1878, 11; 1885, 32); по мнению же других, можно поминать усопших и на преждеосвященной литургии после сугубой ектеньи, на том основании, что на этой ектении возносится прошение «о всех преждепочивших», а в Чиновнике после ектеньи: «Рцем вси», сказано: «и прочее по чину, якоже предписася в литургии И.Златоуста, даже до Помолитеся оглашеннии», каковым замечанием Чиновника допускается и чтение ектеньи за усопших; кроме того, чин благословения колива, непосредственно связываемый с литургией 1-й нед. Велик. поста, содержит, между прочим, следующие слова: «благослови, всеблагий Царю, семена сия (яже) предложишася в память в благочестивой вере скончавшихся», следовательно в чине благословения колива можно усмотреть косвенное указание для поминовения усопших и среди литургии; наконец, по слову св. Симеона Солунского , на этой литургии «освещаемся воззрением очей и вместе ума на Господа, предлагаемого в умилостивление за нас, при чем мы должны припадать к Нему, просить прощения своих заблуждений и поминать всех верующих» (Нов. Скрижаль), а в том числе, конечно, и умерших. На практике большинство священников и не отказывают в произнесении заупокойной ектеньи на литургии преждеосвященных Даров, кроме 1-й и Страстной седмиц (Ц.В. 1877,10; 1892, 7, 12; 1896, 8; 1900, 12, 17). Сн. 1 прим. к 555 стр. и ниже, о поминовении усопших. 258 В Служебниках прежних изданий в надписании этой молитвы добавлялось: «прежде св. «возношения». Под возношением в чине полной литургии разумеется проскомидия, совершавшаяся в древности после молитв об оглашенных; на Преждеосвященной литургии проскомидии не бывает, и в рассматриваемом месте слово «возношение» объясняется, как взятое из полной литургии и понятое о возношении Даров с жертвенника на престол (Рук. д.с.п. 1897, 12). 259 Начиная от среды (но не ранее, хотя бы, напр., во вторник и отправлялась литургия преждеосвященных Даров) Крестопоклонной седмицы после возгласа: «Да и тии», полагаются на литургиях преждеосвященных Даров (см. Служеб.), хотя бы случился и празднуемый день (но не на литургиях свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Для чтения Евангелия во время литургии на Афоне упо­требляется особый аналой, называемый дискеллием 13 или двубедренником. Он состоит из четырех палок в виде змей, соединенных между собою по средний шолнером, а вверху по­средством кожи. При надобности, он раскладывается, а, по миновании ее, складывается и стоит у стены храма. В богослужении христианского востока весьма часто упо­требляется колокольчик ( χδων 14 , которым ударяют после совершения проскомидии, причем народ 15 и монахи выходят из своих стасидий, снимают камилавки, наклоняют головы и поминают про себя имена живых и умерших, а священ­ник в это время вынимает частицы из просфоры. То же самое делается, при архиерейском богослужении, во время пения «Иже херувимы», когда епископ начинает совершать поминовение в жертвенном отделении. Употребляется этот звонок и в других случаях, напр., при перенесении св. Даров с престола на жертвенник в начале литургии преждеосвященных, при обратном перенесении с жертвенника на престол во время пения «Ныне силы небесныя», при чтении Евангелия на Пасху и в некоторых других случаях. Колокольчик этот состоит из опрокинутой чашечки с молоточком на верху и напоминает наши обычные комнатные или кабинетные колокольчики. В богослужебной практике Константинополя и главным образом Афона, помимо названных важнейших богослужебных принадлежностей употребляются еще некоторый мелкие вещи, как напр., стекляница пли стеклянный флакон для розовой воды, которою кропят народ за богослужением в некоторых торжественных случаях, рукомойник для омовения рук епископа, блюда и тарелочки для Агнца, антидора и панагии с изображением посредине Богоматери, а по краям со словами из песни в честь Ее: «Достойно есть», панагиар, дикирий и трикирий, блюда для колива в честь святых и умерших и обыкновенные ковчеги для мощей. Из этих предметов заслуживают особенного внимания дикирий и трикирий, имеющие ту особенность от наших, что поставленные в них высокие свечи пересекают друг друга и перевязаны ленточками, и панагиар или складень, употребляемый для складывания частей панагийной про­сфоры. На внутренней и наружной сторонах панагиара имеется изображение Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Издательство Московской Патриархии выпустило «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных (в полном изложении)» 29.01.2011 Издательство Московской Патриархии выпустило новую богослужебную книгу «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных (в полном изложении)». Сборник содержит последование Божественной литургии, молитву благословения колива и молитвы по святом Причащении. Чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров в составе Служебника разделен на три части, что вызывало и до сих пор вызывает неудобство при совершении богослужения. В 1916 году, по благословению Святейшего Синода, был издан «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных (в полном изложении)», в котором эти три части были выстроены в единое последование Божественной литургии Преждеосвященных Даров. Настоящая книга основывается на издании 1916 года и Служебнике Издательства Московской Патриархии 2009 года. Так, например, в Служебнике и в издании 1916 года в тексте Литургии Преждеосвященных Даров приводятся различные варианты действия священника после Великого входа по поставлении Святых Даров на Престоле. В издании 1916 года говорится, что, «священник покрывает Святыя Дары поверх покровцев воздухом». В Служебнике в этом случае указано: «вземлет священник покровы от Святых Даров и покрывает я воздухом». В настоящем издании помещены оба варианта. Также в чине Литургии Преждеосвященных Даров учтены изменения, утвержденные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 года: 1. Молитвы антифонов напечатаны не после, а до их возгласов: первая молитва до первого возгласа, произносимого после мирной ектении, вторая — до второго, произносимого после первой малой ектении, третья — до третьего, произносимого после второй малой ектении. Возглас четвертый, произносимый после третьей малой ектении, своей молитвы не имеет. 2. Сугубая ектения содержит прошение: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии…». Помещенный в данной книге текст Божественной литургии Преждеосвященных Даров рассмотрен Синодальной богослужебной комиссией и утвержден Священноначалием Русской Православной Церкви. Книга большого формата (как аналойный Служебник), в твердом прочном переплете, красиво оформленная. Текст напечатан церковнославянским шрифтом «Триодион», который повторяет рисунок букв одного из традиционных шрифтов дореволюционной Синодальной типографии. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.01.2011 16:26:21

