Заключительная сцена в ст. 24,25 подчеркивает ответственность человека за свои поступки. Хотя Пилат не вынес формального приговора, но, умыв руки пред народом, он продемонстрировал, что слагает с себя ответственность за смерть Иисуса и возлагает ее на народ; в ст. 25 записаны страшные слова: весь народ принял на себя эту ответственность. Таким образом, Матфей подчеркивает, что, хотя инициатива в этом деле принадлежит первосвященникам и старейшинам, народ несет коллективную ответственность за смерть Иисуса. Конечно, нет оснований обвинять в этом всех евреев во все времена (в конце концов, и Матфей, написавший эти строки, был евреем, как и все основатели Церкви Иисуса). Как и предсказывал Иисус (23:37–39), именно «род сей» в Иерусалиме несет на себе эту ответственность, и в 70 г. их настигло страшное наказание, когда город и храм были разрушены. Примечания. 16,17 В ранних рукописях здесь дается имя Иисуса Вараввы, и, вероятно, так и написал Матфей. «Иисус» было распространенным именем. Ст. 17 тем самым как бы предлагает выбор между двумя «Иисусами». 19 О жене Пилата более ничего не известно. Убежденность этой языческой женщины в невиновности Иисуса противопоставляется предубеждению евр. «множеству народа». 22 Большинство евреев ненавидели казнь через распятие как варварский метод, который использовали римляне. Но распятие было неизбежно, так как, по их настоянию, Его официально осудили как мятежника. 25 Ср.: Нав. 2:19 . 2 7:2 7–56 Распятие Иисуса 27:27–31 Издевательства римских воинов (см.: Мк. 15:16–20 ). Хотя описывается и применение грубой физической силы, основное внимание направлено на издевательства и поругания Иисуса. Они насмехались над Ним, называя иудейским «царем» и изображая поклонение Ему, и использовали все, что попадало под руку, чтобы одеть Его как бы в царские одеяния: вложили Ему в руку палку вместо скипетра и сплели венец из терна. Так «Царь Иудейский», уже претерпевший поругание от собственного народа (26:67,68), был обесчещен и язычниками. 27:32–44 Распятие (см.: Мк. 15:22–32 ; ср.: Лк. 23:33–39 ). Матфей мало что говорит о физических муках при распятии; здесь снова внимание сосредоточено на поругании над Иисусом со стороны Его собственного народа. Но даже в таком необычном контексте, некоторые из величайших мессианских титулов являют свою силу, несмотря на стремление принизить их значение. И через пелену этих насмешек к нам доходят блики духовного озарения, освещающие реальное значение смерти Иисуса. В Пс. 21 и 68 звучит эхо страданий и смерти Иисуса, напоминание о том, что предсказанное в Писаниях исполнилось ( Пс. 21:19, 8, 9 перекликаются с 35, 39, 43, а в ст. 46 цитируется Пс. 21:1 ; Пс. 68:22 перекликается с 34, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Исключительность и чрезвычайность положения Апостолов в среде «внешних» заключалась в том, что они не могли иметь другого суда над «внешними», кроме свидетельства о том, что, отвергая их, Апостолов, люди приближают к себе суд Божий. Поэтому Иисус Христос и говорит Апостолам, что Сам принимает на Себя суд над теми городами, которые отвергнут Апостолов, как благовестников истины и Царствия Божия. «Слушающий вас, – говорит Иисус Христос Апостолам, – Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ); «сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:12 ). Но и помимо этого обращения Апостолов к суду Божию, во всех случаях встречаемой ими неправды к себе людей этого мира, они должны оберегать себя и защищать свое дело всеми законными и нравственно-дозволенными средствами: «пред правителями и царями» и вообще пред язычниками они должны говорить смело и безбоязненно, что внушит им в данном случае и при данном их положении Дух Божий ( Мф.10:18–20 ). Воззвание к истине, требование оказательства общечеловеческой справедливости, защита своих личных прав по существующим законам, обличение неправды и пристрастного к себе отношения правительственной власти, обличение