22 о «краеугольном камне» и их интерпретацией в НЗ (Мф 21. 42; 12. 10; Лк 20. 17; 1 Кор 10. 4) Иустин Философ считает камень, к-рый Иаков положил себе под голову, прообразом Христа (Dial. 86). Св. Кесарий, еп. Арелатский, назвал увиденную Иаковом лестницу прообразом Креста Господня, посредством к-рого Он соединил земное с небесным (Sermo 87, 3). Блж. Августин интерпретировал ее как образ единства двух заветов: Ветхого (земного) и Нового (небесного), неразрывно связанных друг с другом (De civ. Dei.16. 38). Этот образ получил дальнейшее осмысление в христ. аскетической лит-ре (см., напр., «Лествицу» св. Иоанна Лествичника). Из грекоязычных авторов интерпретацией сюжета благословения патриархом Иаковом 12 колен (Быт 49) занимался Ипполит Римский, но сюжет этот в основном толковали святоотеческие авторы на Западе. Руфин Аквилейский посвятил этому отдельное сочинение ( Rufinus. De bened. Patr.), Ипполит Римский считал, что обращенные к колену Дана пророческие слова о змие, жалящем коня в ногу и заставляющем падать Всадника (Быт 16-18), исполнились в страданиях Спасителя: Всадник прообразует Христа, погубленного по плоти змием (т. е. диаволом) (De Bened. Isaac et Jacob 22); христологическая интерпретация дается и благословению колена Иуды (Быт 49. 9-12). В Откровении Иоанна Богослова Христос назван львом из колена Иуды (Откр 5. 5). Впосл. в экзегетической традиции образ восстающего льва осмысляется как пророчество о смерти и воскресении Христовом ( Суг. Hier. Catheh. XIV 3; Ioan. Chrys. In Gen. LXVII 2). Полное христологическое истолкование этот текст получил в нач. V в. ( Rufinus. De bened. Patr.; Cyr. Alex. Glaph. in Pent. 7). Сон Иакова. Мозаика собора в Монреале. Сицилия. XII в. Сон Иакова. Мозаика собора в Монреале. Сицилия. XII в. VII. Тайна Св. Троицы в кн. Б. Как ни в одной др. книге ВЗ, древние экзегеты ясно видели в кн. Б., в повествовании о творении, учение о Троичности Божества. Иустин Философ находит прямое указание на второе Лицо Троицы - Слово Божие, обращая внимание на форму мн.

http://pravenc.ru/text/153739.html

«Выйди из сего человека», — сказал Христос бесу (Мк. V, 8). 229 Сторонники «Христианской науки» считают возможным исцеление силой духовной сосредоточенности. 230 Эпиктет (50—140) — римский философ-стоик. 231 Сенека Луций Анней (4 до н. э. — 65 н. э.) — римский философ-стоик. 232 Речь идет о следующих текстах: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. XIX, 24). «Если и горе сей скажете: „поднимись и ввергнись в море“, — будет» (Мф. XXI, 21). 233 Совет сиять над всем, как солнце и не заботиться о будущем, как птица — Ср.: Л к. XII, 6. 234 Притча о нерадивом управителе (Лк. XVI) — в Евангелии рассказывается об управителе, который, желая обеспечить себе жизнь после увольнения и завоевать расположение должников своего хозяина, переписал их расписки, снизив размер долга. 235 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» — Мф. V, 5. 236 Слова, обращенные к Марфе — Иисус был в гостях у сестер Марфы и Марии. Марфа хлопотала об ужине, Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Обиженной этим Марфе Христос сказал: «ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. X, 41—42). 237 О святых Кларе и Екатерине см. прим. к трактату «Святой Франциск Ассизский» (С.с. 32, 40). Все три монахини славились своими видениями. 238 Святая Тереза (1515—1582) — монахиня-кармелитка. 239 О прекрасных и грозных словах про меч — Честертон имеет в виду слова: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. X, 34). 240 Скопцы Царства Небесного — Ср.: Мф. XIX, 16. 241 Зелоты — религиозно-политическое течение в Иудее I в. до н. э. Зелоты боролись против римского владычества, их движение вылилось в Иудейскую войну (66—73). 242 Тиберий (42 до н. э. — 37 н. э.) — римский император с 14 г . 243 «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» — Мф. XXIV, 35. 244 Моголы — династия, правившая Индией в XVI—XVIII вв. 245 Ессеи — аскетическое течение в иудаизме I в. до н. э. — I в. н. э. 246 Каиафа — иудейский первосвященник, обвинивший Христа в богохульстве (Мф. XXVI, 65). 247

