В Книге Исхода, в главе 24, можно ясно видеть прообраз Новозаветной Жерт­вы, о котором говорит и Апостол Павел в Послании к Евреям: Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою (...) и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который запове­дал вам Бог ( Евр. 9, 19–20 ). Это прообразование ясно указывает на Таинство Святейшей Евхаристии, установленное на Тайной Вечере, поскольку Христос у Евангелиста Луки Чашу Своей Крови ясно называет Новым Заветом, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови ( Лк. 22, 20 ) Это же читаем и в Послании Павла к Коринфянам: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11, 25 ). А также находим в Евангелии от Матфея ( Мф. 26, 26 ) и от Марка ( Мк. 14, 24 ). Из этого каждый может ясно увидеть, что Христос, желая показать исполнение прообраза, данного Моисеем, и соответствие образа исти­не, использовал те же слова, которые Моисей произнес в Ветхом Завете. Если действие Моисея, окропившего людей кровью, было образом Тайной Вечери, то Христу, исполня­ющему этот прообраз, было необходимо принести в Жертву Свою Кровь на Тайной Ве­чери, и Он поистине принес ее, иначе исполнение прообраза не было бы совершенным. Поэтому, если хотим в точности уяснить себе, как соотносились образ и истина, следует говорить, что Христос на Тайной Вечере сделал то, что сделал ранее и Моисей. Моисей принес в жертву кровь, принес ее и Христос. Моисей провозгласил людям Ветхий Завет и заповедь Господню, и Христос также обращался к Своим ученикам на Тайной Вечере, возвещая Новый Завет и давая Свою заповедь: сие творите в Мое воспоминание. Мои­сей вместе с народом Израилевым употребил эти жертвы, и это же сделал и Христос на Тайной Вечери, давая Свои Тело и Кровь для употребления Своим ученикам. И пускай не говорят нам противники, что Христос этот прообраз исполнил на Кресте, когда принес Тело и Кровь Свою Своей смертью, а не на Вечери. Этим мнени­ем не обольщайтесь, ибо Моисей вначале принес в жертву телячью и козлиную кровь, а потом окропил этой кровью людей, произнося эти слова: сия есть Кровь Завета. И вначале была принесена Кровная Жертва, а потом она была использована для людей. Поэтому и Христу, исполняющему прообраз, должно было вначале принести в Жертву Свою Кровь, а потом сказать: сия есть Кровь Моя Нового Завета, а потом отдать ее для употребления ученикам. Глава 3. Твердость камня веры от пророчеств о бескровной жертве и говорящих истину

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В своей проповеди в день Пятидесятницы св. ап. Петр призывает своих соотечественников к обретению спасения через покаяние и крещение во имя Иисуса Христа: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:38 ). В Послании к Галатам св. ап. Павел называет христиан «во Христа крестившимися» ( Гал.3:27 ). Тема Крещения во Христа проходит красной нитью через богословие свв. ап. Петра и Павла. Сам Господь Иисус Христос употреблял слово «крещение» для обозначения Своего искупительного подвига – страданий, крестной смерти, погребения и воскресения. В 47-м зачале Евангелия от Марка ( Мк.10:32–45 ) приводится беседа Господа с ап. Иаковом и Иоанном, поводом для которой послужили слова Христа: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). На просьбу Иакова и Иоанна позволить им сесть по правую и левую сторону от Него во славе Его, Христос отвечает: «Не знаете, чего просите... Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься.» ( Мк.10:38–39 ), предвозвещая тем мученическую кончину большинства Своих последователей и учеников. В Евангелии от Луки Господь Иисус, предвозвещая Свои искупительные страдания, говорит ученикам: «Крещением должен Я креститься» ( Лк.12:50 ). Таким образом, в евангельском учении Господа Иисуса Христа креститься – значит соучаствовать в Его смерти и воскресении, пройти по Его крестному пути, умереть для мира, чтобы возродиться в Боге. Вместе с тем смысл слов, обращенных Господом к апостоламИакову и Иоанну, далеко выходит за рамки их буквального, конкретно-исторического восприятия и толкования. Крещение, о котором говорит Христос, – не только мученичество. По слову свт. Кирилла Иерусалимского , «Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию» 168 . Смерть Иисуса Христа приносит жизнь, и, умирая в своем сердце для всякого греха и неправды, верующий в Него воистину начинает жить новой жизнью уже здесь и сейчас. Эта внутренняя духовная перемена, согласно евангельскому учению, неразрывно связана с внешним действием – участием в литургическом