17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя ; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...                   Все пункты этой схемы, за исключением 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария , то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения — воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям 6, 8 и 9.

http://bogoslov.ru/article/398799

Х., содержащимися в Евангелиях (Мф 13. 16-17; ср.: Лк 10. 23-24), нек-рые исследователи предлагают их также считать словами И. Х. ( K ö ster. 1990. P. 55-62). К аграфа также иногда относят и те фрагменты канонических Евангелий, к-рые сохранились лишь в части рукописной традиции или появляются в рукописях в разных местах евангельского повествования. К таким фрагментам относят не только тексты, известные в наст. время исключительно по рукописям (как, напр., добавленные в кодексе Безы к тексту Евангелия от Луки (после Лк 6. 5) слова: «Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты блажен. Если же нет, ты проклят и преступил Закон»), но и вошедшие в традиц. печатные издания, а затем и в распространенные библейские переводы (как, напр., Ин 7. 53-8. 11; Мк 16. 9-20). Свидетельства об И. Х. в писаниях мужей апостольских Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) В период формирования новозаветного канона, когда круг принятых Церковью текстов об И. Х. еще не был строго ограничен, в обращении находилось множество сочинений и устных преданий, которые не дошли до нас полностью, но сохранились в виде отдельных цитат в сочинениях древнехрист. писателей - мужей апостольских и апологетов. Примерами таких текстов являются: фрагмент поучений катехетического характера из 1-го Послания к Коринфянам сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1-2): «Особенно будем помнить слова Господа Иисуса, которые изрек Он, научая кротости и великодушию. Он так сказал: «милуйте, чтобы быть помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так сами судимы будете; как будете снисходить, так к вам будут снисходить; какою мерою мерите, такою отмерится вам» (ср.: Мф 7. 1-2; Лк 6. 36-38; см.: K ö ster. 1990. P. 66-71); переданный сщмч. Игнатием Антиохийским в Послании к Смирнянам рассказ о встрече воскресшего Спасителя с учениками: «И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Установлено, во всяком случае, то, что в эпоху древней Церкви наиболее известным и авторитетным было именно Евангелие от Матфея. Церковные писатели I-III веков цитируют его гораздо чаще, чем тексты других евангелистов. Составители издания Biblia Patristica (сборник библейских изречений, расположенных по частоте цитируемости в творениях святых отцов) подсчитали, что Евангелие от Матфея авторы той эпохи цитируют 3550 раз, от Луки – 3250, от Иоанна – около 2000, а от Марка – всего 1460. Выдержки из Матфеева Евангелия приводит уже спутник Павла Варнава (конец I века). В частности – он призывает христиан как можно внимательнее наблюдать за собой, чтобы не оказалось, что много званых, но мало избранных (Мф 22:14). Ясные параллели с Матфеем видны и в посланиях священномученика Игнатия Богоносца: к примеру, в начале Послания к Смирнянам он пишет, что Христос «крестился от Иоанна, чтобы всякая правда могла быть исполнена им», почти дословно воспроизводя слова Христа в Евангелии от Матфея (Мф 3:15). Начало Евангелия от Матфея. Кодекс из монастыря св. Иоанна Богослова (о. Патмос), XII век В христианском памятнике конца I или начала II века «Учение двенадцати апостолов» («Дидахе») молитва «Отче наш» приводится в том же виде, что и у Матфея (Мф 6:9-13). Цитируются и слова Спасителя: Не давайте святыни псам, – которые есть только в первом Евангелии (Мф 7:6). Словом, у нас более чем достаточно причин доверять выводу блаженного Августина. Когда же было написано Евангелие от Матфея? И сохранились ли какие-нибудь ранние рукописи? По данным Иринея Лионского (жившего, напомним, во второй половине II века), «Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия, в то время как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь». Апостол Павел прибыл в Рим, как считается, около 62 года – значит, и Евангелие от Матфея (по крайней мере, его еврейский прототип) появилось около этого времени. Николай Глубоковский предлагал «отодвинуть» дату его написания на несколько лет назад. Он объяснял: в 59 г. апостол Павел приезжал в Иерусалим и из всех апостолов нашел там только Иакова с несколькими пресвитерами (священниками) (Деян 21:18-19). Значит, прочие апостолы, и Матфей в их числе, уже отправились проповедовать в другие земли – и Евангелие к этому времени, вероятнее всего, уже было написано, рассуждал он.

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-mat...

