Храм как особое Божие присутствие Деян.17:24 . «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт». Объясн. Апостол Павел говорил эти слова в афинском ареопаге, обличая язычников, по понятию которых Бог живёт исключительно в храме, кумирнице, как в доме человек: Дан.14:6–11 , но Бог живёт в храме не так, как идол, который никуда из капища двинуться не может, Он живёт в храме по всеблагому хотению, для блага и спасения верующих в Него и приходящих к Нему в Его дом молитвы: Мк.11:17 ; 3Цар.8:29–30 . О молитве в храме 3Цар.18:35–45 . Здесь повествуется о плодотворности молитвы пророка Илии и вне храма. Объясн. Пророк Илия молился не в храме по вынужденным к тому обстоятельствам: жрецы не могли принести своих жертв на дворе храма, а Илии нужно было принести жертву пред глазами жрецов; его жертвоприношение на Кармиле не было жертвой, которая приносилась в Ветхом Завете за грехи при храме: Втор.12:5–14 ; Лев.17:1–9 . В Новом Завете Сам Господь и апостолы всегда предпочитали учить и молиться в храме, чем где-либо: Лк.19:46–47:24:52–53 ; Деян.11:26 . Дан.3:17–18 ; срав. 6:10:9:3–23 . «Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся». Объясн. Пророк Даниил, когда молился, обращал свои взоры к разрушенному Иерусалимскому храму. Во время молитвы он растворил окно в горнице и смотрел в ту сторону, где находился Иерусалим: Дан.6:10 . Так поступал Даниил потому, что храмосоздатель Соломон, при самом освящении храма, просил Господа внимать молитвам людей, которые и из чужих стран будут обращаться к Иерусалимскому храму, и творить им оправдание: 3Цар.8:44–50 . И три отрока, когда молились в вавилонской пещи огненной, то воссылали молитвы к святому храму с его рукотворенными изображениями херувимов: Дан.3:53–54 . Они помнили обетование Божие ( Исх.25:22 ), обращали свой взор к Господу, сидящему на херувимах 1Цар.4:4 . Значит, все они, если молились Богу не в храме, то причина этого была явная невозможность для них молиться в храме, к которому они относились с должным почитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

11 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них. Вавилонское пленение по Божественному замыслу должно возродить чистый народ, живущий по заповедям. Иезекииль еще вернется к теме нового сердца и духа в 18,31; 36,26 (ср. также Иер. 31,31–34 ; 2Кор. 3,3 ). 11 поднялась слава Господа из среды города. Заключая рассказ о своем видении, Иезекииль свидетельствует, что облако покинет Иерусалим и, пройдя на восток по Кедронской долине, остановится над Елеонской горой. Но Бог оставляет город не навсегда; впоследствии Иезекииль расскажет и о видении славы Божией, которая возвращается в Иерусалим (гл. 43). См. 47,1–12; Зах. 14,4 ; Деян. 1,11 ). Глава 12 12:1–16 Пророк возвещает о том, что изгнание соотечественников из Иерусалима уже началось. 12 ты живешь среди дома мятежного. См. 2,3–8; 3,9.26.27. глаза, чтобы видеть, ...уши, чтобы слышать. Ср. Втор. 29,4 ; Иер. 5,21 ; Мф. 13,15.16 ; Деян. 28,26 . 12 изготовь себе нужное для переселения. Заплечный мешок содержит лишь самое необходимое: обычно это плащ, еда в дорогу, сосуд для питья, котелок с ножом и ложкой, несколько личных вещей. Все остальное свое достояние беженец забрать с собой не может, и оно достанется завоевателю. Естественно, не берут с собой ничего из роскоши (ср. Лк. 10,4; 22,35.36 ). 12 сам выйди вечером. Скрываться лучше вечером, под прикрытием темноты. Следовательно, пророк говорит о тайном бегстве, на что указывает также пролом в стене дома. Иезекииль явно намекает на неудачную попытку царя Седекии бежать от Навуходоносора (ст. 10,11; 4Цар. 25,3–7 ). 12 лице твое закрой. Выражение как стыда, так и горя ( Лев. 13,45 ; 2Цар. 19,4 ; Пс. 68,8 ). В данном контексте этот жест говорит о том, что беженцам никогда не доведется вернуться в Иерусалим и что Седекия будет ослеплен (ст. 12,13; 4Цар. 25,7 ). 12 Стену проломают. Хотя стены Иерусалима и были разрушены во время бегства Седекии, в действительности же царь и его свита вышли через ворота ( 4Цар. 25,4 ). 12 раскину на него сеть Мою. Бог символически представлен здесь как охотник или птицелов (17,20; Иов 19,6 ; Пс. 90,3 ; Иер. 50,24 ; Плач 1,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13:38–41. Павел завершает свою проповедь словами из Авв. 1:5 ; он говорит «у пророков», потому что произведения малых пророков были объединены в одну книгу. Аввакум говорит о суде, угрожающем Израилю от халдеев (1:6), который выдержит только праведный остаток благодаря своей вере (2:4); здесь этот принцип применяется к суду в конце времен. В Свитках Мертвого моря этот текст истолковывается применительно к тем, кто нарушил завет с Богом неверием в «учителя праведности» (основателя Кумранской общины). 