Ап. Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти: «справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет. 1:13–15 ). Очевидно, слова эти следует понимать в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и после своей смерти. Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк. 9:31 ). После крестной смерти Господа Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). «Поскольку чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную» 410 . Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие ( Деян. 19:12 ). «По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение» 411 . Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея ( 4Цар. 13:21 ). 3.1.3.3. Молитвы Церкви за усопших Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Уже в ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем ( Исх. 16:17 ; Втор. 26:14 ). В Вар. 3:4–5 содержится молитва о прощении грехов усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Повинуясь этому велению, Мария Магдалина с радостью побежала в Иерусалим возвестить ученикам, что она собственными глазами только что видела Господа и что Он сказал ей. Мария вошла в дом к апостолам, плачущим и рыдающим, «но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили» ( Мк.16:11 ). Апостол Марк свидетельствует, что Мария была первая, кому явился Господь после Своего Воскресения, и она же первая принесла радостную весть в Иерусалим. Но другие женщины, бывшие у гроба, на пути своем также увидели Христа. Евангелист Матфей говорит об этом так: «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же они шли… Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» ( Мф.28:8–10 ). Жены-мироносицы пошли и рассказали все виденное и слышанное не только одиннадцати апостолам, но и всем прочим, любившим Иисуса. И показались им слова жен пустыми, и не поверили им… Но необычайная весть о воскресении Иисуса Христа стала быстро распространяться по Иерусалиму. Об этом говорили не только со слов женщин, но и со слов воинов, охранявших гроб. Говорили также, что в Иерусалиме появились древние пророки и святые люди, которые вышли из гробов, раскрывшихся во время землетрясения на Голгофе (см. Мф.27:52–53 ). И опять заволновались первосвященники и фарисеи. После того как воины рассказали им обо всем, что произошло в саду Иосифа, они решили принять меры. Посовещавшись со старейшинами, они «довольно денег дали воинам» ( Мф.28:12 ) и сказали: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» ( Мф.28:13 ). Воины, «взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» ( Мф.28:15 ). 47. Явления воскресшего Спасителя Явление его двум ученикам на пути в Эммаус ( Мк.16:12–13 ; Лк.24:13–35 ) В тот же день двое учеников Христовых, Лука и Клеопа, отправились в селение Эммаус, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды» 52 . Основания для почитания изображений св. креста Крест Христов, на котором Господь, по любви к человечеству, принес Себя в искупительную жертву, как равно и изображения его, мы должны почитать, а) как жертвенник: «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5:21 ). «Ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого ( Евр. 7:27 ; сн. 9:28; 10:12; Ефес. 5:2 ). Если ветхозаветный жертвенник был «святыня великая» ( Исх. 30:26 ), «освящал дар» (Мф. 23:21), то, очевидно, большего почитания достоин св. крест – жертвенник, на котором Иисус Христос «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:14 ). 1 2 б)... как орудие славы Пресвятыя Троицы. «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин. 17:1 ). «Снова показывает нам», замечает св. И. Златоуст, «что Он не неволею идет на крест. Иначе как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось и называть крест славою не только для Самого Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын только прославился, но и Отец. До креста даже иудеи не знали Его: «Израиль не знает Меня» ( Ис. 1:3 ); а после креста притекла вся вселенная» 53 . «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк. 24:26 ). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе» ( Ин. 12:32 ; сн. Мф. 28:18). «Видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус» ( Евр. 2:9 ; сн. Фил. 2:8,9 ; 1Петр. 1:11 ; Ин. 7:39 ). в)... как орудие нашего примирения с Богом: «И в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем» ( Ефес. 2:16 ). «Убил вражду на кресте», говорит блаж. Феодорит, «принесши нескверную жертву. Примирил же обоих, т. е. уверовавших из язычников и из иудеев, в едином теле принесенном за всех, чтобы составили они одно тело» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

