Ничто так не говорит сердцу христианина, как Воскресение Христово, и ничто более не заставляет трепетать нашу душу, чем празднование этого события, как бы часто оно ни было 2840 . Но возможно иногда и это невозможное – возможно увеличение радости воскресного дня. Это – когда с воскресеньем совпадает какая-либо память, сама достойная столь же или почти столь же торжественного празднования, как воскресение. Дав в 1 и 2 главе устав обычной воскресной службы, Типикон естественно в 3 главе занимается такими исключительными воскресеньями. Он обходит в настоящем месте случаи совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников, еще более увеличивающих воскресную радость, по сравнительной редкости таких случаев (даже не ежегодно) и потому, что важнейшие из них вовсе вытесняют воскресную службу. Оставляя регламентацию этих последних случаев до месяцесловной части, Типикон в этой своей части говорит только о совпадениях с воскресным днем памятей великих святых и начинает – в 3 главе – с самых великих святых, которым положено бдение. Таких святых очень немного. Безусловно, без оговорки «аще изволит настоятель», бдение назначено только следующим святым: Иоанну Предтече (24 июня и 29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Иоанну Богослову (26 сентября и 8 мая) и трем святителям (30 января). Но кроме них допускается Типиконом бдение и еще целому ряду святых. Допустимо оно по особым обстоятельствам и всякому святому (в царские дни, местночтимым святым). С другой стороны, и названным самым великим святым «великия ради нужды» может не быть бдения, как может его не быть и в двунадесятый праздник (исключая Рождество Христово и Богоявление). Устав, даваемый в 3 главе Типикона, имеет силу для всякого святого, по какому бы случаю ему ни было бдение, если память его приходится в воскресенье. Он не вполне приложим только к бдению храмового святого, который имеет, впрочем, по сравнению со всяким другим великим святым одно лишь преимущество при соединении с воскресным бдением (свое Евангелие на утрене и стихиру после него).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В упадке находилось не только, так сказать, высокое богословие, но и образование народа вообще и клириков в частности. Вот что писали о Греции того времени западные путешественники: " Большинство наших механиков (Mechanics) более обучены и сведущи, чем греческие учителя и клирики " . Также M. Pitton de Tournefort сообщает, что " греческие клирики были едва способны читать богослужебные книги. Что же касается понимания читаемого - оно было совершенно вне их " . Кризис поражает также монашескую жизнь. Свертывается общежительное монашество и вместо него практически повсеместно вводится особножительный устав. Таким образом, к XVIII веку сложилась такая ситуация, что исследователи определяют это время как эпоху " рабства и духовного маразма " . Именно тогда - в середине XVIII столетия, - как реакция на сложившуюся ситуацию, на Афоне возникает движение по обновлению церковной жизни. Это движение было чрезвычайно разнообразным и многогранным, однако главной его целью было возвращение к святоотеческой традиции, а главным источником - традиция умного делания. Оно известно как " движение колливадов " (kinema ton kollybadon). Название " колливады " , " колливисты " (kollybades, kollybistai) происходит от " колива " (ta kollyba), которое благословлялось во время поминовения усопших. Поскольку колливады отказывались совершать или участвовать в поминовении усопших по воскресным дням, но настаивали на том, что это следует делать только по субботам, им было дано это ироническое прозвище, которое, однако, вскоре стало почетным. Тогда же оно было для них причиной гонений и оскорблений. Также колливадов по понятной уже причине иногда называли " субботниками " (sabbatianoi). Отношение к движению колливадов среди различных - главным образом греческих, больше всех уделивших внимание данному вопросу, - исследователей неоднозначно. Есть такие, которые считают его негативным явлением в развитии греческого общества в период перед освободительной революцией 1821 г.   Колливады для них представляются консерваторами, мракобесами, противниками всего прогрессивного, туркофилами и т.п.

http://pravoslavie.ru/archiv/kollibades....

По окончании сходки братчикам предлагалось читатькниги и вести беседы о предметах нравственных и служащих к назиданию. 72 Управление делами братства. Для управления делами братства избирались четыре старших братчика, между которыми распределялись должности и послуги церковные, смотря по достоинству, кто к чему способен, причем требовалось, чтобы они распоряжались братскими делами так, «как бы око Божие всегда на себя обращенное видели». Выбор четырех старших братчиков делался ежегодно в неделю антипасхи (т. е. в неделю Фомину). Старшие братчики должны были ежегодно давать отчет пред всею братиею. Один старший брат должен был иметь ключ от казнохранилища церковного, два другие старшие брата должны были держать ключи от самой кружки, и четвертый старший брат обязан был иметь в своем заведовании реестры приходов и расходов денежных, и всяких других взносов и выдач в братстве, при чем выдачи производились в заседании братства, в присутствии всех. Братский суд. Общее собрание братчиков имело право делать своему сочлену, уклонившемуся от своих братских обязанностей и ведущему непристойный образ жизни, напоминания тихо и с братскою любовью; если кто не уважил их напоминаний, то они должны были жаловаться своему пресвитеру, как старшему, который обязан был подвергнуть его законному взысканию; если бы и то не было уважено, тогда священник пред всею церковью, т. е. в полном собрании людей, имел о нем объявить, дабы с таковым, пока не опомнится, никто ни в чем не смел сообщаться, под опасением такого же отлучения. 73 Обще-братские религиозные обязанности. «Когда умрет брат, вся братия должна провожать его до гроба со свечами братскими; до святой литургии и во всю литургию стоять при теле с зажженными свечами. И должна быть за него литургия святая, также и коливо братское, и раздача милостыни, по мере возможности, из кружки братской». «Заупокойные братские литургии служить два раза в год, в субботу мясопустную и в субботу пятидесятную; при чем и колива братская имеют быть приготовлены. И обязаны все братия с женами своими, в те две субботы, как на панихиде или парастасе, так и на литургиях святых со свечами в руках стоять до конца и молить Бога за умерших».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Потом рассматривается вопрос: «Благочестно пожившым худость погребения, паче же и лишение того вредит ли что, или не вредит?». На этот вопрос сначала дается ответ прямой: «Ничтоже вредит благочестивым, ибо не лишает царства небеснаго», а далее говорится: «Обаче по случаю нечто вредит, зане оскудением молитв, на погребении бывающих, не толь скоро мытарства протекаетеправедник». Из всего изложенного открывается, что это целый трактат относительно некрологии в широком смысле, ибо здесь сообщаются и догматические понятия о загробной жизни, и церковно-практические сведения и указания. Особенно богата этими практическими указаниями следующая глава под названием «Указ о Парастасе» (предстатие, то есть, ходатайство), или о коливе (пшенице с медом), поставляемом во время моления об усопшем. Причем, сообщается, что пшеница означает тело умершего, имеющее восстать в будущем, а «медовная сладость» – будущее божественного веселия сладости наслаждение. Украшение же колива овощами знаменует просвещение и красоту святых телес. Последняя глава первой части синодика содержит в себе рассуждение в трех родах пособий умершим, а именно: о бескровной жертве, о молитве за умерших и о «делах казни и довлетворения, яко суть посте, милостыня, поклоны, странствования и подобная». Здесь, между прочим, рассматриваются такие частные вопросы: пособствует ли умершим литургия от злого иерея совершаемая, и полезна ли милостыня неправедным? На первый вопрос дается ответ утвердительный, а на второй – отрицательный, «ибо аще сицевии (неправедные) донележе в неправде пребывают, о себе Господа Бога умолити не могут, колми паче о умерших»? В увещании о прилежном тщании в поминовении умерших находится много высоких и трогательных мест. Начинается оно так: «Главизна всех добродетелей есть любы святая..., яко тою вся иныя добродетели аки душею оживляемы суть..., яже николиже отпадает..., не умирает умершу любимицу... И се воистину есть правое любве христианския сохранение, иже и по смерти ея усердное проявление...».