13:42,43. По свидетельству Иосифа Флавия, язычники охотно и с большим интересом посещали «синагоги. Даже в IV в. христианский проповедник Иоанн Златоуст жаловался, что язычники – в данном случае христиане – все еще посещают службы в синагоге. Тем, кто проявлял интерес к иудаизму, но находил неприемлемым требование обрезаться, весть Павла вполне могла показаться привлекательной. 13:44. Когда известные ораторы (напр., Дион Хризостом) приходили в какой-нибудь город, послушать их собирались почти все его жители. Слухи о появлении нового оратора в синагоге Антиохии распространились быстро, и Павел, который чувствовал себя более уверенно в разъяснении Писаний, чем в произнесении речей в греческом стиле, был представлен как некий оратор или философ. 13:45,46. Ответ Павла и Варнавы иудеям имеет не один ветхозаветный прецедент (ср.: Лк. 4:24–27 ; Ам. 9:7 ), но миссионеры идут даже дальше. Благословение язычников в Аврааме всегда входило в Божьи замыслы( Быт. 12:3 ), но приверженность людей религии своих предков, составляющей часть культурной традиции, общеизвестна; лишаясь своего уникального этнического компонента, национальная религия становится привлекательной для других народов, но вместе с тем отчуждается от своих собственных приверженцев. 13:47. Здесь они ссылаются на миссию раба из Ис. 49:6 . Вне всякого сомнения, в 49:3,4 этот раб – Израиль, а в 49:5–7 – тот, кто, исполняя миссию раба, страдает ради Израиля (как в 52– 53:12) и кого первые христиане отождествляли с Иисусом. Как последователи Иисуса, Павел и Варнава берут на себя часть миссии раба, ту ее часть, которая открывала путь спасения язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

43 Кто был этот первосвященник и в каком смысле он здесь называется первосвященником, неизвестно. Быть может, он был родственником первосвященнической фамилии; быть может, он был начальником одной из 24-х священнических черед ( Лк. 1, 5 ). 45 В это время, вероятно, в Коринфе написано было апостолом Павлом Послание к Римлянам, долженствовавшее предварить его личное пришествие в Рим, куда он намеревался отправиться во время предположенного им четвертого путешествия (19, 21). 46 Это предсказание апостола о появлении лжеучителей в Ефесе и вообще в Малой Азии исполнилось: как видно из его Посланий к Ефесянам и Колоссянам, писанным им спустя года три после этого из римских уз, в то время в Малой Азии уже начали действовать еретики-гностики. Еще большее усиление гностических заблуждений в Малой Азии можно замечать в несколько позднейшее время – во время между первыми и вторыми римскими узами апостола Павла, когда написано им Первое послание к Тимофею, епископу Ефесской Церкви, и во время вторых римских уз его, когда написано Второе послание его к Тимофею. 47 Апостол определяет время пребывания своего в Ефесе круглым числом. Собственно же он три месяца проповедовал в синагоге (19, 8), два года в училище некоего Тиранна (19, 9–10); некоторое время он оставался в Ефесе после того, как предпослал пред собою в Македонию Тимофея и Ераста (19, 21–22). 48 Это изречение Иисуса Христа не сохранено нашими Евангелиями, и здесь, как в некоторых других случаях, апостол Павел пополняет сказания евангелистов, – подобно тому, как евангелисты восполняют друг друга взаимно. 51 Эта пророческая угроза апостола впоследствии исполнилась. В начале иудейской войны Анания был убит восставшими иудеями, как преданный римскому правительству. 52 Περ λπδος κα ναστσεως νεκρν γ κρνομαι: о уповании и воскресении мертвых аз суд приемлю (ст. 6). Русский перевод: за чаяние воскресения мертвых меня судят, союз κα понимают в смысле: именно. Если понимать слова апостола в этом, последнем, смысле, то будет, что он указывает здесь на существеннейший и конечный пункт апостольской проповеди и христианской веры ( 1Кор. 15, 13–19 ), по отношению к которому и вера фарисеев, по существу, была одинакова с христианами. Если понимать слова апостола в смысле славянского перевода, то здесь будут обозначены два предмета проповеди и веры апостола: чаяние Израилево, Мессия, и воскресение мертвых, чаяние которого и у фарисеев соединялось с чаянием Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. 46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. 