3. Ведь и согласно апостолу 49 , следует оказать любовь такому человеку, потому что он сам для себя есть обвинитель и не ожидает обвинителя, но предваряет [его], чтобы исповедью облегчить свое преступление и чтобы супостат не имел что поставить ему в вину. 4. Поэтому Писание говорит: Праведный обвиняет себя в начале речи ( Притч. 18. 17 ). Ибо он перехватывает речь у супостата и исповеданием своих грехов, воздав честь Богу, пред Которым все обнажено ( Евр. 4. 13 ) и Который более хочет жизни грешника, а не смерти его 50 , как бы ломает некие клыки, готовые схватить добычу злобного навета. 5. Ибо и самому кающемуся недостаточно одной исповеди, если не воспоследует исправления содеянного, чтобы кающийся не творил того, в чем кается, а также смирил свою душу, как святой Давид, который, после того как услышал от пророка: «Отпущен грех твой» 51 , стал смиреннее в исправлении греха, так что ел пепел, как хлеб , и питие свое растворял слезами ( Пс. 101. 10 ). 40 . 1. Он очень горько плакал также и всякий раз, когда ему сообщали о смерти какого-либо святого епископа, настолько, что нам случалось утешать его, не зная благочестивого настроя этого мужа и не понимая, по какой причине он так плачет. 2. На это он давал такого рода ответ, что плачет не потому, что ушел тот, о чьей смерти сообщили, но потому, что он опередил [его] или потому, что трудно найти человека, который считался бы достойным высшего священства. Сам же он о своей смерти предсказал заранее, что будет с нами до Пасхи – чего и заслужил, умоляя Господа, чтобы поскорее освободиться [отсюда]. 41 . 1. Ибо он тяжело вздыхал, когда видел, как прорастает корень всех зол – жадность 52 , которую не может умалить ни изобилие, ни недостаток, и все больше и больше растет в людях, а особенно в тех, которые находились у власти, так что ему было чрезвычайно трудно ходатайствовать перед ними, потому что все распродавалось за деньги. Это положение принесло Италии всяческое зло, и отсюда все повернулось к худшему. 2. И что говорить о том, что жадность являет свое неистовство в таких людях, которые обычно делают вид, будто выступают за своих детей или родственников, для извинения дел греховных ( Пс. 140.4 ), в то время как она захватила также и многих безбрачных священников и левитов, чей удел – Бог 53 , так что и они домогаются того же? И горе мне, несчастному! Потому что даже конец мира не побуждает нас желать освободиться от столь тяжкого рабского ярма, которое погружает во глубины ада, чтобы приобретать себе друзей богатством неправедным, дабы они приняли нас в вечные селения ( Лк. 16.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

( Мф.26:36–56 ; Мк.14:32–52 ; Лк.22:39–53 ; Ин.18:1–11 ) Продолжая Свою беседу с учениками, Иисус Христос перешел чрез поток Кедрон, протекавший между Иерусалимскими холмами и горою Елеонскою. У подошвы горы находилось небольшое селение Гефсимания, окруженное густым садом. Иисус Христос часто приходил сюда беседовать с учениками и молиться Отцу Своему Небесному. При входе в сад, Он велел следовать за Собой Апостолам Петру, Иакову и Иоанну, остальным же сказал: «Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Пришедши в сад, Он начал скорбеть и тосковать. Он знал, что настало время Его страданий за грехи людей, и, как человек, представляя Себе всю тяжесть этих страданий, ужасался их. «Душа Моя скорбит смертельно», сказал Он ученикам Своим; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Он отошел от них на вержение камня (т. е. на такое расстояние, на какое человек может бросить камень) и здесь пал на землю лицом и молился о том, чтобы Отец Его Небесный, если можно; избавил Его от этих страданий: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Помолившись, Он пошел к ученикам Своим, но нашел их спящими. Спаситель, видя это, обратился к Петру, который недавно еще обещал положить жизнь свою за Учителя:«Симон, ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна (душа ваша готова бороться с искушениями, но слабая плоть ваша не устоит против него)». Он отошел от них еще раз и снова стал молиться: «Отче Мой, если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее: да будет воля Твоя». Снова пришел Он к ученикам Своим и, увидя их спящими, отошел на прежнее место для молитвы. В третий раз повторил Он Свою молитву. Его душевная скорбь была так велика, что Он изнемогал от усталости, с лица Его падал на землю пот крупными каплями, как капли крови. С небес явился к Нему Ангел и укреплял Его. Молитва успокоила Спасителя и Он подошел к ученикам Своим и сказал: «Вы все еще спите и почиваете; вот приблизился час, и сын человеческий предается в руки грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Какая же это здесь имеется в виду Мария? Конечно, отвечает он, Мария, Мать Господа. Да почему же? А потому, что у евангелиста эта Мария названа матерью Иакова и Иосии, а Иаков и Иосий 52 были, как известно ( Мф.13:54 и т.