Помните, други мои, слово Христово «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). Аминь. 2. Подвиг поста Поучение в 1-й день первой седмицы Великого поста «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам Церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии преждеосвященных даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и питья, по крайней мере, первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родильнице разрешает церковь масло и вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водой полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, братия, в рассуждение о времени происхождения великопостного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит, «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля Церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Помните, други мои, слово Христово: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Аминь. Подвиг поста. Поучение в 1-й день первой седмицы Великого Поста Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии Преждеосвященных Даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и пития по крайней мере первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива, – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родительнице разрешает церковь масло н вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водою полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, бр., в рассуждение о времени происхождения велико-постного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит: «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесные, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Полное воздержание от пищи. Примечание: На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Первая часть). 19 марта. Вторник 1-й седмицы.  Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть). 20 марта. Среда 1-й седмицы. Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Третья часть). 21 марта. Четверг 1-й седмицы Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Четвёртая часть). 22 марта. Пятница 1-й седмицы Сухоядение. Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве — молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта. На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата. 23 марта. Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Литургия св. Иоанна Златоуста .. Литургия св. Иоанна Златоуста. На этот день переносится с пятницы, 9(22) марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских. Служба мч. Кодрата переносится на пятницу, 9(22) марта. 24 марта. Воскресенье. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 2-я Великого поста. 25 марта. Понедельник 2-й седмицы.  Сухоядение. 26 марта. Вторник 2-й седмицы Сухоядение 27 марта. Среда 2-й седмицы Сухоядение 28 марта. Четверг 2-й седмицы Сухоядение 29 марта. Пятница 2-й седмицы Сухоядение 30 марта. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. 31 марта. Воскресенье. Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы . Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 3-я Великого поста. 1 апреля. Понедельник 3-й седмицы

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

Служебник и Часослов Служебник и Часослов – обе книги заключают в себе чины, последования и сами службы 7 общественного Богослужения с теми молитвословиями, которые постоянно или чаще других читаются или поются при общественном Богослужении. В обеих этих книгах заключаются непеременяемые, постоянные молитвы всех служб ежедневного общественного Богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов. Для одних из указанных сих служб излагаются молитвословия в обеих книгах, Служебнике и Часослове. Таковы службы вечерни и утрени. Именно, в Служебнике находятся молитвы, произносимые в сих Божественных службах священником и диаконом, а в Часослове – чтецом и певцами; так что по сим книгам на утрени или на вечерне священник в алтаре или на солее пред Царскими дверьми, а чтец на клиросе совершают иногда разные чтения в одно время 8 . Для некоторых же из божественных служб излагаются молитвословия в которой либо одной книге, или в Служебнике или в Часослове. Так, неизменяемые молитвословия литургии находятся в Служебнике 9 , а неизменяемые молитвословия часов, чина изобразительных, повечерия, полунощницы заключаются в Часослове. От содержания известных служб Служебник и Часослов носят свои названия. Служебник Служебник получил свое название от того, что содержит в се6е Божественную службу литургии 10 . В Православной Церкви совершаются три литургии: литургия св. Иоанна Златоустог о, литургия св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных даров; все они заключаются в книге «Служебник». Чтобы священник и диакон знали, в которое время на вечерне и утрени надлежит им произносить те или другие молитвы, в связи с молитвословиями, читаемыми и поемыми на клиросе, для этого иногда в Служебнике перед последованием вечерни и утрени полагается: «Устав священнослужения, сиречь, како служит диакон со священником в велицей вечерни и утрени» 11 . Кроме показанного содержания, Служебник имеет еще дополнительную часть, которая содержит в себе чины и молитвы, совершаемые вместе со службами круга дневного. Они суть: а) чин благословения колива, приносимого в честь и память Господних праздников или святых Божиих, так как он присоединяется к вечерне или литургии; б) чин над кутиею в память усопших, поскольку он совершается на литургии и на вечерне; в) чин литии, творимой по усопшим, так как он бывает по отпусте вечерни и утрени; г) молитвы по причащении иногда же и молитвы перед причащением. Эти чины изложены в Служебнике, а не в других книгах, потому что содержат молитвы неизменяемые для всех дней года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Богородичные отпустительные воскресные используются в том случае, когда святой славословный, полиелейный или бденный, т.е. в праздники, имеющие в уставе красный знак. Знаки в уставе подробно будут рассматриваться немного позднее. Всего таких богородичных восемь. Это количество соответствует количеству гласов. При поиске богородичного отпустительного воскресного учитывается только глас. Богородичные отпустительные во все лето используются в будние дни, когда празднуемый святой не имеет знака, или является шестеричным, т.е. в праздники, не имеющие в уставе знака или имеющие черный знак. При поиске Богородичного отпустительного во все лето учитывается не только глас тропаря, но и день недели. Состав и назначение Служебника Служебник содержит неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями. В отличие от Часослова, в котором представлены все виды суточных служб, в Служебнике имеется последование только вечерни, утрени и трех литургий – Иоанна Златоуста , Василия Великого и  Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров). Все эти службы входят в основную часть Служебника. Дополнительная часть служебника включает: Чин благословения колива. Этот чин совершается на вечерне по «Ныне отпущаеши» и на литургии по заамвонной молитве. Чин над кутьей в память усопших. Чин литии. Молитвы по причащении. Ряд изменяемых молитвословий: отпусты, прокимны, аллилуарии, причастны. Месяцеслов. Необходимость наличия Месяцеслова в Служебнике определяется тем, что священник при произнесении отпуста в конце богослужения должен поминать святых каждого дня. Учительное известие, которое содержит указания относительно совершения литургии, затрагивает условия совершения литургии, подготовку к литургии, разбирает различные недоуменные случаи, которые могут происходить при совершении литургии. В Греческой Церкви имеется два варианта Служебника: Литургарион и Евхологион. Литургарион включает только чины литургии. Евхологион («молитвослов») включает не только элементы Служебника, но и Требника. Архиерейский чиновник

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Также молитва Всесвятая Троица: И начинаем Вечерню: Придите, поклонимся: трижды. Псалом 103. Кафизма. И поем на «Господи, воззвах:», стихиры на 6. Три стихиры мученикам рядового гласа Октоиха и три святому Феодору, Слава, Феодору: Враг, орудием своим употребив: И ныне, Богородичен рядового гласа. Свет отрадный: без входа. Паримии. На стиховне самогласен дня из Триоди дважды, и мученичен, глас 5: Благословенно воинство: Слава, Феодору, глас 2: Божественных даров: Писан в стихирах. И ныне, Богородичен: Все упование: Ныне отпускаешь: Трисвятое по «Отче наш:», Тропарь: Велики веры свершения: Слава, и ныне, Богородичен: Все превыше ума: Также ектения, Помилуй нас, Боже: И три поклона. И облачается священник в багряную фелонь, и начинает: Благословен Бог наш: И мы читаем псалом 142: Господи, услышь молитву мою: И прочее, как указано выше. Канон на 4. И по окончании канона, Вместо: Достойно есть: Поем ирмос 9 песни: Тебя, не знавшую брака: Также Трисвятое по «Отче наш:», Тропарь: Велики веры свершения: Слава, кондак: Веру Христову: И ныне, Богородичен: Как защиту: Также молитву на благословение колива. Затем: Да будет имя Господне: и Буду благословлять Господа: И отпуст. И входим в трапезу, и вкушаем с вином и елеем, ради святого. Так принято в лавре преподобного отца нашего Саввы и в киновии преподобного Евфимия Великого; но мы не делаем ныне этого, из почтения к дню. Но едим варенье со сливами, без