По возвращении в Антиохию Павел и Варнава оставались здесь несколько времени с учениками ( Деян.12:27–28 ). Когда некоторые пришедшие из Иудеи ревнители иудейства стали учить об обязательности Моисеева закона для христиан из язычников, то Павел и Варнава противостали ложным читателям закона в духе евангельской свободы и вселенского характера христианства, а для окончательного решения спора были отправлены в Иерусалим к апостолам и пресвитерам. На составившемся по этому делу Соборе (50–52) Варнава содействовал тому, что иго иудейского закона не было возложено на язычников и соборное определение было послано с Павлом и Варнавой и другими в Церковь Антиохийскую. ( Деян.15:1–30 ). Из Антиохии через некоторое время Варнава был приглашен Павлом совершить новое путешествие для утверждения прежде основанных ими Церквей. Но он хотел взять в спутники родственника своего Иоанна Марка, на что не соглашался Павел, так как Марк оставил их в первое путешествие в Памфилии. Из этого произошло разделение: они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл опять на Кипр, а Павел с Силой отправились в другие страны. После этого обстоятельства книга Деяний апостольских ничего не говорит о проповеднических трудах Варнавы. Имя его еще встречается в посланиях апостола Павла. Так, из послания к Галатам (2:13) узнаем, что он в бытность свою в Антиохии, где находился и Павел, был увлечен примером апостола Петра в неосмотрительное угождение ревнителям иудейства, за что навлек на себя обличение Павла. В Первом послании к Коринфянам (9:6) апостол языков с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который собственными трудами доставлял себе пропитание. Спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла во время первого заключения его в Риме ( Кол.4:10 ), но неосновательно заключать, что около этого времени (62) Варнава уже умер. Позднейшие сказания о Варнаве и особенно о последнем периоде его жизни, кроме разноречий, ничего не прибавляют к тем чертам характера, с какими он является в писании Луки. Вероятным представляется то, что он проповедовал в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк и где его послание пользовалось особенной известностью, и что он скончался мученически от неверующих иудеев на родине своей – Кипре. 279 Кончину его с большею вероятностью можем полагать в 76 году по Р.Х. 280

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   Слава, и ныне, богородичен. На Утрени, на Бог господь, тропарь дважды. И обычныя кафисмы: И седальны октоиха. И чтение. Канон октоиха един. И пророка, глас 8. И отроков, глас тойже. По 3-й песни,    Кондак пророка, глас 3. Подобен: дева днесь: Просветившееся духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище. зриши бо яко настоящая далече сущая, львы укротил еси ввержен в ров. сего ради тя. почитаем, пророче блаженне, данииле славне.    И икос и седален пророка, глас 8. Слава, отроков, глас тойже. И ныне: Радуйся престоле: По 6-й песни, кондак, глас 6: Рукописаннаго образа не почетше: сего месяца в 11 день, в неделю праотцев. И икос, и чтем пролог. По 9-й песни, светилен октоиха. Слава, пророка: И ныне, богородичен. На стиховне октоиха. Слава, и ныне, глас 6: Мысленному солнцу правды: На Литургии блаженна, от канона пророка, песнь 3-я: и отроков, песнь 6-я. Прокимен глас 4: Дивен Бог во святых своих: Стих: В церквах благословите бога: Апостол ко евреем, зачало 330: Иже верою победиша: Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии: евангелие луки, зачало 62: Горе вам книжницы и фарисее, яко зиждете гробы пророков: Причастен: Радуйтеся праведнии: МРК Подобает ведати: аще случится святаго пророка даниила, и святых триех отроков, в неделю святых праотец. Поется воследование их вкупе с воскресною службою сице: На малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны и Богородицы, по обычаю. На Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и праотцев 3: и пророка даниила 2, глас 4. Подобен: яко добля: И отроков 2, глас тойже. Подобен: Дал еси знамение: Слава, праотцев, глас 6: Иже прежде закона: И ныне, богородичен 1-й, гласа. Вход, прокимен дне. На литии стихира храма: и пророка даниила, глас 4: На престоле седящаго: писан на Господи воззвах, в ряду последний, и отроков, глас тойже: Словесе премудрости твоея: писан на Господи же воззвах, последний, и глас 2: духовно нас вернии: Слава, праотцев, глас 1: Лучами облиставшеся: И ныне, богородичен: Се исполнися: На стиховне стихиры воскресны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию имеющегося открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.    В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа в 77 псалме ст. 1—2: «Отверзу в притчах уста моя». Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно и из того, что следующие слова: «Изреку сокровенное от создания мира» приличествуют только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку: сокровенные тайны царствия Божия ведомы, конечно, только ипостасной Премудрости Божией.    Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество, и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим, и Новым Заветом, ибо истины и того, и другого Богооткровенны. 18. ОТВЕТЫ ГОСПОДА КОЛЕБЛЮЩИМСЯ СЛЕДОВАТЬ ЗА НИМ     (Матфея 8:18—22; Луки 9:57—62)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