47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. 48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. 49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. 51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. 53 С этого дня положили убить Его. 54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. 55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. 56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? 57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его. Как и в других рассказах о чудесах Иисуса, Евангелист указывает на реакцию свидетелей. Эта реакция двоякая: одни уверовали в Иисуса, другие, наоборот, еще больше ожесточились. Так воскрешение Лазаря стало одной из главных причин осуждения Иисуса на смерть. Заговор первосвященников против Иисуса описан и у синоптиков ( Мф. 26:1–5 ; Мр. 14:1–2 ; Лк. 22:1–2 ). Однако повествование Иоанна значительно отличается от того, что мы читаем у них. Описанное ими совещание происходит за два дня до пасхи, а то, о котором говорит Иоанн, по-видимому, имеет место за несколько недель до нее. Очевидно, что у Иоанна речь идет об ином совещании, состоявшемся несколько ранее, чем описанное у синоптиков. В период между двумя совещаниями Иисус удаляется в Ефраим, где пребывает с учениками. Упоминание об этом у синоптиков отсутствует, и сама идентификация города является предметом споров между учеными. Некоторые отождествляют Ефраим с «Ваал-Гацором, близ Ефрема», упоминаемым во 2-й Книге Царств ( 2Цар. 13:23 ). Другие ученые отождествляют Ефраим с Офрой ( Нав. 18:23 ; Суд. 6:11 ; 1Цар. 13:17 ), Ефроном ( 2Пар. 13:19 )или Аферемой (1 Макк. 11:34). Однако еще в IV веке Евсевий Кесарийский помещал Ефраим на расстояние 20 миль (около 30 км) от Иерусалима. В настоящее время большинство ученых отождествляет Ефраим с селением Эт-Тайиба, расположенным в 24 км от Иерусалима на высоком холме, откуда видна долина Иерихона и Мертвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

6). Какой Господь? Явившийся в Сионе, как человек, основавший его, как Вышний. Он сам повествует « в писании народов », т. е. в списке народов, потому что пророк сказал не об одном народе, чтобы не разумели народа иудейского, а о многих, чтобы указать на язычников. Словами: « и владык, — сих, бывших в нем » пророк указывает на апостолов, потому что они в Сионе облечены были в достоинство начальников. Вот тебе доказательство того и другого. Иоанн пишет, что Христос в Сионе сказал апостолам: « как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас » (Ин. 20:21). Ясно, что здесь Христос поставил апостолов начальниками, и с такою властью послал их в мир. А Лука представляет Христа изъясняющим в Сионе таинства: « тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима » (Лк. 24:45–47). Так указал Он и на вписание народов, т. е. на избрание язычников. Итак, не простой человек сообщает Сиону тайны, а поведал ему о всех их яснейшим образом человек, который есть Бог и Вышний. Пророк переменяет тон, потому что, оставив лицо Бога, опять заканчивает речь от собственного своего лица, желая показать славу Сиона по самой Его природе. Что же именно говорит он? « Ибо в тебе — жилище всех веселящихся » (ст. 7). « Ибо », т. е. как. Пророк удивляется — как и в какой мере веселятся все обитающие в Сионе, когда вспоминают совершенные там чудеса. А обитают там те, кто живет Духом, потому что Сион есть храм Духа.   СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 87 « Песнь–псалом. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В научение. Емана Израильтянина » (ст. 1).   1. Ты уже знаешь, что сыны Кореовы были псалмопевцами. Заметь и то, что настоящее песнопение есть песнь псалма, так как соединено с пророчеством о Христе. Что касается надписания: « в конец », то другие переводчики перевели: победная песнь хором, откуда видно, что это песнопение пел не один псалмопевец, а целый хор, причем начинал один псалмопевец — Еман Израильтянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Быт. 3:8 . Деян. 16:6-10 . С. А. Нилус. Великое в малом. С. 184–185. Еп. Феофан. Мысли на каждый день года. 4е изд. 1904. С. 161. Там же. С. 152–153. Процитированный отрывок принадлежит Оригену — см.: М. А. Новоселов. Забытый путь… Вышний-Волочек, 1902. С. 10. Лк. 24:5 ; процитированный отрывок принадлежит блаженному Августину — см.: М. А. Новоселов . Там же. Пс. 33:9 . Св. Тихон Задонский . Воздыхания грешныя души ко Христу, Сыну Божию//Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . Т. 1. М., 1875. С. 212. Выражение И. В. Киреевского: «Исаак-Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний» ( И. В. Киреевский. В ответ А. С. Хомякову. Полн. Собр. Соч. Т. 1. М., 1911. С. 119). Слово 55 (послание к преп. Симеону чудотворцу)// Исаак Сирин . Указ. соч. С. 262, 265. Евр. 12:29 . — Прим. сост. Антифон 4го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 C. Литургия св. Василия Великого , тайносовершительная молитва. PG, t. 