Еп. Дамиан (Говоров; ок. 1919), еп. Нифонт (Фомин; до 1922), еп. Трофим (Якобчук; 1923-1924), еп. Тихон (Русинов; 4 июля 1924 - 22 дек. 1925, в. у.), еп. Нифонт (Фомин; 1925-1927, вторично), еп. Арсений (Смоленец ; 14 нояб. 1927 - 8 июля 1930), еп. Димитрий (Добросердов; 8 июля 1930, назначение отменено), еп. Феодосий (Вощанский ; 26 авг. 1930 - 5 сент. 1930, назначение отменено), архиеп. Петр (Соколов ; 5 сент. 1930 - 23 апр. 1935), еп. Антоний (Романовский ; 8 дек. 1935 - 15 янв. 1937), архиеп. Филипп (Перов ; с 15 янв. 1937). После 1937 г. кафедра не замещалась. С окт. 1942 г. Сталинградской епархией управляли архиереи Астраханской и Саратовской епархий: еп. Григорий (Чуков; 1942-1944), архиеп. Филипп (Ставицкий; 26 июня 1944 - 30 окт. 1947), еп. Николай (Чуфаровский ; 30 окт. 1947 - 12 дек. 1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12 дек. 1947 - 12 дек. 1952, вторично), архиеп. Гурий (Егоров ; дек. 1952 - июнь 1953), еп. Леонид (Лобачёв ; 7 июня 1953 - 9 февр. 1954), еп. Сергий (Ларин ; 9 февр. 1954 - 31 июля 1959). В 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена. Восстановлена 31 янв. 1991 г., с этого времени ею управляет Герман (Тимофеев; с 25 февр. 2000 митрополит). Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 72, 93, 100, 110, 122, 316, 317, 325, 342, 6284. Ист.: Всероссийское Св.-Владимирское правосл. братство: Ко дню 15-летия братства и 80-летия Председателя его Высокопреосвященнейшего Дамиана, архиеп. Царицынского. Асеновград, 1936. Лит.: Дорина М. М. Религ. политика Сов. власти в Нижневолжском крае в 30-е гг.//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 85-93; Редькина О. Ю. РПЦ в 1944-1949 гг. на Н. Волге: По мат-лам Фонда уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР в Сталинградской обл.//Там же. 1998. Вып. 2. С. 64-75; она же. Религ. организации и голод в Царицынской губ. 1921-1922 гг.: По мат-лам местной период. печати//Там же. 2000. Вып. 3. С. 194-225; Тюменцев И. О. Первое известие о церкви в Царицыне//Там же. 1998. Вып. 2. С. 28-34; Материкин А. В. Храм Иоанна Предтечи. Волгоград, 1999; Кузнецова Н. В. Гос.-церк. отношения в первые послевоен. годы, 1945-1948 гг.: (На мат-ле Сталинградской обл.)//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 226-236; Биогр. справ. царицынских священнослужителей/Авт. и сост.: А. В. Материкин, Л. А. Материкина. Волгоград, 2001; Тюменцев И. О. и др. Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003.

