( 119 , 1) Иоафаму наследовал сын его Ахаз, царствовавший 16 лет. Приблизительно на 15–м году царствования Ахаза Изравиль отведен был в плен Вавилонский, а Салманасар, царь Ассирийский, и жителей Самарии переселил в Мидию и Вавилон   . (2) Ахазу наследовал Осия, царствовавший 8 лет, потом — Езекия, царствовавший 29 лет. Сей царь, лежавший почти уже при смерти, своей святой жизнью заслужил то, что Бог устами Исаии удлинил ему жизнь еще на 15 лет, и это обещание подтверждено было Богом через возвращение солнечной тени назад   . (3) Есаия, Осия и Михей пророчествовали до царствования Езекии. Говорят, что они жили после Ликурга, законодателя лакедемонян. (4) Действительно, Диевхид в четвертой книге своей Истории Мегары относит жизнь Ликурга примерно к 290–му году по взятии Трои. (5) Есаия же, а с ним и Михей, Осия и Иоиль, сын Вафуила, пророчествовали еще в 200–м году после Соломона, в царствование которого, как мы уже говорили выше, Менелай прибыл в Финикию. ( 120 , 1) После Езекии царствовал сын его Манассия в течение 55 лет. Потом сын его Амос в течение двух лет. После Амоса царствовал Иосия, его сын, почитаемый за справедливейшего и благосклоннейшего; царствование его продолжалось 31 год. Он повергал кости мертвецов на изломанные и опрокинутые статуи идолов, как предсказано было в книге Левит   . (2) В то время, на 18–м году его правления, Пасха праздновалась с таким великолепием, с каким никто никогда ее не совершал — ни Самуил, ни кто–либо из предшественников Иосии. В его время Хелкия священник, отец пророка Иеремии, найдя в храме книгу Закона, за чтением ее и скончался. При этом царе пророчествовали Олда   , Софония и Иеремия. (3) Современником последнего был лжепророк Анания. Иосия, не послушавшийся Иеремии, был убит на реке Евфрат, куда отправился встретить царя Египетского Нехао, шедшего на ассириян   . ( 121 , 1) Иосии наследовал сын его Иехония и сын его Иоахаз, царствовавший 3 месяца и 10 дней. Нехао, царь Египетский, заковал Иоахаза в цепи и увез в Египет, а вместо него царем поставил его брата Иоакима; ему поручил он собирать подати с народа, обложив ими всю страну. Иоаким царствовал 11 лет. (2) Преемником был одноименный ему сын его Иоаким   , царствовавший всего 3 месяца. Затем следует Седекия, царствовавший 11 лет. (3) В его царствование пророчествовал еще Иеремия. В тоже время пророчествовали и Вузий, и Урия, сын Самея   , и Аввакум с ними. Этим кончается ряд царей еврейских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Большая часть оставшихся в Лаконии ахейцев была покорена и поставлена в бесправное положение прикрепленных к земле работников – илотов. Затем число илотов было значительно пополнено в результате успешных войн с Мессенией, граждан которой, оставшихся в живых, обратили в такое же состояние. Этимология слова «илот» не прояснена вполне. Его производят от слова «элос» – низкое и сырое место, этимологически однокоренное с русским «ил» – такой могла восприниматься влажная и плодородная долина Эврота, – либо из корня «эл» (брать), то есть илоты – это взятые, захваченные, покоренные, но наиболее убедительной представляется версия, производящая «илотов» от названия лаконийского города Гелоса, который оказал дорийцам особенно упорное сопротивление, что повлекло за собой обращение его граждан в своего рода крепостных крестьян, хотя основную массу илотов составили впоследствии не жители Гелоса, а покоренные мессенцы, так что у древних авторов встречается наименование илотов мессенцами. Главная забота спартанцев, составлявших в Лакедемоне меньшинство, значительно уступавшее периэкам и илотам, была о том, чтобы сохранить свою власть в полисе, чтобы держать покоренных подданных в узде. Поэтому весь строй государственной жизни и даже бытовой уклад были нацелены на поддержание постоянной военной готовности и полиса в целом и каждого его гражданина, на превращение Спарты в военный лагерь. Как писал А. Дж. Тойнби, «спартанцы, завоевав Мессению с надеждой жить и благоденствовать на новых землях, вынуждены были напрячь все свои силы, чтобы удержать ее. С этого момента они превратились в послушных слуг своей власти над Мессенией, что стало проклятием всей их истории» (Тойнби, цит. изд., с. 198). Создание этого в высшей степени своеобразного политического строя связано с именем мудрого законодателя Ликурга, дяди и воспитателя молодого царя (архагета), который, если согласовать многочисленные упоминания о нем в античных памятниках, жил в конце IX века до Р. Х. В этом отношении особую важность имеет замечание Фукидида, который во время Пелопоннеской войны, в конце V века, писал: «Лакедемон после его заселения дорийцами, и поныне там живущими, больше всех городов, насколько нам известно, страдал от междоусобных распрей. Однако уже издревле город управлялся хорошими законами и никогда не был под властью тиранов. Около 400 лет или несколько больше минуло до конца этой войны, с тех пор как у лакедемонян установилось одно и то же государственное устройство. Достигнув по этой причине могущества, они и в других городах устанавливали такой же порядок» (Фукидид, цит. изд., с. 12). Впрочем, многие историки, ввиду отсутствия упоминания имени Ликурга в современных или близких ему по времени текстах, а также ввиду его последующего обожествления, сомневаются в самом существовании этого реформатора – в XIX веке его, без достаточных на то оснований, считали легендарным персонажем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Cod. 268. Ликург Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Что касается Ликурга, я не успел прочитать его речи; знаю, однако, что их было пятнадцать, и что они слабее, чем у любого другого из афинских ораторов. Он был сыном Ликофронта, которого Тридцать тиранов приговорили к смерти. История сообщает нам, что сперва он посвятил себя изучению философии, в которой он был учеником Платона. Потом он поступил на обучение к Исократу, а когда начал принимать участие в государственных делах, он прославился благородным поведением и красноречием. Поэтому он получил в управление государственную казну: за пятнадцать лет выручка составила четырнадцать тысяч талантов, и он оправдал свою должность тщательностью и непорочностью, наилучшими из возможных. В этой новой должности направление дел задавала война, и он восстановил укрепления города и добавил новые: он завершил различные общественные работы, которые оставались незавершенными. Он построил три сотни гребных судов с клетушками для жилья; он обеспечил арсенал всеми видами боеприпасов и снастей; он украсил Панафинейский стадион красивейшим парапетом, который тянулся вокруг. Приняв руководство полицией Афин, он навел надлежащий порядок и установил хороший надзор в самый короткий срок, так что очистил город от разбойников и злодеев. Он был неумолимо суров к этим людям; некоторые, пользуясь таким случаем, говорили по поводу его приказов, что, по меньшей мере, они были написаны пером смоченным не чернилами, а кровью. Своими услугами и редкими качествами он внушил столько любви афинянам и почитания его личности, что когда Александр потребовал доставить Ликурга к себе в числе других ораторов, народ отказал ему. Его несколько раз отправляли с посольствами вместе с Демосфеном, а в последний раз к народам Пелопоннеса. Таким образом он прожил всю жизнь в великом уважении афинян, его праведность была настолько хорошо известна, что мнение Ликурга учитывалось в пользу лиц, за которых он высказывался. Он был автор нескольких законов, последний, пятый был такой: ни одна афинянка не может явиться на Елевсин в повозке 669 , чтобы не было слишком большой разницы между теми кто богат, и кто нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Леонт Саламинский (кон. V в.), афинский демократ, полководец II 24 Леонт, тиранн Флиунта втор. пол. VI в., собеседник Пифагора I12; VIII 8 Леонт, друг Алкмеона VIII 83 Леонтий, принадлежал вместе с женой Фемистой к ближайшему кругу Эпикура, писал об отношении Эпикура к Демокриту X 5, 25, 26 Леонтия, афинская гетера, подруга Эпикура, затем Метродора, оставившая ради философии свое ремесло, писала против Феофраста X 4 – 7, 23 Леосфен, один из душеприказчиков Платона III 41, 42, 43? Леофант, включается некоторыми в число семи мудрецов I 41, 42 Лепин, отец Главка, адресата стихов Архилоха IX 71 Ликомед, перипатетик, друг и наследник Ликона V 70 Ликон, оратор, обвинитель Сократа, высмеянный многократно в комедиях II 38, 39 Ликон, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Ликон V 65–74; V 62, 64, ср. Ук. ист. Ликон, племянник и наследник перипатетика Ликона V 69–74 Ликон, отпущенник Эпикура X 21 Ликофрон, сын тиранна Периандра и Лисиды (Мелиссы), изгнанный из Коринфа отцом I 94 и сл. Ликофрон (перв. пол. III в.), поэт и ученый, работавший в Александрийской библиотеке II 133, ср. Ук. ист. Ликург (IX–VIII вв.), легендарный законодатель Спарты I 38, 68 Ликург (ок. 390–324), афинский государственный деятель и оратор, ученик Платона и Исократа, сторонник антимакедонской партии, с 338 г. распоряжался афинскими финансами, построил каменный театр Диониса III 46 Лин, мифический певец I 3, 4, 42 Лисандр, спартанский полководец, победитель Афин в Пелопоннесской войне, погиб в 395 г. I V 4 Лисандр, свидетель по завещанию Феофраста V 57 Лисаний, предполагаемый отец сократика Эсхина II 60 Лисаний, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Лисид, ученик Сократа II 29 Лисид Тарентский, пифагореец, спасшийся вместе с Архитом из кровавой резни в Кротоне, учитель Эпаминонда VIII 7, 39, ср. