Котович Борис, священник 282. Краснопольское, с. верхотурского у. 83. Крейтон Николай Николаевич, в звании камергера 125. Кречетович Иосиф Павлович, протоиерей 280. Кронштадт 58. 59. Ксения Александровна, Великая Княгиня 285. Куломзин Анатолий Николаевич, председатель Государственного Совета 128. 130. 261 Куплетский М.А. 284. Курды 194. 222. 225. Курская дружина 281. Лавров – см. Сергий Латино-униатская вера 198. Латинский язык 215. Латинство 196. Латышенков – см. Смарагд. Латыши 168. Латышская оргапизация 168. Леонид (Сенцов), архимандрит 218. 219 Лепорский Петр Иванович, протоиереи 281. Литейный, проспект в Петрограде 68. 69 Литовская епархия 150. Литсвский архиеипскоп 175. 280. Лондон 32. Лука, евангелист 282. Лукашевич Илиодор, священник 282. Львов, город 194. 202. 211. 216. Мадьярское иго 195. Мазепинская пропаганда 191. Маклаков Николай Алексеевич, министр 90. 188. Максимович Даниил, священник 282. Малиновский Николай Платонович, протоиерей 216. Малороссийская речь 202. Малорусская речь 205. Мальдев Алексей Петрович, протоиерей 226. Манявский скит, в Галиции 194. 201. 202. Мардарий Ускокович, иеромонах сингел 193. Марии, Императрицы, Ведомство 108. Мария Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Мария Феодоровна, Государыня Императрица 32. 63. 281. Марк, евангелист 282. Марфо-Мариинская обитель милосердия, в Москве 281. Матвей, евангелист 282. Мельникова – см. Сусанна. Минская епархия 150. Минск, г. 72. 73. Мироносицкий Порфирий Петрович , редактор 273. Мирон, св. 291. Митрофан, митрополит черногорский 139. Михаил Александрович, Великий Князь 134. Михаил, архангел 292. Можайский епископ 281. Моисей, пророк 38. 40. Молдаване 191. Москва 5. 6. 38. 39. 49. 57. 58. 59. 60. 95.215. 225. 229. 264. 276. 281. 299. Московская: Духовная Академия 197.257; губерния 6; епархия 281. 308; Синодальная Контора 214. 215; епархиальная Миссия 275; 276; синодальная типография 69. 215. 276. 277. 278. 281. Московский: местный Комитет Россииского Общества Красного Креста 279. 281; митрополит 182. 215. 276; монастырь новоспасский 225; донской 310; полк 292; Университет 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Послал переведенный Октоих в Святейший Синод и в Совет Миссионерского Общества. Книги до того тяжелы, что их нельзя было послать книжной посылкой, а упакованы 2 экземпляра (4 книжки) в 4 ящика и так отправлены.   16/29 января 1910. Суббота. Написал в Иркутск Архиепископу Тихону, что Миссия не утрудит Миссионерский съезд никакими здешними просьбами и делами – у него и без того будет много забот; а Преосвященному Иоанну, Епископу Киренскому, ответил, что отсюда Преосвященный Сергий прибудет на съезд, на поездку ему просил 200 рублей, если можно их выхлопотать. У Высокопреосвященного Макария, Архиепископа Томского, спросил, получил ли он ящики с Евангелием? Министр финансов велел не брать с них пошлины.   17/30 января 1910. Воскресенье. Поблагодарил А. В. Круглова за присланную им книжку: «Великий священник земли Русской» (памяти о. Иоанна Кронштадтского ) и выписал издающийся им журнал «Светоч с дневником писателя» за 6 рублей 50 копеек, которые просил о. Феодор Быстров переслать ему в Москву.   18/31 января 1910. Понедельник. От Преосвященного Сергия первое письмо из Мацуяма. Описывает пребывание в Хамамацу и Оосака, все хорошо там. Старику Алексею Оогое, каллиграфу, поручено написать крупными иероглифами напрестольное Евангелие с последнего, совершенно исправленного напрестольного Евангелия некрупной печати.   19 января/1 февраля 1910. Вторник. Написал ответное письмо Преосвященному Андронику, бывшему Кёотскому, теперь Тихвинскому Епископу в Новгороде. Просил ко всему собранному им на Оосакский храм добыть еще недостающих ныне 2500 р.   20 января/2 февраля 1910. Среда. Поблагодарил Павла Васильевича Щетинкина, в Казани, за обещание скоро прислать облачения и прочее для Оосака, также за его фотографию и брошюру о его юбилее.   21 января/3 февраля 1910. Четверг. Нечего записывать. Занимаемся с Накаем все дни исправлением Праздничной Минеи для печати – вот в чем теперь вся душа.   22 января/4 февраля 1910. Пятница. Послал Преосвященному Сергию его почту уже в Окаяма.   23 января/5 февраля 1910. Суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