http://pravenc.ru/text/155146.html

Кирилл в том же году ввел вторые иерейские штаты в наиболее доходные сельские одноштатные приходы. Ставшие фактически разъездными, вторые священники по храмовым праздникам закрытых сельских церквей посещали села для совершения молебнов. Поскольку это противоречило запрету на проведение богослужений вне церковной ограды, местные власти пресекали такие действия. Вслед. этого резко сократились церковные доходы, и еп. Кирилл был вынужден упразднять вторые штаты. Из 11 существовавших в 1949 г. 2-штатных сельских приходов на 1 янв. 1950 г. действовали лишь 5. К сер. 1950 г. в Пензенской епархии (на территории Пензенской обл. и Мордовской АССР) были зарегистрированы 96 священников и 30 диаконов. В 1950 г. из 27 ходатайств об открытии храмов в Пензенской обл. ни одно не было удовлетворено. 25 февр. 1951 г. еп. Кирилл был возведен в сан архиепископа. 18 дек. 1953 г. он скончался, после чего временное управление Пензенской епархией было вверено Куйбышевскому еп. Иерониму (Захарову ; впосл. архиепископ). 9 февр. 1954 г. на Пензенскую кафедру был назначен еп. Леонид (Лобачёв ; впосл. архиепископ), он прибыл в Пензу 23 февр. В 1954-1955 гг. удалось капитально отремонтировать Успенский собор (в подвале обустроили крестильню) и Митрофановскую ц.; к 1957 г. ремонт провели во всех молитвенных зданиях Пензенской обл. В 1957 г. профессиональные хоры имелись в 15 храмах области (ГА Пензенской обл. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 5. Л. 128-129). В период ужесточения антицерковной гос. политики в 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) уполномоченный Совета по делам РПЦ по Пензенской обл. С. С. Попов добился увольнения и перевода из Пензы секретаря ЕУ и настоятеля Успенского собора прот. Михаила Лебедева (уполномоченный именовал его «религиозным фанатиком»). Вопрос о ремонте церквей, к-рый прежде решал архиерей, был поставлен под контроль уполномоченного: архиерей мог давать согласие на ремонт только после разрешения уполномоченного. Под давлением властей еп. Леонид был вынужден существенно сократить количество рукоположений во священники и диаконы, обращаться к настоятелям с требованием пресекать требоисполнение заштатными клириками, призывать священников воздерживаться от совершения крещений в частных домах и церковных сторожках.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Закрыть «Тот, кто ничего не делает для других – ничего не делает для себя…» 10.02.2024 100 Время на чтение 5 минут Источник: Покров На этой неделе в ЦЗМ «Покров» состоялась встреча с тюменскими волонтерами, оказывающими гуманитарную помощь участникам СВО и мирным жителям новых регионов России. Это неравнодушные, инициативные граждане Тюмени – Александр Николаевич Кукса и Евгений Алексеевич Лобачёв. С Александром Николаевичем мы знакомы ещё с прошлого года по публикации на нашем сайте. Он доброволец всероссийского движения «Золотые руки ангела» и организатор гуманитарной помощи в Тюмени. Участники движения изготавливают тактические носилки для спасения людей, пятиточечники (коврики-сидушки), медицинские сумки, эвакуационные стропы для выноса раненых из красной зоны. В обязанности А.В. Куксы входит развозка материалов швеям, сбор готовых комплектов, доставка их на склад, где, комплектуются гуманитарные грузы для дальнейшей отправки. Кроме того, он собирает и другую гуманитарную помощь – продовольствие, одежду, гигиенические принадлежности, медикаменты – всё, что необходимо в повседневной жизни любого человека. Александр Николаевич поделился впечатлениями о поездке в Краснодон, где он побывал дважды, а также о знакомстве с удивительной женщиной по имени Лика, на склад которой привозят гуманитарную помощь со всех концов страны. Лика со своими помощниками сортирует прибывшие грузы, и сама их часто развозит, в том числе и в районы, где идут боевые действия. Об этой удивительной женщине-волонтёре есть специальный репортаж. Ещё более подробным рассказом о своих поездках в Новороссию поделился Евгений Алексеевич. Он занимается доставкой гуманитарных грузов один раз в два месяца, и делает это в свободное от своей основной работы время. Волонтёр побывал в Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях. Объём отвозимых грузов составляет примерно 50-60 кубов. Евгений Алексеевич рассказал о том, какая обстановка царит на освобождённых территориях, о своих встречах с жителями, о том, какие удивительные люди там встречаются, в частности, о монахине Николае, которая в одиночку организовала и содержит приют для пожилых и инвалидов в г. Алчевске. Она приютила больше ста брошенных стариков: без ног, без рук, умирающих от рака, слепых, парализованных, тех, кого оставили собственные дети…

http://ruskline.ru/opp/2024/02/10/tot_kt...

