Когда притча о Страшном суде читается в Православной Церкви? Найти в рекомендуемой литературе объяснение следующих евангельских стихов Мф. 23:8–10 «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» Мф. 23:29–32 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» Мф. 23:35 «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». О каком Захарии идет речь? с. 397–399]; Мф. 23:38–39 «Се, оставляется дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во имя Господне» с. 399–400]; Лк. 21:24 «...и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». Что такое «времена язычников» ? 115. с. 232–233]; Мк. 13:32 «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» с. 96]; Мф. 24:34 «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» Мф. 25:29 «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» Мф. 25:46 «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» План семинара I. Обличение фарисеев (Мф. 23:1–36; Мк. 12:38–40; Лк. 11:43–54; 20:45–47) Вступительная часть речи ( Мф. 23:2–12 ). «Парадоксальное» (в свете остроты последующего обличения) начало речи: «Все, что они велят вам соблюдать соблюдайте» – указание на то, что недостоинство учителей не уничижает сам Закон. Объяснения слова «все» нравственные, но не ритуальные предписания закона обязательность и ритуальной части Закона в среде, в которой было написано Евангелие от Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

— Простите! Простите все! — проговорил он, откланиваясь на все стороны своим гостям. Дмитрий Федорович стоял несколько мгновений как пораженный: ему поклон в ноги — что такое? Наконец вдруг вскрикнул: “О Боже!” — и, закрыв руками лицо, бросился вон из комнаты. За ним повалили гурьбой и все гости, от смущения даже не простясь и не откланявшись хозяину» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1976. Т 14. С. 69–70). Николай остолбенел. — Ср. со сценой в «Преступлении и наказании», в которой незнакомый мещанин неожиданно бросает в лицо Раскольникову обвинение в убийстве (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. 6. С. 209). …полки и шкапы, битком набитые книгами. — Ср.: «В белом найденовском доме была огромная библиотека все книги были под замком и ничего нельзя было трогать (Подстриженными глазами. С. 125, 156). — Катинов и убил. — Очевидный намек на убийство 4 февраля 1905 г. московского генерал-губернатора (1891–1905) великого князя Сергея Александровича (1857–1905) членом возглавляемой Б. В. Савинковым боевой организации эсеров Иваном (Яном) Платоновичем Каляевым (1877–1905), товарищем Ремизова по вологодской ссылке (в этой связи см. его письма жене от 24–25 и 25–26 апреля 1905 г.: На вечерней заре 3. С. 456, 458). Много званых, мало избранных. — Цитата из притчи Иисусовой о брачном пире ( Мф. 22:14 ). Через кровь перешел… — о перекличке этой фразы с «перешагнул через кровь» Раскольникова в «Преступлении и наказании» см.: Рыстенко А. В. Заметки о сочинениях Алексея Ремизова. Одесса, 1913. С. 15. Вдруг Александр обнял Николая и… поцеловал… — ср.: Мф. 26:49-50 ; Мк. 14:45-46 ; Лк. 22:47-54 . .. торчали, как три креста-виселицы. — Очевидная аллюзия на Голгофу. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 950  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Сюда относятся: 17 января память св. Антония В. с богослужением в храме Воскресения; эта память торжественно праздновалась и палестинскими подвижниками 45 ; чтения для нее – Пс. 115:6 : Честна пред Господем, Евр. 11:32–40 , Пс. 114 : Возлюбих, яко услышит, Мф. 10:37–42; 19 января – импер. Феодосия В. († 17 января 395 г., – в константинопольских месяцесловах 9 и 10 ноября) также в храме Воскресения: Пс. 132 : Помяни Господи Давида: 1Тим. 2:1–7 , Пс. 20 : Господи силою Твоею, Лк. 7:1–10; 7 мая – память Знамения Креста Господня в Иерусалиме (351 г.): богослужение назначается пред Голгофой и чтения на нем – Пс. 96:6 : Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его, послание св. Кирилла Иерусалимского о названном чуде импер. Констанцию, Гал. 6:14–18 , Пс. 97 : Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь, Мф. 24:30–35; 18 мая – в Вифлееме, память младенцев, избиенных по повелению Ирода: в константинопольских месяцесловах