Златоустый говорит: " В каком месте, спрашиваешь, будет геенна? Полагаю, вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопии бывают вдали, так и геенна будет вне этого мира. Станем искать не того, где она находится, но средств избегать ее (Толкование на послание к Римлянам. Беседа 31. Opera omnia Chrysostomi). Этому мнению помещение ада во внутренности земли нисколько не противоречит, напротив того, подтверждает его: какой может быть более удобный способ скрыть ад от взоров вселенной, как не погребение его в недрах земли? Главы 16 Евангелия от Луки, стих 22 в некоторых греческих изданиях читается так: умер и богатый, и похоронили его во аде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/209/...

И привели осленка к Иисусу и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! ( Мк.11:1–10 ). Версия Луки достаточно близка к версии Марка, отличаясь лишь концовкой рассказа: А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Таким образом, если у Марка Иисуса приветствует народ, у Луки Его прославляет все множество учеников ( Лк.19:28–38 ). Формула мир на небесах и слава в вышних напоминает ангельское славословие из того же Евангелия, прозвучавшее при рождении Иисуса: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:14 ). Версия Матфея отличается от версий двух других синоптиков одной существенной деталью. Согласно Матфею, ученики получают повеление найти ослицу привязанную и молодого осла с нею. Они приводят ослицу с осленком к Иисусу, полагают на них свои одежды, и Иисус садится на них. При этом Матфей отмечает: Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной ( Мф.21:1–7 ). Цитата является комбинированной из двух источников – Книги пророка Исаии, где говорится: Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой ( Ис.62:11 ); и Книги пророка Захарии, где читаем: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах.9:9 ). Ученые, как правило, объясняют наличие в рассказе Матфея ослицы и осленка либо склонностью Матфея к удвоениям, 16 либо его желанием показать, что пророчество Захарии сбылось буквально. 17 Второе объяснение кажется более правдоподобным. В любом случае сидеть одновременно на ослице и осленке человек не может: если даже там и было второе животное, его, очевидно, вели под уздцы рядом с тем, на котором сидел Иисус. 18 Иоанн Златоуст предлагает свой вариант решения проблемы: «В то время как ученики, отрешив ослицу, вели ее к Нему, вероятно, Он нашел молодого осла и сел на него» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 9 1–6. Послание двенадцати апостолов на проповедь. – 7–9. Суждение Ирода о Христе. – 10–17. Чудеснее насыщение народа. – 18–27. Исповедание апостола Петра и предсказание Христа о Своих страданиях. – 28–45. Преображение Господа Иисуса Христа и исцеление бесноватого отрока. – 46–50. Наставления о смирении. – 51–62. Путешествие Христа в Иерусалим. Лк.9:1 .  Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, Лк.9:2 .  и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных. Лк.9:3 .  И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; Лк.9:4 .  и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. Лк.9:5 .  А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Лк.9:6 .  Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду. О послании Господом 12 апостолов на проповедь евангелист Лука говорит, следуя Марку ( Мк.6:7–13 ). У евангелиста Матфея наставления ученикам гораздо обширнее ( Мф.10 ). «Ни посоха» (стих 3). Здесь евангелист Лука согласен не с Марком, а с Матфеем (см. Мк.6:8 ; Мф.10:10 ). Лк.9:7 .  Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; Лк.9:8 .  другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. Лк.9:9 .  И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. (См. Мк.6:14–16 ; Мф.14:1–2 ). «Кто же Этот...». У евангелиста Марка Ирод высказывается определенно, что это – воскресший Иоанн ( Мк.6:16 ), евангелист же Лука как бы стесняется вложить в уста Ирода, человека образованного, такую невероятную мысль. «Искал увидеть Его». Совесть тревожила Ирода, и он думал личным свиданием с загадочным человеком, быть может, пророком, успокоить свое сердце. Лк.9:10 .  Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Этот же меч разделения за Слово Божие произвел и производит разделение в недрах Церкви, ибо в нынешнем веке были, есть и будут разного сорта последователи Христа, как изображает это Евангелие от Луки ( Лк. 9:57–62 ). И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Ибо Он есть Солнце Правды и «Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его как мертвый» ( Откр. 1:17 ). Ибо так сказано: «Дух бодр, плоть же немощна» ( Мф. 26:41 ). Она есть прах, и потому сильное напряжение духа расслабляет союзы плотские, называемые нервами, и дело доходит до потери восприимчивости чувств, как в обмороке или у умирающего. О таком же изнеможении упоминается и у пророка Даниила, удостоившегося многих таинственных видений о грядущих событиях всемирной истории, имевших отношение к Царству Славы Божией на земле. «И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся, Я есмь первый и последний, и живый; и был мертв, и се жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1:17–18 ). Этим словом и прикосновением Христос укрепил Иоанна и соделал его способным, при всей плотской немощи его, вознестись в мир духовный и воспринять Откровения, из которых первое было о том, что Христос никому не предоставляет располагать смертью, а оставляет ключи смерти и ада за Собой. В этом открывается особое человеколюбие, ибо Судья земли предоставляет право помилования (т.е. ключи Царства Небесного) рабам Своим – Апостолам, а ключи от вечных мук предусмотрительно удерживает при Себе. Он, как Единственный в благости и совершенный в милосердии Человеколюбец Господь, готов щадить и обращающегося к Нему в самую последнюю минуту, когда для помилования нет уполномоченного служителя Его. «И так напиши, что ты видел и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» ( Откр. 1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

О том, что Петр «сидел со служителями и грелся у огня», Марк упоминал ранее ( Мк. 14:54 ). Выражение «на дворе внизу» может указывать на то, что заседание синедриона происходило на одном из верхних этажей здания, а Петр был во внутреннем дворе. Под передним двором следует понимать внешний двор здания, где тоже находились люди. Петра узнали по галилейскому акценту, с которым он говорил: распознать галилеянина жители Иерусалима могли без особого труда. Главное отличие от версии Матфея (на которое мы уже указывали) заключается в том, что у Марка петух поет дважды; следовательно, между первым и вторым отречениями проходит некоторое время. У Луки повествование значительно отличается. Только половина используемых Лукой слов имеет параллели в рассказах двух других синоптиков 127 (вербальных совпадений между Матфеем и Марком значительно больше). Отречение Петра у Луки происходит не во время заседания синедриона, а до него. У Матфея и Марка события описывались в следующем порядке: заседание синедриона с вынесением приговора, издевательства над Иисусом, отречение Петра. Лука описывает события в обратном порядке: издевательства над Иисусом, отречение Петра, заседание синедриона. Вслед за Марком Лука упоминает костер, разожженный посреди двора, однако в отличие от Марка говорит только об одном пении петуха. В первый раз к Петру подошла служанка, во второй раз – некий «другой». Затем прошел «с час времени», и «еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». В момент третьего отречения – «тотчас, когда еще говорил он» – запел петух. И здесь главное отличие от всех остальных версий: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» ( Лк. 22:55–62 ). Только у Луки Иисус бросает взгляд на Петра в момент третьего отречения, и именно этот взгляд, а не пение петуха, заставляет его вспомнить предсказание Иисуса. Каким образом Иисус мог увидеть Петра, если заседание синедриона проходило внутри, а Петр был снаружи? Ответа на это мы в Евангелии от Луки не находим, однако здесь события разведены по времени. Иисус мог заметить Петра и бросить на него взгляд при входе в здание или при выходе из него. Августин, однако, понимает это место в переносном смысле:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