   Дорогие братие-семинаристы, получающие ныне дипломы! Перед вами открывается широкое поприще славного служения Церкви Христовой, Которая так нуждается в искренних и честных служителях. Не пренебрегайте же им, этим славным поприщем, уготовляющим вам нетленные венцы, если будете, по слову Апостола, законно подвизаться (2 Тимоф. 2, 5)! Не зарывайте полученного вами таланта в землю, дабы не быть осужденными, как рабы лукавые и ленивые (Матф. 25:26). Взявшись за плуг, что вы сделали, когда поступили в число студентов Семинарии, — уже не оборачивайтесь назад (Луки 9, 62) и не откладывайте надолго вашего решения полностью и окончательно посвятить себя на служение Церкви, для прославления Великого Имени Пресвятой Троицы!    Все остальные семинаристы, пока не окончившие Семинарию! Будем с любовью и усердием продолжать наше учение, а главное — духовное самовоспитание, которое не должно прерываться и во время предстоящих теперь вам летних каникул, и думать не о том только, чтобы получить полноценный диплом, а более всего о том, чтобы наилучшим образом подготовить себя к служению Св. Церкви!    Братие и сестры, сочувствующие нашему святому делу! Не лишайте нас Вашей поддержки и на будущее время и помогайте нам находить достойных кандидатов для поступления в нашу Семинарию и воспитывать из них будущих пастырей.    Божие благословение буди со всеми вами! Аминь. Приближается день св. князя Владимира...    Все ли современные православные русские люди знают и помнят день великого Просветителя Руси св. равноапостольного князя Владимира — 1528 июля, который в нынешнем году приходится в воскресение? Все ли они понимают и ценят ни с чем несравнимое величие того дела, которое совершил для нас св. равноапостольный князь Владимир? Дорожат ли они превыше всего на свете тем безценным сокровищем, которое даровал нам св. равноапостольный князь Владимир — святой православной верой?    «Каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы по силе нашей, хотя малыми похвалами совершившаго великия и чудныя дела нашего учителя и наставника великаго кагана земли нашей Владимира» — так во вдохновенном слове своем взывал к русским людям еще девять веков тому назад Киевский Митрополит Иларион.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

2. Десять притчей: о плевелах; о спрятанном сокровище; о драгоценной жемчужине; о неводе (Мф. 13:24–50); о немилосердном слуге (Мф. 18:23–35); о виноградарях (Мф. 20:1–16); о двух сыновьях (Мф. 21:28–32); о брачном пире (Мф. 22:1–14); о десяти девах (Мф. 25:1–13); о талантах (Мф. 25:14–30). 3. Два чуда: исцеление двух слепых (Мф. 9:27–31); статир во рту у рыбы (Мф. 17:24–27). 4. Факты и события: поклонение волхвов; избиение младенцев; бегство в Египет; возвращение из Египта в Назарет (Мф. 2); посещение фарисеями и саддукеями места, где крестил Иоанн (Мф. 3:7); попытка Петра пройти по воде (Мф. 14:28–31); уплата храмовой подати (Мф. 17:24–27); сделка Иуды, его раскаяние и самоубийство (Мф. 26:14–16; 27:3–10); сон жены Пилата (Мф. 27:19); воскресение усопших святых (Мф. 27:52); стража возле гроба (Мф. 27:62–66); ложь первосвященников и подкуп солдат (Мф. 28:11–15); землетрясение утром в воскресенье (Мф. 28:2; не тождественное землетрясению, описанному в Мф. 27:51, и связанное с тем, что камень был отвален от гроба). Стиль Евангелие от Матфея написано простым, безыскусным, спокойным, возвышенным, даже величественным языком; его слог не столь ярок и красочен, как у Марка, но более ровный и однородный, чем у Луки, поскольку Матфей не пользовался письменными источниками. Он использует в своем тексте гебраизмы, но не так часто, как Марк или Лука (в первых двух главах). Матфей опускает многие мелкие подробности, ускользнувшие от его внимания, — Марк услышал их из уст Петра, а Лука узнал о них от очевидцев или нашел во фрагментарных записях. К числу характерных для Матфея выражений, не считая постоянного употребления фразы «царство небесное», относятся описание Бога как «нашего Небесного Отца» и описание Иерусалима как «святого града» и «города великого Царя». Полнотой изложения наставлений Христа Матфей превосходит всех, за исключением Иоанна. Невозможно представить что–либо более величественное и впечатляющее, чем записанные им слова о жизни и власти, которые переживут небо и землю (Мф. 24:35). Высказывания следуют друг за другом с непреодолимой силой, подобно вспышкам молний свыше. Евангелие от Матфея в святоотеческой литературе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

