Согласно груз. и араб. припискам-завещаниям, содержащимся в рукописях XIII-XIV вв., присутствие грузин в Е. в. м. в этот период из-за частых набегов на мон-рь бедуинов было непостоянным. Так, в колофоне рукописи Sinait. Iber. 74 (XIII-XIV вв.) описан случай, когда после смерти единственного на тот момент в Е. в. м. груз. мон. Тевдоре (Шариданисдзе), жившего при ц. вмч. Георгия, его келью надо было закрыть, а церковную утварь, принадлежавшую груз. общине, «перепрятать до их (грузин.- Д. К.) прихода на Синай». В колофоне груз. Часослова XIII в. (Sinait. Iber. 26. Л. 194) из ц. вмч. Георгия названы имена игумена Николоза, монахов Соломона и Григола. С сер. XIV в. число груз. братии Е. в. м. и груз. паломников на Синае значительно возросло, что было обусловлено доброжелательным отношением к груз. центрам в Палестине и на Синае мамлюков, даровавших грузинам ряд привилегий и иммунитетов ( Цагарели. 1888. С. 51- 60; Джапаридзе. 1994. С. 208-218; Abu-Maneh. 1984). Свидетельства иностранных пилигримов - неизвестного духовного лица из Кёльна (ок. 1355), Иоанна Хильдесхаймского (1360-1375), доминиканского мон. Феликса Фабера (1483), митр. Родосского Паисия Агиапостолита (1577- 1592) и др., а также груз. паломнические надписи на главной дороге, ведущей в Е. в. м., подтверждают значимость груз. общины в этот период ( Stone. 1982. Р. 171-179, 243-249). В XIV-XV вв. ц. вмч. Георгия стала главным скрипторием груз. рукописей на Синае: в груз. и араб. колофонах рукописей XIII-XIV вв. под «грузинским храмом» подразумевается именно она. В араб. приписке к груз. рукописям (Sinait. Iber. 74) еп. Синайский Герман замечает, что в принадлежащих грузинам кельях ц. вмч. Георгия «Богом даровано право жить… только грузинским монахам, и, если никто из них там не живет, пусть они будут закрыты до их прихода» (Л. 194). Из синодика ц. вмч. Георгия и поздних (XIV-XVI вв.) приписок к груз. рукописям известно, что груз. цари, мтавары и груз. монахи прилагали немалые усилия, чтобы сохранить свои позиции на Синае.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Феодор-Даниил Венерис выполнил росписи разрушенной ц. вмч. Георгия Победоносца в Бенудиана близ Канданоса (1290/91), наоса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (кон. XIII в.- Μαδερκης. 1980. Σ. 155-156, 159), ц. вмц. Ирины близ Суйи (кон. XIII в.), ц. прав. Анны в Агрилесе (3-я четв. XIII в.) и ц. вмц. Марины в Равдухе (нач. XIV в.). Хотя Феодор-Даниил был знаком с новыми художественными веяниями, но в целом остался верен старым традициям ( Idem. 1998. Σ. 40). Пропорции фигур персонажей не особенно изящны, но и не тяжеловесны. Некоторая безыскусность в попытке разнообразить ракурсы фигур с избытком компенсируется вниманием к жесту (кисти рук нередко преувеличены), что дополняет психологическую характеристику образов. В живописном решении немаловажную роль играет линия, словно резец скульптора, она создает энергичный, чрезвычайно пластичный рисунок и напряжение в общей спокойной гамме сближенных по спектру тонов. Его племяннику Михаилу Венерису, по мнению М. Андрианакиса, принадлежат фрески ц. св. Иоанна Предтечи в сел. Делиана (нач. XIV в.) и последний слой росписей Ротонды в Эпископи (сер. XIV в.). Его творчество характеризуется появлением нек-рых элементов палеологовского искусства. Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г. Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г. Наиболее плодовитым из работавших в зап. части Крита художников был Иоанн Пагомен (фрески нартекса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (1315), храма вмч. Георгия Победоносца в Анидри (1323), кладбищенской ц. арх. Михаила в сел. Кавалариана близ Канданоса (1327/28), церквей Пресв. Богородицы в Какодики (1331/32) и ап. Иоанна Богослова в Каламосе (немного позже 1340 - Μαδερκης. 1986. Σ. 36)). В ц. вмч. Георгия Победоносца в Продроми над росписями в 1337 или 1340 г. вместе с Пагоменом работал худож. Николай (к-рый принимал участие в декорации еще 5 церквей в исторической обл.