У ап. Луки повествование значительно отличается от др. Евангелий. Только половина используемых Лукой слов имеет параллели в рассказах 2 др. синоптиков ( Taylor. 1972. P. 77) (вербальных совпадений между Матфеем и Марком значительно больше). Отречение П. у Луки происходит не во время заседания синедриона, а до него. У апостолов Матфея и Марка события описывались в следующем порядке: заседание синедриона с вынесением приговора, издевательства над Иисусом, отречение П. У Луки иная последовательность событий: издевательства над Иисусом, отречение П., заседание синедриона. Вслед за ап. Марком Лука упоминает костер, разожженный посреди двора, однако в отличие от Марка говорит только об одном пении петуха. В 1-й раз к П. подошла служанка, во 2-й раз - некий «другой». Затем прошел «с час времени», и «еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». В момент 3-го отречения - «тотчас, когда еще говорил он» - запел петух. Здесь главное отличие от остальных версий: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк 22. 55-62). У ап. Матфея действующими лицами были 2 служанки и находившаяся там группа людей, у ап. Марка - служанка и группа, у ап. Луки - служанка, кто-то «другой» (мужчина) и еще некто (тоже мужчина). В рассказе ап. Иоанна также действуют женщина и двое мужчин (П., «другой ученик, который был знаком первосвященнику», служанка) (Ин 18. 16-18). Далее повествование об отречении П. прерывается рассказом о допросе Иисуса у Анны . После того как от Анны Иисуса отводят к Каиафе , евангелист возвращается к прерванному сюжету: П. спрашивают, «не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух» (Ин 18. 25-27). Версия Иоанна короче 3 др. версий события. Иоанн ничего не говорит о плаче П., ограничиваясь сообщением об исполнении предсказания Иисуса.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

13) Употребляемая в Книге Деяний христианская терминология соответствует раннему периоду. Харнак указывает на употребление терминов Iusous и Ho kurios, тогда как ho Christos всегда означает титул «Мессия», а не собственное имя Иисуса. 14) Уверенный тон Книги Деяний вряд ли представлялся бы уместным во время гонений на христиан при Нероне и Иудейской войны с Римом в конце 60-х гг. 15) Действие завершается сразу после начала 60-хх гг., при этом события глав Деян. 27–28 описаны с самой живой непосредственностью. Кроме того, это был бы странный момент для окончания книги, если бы после описанных событий (вплоть до 62) успело пройти много лет. Дополнительные доказательства исторической достоверности и ранней даты создания Книги Деяний приведены в статье Книга Деяний: историческая достоверность. Если Книга Деяний была написана в 62 г. или раньше, а Евангелие от Луки написано раньше Книги Деяний (скажем, в 60 г.), то Евангелие от Луки появилось менее чем через тридцать лет после смерти Иисуса. Оно было современным документом для поколения людей, ставших свидетелями жизни, смерти и воскресения Иисуса. Именно это утверждает Лука в прологе к своему евангелию: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен [ Лк. 1:1–41 . Лука приводит те же самые сведения о том, Кем был Иисус и чему Он учил, указывает те же обстоятельства Его смерти и воскресения, что и другие евангелисты. Таким образом, с этой точки зрения отрицать историческую достоверность тоже нет оснований. Первое к коринфянам. Среди критиков и консервативных учёных широко распространено убеждение, что 1 Коринфянам было написано в 55 г. или 56 г. Это менее четверти столетия после Распятия в 33 г. Далее, Павел говорит о более чем 250 свидетелях Воскресения, которые ещё были живы в момент, когда он писал о них ( 1Кор. 15:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Крэйг Кинер (протестант) ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ВВЕДЕНИЕ Авторство. Традиция, согласно которой Лука является автором Евангелия и Книги Деяний святых Апостолов, не вызывает возражений и соответствует тому немногому, что мы знаем о Луке. Стиль и темы Книги Деяний неоспоримо свидетельствуют, что она написана тем же автором, что и Евангелие от Луки. В обоих произведениях греческий литературный стиль сочетается с характерным для евреев использованием греческого языка, отмеченного сильным влиянием Септуагинты. Некоторые термины, использованные в Евангелии от Луки и в Книге Деяний, часто встречаются в медицинской литературе, но они встречаются и в других произведениях, так что отнюдь не терминология является главным доводом в пользу авторства Луки. Время написания. Поскольку повествование в Книге Деяний обрывается до смерти Павла, некоторые исследователи полагают, что эта книга (и, соответственно, Евангелие от Луки или его гипотетический более ранний набросок, «протоевангелие от Луки») была написана до 64 г. Другие, указывая на Лк. 21 , датируют эти произведения 70-ми гг., считая, что Книга Деяний обрывается около 62 г. н. э. по причинам литературного характера или из-за желания Луки