священнодействии водного Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). Таким образом, таинство Крещения – это не просто обряд или внешний знак совершившейся в человеке духовно-нравственной перемены, но действенное дарование плодов искупительной жертвы Христа, онтологическое соединение с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Для того, чтобы нам к этой глубине прикоснуться, обратимся к тому евангельскому чтению, которое мы слышали за воскресной Божественной литургией. Это Евангелие от Марка. Господь говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16—24 ). И дальше слова, которые тоже, если их воспринимать непосредственно, могут показаться странными, или, как говорится в другом месте Евангелия, жестоко слово сие ( Ин.6:60 ): Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мф.16—25 ). Завершается это евангельское чтение такими словами Господа: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк.9:1 ). Эти слова можно понимать по-разному; возможно, что некоторые их поняли ошибочно, т. е. таким образом, что они доживут до конца земного бытия. Действительно, это была обстановка ожидания скорого Второго пришествия Господа. Возможно также, что апостолы Петр, Иаков и Иоанн, которые сразу после этих слов были взяты Господом на гору Преображения и узрели преобразившегося Господа, вспомнили эти слова, когда увидели явление Божественного бытия Богочеловека Иисуса Христа. Это все так. Но есть правда в том, что если исполнить первую часть того, что Господь сказал, «взять крест свой, отречься от себя» и, далее, «погубить душу свою ради Господа и Евангелия», – плодом этого будет Царствие Божие, пришедшее в силе до физической смерти. Что значит отречься от себя? Ведь не сказал же Господь: «Отрекись от своих грехов» или «Отрекись от своих страстей», а сказал: «Отрекись от себя». Когда совершается священнодействие пострижения в великую схиму, в этом чине тот, кто постригается, произносит обет отречения от злого и доброго. Что это значит, отречение от доброго? Это означает выход человека за пределы не только тех сторон себя, которые ему самому кажутся отрицательными, а за пределы всего того, что составляет естественное имение его души, того, что ему присуще по воспитанию, по наследственности. Иначе человек не может войти в Божественную жизнь во Христе. Например, фарисеи не просто прилежали к естественному доброму, они стремились во всей точности исполнить Божий закон. При этом само слово «фарисей» означает «отделившийся». Как свидетельствует молитва фарисея из Притчи о мытаре и фарисее, они не только не отрекались от этого добра в себе, от этой праведности своей, но держались за нее и выставляли перед Богом и людьми как их благое отличие, т. е. отделение ото всех. И путь крестный, путь Христов радикально отличается от пути фарисейского именно тем, что Сам Господь по Своему человечеству ни за что не держался и не был ни к чему привязан, и к подобию Себе в этом отношении призывает и человека.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Иисус выступает как этот кроткий библейский агнец. В течение первых веков церковной истории, пока запрет на изображение лица человеческого как образа Бога будет традиционно действовать и среди христиан, Его, Иисуса, будут изображать в виде Агнца, о Котором повествует Предтеча. Иоанн говорит, что «пришел крестить в воде». Дальше текст как бы обрывается. Из синоптических Евангелий мы знаем, что эта фраза должна быть продолжена: Тот, Кто придет после, «будет крестить Духом Святым» — у Марка, а у Матфея и Луки — «Духом Святым и огнём». Но Иоанн обрывает начатую фразу, как бы предлагая нам дочитать ее у синоптиков. Это достаточно распространенный в Евангелиях случай, когда в одном из них текст, казалось бы, должен быть продолжен, но обрывается, и дочитывать его нужно у других евангелистов, в Деяниях апостолов или в одном из апостольских Посланий. Так и тут: о том, что Тот, Кто придет после, будет крестить Духом Святым и огнем, мы можем прочитать в другом месте. Значит, здесь нет необходимости говорить об этом. Но в Евангелии от Иоанна есть другая, гораздо более важная фраза: «Но стоит среди вас Некто». Это «стоит среди вас» напоминает литургический возглас «Христос посреди нас!», с которым предстоятель во время литургии перед пением «Верую» обращается к своим сослужителям. «Стоит среди вас Некто», — говорит Иоанн. И сразу вспоминается Евангелие от Матфея. «Где двое или трое собраны во имя Мое, — говорит Иисус, — там Я посреди них» (Мф. 18:20). «Я с вами во все дни до