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, coL 665–668; Р. De Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на Отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361–362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108–109. PG, t, 44, col. 1116–1117. PG, t. 150, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509. [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 14.] Выражение, взятое из «Слова 41-го, на св. Пятидесятницу» св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. С. 38–39.] Там же. Св. Симеон Новый Богослов . Слово 45, 9. [Русск. пер.: Слова, вып. I, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890. С. 47–48.] Споры относительно подлинности этих творений и даже то, что их приписывали кругам, из которых впоследствии родилось мессалианство, отнюдь не умаляют высокой ценности «Бесед» св.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Во многих изученных нами источниках говорится о личности Иисуса 551 . В современном богословии титулы Иисуса считаются чрезвычайно важными указаниями на то, Кем Он считал Себя, и Кем считала Его ранняя церковь . В этом отношении предшествовавшие Новому Завету вероисповедания играют решающую роль ввиду их ранней и авторитетной природы. Согласно этим исповеданиям, Иисус был Божеством. Сказано, 30) что по природе или естеству Он был равен Богу (вероисповедание: Флп.2:6 ). Он прямо называется 31) Господом (вероисповедания: 1Кор.11:23 ; Деян.2:36, 10:36 ; Рим.1:4, 10:9 ; Лк.24:34 ), Сыном Божьим (вероисповедания: Деян.13:33 ; Рим.1:3–4 ) и 33) Христом (вероисповедания: 1Кор.15:3 ; Деян.2:36, 38, 3:18, 20, 4:10, 10:36 ; Рим.1:4 , 1Тим.6:13 , 2Тим.2:8 , 1Пет.3:18 , 1Ин.4:2 ). Среди других Его титулов из традиций, вошедших в Книгу Деяний: 34) Спаситель ( Деян.5:31, 13:23 ), 35), Святой и Праведный ( Деян.3:14 ; ср. Деян.2:27, 13:35 ) и 36) Начальник ( Деян.5:31 ). В секулярных источниках приводится схожая информация. 37) Иисусу поклонялись как Божеству (Плиний; Лукиан), 38) некоторые считали Его Мессией (Флавий) и 39) называли «царем» (Мара бар-Серапион). Об этом сообщают даже гностические источники. 40) Рассказывается, как однажды Иисус спросил учеников, Кем они считают Его («Евангелие от Фомы»). В гностических сочинениях даются разные ответы, и все сходятся в том, что 41) Он был Богом и человеком. В то время как Он был настоящим человеком из плоти и крови («Евангелие истины»; «Послание к Регину»), о чем свидетельствует (в контексте) титул «Сын человека» («Евангелие от Фомы»), Его также называли 42) Сыном Божьим («Послание к Регину», «Евангелие истины») и 43) «Всем» («Евангелие от Фомы»). Учение Иисуса Сказано, что 44) Иисус проповедовал и учил Израиль – Свой возлюбленный народ («Послание Варнавы»). 45) Он призывал евреев раскаяться, но они отказались даже после того, как Он воскрес из мертвых (Иустин). 46) Главным учением Иисуса было Евангелие (вероисповедание: 1Кор.15:1–4 ), 47), которое Он принял от Бога, а затем передал Своим ученикам (Климент; «Послание Варнавы»). 48) Апостолы были полностью убеждены в истинности Евангелия и, в свою очередь, проповедовали повсюду Царство Божье (Климент).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Итак, какие же новозаветные события предуказаны в истории пр. Ионы? Обращаемся к истории сначала Самого Начальника нашей веры Иисуса, а потом и основанной Им церкви. Пророк Иона происходил из галилейского города, Геаховера, и Христос и по происхождению Своих родителей и по месту Своего жительства был галилеянин ( Мф.2:23 ; Лк.2:39, 51, 52; 4:16, 22–24 ; Ин.1:45 и др.). Иона на корабле, готовом сокрушиться от бури, а Христос – посреди ветхозаветной церкви, близившейся к концу. Товарищи Ионы, корабельщики, устрашённые бурей, помышляя о средствах спасения, невольно изрекают над пророком то слово, которое над Иисусом произнесли архиереи и фарисеи: уне есть, да един человек умрет за люди; да не погибнет весь народ ( Ин.11:47–50 ). Иона, добровольно обрекающий себя на смерть, действительно ввергается в море и тем спасает корабельщиков; Христос, область имевший положити душу Свою и паки прияти ю, добровольно предаёт Себя на смерть, да мы будем правда Божия о Нем, и язвою Его исцелеем ( 2Кор.5:1 ; Ис.53:5 ). Правда, Иона подвергся ужасному наказанию заслуженно за своё непослушание воли Божией; а Христос возносится на крест невинно; но 1) между прообразом и прообразуемым им, как между копией и оригиналом, и не может быть полного тождества; 2) грех Ионы в сущности был проявлением не его личного эгоизма только, а воспринятой им от других неразумной ревности его по славе Божией, a 3) и Христос, безгрешный Сам в Себе, понёс наказание и умер на кресте за грехи народа, воспринятые Им на Свои рамена, как Свои грехи, так что даже Отец Его оставил Его ( Мф.27:46 ). Правда, далее, смерть И.Христа не отвратила гибели иудеев, вопиявших: распни, распни его, но она утолила гораздо ужаснейшую бурю гнева Божия, угрожавшую погибелью всему роду человеческому ( Ис.53:5 ; Кол.1:20 ). Далее, Иона, брошенный в море, не погибает, но, выражаясь словами церковной песни, как гробом, поглощается рыбою великою и живой молится там, заключая свою молитву исповеданием спасения у Иеговы; Христос, снятый с креста и умерший по телу, полагается в новом гробе, а бессмертной душой Своей и божеством сходит в ад, проповедуя спасение сущим там духовом ( Деян.2:27 ; 1Пет.3:10–20 ). Эта проповедь, напоминая собою заключение молитвы пр. Ионы, по аналогии с этой же молитвой, началом своим должна иметь крестную молитву Господа, которая точно так же, как и молитва Ионы, началась изображением мук страдальца, оставленного Иеговой ( Ин.19 гл. ср. Пс.21 ). Яко же бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф.12:40 ), так объясняет Сам И.Христос дальнейшее прообразовательное значение трёхдневного пребывания пророка во чреве рыбы по отношению к Его собственному пребыванию во гробе с вечера пятницы до утра первого дня недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Конечно, труды П.И. Савваитова нужно рассматривать в свете современных представлений о толковании Священного Писания, но в данной статье рассматриваются только мнения исследуемого автора. Павел Иванович Савваитов определяет «герменевтику» как науку, предоставляющую комплекс правил для изъяснения подлинного смысла Священного Писания. 44 Интересны размышления Савваитова касательно связи герменевтики с экзегетикой. Библейская герменевтика, по мысли Павла Ивановича, тождественна экзегетики. Тождественность терминов он объясняет тем, что в Священном Писании оба понятия употребляются в одном значении ( Лк.24:27 , Ин.1:18 ). Важно определение герменевтики, которое даёт Павел Иванович в более широком значении. Библейский текст для Павла Ивановича, прежде всего, слово Божие, обращённое к человеку. Писание есть нетленное семя, возрождающее человека, светильник, озаряющий сердца. Таким образом, герменевтика имеет непосредственное отношение к христианскому образу жизни. Свои рассуждения Савваитов подкрепляет словами о Священном Писании свт. Иоанна Златоуста . В предисловии к толкованию апостольского Послания к римлянам, святитель пишет: «От незнания Писания возникла тысяча зол, произошли многие разделительные ереси, беспечная жизнь, бесполезные труды. Как лишённый истинного света не может идти надлежащею дорогой, так неосвящённый лучом Божественных писаний принуждён беспрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме» 45 . Продолжая рассуждения святителя, Павел Иванович утверждает, что для лучшего уразумения и понимания Священного Писания, которое должные изучать все христиане, необходимо всё же пользоваться сводом определённых правил. В противном случае можно превратно толковать текст, что послужит, по слову апостола Петра к собственной погибели ( 2Пет. 3:16 ). По этому поводу П.И. Савваитов пишет: «эти правила составляют предмет Учения о способе толкования Священного Писания: здесь предлагается начало, к которому должно обращаться постоянно при изъяснении Писания; здесь назначаются законные пределы для изысканий; здесь указываются средства к правильному уразумению истин, открытых людям в Божественном Писании». 46 Умением правильно истолковывать библейский текст должен обладать, прежде всего, священник, поэтому среди всех богословских наук, в духовном учебном заведении должно уделяться именно герменевтики, считает П.И. Савваитов . 47

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010