д.), братьями Господними. Затем, в Евангелии от Марка говорится: Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего (точнее – малого) и Иосии ( Мк.15:40 , Ср.: Мк.15:47, 16:1 ). По мнению Гельвидия, и в этом случае речь идет о Марии, Матери Иисусовой, и на том же основании. Наконец, в Евангелии от Луки говорится: Возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна 53 и Мария, мать Иакова 54 и другие с ними ( Лк.24:9–10 ). Под именем Марии Иаковлевой Гельвидий опять разумеет Матерь Иисусову, потому что в числе братьев Господних, при упоминании о них евангелистов, на первом месте всегда поставляется Иаков. Кроме того, лжеучитель, упоминая о Марии, Матери Господней, стоявшей при кресте, совершенно произвольно позволяет себе именовать Ее вдовой. Есть также основание предполагать, что Гельвидий считал Иакова, брата Господня, лицом, принадлежащим к лику 12-ти апостолов Христовых (то же, вероятно, он думал, а может быть и писал, и о Симоне и Иуде, других братьях Господних). Опору для этого он находит, по-видимому, в том, что этот Иаков называется малым или меньшим, по его соображению, в отличие от Иакова Зеведеева, несомненного члена 12-ти. 55 Такое сопричисление Иакова и двух других братьев Господних Гельвидием, а потом и многими другими богословами, к 12-ти, делается, кажется, для упрощения понимания Евангелий: чем меньше допускать действующих лиц в евангельской истории, тем легче изучать ее и распутывать недоуменные вопросы. Но указанное стремление в данном случае, как будет видно впоследствии, заходит за пределы позволительного. Лучшим опровержением Гельвидиева мнения о братьях Господних, Иероним считает противопоставление его мнению своего собственного. 56 Но, к сожалению, это последнее изложено слишком кратко и неясно, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Думаю, что по этой причине апостол Павел говорит о таких нечистых животных: «С таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ). Но для того, чтобы сказанное яснее представилось твоему пониманию, возьмем пример из более возвышенного и, понемногу снижаясь, придем к более низшему. Господь наш и Спаситель говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:53,55 ). Таким образом, Иисус есть целый из целого чистого, целая есть пища Его Плоти и целое есть питие Его Крови, все дела Его священны и все слова Его истины. Потому и Плоть Его «истинно есть пища» и Кровь Его «истинно есть питие». И поэтому пища и питие слова Его, как чистые пища и питие, насыщают и напояют весь род человеческий. Во вторую очередь после чистой пищи Его Плоти следуют Петр, Павел и иные апостолы; в третью – их ученики. И так всякий по величине своих заслуг или чистого восприятия дает чистую пищу своему ближнему. Те, кто не в состоянии услышать, отвергают или искажают услышанное, как и те, кто говорил: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою? Кто может это слушать? И отошли от Него» ( Ин.6:52,60,66 ). Но вы, если являетесь сынами Церкви, если исполнены вы евангельскими тайнами, если в вас обитает Слово, ставшее плотью (ср. Ин.1:14 ), услышьте сказанное, ибо Господни слова сии, и неслучайно сказано: «Кто не разумеет, пусть не разумеет» ( 1Кор.14:38 ). Уразумейте, что они – образы Божественных Писаний, и потому исследуйте и воспринимайте сказанное не как плотские, но как духовные. Ибо если будете понимать реченное как плотские, то оно не напитает вас, но принесет вам вред. Итак, и в Евангелии есть «буква», которая «убивает» (ср. 2Кор.3:6 ). Такую букву мы видим не только в Ветхом Завете – и в Новом Завете есть «буква», которая «убивает» того, кто не понимает сказанное духовно. Поэтому если будете следовать букве, «если не будете есть Плоти Моей и пить Крови Моей», то буква убьет вас. Хочешь, покажу тебе букву Евангелия, которая убивает? Сказано: «У кого нет [меча], продай одежду свою и купи меч» ( Лк.22:36 ). Смотри: хотя эта буква евангельская, она «убивает». Если понимаешь ее духовно, то присутствующий в ней «дух животворит» (ср. 2Кор.3:6 ). И потому сказанное и в законе, и в Евангелии принимай духовно, ибо «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Правило 9. Троица неописуема никаким словом 53. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что Бог Троица неизмерим ни по силе, ни по величине, и всякое творение духовное и телесное содержится непосредственно в Его силе. Ибо Бог Отец говорит: Я наполняю небо и землю. Также говорится и о Премудрости Божией, Которая есть Его Сын, что Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу (Прем 8:1). Также мы читаем и о Духе Святом, что Дух Господа наполняет вселенную (Прем 1:7). И пророк Давид говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс 138:7). Правило 10. Лицо Сына 54. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что одно Лицо из Троицы, то есть Бог Сын, Который только один по природе рожден от Бога Отца и одной и той же природы с Отцом. Сам [Бог Сын] рожденный в полноте времен согласно принятию по собственной воле на Себя “зрака раба” был зачат в Деве и от Девы рожден — Слово стало плотию (Ин 1:14). Один и Тот же — Кто по сущности рожден от Отца и по сущности зачат и рожден Девой. И один и Тот же — единый, ибо Он одной природы с Отцом и одной природы с Девой. [Бог Сын], Который сказал о Боге Отце: Прежде веков основал Меня, и прежде всех гор родил Меня, и о Котором Апостол сказал, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону (Гал 4:4). Правило 11. Человечество Христа 55. Крепче всего держись и нисколько не сомневайся, что Христос Сын Божий рожден как полный и совершенный Бог от Бога Отца и как полный и совершенный человек от Девы Матери. То есть Бог Слово воспринял без греха истинную плоть нашего [человеческого] рода и душу разумную. Что Сам Сын Божий ясно открыл, говоря о плоти Своей: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). Что имеет душу [живую], Он открыл следующими словами, говоря: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее (Ин 10:17). То, что Он имеет душу разумную, Он открыл в том, что сказал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). И о Самом Себе Бог говорит через пророка: Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысит­ся и вознесется, и возвеличится (Ис 52:13). Вот и блаженный Петр согласно пророчеству святого Давида исповедует плоть и душу во Христе. Ибо свидетельствуя о самом святом Давиде, он сказал: Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян 2:30–31).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

пойте и превозносите Его во веки! 71 Благословите Господа, ночи и дни, пойте и превозносите Его во веки! 72 Благословите Господа, свет и тьма, пойте и превозносите Его во веки! 73 Благословите Господа, молнии и облака, пойте и превозносите Его во веки! 74 Да благословит Господа земля, поёт и превозносит Его во веки! 75 Благословите Господа, горы и холмы, пойте и превозносите Его во веки! 76 Благословите Господа, все растения земные, пойте и превозносите Его во веки! 77 Благословите Господа, источники, пойте и превозносите Его во веки! 78 Благословите Господа, моря и реки, пойте и превозносите Его во веки! 79 Благословите Господа, киты и всё, что движется в водах, пойте и превозносите Его во веки! 80 Благословите Господа, все птицы небесные, пойте и превозносите Его во веки! 81 Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки! 82 Благословите Господа, сыны Адама, пойте и превозносите Его во веки! 83 Да благословит Господа Израиль, поёт и превозносит Его во веки!  84 Благословите Господа, священники Господни, пойте и превозносите Его во веки! 85 Благословите Господа, рабы Господни, пойте и превозносите Его во веки! 86 Благословите Господа, духи и души праведных, пойте и превозносите Его во веки! 87 Благословите Господа, верные и смиренные сердцем, пойте и превозносите Его во веки! 88 Благословите Господа, Анания, Азария и Мисаил, пойте и превозносите Его во веки! 176 Песнь 9 ( Лк.1:4655, 6879 ) Молитва Марии Богородицы. 46 Величит душа моя Господа 47 и радуется дух мой о Боге, спасителе моём! 48 Ибо призрел Он на смирение рабы Своей, и отныне все поколения будут меня ублажать! 49 Сотворил со мной великое Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его – в род и род к боящимся Его. 51 Явил Он силу руки Своей, рассыпал имеющих гордые мысли в сердце своём; 52 Сильных низложил с престолов, а смиренных вознёс; 53 Голодных насытил благами, а богатых отпустил ни с чем. 54 Вступился за Израиля, раба Своего, вспомнив о милости, 55 Как говорил отцам нашим, к Аврааму и потомству его до века! 

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

   Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.    Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.    Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: «кого ищете?»    Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея».    Спаситель говорит им: «это Я».    От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых.    Спаситель снова сказал: «Кого ищете?»    Они сказали: «Иисуса Назорея».    «Я сказал вам это Я», ответил Спаситель. «Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут».    Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо.    Но Иисус Христос сказал Петру: «вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (т. е. кто поднимает меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?»    Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.    В толпе слуг были также и начальники иудейские. Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы».    Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.26:36-56); от Марка (Мк.14:32-52); от Луки (Лк.22:40-53), от Иоанна (Ин.18:1-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010