http://pravenc.ru/text/1841123.html

В ВМЧ наряду с публикуемым текстом помещены еще семь похвальных слов разных авторов, посвященных тому же празднику – рождеству Иоанна Предтечи. Это хорошо иллюстрирует принцип полноты, которого придерживался митрополит Макарий при составлении ВМЧ. Время перевода памятника на церковнославянский язык нам неизвестно. Некоторые фрагменты перевода отличаются от греческого оригинала, иные из них без сравнения с греческим текстом просто непонятны. Этот же перевод содержится в минейном Торжественнике, откуда он, возможно, и попал в ВМЧ: в ряде мест текст Торжественника представляет более исправные чтения. Текст печатается по июньскому тому Софийского списка ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1322, лл. 189–191). Исправления вносились на основании Успенского списка ВМЧ (ГИМ, Синодальное собр., 995, лл. 391б–394в. За оказанную мне в этом помощь благодарю Ю. А. Грибова). В ряде случаев были учтены текст Торжественника (РНБ, Соловецкое собр., 1050/1159, XVI в., лл. 78–86 об.) и греческий текст оригинала памятника (PG. Т. 99. Col. 747–758 ). 24 ИЮНЯ. ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО И ИСПОВЕДНИКА ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Даже уподобясь некоему голосистому соловью, сладкоголосо поющему в весенние времена, наше слово смогло бы только в малой степени воспеть великий голос, рождаемый сегодня. Если же кто слаб голосом и сипл весьма, как сможет воспеть великую пророков славу, как восхвалит изрядную апостолов честь, как прославит чудесную мучеников дверь? Еще и на то обрати внимание, что в отношении прочих святых один другому сложил похвалы: больший – большему и смиренный – смиренному; этому же, ныне прославляемому, прежде иных – сам Христос Истина. Сказал ведь: «Из рожденных женщинами больший Иоанна Крестителя не восставал». Если же существует такая выдающаяся похвала великому Предтече в вышеуказанном слове, то разве понадобится кому-либо наше малословие, о желающий слушать? Нимало. Но мы, отдавая рабский долг и исполняя отеческий чин и словно освятившись от одного только поминания Предтечи, к дерзости своей приступили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смотрите также: КОЗЕЛЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ (1873 год, 30 страниц) Описание [ править править код ] Усадьба обители протянулась с запада на восток и окружена кирпичной оградой из старых (1809-1811) и новых (2-я пол. 1990-х гг.) звеньев. Небольшая часть усадьбы за алтарем собора св. Георгия оставлена Дому инвалидов и отгорожена разделительной кирпичной стенкой. Почти на средине северного звена ограды расположены новые Св. врата – арка, построенная в ХХ в. примерно на месте прежних Св. ворот в 4-ярусной барочной колокольне, снесенной в советские годы (известна по старой гравюре с видом монастыря). Внутри усадьбы, у Св. врат замыкается кольцевой путь из аллей, ведущих к главным зданиям обители и окружающих пространство между собором св. Георгия и большим корпусом келий. Кроме ансамбля старинных зданий, вокруг этого пространства находится несколько небольших построек советского времени, возведенных для Дома инвалидов, а ныне принадлежащих обители. Юго-восточнее Св. врат, на восточной стороне аллеи, ведущей от них к собору св. Георгия, в первые годы XXI в. возведена каменная часовня св. вмч. Пантелеимона, свт. Петра Могилы и прп. Пелагии Антиохийской. Внутри часовни находится вырытый при ее