1008 Рогожкина 2002, 54–55. Л.Н. Савина считает, что икона могла быть написана до июля 1658 г., когда возросло почитание митр. Филиппа в Москве, и саккосы являлись принадлежностью главы русской церкви – Савина 1989, 238. 1015 На портрете: архимандрит Герасим (скончался 5 декабря 1665 г.), иеромонах, духовник патриарха Никона Леонид, иеромонах Иов, архидьякон Евфимий, дьякон Иосия и три иподьякона – Герман (ученик и постриженик патриарха Никона , впоследствии архимандрит Воскресенского монастыря), Илиодор и Серафим (пострижен в монахи в отроческом возрасте самим патриархом Никоном; в 1681 г. он, тогда иеродьякон, послан из Нового Иерусалима навстречу тяжело больному патриарху Никону, возвращавшемуся из ссылки; Серафим успел принять от патриарха последнее благословение и сопровождал гроб с его телом от Ярославля до Воскресенского монастыря. 1016 В настоящее время парсуна находится в музее «Новый Иерусалим». КП 9805, Ж-98 Зеленская 2002б, 96. 1017 В середине XIX в. в печати было высказано мнение, что картина написана художником фламандской школы и может быть датирована периодом 1660–1666 гг. – ИС 1854, 10. По другому мнению, парсуна создана в период архимандрии Герасима не придворным, а домашним художником из числа многих талантливых людей (малороссов, немцев, поляков), которые проживали тогда в монастыре Новый Иерусалим. Так, архимандрит Леонид (Кавелин) считал парсуну произведением польского живописца Станислава Лопуцкого – Леонид 1876, 22, 328, 329. Гипотезу об авторстве С. Лопуцкого поддерживал Д.А. Ровинский – Ровинский 2, 1168. И.Э. Грабарь полагал, что парсуна могла быть написана голландским художником Даниелем Вухтерсом – Грабарь 1913, 414. Н.И. Романов считал парсуну работой Д. Вухтерса-сына – Романов 1948, 206. По мнению Н.М. Михайловой, портрет написан в период с 15 сентября по начало декабря 1662 г. Гипотеза исследовательницы основана на отождествлении патриаршего архидьякона Евфимия с духовным писателем Евфимием Чудовским – Михайлова 1994, 151. Е.С. Овчинникова считала, что парсуна написана не при жизни патриарха Никона , а в 1685 г. по случаю освещения Воскресенского собора и участие в написании картины принимали русские мастера под руководством И.А. Безмина – Овчинникова 1955, 97; исходя из того что на парсуне патриарх изображён в полном архиерейском облачении, С.В. Лобачёв полагает, что портрет мог появиться либо в период могущества Никона, либо после его смерти, когда по инициативе Фёдора Алексеевича ему было возвращено патриаршее достоинство – Лобачёв 2003, 232;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В мон-ре Никита пробыл до 1624 г., по настоянию семьи вернулся домой и женился, в 1625 г. был рукоположен во иерея к храму в Лыскове или в с. Кирикове (окраина Лыскова). Спустя год по ходатайству московских купцов, пораженных начитанностью свящ. Никиты, он был переведен в Москву. Трое детей свящ. Никиты умерли в раннем возрасте, после чего он решил принять постриг и уговорил жену стать монахиней в московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, женском монастыре , дав за нее вклад. Ок. 1636 г. свящ. Никита принял постриг с именем Никон в Анзерском Елеазаровом во имя Святой Троицы скиту . В скиту Н. вел аскетичный образ жизни, «вдаде себе великому посту и воздержанию», ежедневно совершал по тысяче поклонов, мало спал ( Шушерин. 1871. С. 6), переписывал книги. Н. стал близок к настоятелю скита - прп. Елеазару (Севрюкову ; † 1656). В Житии прп. Елеазара сообщается, что тому было видение Н. в святительских одеждах. Н. ездил с прп. Елеазаром в Москву для сбора средств на строительство в скиту каменного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Несогласие в отношении собранных средств и хода строительства стало причиной размолвки между прп. Елеазаром и Н., ок. 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. (С. В. Лобачёв считает, что рассказ о конфликте Н. и Елеазара является поздним сюжетом - Лобачёв. 