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

житие его ниже, под 26 июля. св. Иоанна последовала в половине XII века. Страдание святого мученика Иакинфа Амастрида, ныне Амастра, находился в северной части римско-малоазийской провинции Пафлагонии на самом берегу Евксинского, ныне Черного моря. кончины святого мученика Иакинфа неизвестно. Житие преподобной матери нашей Макрины с 306 г. по 337 г. его празднуется 1 и 30 января. его — 10 января. ее — 24 сентября. Галерий управлял восточной половиной римской империи с 305 г. по 311 г. премудрости Соломона — библейская книга Ветхого Завета; принадлежит к числу неканонических. Содержанием ее служит восхваление Премудрости Божией. первые плоды жатвы, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, шерсть с первых овец и т. п.; всё это приносилось в Ветхом Завете в скинию для содержания ее служителей, — священников и левитов (Исх.23:19; Числ.15:19–21). Количество первых плодов не указано в законе Моисеевом, но полагают, что это была, по крайней мере, шестнадцатая часть всех произведений земли. т. е. десятая часть. Этим именем в Ветхом Завете (Быт.14:20) обозначалось приношение в дар Богу десятой части произведений земли, стад и т. п. Десятина шла в пользу левитов, не имевших земельных наделов и потому нуждавшихся в средствах существования. Одну десятую часть своей десятины левиты в свою очередь вносили на содержание первосвященника (Числ.18:21–32). происходил в 341 г. и был созван по случаю освящения храма, заложенного императором Константином (306–337 гг.), но доконченного уже при сыне его, Констанции. На соборе было составлено 25 правил по вопросам церковного управления. диавола (ср. Быт.3:15). образное. Как для путника, идущего по песчаной знойной пустыне, вода является драгоценным напитком, восстанавливающим его силы, так и для путника к Царству небесному в обителях небесных уготованы неизъяснимые блага. грудь. Выражение образное (ср. Лк.16:23). прп. Макрины последовала ок. 380 г. < >< back) > < >< back) > Житие и чудеса святого пророка Илии избрал и отделил Авраама и его потомков от прочих народов для сохранения и распространения между людьми истинной веры в Бога. Палестина, которую Бог отдал Аврааму и его потомству, наилучшим образом соответствовала назначению народа Божия. Она ограждена с севера Ливанскими горами, с востока — Сирийско-Аравийскою пустынею, с юга — каменистою Аравийскою пустынею, с запада — Средиземным морем. Такою крепкою оградою народ Божий был отделен и защищен от влияния язычников и мог служить Богу, беспрепятственно и свободно выполнять свое назначение. Не менее соответствовала назначению народа Божия Палестина своим положением на границе Азии, Африки и Европы, в средине между древними народами (Иез.5:5). Народ Божий мог быть в общении со всеми могущественными, образованными народами древности и сообщать им откровения Божии. Когда настало время просвещения народов светом Божественного учения, проповедникам его из Палестины открыты и близки были пути ко всем народам мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но, поскольку после Крещения Иисус был поведен Духом в пустыню, то Иоанн мог свидетельствовать о Нем ученикам лишь после Его возвращения оттуда. Итак, вероятно, именно в это время Он возвратился к Иоанну, и Иоанн засвидетельствовал о Нем, Которого познал при Крещении. Сразу после свидетельства Иоанна, что Иисус есть Мессия, у Христа появились первые ученики.  