скончания века» — последний стих 28-й главы Евангелия от Матфея. Итак, здесь опять обозначена именно эта тема: присутствие Христа среди людей. «Он среди вас», — говорит Предтеча. «Он среди нас», — отвечаем на это мы. «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк. 2:19). Мы знаем, что Жених, Который грядёт в полунощи, — это Иисус. Но этот Некто, или Агнец Божий, — Он же и Отрок. В Евангелии от Матфея цитируется текст из книги пророка Исайи: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой», — говорит Бог (2:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Именно поэтому и я поддерживаю храм своими пожертвованиями – чтобы в Отчем доме были красота и порядок, он был чист и ухожен, в нем совершалась Божественная литургия, звучало Слово Божие, получали помощь немощные, находили утешение скорбящие, обретали веру сомневающиеся. Как у Бога все – родные и близкие, так и для нас чтобы не было чужих и дальних и, тем более, лишних, ненужных людей. Однажды я услышал, как, прощаясь с прихожанами, один священник сказал примерно следующее: «Вы знаете, что завтра будет день памяти преподобного Серафима Саровского, и в нашем городе есть посвященный ему храм. Я не обижусь, если завтра вы придете не в нашу церковь, а именно в тот храм, чтобы в день его престольного праздника помолиться и возрадоваться с его прихожанами. Мы – христиане, и, значит, – Христовы. Мы все – единая Церковь». Вот и апостол Павел пишет: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 12-13). И если мы понимаем, что пришли в Церковь не своей, а Его волей, то и наш приход должен быть приходом ко Христу, вокруг Него создаваться и жить, как часть Его Церкви – Тела Христова. Жить по Его заповедям – с любовью к Богу и ближнему, чтобы для нас не было в Церкви чужих священников, чужих приходов и чужих людей, а все мы были членами Единой Церкви, братьями и сестрами во Христе. – Какова в этом роль священника? – В Евангелии от Марка есть замечательный образ, который, в какой-то степени, является ответом на этот вопрос. Однажды Иисус плыл с апостолами в лодке вдоль берега Галилейского моря, а люди, желавшие встречи с Ним, шли вдоль кромки моря, ожидая момента, когда Учитель сойдет на берег. Со стороны, из лодки Христа и апостолов, они были похожи на стадо овечек, рассеянно бредущее по прибрежным холмам. Поэтому, как пишет Марк, Иисус сошел на берег и «сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря, и начал учить их много» (Мк. 6, 34).

http://pravmir.ru/na-skolko-protsentov-t...

История христианства и история еврейского народа настолько тесно переплетены, что отделить их одну от другой нет никакой возможности. И христианское, и иудейское богослужение до настоящего времени основывается на одной и той же книге – Псалтири. Ветхий Завет является неотъемлемой частью христианской Библии. Из истории еврейского народа невозможно вычеркнуть ни Иисуса Христа, ни апостола Павла, ни других его выдающихся представителей. Именно это может стать прочной базой для диалога между христианством и иудаизмом, а не попытки перетолковать евангельский текст так, чтобы от него не осталось камня на камне. Отвечая на первый вопрос, поставленный в начале настоящего раздела, мы должны признать, что, с точки зрения христианства, как она отражена в Новом Завете, богословских трактатах, литургической поэзии, основная ответственность за смерть Иисуса Христа лежит на религиозно-политической элите израильского народа, а не на римской власти. Осознание этого факта, однако, не может служить поводом к огульным обвинениям в адрес еврейского народа, подобным тем, которые имели место в прошлом, так как ответственность за произошедшее лежит не на народе в целом, а именно на тех его представителях, которые тогда стояли у власти. Именно они стали инициаторами казни, они же повлияли на толпу, которая требовала у римского прокуратора распять Иисуса. Вряд ли эта толпа, кричавшая: кровь Его на нас и на Детях наших ( Мф.27:25 ), – включала больше нескольких десятков или нескольких сотен человек. Остальные же представители израильского народа в это время жили своей обычной мирной жизнью. Ни на них, ни на их потомков не может быть возложена ответственность за казнь Иисуса Христа. 