такая память положена на 5-ый день Рождества (29 дек.), в лекционариях евангелие об этом назначено на 3-й день Богоявления; память 18-го мая, по-видимому, имеет связь с праздником египетских церквей 19 мая, когда они вспоминают пришествие Господа в Египет 46 , что, в свою очередь, является пережитком древней памяти Рождества Христова 47 ; праздник 18 мая указывает одна лишь парижская рукопись и ставит его пред 50-цей: не стоял ли он в какой-либо связи с памятью 40-го дня по Пасхе, когда, по описанию Эферии, в Вифлееме совершалось бдение? Для данной памяти назначен двойной комплект чтений, одни из них почти тождественны с константинопольскими Евр. 2:11–18 и Мф. 2:16–18 , другие же, вероятно, иерусалимские – Пс. 8:3 : Из уст младенец: Деян. 12:1–24 , аллил.: Пс. 102 : Благослови душе моя Господа, Пс. 24:1 : Господня земля и исполнение ея 48 , Лук. 14 (вероятно, 12) Лк. 14:41–53 . К иерусалимским же чисто памятям следует отнести – свв. епископов иерусалимских – Кирилла и Иоанна (вероятно, II-ro, 386–407, насадителя монашества в Палестине) 12 и 29 марта, а также – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

20 мая/2 июня. Отдание Пасхи. Накануне Всенощное (Вечерню и Утреню) и в самый праздник служил в своей церкви. Говорил за Обедней проповедь на слова Господа: не приидох да сужду мирови, но да спасу мир ( Ин.12:47 ). Народу на обоих службах было очень много. 21 мая/3 июня. Вознесение Господне. И Всенощное бдение, и Литургию служил в своей церкви при переполненном храме. За Всенощным говорил проповедь о праздничном событии, а за Литургией на слова Евангелия: Господь отверзе им (Апостолам) ум разумети Писания ( Лк.24:45 ). Вечером служил Вечерню, прочитали акафист Спасителю, а после службы произнес беседу о «внутреннем человеке». На Вечерне народу было тоже очень много. 24 мая/6 июня. Неделя Святых Отец. Всенощное бдение и Литургию служил в своей церкви. За Литургией произнес слово на слова кондака Святых Отец: «Апостол проповедание и Отец догматы ». Вечером после Великой Вечерни служил молебен Спасителю и Иоанну Предтече, – акафист прочитали Спасителю. После молебна говорил беседу об образовании в себе «внутреннего человека». Народу на всех службах много было. 30 мая/12 июня. Родительская Суббота. Служил Обедню в своей церкви при многочисленных богомольцах. Говорил проповедь о приготовлении каждого к смерти (память смертная). 31 мая/13 июня. День Пятидесятницы. Всенощное бдение и Обедню служил в своей церкви. За Всенощным говорил проповедь о праздничном событии, на Литургии говорил проповедь об Апостольских трудах и о благодатной им от Духа Святого помощи. 1/14 июня. День Святого Духа. Служил Обедню в своей церкви, – проповедь говорил (в продолжение) о трудах Апостольских. Вечером после Вечерни читали акафист Живоначальной Троице, а после акафиста я говорил беседу (продолжение) «о внутреннем человеке». Народу за всеми Богослужениями этих праздников было очень много (до отказа). 7/20 Июня. Неделя всех Святых. Всенощное и Литургию служил в своей церкви. Говорил за Обедней проповедь на слова: «Иже во всем мире мученик Твоих» и т.д. После Обедни читал послание Блаженнейшего Сергия по случаю 2-летия войны, а потом отслужен был молебен о даровании победы. Вечером читал акафист всем Святым и говорил беседу (продолжение) «об образовании внутреннего человека». Народу по обычаю было много. После Вечерни имел неприятность от народа, требовавшего от меня возвращения к ним иеромонаха Виталия, по своему прошению переведенного в Уфу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

23-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 38, гл. 8, ст. 26–39; Апост. к Ефесянам, зач. 220, гл. 2, ст. 4–10). 1) Все темы 5-ой недели по Пятидесятнице (см. ст. 31–32). 2) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина приносить Богу благодарение по получении от Него какого-либо благодеяния и рассказывать всем безбоязненно о чудесах Божиих (ст. 39; Лк.17:15, 16 ). 