Л. 289 ...боярина Бориса Ивановича Морозова... – «Дядька» и воспитатель царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов (1590–1661) с 1645 г. возглавлял московское правительство. Политика Морозова вызвала неодобрение в народе, которое вылилось в восстание в Москве в июне 1648 г. Народное возмущение вызвало усиление налогового обложения и сокращение жалования «служивым людям» – стрельцам и подьячим. Особенное возмущение вызвало введение в 1646 г. налога на соль, который пришлось всё же отменить из-за яростных протестов населения в феврале 1647 г. Новые требования о непременном и суровом взыскании недоимок с «тяглых людей» привели к взрыву возмущения. Чтобы успокоить народ, царь отправил Б.И. Морозова в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда он через два месяца был возвращён в Москву – Платонов 1893, 15–19; Базилевич 1936, 35–37, 51–53, 74; Буганов 1957, 229. Во время новгородско-псковских событий в марте-апреле 1650 г. Б.И. Морозов вновь был во главе правительства: царь Алексей Михайлович находился в длительном путешествии по подмосковным местам и развлекался соколиной охотой. Как и в московских событиях 1648 г., имя боярина сыграло большую роль. При выступлении в поход на Литву в 1654 г. царь пожаловал Б.И. Морозова высшим военным званием – дворовым воеводой, начальником над «полком государевым». До конца дней боярина царь сохранял к нему большую привязанность – Брокгауз, Ефрон 38, 873. ...в земскую избу... – Земская изба – выборный орган местного самоуправления, который возник в результате земской реформы царя Ивана Грозного. Во главе земской избы стоял земский староста. ...пришли в Новгород изо Пскова пскович... чтоб стоять заодно. – Восстание в Пскове началось 28 февраля 1650 г. Сюда из Москвы проездом в Швецию прибыл нарвский купец Левин Нуменс. Он вёз 20 тыс. р., которые царское правительство выплатило шведской короне в счёт выкупа перебежчиков, переселившихся в Россию ещё во времена Смуты: соглашение о выплате компенсации было предусмотрено Столбовским договором. Псковичи напали на купца, отобрали деньги и бывшие при нём царские письма, утверждая, что он послан «предателем Морозовым». Восстание в Пскове спровоцировало и новгородцев – Лобачёв 2003, 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

...Корнилия Комелскаго, чудотворца... – Прп. Корнилий Комельский, игумен монастыря, основанного в конце XV в. недалеко от Вологды. Умер в 1537 г.; память совершается в день кончины преподобного – 19 мая. ...Димитрия на Прилук Вологодцкого, чудотворца. – Прп. Димитрий, в первой половине XIV в. основатель монастыря близ города Переславля-Залесского во имя Николая Мирликийского, чудотворца; под влиянием бесед с прп. Сергием Радонежским ввёл в обители общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Позже ушёл в окрестности города Вологды, где основал Спасо-Прилуцкий общежительный монастырь в честь праздника Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы; это был первый на Руси монастырь в честь праздника, установленного Андреем Боголюбским в 1164 г. в память о победе над волжскими булгарами; игуменом этого монастыря, согласно житию святого, Димитрий оставался до своей смерти 11 февраля 1392 г. Память совершается в день кончины прп. Димитрия. 3 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю о предлагаемом им пути следования от соловецкого монастыря (до 23 марта) РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 23, л. 1–4. Столбец из 4 сставов; писцовая скоропись. Бумага без филиграней. Время составления челобитной устанавливается по дате доставки в помете на обороте столбца. Текст изд. по ркп. РНБ. ОСРК, F. I.337, л. 7–8: Лобачёв 2003, 351–352 («отписка» датирована временем после 27 марта); Севастьянова 2004, 316–317. (л. 1) 1510 Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государев, Никон митрополит Новгородцкий и Великолуцкий, Бога молю и челом бью. По твоему, государеву, указу велено мн, богомольцу твоему, хать в Соловецкой монастырь и, прихав, взяв из Соловецково монастыря мощи святого Филиппа митрополита, хать к теб, ко государю, к Москв. А дорогою, государь, велено с мощми святаго Филиппа митрополита хать из Соловецково монастыря морем к Архангильскому городу, а от Архангильского города на Устюг да на Тотьму, да на Вологду водяным путем. А с Вологды до Москвы сухим путем. А как нести или вести мощи святаго митрополита Филиппа, и то ты, государь, положил на меня, богомольца своего, чтоб мощей святого митрополита Филиппа, везучи сухим путем, не повредить. И только, государь, чудотворцовы мощи сухим путем от Вологды до Москвы вести в санех или нести людьми, или вести лошедьми на носилах, и чюдотворцовых, государь, мощей от такова дальнево пути никоими мрами от поврежения уберечи будет немочно: путь нужной, во многих мстех грязи великие и рчьки топкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Тексты издаются по правилами ТОДРЛ (Т. 52). Курсивом выделяются восстановленные мной по смыслу утраченные из-за механических повреждений бумаги части слов и отдельные буквы. При помощи квадратных скобок и курсива выделены раскрытые мной сокращения слов, принятые писцом. Звёздочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях после каждого текста. [Группы слов перед сносками подчёркнуты]. 1 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю (после 14 марта) Время составления «отписки» устанавливается по дате, упомянутой в тексте. Текст изд. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 6–6об.: Лобачёв 2003, 350–351 (датир. после 14 марта 1652 г.); Севастьянова 2004, 315. (л. 4) Государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всея Росии! Твой, государевъ, богомолецъ, новгородской Никонъ митрополить. Бога молю и челомъ бью. Государь 1492 , во 160 (1652)-м году марта 14–го дня 1493 , на второй недели Великаго поста, въ неделю, халъ я, богомолецъ твой, къ городу Ростову озеромъ. И какъ я, богомолецъ твой, буду блиско города противъ посаду, и на озер лежитъ человкъ на дорог мертвой, невъдомо, зарезанъ или убитъ. А того//(л. 4об.) мертвеца ядятъ собаки, утробу выли и лице объедено. И я, богомолецъ твой, видя такое дло странное и непомилованное никемъ, и города Ростова священниковъ и посадскихъ людй распрашивалъ, для чего онъ поверженъ псам на съедние. И священники, и посадские люди сказали, что тотъ умерший убитъ на сырной недли нынешняго 160 (7652)-го году въ пятокъ. А не погребли, боясь губного Ивана Шамшина продажи, потому что онъ, Иванъ, грозилъ: кто, де, ево возмть, и я, де, на томъ и за кости возму денги. И я, богомолецъ твой, того умершаго велелъ взять и похоронить у церквъ у Рождества пречистй Богородицы на Горицахъ. И свдавъ губный Иванъ Шамшовъ, что я, богомолецъ твой, влелъ того умершаго взять и погресть, и тоть губной тхъ людей, которымъ я влелъ умершаго погрсти, и съ мертвымъ вллъ къ съежжей изб 1494 привсть к распросу. И за твоею, государевою 1495 милостию меня, богомольца твоего, ни во что поставилъ. А до моего призду многое было время. И онъ ево съ дороги не взялъ и не осматривалъ для своей бездльной корысти. А мимо, государь, города Ростова всякие странные разныхъ земль люди здять, и то в зазор ставятъ, что собаками мертвыхъ травятъ. И теб бъ, государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всея России, про то было ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

66 Перепуганные воевода Ф.А. Хилков и дьяк Василий Сафонов в первой отписке с митрополичьего двора 15 марта бессвязно рассказывали о событиях первого дня восстания; «А мы, холопи твои, ныне твоего государева богомольца у Никона митрополита на дворе. А что у нас, холопеи твоих, на дворишках делаетца, того не ведомо, и что впредь будет» 1, с. 15). При этом воевода постоянно просил у царя об отставке 18, с. 51; 61, с. 286). 18 марта с митрополичьего двора воевода и дьяк сообщали царю: «и нас, холопей твоих, те воры хотят убить до смерти, и мы за твое, государево, многолетнее здоровье к смерти готовы и ожидаем того с часу на час, чтоб за тебя, государя, умереть» 26, с. 67). 67 Аналогичная ситуация наблюдалась и в Пскове, куда было направлено посольство выборных людей во главе с духовными лицами – коломенским епископом Рафаилом, андроньевским архимандритом Сильвестром и черниговским протопопом Михаилом: миссия епископа Рафаила оказалась успешной: к 24 августа ему удалось привести к крестному целованию более трёх тысяч псковичей – Тихомиров 1969, 266–296; Лобачёв 2003, 94. 70 В конце марта – начале апреля митрополит Никон, воевода Ф.А. Хилков и дьяк В. Софонов писали в Посольский приказ о неудаче миссии Я. Соловцова по усмирению восстания и рассказывали о своих попытках убедить новгородцев словом: «И я, богомолец твой, государев, по старост и по всяких чинов людей посылал звать в соборную церковь , и те старосты и всяких чинов люди в соборную церковь пришли. И против твоей, государевы, грамоте я, богомолец твой, государев, им говорил, и оне, выслушав моих речей, сказали мне, богомольцу твоему, что де у нас никаких воров нет и государю, де, не виноваты и вины, де, нам ко государю приносить не в чем. И твою, государеву, грамоту называют не прямою, воровскою, а тот, де, дворянин – не дворянин... И я, богомолец твой государев, многажды им говорил, чтоб оне, всяких чинов люди, узналися и принесли к тебе, государю, свою вину. И оне ни в чем не слушают, уклонились на воровство. И мы, холопи твои, беспрестани им говорим, и добрые люди нам, холопем твоим, говорят, что, де, их мочи нет...//я, богомолец твой... беспристани говорим, чтоб они... к той воровской записи рук не прикладывали. И священники и добрые люди для того иные из города збежали, а иные по тюрьмам седят» 61, с. 158–159).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В марте 1960 г. 79-летний еп. Онисифор ушел на покой, на его место 22 марта был определен Леонид (Лобачёв) , возведенный в сан архиепископа. Ко времени его приезда в епархии при действующих 37 храмах осталось лишь 18 священников и 6 диаконов. Архиеп. Леонид не смог принять активное участие в жизни епархии, выезды в районы для поддержания приходов практически не осуществлялись, с кон. 1961 г. Калужский архиерей жил в Москве, в результате чего К. и Б. е. фактически осталась без руководства. 26 марта 1960 г. решением Калужского облисполкома был закрыт храм в с. Красном Боровского р-на, 27 июля закрыты храмы в селах Никитском Медынского р-на и Юрьевском Малоярославецкого р-на, 31 окт.- в с. Лукьянове Малоярославецкого р-на. В оставшихся храмах любые хозяйственные работы должны были проводиться только с разрешения властей. Храмы ветшали и постепенно разрушались. Одновременно власти оказывали давление на священнослужителей, которых за малейшие нарушения уполномоченный снимал с регистрации. Так, вина снятого с учета клирика калужского Николо-Козинского храма иером. Варнавы (Улитина) заключалась в том, что перед началом учебного года он отслужил молебен для родителей и детей. Не все священнослужители могли выдержать постоянное давление и угрозы. В 1960 г. священник из с. Фёдоровского Угодско-Заводского (ныне Жуковского) р-на А. М. Овчаренко снял с себя сан. В сент. 1962 г. снял сан свящ. И. П. Болабушевич. К кон. 1960 г. нехватка священнослужителей в епархии привела к тому, что в 8 из 33 оставшихся храмов богослужение не совершалось. В 1961 г. упразднили еще 4 прихода. В февр. закрыли храмы в селах Рождествено Дзержинского р-на и Кудрявец Хвастовичского р-на, в марте - храм в с. Фёдоровском Угодско-Заводского р-на. По сравнению с 40-ми гг. XX в. резко сократилось число недействующих церковных зданий. В 1961 г. на учете осталось только 138 зданий, 15 из них было занято под цеха промышленных предприятий, 8 - под колхозно-совхозные мастерские, 59 храмов использовались под складские помещения, еще 18 были заняты различными учреждениями, 21 храм был определен под снос.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