лживого обвинения и наглого, беззаконного обращения с собою нашли в Самом Иисусе Христе свое естественное воплощение, как средство самозащиты и самоохранения в силу общемирового, действующего в людях вполне на основе нравственных и добрых начал – «jus gentium». Когда на предварительном допросе у первосвященника Анны один из служителей Анны ударил Иисуса Христа в ланиту за якобы непочтительный его ответ первосвященнику, то Иисус Христос не только не подставил другой Своей ланиты низкому и подлому оскорбителю, но с строгим словом обличения, выговора и укоризны сказал ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:22–23 ); на суде синедриона Иисус Христос, со всей строгостью истины и Своего Божественного приговора выразил беззаконным судьям своим, что, в сущности, они разбойники, ибо, разбойнически взявши Его ( Мф.26:55 ), они уже теперь ни за что не выпустят Его из своих рук: «Ты ли Христос? скажи нам, – вопросили судьи. – Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне, и не отпустите Меня» ( Лк.22:67–68 ); Пилату, в порыве надменной гордости забывшему о том, что он есть только приставник власти, а не ее источник, Иисус Христос заметил: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше», – и указал при этом на то преступление, которое Пилат совершил над Ним, осудив Его на смерть ( Ин.19:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Г. Евангелие. а) Начало Евангелия: 3–4 главы. 62) Явление Предтечи с проповедью о Грядущем Спасителе и крещением на Иордане: Мф.3:1–12 . 63) Крещение Спасителя, как внешнее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.3:13–17 . 64) Искушение Спасителя, как внутреннее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.4:1–11 . 65) Начало мессианского служения Спасителя в Галилее: Мф.4:12–25 . б) Первая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 5–7 главы. 66) Историческое введение к Нагорной Проповеди и первая часть её – блаженства и их значение для мира. Общие замечания о Нагорной Проповеди и о лжетолкованиях её Толстым и другими. 67) Тема второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:17–20 ) и учение Господа: об убийстве ( Мф.5:21–30 ), о разводе и клятве ( Мф.5:31–37 ), о мщении и любви ( Мф.5:38–47 ), – заключение второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:48 ). 68) Третья часть Нагорной Проповеди: Мф.6:1–7:29 . в) Вторая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 8–25 главы. 69) Спаситель как носитель немощей и болезней человеческих: Мф.8:1–17 . 70) Краткое истолковательное обозрение Мф.8:18–10:50 с более подробным объяснением: 8:18–22, 29–32, –9, –13 –10, 10. 13. 23. 34–36. 40–42. —50— 71) Краткое истолковательное обозрение XI–XIII глав с более подробным объяснением 11:20–30 и 12:22–45. 72) Краткое истолковательное обозрение XIV–XVII глав с более подробными объяснительными примечаниями к 14:14–21 и парал. 15:32–38, –16:13–20, 28, –17:1–9, 19–21 и парал. 21:21–22 и 24–27. 73) Краткое истолковательное обозрение XVIII–XXV глав с более подробными объяснительными примечаниями к Мф.19:3–15 и парал. Лк.16:1–14 , —21—26, –16:25–28, –21:1–22, –22:16–46, –23:1–39, –24:15, 26–28. г) Третья часть Евангелия – первосвященническое служение Спасителя: 26–27 главы. 74) Краткое истолковательное обозрение XXVI–XXVII глав с более подробным объяснением 26:7–29, 36–50, –27:3–10, 46–47. Д. Окончание Евангелия – победа Спасителя над смертью и злом, Его воскресение и вознесение: 28-я глава. 