ограничиться положительными правовыми прецедентами. Ни одна из сторон в этом споре не располагает убедительными доказательствами, но, поскольку Лука, несомненно, использует материал Марка в качестве источника, датирование Евангелия от Луки и Книги Деяний временем около 62 г. может поставить под сомнение общепринятую датировку Евангелия от Марка – 64 г. По этой причине большинство исследователей относят оба произведения Луки к 70-м гг. Поскольку время написания Евангелия от Марка, Евангелия от Луки и Книги Деяний нельзя считать твердо установленным, в настоящем комментарии за дату написания обоих произведений Луки условно принимается начало 70-х гг. Цель: правовое обоснование. Одна из целей написания этого труда состояла в том, чтобы зафиксировать устанавливающие прецедент судебные решения в пользу первых христиан. В Книге Деяний все римские суды объявляют христиан невиновными, и под впечатлением от этого рассказа некоторые исследователи предположили, что Лука писал эту книгу как краткое изложение судебных процессов, закончившихся в пользу Павла. Более вероятно, однако, что Лука ссылается на судебные решения, вынесенные различными местными судами (которые были полезными, но не обязывающими), по той же причине, по какой это делал «Иосиф Флавий, защищая иудаизм: чтобы доказать, что христианство пользуется в империи покровительством закона. Лука, таким образом, предоставляет в распоряжение христиан важный инструмент – право ( Лк. 21:15 ) – и подготавливает почву для последующих христианских апологетов и философов, например Тертуллиана и Иустина, которые боролись за признание христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

К числу ясных свидетельств о принадлежности Деян Луке относится Мураториев фрагмент: «Деяния же всех апостолов, описанные в одной книге, Лука составил для славного Феофила, ибо отдельные события происходили в его присутствии» 60 . Ту же традицию продолжает Тертуллиан († 220), когда применяет по отношению к Деян название «комментарий Луки» 61 . Ряд подобных свидетельств продолжают Климент Александрийский (Строматы. 5. 12), Ориген (Против Целъса. 6 . 11) и др. 62 В итоге мы имеем свидетелей от Западной (Мураториев фрагмент, св. Ириней), от Африканской ( Тертуллиан ) и Александрийской (в лице Климента и Оригена ) Церквей, единогласно утверждающих авторство Луки. Поэтому причисление Евсевием Кесарийским Деян к разряду общепризнанных писаний (Церковная История. 3. 25) подвело итог общепринятой христианской традиции. Глава 2. Литературная форма Деяний апостолов 3. Название и Пролог 1 .  Авторского названия книга Деяний апостолов, скорее всего, не имела. На это указывает отсутствие закрепленного за ней с самого начала единственного общепринятого наименования. Так, самым ранним упоминанием о «втором слове» св. Луки является сочинение сщмч. Иринея «Против ересей», в котором он говорит о ней то как о «Свидетельстве Луки об апостолах» (3. 13. 3), то как о «Деяниях апостолов» (там же). Аналогичным образом поступает и Тертуллиан : он называет книгу Деяний и «Записками Луки» (О посте. 10. 3), и «Деяниями апостолов» (Против Маркиона. 5. 2) 63 . В название книги, которому суждено было стать общепринятым, также вносились уточняющие дополнения: в каноне Муратори говорилось о «Деяниях всех апостолов» 64 , а в некоторых греческих рукописях – о «Деяниях святых апостолов» 65 . 2 .  Процесс закрепления за священным трудом Луки заглавия πρξις (τν) ποστλων («Деяния апостолов») начался уже во II в. 66 и в связи с формированием новозаветного канона. Согласно свидетельству предисловий к Лк (1:1–4) и Деян (1:1–5), обе книги изначально были задуманы как единый труд в двух томах и должны были прочитываться подряд – одна за другой. Однако в процессе канонизации новозаветных писаний все четыре Евангелия были объединены в одну отдельную от прочих новозаветных текстов группу, в результате чего Лк было обособлено от Деян. В итоге первые четыре книги Нового Завета были озаглавлены «Евангелием», а пятая получила название «Деяний апостольских» 67 . Возможно, что первое наименование возникло не без влияния Мк, автор которого употребил этот термин в самом начале своего повествования об Иисусе Христе ( Мк 1:1 ), а второе обязано своим происхождением содержанию книги. Из этого следует, что название «Деяния апостолов» является вторичным и не восходит ко времени написания книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010