27. Рец. на кн.: Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов [в связи с философскими учениями того времени]. Том первый. Тринитарный вопрос. [История учения о св. Троице]. Сергиев Посад, 1906//ХЧ. 1907. Октябрь. С. 502–511. 28. Предисловие к кн.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю. Посмертное издание под ред. А. Бриллиантова . СПб.: Типография М. Меркушева, 1907. С. I–XI. 1908 29. Предисловие и примечания: Болотов В. В. Отзыв о сочинении «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни». Исследование Анатолия Спасского. Сергиев Посад, 1895//ХЧ. 1908. Август – сентябрь. С. 1253–1275; Октябрь. С. 1400–1420. 30. Рец. на кн.: Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества: Исследование. Сергиев Посад, 1907. СПб.: Типография М. Меркушева, 1908. 13 с. 1910 31. Отзыв о сочинении профессора Московской Духовной академии В. Н. Мышцина «Устройство христианской церкви в первые два века». Сергиев Посад, 1909. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 155. 116 л. 32.Отзыв о сочинении студента Л. Дмитриева «Св. Мефодий Олимпийский и его богословие»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1909–1910 учебный год. СПб., 1910. С. 462–465. 33. Отзыв о сочинении студента Д. Лебедева «Православный греческий мир и славянство в их историко-культурных взаимоотношениях, по изображению русских ученых и писателей, так называемой славянофильской школы столетия»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1909–1910 учебный год. СПб., 1910. С. 509–510. 34. Отзыв о сочинении студента В. Попеско « Руфин Аквилейский и его литературная деятельность»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1909–1910 учебный год. СПб., 1910. С. 603–606. 35. Отзыв о сочинении студента М. Щепанского «Православная церковь и ее значение в культурно-исторической жизни Греко-славянского мира по воззрениям славянофильства 40–60-х годов истекшего столетия»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1909–1910 учебный год. СПб., 1910. С. 680–681.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встречались на страницах журнала и материалы о пермяках и просветительно-миссионерской деятельности среди них, например: «Кое-что о пермяках» 40 от 8 августа 1910 г.) – за подписью «Очевидец», «Переводческая комиссия в г. Казани и её отделения в епархиях Волжско-Камского района» 48 от 2 октября 1910 г.) – за подписью «Переводчик», «Быт, нравы и религиозное состояние пермяков, населяющих северную часть Глазовского у[езда], Вятской губ[ернии]» 12 от 20 марта 1911 г.) диакона А.Князева . Ряд материалов был посвящён развитию православной миссии среди калмыков, в том числе: «Письмо в редакцию» за подписью «Заведующего калмыцким народом» С.А.Козина 19 от 10 апреля 1910 г.), с комментарием епископа Андрея, Как уже отмечалось выше, журнал часто рассказывал о новых веяниях и направлениях в миссионерской практике. Помимо прочего, в нём помещались объявления об издании и условиях заказа богослужебных книг на языках народов Среднего Поволжья – вотском (удмуртском), татарском, черемисском (марийском), чувашском, о подписке на миссионерские издания. Печатались перечни различных изданий, например: «Издания Переводческой Комиссии при Управлении Казанского Учебного Округа. За 1906 – 1910 годы» 53 от 6 ноября 1910 г.). Помимо Приволжской, журнал активно освещал и деятельность других православных миссий, в том числе – зарубежных. Так, в нём была создан даже специальный «отдел» «Известия из Японии», в котором, в частности, было помещено сообщение «О занятиях собора Японской церкви (2-е и 3-е июля 1909 г.)» 3 от 19 декабря 1909 г.). Вёл его слушатель КМК, бывший катехизатор из Киото Михей Накамура, являвшийся также автором таких статей и заметок, как: «Дела Японской Миссии» 16 от 20 марта 1910 г.), «Из японской церковной хроники. Командировка Преосвященного Сергия Киотского» 29 – 30 от 29 мая 1910 г.) и «Из японской церковной хроники. Брак Японца с Россиянкой. Монашество в Японии» 31 от 5 июня 1910 г.). В одной из своих коротких заметок – «Успехи православия среди корейцев» 52 от 30 октября 1910 г.) – епископ Андрей, затрагивая проблему крещения представителей корейского народа на дальневосточных окраинах Российской Империи, с недоумением отмечал, что: «К сожалению, местные русские власти держатся очень странной политики по отношению к этим православным инородцам. Местные русские власти немецкого происхождения, конечно, нисколько не ценя православия и вообще не обращая внимания на религиозную сторону жизни китайцев, японцев и корейцев, гонят православных корейцев в Китай. – Таким путём:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—62— щихся до Великого Княжества Финляндского, тома 1–3. Сост. Н.