В памятниках рус. искусства изображения Г. со свт. Власием, со святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, с арх. Михаилом отражают пласт народного почитания великомученика, наибольшее количество этих икон происходит из Новгорода. Одним из ранних примеров изображения Г. и свт. Власия является новгородская икона 2-й пол. XIII в. «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (ГРМ), связанная с широким местным почитанием свт. Власия как покровителя скота, а Г. как покровителя земледелия и скотоводства. К тому же времени относится новгородская двусторонняя костяная иконка с поясными образами Г. (мученик с крестом) и свт. Власия (посл. треть XIII в.; из раскопок 1969 в Неревском конце Новгорода). Об устойчивости этой традиции, получившей развитие как в Новгороде, так и на Русском Севере свидетельствуют памятники XVI в., в их числе - деревянный резной деисусный чин XVI в. из собрания С. Т. Большакова (ГММК), где в паре с Г. изображен свт. Власий, не соответствующий ему по чину святости, а не вмч. Димитрий, как обычно. На иконе «Чудо вмч. Георгия о змии» (2-я пол. XVI в., ПИАМ) поясные фигуры свт. Власия, Флора и Лавра включены в композицию средника; подобная икона XVI в. происходит из ц. Покрова пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (ГТГ), но среди 3 святых вместо свт. Власия изображен прп. Зосима Палестинский. Народное почитание Г. как покровителя земледелия объединило его с одним из наиболее почитаемых на Руси святых - свт. Николаем, что отразилось во мн. лит. и изобразительных памятниках искусства. На это сближение повлияло календарное соседство весеннего «Егорьева дня» и «вешнего Николы» (23 апр.- мученическая кончина Г., 9 мая - перенесение мощей свт. Николая), отразившееся даже в рус. фольклоре («Егорий с теплом, Никола с кормом», «Егорий с водой, Никола с травой» и т. д.). Парные изображения Г. и свт. Николая были распространены в новгородской и московской мелкой каменной пластике - на двусторонних иконках. На более ранних памятниках помещалась полуфигура Г.-воина с копьем и щитом в руках (кон. XIII - нач. XIV в., Новгород, из собрания И. С. Остроухова, ГТГ), сменившаяся позднее образом Г., поражающего змея (XIV в., Москва, из собрания ТСЛ, СПГИАХМЗ; нач. XVI в., Новгород, ГИМ). Из Гуслицкого мон-ря происходит икона кон. XIV - нач. XV в., представляющая святых в рост (свт. Николай в епископском облачении с Евангелием в руке, Г.-воин с копьем в правой руке перед грудью, левой опирается на меч). В числе избранных святых устойчивостью отличаются изображения Г., вмч. Димитрия, свт. Николая (напр., «Свт. Николай Мирликийский, с Деисусом и избранными святыми» (1-я четв. XVI в., ЦАК МДА) - на поле, в среднем ряду, в паре с вмч. Димитрием; «Никола, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ) - на поле, справа от средника, в паре с вмч. Димитрием).

