Лк.18:18–30 . Сказание о беседе с богатым юношей и с учениками у ев. Луки также совершенно согласно со сказаниями об этом у евв. Марка и Матфея (у последнего несколько полнее ответ Петру). См. прим. к Мф.19:16–30 и Мк.10:17–31 . – «Некто из начальствующих»: у ев. Матфея некто (ст. Мф.19:16 ), юноша (ст. Мф.19:20 ); у ев. Луки определение – один из начальствующих, может быть, один из начальников синагоги; ср. Мф.9:13 . Лк.18:31–34 . Предречение Господа о своих страданиях, смерти и воскресении изложено у ев. Луки несколько полнее, чем у евв. Матфея и Марка. См. Мф.20:17–19 и Мк.10:32–34 и прим. – «Совершится все, написанное через пророков»: выражение, сохраненное только в Евангелии от Луки, хотя сущность этих пророческих изречений, изложенная в дальнейших словах Господа, изложена У всех трех евангелистов одинаково. – «Написано»: см. Лк.22:37 . – «Они ничего не поняли»: замечание, находящееся при этом случае только у ев. Луки. Это более усиленное выражение того же, что замечал он еще ранее при подобном же случае – Лк.9:45 . ср. прим. к этому стиху и Мк.9:32 . Лк.18:35–43 . Сказание об исцелении слепца иерихонского у ев. Луки сходно со сказанием об этом ев. Марка, который говорит также об одном слепце (тогда как ев. Матфей говорит о двух; ср. прим. к Мк.10:46–52 и Мф.20:29–34 ), но отличается от него тем, что по нему исцеление, по-видимому, совершилось при входе Господа в Иерихон, тогда как по ев. Марку (и Матфею) при выходе из этого города. Греческое слово, употребленное у ев. Луки ( γγι’ζειν), означает собственно находиться близ чего-либо с какой-либо стороны. Можно переводить его так, что когда Господь был близ Иерихона; – при входе или при выходе из него, – этим словом точно не определяется, а два первые евангелиста говорят, что при выходе, и слово Луки не противоречит им. Значит, исцеление совершилось при выходе Господа из Иерихона. Дальнейшее сказание евангелиста Луки, что «потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него» ( Лк.19:1 ), не противоречит этому объяснению, так как в распорядке частных событий из истории евангельской евангелисты не следуют строгому хронологическому порядку, как это видно из сравнения множества мест в них. – «Весь народ» и пр.: об этом впечатлении чуда Христова на народ сообщает только один ев. Лука, как нередко он делает при подобных случаях: ср. Лк.5:26, 7:17, 9:43, 13:17 . Это народное славословие было как бы преддверием тому осанна, которым вскоре после этого народ встретил Господа при входе Его в Иерусалим: Лк.19:37–38 и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лк.4:30 . «Пройдя посреди них»: еще не пришел час Его, еще только почти начал Он великое дело своего служения, а потому злоба не могла довести Его в это время до смерти. Божественная сила, с которой Он мог действовать на народ, сохранила Его невредимым, и Он, удаляясь от разъяренных, прошел посреди них так, что они не могли причинить Ему никакого вреда. Лк.4:31–32 . О пришествии и пребывании Господа в Капернауме в этот раз ев. Лука повествует совершенно согласно с ев. Марком ( Мк.1 и дал. Евангелист Матфей упоминает об этом лишь в общих чертах согласно с ев. Марком и Лукой). – Капернаум: см. прим. к Мф.4:13 .– «Учил их в дни субботние»: общее замечание евангелиста об учении Иисуса Христа в Капернауме, тогда как евангелист Марк говорит об однократном посещении Господом синагоги Капернаумской, когда Он исцелил бесноватого ( Мк.1 и дал.). Лк.4:33–36 . Исцеление бесноватого в синагоге Капернаумской, см. Мк.1:21–27 и прим. – «Нимало не повредив»: несмотря на то, что в злобе поверг его среди синагоги, – черта, замечаемая только ев. Лукой. Лк.4:37 . «Разнесся слух»: см. Мк.1:28 . Мф.4:24 . Лк.4:38–39 . Исцеление тещи Симоновой: см. Мк.1:29–31 и Мф.8:14–15 и прим. Лк.4:40–41 . Исцеление страдавших различными болезнями и бесноватых: см. Мк.1:32–34 и Мф.8и прим.