2003. С. 61.) Впосл., став Новгородским митрополитом, затем патриархом, Н. оказывал помощь насельникам Анзерского скита, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. Во время бегства с Анзерского о-ва Н. и его спутник попали в бурю на Белом м. и едва не утонули. Они выбрались на пустынный Кий-остров близ устья р. Онеги, где Н. в благодарность за спасение поставил крест. «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского Н. продолжил иноческую жизнь в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления монастыре (в Каргопольском у.). Весной 1640 г. он получил благословение удалиться на пустынный остров на оз. Коже (Кожозеро), где построил келью и стал жить по чину Анзерского скита. Среди насельников Кожеезерского мон-ря был известен мон. Боголеп - в миру Борис Васильевич Львов, брат дьяка Посольского приказа Григория Львова. Вероятно, Боголеп, пользуясь своими связями, оказывал поддержку Н. В 1643 г. Новгородский митр. св. Аффоний поставил Н. игуменом Кожеезерского мон-ря . За 3 года настоятельства Н. мон-рю были даны 6 царских жалованных грамот на оброчные земли, рыбные ловли, соляные варницы, поступали вклады от видных московских бояр - Б. И. Морозова, Н. И. Романова, кн. А. М. Львова и др.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

555 Уже неоспорим тот факт, что перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Успенский собор московского Кремля было смоделировано по подобию хорошо известной современникам событий 1652 г. исторической ситуации – перенесения мощей константинопольского патриарха Иоанна Златоуста из Команей, где святитель трагически скончался, в Константинополь. В основу сочинений, посвящённых перенесению мощей Филиппа, положено Слово Козмы Веститора, в котором описаны обстоятельства перенесения мощей Иоанна Златоуста – Сапожникова 2004, 205–208. 556 В статейном списке о кончине патриарха Иосифа Алексей Михайлович вспоминал, как патриарх упрекал государя: «Переменить меня, скинуть меня хотят, а будет, де, и не отставят, и я, де, и сам за сором об отставке стану бить челом»; на что царь возражал: «У меня и отца моего духовнаго, Содетель наш Творец видит, ей, ни на уме того не бывало помыслить страшно на такое дело... хотя бы и еретичества держался, и тут мне как одному отставить его без вашего собору» – Бартенев 1856, 175. 557 В 1651 г. патриарх Иосиф сетовал: «Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны» – цит. по изд.: Гиббенет 2, 471; см. также: Булычёв, Понырко 1993, 100. 558 Шунков 1999, 176–184. По мнению М.Г. Кротова, интонация царского повествования в статейном списке, где Алексей Михайлович подробно изложил обстоятельства болезни, смерти и погребения патриарха Иосифа, недоброжелательно ироничная. Царь намеренно описывал физические страдания патриарха, подчёркивая тем самым, что его кончина отличалась от кончины святых угодников, которые принимали смерть без мучений, стойко и спокойно – Кротов 1989, 149–178. 559 Бывший новгородский митрополит Аффоний скончался в Хутынском монастыре, где он жил на покое, 6 апреля 1652 г.; погребение же его состоялось в июне, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291–292. 560 С.В. Лобачёв считает, что не случайно после своей кончины новгородский митрополит Аффоний заслужил особого внимания со стороны светских властей. Архимандрит Спасского монастыря Никон занял кафедру новгородской митрополии в то время, когда её владыка Аффоний был ещё жив, хотя и пребывал в глубокой старости. Его удаление на покой в Хутынский монастырь было преподнесено современникам события как добровольная отставка Аффония. «Уход» митрополита был организован для освобождения места Никону. Чтобы как-то объяснить «добровольный» уход Аффония, церковные власти обратились к авторитетному мнению иерусалимского патриарха Паисия, который в своей грамоте 1649 г. подтвердил правомерность смещения новгородского митрополита – Лобачёв 2003, 86–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