Таким образом, Слова первого зачала Евангелия от Иоанна (читаемые на Пасху, когда многие в Древней Церкви принимали Крещение), относятся и к Богоявлению и Крещению, а последующие -- к времени после него и свидетельству Иоанна о знании Христа. Сергей Демаков 01 июля 2010г. 12:31 Уважаемый г-н Александр Жабенко, Наш с Вами " теологический диспут " начался после моего комментария на Ваши слова: «Крещение Христа Иоанном произошло в том числе и для познания Иоанном Мессии». Как Вы помните, я написал тогда: «Нельзя согласиться с г-ном Александром Жабенко. Ведение Иисуса было   у Иоанна до крещения: см. Мф. 3,13-14.) ». На чем основана моя точка зрения? 16-е Правило святого вселенского шестого Констинопольского собора, гласит (о нем я тоже упоминал на «Богослове»): «…Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях…». Будем придерживаться и мы этого Правила. Св. Иоанн Златоуст в «Толковании на св. Матфея Евангелиста» в XII беседе пишет: «То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком… Потому-то и Иоанн говорил предварительно, что Он не достоин развязать ремень у сапога Его (Лук.3,16); также, что Христос есть Судия, воздаст каждому достойное и всем ниспошлет в обилии Духа, - чтобы ты видя Его идущего ко крещению, не судил о Нем низко. Вот почему и тогда, как Он пришел креститься, Иоанн удерживает Его, говоря: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Мтф. 3,14)?   … Тогда как Иоанн почитал весьма неприличным для Него принять крещение от раба ». Убеждают ли для Вас слова св. Иоанна Златоуста? Прочитайте, пожалуйста, и у Евангелиста Луки (Лк.2,25-35): «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым , что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня » . Был рад беседе с Вами, С почтением, Сергей Демаков    Вятка, Россия Александр Жабенко 01 июля 2010г. 21:23

http://bogoslov.ru/article/899060

26 ноября 2000 года Неделя 26я по Пятидесятнице (Лк., 66 зач., XII, 16–21) И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. О признаках духовного богатства Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как мы можем узнать, приобрели ли мы духовное богатство? Каковы признаки богатства в Боге? Еще преподобный Серафим Саровский говорил, что мы под предлогом просвещения и образования настолько отдалились от христианских истин, что уже не можем рассудить, есть ли в нас благодать Святого Духа. Апостол Павел очень кратко перечисляет все признаки духовных дарований: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (см. Гал.5:22-23 ). Значит, по своему настроению мы уже можем судить о том, есть ли в нас благодать, приобрели ли мы ее в данный момент или потеряли. Первым и важнейшим признаком духовного богатства и присутствия в душе благодати Божией является духовный мир и покой. Но нужно отличать его от покоя телесного. Нам бывает трудно даже объяснить, что представляет собой мир, даруемый нашей душе Богом. А вот покой телесный мы испытываем тогда, когда все наши житейские обстоятельства складываются удачно, когда мы уверены в себе и нас ничто не смущает. Если мы сами сыты и здоровы и у наших родных все хорошо, то мы бываем спокойны, но это состояние не имеет ничего общего с тем благодатным чувством духовного мира, которое испытывают истинные христиане, ибо оно, напротив, часто даруется им в тяжких скорбях. Например, когда христианина посещает тяжелая болезнь или он подвергается сильнейшему искушению от людей, то Господь укрепляет его, чтобы он смог достойно перенести это искушение. Тогда человек внешне скорбит, но в его душе одновременно водворяются мир и совершенный покой. Если в самых невыносимых скорбях благодать Божия дарует человеку духовный мир, то это есть признак того, что эти скорби посылаются Богом для испытания и утверждения человека в истинном христианстве.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