постройке колодец. Посвящение часовни памяти св. вмч. Пантелеимона призвано напоминать о бывшем в обители в старину особом почитании этого угодника Божия, имя Киевского митрополита свт. Петра Могилы (†1647) – о предполагаемой связи между предысторией монастыря (когда иноки обитали еще в Козельце) и эпохой трудов названного иерарха, а имя прп. Пелагии – о небесной покровительнице игумении Пелагии (Филатовой), которая управляет обителью с 1997 г. На той же стороне аллеи, ближе к собору, в 2004 г. установлен Памятный знак 350-летия монастыря – гранитная стела с металлическим барельефом св. вмч. Георгия. Свято-Георгиевский собор [ править править код ] В юго-восточной части усадьбы возвышается собор св. вмч. Георгия Победоносца. Полагают, что одноименный деревянный храм появился в обители уже в 1654 г. Документально известно об окончании в 1735 г. в монастыре новой деревянной церкви св. вмч. Георгия. Каменный же собор заложен в 1741 г. Тогда же архиепископ Киевский (позже митрополит) Рафаил (Заборовский) выдал обители грамоту с разрешением собирать средства на постройку храма. На этой грамоте была подпись императрицы Елизаветы Петровны: «Вклад в Георгиевский монастырь две тысячи рублей». В 1756 г. почти готовый собор пострадал от случившегося в монастыре пожара. В утешение инокам, Киевский полковник Евфимий Дараган (женатый на Вере Разумовской – сестре морганатического супруга императрицы Алексея Разумовского) вскоре покрыл купола храма жестью. После отделочных работ, в 1770 г. собор был освящен.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Реликварий вмч. Димитрия Солунского. XI в. (ГММК) Имя Димитрий наряду с именем Георгий в XI-XVI вв., начиная с вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича, занимало одно из самых почетных мест в рус. княжеском (позднее царском) христ. ономастиконе, хотя и неравномерно представлено в разные столетия (см.: ПСРЛ. Т. 14. Указ. С. 48-49). С сер. XII в. наречение этим именем в княжеской среде связано преимущественно с потомками вел. кн. Георгия Владимировича Долгорукого, начиная с Всеволода Большое Гнездо. Порой это имя могли носить 2 одновременно живших брата - вел. кн. Димитрий (Фома) и кн. Димитрий Ноготь Константиновичи Суздальские в XIV в., князья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный Юрьевичи галицко-звенигородские в XV в. У московской ветви Рюриковичей (потомков св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского) в кон. XV - сер. XVI в. имя Димитрий претендует на то, чтобы занять главенствующее место при наречении. Его носили старший сын первенца вел. кн. Иоанна III Васильевича Димитрий, внук, венчанный в 1498 г. на царство, и первенец Иоанна IV Васильевича Грозного, утонувший во младенчестве. При первых царях из фамилии Романовых имя Димитрий получил сын Алексея Михайловича (род. в 1649). При этом имя полностью сохраняло свои позиции в среде аристократии. С XIV в. имя Димитрий (явно под влиянием ономастической традиции Рюриковичей) получило широкое распространение среди правосл. потомков вел. кн. Литовского Гедимина. Его носили сын Гедимина, волынский (луцкий) кн. Любарт, внук - Дмитрий Корятович, двое сыновей вел. кн. Ольгерда и его зять городецкий кн. Димитрий Давидович и др. (см., напр.: Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з kihця XIV до сер. XVII ст.: Волинь i Центр. Украïна. К., 1993). Со временем Д. С. стал одним из популярнейших персонажей рус. религ. фольклора.