http://drevo-info.ru/news/10092.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пятница 1-й седмицы Великого Поста. Слово после молебна великомученику Феодору Тирону и благословения колива 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , великомученик Феодор Тирон , Пятница 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день — это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта «сладость» не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/пятница-1-й-седмицы-вели...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Благословление колива Проходят первые дни первой седмицы Поста, и в пятницу утром мы празднуем память великомученика Феодора Тирона. Кто это такой, и почему в день его памяти приготавливается каша из зерен, украшенная цукатами? Феодор Тирон жил в городе Амасии, в Понтийской области, во время гонений императора Максимиана (286–305 гг.). Он был воином, и вот однажды, вместе с другими христианами, Феодор был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. (Его прозвище Тирон по-латыни значит новобранец). Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы его утешил Господь, явившись Феодору. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, его приговорили к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 305 года. Его тело погребли в городе Евхаитах (ныне Марсиван, в Малой Азии). Позже его мощи перенесли в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гаэте, в Италии. Через полвека после кончины св. Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели Поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо. На фотографии мы как раз и видим момент благословения колива.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

На часах а) стихословится кафизма; б) на 6 часе читается паремия, перед которою и после которой положен: в) прокимен триоди; г) поются тропари: «Заутра услыши глас мой» и подобное, с поклонами. Изобразительные начинаются пением «Блаженны», а не псалмами Изобразительными: 102 и 145. На вечерне, кроме вечера субботы и воскресения: а) читаются паремии, перед коими произносится: б) особый прокимен Триоди; в) после «Отче наш» – тропари «Богородице Дево» и прочие, с поклонами; г) вместо ектении «Помилуй нас, Боже» произносится «Господи, помилуй», 40 раз; д) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается «Небесный Царю»; е) после поклонов – Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй», 12 раз и т.д. Пост первой седмицы Великой Четыредесятницы как бывает строже других седмиц по отношению к пище, так и в богослужении имеет менее других седмиц торжественного, праздничного, в первые четыре дня первой седмицы Великого поста на повечерии читается великий канон св. Андрея Критского , а в среду и четверг канон и Марии Египетской. В субботу первой недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством, в эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить идоложертвенной кровью все, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явясь из другого мира, спас от осквернения христиан: он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, и после вечерни и преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору и в конце молебна читать молитву на благословение колива.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Для некоторых из этих Божественных служб излагаются молитвословия в какой-либо одной книге: или в Служебнике, или в Часослове. Так, неизменяемые молитвословия литургии находятся в Служебнике (для певцов ее неизменяемые молитвословия печатаются в Ирмологии), а неизменяемые молитвословия часов, изобразительных, повечерия и полунощницы заключаются в Часослове. От содержания тех или иных преимущественно служб Служебник (литургия) и Часослов (часы) и носят свои названия. Служебник получил название от того, что содержит Божественную службу литургии. Иногда он называется также Литургиарием. В Православной Церкви совершаются три литургии: литургия святого Иоанна Златоуста , литургия святого Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Все они помещаются в Служебнике. Чтобы священник и диакон знали, в какое время на вечерне и утрени им следует произносить те или другие молитвы в связи с молитвословиями и песнопениями, читаемыми и поемыми на клиросе, в Служебнике иногда пред последованием вечерни и утрени печатается «Устав священнослужения, сиречь (то есть), како служит диакон со священником в велицей вечерне и утрени». Этот устав печатается также в Типиконе (в 1-й и 2-й главах) и в Октоихе. Кроме того, Служебник имеет еще дополнительную часть, которая содержит чины и молитвы, совершаемые вместе с службами суточного круга. Это – чин благословения колива, приносимого в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне или литургии; чин над кутиею в память усопших, который совершается на литургии и на вечерне; чин литии по усопшим, бывающий по отпусте вечерни и утрени; молитвы по Причащении. Для того, чтобы иерей и диакон по возможности могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике для удобства даются краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Сюда относятся отпусты вечерни, утрени и литургии, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуиарии и причастны литургии. Поскольку же в отпустах дневных воспоминаются святые дня, в Служебнике печатается Месяцеслов (указатель по дням месяцев) святых. К Месяцеслову присоединяются из Миней месячных прокимны, аллилуиарии, причастны, которые имеют отношение к памятям святых и произносятся на службах священником или диаконом. После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуиарии и причастны из Триодей, Октоиха и Минеи общей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010