Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн , а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23). Ответ Иисуса в такой утвердительной и ясной форме («Я» [E)gw/ei)mi — букв. «Я есмь»]) имеется только в Мк. (ср. Мф. 26, 64; Лк. 22, 67-68, где ответ звучит несколько туманнее). «Здесь мы в сердце драмы. Ответственные люди ждали Мессию и, конечно, они очень хорошо знали, что могло свидетельствовать о Его пришествии. Но в результате они выработали свою идею Его пришествия. Поэтому, когда пришел Иисус, это никак не соответствовало их идее! Противостояние настолько велико, что кто-то должен умереть: или они, кто не принял такого странного Мессию [в их случае «умереть» было бы признать полную несостоятельность своих ожиданий — А.С.], или Сам Иисус, если они окажутся правы. В драматичной сцене суда перед Синедрионом, когда уже отступать некуда, Иисус провозглашает Себя Христом. Так Он приговорен к смерти...» Но Иисус не один — несмотря на то, что «мессианская тайна» составляет немалую трудность и для Его ближайших учеников. Служение Иисуса немыслимо без них. Конечно, о призвании учеников как о неотъемлемом аспекте дела Иисусова мы читаем во всех Евангелиях, но в Мк. как-то особенно подчеркивается, что Иисус с ними, с учениками, а они — с Ним: И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были... (Мк. 3, 14; ср. Мф. 10, 1; Лк. 6, 13) «Иисус у Марка — это прежде всего Иисус со Своими учениками. Его первым актом является призвание учеников, затем избрание двенадцати, чтобы они были с Ним. Противники хотят разрушить этот союз, обрушиваясь на Иисуса перед учениками и на них перед Иисусом (2, 18-27). Иисус готовит Своих учеников к будущей миссии, ставя их на службу людям, направляя к язычникам, при этом давая отдохнуть и подкрепиться (6, 31)» . Призвание Двенадцати и их пребывание «с Ним» выглядит как избрание, отделение от мира и как противостояние миру. Христос как будто посвящает их в «заговор» против мира, который находится во власти сатаны. Действительно, заговор — не против мира (это лексика не Мк., а Ин., см. § 45. 3), а против сатаны, который поработил многих. Христос творит чудеса-знамения, которые являют Его силу над сатаной и его духами, но все же это делается втайне (см. выше). Сначала нужно посвятить в замыслы учеников. Это наиболее ясно видно в случаях с притчами. Не говоря о седержательной стороне притч (см. § 11. 2), уже сама притчевая форма есть признак «заговора» :

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

64 С евр. «благоволение Его ( – обоняние Его» к...) в страхе Божием», или: «Он возлюбит страх Божий». 65 «Духом уст Своих», по-видимому, значит (не только: «словом» всемогущества, но и силою нравственною, – в противоположность дерзкому насилию царя ассирийского. Ср. гл. 4:4, где говорится, что Господь «очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня»; ср. Лк.3:16 . 66 Ср. 8:13, 17, где понятия «страх Господень» и «упование на Господа» сближаются по своему значению. 67 Напр. противоположение правды и земной силы, понимание правды, как «упования на Господа», «ведения Господа», спасение «остатка» (см. 37–41 стран). 68 Из других характеристических мыслей и выражений Исаии, нередко повторяющихся по всей книге, можно указать на следующие: «это не состоится и не сбудется» (7:7; 8:10; 14:24; ср. 46:10), «замышляйте замыслы», «определения», «советы» (евр. , 8:10; ср. 5:19; 14:24; 19:3; 28:18; 29:15; 40:13, 14; 41:28; 46:10: 55:7–9 или глаг. 10:6; 13:3; 34:16; 45:11, 12); эти выражения, правда, встречаются часто и у пр. Иеремии, но первоначальность их у Исаии доказывается соответствием их тому обстоятельству, что пр. Исаия особенно часто говорил о всемогуществе Господа, сравнительно с другими свойствами Его (см. стран. 