5 . Заключение виновного под стражу или в особом месте заключения, хотя и не отмечается в законе как особый вид наказания, тем не менее, применялось относительно многих лиц, обвиненных в каком-либо преступлении и подлежащих суду, так что, по-видимому, составляло одно из явлений обычного права у евреев. Так, во время Моисея израильтянин, хуливший имя Господне, и другой израильтянин, собиравший дрова в субботу, до объявления относительно их воли Господней были посажены под стражу ( Лев. 24:12 ; Чис. 15:34 ). В последующей истории евреев упоминается о многих случаях заключения под стражу, в частности в истории Асы, заключившего в темницу прозорливца ( 2Пар. 16:10 ), в истории Ахава ( 3Цар. 22:27 ), пророка Иеремии ( Иер. 37:15 , ср. 38:28; 39:13–14), в истории Ездры (1Ездр. 7в словах указа Артаксеркса), в истории Иоанна Предтечи ( Мф. 14:3 ; Мк. 6:17 ), апостолов ( Деян. 5:18 ), в частности ап. Петра (ibid. XII, 4–5). Св. ап. Павел в своей речи к иудеям во дворе храма между прочим упоминает о том, что до своего обращения ко Христу он верующих в Иисуса Христа заключал в темницы ( Деян. 22:19 ). Местом заключения в древнейшее время была глубокая яма или цистерна (бор), с отверстием, суживающимся кверху, так что осужденный никак не мог выбраться оттуда без посторонней помощи ( Быт. 37:20, 22 ; Ис. 26:22 ). Иногда на дне таких ям или цистерн находилась грязь, в которую и погружался заключенный ( Иер. 38:6 . ср. Пс. 39:3 ). Но впоследствии для этой цели сооружались особые помещения, т. н. дома заключения (бэт гаммагпекет 2Пар. 16:10 ; Иер. 20:2 ), которые устроялись или при храме ( Иер. 20:2 ), или при царском дворце ( 2Пар. 16:10 ), или при доме должностных лиц ( Иер. 37:15 ). После вавилонского плена в Иерусалиме была народная тюрьма ( Деян. 5:18 ). Руки заключенных в темнице связывались цепями ( 2Цар. 3:34 ), их ноги иногда прикреплялись к деревянной колоде (сад 301 ), ср. Иов. 13:27 ; Деян. 16:24 ). Их пищу составляли хлеб и вода ( 3Цар. 22:27 ; Иер. 37:21 ), их одежда была бедная (ср. 4Цар. 25:29 ). Во время владычества в Палестине римлян, к узникам обыкновенно приставлялись воины, охранявшие место заключения совне и изнутри ( Деян. 12:4, 6; 28:16 ), на обязанности которых лежало следить, чтобы кто-либо из заключенных не убежал из места заключения ( Деян. 16:27 ). Были также особые лица, приводившие осужденного на суд, в темницу, и называвшиеся истязателями ( Лк. 12:58 ) или слугами ( Мф. 5:25 ). § 90. Государственные повинности

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Блаженная кончина его последовала 3 июля 1360 г. 156 . Надгробная надпись давнего времени говорит: «перенесены мощи, иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского и Муромского чудотворца, из старого Острога, от церкви св. страстотерпцев Бориса и Глеба, в новопостроенную церковь Успения Пресвятые Богородицы, преосвященным Феодоритом, архиепископом Рязанским и Муромским 157 . Это происходило 10 июня 1609 г. 158 . С того времени каждый год праздновали июня 10 память св. Василия, епископа Рязанского, как видно по записям кафедры; на водосвятной чаше 1653 г., устроенной архиеп. Мисаилом, упоминается «св. Василий епископ Рязанский чудотворец» вместе с князьями Борисом и Глебом; а на серебр. кресте 1655 г. св. Василий изображён с св. Ионой митрополитом 159 . Указом Синода 1814 г. дозволено праздновать апреля 12-го чудотворной иконе Муромской, прославившей невинность святителя, а его память – в неделю всех святых 160 . О нём же вспоминается мая 21 вместе с св. князем Константином Муромским 161 . «Не прикасайтеся к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс.104:15 ). «Слушающий вас (иерархов) Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Эти