он умер, 26 авг. его тело было доставлено в Воскресенский мон-рь, при этом оно оставалось «невредимым» ( Шушерин. 1871. С. 104-107). Царь настоял на отпевании Н. по патриаршему чину, лично присутствовал на похоронах. Обряд совершил Новгородский митр. Корнилий , поскольку патриарх Иоаким отказался отпевать и поминать Н. как патриарха, ссылаясь на решения Большого Московского Собора. Н. был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря. В 2013 г. после вскрытия гробницы Н. археологами был обнаружен пустой саркофаг. Литературное наследие Н. Литературное наследие Н. обширно и разнообразно в жанровом отношении: письма, челобитные, грамоты, послания, сказания, сборники разного содержания, поучения и т. п. Особый вид сочинений, встречающийся в основном в посланиях Н.,- описание его видений. Большинство сочинений Н. написаны быстро, на злобу дня, преимущественно после оставления кафедры. Патриарх активно реагировал на текущие события, защищался от нападок, обращался к царю, современникам. В его сочинениях ярко выражено личностное начало, часто встречаются автобиографические сюжеты, речевые народные обороты и рифмованные отрывки. Н. предстает начитанным книжником, хорошо владеющим традиц. приемами работы с текстами; он отличается оригинальностью мышления и свободным обращением с первоисточниками. Излюбленными текстами Н. были Свящ. Писание и творения отцов Церкви, святителей, пострадавших от светской власти (Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого). Особое место в лит. наследии Н. занимает переписка с царем Алексеем Михайловичем в 1650-1676 гг. За это время он написал царю 76 писем (15 писем - в 1650-1652 гг., 6 - во время Патриаршества, 17 - в 1658-1666 гг., 38 - за 10 лет жизни в Ферапонтове, преимущественно в форме челобитных). Большинство писем Н. опубликованы. В период Патриаршества Н. создал «Поучение священному чину и причетникам» (февр. 1654 г.; Лобачёв. 2003. Прил. 5). В 1656 г. в Московской типографии тиражом 1200 экз.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

В 1938 г. Л. вернулся в Суздаль. Жил то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных чад, совершая в их домах богослужения. В июне 1947 г. был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в с. Воронцове Пучежского р-на Ивановской обл. Спустя нек-рое время стал благочинным храмов Пучежского р-на. Несмотря на давление властей, в Воронцове был отремонтирован храм, вокруг которого сложился приход, собравший многих ревнителей благочестия, т. к. это был единственный в области храм, где ежедневно совершались богослужения. Л. исполнял в Троицком храме службы по монастырскому уставу. 2 мая 1950 г., после литургии, он вновь был арестован. Заключен во внутреннюю тюрьму МГБ в Иванове. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. 25 окт. 1950 г. приговорен особым совещанием при МГБ к 10 годам заключения. Отбывал срок в Ангарском ИТЛ близ Братска Иркутской обл. (по др. данным, в Озёрном ИТЛ близ г. Тайшет Иркутской обл.). 28 марта 1955 г. комиссия по пересмотру дел осужденных по политическим статьям снизила Л. меру наказания до 5 лет и освободила его как уже отбывшего этот срок. 20 июля 1955 г. Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков) назначил Л. настоятелем храма во имя арх. Михаила в с. Михайловском. В Михайловском Л. стойко нес все трудности пастырского служения; приход был большой: в него входило 24 села и г. Фурманов. Населенные пункты располагались на расстоянии до 10 км друг от друга, и настоятель должен был их обходить пешком. В храме он служил ежедневно, а в промежутках между службами посещал с требами многочисленных прихожан. В 1960 г. Л. был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 г. 2 священника, служившие с Л., в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Ивановский и Кинешемский архиеп. Иларион (Прохоров) запретил Л. на месяц в священнослужении. По истечении месяца Л. был назначен в Свято-Введенский храм в с. Елховке Тейковского р-на Ивановской обл. Однако прихожане из с. Михайловского написали прошение архиеп. Илариону о возвращении Л. на прежнее место служения. Архиеп. Иларион не внял просьбам верующих, но в 1963 г. сам был переведен на др. кафедру. На его место был назначен еп. Леонид (Лобачёв) . Ознакомившись с существом дела, он вернул Л. в с. Михайловское. Несмотря на физическую немощь, Л. принимал приходивших к нему верующих, исповедовал, беседовал, молился за них. На Пасху 1969 г. патриарх Алексий I наградил его 2-м наперсным крестом с украшениями. Прихожане обратились к Ивановскому и Кинешемскому архиеп. Феодосию (Погорскому) с просьбой оставить Л. до его смерти в Михайловском. Архиеп. Феодосий оставил его при храме, но благословил, чтобы службу он совершал со 2-м священником.