38). Затем ср. буквально сходные выражения: «определенное истребление совершит Господь по всей земле» (10:23 и 28:22, ср. 14:26). Изображение «запустения» страны к 7 гл. 18–25 (ср. 9:18; 10:17) есть прямое развитие сказанного в 6:11–13, 9:16: «вожди народа сего ввели его в заблуждение» ср. с 3:12; 19:14. – 9:14; «отсечет Господь голову и хвост пальму и трость» ср. с 19:15, отчасти 3:1; 10:24; 36:6: 42:3... Образы «тьмы» и «света», как состояния «славы» (8:22; 9:1, 2). встречаются по всей книге, особ. ср. 5 кон., 24, кон. 60 гл. 69 Но исследователи, которые не допускают какого-либо действительного пророчества, напр. Кюнен, Дум и др., говорят, что при Ахазе пророк Исаия не мог еще предсказывать нашествие царя ассирийского на иудею, и потому видят в стихах 17, 18, 20 главы 7-й, в стихе 7 главы 8-й или только в самом упоминании о царе ассирийском позднейшее прибавление, или глоссы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вопрос 66. Где есть Фарсис, идеже Иона бежаше ( 3Цар.10:22 ). Ответ. Фарсис град есть страны индийския, якоже в третием Царстве уведехом. Вопрос 67. Убо даже и до ныне ли наводятся греси отец на чада. на третий и на четвертый род. Ответ. Моисеом убо се рече Бог ( Втор.5:9 ), Иеремием же пророком паки рекл есть, яко не будет ( Иер.31:29 ) прочее тако. но иже снесть зеленая, того зу6ы оскомины сотворят. Слышим же паки Христа ко июдеом глаголюща ( Мф.23:35 ), аминь глаголю вам приидут греси отец ваших на вас, от крове Авеля ( Быт.4:10 ) праведнаго до крове Захария сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем. отнюду же знамена ти есть подобно, яко на некрещеныя убо наводятся греси отец нечестивых. на сыны лукавыя и неблагия. о верных же, святое крещение очищает нас от всякаго праотеческаго греха. Вопрос 68. Нецыи глаголют умирати множицею верных младенцем ради родительных грех . убо тако ли есть. Ответ. Да будет сему тако быти. Вопрос 69. Убо чесо ради (Небеса сл.53) младенцы умирают, друзии же престареются. И откуду нецыи (Пат. алфавит. знам. 1 гл.1) убо правды творяще, бывают маложителны. нецыи же злая творяще многолетны умирают. инии же блази суще, бывают безчадны и убози. друзии же нечестиви, благочадствуют же и богатеют, и блазе живут. Ответ. Много еже о Божиих судьбах слово, и непостижимо. Обаче, якоже от Божественных Писаний разсмотряюще глаголем, яко убо верных младенцы не за грех , но множицею к целомудрию родителному умирают. двое благо всем Богу соделовающу. Едино убо яко (9 окт., повесть о Андронице) да чисти отшедше, отселе спасение тамо получат. есть же, яко (Пролог, 21 ноября) и лукаво зело житие пожити хотяху, и смотрителне Бог предвосхити их. Второе же, яко да и сих родители целомудренейши будут, и яко да яже умершим чадом хотящая по заветом дана быти имения, на нищих прочее истощат. Всяко же и по иной судьбе нам сущи неведомей. И сие убо еже о верных младенцех слово (Пат. алфавит. знам. 1 гл.1). Богатеют же и изобилствуют, и благочадствуют множае лукавии, всяко некая мала блага дела сотворивше, и зде мзду их восприемлюще ( Лк.16:25 ), якоже богатый он слышавый: помяни, яко восприял еси благая вся в животе своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Выходит, что у Господа просили и то, и другое: и чтобы Он исцелил больную, и чтобы Он воскресил мертвую. А так как Матфей решил сообщить кратко, то он и представил отца сказавшим то, чего и тот хотел, и Христос совершил. Конечно, если бы те два евангелиста или один какой-либо из них приписали и отцу слова, сказанные вестниками из дома, т.е. чтобы Иисус не беспокоился, ибо девица умерла, то это противоречило бы словам, приведенным у Матфея; а в действительности мы не читаем, что он не соглашался на то, что говорили и чему противились вестники из дома, т.е. чтобы Учитель пришел. Поэтому и слова Господа: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» ( Лк. 8:50 ) являются не укором недоверяющему, а большим укреплением верующего. Действительно, у него была такая же вера, как и у того, который говорил: «Верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мк 9.24 ). 67 . При таком положении дела в отношении к различным, но не противоречащим друг другу словам евангелистов, мы учимся весьма полезному и крайне необходимому правилу: в словах каждого мы должны усматривать только его намерение. Никто не должен считаться лжецом, если он другими словами выразит намерение кого-либо, не приводя его слов; пусть жалкие буквоеды не думают, что истина в каком-либо отношении связана с буквенными знаками; нужно искать только истинный дух говорящего и, конечно, не в одних только словах, но и во всех остальных душевных знаках. 