в ст. Большой Московский Собор 1666-1667 гг.) . 30 нояб., 3 и 12 дек. состоялись судебные заседания Собора по делу Н. Ему были предъявлены обвинения: в клевете на царя, к-рый, по утверждению патриарха, якобы нарушал церковные каноны и вмешивался в дела Церкви, а также в клевете на др. лиц; в своевольном и незаконном оставлении Патриаршего престола и паствы; в незаконном извержении из сана Коломенского еп. Павла; в следовании католич. обычаю, что выражалось в повелении Н. носить перед собой крест; в незаконном устроении мон-рей за пределами Патриаршей области на землях, отнятых у мон-рей др. епархий. Собор признал Н. также виновным в анафематствовании патриархов Паисия и Макария, в жестокости по отношению к собственному духовному отцу (Соборное деяние. 1830). Н. был лишен не только патриаршего, но и епископского сана и простым монахом направлен в ссылку в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . Основанные им мон-ри перешли под управление епархиальных архиереев. Патриарх Никон. Рисунок 1661–1662 гг. из кн. А. фон Мейерберга: Рисунки к путешествию по России. СПб., 1827. Л. 59 Патриарх Никон. Рисунок 1661–1662 гг. из кн. А. фон Мейерберга: Рисунки к путешествию по России. СПб., 1827. Л. 59 13 дек. 1666 г. Н. с приставом А. Шепелевым отправился в ссылку в Ферапонтово, где пробыл до июня 1676 г. Он был лишен прислуги, находился постоянно под стражей. В одном из писем Н. царю из Ферапонтова он так описывал свой внешний вид и общее состояние: «И есмь ныне болен, и наг, и бос, обжогся и обносился до нага, и креста на мне нет третей год; стыдно и во другую келью выйти, идеже хлебы пеку и варю, понеже многие части зазорные непокровены» (Севостьянова. 2011. С. 93-94). Лишь в 1672 г. Н. позволено было выходить из мон-ря, к 1674 г. у него уже был большой штат прислуги, огород, достаток. Лобачёв связал эти изменения с покровительством бывш. патриарху А. С. Матвеева ( Лобачёв. 2003. С. 252). В 1672 г. для «Титулярника» был создан портрет Н. в архиерейской мантии с камилавкой на голове.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Будучи патриархом, Н. не ограничивался делами церковными. Он участвовал в решении гос. дел, был советником царя, вероятно, присутствовал на заседаниях Боярской думы. Шушерин писал, что Алексей Михайлович без патриаршего «совета ничто же хоте творити, но все за его благословением желаше делати» ( Шушерин. 1871. С. 24). В 1654-1655 гг., когда царь отправился в польский поход, он оставил Н. «на Москве». По традиции столицей в отсутствие царя управляла комиссия бояр, но, поскольку Н. был оставлен опекуном царевича Алексея Алексеевича, бояре согласовывали решения с патриархом. Роль Н. особенно возросла во время эпидемии чумы летом-осенью 1654 г. 24 июля он увез царскую семью в Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра) и организовал карантин столицы, 7 сент. царская семья в сопровождении Н. отправилась в Макариев Калязинский во имя Святой Троицы монастырь на Волге. По мнению исследователей, велико было влияние Н. в решении внешнеполитических задач Российского гос-ва. Именно патриарху принадлежала идея вселенской миссии царя - освободителя православных. Так, напр., Лобачёв утверждает, что Н. оказал прямое давление на царя в деле начала русско-польск. войны в 1654 г. ( Лобачёв. 2003. С. 132-137). (Об этом есть свидетельство Шушерина: «На брань с польским и литовским королем… не без его архиерейскаго совета и благословения пойде» - Шушерин. 1871. С. 24.) После первых успехов русской армии в войне с Речью Посполитой Н. выступил за войну со Швецией и за союз с обессиленным Польско-Литовским гос-вом, чтобы вернуть земли, занятые шведами в годы Смуты. Такие планы не поддерживались большинством рус. элиты. Н. занимался снабжением армии, призывал людей на службу из митрополичьих и монастырских вотчин, посылал на войну припасы, фураж, лошадей, оружие. Н. любил богатые одеяния, торжественность и пышность. Иконописец Оружейной палаты Иоанн Детерс (Детерсон) создал, вероятно с натуры, портрет Н. в полный рост в архиерейском облачении (в 1941 г. портрет погиб; см.: Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в. М., 1955. С. 86). Несмотря на борьбу патриарха с зап. влиянием, в его личном обиходе имелись вещи западноевроп. происхождения - часы, зеркала, ножи нем. работы.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