75) Краткое истолковательное обозрение 28-й главы евангелия по Матфею: победа Спасителя над смертью и злом чрез воскресение Его из мертвых и вознесение на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пшеница ( Быт.30:14 ) 62 . Пшеница с древних времён считалась главным зерновым хлебом в Месопотамии во времена Иакова, и с того времени доселе считается таковой в Египте, где и доселе растут ещё многие виды оной ( Быт.41:22 ), которые изображены на древних монументах. В Палестине пшеницу ещё доселе молотят волами ( Втор.25:4 ) и употребляют молотильные колеса ( Ис.28:28 ), потом веют деревянной лопатой. Жатва пшеницы от апреля до июня означает разделение года. Житницы обыкновенно представляют ямы внутри домов или на дворах. Пшено ( Иез.4:9 ) 63 . Обозначенное название встречается вместе с пшеницей, ячменём, бобами, чечевицей и полбой, – растениями, входившими в состав хлебов, которые по указанию Господа должен был приготовить себе пр. Иезекииль и которыми предстояло ему питаться в течение 390 дней, по двадцати сиклей в день. Название пшена Еврейским словом dôchan доселе ещё употребляется Арабами. Пшено находится в большом употреблении y Арабов и вообще y жителей Востока. Пшённые семена очень мелки. Из них делаются пирожки, лепёшки и т. п., но неварёными их едят одни только бедные люди. Рожки ( Лк.15:16 ) 64 – плоды рожкового дерева, в обилии растущего в Палестине. Оно иногда имеет до 30 ф. высоты и приносит множество желудей темно-блестящего вида под названием рожков. Обозначенный плод идёт на корм для скота, лошадей, свиней и т. п., a иногда в пищу беднейшим классам. Рожками питался, по словам Евангелия, упоминаемый в притче блудный сын ( Лк.15:16 ). Рута ( Лк.11:42 ) 67 – одна из лекарственных трав, разводимых Евреями в своих огородах, как предохраняющее от заразы и противолихорадочное средство. В Палестине находится несколько видов обозначенного растения. Сикомор ( Пс.77:47 ; Ам.7:14 ) 68 – растение из разряда пальм, и потому совершенно отличное от британского сикомора, которое есть не что иное, как лён. Сикомор – вечнозелёное строевое дерево значительной величины. В Египте он служит материалом для изготовления дверей, ящиков и гробов для мумий. Он принадлежит к более южной флоре, не выносит холода и потому редко встречается в Палестине, исключая низменности долины Иерихонской ( 3Цар.10:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

1:60–62. Детей часто называли в честь дедов, а иногда и отцов. В этом вопросе последнее слово было за отцом, а не за матерью; в римском обществе (в отличие от еврейского) отец даже имел законное право решать, останется ребенок в семье или будет выброшен на помойку. 1:63. Захария написал имя на деревянной дощечке, покрытой воском, – обычном для того времени материале для письма. 1:64–66. Рассказ о пророческом безмолвии и восстановлении речи после исполнения пророчества встречается также в Иез. 33:22 . 1:67–79 Пророчество Захарии В Ветхом Завете лишь тонкая грань отделяет вдохновенную хвалу от «пророчества (напр.: 1Цар. 10.5,6 ; 1Пар. 25:1–3 ), и часто, как в псалмах, наблюдается переход от одного к другому (45:2,11; 90:1,14). 1:67. Дух Божий в Ветхом Завете чаще всего связывался (хотя и не исключительно) с пророчествованием, и эта точка зрения бытовала в различных еврейских кругах и во времена Иисуса. 1:68. выражение «благословен Господь» встречается в ветхозаветных славословиях (напр.: 1Пар. 16.36 , 2Пар. 6:4 ; Пс. 40:14; 71:18 ) и стало образцовым началом благодарственной еврейской молитвы в ответ на Божьи благословения. О том, что Бог посетил Свой народ, чтобы даровать искупление и совершить суд, говорили и пророки, и позднейшие авторы (ср. Свитки Мертвого моря). Слово «избавление» уподобляет этособытие с освобождением израильтян из египетского рабства, грядущее спасение И новый исход возвещали и ветхозаветные пророки. 1:69. Рог символизирует силу, потому что с его помощью животное одерживает победу в схватке с врагом. Выражение «рог спасения» синонимично «скале», «твердыне» и «шиту» в Пс. 17:3 . Таким образом, отрок издома Давидова будет их избавителем (ср.: Пс. 131:17 ). 1:70–75. По завету, заключенному Богом с Авраамом, Бог обещал патриарху и его потомкам избавление от врагов. Этот отрывок целиком построен на образах Ветхого Завета. 1:76. Выражение «приготовить пути Ему» восходит к Ис. 40 (о глашатае нового исхода) и, возможно, к Мал. 3 (вероятно, в связи с Илией в 4:5); ср.: Лк. 3:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