– «Возлагая на каждого из них руки»: замечание только у ев. Луки о внешнем действии, какое употреблял в это время Господь, исцеляя болезни. О возложении рук, как внешнем действии чудотворного врачевания, см. прим. к Мф.9:18 . Лк.4:42–44 . См. прим. к Мк.1:35–39 .– «Народ искал Его» и пр.: у ев. Марка несколько частнее, именно, – что Симон и бывшие с ним пошли за Господом. – «Удерживал Его»: черта, замечаемая только ев. Лукой, но предполагаемая и в рассказе ев. Марка, именно в ответе Господа, что надобно идти в другие места. У ев. Марка представляются Петр и бывшие с Ним действующими, у ев. Луки просто народ, – различие лишь в способе изложения, а не в сущности происшествия. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Неделя святой пятидесятницы (Евангелие от Иоанна, зач. 27, гл. 7, ст. 37–52; гл. 8, ст. 12; Апостольские Деяния, зач. 3, гл. 2, ст. 1–11). 1) Господь – источник воды живой. Вода живая – слово Божие и благодать Святого Духа. Идите к Нему... Не думайте, что Господь откажет в Духе Своем, если пожелаете. Пример Агари в пустыне. Вот она «оглянулась и колодезь воды живой перед нею». 2) Мы жилище Святого Духа. Не будем осквернять тело, в котором живет Дух Божий. Какое общение света ко тьме? Животворящий Дух не может жить в душе грешной, в теле нечистом... 3) Присутствие Святого Духа в человеке обнаруживается, главным образом, истинным просвещением его, чистотою сердца, в духовной крепости сил ( Лк.24:49 ) и в способности духовного утешения. 4) Имеем ли мы Святого Духа? День святого духа (Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10–20; Апостол к Ефесянам, зач. 229, гл. 5, ст. 9–19). 1) Никого из христиан нельзя презирать (ст. 10), потому что каждый христианин находится под особенным покровительством Божиим ( Притч.14:21 ; Ис.49:13–15 ). Ради спасения каждого христианина пришел на землю Сын Человеческий (ст. 11). Вся жизнь христианина располагается по воле Отца нашего Небесного (ст. 14). 2) Обязанности каждого христианина – заботиться об исправлении недостатков людей близких и согрешающих против него (ст. 15; Иак.5:19–20 ), убеждая и обличая их со всяким долготерпением, пока не истощились все средства (ст. 17; Деян.20:26–27 ). 3) Дух Господень на нас... Но где Он? По чему видно, что мы получили Духа... Если расточили мы святые дары Духа, «живя блудно», затеплим снова в себе святой огонь Святого Духа покаянием и молитвой. Нужна жажда духовная ( Ин.7:37 ). Средства к утолению этой жажды ( Ин.6:35, 54 и 55). 1-я неделя по пятидесятнице, всех святых (Евангелие от Матфея, зач. 38, гл. 10, ст. 32, 33, 37, 38; 19:27–30; Апостол к Евреям, зач. 330, гл. 11, ст. 33–40; гл. 12, ст. 1–2). 1) Изображение свойств истинного христианина (ст. 32 – 19:30): а) его преимущественная и исключительная любовь ко Господу (ст. 37) и стремление Ему Единому угодить ( Гал.1:10 ); б) его открытое исповедание веры пред людьми (ст. 32, 33); в) непривязанность ни к чему земному (ст. 29); г) безропотное несение своего креста (ст. 38); д) совершенное смирение (ст. 30); и е) все это только ради сторичной награды в пакибытии (ст. 28, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

По мнению св. Беды Достопочтенного, в гимне «Н. о.» показано, что не только святым НЗ были присущи надежда на вечную жизнь и желание сложить с себя тяжесть бремени земной жизни, но и праведникам ВЗ. Слова же «видели очи мои…» Беда противопоставляет евангельским словам о том, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20. 29 - Beda. In Luc. I 2. 26-34//CCSL. 120. P. 66-67). Свт. Кирилл Александрийский полагал, что выражение «славу народа Твоего Израиля» (Лк 2. 32) относится к остаткам этого народа, к-рый обрел славу через Христа, первыми плодами оказываются Его ученики, просветившие своим сиянием весь мир; кроме того, указывает на Самого Христа - Славу Израиля, от к-рого Он происходил по плоти ( Cyr. Alex. In Luc. 4). В гомилии, вероятно приписываемой свт. Кириллу Иерусалимскому, слова молитвы вложены в уста ветхозаветного Адама, через него прав. Симеон обращается ко Христу: «…ныне разрешаешь меня от вечных уз, ныне разрешаешь меня от тления, ныне разрешаешь меня от смерти, ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже!» ( Cyr. Hieros [Sp.]