слова Господа сами собой становятся в заключение истории святителя Василия. Празднование Муромской иконе Богоматери Икона Богоматери, именуемая Муромской, принесена в Муром св. князем Константином Муромским, пришедшим туда из Киева в начале XII в. Константин долго старался любовью и убеждением склонить народ к христианству; успеха не было. Друзья старины составили заговор и поклялись убить или выгнать князя. Константин, узнав о том, вышел к злоумышленникам с иконой Богоматери, и они смутились, переменили намерение и сами просили крещения. В средине XIV века в Муроме был епископом святой Василий. Народ, ложно подозревая его в жизни порочной, хотел его умертвить. Василий просил отсрочить смерть до утра, до третьего часа дня. Всю ночь молился он во храме св. страстотерпцев Бориса и Глеба; совершив литургию, он пошёл в храм Благовещения, и там перед образом Пресвятые Девы Марии, принесённым некогда из Киева благоверным князем Константином, отслужил молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О подобных мозаичных и фресковых росписях в афонских храмах - Хиландарском, лавры Святого Афанасия, придела во имя Святителя Николая Чудотворца там же, Кутлумушском (1540), Иверском (1600), Иверской часовни Божией Матери Вратарницы - говорит проф. Н.И. Кондаков, описывая " памятники христианского искусства на Афоне " В алтаре Ильинской ярославской церкви великий вход представлен так: дискос несет Ангел, за священником с потиром идут еще два священника, из которых один несет копие и лжицу, другой - плат с изображением Нерукотворенного Образа, означающий, вероятно, воздух, за ними три священника несут еще большой плат в виде плащаницы На артосной панагии XII в. Ксиропотама также представлен великий вход, причем два Архангела несут на плечах воздухи в виде платов, а потом Ангел в диаконском стихаре с орарем несет большой воздух, который покрывает его сзади Размером этот воздух не менее плащаниц нашего времени. Проф. Н.И. Петров при описании коллекции древних восточных икон из собрания епископа Порфирия (Успенского) говорит о древней иконе, изображающей Божественную литургию, с надписью наверху: η θεια λειτουργα, где Ангелы и Архангелы в священных одеждах, со свечами и рипидами сопровождают плащаницу с изображением Умершего Спасителя, под которой подпись: υμνος επιτφιος αμνου λγου Та же история богослужебного употребления плащаницы может объяснить помещение на воздухах и плащаницах поясных изображений святых Как мы уже упоминали, великому входу было придано символическое значение Второго Пришествия. Но о Втором Пришествии в Евангелии говорится, что оно будет с силою и славою многою (Мф.24:30; см. также: Лк.21:27; Мк.13:26) и что с Сыном Человеческим придут все святые Ангелы (Мф.25:31). Апостол Павел говорит, что и живущие вместе с умершими восхищени будут на облацех в сретение Господне на воздусе (1Сол.4:16-17). Сюда же можно отнести и слова Христа ученикам: Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

О подобных мозаичных и фресковых росписях в афонских храмах - Хиландарском, лавры Святого Афанасия, придела во имя Святителя Николая Чудотворца там же, Кутлумушском (1540), Иверском (1600), Иверской часовни Божией Матери Вратарницы - говорит проф. Н.И. Кондаков, описывая " памятники христианского искусства на Афоне " . В алтаре Ильинской ярославской церкви великий вход представлен так: дискос несет Ангел, за священником с потиром идут еще два священника, из которых один несет копие и лжицу, другой - плат с изображением Нерукотворенного Образа, означающий, вероятно, воздух, за ними три священника несут еще большой плат в виде плащаницы . На артосной панагии XII в. Ксиропотама также представлен великий вход, причем два Архангела несут на плечах воздухи в виде платов, а потом Ангел в диаконском стихаре с орарем несет большой воздух, который покрывает его сзади . Размером этот воздух не менее плащаниц нашего времени. Проф. Н.