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По окончании вечерни служился обычный молебен с пением канона. В конце молебна «ключарь, прием кадило, покадит канун и заздравную кутью пред празником и по кажении глаголет „Благословен Бог наш», таже тропарь, „Слава, и ныне», кондак празднику, по сем – „Господи, помилуй» дважды, „Владыко, благослови». Таже глаголет молитву „Господу помолимся. Господи, помилуй. Иже вся совершая словом Своим, Господи» 759  (та же, что в современном служебнике в чине благословения колива). Затем добавлялась вторая молитва, которой нет в современных богослужебных книгах и которая представляла собой перифраз молитвы хлебоблагословения «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлеб» – «Господи Вседержителю, сотворивый небо и землю, и море и вся, яже в них, благословивый пять хлеб и пять тысяч народа насытивый, Сам благослови плоды сия и сподоби нас вкусити от них на здравие и спасение душам и телом, и принесшим мзду небесную подай, молитвами пречистыя Твоея Матере, честнаго и славна-го Ея успения, Еяже память творим, яко Ты еси благословяся и святя всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со безначальным Ти Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Ти Духом ныне и присно и во веки веком» 760 . Эта вторая молитва, напоминающая собой молитву хлебоблагословения и, безусловно, возникшая на основе последней, нужно полагать, появилась в чине освящения кутьи и кануна после того, как распространился на Руси Иерусалимский устав с его чином хлебоблагословения. Само по себе освящение в на-вечерие праздника кануна и кутьи, которые потом вкушались в храме же, таким образом, заменило вкушение хлебов как некой праздничной святыни. По существу наши предки в данном случае дополнительной второй молитвой на освящение кануна и кутьи, перефразированной из молитвы хлебоблагословения, перенесли на этот чин религиозно-идейный смысл обряда хлебоблагословения. Освященная кутья, как и благословенные хлебы, вкушались в церкви (не в алтаре) по окончании вечернего богослужения, «и по молебне, – говорит тот же чиновник, – святитель и власти разоблачаются, и выходит святитель из олтаря Царскими Дверьми, а власти выходят северными дверьми, а ключари подносят ко святителю заздравную кутию и канун; святитель же вкушает кутьи и кануна и подаст властем. По сем ключарь подносит ко властем кутию и канун, и после властей в вечере и после обедни кутия подьяком вместо погреба. И после вечерни в Софейском дому у святителя софейскому протопопу з братьею и певцом сход на погреб» 761 . Таким образом, для младших клириков, «подьяков», которые не могли оставить храма в связи с необходимостью приготовления его ко всенощному бдению, кутья служила, как для палестинских иноков хлебы, средством к подкреплению физических сил, заменяя им «сход на погреб».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

(Октоих, Минея, триодь, Типикон), в богослужебных книгах, относящихся к общественному богослужению, под восследованием разумеется иногда самое изложение молитвословий и песнопений, назначаемых для службы (в Служебнике: «Последования» утрени и вечерни), а иногда только указания на них («Последования» Типикона). Изложение молитв или указание на них заключается в последовании только одного рода, т.е. или изменяемых или неизменяемых; отсюда двоякого рода последования: одни содержат в себе только неизменяемые молитвословия (таковы в Служебнике и Часослове последования утрени и вечерни), другие же последования содержат одни изменяемые молитвословия (таковы последования Триодей, Минеи, Типикона). Должно полагать, что самое название «восследование», «последование» (κολουθα – «следование») произошло от того, что молитвы и песни, находящиеся в последовании, всегда поют вслед за другими молитвами, которых нет в «последовании» и которые находятся в другой богослужебной книге. Исключением служит весьма немного последований, в которых неизменяемые молитвы соединяются с изменяемыми. Есть различие между «последованием» и «чином». Словом «чин» в богослужебных книгах, относящихся к общественному богослужению, озаглавливается или полное изложение или полное указание всех молитв, назначенных для богослужения, как изменяемых, так и неизменяемых, с означением их последовательности одних за другими. Таковы, например, в Служебнике: «чин Божественной Литургии», в котором излагается вся проскомидия; «чин благословения колива», «чин литии» и другие. Так, 1 и 2 главы Типикона, указующие все постоянные и изменяемые молитвословия вечерни, надписываются: «чин малыя вечерни», «чин великия вечерни». Напротив, где в Типиконе указываются не все молитвословия для богослужения, там нет надписи «чин», в книгах, относящихся к частному богослужению, например, в Требнике, слово «последование» иногда надписывается над молитвословиями того богослужения, которое по Уставу Церкви должно следовать за другим богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

