Итак, следует ли предпочесть это понимание, или же приведенное нами ранее? Спорить об этом, это все равно, что вопрошать, кто более приблизился к Господу: сотник или посланные им друзья, о чем мы уже говорили выше ( кн. 2, гл. 20 страданий Господа, обыкновенно возбуждающий бесстыдство спорщиков и смущающий неопытность слабых, разрешен. Глава XIV 51 . Матфей далее говорит: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» ( Мф. 27:38 ). Подобным же образом говорят Марк и Лука ( Мк. 15:27 ; Лк. 23:33 ). И то, что сказал Иоанн, также не должно вызывать вопросов. Он пишет: «Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» ( Ин. 19:18 ). Иоанн не сказал, что это были разбойники, но, так как он и не сказал, что то были люди невинные, то противоречия тут нет. Глава XV 52 . Затем Матфей продолжает так: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Марк пишет о том же почти дословно. Далее Матфей пишет: «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф. 27:39–43 ). Марк и Лука, хотя отчасти и другими словами, но выражают те же самые мысли; впрочем, один пропускает то, что приводит другой. О главных священниках, которые осмеивали распятого Господа, они говорят единодушно, Марк же умолчал о старейшинах; все вместе они упомянули обо всех первенствующих лицах, так что здесь можно подразумевать и книжников, и старейшин ( Мк. 15:29–32 ; Лк. 23:35–37 ). Глава XVI 53 . Матфей далее пишет: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» ( Мф. 27:44 ). Марк не противоречит ему, хотя говорит о том же другими словами ( Мк. 15;32 ). Но может показаться, что им противоречит Лука, если только не вспомнить о довольно обычном у евангелистов способе передачи событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Итак, эта повесть о святом Граале относится к истории как ее сокровенный смысл. 8. Жертва Богочеловеческая Евхаристическая жертва, местом принесения имевшая этот мир, нашу землю, Сионскую горницу, а временем – «ночь, в нюже Господь предаяшеся», канун Голгофского пропятия и крестной смерти, содержит в себе полноту, которая ей онтологически свойственна, в силу ее Богочеловечности. На земле она имеет начало и образ своего совершения, но пронизывает собой весь мир, восходя от земли на небо. И в этой-то полноте и должна быть понята жертва евхаристическая. И, прежде всего, она должна быть понята в полноте земного своего свершения, как крестная смерть Господа, не только в ее духовном вольном приятии («не как Я хочу, но как Ты, да будет воля Твоя» – Мф. 26: 39, 42–43 ). Богословы различают и до известной степени противополагают Тайную Вечерю, как «предложение», и Голгофу как самую жертву, хотя они в то же время и соединяют их, чего и невозможно, конечно, избежать. Однако это есть не только тожественное по внутреннему значению совершение, но и просто единое жертвоприношение, которое в себя включает все Боговоплощение. Осязательно же это жертвоприношение начинается после исповедания Петра на пути в Кесарию Филиппову: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф. 16: 21 ; Мк. 8: 31 ; Лк. 9: 22 ; ср. Мф. 17: 22–23; 20: 18–19 ; Мк. 20: 33–34 ; Лк. 18: 31–33 ). И оно продолжается как духовное начало умирания: «прискорбна есть душа Моя даже до смерти» ( Мф. 26: 38 ). Страдания и смерть приходят не только как лишь внешнее насилие или юридическое убийство, но внутренне воспринятое решение, вольная жертва самозаклания. Здесь со всей пророческой силой встает образ Исаии: 52: 14–53: 1–12. Но эта жертва была не человеческая только, но и Богочеловеческая, и если в ней совершилась полнота Богочеловечества чрез послушание человеческого естества воле Божией, то она же в себе вместила и полноту совершившегося обожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52–53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви – восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В кафедральном храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия, на которой впервые после десятилетий разделения была совместно принесена Бескровная Жертва Единому Богу и Творцу нашему. Явленное единство есть знак великой милости Божией к нашей Церкви и нашему народу, пережившему в XX столетии один из самых трагических периодов в своей истории. Начавшаяся 90 лет назад смута привела к затяжному междоусобному противостоянию, страшным итогом которого стали бесчисленные жертвы, страдания миллионов наших соотечественников, попавших в заключение или оказавшихся в рассеянии на чужбине. Пережитые Россией испытания были закономерным итогом исподволь умножавшегося в нашем обществе духовного неблагополучия, об опасности которого предупреждали такие великие угодники Божии, как преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. На духовные первопричины попущенных свыше бедствий указывал и избранный на восстановленный Московский Патриарший престол святой исповедник Патриарх Тихон. «Забыли мы Господа! – восклицал он. – Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы». За это «много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию». Обращаясь к русскому народу, святитель взывал: «Братия! Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие станы. Все мы – братья, и у всех нас одна мать – родная Русская земля, и все мы чада Отца Небесного». Но призывы Патриарха остались не услышаны многими, ибо, как говорит слово Божие, огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся (Мф. 13, 15). Сбылись грозные предсказания Спасителя: Предаст… брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 21–22).