578 В кодексах BDL и син. читается вместо Иосиф: отец его. Так же читается и в древн. переводах Пешито и италийском. 582 1Пет.2:6–8 : Се полагаю в Сионе камень краеуголен, избран, честен: и веруяй в онь не постыдится. Вам убо честь верующим, а противящимся... камень претыкания и камень соблазна: о немже и претыкаются слову противляющиися, на неже и положени быша. Рим.9:32–33 : Зане не от веры, но от дел закона, преткнушася бо о камень претыкания, якоже есть писано: се, полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна: и всяк веруяй в Онь не постыдится. 585 Сердце представляется седалищем помыслов человеческих, а не ум, и это понятно почему. Что приятно сердцу, к тому склоняется и ум. А что тяжело, неприятно для сердца, то кажется несбыточным и невероятным. Так сердце большинства иудеев желало видеть в лице Мессии богатого, могущественного и славного земного царя; а когда Он явился в противоположном виде, то сердце многих отказалось верить в Него; многие стали видеть в Нём одни противоречия и недостатки. Так сердце влияет на мысли, на ум, и поэтому оно есть центральный пункт человеческого существа и человеческой жизни; от него зависит, – любим ли мы Христа или не любим; от него, таким образом, зависит вечная жизнь и вечная погибель человека. 587 Пророчица – προφητις – в Новом Завете встречается ещё в Откр.2:20 . В каком смысле она названа пророчицей, объясняют различно, по мнению одних – в смысле общем, как женщина, возносившая непрестанно молитвословия и славословия Богу ( 1Пар.25:1–4 ; 1Цар.10:3, 6 . См. Толков. Еванг. архим. Михаила). По A Lapide Анна названа пророчицей в смысле учительницы, потому что учила еврейских девочек закону (р. 65), а по Rosenmuller " у (р. 62) потому, что была женою пророка. Во всяком случае, это название нельзя принимать в смысле древних пророков, как непосредственных провозвестников воли Божией: ряд таких пророков прекратился со времени построения второго храма Иерусалимского. 594 Амвросий говорит: если пророчествовал Симеон, пророчествовала жена Захарии Елисавета, пророчествовала Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В мирное время и цари и вожди народные ездили на этих животных. Таким образом, вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осле был символом мира: Царь мира едет в свою столицу на осле – эмблеме мира. Замечательно, что хозяева осла и ослицы, по слову Господа, сразу же отдали своих животных, когда Апостолы сказали, для Кого они их берут. Отмечая удивительность этого обстоятельства, св. Златоуст говорит, что Господь хотел этим дать понять, что «Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего». Евангелисты Матфей и Иоанн указывают, что это было исполнением пророчества Захарии, которое они и приводят, но в сокращенном виде, и которое полностью читается так: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника (осла, который обыкновенно ходит под ярмом) и жребца юна» ( Зах. 9:9 ). Это пророчество близко пророчеству Исайи, из которого св. Матфей заимствует первые слова: «Рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицем Своим» ( Ис.62:11 ). Разумея величие этих минут, Апостолы сами стараются украсить это шествие торжественностью: они покрывают ослицу и молодого осла своими одеждами, которые как бы должны были заменить собой златотканные ткани, коими украшались царские кони. «И вседе верху их», т.е. поверх одежд. Ехал Господь, как ясно видно из повествования св. Марка, Луки и Иоанна, на осленке, а ослица, по-видимому, шла рядом. «Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути», следуя примеру учеников, «друзии же», не имея верхних одежд, по бедности, «резаху ветви от древ и постилаху по пути», чтобы сделать путь мягким и удобным для осленка и таким образом послужить и воздать честь Сидящему на нем. Далее из совмещения повествований всех Евангелистов можно составить себе следующую общую картину: «Приближающужеся Ему уже к нисхождению горе Елеонстей» ( Лк. 19:37 ), т.е., когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, «начаша все множество ученик, радующеся хвалити Бога гласом велиим» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса – «о всех силех, яже видеша».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010