http://pravenc.ru/text/178231.html

11 окт. 2013 г. управляющим М.-У. е. был назначен архим. Димитрий (Капанадзе), его хиротония состоялась 27 окт. С 13 янв. 2015 г. епархией управляет еп. Мелхиседек (Хачидзе). В М.-У. е. действуют 70 церквей, 7 мужских и 3 жен. мон-ря; в клире: архимандрит, 5 игуменов, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 15 протоиереев, 7 иереев, 2 диакона; 3 монаха, 4 монахини. Архиереи Маргветские: еп. Варлаам (Махарадзе) (7 марта 1926 - 29 окт. 1928), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Качахидзе) (осень 1929-1930), митр. Кутаисско-Гаенатский Симеон (Челидзе) (1930-1935), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) (1935-1946), митр. Кутаисско-Гаенатский Ефрем (Сидамонидзе, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ) (1950-1953), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Девдариани, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V(VI) ) (1956-1970), архиеп. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили) (14 дек. 1978 - 13 авг. 1979), еп. Никорцминдский Амвросий (Катамадзе) (13 авг. 1979 - март 1980), еп. Христофор (Цамалаидзе) (март 1980 - май 1992), митр. Константин (Меликидзе) (28 мая 1992 - 19 июля 2000), митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили) (июль 2000 - 17 окт. 2002); Маргветско-Убисские: митр. Вахтанг (Ахвледиани) (17 окт. 2002 г.- окт. 2013), еп. Димитрий (Капанадзе) (27 окт. 2013 - янв. 2015), еп. Мелхиседек (Хачидзе) (с 13 янв. 2015). Монастыри Мужские: в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Аргвети (настоятель - игум. Георгий (Джимшелеишвили)); в честь Рождества Пресв. Богородицы в сел. Нуниси (настоятель - игум. Павел (Мачитадзе)); Рикоти во имя вмч. Георгия (настоятель - игум. Иаков (Чохонелидзе)); во имя вмч. Георгия в г. Борити (временно закрыт); Убиси во имя вмч. Георгия (настоятель - архим. Макарий (Гоцадзе)); во имя вмч. Георгия в сел. Моткиери (настоятель - иером. Петр (Куртанидзе)); женские: во имя вмч. Георгия в г. Зестафони (настоятельница - мон. София (Басилашвили)); в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в сел. Вахани (временно закрыт); в честь Успения Пресв. Богородицы в сел. Сакасри (настоятельница - мон. Мариам (Сванидзе)). Ист.: ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 3; Ф. 1880. Оп. 1. Д. 56; НЦРГ. А 136; Личное дело митр. Маргветского Константина (Меликидзе)//Архив Груз. Патриархии. Лит.: Анания (Джапаридзе), митр. Грузинские Церковные Соборы. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. (на груз. яз.). Г. Мачуришвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Собранный отцом Илианом ковчег содержит мощи Св.Симеона Богоприимца, Св.апостола Петра, Св. апостола Павла, Св.Иосифа Аримафейского, Св.Марии Магдалины, Св.Саломии, Свят. Андрея Критского, Св. Вмч. Федора Тирона, Св. Вмч. Федора Стратилата, Св. Вмч.Димитрия Солонского, Св. Вмч. Пантелеимона, Св. Вмч. Екатерины, Св. Равноап. Царицы Елены, Св.апостола Анании, Свт. Николая Архиеп. Мирлийского, Свт. Афанасия Александрийского, Св. Мч. Адриана Никомедийского, Св.Мч. Вонифатия Торсийского. В честь празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского Владыка Игнатий благословил доставить ковчег с мощами на поклонение всех верующих в храм преподобного Сергия Радонежского в город Сертолово, а в дальнейшем доставить его на поклонение в храмы Выборгской епархии. По материалам храма Рождества Иоанна Предтечи д. Юкки ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ (ОБНОВЛЕНИЯ) ХРАМА АРХИЕРЕЕМ Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название " обновления " , потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма - архиерейское и иерейское - называется великим. Существующие чины великого освящения храма: Храм освящает сам архиерей - при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): " Чин освящения храма от архиерея творимаго " . Архиерей освящает только антиминс. " Возследование, како освящати антиминсы архиерею " - находится в " Чиновнике архиерейскаго священнослужения " , а также в упомянутом " Чине освящения храма от архиерея творимаго " . Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: " Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=8...