64 Впрочем, закон был строг только в отношении выдачи евреек за иностранцев, но евреи в виде исключения могли жениться, например, даже на моавитянках: Руфь, бывшая замужем за евреем, была моавитянка. Строгость закона, запрещающего брачные союзы с иностранцами, усиливалась смотря по политическим обстоятельствам народа Божия; так, например, после плена Вавилонского Ездра и Неемия принудили иудеев изгнать из своих домов иностранных жен и даже их детей ( 1Езд.10 ; 2Езд.9 ). 65 Это Господь говорит именно о египетских и хананейских браках кровосмешения. 67 Описание этого случая в Библии весьма сжато и нужно вдуматься в ее слова, чтобы представить полную картину этого семейного факта. 67 В первый раз эта церемония упоминается в Руфь 3:3 . 68 Расплетенные волосы были привилегией девиц в день брака. 69 Еврейское выражение взять жену дает повод думать, что сущность церемонии брака состояла во взятии невесты. 70 По славянской Библии. 71 Лань (самка оленя) служит в Священном Писании образом деятельности и скорости ( 2Цар.22:34 ; Пс.17:34 ), женской скромности ( Песн.2:7; 3:5 ), неудержимого стремления ( Пс.41:7 ) и материнской привязанности ( Иер.14:5 ). Серна служит образом существа любящего ( Песн.2:9,17; 8:14 ). Большие, дышащие мягкостью, глаза серны особенно ценились на Востоке. 72 В этой главе описывается весь обряд этого суда Божия. 73 Это особенно ясно в Притч 21 и в других местах Притч и книге Сираха. 74 Цитируя книгу Сираха, мы обозначаем счет стихов то по славянской Библии, то по переводу отца А. Сергиевского, потому что счет стихов в той и другом неодинаков. 75 Сикера — род пива или вина, делавшегося, впрочем, не из винограда, а из гранатовых яблок, фиг и прочих плодов. 76 Это мы видим в истории Руфи ( Руфь 3:10–13; 4:1–12 ). Печатается с некоторыми сокращениями по изданию: Протоиерей К. Л. Кустодиев. Опыт истории библейской женщины. Ч. 1, 2. История ветхозаветной женщины. СПб., 1870. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

«Заклинаю Тебя, — сказал он с притворным уважением к произносимым словам, — заклинаю Тебя Богом живым: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (то есть Ты ли Мессия) (Мф. 26, 63.) «Я, — отвечал Господь, — даже реку вам более, отселе узрите Сына Человеческого (Меня) седяща одесную силы Божьей и грядуща на облацех небесных». То есть: вскоре сами дела покажут вам, что Я тот славный Царь, Который, по описанию пророка Даниила, сидит на облаках одесную Ветхого днями (Дан. 7,14). Именно такого признания и желал Каиафа, потому что оно совершенно отвечало его цели. Но положение дела требовало скрыть при этом свое удовольствие; и оно сокрыто… Как бы услышав ужасное, нестерпимое богохульство, лицемер тотчас разыграл крайнее негдование и разодрал одежды свои (переднюю часть): поступок, который в первосвященнике выражал чрезвычайную степень душевного волнения и показывал величайший избыток мнимой ревности по славе Бога Израилева. «Слышали ли, — вскричал Каиафа к прочим судьям, — слышали ли вы, что Он сказал?.. Он явно богохульствует, и мы еще требуем свидетелей?..» Все молчали, разделяя с первосвященником притворный ужас от мнимого богохульства. «Что же вы думаете, — продолжал лицемер, — чего Он достоин?» (Мф. 26, 65–66.) «Смерти, смерти», — повторяли один за другим старейшины. Так кончился первый допрос. Судьи и советники разошлись, чтобы немного поспать и потом снова собраться при первом рассвете. Цель, давно желанная, достижение которой еще несколько дней назад казалось невозможным, по крайней мере, в продолжение праздника, эта цель — осуждение на смерть Иисуса — теперь, сверх чаяния, была уже почти достигнута; оставалось только в новом собрании подтвердить приговор, вынесенный сейчас. Господь, в ожидании нового собрания, выведен был из жилища первосвященника, где происходил совет, на двор. До утра оставалось