http://pravenc.ru/text/162188.html

В славянской традиции известно пространное Житие П., а также 2 кратких в составе обычного и Стишного Прологов в день его памяти 27 июля. Пространное Житие встречается в сборниках и Четьих-Минеях не ранее XV в. (см.: Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв. Кат. М.; СПб., 2008. С. 94), оно включено также в ВМЧ под 27 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 330-332, 2-я паг.). Слав. перевод наиболее близок к греческой версии BHG, N 1413b, в которой имеется эпилог составителей, выполненный, вероятно, при создании годового комплекта Четьих-Миней, в ранний период слав. письменности. Он содержит весьма архаическую лексику южнослав. происхождения, в частности, в нем встречается слово «балии» - врач и однокоренные «баловати», «лечить» и т. п. Житие, возможно, редактировалось (в ВМЧ указанная лексика встречается только в начале Жития, а в сб. РГБ. Троиц. 751 «балии» везде заменено словом «врачь» и т. д.). Пространное Житие П. пересказано свт. Димитрием Ростовским в «Книге житий» с небольшой стилистической правкой ( Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 419-425 об.). В кратком Житии в составе обычного Пролога, переведенного в XI-XII вв., повторяются содержащиеся в Житии чудеса: о воскрешении ребенка и об исцелении слепого, в конце говорится, что при усечении головы святого из тела вместо крови истекло молоко, а оливковое дерево дало плоды; наиболее близкий греч. текст содержится в рукописи Vat. gr. 2046 (Л. 262b-d), а также в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 561). Чуть более расширенный вариант находится в Стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. (его оригинал см.: SynCP. Col. 847-848), этот текст вошел и в состав печатного Пролога в XVII в. Л. В. Прокопенко Почитание и мощи П. Вмч. Пантелеимон. Мозаика в капелле ап. Петра собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Вмч. Пантелеимон. Мозаика в капелле ап. Петра собора Сан-Марко в Венеции. XII в. В Иеронимовом Мартирологе день памяти П. указан под 28 июля (MartHieron.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

В офиц. религ. искусстве XVIII-XIX вв. образ Д. С., видимо, был вытеснен образом более почитавшегося в эту эпоху вмч. Георгия. Вместе с тем изображения Д. С. встречаются в поздних храмовых росписях, на минейных иконах и гравированных минейных листах; известно неск. разновидностей гравюр XVIII-XIX вв. с поясным, ростовым и конным образами святого. Достаточно распространены были и иконы «Чудо вмч. Димитрия о Калояне» (иконы кон. XVIII в. из частного собрания (где побежденный царь назван Мамаем), 2-й пол. XIX в. из Елагинского дворца-музея в С.-Петербурге, 2-й пол. XIX в. из собрания Е. В. Ройзмана - обе с чудом о 2 девицах, 1901, ГМИР,- девицы держат образ не Д. С., а Спаса Нерукотворного). Изображения Д. С. как соименного святого, целителя-мироточца, избавителя из темниц или покровителя воинов встречаются на мн. иконах избранных святых, в т. ч. связанных со старообрядческой средой (икона «Святые Георгий, Димитрий и Никита», ок. 1822, выполненная в традициях XVII в., собрание банка «Интеза»; «Богоматерь Всех скорбящих Радость с избранными святыми на полях», нач. XIX в., написана в невьянской мастерской Богатырёвых, ЕМИИ; икона 1914 г., написана по заказу ратников А. Боровкова и Т. Комарова, там же). Ростовые изображения Д. С. и вмч. Георгия в молении Спасителю помещены на иконе 1784 г. из Солигаличского р-на (КГОИАМЗ). Редкий вариант иконографии Д. С.