масла и армеа: произволяющии же вкушают сухоядение, как в среду. Следует знать, что все пятницы святой и великой Четыредесятницы на Вечерне и Повечерии поклоны не совершаются, кроме положенных на Литургии Преждеосвященных Даров, то есть после Да направится молитва моя: три поклона, после входа со Святыми Дарами три поклона, и на Да будет имя Господне: три поклона. Повечерия же великие и на них каноны о усопших текущего гласа поем в усыпальнице. Каноны же настоящей субботы и Недели из Минеи поем, когда изволит экклисиарх: один на Повечерии в пятницу, другой же на Повечерии в Неделю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Скуфия ( греч. σκοφια) – принадлежность облачения духовных лиц, головной убор в виде мягкой складывающейся шапочки, покрывающей голову глубоко, до бровей, сшитой при этом так, что складки надетой С. образуют над головой знамение креста. С. бывают черного или фиолетового цвета; монахи и архиереи носят черную С. во внебогослужебное время, фиолетовая С. дается священникам из белого духовенства в качестве награды, в ней награжденный может совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях; такую С. священнослужители могут носить и повседневно (русские архиереи также иногда носят фиолетовую С.). Славословие ( греч. δοξολογα) – 1. Малое С. – молитва ко Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». 2. Великое (и вседневное) С. является прославлением Бога за все Его благодеяния человеку, начинается евангельским стихом: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2, 14 ). Входит в состав богослужения утрени и повечерия. Служебник – богослужебная книга, содержащая по преимуществу молитвословия, произносимые священником и диаконом во время храмовых (общественных) богослужений суточного круга. Содержит чинопоследования Литургий Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров, постоянные (неизменяемые) молитвословия вечерни и утрени, а также «Устав священнослужения», соответствующий 1-й и 2-й главам Типикона. В дополнительной части С, содержит чины и молитвословия богослужений, совершаемых вместе со службами суточного круга: чин благословения колива, чин над кутиею в память усопших, чин литии по усопшим, молитвы по Причащении. Для удобства в С. даются также краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся на вечерне, утрене и Литургии – отпусты и др.; поскольку же в отпустах дневных воспоминаются святые дня, в С. печатается Месяцеслов. Завершает книгу составленное во 2-й пол. XVII века церковнопрактическое руководство для клириков – «Учительное известие». Собор ( слав, собрание) – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Служебник Служебник получил свое название от того, что содержит в себе божественную службу литургии, в православной Церкви совершаются три литургии: литургия св. Иоанна Златоуста , литургия св. Василия Великого и литургия преждеосвященных Даров; все они и заключаются в книге Служебник. Кроме литургий в Служебнике содержатся молитвословия вечерни и утрени (для иерея и диакона). Кроме показанного содержания Служебник имеет еще дополнительную часть, которая содержит в себе чины и молитвы, совершаемые вместе со службами круга дневного. Они суть: а) чин благословения колива, приносимого в честь и память Господних праздников или святых Божиих, так как он присоединяется к вечерне или литургии; б) чин над кутьею в память усопших, поскольку он совершается на литургии и на вечерне; в) чин литии, творимой по усопшим, так как он бывает по отпусте вечерни и утрени; г) молитвы по причащении. Эти чины изложены в Служебнике как дополнение его. Чтобы иерей и диакон, по возможности, могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике для удобства присоединены краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Эти молитвословия суть: во-первых, отпусты вечерни, утрени и литургии; во-вторых, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуиарии и причастны литургии. В отпустах же дневных воспоминаются дневные святые; посему в Служебнике печатается месяцеслов с означением святых, ежедневно воспоминаемых Церковью , к месяцеслову присоединяются из Месячной Минеи прокимны, аллилуиарии, такие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым святым и произносятся на службах священником или диаконом. После месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах: прокимны, аллилуиарии, причастны – из Триодей, из Октоиха и из Общей Минеи. Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Служебник (Εχολγιον точнее λειτουργιρων) и Часослов (ρολγιον) заключают в себе чины, последования и самые службы 227 общественного богослужения с теми молитвословиями, которые постоянно или чаще других читаются или поются при общественном богослужении. В обеих этих книгах заключаются непеременяемые, постоянные молитвы всех служб ежедневного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов. Одни из указанных сих служб излагаются в полном своем составе в обеих книгах, вместе взятых. Таковы службы вечерни и утрени. Именно в Служебнике находятся молитвы, произносимые в сих божественных службах священником и диаконом, а в Часослове – чтецом и певцами; так что по сим книгам на утрени или на вечерне священник в алтаре или на солее пред Царскими дверьми, а чтец на клиросе совершают иногда разные чтения в одно время 228 . Некоторые же из божественных служб излагаются в которой-либо одной книге, или в Служебнике или в Часослове. Так, неизменяемые молитвословия литургии находятся в служебнике, а неизменимые молитвословия часов, чина «Изобразительных», повечерия, полунощницы заключаются в Часослове. От содержания известных служб Служебник и Часослов носят свои названия. Служебник Служебник получил свое название от того, что содержит в себе божественную службу литургии 229 . В православной Церкви совершаются три литургии: литургия св. Иоанна Златоустог о, литургия св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных даров; все они и заключаются в книге «Служебник». Кроме литургии в Служебнике находятся для священника и диакона постоянные молитвословия вечерни и утрени. Чтобы священник и диакон знали, в которое время на вечерне и утрени надлежит им произносить те или другие молитвы, в связи с молитвословиями, читаемыми и поемыми на клиросе, для этого иногда в Служебнике пред последованием вечерни и утрени полагается: «Устав священнослужения, сиречь, како служит диакон со священником в велицей вечерни и утрени» 230 . Кроме показанного содержания Служебник имеет еще дополнительную часть, которая содержит в себе чины и молитвы, совершаемые вместе со службами круга дневного. Они суть: а) чин благословения колива, приносимого в честь и память Господних праздников или святых Божиих, так как он присоединяется к вечерне или литургии; б) чин над кутьею в память усопших, поскольку он совершается на литургии и на вечерне; в) чин литии, творимой по усопшим, так как он бывает по отпуске вечерни и утрени; г) молитвы по причащении. Эти чины изложены в Служебнике, как дополнение его, потому что содержат молитвы, неизменяемые для всех дней года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

мощи, молящиеся подходят под окропление св. водой и для целования мощей. По окончании молебна совершается литургия архиерейским чином (литургия имеет те же отличия, что и в большие праздники, к ним прибавляются моменты, характерные для греч. архиерейского богослужения ) и бывает праздничная трапеза с чином о панагии и (кроме Господских праздников) вкушением колива. По окончании трапезы в храме поют многолетие возглавлявшему службу архиерею (по обычному чину встречи архиерея) (Ibid. Σ. 110-124). Следующий за панигирем день посвящен поминовению ктиторов мон-ря. Богослужение, как и на сам панигирь, возглавляет архиерей; вечером в день панигиря совершается великая вечерня со входом, на к-рой поются стихиры попразднства или повторяются стихиры из праздничного последования; вслед за вечерней всем присутствующим в храме раздают свечи и служится полная заупокойная панихида с пением непорочных и канона и благословением колива; на следующий день бывает архиерейская литургия (Ibid. Σ. 127-132). Церковный год (Отмечены только отличия афонской практики от рус.). Триодный цикл на А. начинается с обряда изнесения Триоди в субботу перед Неделей о мытаре и фарисее. Чин прощения в Прощеное воскресенье происходит во время стиховных стихир и соединяется с обычным чином целования икон. В будние дни Великого поста порядок служб следующий: утреннее богослужение начинается в обычное время и состоит из полунощницы (кроме понедельника 1-й седмицы поста), утрени и 1-го часа; ок. 16 ч. (по т. н. визант. времени) совершаются 3-й и 6-й часы; ок. 19 ч. (по т. н. визант. времени) начинается вечернее богослужение, состоящее из 9-го часа, изобразительных и вечерни (когда положено - с литургией Преждеосвященных Даров); наконец, ок. 22 ч. (по т. н. визант. времени) бывает великое повечерие (Ibid. Σ. 180-186). На великом повечерии во время пения «    » пономарь совершает каждение кацеей; Великий канон прп. Андрея Критского на повечериях в 1-ю седмицу поется после «Слава в вышних», начиная со 2-й седмицы здесь поются последования тех святых, чья память попала на Страстную или Светлую седмицы (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010