http://pravoslavie.ru/22125.html

33 Оторви сердце от мира, и миру не за что будет держаться: «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8: 10). 34 Если иногда кажется, что ничего не получается, не переживай, – получается! Только не там, где ты ждешь. 35 Если ты закрываешь сердце от людей, то закрываешь его и от Бога. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). 36 Только смирившись, человек может уверовать в Бога. 37 Чем ближе к людям, тем дальше от Бога. Чем ближе к Богу, тем ближе к людям. 38 Мысли – это не жизнь. Жизнь – это чистое сердце. 39 Не стыдись признаваться, что ничего не знаешь, тем более, что это так и есть. 40 Только глупость полагается на саму себя. 41 Чистое сердце не может быть недобрым. 42 Мир – это мир смерти, в котором тебя не ждет ничего, кроме гибели. 43 Бог – это мир безсмертия, в котором нет ничего, кроме Вечной Жизни. 44 Оставь смерть, выбери Жизнь – Христа. 45 Мир наступает на душу не вещами, а страстями, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). 46 Ценность человека состоит в его постоянном поиске Бога. 47 Постящихся и молящихся много, а добрых и кротких – мало. 48 Самые сложные вещи понять проще, чем самые простые, которые понять несравненно сложнее. 49 Поймай свою птицу счастья – легкий, порхающий, безпокойный и непоседливый ум – сетью постоянной внимательной молитвы. Гуруноскиты 50 Нам неприятно не то, что люди поступают нехорошо, а то, что мы о них нехорошо думаем. 51 Важно не то, что ты думаешь о Боге, а то, – пребываешь ли ты в Нем своим сердцем, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 52 Жизнь в суете – это лики смерти. Жизнь в отречении от суеты – это лик Безсмертия. 53 То, что принадлежит нам, от нас не уйдет, даже если мы будем убегать от него. А то, что нам не принадлежит, мы никогда не догоним, даже если будем за ним гнаться. 54 Те, кто в религии утешаются лишь душевными поверхностными переживаниями, не изменяясь глубоко внутренне, остаются людьми от этого мира; «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

http://isihazm.ru/?id=197

Опасно делать добро, говорить людям правду, открывать им истину, потому что всегда найдутся те, кто, выдавая себя за знающих её (Ин. 7:45–52), прекрасно устраивают свою жизнь. Они имеют власть, деньги, почёт – и отнюдь не собираются всего этого лишаться только потому, что Бог стал человеком и «пришел к своим». И потому именно «свои Его не приняли» (Ин. 1:11), даже наверное зная, что Он «Сын Благословенного» (Мк. 14:61). При этом личные и групповые своекорыстные интересы, как всегда в таких случаях прикрываются заботой о стране и народе (Ин. 11:47–53). Так, что сказанное в XIX веке о капитале, который даже под угрозой виселицы рискнет на любое преступление ради трехсот процентов прибыли, было на заре новой эры идеально осуществлено еще при полном господстве рабовладельческого способа производства. «Идеально» потому, что это было преступление абсолютное и уникальное, никем, нигде и никогда более неповторимое, ибо убить истинного Бога, ставшего человеком, можно только один раз в человеческой истории (все остальные злодеяния – тени этого). Последствия были ужасными, но на момент принятия решения сиюминутное желание сохранить власть, деньги и авторитет перевесили на чаше весов заранее известное, но все же будущее наказание (Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20: 9–19) с отложенным сроком исполнения (Мф. 24:1–2) . Евангелие – это трагедия человеческой жизни Бога. Мы привыкли проживать свои скорби, страдать своими страданиями, размышлять о своей жизненной драме, жаловаться на свою судьбу, упрекать Бога в нашей человеческой трагедии. Упрекать или искать оправдание благому Торцу за зло, обильно разлитое в сотворенном Им мире… Евангелие показывает нам жизненную трагедию нашего Творца, совершенную на деле теодицею в лице Сына Божия, ставшего человеком. Мы с удивлением и недоумением узнаем из Священного Писания, что пришедший на землю Бог – Господь наш Иисус Христос, превечный Сын Божий, есть « Агнец закланный от создания мира » (Откр. 13:8); что мы «не тленным серебром или золотом искуплены… от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена» для нас (1Петр. 1:18–20).

http://radonezh.ru/analytics/nas-radi-ch...