Появление на Руси изображений «Чуда о царе Калояне», видимо, было обусловлено распространением житийных икон святого. Кроме того, в 1466 г. на внутренней стороне Фроловских (Спасских) ворот Московского Кремля была установлена каменная статуя Д. С. (ПСРЛ. Т. 23. М., 2004. С. 158), очевидно, напоминавшая исполненную в 1464 г. для этих же ворот скульптурную композицию «Чудо вмч. Георгия о змие». На житийных иконах кон. XV-XVI в. (напр., икона из с. Гуменец, Ростовский музей; икона из Борисоглебской ц. Новгорода, НГОМЗ) одно из клейм посвящено гибели царя Калояна. С 1-й пол. XVI в. эта сцена часто занимает средник житийной иконы Д. С., как, напр., на одной из самых ранних рус. икон на этот сюжет (1-я пол. XVI в., НИАМЗ). В этом произведении уже присутствуют характерные черты рус. иконографии сюжета: в отличие от балканских произведений, царь представлен на коне, в царском венце на голове, Д. С. восседает на черном коне, к нему подлетает ангел с мученическим венцом. Эта иконография, сформировавшаяся и распространившаяся под воздействием аналогичных изображений «Чуда вмч. Георгия о змие», встречается как в средниках житийных образов, так и на отдельных иконах (иконы 1-й пол. XVI в. из дер. Вахонькино Кадуйского р-на Вологодской обл., ЧерМО; кон. XVI в. из Музея икон в Рекклингхаузене; 2-й пол. XVI в. из собрания А. В. Морозова; 1-й пол. XVII в. из церкви Новинской жен. тюрьмы; нач. XVII в. из собрания С. П. Рябушинского - все в ГТГ; сер. XVII в. из Свято-Духовской ц. в Каргополе, КИАМЗ; житийный образ кон. XVI в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Калуге, Калужский художественный музей); пример сопоставления сцен «Чудо вмч. Димитрия» и «Чудо вмч. Георгия о змие» - житийная икона рубежа XVI и XVII вв. из ц. вмч. Георгия на Площадке в Костроме (ГТГ), где сцена с Д. С. помещена в левом верхнем углу средника. Уже с XVI в. встречаются случаи непонимания или переосмысления сюжета: Калоян может именоваться царем Максимианом (икона кон. XVI в. из частного собрания в Скандинавии; см.: Kjellin H. Ryska ikoner i Svensk och Norsk ägo. Stockholm, 1956. Ill. 174), «богатырем Люем», т. е. Лием (икона кон. XVI в. из Кирилло-Танищевской ц. Кадуйского р-на, ЧерМО), «царем Люем» (икона XVII в., там же) и даже Мамаем (икона XVIII в., МСПЦ) в память о победе рус. войск во главе с кн. Димитрием Донским (соименным святому) над татарами в битве на Куликовом поле (1380). Вероятно, заказчики и создатели мн. рус. икон Д. С. не помнили о чудесном избавлении Фессалоники от царя Калояна и воспринимали сюжет как изображение события из рус. истории или как сцену, свидетельствующую о торжестве святого над силами зла в лице императора и гладиатора-язычника или татар. военачальника.