мира, ее церковные порядки должны быть приближены к порядкам, существующим на Украине и в остальном правосл. мире. Патриарх Никон. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (РГБ) Патриарх Никон. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (РГБ) Первые шаги патриарха соответствовали общим идеям ревнителей: Н. боролся с пьянством и корчемством, безграмотностью духовенства. В 1653 г. патриарх перевел Московский Печатный двор под свое непосредственное руководство (ранее типография состояла в ведении Дворцового приказа), Н. сам назначал справщиков и давал им указания. Справщики, высказавшие несогласие с новыми принципами работы, были уволены, среди них старец Савватий, иером. Иосиф (Иоанн Наседка) и др . Основным сотрудником Печатного двора при Н. сделался греч. иером. Арсений Грек , вызванный с Соловков в 1653 г., важную роль играл Евфимий , монах московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря . Для нужд Печатного двора в 1655 г. Н. основал бумажную мельницу в устье р. Пахры при впадении ее в Москву-реку. Через 2 года мельницу смыло наводнением ( Лихачёв Н. П. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Моск. гос-ве. СПб., 1891. С. 83-84). Основные решения о внесении изменений в богослужебную практику и печатную продукцию Русской Церкви были приняты очень быстро в 1653-1656 гг. Наряду с созывом церковных Соборов патриарх действовал и единолично. По сообщению протопопа Аввакума, перед началом Великого поста в 1653 г. Н. разослал по московским церквам «Память», в к-рой говорилось о сокращении числа земных поклонов (в молитве прп. Ефрема Сирина) и о введении троеперстия. «Память» не содержала разъяснений, не имела соборного утверждения. («Память» не сохр. Лобачёв считает, что документ был послан в нач. 1654 - Лобачёв. 2003. С. 123-125.) Распоряжение патриарха вызвало беспокойство и протесты со стороны духовенства и ревнителей, высказывавших недовольство действиями Н. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю протестную челобитную, но она не была удовлетворена (МДИР. Т. 5. Ч. 2. С. 18-19).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

В нач. 1649 г. в Москву прибыл за милостыней Иерусалимский патриарх Паисий . Н. неоднократно встречался с ним, Паисий просил у царя разрешения для Н. приходить к нему на беседы «без запрещения» ( Лобачёв. 2003. С. 83). 11 марта 1649 г. патриархи Московский Иосиф и Иерусалимский Паисий совершили хиротонию Н. во митрополита Новгородского и Великолуцкого. Особенность поставления Н. состояла в том, что Новгородская кафедра в 1649 г. не была вакантной, с 1635 г. ее занимал митр. Аффоний († 1652). В янв. 1649 г. митр. Аффоний в Москве бил «челом, чтоб государь пожаловал отпустить его в келлию, занеже ему, святителю, сущу в древней старости» (ПСРЛ. Т. 3. С. 189). Просьбу удовлетворили, и свт. Аффоний удалился на покой в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь . Патриарх Паисий подтвердил правомерность поставления Н. Однако на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Крутицкий митр. Питирим упрекал Н. в том, что тот был возведен на место живого митр. Аффония. Н. ответил, что «тот Аффоний митрополит был без ума» (цит. по: Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 353). Н. перестроил в Новгороде митрополичий двор, планировал обновление Софийского собора, на средства домовой митрополичьей казны в соборе были устроены новые царские врата. Н. начал активную деятельность по духовному просвещению и борьбе с церковными нестроениями в Новгороде. Он много внимания уделял благотворительности: учредил 4 богадельни, ежедневно кормил нищих, раздавал милостыню, посещал заключенных в тюрьмах. По разрешению царя митрополит мог освободить осужденного из тюрьмы после рассмотрения его вины и принятия покаяния. Н. начал произносить проповеди, что было редкостью в Русской Церкви того времени, и скоро приобрел славу выдающегося проповедника. Тексты проповедей не сохранились, однако исследователи отмечают, что окружные грамоты Н. времени его Патриаршества по стилистике близки к устным проповедям. Наиболее известными выступлениями Н. более позднего времени стали проповеди 4 марта 1655 г. и 24 февр. 1656 г. в кремлевском Успенском соборе в защиту троеперстия .

