Но и после своей мученической кончины св. Феодор не переставал бороться с язычеством за имя Христово, подавая из горнего мира христианам благопотребную помощь в их бедах и напастях, ободряя их дух к подвигам неустрашимого исповедничества веры Христовой. Злочестивый римский царь, Юлиан Отступник, вознамерился хитрыми способами ослабить христианство, восторжествовавшее было при его предке, равноапостольном Константине. Желая возобновить в империи служение идолам, он подвергал христиан явными тайным преследованиям. Зная, что христиане в первую неделю великого поста особенно наблюдают чистоту душевную и телесную, проводят эти дни в строгом воздержании и посте, Юлиан приказал градоначальнику константинопольскому собрать всю пищу на рынках, а вместо нее продавать другую, оскверненную заранее кровью идоложертвенных животных. Приказание царя было в точности исполнено: все снеди и пития, находившиеся в продаже, были осквернены кровью так, что христианам грозила неминуемая опасность оскверниться такою пищею. Господь не допустил до этого Своих рабов. Константинопольскому епископу Евдоксию явился тогда св. страстотерпец Феодор Тирон и возвестил: «немедленно собери всех христиан и запрети им покупать пищу и питие, продаваемые на торжищах, ибо нечестивый Юлиан все осквернил кровью от идольских жертв». Когда Евдоксий спросил, как могут исполнить это требование люди бедные, не имеющие при себе съестных запасов, то св. мученик сказал: «дай им колива (вареная пшеница с медом) и этим восполни их недостаток». Так при чудесной помощи св. Феодора Тирона христиане, по милости Божией, избавились от коварства своего гонителя. В память своего избавления от вражеских козней христиане совершили в субботу первой седмицы великого поста празднование св. великомученику Феодору, поставив коливо, которое после разделили между бедными. С того времени православная церковь установила в пятницу первой недели св. четыредесятницы в конце преждеосвященной литургии петь молебный канон св. Феодору Тирону и освящать на нем коливо, или хлебные зерна с медом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре 18 марта 2016 г. 17:26 18 марта 2016 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за великопостными утреней, часами и изобразительными в Успенском соборе  Троице-Сергиевой лавры . Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московских духовных школ ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы;  священник Александр Волков , руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; насельники обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры (регент — архимандрит Глеб (Кожевников)) и хор Московской духовной академии (регент иеромонах Нестор (Волков)). Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры. По заамвонной молитве Святейший Владыка совершил молебный канон великомученику Феодору Тирону и благословение колива. В завершение богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с  проповедью . На состоявшейся затем братской трапезе архиепископ Сергиево-Посадский Феогност от лица насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры и архиепископ Верейский Евгений от лица профессорско-преподавательской корпорации и учащихся Московских духовных школ поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 40-летием архиерейской хиротонии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 2 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4405353.ht...

Литургия Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста 18 марта 2016 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за великопостными утреней, часами и изобразительными в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; насельники обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры (регент — архимандрит Глеб (Кожевников)) и хор Московской духовной академии (регент иеромонах Нестор (Волков)). Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и. о. духовника Троице-Сергиевой лавры. По заамвонной молитве Святейший Владыка совершил молебный канон великомученику Феодору Тирону и благословение колива. В завершение богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью . На состоявшейся затем братской трапезе архиепископ Сергиево-Посадский Феогност от лица насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры и архиепископ Верейский Евгений от лица профессорско-преподавательской корпорации и учащихся Московских духовных школ поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 40-летием архиерейской хиротонии. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Традиция Чудо колива, или «бессмысленные» традиции Сегодня после литургии Преждеосвященных Даров будет освящаться коливо. Что это за традиция и какое значение она имеет сейчас? Перелом как витальный диагноз Люди выбирают то, что в их сознании в наибольшей степени ассоциируется с упорядоченностью. За неимением иных возможностей. Но этот выбор отнюдь не снимает с повестки дня массу болезненных вопросов. Эта очевидная внешняя стабильность-традиция — не сфальсифицирована ли она? Подарки на Рождество Предрождественский shop-aжuomaж прочно закрепился и в нашей стране. Одни считают это " новогодним психозом " , другие — неотъемлемой частью любимых зимних праздников. Кажется, что предпраздничная маркетинговая кампания совершенно затенила сам смысл Рождества — и на Западе, и у нас. Так ли это? Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/tradiciya/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но он же предупреждал: Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа (1 Кор 8:9–12). Читайте также: Как святой мученик Феодор Тирон христианам помог. История колива И когда приказ императора окроплять все продукты на рынках жертвенной кровью был отдан, Константинопольскому архиепископу Евдоксию во сне явился святой Феодор Тирон и, предупредив его о замысле императора, велел всем христианам есть коливо (кутью) — разваренные зерна пшеницы (символ Воскресения), подслащенные медом (символ вечного блаженства), — благо какие-то запасы зерна были тогда в каждом доме. В память об этом впоследствии и было установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. Первое описание этого праздника оставил Константинопольский патриарх Нектарий, возглавлявший эту кафедру в 381–397 годах. При этом служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров (т.е., как правило, все эти богослужения происхолят в пятницу утром). В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (составленные преоподным Иоанном Дамаскиным) и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во. А в суб­бо­ту на утрене по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/pervaja-subbota-velikogo-...