Н. Корево. Спб., 1907–1909; н) Бородкин, История Финляндии. Спб., 1910. 10) Из Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода – Отчет Обер-Прокурора за 1905–1907 гг. Спб., 1910. 11) Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Сборник Импер. Русского Исторического Общества, тома 103, 104, 131, 132, 133. Спб., 1897–1898–1910–1911; б) Свод Законов Росс. Империи: аа) Том XIV: Устав о ссыльных, изд. 1909 г., два экземпляра; бб) Том XVI: 2 Положение о взысканиях казны, изд. 1910 г., два экземпляра; в) Продолжение Свода Законов, изд. 1909 г., два экземпляра. 12) Из Императорской Академии Наук – её издания: а) Записки по историко-филологическому отделению 8-ая серия, том X, 2 и 3. Спб., 1910; б) Известия (Rulletin) Академии Наук, 6-я серия 1907 г. том I, 1–11; 1910 г. том IV, 12–18, и 1911 г. том V, 1–11. Спб., 1907–1910–1911; в) Известия Отделения русского языка и словесности, том XV, кн. 1–4, и том XVI, кн. 1–2. Спб., 1910–1911; г) Известия Отделения русского языка и словесности. Общее содержание I–XII томов. Спб., 1911; д) Сборник Отделения русского языка и словесности, тома 87 и 88. Спб., 1910; е) Энциклопедия славянской филологии, вып. 1 и 5:2, Спб., 1910; ж) Материалы для биографии Еп. Порфирия Успенского , тома 1–2. Спб., 1910; 3) Буслаев, Сочинения, том 2. Спб., 1910; и) Памятники старославянского языка, том 3:1. Спб., 1910; i) Памятники русского законодательства, II: Наказ Импер. Екатерины II. Спб. 1907; к) Сочинения Пушкина. Переписка, том 3. Спб., 1911; л) Описание рукописного отделения Библиотеки Академии Наук, том 1. Спб., 1910; м) Описание греческих рукописей монастыря Св. Екатерины на Синае, том 1. Спб., 1911; н) Малинин, 10 слов Златоструя XII в. Спб., 1910; о) Программа выставки «Ломоносов и Елизаветинское время». Спб., 1911. 13) Из Императорской Археологической Комиссии – а) Известия Комиссии, вып. 34, 1–2; 35; 36; 37, 1–2 и 38. Спб., 1910–1911; б) Отчет Комиссии за 1906 и 1907 гг. Спб., 1909–1910; в) Материалы по археологии России 31 и 33. Спб., 1911–1910; г) Спицын, Археологические раскопки. Спб., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25 января/7 февраля 1910. Понедельник. 26 января/8 февраля 1910. Вторник. Кончили мы с Накаем исправление текста Праздничной Минеи; принялись за Марковы главы и разные примечания. 27 января/9 февраля 1910. Среда. Послал письмо Преосвященного Сергия о Церкви в Мацуяма в Москву, Н. П. Комарову для напечатания в «Православном Благовестнике». Получен из Петербурга от Жевержеева ящик со стихарями и покровами – исполнение заказа отсюда.   28 января/10 февраля 1910. Четверг. Читал полученную от Архиепископа Волынского Антония книжку: «Отчет о Высочайше назначенной ревизии Киевской Духовной Академии в марте и апреле 1908 года». В пух и прах раскритиковал Академию! Впрочем, начал за упокой, а кончил за здравие: в конце книжки всех профессоров расхвалил.   29 января/11 февраля 1910. Пятница. Японский гражданский праздник. Богослужение было вчера вечером и сегодня; но я был болен, в Церковь не ходил; впрочем, вчера вечер мы с Накаем переводили. Ученики на симбокквай сегодня выпросили 5 ен. От Преосвященного Сергия очень хорошее письмо о его знакомом в Петербурге купце Иване Ивановиче Рубахине: жертвует подсвечники, паникадило и прочее для Церкви в Оосака. Преосвященный Сергий просил его об этом, и просьба не тщетна. Спаси его, Господи!   30 января/12 февраля 1910. Суббота. От о. Феодора Быстрова письмо с известием об юбилее Петербургской Духовной Академии. Пишет еще о Марии Сибаяма; отлично заявила себя в школе рисования: за рисунок поставили ей балл 10 – больше ни у кого из русских не было – и приняли в центральный класс, а не в начальный, как прежде хотели.   31 января/13 февраля 1910. Воскресенье. Я оправился от болезни и служил Литургию. Вечером перевод указаний к службе Нового года и прочее.   1/14 февраля 1910. Понедельник. Поблагодарил И. И. Рубахина за обещание пожертвовать и яснее написал, что именно надо пожертвовать: всего 11 предметов, начиная с 6 подсвечников пред иконостасом и кончая кадилом; написал также, каким путем и по какому адресу отправить сюда вещи. Преосвященному Сергию уже третью почту послал в Окаяма.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