Евгений Алексеевич также рассказал о проблемах и трудностях мирных жителей ДНР и ЛНР, о том, какая помощь им требуется. А помощь требуется, конечно, большая и, прежде всего, нужны вещи, сезонная одежда, в том числе и для маленьких детей, для грудного возраста, обувь, гигиенические принадлежности, продукты с длительным хранением. И, конечно, денежная помощь. Помимо сотрудников «Покрова», в данной встрече участвовали и подопечные центра. Они задавали много вопросов, уточняли детали, вплоть до самых мельчайших подробностей. Было отмечено, что помощь от жителей Тюмени, стала поступать меньше. Все пришли к мнению, что встречи с такими волонтерами, как А.Н. Кукса и Е.А.Лобачёв, которые по собственной инициативе, по зову сердца, не жалея своих сил и времени, не получая никаких материальных выгод, должны проводиться во многих коллективах нашего города. К сожалению, немало ещё граждан, которые до сих пор не осознали, что комфорт и потребительская идеология далеко не гарантия тихой, спокойной жизни. «Даже если мы одну жизнь спасли – значит, не зря мы встали с дивана», – считает Александр Николаевич. Родина у нас одна, сегодня мы все связаны одной болью: на нашей российской земле идут боевые действия. « Тот, кто ничего не делает для других – ничего не делает для себя», – заметил один мудрец. Мы должны сплотиться для общей цели – приблизить Победу и МИР, оказывая посильную помощь тем, кто сегодня более всего в ней нуждается – нашим воинам и мирным жителям Новороссии. Татьяна Николаева Сбор гуманитарной помощи: 8 982 928 03 73, Александр Кукса Для желающих присоединиться к волонтерскому движению «Золотые руки Ангела» в Тюмени: Юлия @konstantyu 8 982 918-68-28 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/10/tot_kt...