3) Какого человека можно назвать мертвым при жизни? Грешника, который умер для добрых дел. Раскаявшийся же грешник, напротив, человек воскресший ( Ефес.2:5, 6 ). Из апостольского чтения ( Ефес.2:8, 9 ). Не следует гордиться добрыми делами: это действует в нас благодать Божия, а не мы. Кроме того, если мы видим свое доброе, то, значит, мы не видим бездны злого в себе; а следовательно, зрение наше помрачено и душа потемнела. Мы так далеки от Святого Образа Иисуса Христа, Которому должны подражать, что наше добро – ничто, ничтожная тень. «Мы – рабы неключимые». 24-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 39, гл. 8, ст. 41–56; Апостол к Ефесянам, зач. 221, гл. 2, ст. 14–22). 1) Какую веру и надежду мы должны иметь на Бога, чтобы могли ожидать от Него себе помощи (ст. 41, 42, 44, 48)? Пример веры Иаира (ст. 41, 42). Пример веры кровоточивой жены (ст. 44, 48). 2) Касайтесь риз Господних. Ризы Божии – храм, святое богослужение, святое слово. Они хранят в себе силу исцеления. 3) Напоминание слушателям о том, что не должно стыдиться в болезнях как тела, так и души, обращаться за помощью (ст. 45, 47). Стыдиться же следует творить грех. 4) Христос примирил нас с Богом. Посему будем иметь мир со всеми людьми (ст. 17; Рим.12:18–21 ; Кол.3:12–14 ; Ефес.4:26 ; Пс.132:1–3 ). Будем миротворцами. Тот, кто сеет вражду, от диавола. Не передавайте злых речей ближнего о ближнем. Гасите вражду и свою и чужую в начале. Упустишь огонь – не потушишь. 5) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина стремиться к совершенству, к добродетели, чтобы сделаться достойным жилищем Святого Духа (ст. 21, 22; Мф.5:48 ; 1Кор.9:24, 25 ; Флп.3:12–14 ; Сол.4:3–5, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В самых ранних рукописях Нового Завета Евангелие от Марка неожиданно заканчивается на 16:8 словами: «...ибо они боялись». Стихи 9–20 представляют собой достаточно раннюю попытку придать тексту более или менее завершенную концовку. Чем объяснить эту особенность Евангелия? Может быть, завершить свое произведение Марку помешала смерть? Или первоначальная концовка попросту потерялась? К сожалению, на сей счет можно лишь строить догадки. (в) Евангелие от Луки. Евангелие от Луки написано с целью привлечь в христианство образованных греческих читателей вроде Феофила, которому оно посвящено (1:3–4). Судя по всему, оно рассчитано на неиудейскую читательскую аудиторию. Например, цитат из Ветхого Завета относительно мало: для большинства неиудеев это была книга странная и почти незнакомая. По той же причине Лука редко обращается к аргументам от пророчества. Более того, Лука не использует еврейское слово «рабби», а, единственный из всех новозаветных авторов, прибегает к классическому греческому эквиваленту (epistatee), означающему «наставник» (5:5:8:24, 45:9:33, 49:17:13). В тех местах, где у Марка стоит еврейское слово «аминь», Лука подставляет греческий аналог со значением «истинно» 28 . Лука включает детали, отражающие доброту Иисуса и его заботу о людях любых народов и классов. Он подчеркивает универсальные аспекты миссии Иисуса. В отличие от Матфея, начавшего родословную Иисуса с Авраама, Лука начинает ее с самого Адама (3:23–38). Подобно другим синоптикам, Лука применяет к служению Иоанна Крестителя слова Исайи 40:3  («глас вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу " »; Лк.3:4 ), но, в отличие от Матфея и Марка, приводит цитату в более полном виде, включая слова «и узрит всякая плоть спасение Божие». Это один из нескольких отрывков, в которых Лука указывает на предоставленную язычникам возможность принять благую весть (ср. 2:32; 24:47). Только Лука припоминает, что Иисус положительно отзывался о презиравшемся народе самаритян (10:30–37:17:11–19). Рассказывая о поручении, данном двенадцати апостолам, Матфей пишет, что Иисус сделал оговорку: «На путь к язычникам не ходите... но идите к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). Лука о подобных ограничениях не упоминает (9:2–5). Евангелие от Луки также более подробно, чем другие синоптики, останавливается на роли женщин и новой значимости, которую они обрели как ученики Иисуса (7:36–50:8:3; 10:38–42).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