68 . А то, что в некоторых списках у Матфея находят слова: «Не умерла женщина (а не »девица«), но спит» ( Мф. 9:24 ), хотя Марк и Лука называют ее двенадцатилетней девицей, то это, следует думать, связано с тем, что Матфей говорит по еврейскому обычаю. Действительно, и в других местах Писаний мы находим, что женщинами называются не только те, которые вышли замуж, но и чистые, невинные жены; так и о самой Еве говорится: «И создал Господь Бог... жену» ( Быт 2.22 ), и в известном месте в книге Чисел повелевается не убивать женщин, которые не знали мужеского ложа, т.е. дев ( Чис 31.18 ); подобным словоупотреблением пользуется даже апостол Павел, когда говорит о Христе, как о родившемся от жены ( Гал 4.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Как бы услышав ужасное, нестерпимое богохульство, Каиафа представился вышедшим из себя, разодрал свои одежды и вскричал к прочим судьям: «Слышали ли вы, что Он сказал?.. Это явное богохульство, и мы еще требуем свидетелей?.. Что вы думаете, чего Он достоин? «Смерти, смерти», повторили один за другим старейшины ( Мф.26:59–66 ; Мк.14:55–64 ). Сим кончился первый допрос. Судьи и советники разошлись, чтобы успокоясь несколько сном, вновь собраться, при первом рассвете и во втором собрании подтвердить приговор, теперь сделанный. L. Поношение И. Христа от слуг и стражей Господь, в ожидании нового собрания, выведен был из жилища первосвященника, где происходил совет, – на двор. До утра оставалось немного времени (два–три часа); но для него этот промежуток времени был весьма тяжел, потому что Он находился в руках буйной толпы, состоявшей из стражей храма и служителей первосвященнических. Те и другие почитали за долг выказать свое раздражение и презрение к человеку, который, по их мнению, имел дерзость быть врагом их начальников: «Пророк Галилейский! Мессия самозванец!» Такими насмешками началось поругание. Но скоро от слов перешли к ударам. Одни заушали Господа; другие ударяли его по ланитам; иные плевали в лице. Иные же закрывали лице Его одеждою и при каждом ударе спрашивали: «угадай, Христос, кто Тебя ударил». Господь все сии оскорбления переносил молча, без всякого ропота ( Мф.26:67,68 ; Мк.14:65 ; Лк.22:63–65 ). 16 LI. Второй смертный приговор Синедриона С рассветом чертоги Каиафы снова наполнились старейшинами, фарисеями и книжниками. Уже не думали повторять разысканий, выискивать свидетелей (все это и прежде делалось для одного вида): желали только – сообразно обычаю – не осуждать преступника в одно заседание, снова в полном присутствии Синедриона выслушать признание Господа, что Он есть Мессия, и вследствие сего снова подтвердить приговор смертный. Господь был введен в собрание. «Ты ли Христос, скажи нам», спросил Каиафа. «Если скажу вам, что Я Христос», отвечал Господь, «вы не поверите; если же и спрошу вас (о том, что могло бы вывести вас из ослепления), не будете отвечать Мне, и (хотя бы Я доказал, что вы должны верить словам Моим) не отпустите Меня. (После сего остается одно) отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией (не будет более являться пред ними в виде уничиженного узника, a приимет вид всемогущего Царя и Судии)».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он-то, — говорят, — оставив верхнее покрывало, бежал. И нет ничего удивительного, что, когда бежали верховные апостолы, и сей оставил Господа. Впрочем, Петр, являя теплейшую любовь к Учителю, следовал за Христом. Закон повелевал, чтоб у иудеев был один архиерей во всю свою жизнь; между тем у них тогда было много архиереев, которые один за другим каждый год покупали власть у римлян. Таким образом архиереями евангелист называет тех, которые, пробыв некоторое время на архиерействе, оставили оное.   Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил; Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего.   Люди, сами достойные осуждения, составляют вид судилища, чтобы показать, будто умертвили Его (Христа) по суду. Но где справедливость суда, когда приводятся свидетели, не могущие сказать ничего справедливого, а только одно буйство и нелепости? Да и те самые, кои думали сказать Нечто дельное, сказали ложь. Ибо Господь не говорил: Я разрушу храм, но — «разрушите», не сказал притом — храм рукотворенный, а просто «храм». Архиерей, восстав, вопрошал Иисуса в намерении побудить Его к ответу, а ответ обратить в обвинение. Но Христос молчал, зная, что не будут внимать словам Его, как Лука действительно и замечает, что, когда спрашивали Господа, Он сказал: «Если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне» (Лк. 22, 67-68).   Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Святоотеческая интерпретация этого места, опираясь на обороты евангельских текстов, артикулирующие семантический момент сравнения (ς у Мк, σε у Мт, σωματικ εδει ς у Лк), склонна подчеркивать уподобительно-символическую функцию образа горлицы, возражая против его чувственной буквализации. По характерной формуле бл. Иеронима, здесь «показуется не истина, но уподобление» (In Matth. 3, 16: non Veritas, sed similitudo monstratur). Вербального изображения Духа Божия в виде горлицы нет ни в Ветхом Завете, ни в других известных нам документах древнеиудейской веры. Очень важно, однако, приписываемое Бен Зоме уподобление того действия Духа Божия при сотворении мира (Быт 1:2), которое выражено глаголом [мэрах э фэт] «простирался» и передано в Синодальном переводе словами «носился», — действию матери-горлицы по отношению к высиживаемым ею яйцам (Hagiga 15. а). Образ горлицы в иных функциях часто встречается в библейской поэзии, например, как символ народа Божия (Пс 67/68:14: «…Вы стали как горлица, крылья которой покрыты серебром, а перья — чистым золотом»). У Филона Александрийского сказано: «Божественная Премудрость […] символически именуется «горлица» (τρυγν — Quis rer. div. her. 25). В Вавилонском Талмуде (Berakhot За) рассказывается, что рабби Иосе слышал «голос Божий, звучавший, как голос горлицы». На совершенно ином уровне наивной фольклорной мифологизации у арабов, родственного семитского народа, складывается представление о чудесной исполинской птице, имя которой («Рух») и означает «Дух». Вспомнив о подобных играх народного воображения, мы лучше понимаем, против чего предостерегал бл. Иероним.   1:11 Сын Мой Возлюбленный. Эпитет «Возлюбленный» может также означать «Единственный, Единородный» (см. старую статью: С. Н. Turner, О ΥΙΟΣ ΜΟΥ Ο ΑΓΑΠΗΤΟΣ, Journal of Theological Studies 27, 1926, p. 113–129, 362. Ср. Быт 22:2: «…Возьми сына твоего, единственного, которого ты любишь…»; Ис 42:1: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа моя…».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Слова «славою Отца» опущены также и у Тертулл. (de Resurr. carn. с. 47). 64 Ириней указывает на эту женщину, как на образ языческого мира, ибо у иудеев самаряне считались наравне с идолопоклонниками. 65 Т. е. род человеческий. 66 Это место сохранилось на греческом языке у Феодорита (Dial. 1.). 67 Это место переведено с сирского отрывка, изданного Гарвеем. 68 Плиний (Н. N. XXXVI, 24) рассказывает об одном случае смерти от выпитого раствора извести. Гарвей. 69 Слово: быть отвержену или вставлено Иринеем из Марка (Мк. 8:31) и Луки ( Лк. 9:22) или было прежде в некоторых кодексах Матфея. 70 Это место в латинском тексте читается: et facere, ut et Deus assameret hoininem et homo so dederel Deo (и сделал то, чтобы и Бог воспринял человека и человек отдался Богу), и значительно разнится от греческого чтения у Феодорита (Dial, II), по коему мы сделали наш перевод. Грабе и другие издатели продпочитают чтение Феодоритово. 71 В лат. тексте стоит: majorem ав ео gloriam percipiet provectus accipiens dum consimilis fiat… Слово provectus не мало затрудняло издателей. Грабе принимает его за причастие, Массюет за винит. множ. существит. имени, а Гарвей за родит. падеж от gloriam. Мы следуем Массюету, с которым по–видимому согласен и Штирен. 72 Это место по своей конструкции в лат. тексте не ясно. Мы следуем чтению Массюета. 73 Это место у Иринея читается отлично от принятого текста, может быть потому, что приведено им на память. 74 Грабе замечает, что слово πρεσβυς, переведенное здесь «senior», означает «ходатай». 75 Ириней приводит здесь эти слова под именем Исаии, а в IV кн. 22 — под именем Иеремии, но их нет ни у того, ни у другого пророка, Иустин (разг. с Тр. Глава 72) приводит их также над именем Иеремии, обвиняя иудеев в намеренном исключении их из Писания. Но так как тех слов не встречается ни в каком древнейшем переводе Библии, то вероятно они заимствованы Иустином и Иринеем из какой–нибудь апокрифич. книги. 76 Следует читать Михей: (Мих. 7:19) 77 По свидетельству Епифания (de Monsuris XIV, XVII), Феодотион, иудейский прозелит, у Евсевия (III, 8) называемый Эвионитом, сделал свой перевод Писания во 2–й год царствования Коммода, т. е. около 181 г. по Р. X., а Акила на полстолетия ранее, около 129 г. 78