203 (Фонд Московской Духовной Консистории): Оп. 477. Д. 27. Прошение прихожан с. Всесвятского Московского уезда, о воспрещении их односельцу крестьянину Егору Иванову Салову участвовать в их приходских выборах церковных старост. Март-апрель 1907 г. Оп. 477. Д. 28. Прошение прихожан Георгиевской на Глинках в с. Игнатьеве церкви Богородского уезда Карповской волости об устранении крестьянина Антона Еремина от должности учетчика над церковным старостой. Февраль-июнь 1907 г. Оп. 478. Д. 1. О назначении на должность, увольнении с должности, переводе на другое место. 1907 г. Оп. 478. Д. 100. О снятии сана со священника Петропавловской церкви Рузского уезда. Оп. 480. Д. 1. О рассмотрении прошений разных лиц на должность. Оп. 480. Д. 6. Об увольнении за штат священника Троицкой села Круглина церкви Дмитровского уезда Ильи Садикова и о замещении его места. 1910 г. Оп. 480. Д. 7. Об увольнении за штат священника Спасской г. Дмитрова церкви Николая Соловьева и о замещении его места. 1910 г. Оп. 480. Д. 8. О перемещении священника Богородицерождественского погоста Якотского церкви Дмитровского уезда Александра Русинова на службу в Рязанскую епархию и о замещении его места. 1909–1910 гг. Оп. 480. Д. 9. О замещении священнической вакансии при Николаевской села Лунина церкви Звенигородского уезда. 1910 г. Оп. 480. Д. 11. О замещении священнической вакансии при Богородицерождественской села Ивановского-Богородского церкви Звенигородского уезда. 1910 г. Оп. 480. Д. 12. О замещении священнической вакансии при Успенской села Петровского церкви Звенигородского уезда. 1910 г. Оп. 480. Д. 14. Об увольнении за штат священника Гребневской села Оденцова церкви Звенигородского уезда Симеона Парусникова за штат и о замещении его места. 1909–1910 гг. Оп. 480. Д. 15. О замещении священнической вакансии при Спасской [церкви] села Ильинского-Толбузина Клинского уезда. 1908–1910 гг. Оп. 480. Д. 16. О замещении священнической вакансии при Вознесенской в Теряевой слободе церкви Клинского уезда. 1910 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 65.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 67 – 68.     Уфимские епархиальные ведомости, 15 сентября — 8, 1910 г . С. 733.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 19.              Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля – 1 августа, 14-15, 1910 г . С. 595     Там же. С. 733.              Уфимские епархиальные ведомости, от 15 сентября — 8, 1910 г . С.723.     Там же. С. 751.              Уфимские епархиальные ведомости, 1 октября — 19, 1910 г . С. 790.     Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г .     Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г . С. 7.              Уфимские епархиальные ведомости, 1 апреля — 1911 г . С. 332-333.              Уфимские епархиальные ведомости, 15 мая — 10, 1911 г . С. 377.     Там же. С. 381.     В 1911 году.     Слово епископа Нафанаила//Свщ. Иаков Шестаков. История Камско-Березовского Богородицкого миссионерского Черемисского мужского общежительного монастыря Уфимской епархии. СПб., 1910. С. 32.              ЦИАМ. Канцелярия епископа Дмитровского викария Московской епархии. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 87 Докладная записка Великой Княгини Елизаветы Федоровны о просвещении инородцев, язычников в Уфимской губернии. 1912 г .     Уфимские епархиальные Ведомости. 1914. 15.   1 августа. С. 267 – 274.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 21-22.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

