Введение В Церкви первого тысячелетия многие крупные кафедры обладали своим собственным чином Божественной литургии, который обычно носил имя того апостола или святого, кто считался основателем и самой кафедры, и ее литургической традиции 1 . В частности, в Константинопольской Церкви это была литургия святителя Василия Великого , в Иерусалимской – литургия апостола Иакова, брата Господня, а в Александрийской – литургия апостола и евангелиста Марка. Литургия апостола Марка занимает центральное место в группе литургий египетского типа, главным признаком которого является особая структура анафоры: после вступительного раздела следуют различные поминовения, затем – рассказ об ангельском богослужении с пением песни «Свят, свят, свят...» (Sanc­tus), первая эпиклеза, повествование о Тайной вечере и установлении Евхаристии (institutio), и наконец провозглашение совершаемой литургии как подлинного воспоминания Тайной вечери и вообще домостроительства Христова (anamnesis), вторая эпиклеза и заключительное славословие. 2 Такой порядок заметно отличается от структуры сирийско-малоазийских анафор, в числе которых – и константинопольские анафоры святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , и иерусалимская анафора апостола Иакова, и другие. Помимо специфической структуры (а значит – внутренней логики) главной евхаристической молитвы, литургия апостола Марка обладает и иными своеобразными чертами, которые в совокупности образуют самостоятельное и весьма важное свидетельство как об особенностях богослужебной практики в христианском Египте, так и о богословии Евхаристии в одной из ключевых традиций древней Церкви. Указанными обстоятельствами, а также хорошей – по сравнению с другими чинами литургий – сохранностью в ранних, до VII века, источниках обусловлено постоянное внимание к анафоре апостола Марка со стороны исследователей истории христианского богослужения и академической науки как таковой. Дополнительный интерес к чину литургии апостола Марка вызывает тот факт, что она сохранялась в богослужебной практике греческого мира – вернее, некоторых его частей: в Египте, на Синае, на юге Италии – дольше других неконстантинопольских литургий: до XII века и даже позднее. 3 В ХХ веке в Православной Церкви интерес к литургии апостола Марка возник с новой силой: она неоднократно совершалась в Александрийской и Элладской Церквах, известны случаи ее совершения в РПЦЗ и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Добрые вести Православия: первая половина мая 2008 г. Митрополит Иларион (Капрал). Фото: synod.com Самой важной новостью первой половины мая стало, конечно же, избрание нового первоиерарха Русской Православной Церкви за рубежом. Другие вести касались возведения новых и реконструкции старых храмов, миссионерского служения Русской Православной Церкви, в том числе и в таких важных формах миссии, как кинематограф. Избран новый глава РПЦЗ Собор епископов Русской Зарубежной Церкви, действуя в соответствии с Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, 12 мая 2008 года избрал архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. 14 мая Священный Синод Русской Православной Церкви постановил утвердить решение Собора епископов Русской Зарубежной Церкви об избрании архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом РПЦЗ. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 12 мая 2008 года архиепископ Иларион, в связи с избранием первоиерархом Русской Православной Церкви за границей, возведен в сан митрополита. В Венеции у мощей апостола и евангелиста Марка состоялось православное богослужение Совершение Божественной литургии в день памяти апостола и евангелиста Марка на его мощах, хранящихся в базилике святого Марка в Венеции, стало доброй традицией для священства и верующих Русской Православной Церкви. С разрешения католических властей города 8 мая, как и в предыдущие четыре года, православные из разных стран и континентов собрались в крипте базилики святого Марка, чтобы вознести молитвы у мощей ученика святых первоверховных апостолов Петра и Павла евангелиста и мученика святого Марка. В православном богослужении приняли участие девять священников и два диакона. Среди них были священнослужители из Германии, Италии, России. Впервые у мощей святого Марка служили вместе представители Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церквей. Общее число молящихся превысило 150 человек. По окончании литургии духовенство и верующие поднялись из крипты в верхнюю церковь и совершили там краткий молебен и поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка. Праздник завершился паломничеством по святым местам Венеции. Паломники посетили греческую церковь великомученика Георгия, где поклонились деснице святителя Василия Великого; церковь святого Иоанна Предтечи, где находятся мощи святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и крест преподобного Саввы Освященного; церковь праведного Захарии, где поклонились мощам праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, и святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского, исповедника.