В марте 1650 г. в Новгороде началось городское восстание, поводом к к-рому послужил рост цен на хлеб. Во время восстания Н. спрятал в своих покоях воеводу кн. Ф. А. Хилкова Молодого. 17 марта в Софийском соборе он предал анафеме И. П. Жеглова (бывш. митрополичьего дворецкого) и др. предводителей восстания. 19 марта толпа ворвалась на митрополичий двор. Как впосл. Н. писал царю, он вышел и «почал разговаривати», но убедить народ ему не удалось: «Оне меня ухватили со всяким безчинием… бранили… и ослопом в грудь… ударили, и грудь розшибли, и по бокам камением... били». «Чая себе скорой смерти», Н. соборовался ( Лобачёв. 2003. С. 91). 27 и 29 марта Н. созывал поповских старост и обращался к ним с увещеванием о прекращении восстания. В апр. в город вошли царские войска во главе с кн. И. Н. Хованским. Началось следствие по «новгородскому делу», руководство которым царь поручил Н. В нояб. 1650 г. Н. отправился в Москву, где получил от царя «велию милость» за помощь в прекращении восстания: ему пожаловали сукно, а для новгородского Софийского собора был отлит 150-пудовый колокол. В 1650 г. Н. во Пскове активно участвовал в борьбе с восставшими из-за роста цен на хлеб, сообщал царю о положении дел в Новгороде и Пскове. Авторитет Н. при дворе и его влияние на царя возросли. Царской грамотой от 6 февр. 1651 г. вопреки Соборному уложению Н. был передан суд над духовенством Новгородской епархии по всем вопросам, кроме «татинных, убивственных и разбойных дел» (НИИА. СПб ИИ РАН. Ф. 171. Пер. 2. Л. 83-85). 9 февр. 1651 г. Н. присутствовал на церковном Соборе, утвердившем «единогласие». По возвращении в Новгород он начал борьбу с «многогласием» в храмах своей епархии, ввел пение греческим и киевским распевами вместо «хомового» пения (в «хомовом» пении знаки редуцированных гласных Ъ и Ь в слабой позиции пропеваются как О и Е соответственно; см. Истинноречие ). В эти годы Н. показал себя строгим пастырем, часто применял к провинившимся телесные наказания, тюремное заключение. Последовательно и жестко Н. боролся с пьянством среди духовенства, с нарушениями монастырского устава, стремился поднять престиж духовенства в обществе (Там же. Колл. 27. Оп. 2. 59).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Милосердый государь царь и великий князь Алексй Михайлович всеа Русии, пожалуй меня, богомолца своего, вели, государь, на т суды прибавить гребцов другую тритцать человк, чтоб за гребцами мне, богомолцу твоему, в дороге мотчания нигд не было. Рис. 10. Челобитная новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу об увеличении количества гребцов (до 6 апреля 1652 г). РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 33, л. 1. Рис. 11. Оборотная сторона столбца челобитной новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу об увеличении количества гребцов (до 6 апреля 1652 г.) с пометами о распоряжении государя, об адресате и дате доставки документа. РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 33, л. 1об. 5 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю (после 27 марта) Время челобитной установлено по дате, указанной в тексте. Текст изл. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 10–11об.: Лобачёв 2003, 353–354 (датир. после 27 марта 1652 г) Севастьянова 2004, 318–320. (л. 6об.) Государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всея Росии! Богомолецъ твой 1513 , государевъ, Никонъ, митрополитъ Новгородский и Великолуцский, Бога молю и челомъ бью. В нынешнем, государь 1514 160 (1652)-м году марта в 27–й день, приехав на Вологду, приходилъ ко мн, богомольцу твоему, и сказывалъ, что онъ по твоему, государеву, цареву и великого князя Алекся Михайловича всея России, указу посланъ на Новую землю для сыску серебреные руды. И я, богомолцъ твой, слыша отъ него, Романа, о такомъ великомъ дле твое, царское, взыскание, о твоемъ, царском, многолтномъ здравии соборне и келйне Бога молю 1515 , чтобъ всякого добра датель Господь теб, великому государю 1516 , в пространство твоего преславнаго царьствия далъ то великое дло совершено видеть. А въ прошлыхъ, государь, годхъ, какъ я, богомолецъ твой, игуменомъ в Кожеозерскомъ и, будучи, государь, в томъ монастыр, слышалъ отъ старцовъ, которые в Кожеозерскомъ монастыре 1517 живутъ пострижены 1518 лтъ по пятидесять и по шестидесять 1519 и больше, есть, де, государь, въ Каргопольскомъ уезде//(л. 7) меж волостки 1520 Шуйка и межъ волостки 1521 Кушъ реки отъ моря сухимъ путем в гору верстъ з дватцать зовома гора Золотуха. И в той, де, государь, гор напередъ сего блаженныя памяти великомъ государе царе и великомъ княз Феодоре Ивановиче 1522 всея длано золото. А здлано, де, государь, тово золота было фунтовъ з десять и больши. А длали то золото из руды нмцы, а копали руду тою 1523 из горы Золотухи сошные люди. А сошныхъ, де 1524 , людй от тово мста, гд длана золотая руда, збирали 1525 въ Каргопольскомъ узде верстъ за сто, и за двсти, и за триста, и больше. И здланы, государь, были под тою Золотою горою заводы болшие, острожок и анбары, и избы многие, и дровъ было изготовлено, и в т анбары и руда кладна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