— Уважаемый, скажи — зачем ты обливаешь наш товар своей водой? Но вместо водовоза ответил один из стражников: — Таков приказ градоначальника. Все продукты на рынке и в торговых лавках теперь будут окропляться каждый день. — Зачем? — удивился отец. — Какой в этом смысл? — Ты задаешь слишком много вопросов, торговец, — стражник нахмурил брови. — Смотри, как бы не пришлось тебе самому ответить за твое любопытство. Разве тебе мало того, что так распорядился сам градоначальник? — Нет, мой господин, — отец смиренно опустил глаза. — Я все понял. Вот мой товар, пусть водовоз делает свое дело. — То-то же… — стражник лениво зевнул. — Думаешь, нам самим нравится в такую рань возиться тут с твоими яблоками? Но приказ есть приказ. Его нужно выполнять, а не спрашивать — «что» и «зачем». — Да, мой господин, — склонил голову отец. — Приказ нужно выполнять. Весь его вид изображал полную покорность. Но когда стражники и водовоз двинулись дальше, отец тут же преобразился. Движения его стали быстрыми и точными, а взгляд острым. Он подозвал к себе мальчика, посмотрел ему в глаза и сказал: — Ты помнишь, где живет наш епископ Евдоксий, сынок? — Да, папа, помню. Он живет на улице, которая ведет к морю. — Скорее беги туда, разбуди его и расскажи все, что сейчас видел здесь, на рынке. — Хорошо, папа. А что это было? — Я не знаю. Но чувствую, что происходит что-то плохое. Епископ — мудрый человек, пусть он решит, как со всем этим быть. — Да, папа. Я сделаю так, как ты сказал. Мальчик развернулся и со всех ног побежал прочь. Явление святого воина Дом, где жил епископ Евдоксий, стоял на улице, ведущей к морскому порту Константинополя. Днем здесь непрерывной чередой шли караваны могучих верблюдов, увешанных тюками с поклажей. Огромные быки тянули повозки на деревянных колесах. Повозки доверху были загружены заморским товаром, который прибыл в город на кораблях. Шум, гам, стук колес по булыжной мостовой, мычание быков и рев верблюдов — вот как звучала эта улица днем. Но сейчас, ранним утром, здесь было совсем тихо. Когда мальчик прибежал к дому епископа Евдоксия и тихонько постучал в дверь, ему открыл сам хозяин — пожилой, но статный высокий человек с седой бородой и добрыми глазами.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

І Феодор Тирон був одним з тих, хто постраждав під час гоніння імператора Максиміана, не бажаючи принести жертву імператору як богу. Після цього відбулося багато змін в житті християнської Церкви. Завдяки Міланському едикту 313 року, який був виданий майбутнім імператором Костянтином, Церква отримала право на легальне існування в Римській імперії. Гоніння припинилися. Церква стала відроджуватися. І все IV століття - час відродження Церкви по всій Римській імперії. Щось подібне ми з вами бачимо і в наш час, коли після тривалих десятиліть гонінь Церква постала з попелу. Але один з наступників Костянтина, імператор Юліан, вирішив відновити язичницьку релігію тоді, коли вже багато хто в Римській імперії, у тому числі і серед придворних, і серед тих, хто служив в армії, стали християнами. Спроба реставрації язичництва була недовгою. Але для того, щоби схилити людей до ідолопоклонства, якщо не відкрито, то хоча би таємно, вживалися різного роду хитрощі. За наказом нечестивого імператора-відступника (відступником він був названий тому, що був хрещений у християнській вірі, але відступив від неї, віддавшись язичництву), на першому тижні Великого посту їжа, яку продавали на ринку, скроплювалася ідоложертовною кров " ю. І таким чином цей нечестивий імператор брехнею хотів утягнути християн до ідолослужіння.   Але святий великомученик Феодор Тирон, який постраждав за п " ятдесят років до цього, з " явився уві сні Константинопольському архієпископу Євдоксію і попередив про те, що вся їжа, яка продається на ринку, скроплюється ідоложертовною кров " ю. Архієпископ розповів про це християнам, і ті не стали купувати їжу на ринку, а харчувалися вареною пшеницею. Саме тому в п " ятницю першого тижня Великого посту звершується освячення колива, в пам " ять святого великомученика Феодора Тирона. Здавалося би, яке відношення все це має до нас, які живуть стільки століть потому, і чому ми повинні кожен рік згадувати цю подію? Але подія ця нагадує нам, насамперед, про цінність нашої християнської віри і про те, як і в давні часи, і в часи зовсім нещодавні люди готові були жертвувати навіть власним життям заради того, щоби не порушити Божий наказ і залишитися вірними Христу.