. Homilia in occursum Domini. 8//PG. 28. Col. 983). По мнению свт. Василия Великого, в гимне «Н. о.» говорится о спасении не как о чем-то абстрактном, а есть указание на личность Сына Божия, ставшего нашим Богом и Спасителем ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 61. 2). Содержание молитвы и сопутствующие ей события подробно разбираются в 2 гомилиях прп. Исихия Иерусалимского «О Сретении» (Homilia in Hypapanten). Толкуя слова Лк 2. 28, прп. Исихий дает богословское объяснение основного значения глагола πολειν в контексте отношений верного раба со своим Господином, Который освобождает Своего служителя, Сам приняв рабский образ. Слова Лк 2. 30-31 направлены против превозношения иудеев над язычниками в свете откровения о всеобщем спасении ( Hesychius Hierosolymitanus. Homilia in Hypapanten. 1. 6//Les homelies festales d " Hesychius de Jerusalem/Ed. M. Aubineau. Brux., 1978. Vol. 1. P. 37). Выражение «с миром» он сравнивает со словами прор. Давида: «В мире на том же месте лягу и почию» (Пс 4. 9 по переводу LXX) (Ibid. 2. 6//Ibid. P. 67). По крайней мере с IV в. «Н. о.» входит в состав вечернего богослужения как на Востоке, так и на Западе христ. мира.

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

Когда в восьмом веке появилась иконоборческая ересь, собран был седьмой вселенский собор, который после тщательного и внимательного исследования вопроса об иконах, утвердил православный догмат иконопочитания (19 б –23 а ). На основании всего сказанного о соборах «Камень веры» строит следующие доказательства в пользу почитания св. икон. 1) Вселенских соборов, правильно составленных, должно слушать ( Лк.10:16 ; Мф.18:18 ; Евр.13:7 ; Мф.18:20 ; Ин.16:13 ). А так как VII вселенский собор был истинный и правильный, то и должно повиноваться его определению об иконах (23 б –24 а ). 2) Должно повиноваться церкви Христовой ( Мф.18:17; 16:18 ; 1Тим.3:15 ); но вселенские соборы, а между ними и VII, представляют собою всю церковь : поэтому должно принимать и исполнять их постановления (24 аб ). 3) Все вселенские соборы в своих деяниях руководились тем же правилом, которое определил для себя собор апостольский: «изволися Духу святому и нам» ( Деян.15:28 ). А так как последнего собора мы слушаем, то должно слушать и первых (24 б ). На замечание противников, что должно слушать и собора, составленного императором Константином Копронимом, и отменившего иконопочитание, «Камень веры» отвечает: 1) этот собор не был истинным и правильным, так как не имел представителей от всех восточных церквей и был собран не во имя Христа, а против Христа, попираемого в Его иконе, и в своих определениях не согласовался с первыми шестью соборами (24 б –25 а ); 2) сами лютеране не следуют правилам означенного собора: последний признает почитание Божией Матери, святых и авторитет церковных преданий, что все лютеране отрицают (25 б –26 б ). (Гл. IV). В-третьих, на основании учения св. отцев церкви. Последние в своих похвальных словах в честь святых часто говорили о свящ. изображениях, которые служили для них живым напоминанием нравственных подвигов и добродетельной жизни св. угодников (27 а –29 а ); упоминают св. отцы также о существовании в христианской церкви св. икон (29 б ), а по поводу обвинения иудеями христиан в идолопоклонстве раскрывают смысл и характер православного иконопочитания и его отличие от идолопоклонства (29 б –37 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