http://pravenc.ru/text/2463501.html

По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, любил шутить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом. Утевская каменная церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески. Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, — рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. — Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг… На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского. В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека. В 1934 году власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку — для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок. К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий». Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год 2 сентября» В Троицком храме находится много святынь: частица камня Гроба Господня, частица камня от Гроба Божией Матери, частицы мощей Вифлеемских младенцев-мучеников, Оптинских старцев, преподобного Серафима Саровского…

http://pravoslavie.ru/36986.html

А июля въ 3–й день я, богомолец твой, ждал от тебя, государя, не дозжая до Троицкого монастыря, за семь верстъ, чая твоего, государева, указу. И июля въ 4–й день до 3-го часа дни на том же стану дожидался, и твоего, государева, указу никакова ко мн, богомольцу твоему, не бывало же. И я, богомолец твой, дошед в твое, государево, богомолье, в Троицкой монастырь, в храме Жи//(л. 2) воначальные Троицы и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежскаго, чюдотворца, о вашем, государеве, многолтном здравии соборне молебен пл, и божественную Литоргию служил, и после обда по прежней твоей, государеве, грамоте, какова прислана ко мн, богомольцу твоему, с сотникомъ с стрелецким, что велено хати к теб, государю, к Москве, со всяким спхом. И я, богомолецъ твой, по тому твоему, государеву, указу с мощми святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита из Троицкого монастыря к теб, государю, к Москве, похал. И, отъхав отъ Троицкого монастыря шесть верстъ, и встртил твой, стольникъ Алексй А сказал: велено мн, твоему, государеву, богомольцу, с мощми святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита твоего, государева, указу дожидатьца в Троицком монастыр. И я, богомолец твой, твоего, государева, указу дожидаюсь в твоемъ, государеве, сел Вздвиженскомъ. Примечания Л. 2 ...государевь, стольникь Алексй Богданович. – Боярин Алексей Богданович Мусин, государев спальник. 8 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу, царице Марии Ильиничне и царевнам (июнь) Текст изд. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 25об.–26об.: Лобачёв 2003, 357–359 (датир. между 11 и 20 июня 1652 г.); Севастьянова 2004, 327–329. Документ датирован по упоминанию в нём о посланиях царя Алексея Михайловича к митрополиту Никону, составленных 25–27 мая 1652 г., в которых сообщалось о кончине патриарха Иосифа, погребении новгородского митрополита Аффония – ДАИ 4, 75–87 57) (л. 19) Божия смотрения строителю, и святыхъ его заповдей непреложному хранителю, и всхъ добрыхъ всяколюбителю великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всеа России, не точию сему, но идже благоврия во Христа концы достигаютъ, по того благоволнию самодержца, и благоврной христолюбивой государыне цариц и великой княгин Марии Ильинишн, и благоврнымъ государынямъ царевнам! Богомолцъ вашъ, смиренный Никонъ митрополить. Бога молю, о еже умножити лтъ живота вашего и избавити отъ всякия скорби, гнева и нужды, от всякия 1563 болзни душевныя и телсныя, и простити вамъ всяко согрешение вольное и невольное, и даровалъ бы вамъ Господь на нь желание ваше доброе благоволить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Письмо Никона Полянскому находится в РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 206; текст письма издаётся впервые: 2104 Никонъ Божиею милостию патриархъ. Данилу Леонтьевичю благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Писал я к великому государю прежде сего с московскимъ стрельцом и с монастырским служкою о своих нуждах и о келейном нестроении на кириловских властей. И нын послал я к великому государю писмо Каменного монастыря с служкою, с Андрюшкою Кузьминым, на них же, кириловскихъ, что он великого государя указу чинятся ослушны и кльи не достраивают, и плотники их, не достроя клей по их приказу, от того дла збежали. А было в тх кльях строена вмсто церквицы для церковного правила особая малая клеица. И нын нам от безпокойства в нестроении их и достал теснота стала большая и положить ничего нгд. И братия, которые со мною терпят, Господа ради, скитаются кое-гд – в хлбне и в поварне, и хотят розно брести. А которое внизу и построено, а вверху недостроено. И от той их недостройки в кльях ничего положить нельзя, сверху дождем и снгом набивает. И от дождевой и от снежной мокроты все мокнет и тлет. И ты, Господа ради, спомози нам и восприим, поднеси великому государю, чтоб великий государь умилосердился надо мною и по моим бы письмам свой, великого государя, милостивой указ учинил. Здрав буди и сего нашего прошения не забуди, да и сам от Господа Бога незабвен будеши. Л. 200 ...двсти тесницъ. – Теснина (теснина, тесина) – доска, пилёная доска – Даль 4, 403. Л. 203 ...был в Крестном монастыр строителем. – Крестный монастырь на острове Кий основан патриархом Никоном в 1656 г. Монастырь выстроен по обету: в 1639 г. на острове Кий Никон, тогда ещё никому не известный иеромонах Анзерского скита, нашёл спасение от морской бури – Шушерин 1997, 28. Л. 204 ...в Кожезерской монастырь. – Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь основан в середине XVI в. на острове в Коже-озере – Зверинский 1, 164 250). В 1643–1646 гг. Никон был игуменом этого монастыря – Шушерин 1997, 30; Кр. описание 1902, 480; Известие 1906, 17; Лобачёв 1995, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002   003     004