Текст изд.: Коваленко и др. 2001, 162–164 62) – документ датирован 4 апреля по последней упомянутой дате (с. 395); Лобачёв 2003, 347–348 – документ датирован временем после 4 апреля. (л. 287) 1395 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государевъ, новгородцкой 1396 Никон митрополитъ, Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 158 (1650)-м году марта въ 26–й день по твоему, государеву, указу прислан в Великий Новгород твой, государевъ, Яков с твоею, государевою, грамотою ко мн, богомольцу твоему. А велено по той твоей, государеве, грамоте призвать к соборной апостольской церкви всяких чинов людей. И я, богомолец твой, в соборную церковь марта въ 27-й день новгородцов всяких чинов людей//(л. 288) призывал, земских старостъ и всяких чинов людей и 1397 по твоему, государеву 1398 , указу им говорилъ, чтоб они от дурна престали и теб б, государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии 1399 вину свою принесли, и воров, меж себя сыскав 1400 , окольничему твоему, государеву, и воеводе князь 1401 Федору Андревичю отдали. И старосты, и лутчие о том дле помалчивают, а иные добрые люди всяких чинов живут в хоронех 1402 . А воры, которые, забыв твое, государево 1403 , крестное целованье, всякую неправду длаютъ, воруютъ, и т шумели 1404 , и говорили 1405 : мы, де 1406 , государю 1407 не виноваты 1408 , и вины, де, нам государю приносить н о 1409 чем. И я, богомолец 1410 твой, марта въ 29-й день в другой ряд призывал и говорил им по твоему, государеву, то же. И он мн 1411 , богомольцу, то же сказали. Да с ним же, Яковом, послана твоя, государева грамота в Великий Новгород ко всяким чином 1412 людем, а веле//(л. 289) но их собрать в 1413 съзжую избу твоему, государеву, окольничему и воеводе князю Федору Андревичю Хилкову, и 1414 велено им та твоя, государева, грамота всяким чином людемъ вычесть 1415 . И всяких чинов люди, твою, государеву, грамоту выслушав 1416 , назвали е непрямою грамотою. А онъ, Яковъ, им, всяким чином людем, против твоего, государева, указу 1417 говорил словом. И они ево тх слов не послушали и назвали ево, Якова, человком твоего, государева, Бориса Ивановича и взяли к себ земскую и в зем//(л. 290) ской изб ево роспрашивали о всем, и к тмъ роспросным рчем велли ему, Якову, и руку приложить. И после роспросу отдали ево, Якова, за пристава Ивашку Жеглову, И былъ онъ, Яков, у него за приставомъ судки 1418 и от Ивашка Жеглова переведен онъ был на Александровское подворье, и былъ на Александровском подворье за крепкими 1419 сторожи. А тово мн, богомольцу твоему, невдомо, для чево ево у себя держали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

845 Имперский посол Августин Майерберг восхищался «дарованным трудолюбием» окольничего, при помощи которого Хитрово «простого дворянского звания попал в самое высшее и стал Начальником Оружейной», Павел Потоцкий, сын воеводы Брацлавского, Стефана Потоцкого, хвалил Хитрово за то, что тот «никогда не держал уши закрытыми для просьб, особенно чужеземных» – Лобачёв 2003, 198. 849 «Будет кто каким умышленьем учнет мыслить на государьское здоровье зло дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию» – Соборное уложение, 20. 851 Ромодановская 1990, 62. Е.К. Ромодановская отметила, что протопопа Аввакума и патриарха Никона сближает не только метод изложения материала, но и то, что оба они, хотя и по разным мотивам, не приняли книгу Лазаря Барановича «Меч духовный». Никон в разговоре со Степаном Наумовым, называя книгу «воровской», подчёркивал: «А и вся та книга непотребна, везд привожано рымских учителей рчи, а во многих мстехъ и ереси есть римские» 7, л. 200). В аввакумовых же кругах книгу именовали «Саблей никониянской» – Бубнов, Демкова 1981, 144; Ромодановская 1990, 60–63. 860 Неприязнь к себе вызывал будущий патриарх Иоаким и у идейных противников Никона. История жизни патриарха Иоакима изложена дьяконом Фёдором в форме «послужного списка» Иоакима, его стремительного возвышения. В Послании сыну Максиму Иоаким изображён «проходимцем» и «невеждой», который «не знал... писания, разве азбуки, ни церкви, ни чина церковнаго, не разумел догмат святых отец наших древних, и ныне не знает, занеже не того ищет и книг святых не прошлец и не читатель, понеже бо человек был служивой, и жил в глухой деревни, и зайцы ловил, а у церкви в реткой Велик день бывал». Дьякон Фёдор показывает жизнь патриарха Иоакима в виде серии предательств патриарха по отношению к отечеству и царю: Иоаким постригся в монахи, «не хотя служите царю своему», вскоре, «преступи обещания, и бежа к Москве», «ища славы мира сего», но испугавшись, «абы не растригли и не послали на службу.... нырнул к Никону в Новой его бесовской Еросалим», но вскоре «сбежал» и от Никона в Андреевский монастырь, «да приимет его и опознает на Москве честным людем»; благодаря своим новым связям Иоаким назначен сначала келарем в Симонов, а затем в Ново-Спасский монастыри; стремясь выдвинуться, Иоаким «начат Псалтырь твердить, начался игуменом быть помале... всегда являшеся пред царём во всяких ходах и походах и валяяся пред ногама его»; а итоге Иоаким стал архимандритом Чудова монастыря, а затем крутицким митрополитом. Текст цит. по изд.: Титова 2003, 207–209.