http://pravoslavie.ru/5083.html

Памяти игумена Μарка (Лозинского) В кафедральном Всехсвятском соборе в г. Туле 31 января 1973 года было совершено отпевание профессора Московской духовной академии игумена Марка (Лозинского) . Ректор академии архиепископ Дмитровский Филарет по окончании Божественной литургии, перед началом чина иноческого отпевания, произнес надгробное слово. В нем он выразил соболезнование отцу покойного – протоиерею Ростиславу Лозинскому от имени и по поручению Святейшего Патриарха Пимена, от наместника Троице-Сергиевой Лавры и от академии и кратко охарактеризовал труды отца Марка в академии. Страдая много лет сахарным диабетом, игумен Марк проводил рождественские каникулы у своего отца в Туле, где и скончался 29 января. Весть об этой кончине поразила всех в академии и Лавре своей неожиданностью. Короткой была жизнь почившего профессора, она прервалась, казалось бы, в самом начале. Игумен Марк родился в Ивангороде Ленинградской области 4 июня 1939 года в семье священника. По окончании средней школы в 1957 году Сергей Лозинский (его имя в миру) поступил в 3й класс Московской духовной семинарии и, успешно закончив семинарию, был принят в 1959 году в академию. По окончании второго курса академии он вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры, а 19 декабря 1962года принял иноческий постриг с именем Марк – в честь апостола и евангелиста Марка. В апреле 1963 года отец Марк был рукоположен во иеродиакона. Иеродиакон Марк закончил академию в 1963 году со степенью кандидата богословия и Советом МДА был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Темами его кандидатской и стипендиатской работ была иконография Господа нашего Иисуса Христа. Тогда же Совет МДА поручил отцу Марку преподавание гомилетики в семинарии. С марта 1964 года иеродиакон Марк был сотрудником Церковно0археологического кабинета, а с 9 сентября 1964 года до кончины – помощником заведующего ЦАК. 4 декабря 1964 года Святейший Патриарх Алексий рукоположил иеродиакона Марка, бывшего одно время его иподиаконом, во иеромонаха и наградил его набедренником. С 1965 года отец Марк читал и в академии курс гомилетики. Ему одно время поручалось чтение лекций по Священному Писанию Ветхого Завета и пастырскому богословию на I курсе академии. С 1968 года отец Марк – доцент МДА. К Пасхе 1969 года Святейший Патриарх Алексий возвел его в сан игумена. После успешной защиты отцом Марком магистерской диссертации в июне и получения им магистерской степени Святейший в декабре того же года утвердил его в должности профессора академии. Местоблюститель Митрополит Пимен к Пасхе 1971 года удостоил игумена Марка награждения крестом с украшениями. В октябре 1972 года Совет академии назначил отца Марка председателем Церковно-практической комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Содержание Предисловие к новому изданию Краткая библиография по истории литургии Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий» Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25-е Св. Ап. и Евангелиста Марка Святого Апостола и Евангелиста Марка из лика 70 Апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом Еврей, от колена Левиина, из племени священнического, мать его – Мария жила в Иерусалиме; её посещал Ап. Пётр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник Ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и через него сделался известен Ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их Апостольском путешествии ( Деян.12:25,13:5,13 ). Когда Варнава отдельно от Ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:23 ). Евангелист же Марк был Еллин из Кирены, города в Пентаноле Ливийском. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан Ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ), конечно в том смысле, что Ап. Пётр родил его своим благовествованием в благодатную жизнь. Марк был спутником Ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с Апостолом Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию Римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного Апостолом Петром об Иисусе Христе, написал через 10 лет по Вознесении Господа на Греческом языке святое Евангелие, «еже похвали Пётр и Церкви предаде». В Евангелии своём преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия. Из Рима посылаемый Апостолом Петром, св. Марк, взяв списанное им Евангелие, около 49 года по Р. X. перешёл для проповеди веры Христовой в Александрию, а вместо себя оставил в Риме ученика своего Гермогора, который рукоположен был в епископа древней Аквилеи. Свою спасительную проповедь Марк простёр в западные области Африки Ливию, Мармарику, Киренаику или Пентаноль. Церковь Александрийская приняла от Марка составленный им чин литургии, который долго сохранялся в его Церкви, и доселе в Богослужении Египетских христиан – Коптов сохраняются некоторые молитвы, приписываемые Марку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

25. Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского. Цареградской иконы Божией Матери. Пасхальная служба Триоди совершается в соединении со службой апостола и евангелиста Марка (по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели») . Великая вечерня. Перед вечерней – 9-й час по пасхальному чину. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 4-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Излияся благодать...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...» (см. в Цветной Триоди) . Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Гласом моим ко Господу воззвах...», со стихами. Паримии апостола – 3. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 4-й: «Господи, возшед на Крест...», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедника...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (трижды); «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . По исполнении стихир и тропарей – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка), и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА МАРКА [Греч. Η Θεα λειτουργα το ποστλου Μρκου], чин литургии , некогда бывший главным евхаристическим чином Александрийской Православной Церкви . Л. а. М. занимает центральное место в группе литургий егип. типа, главным признаком к-рого является особая структура анафоры , заметно отличающаяся от структуры проч. вост. анафор, таких как к-польские анафоры святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, иерусалимская анафора ап. Иакова и др. Помимо специфической структуры (а значит - внутренней логики) главной евхаристической молитвы Л. а. М. обладает и иными своеобразными чертами; в совокупности они составляют весьма важное свидетельство как об особенностях богослужебной практики в христ. Египте, так и о богословии Евхаристии в одной из основных традиций древней Церкви. Благодаря климату Египта сохранился ряд рукописных фрагментов Л. а. М., к-рые на неск. веков древнее, чем дошедшие до нас рукописи др. литургий. Интерес к чину Л. а. М. вызывает и тот факт, что в богослужебной практике части греч. мира - в Египте, на Синае, на юге Италии - Л. а. М. вместе с литургией апостола Иакова сохранялась в богослужении дольше др. неконстантинопольских литургий. Так, хорошо известен прецедент 1194 г., когда находившийся в К-поле патриарх Александрийский Марк III объявил о своем намерении совершить Л. а. М. в храме Св. Софии (PG. 138. Col. 953). К XIV в. Л. а. М. окончательно вышла из практики даже в Египте, но в XX-XXI вв. интерес к ней в православной Церкви возник с новой силой: она неоднократно совершалась в Александрийской и Элладской Церквах, известны случаи ее совершения в РПЦЗ и т. д. У нехалкидонитов - коптов и эфиопов - Л. а. М. сохраняется в непрерывном употреблении (по крайней мере формально: входит в состав стандартных богослужебных книг, даже если ее совершения редки) до наст. времени. Как и в случае с др. древними богослужебными чинопоследованиями, непрерывно развивавшимися и менявшимися на протяжении столетий, о чине Л. а. М. нельзя говорить как о единственном и неизменном тексте. Ранние фрагменты анафоры Л. а. М. отличаются от более поздних; в копт. переводе чин Л. а. М. (у коптов он нередко надписывается именем свт. Кирилла Александрийского вместо ап. Марка) частично сохранил архаичные особенности, но одновременно получил ряд нововведений уже на копт. почве; даже классическая, т. н. византийская, редакция Л. а. М. в рукописях изложена по-разному. Рукописи Страсбургский папирус.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

Речь, произнесенная пред защитой магистерской диссертации под заглавием: „Апостольские литургии восточной церкви“ Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи! Пользуясь предоставленным мне правом слова, осмеливаюсь остановить ваше просвещенное внимание на некоторых пунктах своего труда. В ряду литургических памятников восточной церкви довольно видное и почетное место занимают литургии с именами ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка. Их значение признают представители и богословской науки вообще и литургии в частности. Первым они дают право настаивать на апостольской древности некоторых частных пунктов христианского вероучения (напр., молитв за усопших), вторые находят в них прямое и ясное указание на состав евхаристии апостольского века. В глазах тех и других еще не утратили силы слова кардинала Сирлета в письме к одному канонику: «посылаем тебе литургию, которую александрийская церковь получила по преданию от блаженного Марка». Рассуждения на эту тему встречаются почти в каждом литургическом исследовании и в большинстве случаев сходятся к тому, что положение об апостольском авторитете рассматриваемых литургий возводится на степень непререкаемой истины. Их относительная несправедливость заключается в стремлении к чрезмерному расширению принадлежащего тому или другому апостолу, а безусловная правда в признании апостольской основы и в предугадывании свойственного этим документам значения. Но если оно усвояется только одним апостольским частям, то это ничто иное, как простая