В священной Иоанновой книге найдешь немногие чудеса, но многие речи Христа Царя. Был брак, и виночерпцы растворяли вино из воды (2:110). Христос сказал, и страждущий сын царедворца исцелел (4:46–53). 5. Сказал, и взял одр свой не получивший избавления в купели (5:1–9). Потом совершил чудо пяти хлебов (6:113); потом ходил по кипящему морю и спас учеников (6:17–27). Исцелил слепого от рождения, помазав ему брением очи (9:141). Четвертый был уже день, и Лазарь возбужден из гроба (11:144). 10. Напоследок и Сам Христос Царь, Который умер за мертвецов и восстал, чтобы оживить их, открыто беседовал со Своими друзьями (20:21). 24. Притчи Христовы по Евангелию от Матфея Вникни и в загадочный смысл прикровенных Христовых слов, что значат: дом, построенный на сыпучем песке (7:26–27); одинаковое семя, но не одинаково падшее на землю (13:3–8); и доброе семя, к которому примешались семена вражеские (13:24–30); 5. дерево из малого горчичного семени (13:31–32); а также закваска, сокрытая в муке (13:33); поле, покупаемое ради сокровищ (13:44); драгоценная жемчужина, которую купец приобрел за все, что имел (13:45–46); невод, извлекший из моря всякого рода рыб (13:47–48); 10. подъятая на рамена заблудшая овца (18:12–13); царь немилосердый к служителю, который был немилосерд к своим должникам (18:2334); последние, получившие плату, равную с первыми (20:115); два сына, посланные в виноградник, ни в чем между собой не сходные (21:28–30); виноградари, предавшие смерти наследника (21:33–40); 15. гости, собранные с распутий на пир в брачном чертоге (22:113); неусыпные девы со светильниками (25:112); господин, разделивший рабам по неравному числу талантов (25:14–30); козлища, поставленные напротив овец (25:32–33). 25. Притчи Христовы по Евангелию от Марка 32 Столько совершил Великий Христос: истинно в притчах изрек Он слова; про то, что на земле семя одно не подобно и не сродно семенам терний (4:7), и про горчичное семя (4:31), про наследника умертвленного руками беззаконных (12:7). 5. Марк, чье это все, – Петра воспитанник. В просторной Элладе же [воспитанник] Павла Лука так написал: про демона ( Лк. 4:33–35 ), горячку (4:38–39), рыбную ловлю (5:4–9), проказу (5:12–13) и паралич (5:18–26). 28. Притчи Христовы по Евангелию от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Грехи, совершенные публично, т.е. открытые всей церкви, должны и исправляться публично, в присутствии церкви (1 Тим 5:20 ср. Гал 2:11—14). Иисус учит, как поступать с теми, кто нанес кому-либо личную обиду: таковых следует наказывать частным образом, в надежде, что не потребуется подвергать их публичному наказанию в присутствии всей церкви (Мф 18:15—17).    Цель церковного взыскания во всех его формах не наказание ради наказания, а побуждение к покаянию и возвращению заблудшей овцы. В конечном счете существует только один грех, за который член церкви должен быть отлучен, нераскаянность. Когда раскаяние очевидно, церковь объявляет грех отпущенным и снова принимает согрешившего в братское общение. Законничество     Новый Завет рассматривает христианское послушание как совершение «добрых дел». Христиане должны «богатеть добрыми делами» (1 Тим 6:18 ср. Мф 5:16, Еф 2:10, 2 Тим 3:17, Титу 2:7,14, Титу 3:8,14). Добрым является такое дело, которое совершается в соответствии с установленной нормой праведности (данной в откровении Божьей воли, т.е. в Его нравственном законе), исходя из праведного побуждения (любви к Богу и к людям) и с праведной целью (прославить Бога).    Законничество это искаженное послушание, которое не в силах порождать добрые дела. Его главный недостаток в том, что оно извращает побуждения и цели, рассматривая добрые дела, главным образом, как способ заслужить благосклонность Бога. Такое отношение порождает презрение к тем, кто не исполняет подобного труда. Наконец, эгоистичные цели, которые культивируются законничеством, изгоняют из сердца смиренную доброту и деятельное сострадание.    В Новом Завете мы сталкиваемся с различными проявлениями законничества Фарисеи полагали, что уже сам их статус детей Авраама достаточен для того, чтобы Бог был доволен ими, и считали, что своим повседневным соблюдением закона, вплоть до мельчайших деталей, они делают себя особенно угодными Богу    Поборники иудаизма также были законниками они призывали христиан из язычников стать прежде иудеями, т.е. пройти через обрезание, соблюдение праздников и обрядового закона, и этим снискать себе Божию милость. Иисус опровергал заблуждения фарисеев, Павел поборников иудаизма.    