http://mospat.ru/ua/news/86811/

" колливады боролись за возвращение к православному Преданию… И своей кровью они заплатили за свою веру в Предание. Не будет преувеличением сказать, что колливадам обязана своим существованием монашеская жизнь в Греции, особенно за пределами Св. Горы. Без колливадов секулярный ветер эпохи смел бы всё " . Главными темами так называемых колливадских споров стали вопросы о заупокойной службе с принесением колива в день воскресный и о частом причащении Святых Таин, причем второй вопрос достаточно быстро вышел на первый план (это осознавали сами колливады . Попытки представить прения о коливе в качестве первой фазы споров, а вопрос о причащении - как основную тему следующей , не выглядят убедительными, так как частое причащение Св. Таин становится предметом обсуждения и поводом к столкновениям практически одновременно с возникновением проблемы поминовения усопших по воскресеньям. В течение споров, длившихся более полувека, затрагивались и другие вопросы, которые, однако, не имели такого резонанса: о коленопреклонении в день воскресный , о сравнительном достоинстве малого и великого водоосвящений , об освящении и помазании св. икон и некоторые др. . Колливадские споры. Начало конфликта Поводом к столкновению по вопросу о поминовении усопших стали события, развернувшиеся вокруг строительства нового кириакона (соборного храма) в афонском скиту св. Анны . Работы были начаты в 1754 году и велись на пожертвования, которые вносились с условием поминовения имен жертвователей и их родственников, в том числе почивших. Строительство оказалось достаточно затратным, в результате чего агианнанитам пришлось принимать все новые и новые пожертвования, что увеличивало и без того обширный список поминаемых имен, количество которых составило в итоге около 12 тыс. . Поминальная служба, согласно святогорскому уставу, в скиту св. Анны совершалась по субботам, однако суббота в те времена была единственным базарным днем на Афоне. Все, что было необходимо для продолжения строительства, агианнаниты вынуждены были приобретать в Карее , находившейся в нескольких часах пути от их скита; там же насельники скитов обычно продавали свое рукоделие, получая определенные средства для пропитания. Таким образом, времени на совершение поминальных служб, когда они положены по уставу, практически не оставалось. В этих условиях монахи скита св. Анны приняли решение перенести заупокойную службу на воскресенье, что было воспринято многими святогорцами как серьезное нарушение церковного устава.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

Следовательно, и нам во время брани против демонов неприлично иметь попечение о таковых делах. О чуде, посредством колива совершенном святым Феодором (Тироном) Если бы в это время прилично было торжествовать память мучеников, то более всего прилично в первый день поста творить память славного и сияющего в мучениках Феодора Тирона, который сотворил великое чудо, обличив тайное злое намерение (Юлиана) отступника, хотевшего верных в постные дни осквернить скверными брашнами, но заповедав тогдашнему архиерею (Евдоксию) отнюдь не покупать хлебов, продававшихся на рынке, а (дома) варить пшеницу и этим утолять свою естественную нужду. Сделав это, верные избавились от навета, и злоба не похвалилась над добродетелию, и благочестие не было побеждено нечестием. Но как постное сетование и светлость праздника между собою не совместны, то уставами отцов повелено это благотворение (Феодора Тирона) почтить торжеством в первую наступающую субботу (великого поста). Почему пред четыредесятницею мы совершаем память всех в вере скончавшихся и святых отцов? Пред наступлением поста мясопустная суббота всенародно посвящается памяти (всех) от века усопших, а следующая за нею – памяти святых отцов – по той причине, что это есть, если можно так выразиться, заключение празднований в честь их; потому что, вступив на духовные подвиги, мы уже не будем иметь досуга – заботиться о празднованиях. Почему опять после пятидесятницы совершается память всех святых? Воины обыкновенно после победы над врагами поднимают победные знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Таким же образом прилично и нам, после духовной брани во время поста и после победы воскресенья, поднять победный знак во время пятидесятницы и воспеть победительную песнь Христу, Которым победили. Но потом, по окончании пятидесятницы, прилично отдать (последний) долг и усопшим и, по окончании седьми дней, совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений. Но в Господские праздники не благочестиво поминать умерших и не благолепно совершать память мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010