ошибка и недосмотр. В них одинаково важно все содержание: и то, которое может быть возводимо к апостолам, и то, которое носит следы позднейшего происхождения. Изучение первого предрешает вопрос об общем ходе исторического развития литургии вообще, исследование второго проливает свет на его подробности. И действительно, раз апостольские литургии имеют хотя малейшее право на такое название, то становится неизбежным определение их апостольского содержания. Такое же или иное представление о нем неизбежно отражается на понимании всего дальнейшего развития литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин» Исторически великий вход был связан с тремя компонентами, которые за длительное время своего существования подвергались модификации. Чтобы представить историю их возникновения и модификации, рассмотрим эти компоненты в том порядке, в каком они возникали. В 4-й главе был обстоятельно изложен самый ранний из компонентов – поцелуй мира, или целование святых. Здесь мы изложим историю молитвы «Никтоже достоин», которую священник тайно читает в то время, когда открываются Святые Врата, лик поет «Иже херувимы», а диакон совершает каждение алтаря, престола, иконостаса, иерея, ликов и молящихся. Эту молитву автор впервые встретил в очень раннем списке «Божественной литургии иже во святых отца нашего Григория», опубликованном в 1716 году аббатом Евсевием Ренодотом. Несколько слов об издателе этой литургии Евсевии Ренодоте. Евсевий Ренодот (t 1720) – автор двух томов Liturgiarum orientalium collectio (Parisiis, 1716). В первом томе он издал египетские литургии: Василия Великого , Григория Богослова , Кирилла Александрийского и апостола Марка. Во втором томе он приводит до 40 списков сирийских литургий и комментарии к ним. Заслуга Ренодота перед литургической наукой огромна. Он первым из ученых пришел к выводу о единстве литургии у всех христианских вероисповеданий (за исключением протестантов), выяснив, что в их основе лежит общее апостольское установление, несмотря на существование в разных Церквах различных форм, которые имеют отношение к апостольскому установлению, как частное к общему. Отсюда Ренодот пришел к необходимости классификации литургий, даже носящих имя одного и того же лица, например апостола и евангелиста Марка, на отдельные местные группы: александрийскую, сирийскую, коптскую. Этим Ренодот положил начало дальнейшей разработке истории литургии. Нам остается добавить, что большое количество изданных Ренодотом памятников он сам перевел с сирийского языка на латинский, сделав таким образом сирийские и коптские литургий доступнымидоя ученых, не владеющих данными языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года с приложением самого славянского текста с русским переводом и указанием особенной поучительности их Источник Общие Замечания о чтении Евангелия на церковных службах Что такое Евангелие? Это – главнейшая и священнейшая христианская книга, в которой Св. апостолами описана земная жизнь Иисуса Христа Спасителя человеков и Его спасительное учение. Что значит название: Евангелие? Евангелие – слово греческое, по-русски значит: добрая или радостная весть. Так называется главнейшая христианская книга потому, что для человеков не может быть более радостной вести как весть о Спасителе и о вечном через Него спасении. Когда и какие из апостолов написали Евангелие? Евангелие написано по вознесение Иисуса Христа на небо. Написано оно святыми апостолами и евангелистами: Матвеем, Марком, Лукой и Иоаном Богословом. Каждым из евангелистов написано свое Евангелие, называемое его именем: Матвея, Марка, Луки и Иоанна и одно из Евангелий написано раньше, другое позднее. Раньше написана Евангелие Матвея, а позднее Иоанна. Поэтому всегда диакон и священник возглашают: от Матвея, от Марка, от Луки или Иоанна святого Евангелия чтения. Все четыре Евангелия соединены в одну книгу и носят одно общее название: «Евангелие». Почему положено читать Евангелие на церковных службах? Потому что во время молитвы на службах сердце наше бывает более согрето и потому более способно принять Евангельское учение. В храме, как бы в доме Божием, и есть уст совершителя Богослужения, как бы из уст Самого Христа, слышится Евангельское учение о вере и добродетели. Как читается Евангелие на церковных службах? В праздники, история которых содержится в Евангелии, напр. в Рождество Христово, Крещение, читается о сих самых праздниках. В воскресные дни читаются особо важные места из Евангелия, каковы напр. особенные чудеса, притчи Христовы и т.п. В праздники святых читаются такие места, где содержатся указания на подвиги святых, напр. в праздники св. ангелов, апостолов указания на ангелов, апостолов. В будничные дни читаются в Евангелии места, следующие по порядку. – Для чтений Евангелие обыкновенно разделяется на так называемые зачала, содержащие в себе по нескольку стихов той или другой главы, так как обыкновенное разделение Евангелия-это разделение на главы, а главы на стихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010