Тот, Кто расторгнул камни и омрачил вселенную, тем более мог сделать то же над ними, если бы захотел. Но Он не восхотел этого; излив гнев Свой на стихии, Он желал спасти их кротостью. Но они не оставили своего неистовства. Такова зависть, такова ненависть: не легко укротить ее! И при всех таковых явлениях бесстыдство их было одинаково. Впоследствии же, когда, несмотря на то, что положена была печать на гробе, приставлена воинская стража, Он воскрес, и они услышали об этом от самих стражей, обольстили и других деньгами, и хотели скрыть свидетельство о воскресении. Итак, не удивляйся тому, что они и тогда так бесчестно поступали: так они раз навсегда расположились во всем поступать бесстыдно! Смотри только, сколько знамений Он сотворил, то на небе, то на земле, то в самом храме. Этим Он частью показывал Свое негодование, частью то, что и недоступное сделается теперь доступным, и что небо отверзнется и откроется истинное святое святых. Они говорили: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста»; а Он показывает им, что Он есть Царь всей вселенной. Они говорили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий»; а Он указывает, что их храм совершенно запустеет. Далее, они говорили: «других спасал, а Себя Самого не может спасти»? Он же, пребывая на кресте, с избытком показывает им Свою силу над телами рабов Своих. Подлинно, если великое дело выйти из гроба четверодневному Лазарю, то гораздо важнее всем давно усопшим внезапно явиться живыми, что было знамением будущего воскресения. «Многие», говорится, «тела усопших святых воскресли и, вошли в святой город и явились многим» ( Матф. 27:52–53 ). Чтобы это событие не сочли призрачным, воскресшие являются многим в городе. Тогда и сотник прославил Бога, говоря: «воистину Он был Сын Божий. Весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь ( Матф. 27:54 ; Лк.23:48 ). Такова сила Распятого, что после таких насмешек и ругательств, и сотник, и народ пришли в устрашение! Некоторые говорят, что этот сотник, укрепившись после того в вере, совершил мученический подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 14–15). Это язык не Христа как Образца для подражания, а Христа Искупителя, Богочеловека и Спасителя. Царство Божие как «улучшение», независимо от того, насколько хорошо оно задумано и как осуществлено, по-прежнему остается не более чем миром ходячих мертвецов. Царство Божие, проповедуемое Христом, никак не меньше, чем воскресение из мертвых. Мы два столетия воспитывались на утилитарной риторике и мысли. Для нас нет ничего более привычного, чем ставить цели, строить планы и достигать результатов. Неудивительно, что мы представляем себе Бога, действующего подобным образом. Но это не так. Посмотрите на историю патриарха Иосифа Прекрасного. Предан своими братьями, продан в рабство, ложно обвинен женой своего господина, брошен в тюрьму, где истолковывает сны другим узникам, тем самым привлекает внимание фараона, чей сон он тоже истолковывает и предлагает мудрый совет, за что поставлен над всей землей Египетской как соправитель фараона и спасает свою семью от голодной смерти. Какие люди в здравом уме когда-либо подумали бы о таком плане как о средстве достижения цели спастись от голода, о приближении которого не подозревали? Никто. На самом деле, события этой истории представляются не чем иным, как чередой постоянных трагедий. Позднее Иосиф сам скажет об этом: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50, 20). Это непостижимая природа Провидения, как неоднократно подтверждается в Священном Писании. Тайна Божия Промысла, действие Его Царствия посреди нас непостижимы. Господь «вознес смиренных, алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1, 52–53). В эти последние времена хозяева машин и денег воображают, что «строят царство» (Иерусалим Блейка) с планами, намерениями, целями и утопиями (в мое время именно на таком языке каждый день публично выступали епископалы). В планы обычно входило оказание помощи богатыми кротким и смиренным, чтобы им больше не нужно было быть смиренными и кроткими. С каждым успехом они становились еще более чужими Богу. Их церкви стоят пустыми, а их дети забыли Бога и обратились к другим мечтам.