И. Петров при описании коллекции древних восточных икон из собрания епископа Порфирия (Успенского) говорит о древней иконе, изображающей Божественную литургию, с надписью наверху: η θεια λειτουργα, где Ангелы и Архангелы в священных одеждах, со свечами и рипидами сопровождают плащаницу с изображением Умершего Спасителя, под которой подпись: υμνος επιτφιος αμνου λγου . Та же история богослужебного употребления плащаницы может объяснить помещение на воздухах и плащаницах поясных изображений святых . Как мы уже упоминали, великому входу было придано символическое значение Второго Пришествия. Но о Втором Пришествии в Евангелии говорится, что оно будет с силою и славою многою (Мф.24:30; см. также: Лк.21:27; Мк.13:26) и что с Сыном Человеческим придут все святые Ангелы (Мф.25:31). Апостол Павел говорит, что и живущие вместе с умершими восхищени будут на облацех в сретение Господне на воздусе (1Сол.4:16-17). Сюда же можно отнести и слова Христа ученикам: Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

От лат. ораре — молиться. Орарем диакон подает знак к началу молитвы. 16 Греч. эпитрахелион — нашейник. 17 Греч. омофорион — наплечник. 18 См.: Р. И. Грубер. Всеобщая история музыки. T.I. M., 1960; А. И. Рогов. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков. М., 1973. 19 См. указания на это писателей III в. в кн.: Н. Д. Успенский. Православная вечерня. — Богословские Труды. Сб. 1. М., 1960, с. 8 сл. 20 См.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. II. СПб., 1857. 21 Архиеп. Вениамин (1738–1811), известный знаток церковных древностей, изложил свое толкование службы в книге «Новая Скрижаль». Впервые она была опубликована в 1803 г. и пользовалась широкой популярностью (вышло 18 ее изданий). Комментариям архиеп. Вениамина следовали все другие литургисты до тех пор, пока не наступила новая фаза в развитии исторической литургики. 22 Греч. слово «эктения» означает «прошение». 23 Учение XII апостолов, I. 24 «Стойте прямо!» — призыв ко вниманию. 25 См. : J. Galot. Marie dans 1 " Evangile. Paris, 1958, p. 37. 26 См.: J. N. Schofield. Introducing Old Testament Theology. London, 1964, p. 13. 27 См.: П. Смирнов. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Серг. Пос. 1906, с. 186 сл.; Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 223. Подобная трапеза легла в основу евхаристических обрядов. По вопросу о том, была ли Тайная Вечеря пасхальной, библеисты не пришли к единому мнению. Первые три Евангелия, как кажется, связывают Евхаристию с Пасхой (Мф 26,17 говорит о первом дне опресночном, а Мк 14, 12 и Лк 22 7 указывают на время, когда надлежало заколать пасхального агнца). Однако, согласно четвертому Евангелию (13, 1; 19, 14), Тайная Вечеря происходила накануне Пасхи, т. е. 13–го нисана. Эта дата, вероятно, более точная (косвенным ее подтверждением служит сам факт суда Синедриона, заседание которого было бы немыслимо в день «седера», пасхальной вечери). Следовательно, Евхаристия как Пасха Нового Завета была совершена на вечери, предварявшей иудейскую Пасху. Указания трех первых евангелистов можно объяснить тем, что из–за большого стечения людей агнцев начинали заколать еще накануне праздника. Тем не менее 13–го числа в иудейских домах все было уже готово к празднику (принесены опресноки и пр.). Поэтому Тайная Вечеря имела пасхальный характер, не являясь, быть может, в строгом смысле слова «седером». Знаменательно, что во всех евангельских рассказах о Вечере и в Литургии можно распознать отзвуки ветхозаветных пасхальных обрядов. См.: Н. Д. Успенский. Анафора, с. 45 сл. . 28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010