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Толстый том Уложения о наказаниях (СПб, 1898), составленный профессором Н.С. Таганцевым, раскрыл содержание данной статьи. Кто-то привлёк его к суду за «несправедливое обвинение кого-либо в деянии, противном правилам чести», попросту – за клевету. Как раз в те дни по первому солнечному теплу в сторону Иссык-Куля направились 32 телеги, груженные скарбом, − затевался, как теперь говорят, новый социальный проект: коммуна «Новая эра». Архимандрит срочно оставил работу в редколлегии и поспешил на Иссык-Куль. Коммуной «Новая эра» (она же «Единение») он руководил весной и летом 1919 года вместе с Рудольфом Маречеком. Одновременно возглавлял пржевальскую большевистскую газету «Голос Пролетариата». Если епископ Пимен отдал свою жизнь, в том числе, и за сохранение народных церковно-нравственных устоев семейной жизни, то «герой революции в рясе» выступил как апологет «человеческой естественности». Освящённому церковным таинством браку он противопоставил «свободную любовь». Обратимся к цитате из его статьи: «В коммуне царит свободная любовь полов, но не допускается разврат. Свободная любовь − одно из естественных чувств человека всегда открыта, а разврат прикрыт. Мужчины и женщины из членов коммуны могут сходиться только из чистой любви, а не для случайного разврата. Если такие взаимно полюбят друг друга, то замужняя или женатый в целях удовлетворения своих влечений к другому или другой, должны предварительно в законном порядке развестись, чтобы вступить в легализованное новое сожительство» 469 . Летом 1919 года из Синьцзяна в Пржевальский уезд прорвался белый отряд в 300 шашек. В селении Покровском казаки и крестьяне, прежде враждовавшие между собой, стали действовать сообща. Они присоединились к отряду. Восстание было быстро подавлено. Шемановский пишет о событиях в местной газете, а «чрезвычайка» черпает из его текста информацию о священниках и монашествующих, принявших участие в восстании. Это священник села Покровского Громов и насельники бывшего Иссык-Кульского монастыря. Иеромонах Геннадии (Гавриил Лобачёв), по словам Шемановского, «бывший артиллерист, монархист по убеждению, передававший патроны восставшим, теперь свободно разгуливающий по Тюпу «на поруках»; иеродиакон Пахомий (Прохор Русин), «бежавший после усмирения восстания, несколько лет роющий на монашеских землях пещеры, приобретая этим «святость некую»; монах Ириней – «известный в монастыре профессиональный бродяга» 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Лобачёв Илья Христофорович; 28.07.1896, дер. Чёрная Грязь Московского у. и губ.- 28.07. 1967, Москва), архиеп. Харьковский и Богодуховский. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1909 г. переехал в Москву. Был учеником скорняка в Сокольниках, затем учился в Московском Алексеевском коммерческом уч-ще. В 1916 г., по окончании уч-ща, поступил послушником в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь в Московском Кремле. В том же году был призван на военную службу. В 1918 г. демобилизовался. Поступил послушником в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где исполнял обязанности канонарха. В 1921 г. был келейником архим. Евгения (Кобранова ; впосл. епископ). В 1925 г. Рыбинским еп. Серафимом (Силичевым) пострижен в монашество с именем Леонид, рукоположен во диакона. 14 июля того же года рукоположен патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) во иерея. Служил священником в г. Рыбинске и в др. городах и селах Ярославской епархии. Был возведен в сан архимандрита. В нач. 1930 г. арестован в с. Резанине Ярославского р-на Ивановской промышленной области. 