Фарисеи, противостоявшие Иисусу, мыслили о себе как об абсолютных исполнителях закона, однако, придавая огромное значение мелочам, пренебрегали тем, что действительно имело существенное значение (Мф 23:23—24). Своей казуистикой они сводили на нет дух и цель закона (Мф 15:3—9, Мф 23:16—24), к человеческим же преданиям они относились как к части утвержденного Божьим авторитетом закона и таким образом связывали совесть людей там, где Бог освободил ее (Мк 2:16—3:6, Мк 7:1—8). В душе они были лицемерами и искали одобрения людей (Лк 20:45—47, Мф 6:1—8, Мф 23:2—7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О даровании Воскресшим Духа ученикам сообщает из евангелистов только Иоанн. „Иисус сказал ученикам: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Ин.20:21–23 ). Здесь с даром Духа соединяется свобода духовной жизни, свободная нравственная жизнь. Западные толковники (Августин 1156 и Григорий Двоеслов) , в объяснении на это место Евангелия, обращают наше внимание на дар любви как преимущественный дар Св. Духа. И правильно. Этот союз дара любви Христовой с даром Его Духа ( Рим.8:9 ) был предуказан уже Самим Господом в прощальной беседе с учениками: „Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек“ ( Ин.14:15,16 ). В этом же смысле пишет св. апостол Иоанн: „Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего... Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам“ ( 1Ин.3:23–24,4:12–13 ). —45— Так и апостол Павел говорит о любви в духе ( Кол.1:8 ; Рим.15:30 ), что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 . Ср. Гал.5:22 ; 2Тим.1:7 ). Другие евангелисты, хотя не говорят о даровании ученикам Господом духа Его при вознесении Его, однако дают ценное указание на другую сторону духовного дарования – именно на универсальность духа Христова ( Мф.28:19 ; Лк.24:47 . Ср. 1Тим. 3:16 ). В полноте своей связи с страданиями Господа Иисуса, с одной стороны, и с верой учеников, а также указанными духовными дарованиями, с другой стороны, воскресение Христово открывается нам во всём величии. Вера в воскресение Христово делает для нас живой действительностью смысл Его дела и учения, делает для нас реальной Его духовную жизнь. „Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься“ ( Рим.10:9 ). По самой этой вере мы уже оживотворены со Христом ( Еф.2:5 ; Кол.3:1 ), так что поистине Он воскрес для оправдания нашего ( Рим.4:25 ). Кратко сказать, мы возрождены воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах ( 1Пет.1:3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Так, начат будет этот вопрос положительными доказательствами, успокоивающими дух православного читателя, и закончен ими же. 1.Положительные доказательства подлинности Пятокнижия Вопрос о происхождении Пятокнижия от Моисея положительно решался издавна и имеет для такого решения следующие библейские основания. Издавна утвердившееся в христианской и еврейской литературе названия: Пятокнижие Моисея указывает на общепринятое мнение о происхождении его от Моисея. Для христианского верующего сознания это мнение имеет основание в словах Иисуса Христа: не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем, есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Здесь, очевидно, разумеется, Пятокнижие Моисея с его пророчески – прообразовательным характером, признававшимся всеми иудеями. Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде, и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых? ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятокнижие Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ). Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ). Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятокнижия от Моисея, и Моисею в них усвояются заповеди данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятокнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:13 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенною кровью ( Евр.9:19 = Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9,9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятокнижия от Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010