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В 1651 г. Никон получил от царя широкие властные полномочия: 6 февраля Алексей Михайлович подписал грамоту о предоставлении митрополиту Никону права церковного суда, исключая воровских, разбойных и убийственных дел, как в Новгороде, так и в его пригородах РГБ, ф. 256, 46, л. 97–97об.; РНБ, ф. 728, 1441, л. 171об.–173; ДАИ 4, 70 50). По заключению современных историков, никогда прежде высшее духовенство, кроме патриарха, не обладало полномочиями судебной власти по отношению к монастырям, расположенным в пределах их епархий – Лобачёв 2003, 95. 75 Косвенным подтверждением этому может служить и такая деталь: в одной из соловецких «отписок» очень лаконично, буквально одной фразой Никон сообщает царю о гибели во время шторма вологодских посадских людей и потоплении трёх барок с хлебом, ведь гибель людей – обычное явление на море: «В нынешнем, государь, во 160 (1652) году били челомъ великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всеа России, а мн, богомолцу твоему, на Двин подали челобитную вологжан, посадские люди Васька Кодовин да Гаврилке Мартиновъ, что у нихъ с твоимъ, государевымь, хлебом три барки, не доплывъ до города Архангельскаго за врсту, втромъ и с людьми потопило, и совсмъ розбило» 6, л. 10). 84 Архимандрит Аполлос (Алексеевский) при издании текста этого письма поставил дату «Без обозначения года генваря 27» – Аполлос 1859, 150. 85 По датам на сохранившихся грамотах Никона в Иверский монастырь, патриарх возвратился в Москву 4 марта – Леонид 1878, 10, 66, 67; АИ 4, 71/II. Известно, однако, что уже 1–2 марта Никон останавливался в Твери, где были открыты мощи святителя Арсения и заменены бывшие на нём потемневшие одежды новыми – Жизневский 1889, 17. В эти же дни Никон купил у Ивана Урусова для Иверского монастыря в Выдропуске слободку Шумковскую – Леонид 1878, 71 38). По дороге в Москву Никон отправил архимандриту Иверского монастыря Дионисию I две грамоты: первая, уставная, получена в обители 1 марта, вторая датирована 3 марта – Леонид 1878, 62–64 34), 64–66 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Сапожникова, исходила от патриарха 515 . Житие митрополита Филиппа в его Хронографической редакции было включено как исторический источник в составленный при патриаршей кафедре Летописный свод 1652 г. 516 . Тот факт, что именно Никон переносит мощи митрополита Филиппа в Москву, как считает Е.К. Ромодановская, в значительной мере случаен, поскольку это входит в обязанности новгородского митрополита, пост которого занимал Никон 517 . С.В. Лобачёв считает, что канонизацию митрополита Филиппа следует рассматривать в контексте процесса translatio relidionis, который заметно оживился в начале царствования Алексея Михайловича: собирание православных святынь и перенесение в столицу мощей церковных святителей свидетельствовало о стремлении властей превратить Москву в центр православного христианского мира 518 . Между тем перенесение мощей митрополита Филиппа приняло такой масштабный характер, что это событие не обошли вниманием находящиеся в России иностранные агенты: 23 марта 1652 г. в донесении королеве Христине из Москвы шведский агент Иоганн де Родес сообщил о посольстве на Соловки за мощами Филиппа 519 . Рассказ о случившемся в Соловецком монастыре видении митрополита Филиппа, как и о других «знаковых» видениях, Никон включил в своё послание к царю, чем определился тип повествования о чудесном явлении: видение описано кратко и документировано. В соответствии с требованиями жанра автор указывает обстоятельства видения: «Мало ми воздремавшу», Никон увидел святого митрополита Филиппа, лежащего в раке. Детально описаны действия святого, за которыми наблюдает Никон: святой Филипп приоткрыл покров, лежащий на нём. пошевелился, как бы желая сесть; немного привстав, святой, обратившись к Никону, стоявшему в стороне и не смевшему двинуться, приветствовал его словами: «Миръ ти, братие»; затем снова лёг, и снова «восклонься», сел прямо и сказал: «Миръ ти, брате, и не отходи отъ мне». Никон, боясь приблизиться, робко произнёс: «Прости мя, владыко святый, яко за многая своя согрешения къ твоей святыни приближи ти ся не смю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Программа " Молодо - зелено " с Александриной Маланиной. 10.06.2020 19:00 Православное объединение молодёжи " РеставросЪ " при Патриаршем центре духовного развития детей и молодёжи московского Свято-Данилова монастыря 10 июня 2020 года отмечает 30-летний юбилей. Об участии добровольцев в реставрационных и хозяйственных работах, истории, традициях, и о том, чем живёт организация сегодня, в прямом эфире рассказали руководитель объединения Константин Лобачёв и его заместитель Павел Дементьев. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2020/06/10/19-0...