4 . Сущность служения Богу Иисус Христос заключил в двух заповедях – о любви к Богу и любви к ближнему ( Мф. 22:37–39 ), что впрочем Сам Он яснее раскрывал в таких чертах: а) Богу должны мы покланяться в духе и истине ( Мф. 15:8 , Ин. 4:23–24 ), б) и потому должны служить Ему душой и телом, и подражать Божественным, совершенствам Его ( Мф. 5:48 ). в) Истинная добродетель состоит в соблюдении Божественных заповедей ( Мф 7:21–23 ). г) Бог особенно взирает на чистоту духа и доброе расположение воли; потому добродетель должна быть чиста от своекорыстия, честолюбия и плотоугодия ( Мф. 6:1–18 , Лк. 21:1–4 ). д) Истинная добродетель для человека выше всего; потому ничто в мире не должно человека отклонять от неё; все скорби и несчастия для неё должны быть переносимы благодушно ( Мф. 6:33; 5:29–30; 13:44–46; 16:26 ). е) Ни о чём не надобно заботиться во вред попечению о спасении, но всё упование должны мы возлагать на Бога ( Мф. 6:25–34; 10:30–31 ). ж) Чего желаем себе, то должны делать и другим; а чего не хотим себе, того не должны делать и другим ( Мф. 7:12 ): ибо ближних должны мы любить, как себя ( Мк. 12:31 ; Лк. 6:27 ). Превосходство учения Христова яснее можно видать, если сравним его с языческим учением о сих предметах, которое большей частью представляет только заблуждения различного рода, сомнения, чрезвычайно разнообразные злоупотребления и непостоянство в нравственных правилах. Так, единый истинный Наставник Христос преподал в Своём учении всё необходимое для нашего спасения, без всякого недостатка. Премудрость сего учения сознавали слушатели Его, когда говорили: «откуду Сему премудрость сия?» ( Мф. 13:54 ). И Сам Господь свидетельствовал о сем, когда учил: «ваша же блаженна очеса, яко видят: и уши ваши, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видити, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша» ( Мф. 13:16–17 ). 5 . Учение Иисуса Христа имеет несравненное превосходство a) по ясности, б) простоте и в) силе. а) Учение Иисуса Христа отличается ясностью: Он все Свои наставления премудро приспособлял к разумению людей; ясно изображал Бога Отцом всех людей, а людей во взаимном отношении – братьями, Себя – единородным Сыном Божьим, Который, приняв естество человеческое, пришёл в мир с тем, чтобы падшего человека и погибавшего через удаление от Бога, опять восстановить, – примирить с Богом и привести к блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Илия пророк первый начинает готовить путь возвращения в исходную точку — на восточную сторону Иордана, против Иерихона, из Земли Обетованной в пустыню. По его молитве наступает наказание: очищение огнем — засухой. Он восстанавливает на горе Кармил разрушенный жертвенник Господень из двенадцати камней. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова (3 Цар 18:31). В этом восстановлении прообразовательный смысл: “отвергнутые” камни, положенные знамением у перехода сынов Израилевых, станут “во главу угла” нового жертвенника в новой вселенской Скинии. Господь посылает Илию как предтечу пройти путь возвращения в Вифанию. Он идет к месту перехода — Вифавары Израиля, рассекает милотью Иордан и по суху переходит на пустынный восточный берег. За твою дерзость против Меня возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел (Ис 37:29). Несомненно, что эти слова, сказанные Господом через пророка Исайю, были предупреждением не только царю Ассирийскому. Отвергнувшие дар Божий — землю, текущую молоком и медом, превратившие ее (в духовном смысле) в пустыню, сыны Израилевы и сыны Иудины в пустыню же и возвращаются. Вознесение Илии пророка на огненной колеснице в вихре на небо (4 Цар 2:11) на том же месте, где стоял станом Израиль, где могила Моисея, предобразует новую Вифавару, новый “пере­ход”, новую Пасху — от земли на Небо. Именно здесь воздвигнет Господь святилище и скинию истинную (см. Евр 8:2), новую, совершенную и нерукотворенную, Святое Святых. В этом вселенском Алтаре совершится великое дело — предстоящее Крещение — “колесница на небо, райское наслаждение, предуготовление Царствия, дарование усыновления” (святитель Кирилл Иерусалимский) 17 ; сюда войдут народы жертвою благоугодною (Ис 60:7) на новый праздник в пустыне, в совершенной радости, на новую Пасху. Путь возвращения в “исходную точку”, который прообразовательно указал Илия пророк — путь возвращения к Богу. Начатое им великое дело приуготовления продолжает и совершает Иоанн Предтеча. Там же, откуда Господь восхотел вознести Илию (4 Цар 2:1), является человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн (Ин 1:6). Он, по слову Ангела, многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:16–17). Там же, где возглашал Моисей: Слушай, Израиль! Слушай постановления и законы, звучит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Господь посылает Иоанна крестить в воде и засвидетельствовать миру крестящего Духом Святым Сына Божия во славе Святой Троицы — Богоявления.