http://pravoslavie.ru/136666.html

Отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей» ( Лк. 12:49–53 ). Таким образом, не одна эмпирическая наличность истории христианства, но и самое учение Основателя его, если сопоставить его с предсказаниями о Мессии, что вот Он «льна курящегося не загасит» и «трости надломленной не сломит» ( Мф. 12:20 ) и что с пришествием Его «ляжет овца около тигра» ( Ис. 11:6 ), – побуждает многих начать спрашивать в сердце своем: «точно ли Мессиею могли быть высказаны эти предсказания? И с таким очевидным выражением желания, чтобы они исполнились?» Самый спор Его с Иерусалимом, вращающийся около субботы, нам, христианам, кажется, будто шел о филантропии и что вот ей противились злые евреи; но для евреев того времени и до наших времен очевидно, что филантропия вовсе не входила сюда никаким элементом, ибо Его спрашивали, почему Он не исцеляет в другие дни, в которые, конечно, Он мог бы исцелить; мог бы еще филантропичнее исцелить в пятницу или в четверг. Для евреев ясно было, что Он борется против «почил Бог от дел своих в седьмый день» ( Быт. 2:2 ) и «пусть никакого дела не творит человек в седьмый день каждой недели» ( Исх. 20:10 ). Врачи теперь лечат и в седьмой день – и это хорошо. Но так ли хорошо, что и булочники пекут хлеб в седьмой день? И что лавочники в лавках, и мастеровые в мастерских, увы, давно лишены отдыха в «седьмой день». Иисус, который мог бы исцелять и по четвергам и по средам, явно боролся против абсолюта «праздника», и за него вступились евреи по глубокому инстинкту, что стоит потрясти абсолют чего-нибудь, как потрясется и вся эмпирия, на этом абсолюте построенная, т. е. что у человечества – и у русских, и у немцев – будет отнято в году 52 дня абсолютного отдыха. В этом случае, как и вообще во всей концепции евангельской истории, христиане наивны, как дети. «Жиды были злы и убили Иисуса, потому что Он был добр. Но добрый Бог наказал злых жидов: а царство и жребий их передал нам, которые добрее всех народов на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не заботьтесь о душе вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? ( Мф.6:25 ). 48 . Против души, находящейся в узах чревоугодия, которая думает, что путь [человеческой] жизни сопровождается телесными удовольствиями и лакомствами: Ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:14 ). Из Евангелия от Луки 49 . Против помысла, который препятствует нам отдать нуждающимся, что-либо из нашей пищи или одежды под предлогом: «Тогда этих вещей не хватит ни нам, ни им» или «Есть кто-то слабее или более нуждающийся, чем этот человек, и мы должны отдать тому, а не этому, потому что этот ленив и желает есть и быть одетым, не работая»: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Из Деяний 50 . Против души, которая любит и желает собирать пищу и одежду для себя одной: Все же уверовавшие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ( Деян.2:44–45 ). 51 . Против души, которая изнемогает в скорбях, происходящих от недостатка хлеба и воды [говори]: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ). Апостол: Из Послания к Римлянам 52 . Против помыслов, убеждающих нас проявлять небольшую заботу о нашей плоти в еде и питье: Попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим.13:14 ). 53 . Против помыслов, побуждающих нас утешиться небольшим удовольствием от вкушения овощей: Немощный ест овощи ( Рим.14:2 ). Из Первого послания к Коринфянам 54 . Против помысла, который в сезон сбора урожая возбуждает в нас желание есть от этих плодов: Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного ( 1Кор.9:25 ). Из Второго послания к Коринфянам 55 . Против помыслов, возникающих в нас вследствие тяжелых лишений и постепенно ослабляющих крепость души: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем ( 2Кор.4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

– Нам трудно поверить вашим доказательствам о мощах, потому что Апостол Павел написал: «то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор. 15, 50 ). § II. Слова старика привели в восторг штундистов. Они громко повторяли: «тление не наследует нетления». Вот вам и мощи!.. Я успокоил возбужденных сектантов; попросил их выслушать чтение из послания к Коринфянам, гл. 15, со стиха 36 до конца. Когда чтение было окончено, я спросил: о чём пишет Апостол в 15 гл. 1 посл. к Коринфянам? В стихе 42 этой главы Апостол говорит: «так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» ( 1Кор.15:42 ). Ясно отсюда, что в 15 гл. I посл. к Коринф. Апостол Павел назидает христиан рассуждениями о воскресниии мертвых при втором пришествии Христовом. После этого пришествия наступит царство Христа и Бога со всеми святыми. Святые в том царстве будут различаться по славе друг от друга так, как солнце отличается от луны, а звезды – одна от другой ( 1Кор.15:40–41 ). В это последнее царство Христово святые праведники не могут войти со своими тленными телами: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор.15:50 ). Что же сделается с их телами? Апостол пишет: «не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновенье ока, при последней трубе» ( 1Кор. 15, 51, 52 ). Значит, тела человеческие, при последнем суде Христовом, утратят свою грубую плотяность и получат одухотворенность , подобную той, какую имело прославленное тело Христово: оно могло проходить сквозь затворенные двери ( Ин.20:19 ; Лк.24:36–37 ). Таким образом подумайте, друзья, справедливо ли вы 15 гл. 1 Кор. приводите против православного учения о св. мощах. Ведь мы не говорим, что наши праведники с мощами своими войдут в Царствие Божие, которое наступит после второго пришествия Христова. Мы веруем, что лишь до времени всеобщего суда Божия Господь хранит на земле тела праведников нетленными. При последней же трубе, эти мощи изменятся «во мгновение ока» ( 1Кор.15:52 ) и получат необходимую для будущей славной жизни духовность ( 1Кор.15:53–54 ). Наша вера, как видите, утверждается на Слове Божием. Вы теперь доказывайте, что Господь создал тление и смерть и что нетленных тел на земле быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010