немного времени (два-три часа), но для Него этот промежуток времени был очень тяжел, потому что Он находился в руках буйной толпы, состоявшей из стражей храма и служителей первосвященнических (Лк. 22, 63–65; Мф. 26, 67–68). Те и другие считали своим долгом выказать раздражение и презрение к человеку, который, по их мнению, имел дерзость быть врагом их начальников. Может быть, даже первосвященники дали слугам намек, как поступить с Узником. «Пророк Галилейский! Мессия-самозванец!» Такими насмешками началось поругание. Но скоро от слов перешли к ударам. Одни заушали Господа; другие ударяли Его по ланитам, иные плевали в лицо. Те, кто хотел казаться остроумным, закрывали Его лицо (Мк. 14, 65; Лк. 22, 64) одеждой и при каждом ударе спрашивали: «Угадай, Христос, кто Тебя ударил», — потому что Мессия, по мнению иудеев, должен был знать все.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

– «Теперь ваше время и власть тьмы»: Господь указывает этим на теперешний ночной час и показывает основание, почему они теперь берут Его здесь, а не при дневном свете в храме, где Он каждый день учил их. Это – час, назначенный Богом для них, чтобы они привели в исполнение свой злой умысел. В этот час на время возобладала власть тьмы, власть темная, власть неправедная, или власть духа тьмы и злобы, орудием которой были начальники народные и Иуда. Господь пользуется для выражения своей мысли образом теперешней тьмы ночной, в которую суждено тьме духовной совершить свое темное дело. Между прочим это показывает, как ясен и светел был и в это темное время духовный взор Господа, и как скоро Он возобладал над собой после только что прожитой Им скорби смертельной и томления душевного величайшего. Лк.22:54–62 . Повествование об отречении Ап. Петра у ев. Луки рассказано так же, как у евангелистов Матфея и Марка, и лишь немногие особенные черты восполняют сказания тех. См. Мф.26:58, 69–75 . Мк.14:54, 66–72 и примечания.– «Спустя с час времени»: черта, замеченная только ев. Лукой. В продолжение этого часа происходил допрос Господа в Синедрионе, о котором довольно подробно говорят первые два евангелиста (в парал. местах). – «Господь, обратившись, взглянул на Петра»: это также черта, указанная только ев. Лукой. Несмотря на все, что терпел в это время Господь на суде, Он не оставил вразумить довереннейшего из учеников своих, так сильно павшего в эту самую минуту. «Не только отрекся (Петр), но и тогда, как пел петух, не вспомнил сам по себе, а надобно было, чтобы напомнил ему опять Учитель; взор служил ему вместо голоса. Так он был поражен страхом» (Злат. 3, 458). Лк.22:63–65 . «Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним»: в это время вероятно окончилось первое собрание Синедриона ( Мф.26 и дал. Мк.14 и дал.), члены удалились и Господь остался только под стражей служителей, при надсмотре, может быть, лишь немногих членов верховного судилища. Было два собрания Синедриона для суда над Господом, одно – немедленно, как только приведен Он был к Каиафе, другое утром. О первом подробно говорят первые два евангелиста, о втором кратко ( Мф.27:1 . Мк.15:1 ); о втором ев. Лука говорит подробнее (ст. 66– 71), о первом весьма кратко (ст. 63–65). Первые два евангелиста совмещают в одно все то, что было в двух заседаниях, также поступает и ев. Лука, только первые помещают все в первое заседание, Лука – во второе, что конечно не имеет особенного значения в отношении к достоверности и истинности описываемого события.– «Ругались над Ним» и пр.: это было после первого заседания Синедриона, в котором шел допрос об учениках Господа ( Ин.18 и дал.), представлены были лжесвидетели и пр. ( Мф.26 и дал. Мк.14 и дал.). О биении и хулении см. Мф.26:67–68 . Мк.14и прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

    Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею?    Ответ. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатию Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Священное Писание так говорит: «Праведных же души в руце Божией, и не прикоснется их мука» (Прем. 3:1). Называется также место их раем как Христос Господь сказал на кресте к разбойнику: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23:43). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» (Лк. 16:22), и Царствием Небесным, по слову Господа: «Глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем» (Мф. 8:11). Посему каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят Церковные песни, «на небеси».     Вопрос 68. А те души, которые выходят из тела, пребывая во гневе Божием, где находятся?    Ответ. Место сие различными называется именами. Во-первых, оно называется адом, в котором заключен низверженный с неба диавол, как говорит Пророк: «буду подобен Вышнему» (сказал диавол). «Ныне же во ад снидеши и во основания земли» (Ис. 14:14-15). Во-вторых, называется огнем вечным; ибо Писание говорит: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25:41). Также, тьмою кромешною. И непотребного «раба вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф. 25:30). Называется оно еще и другими именами, но все они выражают ту мысль, что место, в которое низходят души отшедших отсюда во гневе Божием и отверженных людей, есть место осуждения и гнева Божия. Должно каждому знать и то, что души праведных, хотя находятся на небесах, несмотря на то, до последнего суда не получают совершенной награды; равно и души осужденных не терпят совершенного наказания, но после последнего суда души вместе с телами получат решительно или венец славы, или наказание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«...Знаю вас, вы не имеете в себе любви к Богу» ( Ин.5:42 ). Таким образом, объективная истина перестала существовать как для вождей народа, так и для самого народа еврейского, так как сия истина принуждена была освещаться не своим Божественным светом и не своею Божественною правдою и правотою, а субъективным вожделением под призмою субъективно сложившихся и действующих в людях человеческих осуетнений, обольщений, похотствований, лжи и самообмана, возведенных на седалище истины. Духовно-нравственную безнадежность такого состояния в еврействе Иисус Христос видел и со всею силою Своего слова засвидетельствовал о ней на суде Своем пред членами синедриона; на вопрос собравшихся старцев людстиих и архиереев и книжников: «Аще Ты еси Христос; рцы нам», – Иисус Христос ответил: «Аще вам реку, не имете веры; аще же и вопрошу (вы), не отвещаете Ми, ни отпустите» ( Лк.22:67–68 ). Этот безусловный приговор Иисуса Христа о небытии того, чтобы начальники иудейские уверовали в Него, ставит пред нами духовно-нравственный образ вождей иудейского народа вне, стало быть, возможности влияния на них истины: евреи в прямом и буквальном смысле не вмещали в себе слов Иисуса Христа, как Спаситель, о чем сказано было выше, и засвидетельствовал о них. Стеною между Иисусом Христом и вождями еврейского народа стояли измышления и ложь человеческие, возведенные в закон якобы от Бога чрез толкование и предания старцев. Самоубежденность в себе, в своей правоте, в своем «сыновстве» у Бога ( Ин.8:41 ) настолько были велики у евреев, что всякое слово Иисуса Христа против них с этой стороны возбуждало не только гнев, ярость и злобу против Спасителя, но даже покушение на убийство ( Ин.8:59 ). При обличительном слове Иисуса Христа против книжников и фарисеев, один из законников сказал Ему: «Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь» ( Лк.11:45 ); – значит, «сидевшие на седалище Моисеевом» ( Мф.23:2 ) и мысли не допускали той, чтобы они были не правы и не правоверующие. Далее уже, конечно, было идти некуда по пути закоренелости в себе самих: далее должно было все сокрушено и уничтожено, что осмеливалось поднять голову или слово против осатанелых в себе людей, что, конечно, и совершилось в осуждении и смерти Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010