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Но есть и ещё нечто важное, о чём не стоит забывать. Говоря о Спасителе, мы говорим о Боге. В Евангелии сказано, что, слушая Иисуса Христа, иудеи удивлялись и говорили: Как Он знает Писания, не учившись? ( Ин. 7:15 ). Ответ им даёт Сам Спаситель: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Сыну Божию, воплощённому Богу Слову, предвечной Премудрости Божией, не нужно было у кого-то учиться, тем более путешествовать в Индию, чтобы возвещать глаголы вечной жизни ( Ин. 6:68 ). Глава 2. Христианская нравственность Основа христианской этики, или нравственного учения, – десять ветхозаветных заповедей, которые Бог даровал народу Израильскому через пророка Моисея. А развитие этого учения – заповеди блаженства, которые Господь Иисус Христос включил в Свою Нагорную проповедь ( Мф. 5:1 7:29, Лк. 6:12–49 ). Десять заповедь закона Моисеева – руководство, помогающее ветхозаветному человеку безошибочно определить, что такое грех . Они ясно говорят, чего не следует делать, чтобы не вызвать гнев Божий. Напомним эти заповеди: 1 . Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2 . Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь… 3 . Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4 . Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему… 5 . Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле… 6 . Не убивай. 7 . Не прелюбодействуй. 8 . Не кради. 9 . Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10 . Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего ( Исх. 20:2–17 ). Пришедший на землю Сын Божий, Господь Иисус Христос , не отменил ветхозаветные заповеди. Наоборот, Он повелел соблюдать их: Если… хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19:17 ). Более того, Он объединил десять ветхозаветных заповедей в две, которые назвал наибольшими: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:37–40 ). «Любящий ближнего исполняет все заповеди, – объясняет известный толкователь Евангелия, блаженный Феофилакт Болгарский . – Исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди соединяются, друг друга поддерживают и содержат в себе все прочие заповеди. Кто, любя Бога и ближнего, будет красть, помнить зло, убивать, прелюбодействовать?..»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А кто, делая добро, остается без скорби, к тому удобно пристает дух гордости; потому и сказано: прежде сокрушения возносится сердце мужа ( Прит.18:12 ). Если трудишься в добром деле и не ощущаешь спокойствия в сердце, не удивляйся сему, но знай, что, пока не смирится душа, не получит воздаяния за труд. Добрые дела совершаются с печалью, а от печали бывает смирение; смиренным же Бог дает благодать. И воздаяние не за труд, но за смирение; и если смирения нет, то и труд бесполезен. Исполнение заповедей Господних приводит душу в смирение, однако ж за недостатком первого служит и последнее. Иной и худо делает, а за печаль ума достигает милости Божией; другой и под личиною добродетели противен Богу, если нет у него смирения. Тело утруждается при добрых и злых делах, а душа, как хочет, может и оправдаться и обвиняться по своей наклонности к смирению или гордости. Иному и пороки служат к смирению, а другого и дарования Божии ведут в осуждение и муку. Посему, если делаешь добро, и Бог подаст тебе утешение, – прилежно молись, чтобы дано было и смирение или же отнято воздаяние за труд, чтоб не послужило причиною погибели. Кто пожелал потрудиться в богоугодном деле и при том быть без скорби, тот еще не познал истины, которая гласит: в терпении вашем стяжите души ваши ( Лк.21:19 ). Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его утешались в сем веке, но паче восхотел, чтобы они здесь были лишени, скорбяще, озлоблени ( Евр.11:37 ), были в презрении, удалении от благ мирских и печальных мыслях. И невозможно, чтобы кто, проходя путем Божией правды, не встречал себе горести и злострадания, кои почитаются, по слову истины, Божиим дарованием, как говорит апостол Павел: даровася нам от Бога, не токмо еже в Него веровати, но и еще и по Нем страдати ( Фил.1:29 ). Посему все святые проводили время земной жизни со всяким смиренномудрием и многими слезами ( Деян.20:19 ). И Писание так гласит: якоже искушается в пещи серебро и злато, тако избранные сердца у Господа ( Прит.17:3 ). Ибо Божией премудрости угодно утруждать святых различными искушениями, содержа их до конца жизни в борении с грехом, чтобы взор их всегда был возводим к Богу Спасителю, Которого тогда только и можно познать должным образом, когда Он являет заступление Свое злостраждущей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

К сожалению, ни Жобер, ни Евгений Рукстул (Eugen Ruckstuhl) не приводят какого-либо свидетельства позднейших текстовых «глосс» в повествовании Марка и Луки о заклании агнцев в полдень Четверга. Поэтому отклонение свидетельств Марка и Луки выглядит совершенно беспричинным27. Как замечает Иоаким Гнилка (Joachim Gnilka): «Если предположить, что Иисус хотел праздновать Пасху во Вторник, то невозможно было бы достать агнца, который должен быть заклан только в Храме в соответствии с законом. Но агнец – это обязательный атрибут праздника. Утверждение о том, что ессеям было позволено заколать агнца в Храме в свою дату праздника – это чистая фантазия»28. Замечание Гнилки согласуется со свидетельством Флавия о том, что ессеям «запрещен доступ в общий храм, и они совершают свое богослужение отдельно»29. Подводя итог, заметим, что противоречие между «ессейской» гипотезой и свидетельством синоптиков относительно даты Тайной Вечери и заклания агнца в Храме говорит о том, что синоптики использовали именно литургический календарь Храма, а не солнечный календарь ессеев. 2) Иисус использовал храмовый календарь.   Второй аргумент против «ессейской» гипотезы – в Евангелиях нет свидетельств, что Иисус следовал какому-то другому календарю, отличному от календаря Храма 30. С тех пор как были открыты рукописи Мёртвого моря, учёные проявляют невероятную энергию, чтобы доказать связь Иисуса с сектой ессеев31. Несмотря на эти попытки, в Евангелиях не содержится никаких свидетельств о связи Иисуса с ессеями32. При внимательном рассмотрении повествований Евангелий об участии Иисуса в различных еврейских праздниках не обнаруживается никакого упоминания о солнечном календаре ессеев – в противоположность лунному календарю Храма. В книге Сираха имеется свидетельство о лунном календаре как нормативном:  «И луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века: от луны – указание праздника; свет ее умаляется по достижении ею полноты» (Сир. 43, 6 – 7). И по Евангелию участие Иисуса в различных иудейских праздниках происходит по лунному календарю Храма (см., например, Ин. 7: 1 – 10, 37 – о посещении Иисусом в Иерусалиме праздника кущей; также вышеупомянутые Мк. 14, 12 и Лк. 22, 7 – 8 об устроении горницы). В свете этих наблюдений Джон Мейер пишет:  «Жобер отметает всю традицию Иоанна как по мановению руки, но без подробного обсуждения. Понятно почему. Если ранее в четвертом Евангелии, соблюдение Иисусом еврейских праздников в Иерусалимском храме совершалось в одно и то же время с другими евреями, нет веских оснований думать, что соблюдение Его последней Пасхи в Иерусалиме отличается от установленой Им традиции» 33.

http://bogoslov.ru/article/5923176

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010