2) литеры «БАГ» («Бумага Афанасия Гончарова») типа: Клепиков 1959, 80 (174.). Содержит: грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию (л. 2об.–29об.); «Извещение или объявление совершенное низложения Никона патриарха и низвержения» (л. 30–37). Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – В Приложение 2. Переписка новгородского митрополита Никона с царём Алексеем Михайловичем в 1650–1652 гг. (Новгородский период) тексты I. « Отписки » новгородского митрополита Никона царю о восстании в Новгороде (1650 г.) Издаваемые ниже шесть «отписок» митрополита Никона царю хранятся в составе следственного дела о новгородском восстании 1650 г. в документах Посольского приказа РГАДА, ф. 96 («Сношения России со Швецией»), оп. 1, стлб. 3, ч. 1–3. Тексты «отписок» неоднократно издавались как исторические источники, что отразилось на качестве издания: сверка текстов подлинных документов с ранее опубликованными показывает наличие многочисленных опечаток, пропусков как отдельных слов, так и целых фраз, воспроизведение неверных прочтений издателями текстов самих документов. Поэтому «отписки» митрополита Никона издаются вновь по правилам ТОДРЛ (Т. 52). При публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «де» – день и т. п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: выцвели чернила, текст затёрт писцом, утрачен из-за механических повреждений бумаги и или скрыт под остатками печати; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. В подстрочном комментарии мной отмечены явные искажения текстов рукописей в предыдущих изданиях, которые обозначены следующим образом: Т – Тихомиров 1964, 286–296; Р – Коваленко и др. 2001; А – Лобачёв 2003, 347–350. Звёздочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Правда, Вы, наверное, также скажите, что у о. Валентина  " утопическое мышление " ... Я же считаю едва ли не обратное. Отца Валентина я считаю своим учителем в вопросах на " церковно-государственные " (точнее - императорскую, имперскую) темы. Далее полемизировать на тему вашего (и, разумеется, далеко не только вашего) " папистского мышления " не буду. Разве что могу давать обширные ссылки на статьи о. Валентина. Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 02 мая 2010г. 19:48 Да! Как же про патриарха Никона-то забыли! Вот последние книги о нём (из тех, с коими я знаком): 1.      Кутузов Б.П. Тайная миссия патриарха Никона. М., Алгоритм. 2007. –528 с. 2.      Лобачёв С.В. Патриарх Никон. СПб., 2 003. Изд. Искусство-СПб. –415 с. 3.      Никон (Минов), патриарх. Труды/Сост. и общ. ред. В.В.Шмидта. М., Изд. Московского университета. 2004. –1264 с.   архим. доц. д-р Павел Ст. Георгиев, Теология, Шуменский унив., Болгария 04 мая 2010г. 19:51 Бабкинъ, Вы несколько раз меня называете " папистом " . Так как я таким не являюсь ни de jure, ни de facto, Вас надо подать в суд, но у меня нет времени с Вашей персоной заниматься. Во времени коммунистической диктатуры я был семь лет без работы и римокатолики мне предложили стать епископом у них, но я отказал. Никогда не был и раскольником. Ирина Николаевна Горбунова-Ломакс, Брюссель 05 мая 2010г. 02:07 Не могу не присоединиться, уважаемый Михаил Анатольевич. Читаешь толковую статью, и, будучи всего лишь медиевистом-любителем, всему или почти всему веришь. И вдруг - НА ТЕБЕ! Заключительный аккорд! Автор статьи внутренне согласен с совершенно произвольной в научном отношении (безобразной или нет, дело вкуса) картинкой, нарисованной Лунгиным. То есть немедиевист, вооруженный киноаппаратурой и одаренный режиссерским талантом, наносит такой удар в солнечное сплетение всей медиевистике по данному вопросу, что ей просто не подняться, нокаут... Оказывается, можно прочесть то и это, и еще весь список, а верить – Лунгину. И вся статья вянет на глазах: я Лунгину не верю, оттого и согласному с ним ученому тоже верить воздержусь.

http://bogoslov.ru/article/745712

В одном из уцелевших крестьянских домов временно разместился штаб генерала Константина Константиновича Рокоссовского. Прославилась армия Рокоссовского в боях за Москву. Герои-панфиловцы сражались именно в этой армии. Очистили сапёры дом от фашистских мин. Штаб приступил к работе. Рокоссовский, начальник штаба армии генерал Малинин и член Военного совета армии генерал Лобачёв склонились над картой. Нужно подготовить и передать войскам срочные распоряжения. Однако в избу то и дело входят различные люди. Свои же штабные работники рады поздравить генералов с успехом, от местных жителей поблагодарить за освобождение, офицеры из штаба фронта — за сводками новостей. Отрывают от срочной работы посетители генералов. Ко всему — приехали корреспонденты. Много и разные. Просто журналисты, фотокорреспонденты и даже один кинооператор с огромным штативом и неуклюжей камерой. Набросились корреспонденты на генералов, как соколы на добычу. Особенно усердствует фотокорреспондент. — Подойдите, подойдите сюда поближе, товарищ командующий! — командует Рокоссовскому. — Присядьте, товарищ генерал, присядьте. — Это к начальнику штаба генералу Малинину. — Привстаньте, товарищ генерал, привстаньте. — Это к члену Военного совета генералу Лобачёву. Машет руками, командует. Словно не они здесь генералы, а он генерал. Посмотрел на корреспондента генерал Малинин. Человек он резкий, вспыльчивый. Шепчет Рокоссовскому: — Гнать их отсюда, товарищ командующий! — Не деликатно. Нет, нет, — шепчет в ответ Рокоссовский. Висят на стене часы-ходики. Тик-так, тик-так… — отбивают время. Пропадают дорогие минуты у генералов. Часы старые-старые. Циферблат со щербинкой. Одна стрелка чуть-чуть подогнута. Вместо гирь висят мешочки с какими-то грузилами. Глянул Рокоссовский на ходики, затем на корреспондентов и говорит: — Дорогие товарищи, только очень прошу, не прикасайтесь и не подходите близко к часам, они заминированы. Сказал и хитро глянул на генерала Малинина. «Как заминированы! Тут всё проверено», — хотел было сказать Малинин. Однако Рокоссовский делает ему знак: молчи, мол, молчи.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