16 марта 1930 г. приговорен за «антисоветскую агитацию» к 5 годам лагерей. Освобожден в 1934 г. Работал в Центральном морском управлении Наркомата водного транспорта. В 1936 г. осужден за «злоупотребление служебным положением», освобожден в 1937 г., работал в пароходстве. Во время Великой Отечественной войны служил рядовым, потом сержантом в артиллерии, в 1943 г. был ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 1946 г. был священником в неск. московских церквах. С июля 1948 г. служил в храме подворья Антиохийского Патриархата в Москве. 17 сент. того же года назначен 1-м после Октябрьской революции 1917 г. начальником Русской духовной миссии в Палестине. Руководил деятельностью миссии в тяжелых условиях арабо-израильской войны, занимался вопросами возвращения церковного имущества, ремонтом храмов и помещений миссии, установлением контактов с гос. властями Израиля, со священноначалием Иерусалимского Патриархата, с инославными конфессиями на Св. земле. 30 дек. 1949 г. освобожден от должности начальника миссии, до апр. 1950 г. был заместителем нового руководителя миссии Порховского еп. Владимира (Кобца) . 25 мая 1950 г. назначен настоятелем храма во имя святых Адриана и Наталии в г. Бабушкине (ныне в черте Москвы). 4 янв. 1951 г. переведен в московский храм во имя прп. Пимена Великого.

http://pravenc.ru/text/2463439.html

Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодоръ Ивановичъ всеа Русин посл тово вскоре, оставя земное царство,//(л. 7об.) преселился въ вечные обители. А посл, де, государь, тово стояло Смутное время многие годы. Тот 1543 де, острожокъ 1544 , избы, и анбары 1545 , и всякой заводъ нын знаютъ, и останокъ еще есть, и старожиловъ 1546 еще мочно сыскать. А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будтъ нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онжское под порогъ, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будтъ дни с три и съ четыре мешкать 1547 . А та Золотая, государь 1548 , гора, ис которой длано бывало 1549 золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн 1550 , государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будть ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было 1551 копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ 1552 золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова 1553 камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ, указъ учинити. Сия 1554 отписка послана ко государю къ Москв с нарочным гонцомъ, с московским стрельцом приказу Леонтия Романова Озарьева, с Михалком Яковлвым, съ новгородцомъ, и память ему дана о подвод къ прикащику, къ Давыду Каменеву. Примечания Л. 6об. ...Романъ Неплюевъ... – В московских боярских книгах Роман Иванович Неплюев упоминается как дворянин московский с 1636 г. – Указатель 1853, 290. В 1648–1650 гг. он был воеводой в Ольшанске – Барсуков 1902, 161. ...былъ игуменомъ в Кожеозерскомъ монастыр... – Как сообщает И. Шушерин в «Известии» о патриархе Никоне , в Кожеозерский монастырь Никон пришёл в 1639 г., когда лодка, на которой он покинул Анзерский скит, после бури на Белом море пристала к берегу Онеги. На следующий год по благословению настоятеля обители Никон удалился на остров возле речки Виленги в 40 поприщах от монастыря, построил себе келью и начал жить по распорядку Анзерского скита. А в августе 1643 г. новгородский митрополит Аффоний поставил Никона игуменом Кожеозерского монастыря – Шушерин 1997, 29–30. Имя игумена Никона впервые встречается в грамоте 13 августа 7151 (1643) г. – Кр. описание, 480. При вступлении в должность Никон дал в монастырь вклад «двадцать рублев денег, да херувими и серафими в церковь он же дал ризы кутняные брусничной цвет оплечье бархат черной подложены крашениною червчатою за пять рублев» и «киндяк лимонной» – Кр. описание, 480; Лобачёв 1995, 64; Рягузова 2002, 44. В 1646 г. патриарх Иосиф поставил Никона архимандритом московского Ново-Спасского монастыря – Шушерин 1997, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001   002     003    004