Поляне. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Илии Пророка Год постройки:не ранее 1767. Адрес: Россия, Псковская область, Пушкиногорский район, деревня Поляне Координаты: 56.874433, 28.900531 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1767 году «тщанием помещиков Ивана Кирилловича Горянинова и Григория Ивановича Коновницына». Двухстолпная. Имела два престола: главный - во имя Покрова Божией Матери и придельный - во имя Святого Пророка Ильи. Причт до Октябрьской революции 1917 года в России состоял из священника, дьячка и псаломщика. Церковной земли было 126 десятин. С 1899 года при храме действовала церковноприходская школа. Возле церкви на кладбище сохранились старинные захоронения. Храм находился в имении помещиков Коновницыных. Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство " Псковская энциклопедия " , 2007 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13003

1) Пропуск слов: «И оне (нет: нын), будучи в таком воровств...» 31, с. 77 – 2, л. 126); «И он (нет: мн), богомольцу, то же сказали» 62, с. 162 – 3, л. 288); «и велми плачются о мимошедшем (нет: своем) к теб согрешении» 110, с. 260 – 4, л. 504); 2) пропуск фраз: «И я, богомолец твой, не убояся гроз их, призывал попов и им запрещал, и памяти по них розсылал,//и к воровской (нет: их) записи (нет: не велел рук прикладывать. И Ивашко да Игнашко многих и бил, и в желза, и в тюрму сажали, чтоб руки к их воровской записи) приложили» 110, с. 258 – 4, л. 502–503); «...чего оны достойны в своей вин наказанья, или бы им (нет быть на крпких поруках до твоего государева указу, чтоб им) голодною смертию не помереть» 139, с. 339 – 6, л. 677); 3) неверно передан текст источника; «дома» – «дому», «палатах» – «полатах» 31, с. 76 – 2, л. 126); «указа» – «указу», «с товарыщи» – «с стоварыщи», «И апреля (в изд. далее лишнее слово: государь) в 3 день» 62, с. 163 – 3, л. 289, 290); «людям» – «людем»; «и на мнея грозился» «и на меня грозилися»; «на поводе» «на подводе» 110, с. 258, 259 – 4, л. 502, 504); 4) опечатки: «кеязь» (вм.: князь), «богомолей» (вм.: богомолец) 62, 162), (пристивали) (вм. приставали) 110, с. 258) и др. Текст одной отписки митрополита Никона (после 18 марта 1650 г.), изданный М.Н. Тихомировым (Тихомиров 1940, 290–291; 5), тоже не всегда соответствует оригиналу; «как (вм.: км) тот внец движится», «обоими руками» (вм. «обоима рукама»), «И в том же часу (нет: вдом) учинился», «и (нет: я) хотл». В тексте отписки митрополита Никона (после 4 апреля), изданной С.В. Лобачёвым (Лобачёв 2003, 347–348), перепутаны глагольные формы; «сыскали» (вм.: «сыскав»), «шумем» (вм.: «шумели»), «честь» (вм.: «вычесть»), «слушав» (вм.: «выслушав»), «выпустил и отпустил» (вм.: «выпустили и отпустили»), («смутил» (вм.: «смутить»), неверно прочитаны отдельные слова: «в хоромех» (вм.: «хоронех»), «Мы, де, государь, не виновны и вины, де, нам государю приносить не в чем» (вм.: Мы, де, государю не виноваты, и вины, де, нам государю приносить н о чем»), «ко всяким чинов людем» (вм.: «ко всяким чином людем»), «сутки» (вм.: «судки»), есть пропуски союза: «(нет: и) велено им».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003   004