В 1959 г. была снижена плата певчим, сокращены затраты на ремонт храмов, безвозмездно сданы гос-ву имевшиеся в приходах 5 легковых автомобилей. В том же году в Пензенской обл. власти выявили 17 родников, 2 камня и могилу, к к-рым совершались паломничества. Под давлением властей еп. Леонид призвал верующих прекратить паломничества к св. местам. Власти оказывали адм. давление на паломников, уничтожали постройки у св. мест, затрудняли к ним доступ. Были снесены многие ранее закрытые храмы. К кон. 50-х гг. в с. Русская Норка Шемышейского р-на свящ. Д. М. Калмыков без разрешения уполномоченного на церковные средства возвел дом для духовенства и крестильню, а также купил еще дом. За это, а также по причине нежелательной для уполномоченного активности священника последний был переведен в др. село, а церковные дома изъяты в пользу сельсовета. В отчете за 1959 г. уполномоченный Попов отмечал, что из имевшихся в Пензенской обл. 29 церквей и 4 молитвенных домов к концу года 5 церквей фактически не действовали. В янв. 1960 г. Пензенский обком постановил закрыть 3 храма «ввиду малочисленности приходов, не имеющих возможность содержать священников» ( Дворжанский. 1999. С. 427-428). Несмотря на антицерковную кампанию, паломничества к святым местам продолжались; в 1959 г. в Пензенской обл. было крещено 26,1% от числа родившихся, венчаны 6,8% пар новобрачных, отпето 39% от числа умерших, на исповеди были более 106 тыс. чел. В 1960 г. крещено 29% от числа родившихся, венчаны 7% пар новобрачных, отпето 44% от числа умерших, на исповеди были более 122 тыс. чел. (Там же. С. 411). 22 марта 1960 г. еп. Леонид (Лобачёв) был переведен на Калужскую кафедру, на его место назначен еп. Феодосий (Погорский ; с 25 февр. 1964 в сане архиепископа). Новый Пензенский архиерей распустил епархиальный совет, неоднократно, но малоуспешно ходатайствовал перед властями о приглашении молодых священнослужителей из др. епархий либо о разрешении на их рукоположение в Пензенской епархии. Еп. Феодосий обязал духовенство епархии произносить проповеди при каждом богослужении, однако в связи с давлением властей это распоряжение архиерея исполнялось не всеми священниками. Уже в нач. 1961 г. уполномоченный Попов предложил Пензенскому облисполкому упразднить Пензенское ЕУ и должность архиерея, «который своей деятельностью укрепляет церкви в области» (цит. по: Дворжанский. 1999. С. 435). В 1961 г. в Пензенской обл. было крещено 29,3% родившихся, венчаны 4,6% пар новобрачных, отпето 45% умерших (Там же. С. 439). К 1 янв. 1962 г. в Пензенской обл., по данным властей, было 30 зарегистрированных и 52 незарегистрированные правосл. общины; служили 38 священников и 6 диаконов (из них лишь 3 моложе 40 лет, а 32 - старше 55 лет) (Там же. С. 439; ГА Пензенской обл. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 21. Л. 18).

http://pravenc.ru/text/2579938.html

  001     002    003    004    005