- в 3/4-ном повороте, в одеждах мученика и с копьем - представлен иконой-краснушкой (2-я пол. XIX в., СОКМ). Выразительные примеры трактовки образа Д. С. в стиле искусства барокко на иконах «Избранные святые» письма Дмитрия Молчанова (1734, частное собрание), «Вмч. Димитрий и прп. Мария» письма И. Иванова из московской ц. во имя Пимена Великого в Нов. Воротниках (1743, ЦМиАР); «Свт. Димитрий Ростовский, сеющий семена благочестия» (50-е гг. XVIII в., частное собрание) - святой представлен как небесный покровитель митр. Ростовского Димитрия. Изображения Д. С., выполненные на рубеже XIX и XX вв. под воздействием академического искусства, сохранились в монастырях Афона (возможно, созданы в мастерской рус. мон-ря вмч. Пантелеимона). В нач. XX в. В. Д. Фартусов рекомендовал изображать Д. С. так: «Типа греческого, молод, по сказанию жития муж, а потому следует писать его с бородой, хотя и небольшой; телосложением видный, лицо умное и худощавое от поста и воздержания; одежда воинская, через плечо широкая лента и красный богатый плащ, по латам дорогой пояс. Как храброму воину, следует давать в одну руку меч, а в другую хартию с его изречениями…» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 57). Житийные циклы в русском искусстве

http://pravenc.ru/text/178231.html

  Чудо об осужденных Важно отметить, что ранние списки Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского (ОР РГБ, ф. 228, 131; ф. 173/ III , 86; ОР РНБ, собр. М. П. Погодина, 790.), датирующиеся рубежом XV и XVI вв., этого чуда о вмешательстве прп. Варлаама в судьбу осужденных на казнь не содержат. Впервые в составе Жития оно появляется в ноябрьском томе Софийского комплекта Великих Четьих Миней (ВМЧ) (ОР РНБ, Софийское собр., 1319, л. 61 об.–62) и помещено перед «Чудом об отроке Григории», но после всех остальных посмертных чудес, хотя само является прижизненным. Заголовка у этого Чуда нет, оставлено незаполненное место в строке – очевидно, система оформления его еще не сложилась, и оно было приписано к Житию в процессе работы над ВМЧ. В более поздних сборниках (ОР РНБ, F . I .291 и ОР РНБ, Соловецкое собр., 505/524) Чудо занимает свое стабильное место, снабжается заголовком. Запись этого Чуда известна вне Жития – оно входит в состав новгородско-афонского сборника. Известно 6 списков этого сборника. Самый ранний из них, читающийся в ОР РГБ, ф. 113 (собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), Он может быть датирован 30-ми гг. XV остальные относятся к более позднему Текст Чуда в ВМЧ дословно повторяет Чудо в Волоколамском сборнике, за исключением последнего предложения. Можно предположить, что именно этот сборник и послужил источником для составителя Миней, наши представления о датировке и характере формирования ВМЧ этому не противоречат. Согласно исследованиям М. А. Шибаева, работа над комплектом миней была завершена к 1538 г., минейный пласт в кодексе часто носил черновой Необходимо подчеркнуть, что наблюдения над рукописной традицией Жития позволяют разрушить историографический миф, согласно которому Пахомий Серб одновременно, в 70-х гг. XV в., присоединил к своей редакции «Чудо об отроке Григории» и «Чудо об Обнаружение ранних списков Второй Пахомиевской редакции (в которых «Чудо об отроке Григории» уже читалось, а «Чудо об осужденных» отсутствовало), а также результаты современных исследований Волоколамского сборника и Софийского комплекта ВМЧ позволяют реабилитировать предположение В. О. Ключевского и В. Яблонского о том, что рассказ о двух осужденных был механически присоединен к Житию в XVI в. при создании Макарьевских

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

19. Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (с 17 февраля) . Ап. от 70-ти Архиппа. Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А) . Примечание. На этот день с четверга, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы). Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б) . А. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» поется рядовая служба Минеи (с 19 февраля; ап. от 70-ти Архиппа) , а также – заупокойный канон Октоиха, 4-го гласа с утрени субботы (без ирмосов) . Примечание. «Ведомо да есть, яко последование Минеи, прилучающихся святых в субботы и Недели святыя Четыредесятницы, поется в повечериях, или егда изволит екклисиарх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). «Каноны же в Минеи настоящия субботы и Недели поем, егда изволит екклисиарх: един убо поем в повечерии пятка, другий же канон поем в повечерии Недели» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы). После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