Через две недели А. Ф. Лопарев уже привез в Петрозаводск план здания школы, составленный его постоянным архитектором. После одобрения плана Братством сразу же началось строительство. Затем на том же участке А. Ф. Лопарев выстроил еще двухэтажное здание для квартир заведующего и учителей и одноэтажное здание для женской школы грамоты. Вернувшись в Петрозаводск, Н. К. Чуков немедленно занялся распределением казенного пособия для увеличения жалованья учителям, так как сведения от Уездных отделений к этому времени поступили, да и председатель Совета архимандрит Стефан, тоже побывавший на выставке и получивший там достаточное внушение от В. И. Шемякина, спешил с этим делом. Таким образом, продвинулся один из главных вопросов – улучшение содержания учителей. Вместо 130 рублей в год они стали получать 180 рублей, помощники – 150 рублей, а законоучителям, ничего не получавшим прежде, теперь стали платить 40–60 рублей в год. В дальнейшем эти оклады неоднократно повышались, и в 1909 году жалованье учителя достигало 390 руб. в год. Вскоре начали поступать заявления о потребностях в новых школах. В Петрозаводске Н. К. Чуков сам собрал сведения о числе детей школьного возраста и вошел в Совет с докладом о необходимости открытия трех церковно-приходских школ, что и было сделано к началу учебного года, 10 сентября. Кроме этих городских школ, 8 октября была открыта мужская школа в Вытегре. А. Ф. Лопарев телеграммой просил Н.К Чукова приехать на ее открытие: новое здание было построено от имени его приемного сына – А. А. Лопарева. Торжественное открытие происходило в пятницу 30 мая 1897 года. Освящение храма и школы совершил о. Иоанн Кронштадтский . После обедни в соборе был устроен крестный ход в здание школы, там совершен молебен, освящено здание, а затем Н. К. Чуков обратился к присутствующим со своей первой речью, которая позднее была напечатана в «Олонецких губернских ведомостях» и в отдельно изданной брошюре под названием «Освящение о. Иоанном Кронштадтским храма при второклассной Вытегорской церковно-приходской школе» (Петрозаводск.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Важное значение по своему историческому интересу представляет “Похвальное слово Кириллу, епископу словенскому”, несомненно принадлежащее Клименту и находящееся, в частности, в одном среднеболгарском сборнике XIV века. Этот сборник принадлежал прежде афонскому монастырю преподобного Павла, откуда он был вывезен в Москву П. И. Севастьяновым в 60-х гг. прошлого столетия, а затем хранился в Московском Публичном Румянцевском музее[ 36 ]. Исследования, проведенные в конце XIX — начале XX столетия, обнаружили большое сходство стиля “Похвального слова” со знаменитыми “Паннонскими житиями” Кирилла и Мефодия, что делает в высшей степени вероятным происхождение этих перлов славянской исторической прозы из-под пера Климента[ 37 ]. Благодаря многим паломникам, побывавшим на Святой Горе с научными целями, для русской общественности становилось ясным значение Афона как кладезя исторических и художественных памятников. Поэтому неудивительно, что среди представителей научных кругов Санкт-Петербурга и Москвы не ослабевала тяга к изучению афонских рукописей и, в частности, манускриптов обители преподобного Павла. Русский исследователь Х. М. Лопарев посетил этот монастырь в 1896 г.; здесь он рассчитывал познакомиться с теми манускриптами, которые значились в каталоге греческих рукописей, составленном проф. Афинского университета Спиридоном Ламбросом в 1890 году. Во время своего краткого пребывания в Свято-Павловской обители Х. М. Лопарев смог осмотреть лишь некоторые из них и тем не менее отметил ряд неточностей, содержащихся в описании С. Ламброса, которое на тот период времени считалось самым авторитетным в научном отношении. «В монастыре святого Павла, — повествует Х. М. Лопарев, — мне отвели прекрасное помещение, и я надеялся в скором времени посмотреть на одну рукопись, помеченную в каталоге Ламброса 800-м годом. Являлось понятное желание видеть древнейшую датированную греческую рукопись, писанную кроме того рукой несчастной внучки святителя Филарета Милостивого, инокини Марии Мне, наконец, показали в покоях игумена Толковый Новый Завет “IX века”.

http://pravmir.ru/rukopisnoe-nasledie-sv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010