http://pravenc.ru/text/178231.html

На юж. границе мон-ря, к-рая была более сложного рельефа, впосл. располагалась одноглавая церковь, вероятно, во имя вмч. Георгия (1527). Она стояла вне ограды, на карте между ней и юж. келейным корпусом стена не обозначена. Далее в ограде показаны еще 2 надвратных храма, а между ними за оградой еще один одноглавый храм, к-рый Выголов отождествил с ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1450), сооруженной боярином В. Г. Ховриным и не принадлежавшей обители. Ближайший к Георгиевской ц. надвратный храм, на месте к-рого позднее была выстроена ц. во имя вмц. Екатерины,- это, видимо, ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Пшеничников ссылался на архивные дела, в к-рых престол во имя Александрийских епископов упоминался как придельный и принадлежавший обители, но имевший собственный причт ( Пшеничников. 1894. С. 106). По мнению Забелина, этот храм еще был действующим в 1792 г., упразднен в нач. XIX в. в связи со строительством Екатерининской ц. Памятью об этом храме служили литургические предметы, сохранявшиеся в ризнице М. В. м.: серебряные потир, дискос, лжица и звездица, пожалованные в дар храму царевной Марией Алексеевной в 1717 г. Сосуды, принадлежавшие этому храму, были по инициативе митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) переданы игум. Сергией (Волконской) (1871-1884) в Иосифовский жен. мон-рь Екатеринославской епархии. Вмч. Георгий Победоносец. Деревянный рельеф. Мастер В. Д. Ермолин. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Вмч. Георгий Победоносец. Деревянный рельеф. Мастер В. Д. Ермолин. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Георгиевский храм, построенный в 1527 г., также служил мемориальным целям: он был возведен для статуи вмч. Георгия Победоносца, крупного белокаменного изображения конного воина, древнего герба династии и столицы, стоявшего до перестройки Фроловских ворот на их башне. Этот одноглавый 3-апсидный храм примыкал к стене мон-ря, южный и восточный его фасады выходили на площадь перед ним. В нач. XVIII в. он был отремонтирован и даже к нему пристроили придел во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

эпоху изредка строились и центричные храмы с деревянными перекрытиями: типа тетраконха с амбулаторием (церковь в б-ке Адриана в Афинах, 2-я четв. V в.), октагональный (в Филиппах, нач. VI в.) и гексагональный (в Амфиполе, VI в.) храмы с амбулаториями. Относительно небольшие октагоны и тетраконхи иногда присутствовали в качестве баптистериев и мартириев при крупнейших базиликах (напр., св. Леонида в Лехее). Ротонда вмч. Георгия в Фессалонике (см. ст. Георгия Победоносца вмч. церковь в Фессалонике ), возведенная в качестве мавзолея, по одной из версий, имп. Галерием ок. 300-306 гг., по др.- имп. Константином Великим в 322-323 гг., первоначально не была декорирована; вероятно, при землетрясении 363 г. ее купол рухнул. Восстановление ротонды уже в качестве церкви с пристройкой апсиды и амбулатория могло быть произведено при имп. Феодосии I Великом (379-395), когда Фессалоника стала центром Балкан ( uri S. 2000. P. 10-17). Имеются мнения и о произведении этих работ в V-VI вв. К времени этой же перестройки относятся пристроенные с юж. стороны портик и гексагональное купольное сооружение погребального назначения. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. Уникальна для своего времени церковь мон-ря Осиос Давид (Латомос) в Фессалонике, к-рая датируется по мозаике в конхе ее апсиды кон. V или нач. VI в. Это постройка крестово-купольного типа (уже вполне сложившегося), с равными рукавами и 4 угловыми помещениями, соединенными с рукавами арочными проемами (перекрытие центральной ячейки не сохр.). Начиная со следующей эпохи такой тип храма окажет влияние на формирование архитектуры греч. и балканских церквей. Тема крестообразной церкви реализована в ряде греч. базилик с трансептом, выступающим, как правило, за пределы крайних нефов (базилика А в Никополе). В Македонии строились базилики с узким трансептом, к-рый не пересекался боковыми нефами, а огибался ими (3-нефная базилика А в Филиппах). В 5-нефной базилике вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010