Стиль живописи ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» близок к росписям ц. св. Таксиархов. Легкие фигуры с маленькими головами имеют изящные пропорции. Лики святых в нижнем ярусе написаны плотно и объемно. Они имеют неск. резкие черты, акцентированные темными контурами (глубоко посаженные глаза, слишком тонкие носы и острые подбородки), но выражения их спокойны. Лица и фигуры персонажей в евангельских сценах трактованы более бегло и подвижно, в них больше динамики и напряженности. В целом росписи ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» принадлежат к тому же антиклассическому направлению 2-й пол. XIV в., что и фрески ц. св. Таксиархов и росписи остальных касторийских ансамблей этого периода (церкви свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза», свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1383/84), свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» (ок. 1385)). Джурич и Цигаридас предполагают, что все они созданы одной мастерской, работавшей в этом регионе в посл. трети XIV в. Лит.: 1975. С. 31-50; Δρακοπολου. 1997. Σ. 74, 117; Τσιγαρδας. 1999. Σ. 211-250. Церковь свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» - небольшой однонефный храм с деревянным перекрытием, относящийся ко 2-й пол. XIV в. Цигаридас датирует его роспись временем ок. 1385 г., как и фрески ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну». Иконография 2 росписей почти идентична. Фрески юж. стены в ц. свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» не сохранились, а на сев. и зап. стенах повторяется тот же краткий праздничный цикл, только на зап. стене вместо «Шествия на Голгофу» изображено «Предательство Иуды». Мн. подробности и даже позы, жесты и выражения лиц в евангельских сценах находят ближайшие аналогии в росписях церквей св. Таксиархов 1359/60 г. и вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну». По предположению Цигаридаса, в храме вмч. Георгия Победоносца работал тот же художник, что и в ц. свт. Николая Чудотворца, к-рый в обоих случаях использовал одни и те же образцы. По стилю живописи эти ансамбли очень близки к росписям ц. св. Таксиархов у Митрополии и к несколько более поздним ансамблям церквей свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза», свт. Афанасия Великого «ту Музаки» 1383/84 г. и др.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

(икона кон. XV - нач. XVI в., ГТГ). Встречается редкий для иконографии Г. атрибут - шлем, к-рый падает с головы святого (икона кон. XV - нач. XVI в., КМРИ) и заменяется небесным мученическим венцом (шитая пелена из Коневецкого мон-ря на Ладожском оз., нач. XVI в., ГРМ). К нач. XVII в. изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с к-рой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом (икона строгановских писем мастера Никифора Савина, 1-я пол. XVII в.); на иконе из Н. Новгорода (кон. XVI - нач. XVII в. «Чудо вмч. Георгия о змии с 9 праздниками», частное собрание, Москва) изображено конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу Г.; на нижнем поле Г. представлен в 3 клеймах, продолжающих сюжет средника: Г., пеший воин, поражает копьем змея в озере, сон Г., беседа с царевной. Для иконографии этого периода характерны различия в деталях: в воинских атрибутах (оружие (копье или меч), к-рым Г. поражает змея), в динамике движения и окрасе коня (помимо традиц. белого встречаются варианты вороного - напр., на новгородской иконе, 2-я пол. XIV в., ГТГ; на иконе из Сев.-Вост. Руси из собрания М. В. Розановой, XIV в., Британский музей, Лондон; на тверской иконе, 2-я пол. XVI в., ГТГ; гнедого - на новгородской иконе, 2-я пол. XVI в., ЦАК МДА). Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Изображение «Двойного чуда» встречается редко (напр., на костромской иконе «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития» (нач. XVIII в., ЯИАМЗ, клеймо 16)). Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от др. извод: пеший Г. передает спасенного отрока отцу-священнику (напр., в клеймах 2 житийных икон XVI в. «Чудо вмч. Георгия о змии» из собрания старообрядческого кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве (клеймо 15) и из Богородице-Рождественского собора в Устюжне (клеймо 14), в 1994 похищена из экспозиции УКМ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Кроме храма прав. Лазаря важнейшими памятниками архитектуры и монументальной живописи К. м. являются церкви Панагии Ангелоктисты в Кити и прп. Антония Великого в Келье. Апсида ц. Панагии Ангелоктисты датируется V в., она украшена уникальной мозаикой VI в. В XI (XII ?) в. апсида была включена в здание типа вписанного креста на 4 столбах (удлинение храма по продольной оси является следствием его перестройки из ранневизант. базилики); сохранились фрагменты фресок сер. XIII в. С сев.-вост. стороны в XII в. была пристроена погребальная часовня св. бессребреников Космы и Дамиана (в ней сохр. фрагменты росписей XIII, 2-й пол. XIV и XV-XVI вв.), с юж. стороны в кон. XIII - нач. XIV в.- лат. капелла (в ней выставлено собрание поствизант. икон). Церковь прп. Антония Великого в Келье также относится к храмам типа вписанного креста на 4 столбах. Она была создана в IX-X вв. и перестроена в XI в. Вместо купола, разрушенного в 1426 г., в ходе ремонтных работ в кон. XV или в нач. XVI в. был сооружен свод, тогда же 3 апсиды заменены одной, реконструирована сев. часть церкви. Нартекс и аркада пристроены в XVIII в. Среди настенных росписей можно проследить по меньшей мере 4 слоя живописи: IX или Х в., 1-й пол.- сер. XI в., нач. XII в. и XIII в. Часть фресок снята и в наст. время находится в Музее Киккского мон-ря. К XII в. относится однонефная сводчатая ц. свт. Василия Великого в Ксилотимву с фрагментами фресок XII (?) в., к 1-й пол. XIII в.- разрушенная ц. св. Неофита близ с. Трули, к XIV в.- ц. мч. Маманта в Аламиносе типа купольного зала, к XV в.- однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца «тис Ангонас» близ Ормидии (с нартексом нач. XVI в.; впосл. зап. стена наоса была разобрана и оба помещения объединены), к XVI в.- церкви мч. Леонтия в Периволии, вмц. Марины в Псематисменосе, Пресв. Богородицы в Кивисили, вмч. Георгия Победоносца в Ксилофагу, вмц. Марины в монастыре вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ Ксилотимву, вмц. Варвары на одноименном подворье монастыря Ставровуни, прп. Андроника близ Терсефану, храм, превращенный в мечеть, в Клавдье ( Παπαγεωργου. 1987. Σ. 253-254). Церковь вмч. Георгия Победоносца Макриса, расположенную к северо-западу от Ларнаки, исследователи датируют по-разному: XII, XIV или XVI вв. Храм был назван «Макрис» (т. е. «дальний») для отличия от мон-ря вмч. Георгия Победоносца, который именовался «Кондос» («ближний»). В средние века храм вмч. Георгия Победоносца Макриса являлся приходской церковью сел. Агрину, разрушенного мамлюками в 1426 г. Впосл. здесь возник мон-рь, действовавший до кон. XVIII в. Церковь была перестроена в 1706 г.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Памятник может быть датирован 40-ми гг. XI в. и представляет собой одно из первых русских исторических произведений, близких также к Житиям или к произведениям учительной литературы ( Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 58-76). Неск. редакций Жития появились в XVI в. и так или иначе взаимосвязаны: Краткая редакция, представленная единственным списком в составе псковского сб. РГБ. Рум. 397. Л. 380в - 382в, сер. XVI в.; Пространная редакция, известная в 2 списках: в сб. Житий и слов РГАДА. Ф. 187 (собр. ЦГАЛИ). Оп. 1. 41. Л. 467-475, кон. XVI в., и в составе июльского тома Царского комплекта ВМЧ (ГИМ. Син. 182. Л. 184-186 об.), и еще одна Пространная редакция, включенная в состав «Книги степенной царского родословия». Первая и 3-я редакции были известны уже в XIX в. В частности, Житие О. в сб. РГБ. Рум. 397 обнаружил А. Х. Востоков ( Востоков. 1842. С. 601). В разных классификациях она получила разные названия: Распространенная редакция Проложного Жития (Серебрянский), Распространенная редакция 2-го вида Проложного Жития (Гриценко), Сокращенная псковская редакция (Карпов). Исследователи, обращавшиеся к редакциям в сб. РГБ. Рум. 397 и в составе Степенной книги, указывали на первичность Краткой редакции сер. XVI в. ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 1. С. 81. Примеч. 1; Серебрянский. 1915. Т. 1. С. 36-37). В последнее время Карпов обнаружил еще одну редакцию Жития в сб. РГАДА. Ф. 187 (собр. ЦГАЛИ). Оп. 1. 41 и в составе июльского тома Царского комплекта ВМЧ. Исследователь предложил следующую схему взаимоотношения 3 редакций и их атрибуцию: Пространная псковская редакция в списках ВМЧ и сб. ЦГАЛИ. 41 была написана известным псковским книжником Василием (Варлаамом) ок. 1553 г. по заказу митр. Макария для ВМЧ (список ЦГАЛИ. 41 был дополнен вставками по рус. Проложному Житию); редакция РГБ. Рум. 397 представляет собой ее сокращенный вариант; Сокращенная псковская редакция написана неизвестным псковским книжником на основе варианта Псковской редакции, вошедшего в ВМЧ. При создании Пространной редакции, включенной затем в Степенную книгу, священник Благовещенского собора Сильвестр использовал в качестве одного из источников Пространную псковскую редакцию Василия (Варлаама). Ее основным источником, по наблюдениям Карпова, стала «Похвала княгине Ольге» Иакова Мниха, из к-рой были дословно заимствованы значительные фрагменты текста; др. источниками послужили рус. Проложное Житие О., Житие кн. Владимира, Житие вмц. Евфимии, «Сказание об обретении Честного Креста Господня, или Житие святых Константина и Елены». Текст близок по характеру использования источников и стилистике (витиеватость, многословие, употребление житийных штампов, частые отступления от сюжета) к произведениям Василия (Варлаама). Псковская редакция содержит новые исторические сведения, к-рые, видимо, были почерпнуты из устной традиции: в тексте говорится о рождении О. в псковском с. Выбуто, о дарах княгини на строительство ц. во имя Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Г. Заусайлова была изготовлена серебряная риза с эмалью и митрой, образ кн. св. Михаила Тверского и кн. блгв. Анны Кашинской (71×66 см) с частицей мощей последней, переданный в дар обители еп. Екатеринбургским и Ирбитским Митрофаном (Афонским), бывшим в 1906-1910 гг. настоятелем. Левее образа вмч. Пантелеимона находился серебряный ковчег с частицами мощей (в виде напрестольного позолоченного креста), привезенный из брянского Петропавловского монастыря. В др. серебряном ковчеге (1888) хранились частицы ризы Пресв. Богородицы и мощей: мч. Нестора, вмч. Феодора Тирона, мч. Ипатия, вмч. Артемия, мч. Стефана, мч. Меркурия, прп. Сергия Радонежского, мч. Аристарха, мч. Прокопия, мч. Кириака, мч. Евстафия Плакиды, мч. Наркиса, мц. Христины, сщмч. Антипы, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, кн. блгв. Константина и чад его благоверных Михаила и Феодора Муромских, святителей Авраамия, Исаии и Леонтия Ростовских, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, имелись непоименованные частицы. В 3-м, позолоченном ковчеге хранились частицы мощей святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и вмч. Пантелеимона, в 4-м, медном посеребренном ковчеге - частицы мощей кн. благоверных Михаила, Феодора и Константина Муромских и вмч. Пантелеимона. В 1912 г. Е. м. была пожертвована икона свт. Иоасафа Белгородского с частью его облачения. В примыкавшей к Троицкому собору Космодамиановской ц. находились чтимые Иверский образ Божией Матери (на чугунной доске, к-рую несли перед гробом свящ. Иоанна Жданова в день похорон в 1824), иконы «Умягчение злых сердец» (из дома Жданова, пожертвованная в 1877 его родственниками), свт. Иоанна Златоуста и сщмч. Игнатия Богоносца (изготовлена в 1879 усердием еп. Нижегородского Иеремии (Соловьёва)). Посреди Космодамиановской ц. находилась могила, над ней деревянное надгробие, на к-ром медная посеребренная доска с рельефным изображением подвижника во весь рост в священническом облачении. У гроба о. Иоанна совершались исцеления болящих.

http://pravenc.ru/text/367381.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010