О всех усопших христианах мы молимся Господу Иисусу и в шестой молитве (3-я статия) коленопреклоненного последования Пятидесятницы. 946 Во время панихид, как известно, предлагается и кутья, или коливо. Обычай раздачи колива прослеживается с середины IV века. До того на панихиду приносились хлеб и вино с маслинами, а также сыр или рис. Эта раздача заменяла милостыню, и получавшие приношения желали усопшему «блаженной памяти». Потому эти дары назывались «блаженствами», происхождение же свое они вели от поминальных трапез, о которых говорят «Апостольские правила». 947 Кутья (вареные семена пшеницы), возобладавшая в конце концов над прочими дарами, содержит в себе глубокий и поучительный смысл. Она символизирует воскресение тел из мертвых. Она напоминает нам, что человек – это семя, во время смерти погребаемое в земле, как семя пшеницы. Это семя вновь воскреснет силой Божьей. Поэтому, как замечает святитель Симеон Солунский , в коливо добавляются и разные другие семена (изюм, орехи и т.д.). Но основным элементом всегда остается пшеница 948 , ибо Сам Спаситель уподобил ей Свое Пречистое Тело и Воскресение из мертвых, говоря: «... если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ) 949 , так и Я [как бы подразумевает Господь. – Ред.], если умру, по определению Бога Отца Моего, то принесу плод спасения человеческого рода. Это слово Владычне прекрасно дополняет божественный Павел, когда говорит о Воскресении мертвых ( 1Кор.15:35–49 ). Приносят ли пользу поминовения усопших? Мы обращаем к Богу моления об усопших во время Божественной литургии и панихид, поскольку надеемся и верим в Его человеколюбие и благоутробие, в Его милосердие и благость. И Апостол любви нас побуждает к этому словами: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него ( 1Ин.5:14–15 ). При этом очевидно, что нашими молитвами за усопших мы просим Бога о том, что угодно Ему Самому, ибо Бог, как источник любви и милости, хочет, чтобы все люди спаслись ( 1Тим.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

«Души людей, падших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, только неуспевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним; что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным, – души таких людей, по словам Церкви 428 , исходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь впрочем надежды облегчения от них. Облегчение же получают они, по бесконечной благости Божией, через молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силой бескровной жертвы, которую в частности приносит Священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь ». Помянники Для поминовения усопших имена их пишутся в помянниках или синодиках, которые издревле называются диптихи (от слова δπτυχα или δς и πτσσειν), что с Греческого языка значит двойные или из двух частей составленные книги; потому что в них вписывались для поминовения при Богослужении имена живых, по Крещении, или присоединении их к Церкви, и имена умерших 429 . Начало этих книг жизни и смерти относятся к древним временам 430 . О книгах жизни и смерти, хотя в смысле духовном, упоминает в Откровении св. Иоанн Богослов: и увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). О поименном поминовении умерших по диптихам, бывшим в первые времена Христианства, свидетельствует св. Епифаний Кипрский , живший в IV веке 431 . Так Православная Церковь издревле молится о спасении живущих и умерших, начертанных в книгах жизни и смерти. Коливо, или кутия При поминовении умерших Православной Церковью употребляется, по древнему обычаю, кутия, состоящая из зерен послащенных. Зерна знаменуют воскресение мертвых и жизнь будущего века. Ибо Сам Господь говорит: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин.12:24 ). Ап. Павел говорит: то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело ( 1Кор.15:36–38 ). Послащение зерен знаменует наслаждение благами вечной жизни 432 , которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:4 ). Употребление кутии, или, что тоже, колива относится к древним временам Христианства. о нем упоминается в древних Богослужебных книгах 433 , и в житии Феодора Тирона, повелевшего в IV веке Епископу Евдоксию приготовить коливо для Христиан, во время первой седмицы св. Четыредесятницы, которую Юлиан отступник хотел было осквернить кровью идольских жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Таким образом, церковный Устав, назначая принесение колива в храм не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым заставляет посмотреть на него несколько иначе. Прихожанка. Как же? Пресвитер. А так, что это, хотя и недорогое, но вкусное и вместе с тем питательное блюдо – одно из лучших блюд праздничной трапезы. Так как теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах, то в большие праздники Устав повелевает приносить в храм, к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Прихожанка. Исходя из сказанного, можно предположить, что помимо колива можно приносить и другие вкусности? Пресвитер. И не только продукты, но и напитки. Вследствие чего, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой с ястием и питием. В древности у греков вместе с кутьей приносилось и вино, как обычный на востоке напиток, а на Руси, за неимением своего виноградного вина, в таких случаях приносился местный национальный напиток – мед, который назывался еще «кануном». Прихожанка. Так назывался мед? Пресвитер. Этим словом в народе назывались вообще праздничные напитки (пиво, брага или мед), приносившиеся в храм вместе с коливом (кутьей) под большие праздники или пред поминальными днями, когда после вечерни торжественно пелся праздничный или заупокойный канон (канун), как основная часть молебна или панихиды. Отсюда и происходит название «канун» – день, предшествующий празднику или поминкам. Прихожанка. Никогда бы не догадалась, что слово «накануне» происходит от слова «канон»! Пресвитер. «Кануном» до сих пор называют столики в храме, куда складывают приносимые прихожанами продукты, которые по идее своей, как мы уже выяснили, предназначены для агап. Прихожанка. Батюшка, после всего услышанного, мне захотелось устроить, если не общую со всеми трапезу, то хотя бы с вами и вашей матушкой. Одним словом, я хочу пригласить вас к себе в гости ради такого светлого праздника. Пресвитер. С удовольствием приму ваше приглашение! До встречи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010