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

См. об этом Baldensperger – Selbstbewusstsein Jesu, стр. 39. 58 Крайним выразителем подобной теории является Кабиш (Das 4 В. Esra aufseine Quellen untersucht, Gottingen 1889), который делит книгу на пять совершенно независимых друг от друга апокалипсисов, появившихся будто бы в период времени от 31 г. до Р. Хр. до 100 г. после Р. Хр., а окончательную редакцию получивших уже в царствование императора Адриана. Теорию Кабиша повторяет с некоторыми uзмehehuямuFaye (Les apocalypses juives, Paris 1892), который делит книгу Ездры на 4 самостоятельных апокалипсиса. 62 Что в указанном месте ( 3Ездр. 10:21–22 ) речь идет о первом разрушении Иерусалима, видно из объяснения ангела, который говорит о падении города тотчас после упоминания о построении храма Соломоном ( 3Ездр. 10:44–48 ). Если что и может говорить за то, что автор пережил разрушение Иерусалима римлянами, то это слишком живая скорбь и сетование автора о крайнем унижении святого города и Израиля, что могло вылиться под живым впечатлением пережитого события; поэтому Бальденшпергер считает автора 3 кн. Ездры современником разрушения Иерусалима (Тр. цит. стр. 40). Но побуждений для скорби было очень много и до разрушения Иерусалима, так часто подвергавшегося унижениям и осквернениям со стороны язычников. 64 Выражение латинского текста: «откроется сын Мой Иисус» ( 3Ездр. 7:28 ) читается в арабском и Сирском переводах: «сын Мой Мессия явится», в эфиопском: «откроется Мой Мессия», в армянском: «явится Помазанник (Unctus) Божий, видимый людям»; см. Hilgenfeld. Messias Judaeorum, стр. 138, 228, 282, 340 и 398. Внесение в латинский текст слова Jesus вместо Unctus еще Амвросий (на Лк. 2:21 ) приписал христианину. 67 Подобно автору книги Еноха, псевдо-Ездра ничего не говорит о человеческом происхождении Мессии; только в эфиопском тексте ( 3Ездр. 12:37 ; у Hilgenfeld " а Messias Jud., стр. 311) говорится, что Всевышний сохранил Мессию к концу дней из семени Давидова. 68 Kabisch – Das vierte Buch. Esra, стр. 62 и д.; Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

О спасении, дарованном Богом через Иисуса Христа, еще до рождения Богомладенца свидетельствует прав. Захария: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Лк 1. 68-71; ср.: 2. 11, 30; 3. 6). В гимне Захарии (Лк 1. 67-79) выделяют 2 части: тема первой (Лк 1. 68-75) - восхваление спасительного действия Бога об Израиле согласно древним пророчествам; тема второй (Лк 1. 76-79) - пророчество о рождении Иоанна (пророка, предтечи, приуготовителя народа; ср.: Лк 1. 14-17). Объявленная рим. властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода, стала причиной того, что Иосиф и Мария отправились в Вифлеем (Лк 2. 4). Там и рождается Иисус - в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (Лк 2. 7). Сразу после этого евангелист Л. сообщает о явлении ангелов пастухам, к-рые, услышав весть о рождении Спасителя, отправляются в Вифлеем, чтобы увидеть все своими глазами (Лк 2. 8-20) (Лк 2. 14 - гимн «Слава в вышних Богу...»). Иисус Христос учит в храме. Крещение. Фрагмент росписи в коллегии Сан-Джиминьяно. 1342 г. Мастерская Липпо Мемми Иисус Христос учит в храме. Крещение. Фрагмент росписи в коллегии Сан-Джиминьяно. 1342 г. Мастерская Липпо Мемми Важным дополнением Л. к преданию о детстве Младенца являются рассказы о Его обрезании и сретении (Лк 2. 21-39). На 8-й день по Рождестве, после обряда обрезания, Младенец получил нареченное еще до рождения имя Иисус (Лк 2. 21). Через 40 дней Его приносят в Иерусалимский храм (Лк 2. 22-38) для посвящения Богу и во исполнение ветхозаветного предписания (Лев 12. 1-8). Здесь Он был узнан праведным старцем Симеоном Богоприимцем , всю жизнь ожидавшим пришествия Мессии (Лк 2. 25-26). Симеон произносит благодарение Богу и гимн («Ныне отпущаеши…» - Лк 2. 29-32), восхваляющий Бога за явленное в Младенце Иисусе спасение, которое распространяется на Израиль и языческие народы. Богородице он открывает судьбу Ее Божественного Сына, Который станет причиной «падения и… восстания многих в Израиле», говорит о предстоящих Ей страданиях, предрекая крестную смерть Иисуса (Лк 2. 29-35).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010