6. Конец Иуды В Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна Иуда сходит со сцены после того, как он появился в рассказе об аресте Иисуса. И только Матфей рассказывает, чем закончилась его жизнь. Он говорит об этом после упоминания о том, что Иисус был связан и отведен к Пилату: Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь ( Мф.27:3–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Литургия, во время которой свершается это Таинство, живописует перед нами всю жизнь Иисуса Христа, от колыбели Его и до Вознесения на небо; – а Святые Тайны являют Его личное присутствии, безмерную любовь Господа к Своему разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и образе человека показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по образу Божию, но униженной, обезображенной, расслабленной и умерщвленной грехом. Он удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и свято, то он будет равен Ангелам и будет с ними вечно жить и ликовать бесконечные веки; потому что у Бога, после Божией Матери и Ангелов, нет более никого выше и дороже человека, – человека, коему Он уподобился, за которого пострадал, умер и воскрес; что кроме него нет больше наследников, коим было бы сказано: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25: 34). т. 1, с. 77–78]. Бесноватые: Слово в Неделю четвертую Великого Поста Сегодня, возлюбленные братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – чрез изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту (см. Мк. 9: 17–29). Дух немой и глухой! – сказал Господь нечистому, – Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его и он встал. Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, что демон, где только не схватывал его, бросал его на землю, – и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими и весь оцепеневал. Это же сделалось и на тот раз, когда отец привел его к Спасителю. И когда Господь спросил отца, как бы не ведая, хотя, как Бог, все знал: как давно это сделалось с ним (Мк. 9: 21), тот сказал, что с детства, и прибавил, что демон много раз бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его, и просил Господа – сжалиться над ним и сыном и помочь, если что может. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9: 23). И несчастный маловерный отец со слезами воскликнул: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9: 24). Видите, какую силу Господь приписывает вере и верующему: все возможно верующему, говорит Он (Мк. 9: 23). Верующий может и бесов изгонять, и всякие болезни исцелять. А как бессилен и жалок неверующий! Он и с собою совладеть не может, и грехов своих одолеть не может, но, как раб, служит им и мучится ими. Так как несчастный отец сначала приводил бесноватого сына своего к апостолам и они не могли изгнать из него этого беса, то они наедине спросили Господа: почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9: 28). Господь на это сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Лк. 1:1 ), появилось очень много жизнеописаний Иисуса и Его учения. Люди стремились запечатлеть себя, и под видом, под именем какого-нибудь известного в Церкви человека, стремились протолкнуть и свои ложные, гностические, скажем, мнения, пересыпая их, смешивая их со словами Иисуса. И вот нужно было особое критическое чутьё, чтобы из всех евангелий – а их было множество – определить, что подлинным, адекватным выражением учения Господня являются четыре версии: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Это вот те четыре реки райские, которые выходили из Эдема ( Быт. 2:10 ). Поток общий разделялся на четыре реки, и вот эти четыре реки четвероконечный, крестообразный, – напояют всю вселенную. Один блаженный зашел в храм во время чтения Евангелия за Литургией, и Господь удостоил его такого видения: дьякон читает текст, и после каждого его слова, это слово отрывается от страницы в виде светильника и поднимается к небу. Вот какое значение тех книг, изучением которых мы с вами занимаемся. С разными целями занимаются изучением Священного Писания. А у нас должна быть вот эта. Открывайте 2-е Тимофею. Найдите 2-е Послание Тимофею, 3-ю главу. 2Тим. 3:14–17 Два письма Апостол Павел написал к Тимофею, молодому епископу, которого он приблизил к себе, – не потому что он ему понравился, а потому, что Апостолу Павлу было о нём откровение, что это будет великий ему помощник и сотрудник и Апостол. И вот в 3-й главе он этому Тимофею, епископу, пишет: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен [конечно, Павлом он был научен]. Притом же ты из детства знаешь Священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Которые могут умудрить тебя во спасение – мы не своё любопытство удовлетворяем: меня интересует религиоведение. Вот религиозная область – без всякой внутренней веры – интересует и всё.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Опять же, говоря о " не спасении " без иных языков, приводим место из 1 Ин. 2:23: " Исповедующий Сына, имеет и Отца... " Таким образом, исповедуя одну Божественную Ипостась Св. Троицы, верующий имеет и все три, в том числе и Духа Святого, ибо " Сии три суть едино " (1 Ин. 5:7). И последнее, главное. Святые дары от Духа Святого не даются вне Церкви Божией, где нет иерархии священства и священноначалия через каноническое законное преемство, нет Таинств, нет Св. Причастия из-за отсутствия Литургии, а следовательно, нет и не может быт даров Св. Духа. Не о том ли же говорит и Господь: " Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? " (Мф. 7:22) Дары Духа Святого стяжались св. отцами горы Афон, Оптиной пустыни, Киево-Печерской лавры, Саровской пустыни, Почаева, Троице-Сергиевой Лавры... Стяжались в ревностном многолетнем подвижничестве и глубоком аскетизме, так что умерщвлялась не только плоть, дабы Дух возродил ее к новой жизни, но и внутреннее движение чувств, где разум непрестанно творил сердечную Иисусову молитву. Чрез это и приобреталось то, что апостол назвал рождением свыше. Бесстрастие поселялось в сердцах, утончался взор в прозорливость, и, уже тогда, будучи благословенными сосудами в руках Божиих, спустя много лет, получали от Него истинные дары Духа Святого на дело служения людям. Целая плеяда светильников Божиих свидетельствуют о том, что только через глубокий аскетизм и подвижничество, находясь в лоне Церкви, давалось все то, о чем упоминается в последней главе Евангелия от Марка. И всегда бодрствовал ум. Дабы не впасть в прелесть, по слову апостола " не всякому духу верьте " (1 Ин. 4:1), ибо и бес " принимает вид ангела света " (2 Кор. 11:14). И подвижники православные постоянно испытывали духов " от Бога ли они " (1 Кор. 4,1). Поэтому стих Св. Писания: " ... ревнуйте о дарах духовных " (1 Кор. 14:1) раскрывает нам путь через подвижничество к таким дарам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Переходим ко второму вопросу – что такое «церковное возрождение». Под этим словосочетанием у священника Карпенко понимается построение «Церкви нового типа», где можно служить литургию ап. Марка и любую другую – по произволу служащего священника, читать и петь молитвословия на бытовом русском языке в переводе СФИ, причащать мирян за каждой литургией, не затрудняя их ни постом, ни молитвой, ни исповедью, отменить запреты мирянам прикасаться к святыням и читать громко тайные священнические молитвы, для чего сначала служить при открытых Царских вратах, а в идеале вообще отменить иконостас и т.д. Такое «возрождение» Церкви есть разорение ее. Кому оно нужно? Неужели самому о. Димитрию и он является сознательным продолжателем дела Ленина и Бонч-Бруевича? Хочется думать, что нет. Но если даже он искренне заблуждается, это его не оправдывает. Ведь и распинатели Христа действовали из патриотических побуждений. Они говорили после воскрешения Лазаря: «Что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим его так; то все уверуют в Него; и придут Римляне, и овладеют и местом нашим и народом… Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб… С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 47-53). А Самого Господа они считали обманщиком. Когда их слуги сказали им: «Никогда человек не говорил так, как этот человек» – они ответили: «Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 46-49). Вот источник заблуждений! Презрение людей, считающих себя знатоками, к простым верующим людям, о которых Господь сказал: «Славлю Тебя, Отче; Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10, 21). К этой категории гордых мудрецов принадлежит и о. Карпенко. Вот он в своей статье «Богослужение как вызов» приводит цитату из статьи о. Иоанна Мейендорфа: «Вера и богослужение неразрывно связаны, но эта связь должна быть не только формальной, но и живой, питающей и веру людей, и их молитвенную жизнь. В православном понимании Церкви вера сохраняется не только через апостольское преемство епископата, но и всем народом Божиим; соборность Церкви выражается не только в Соборах – Вселенских и Поместных, но также и в их принятии и усвоении всем народом Божиим. Так и богослужение не есть дело одного лишь духовенства: оно творится и питается благочестием всего народа. В историческом бытии Церкви часто возникают опасности от нарушения соборного единства и соборного восприятия истин веры».

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/16/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010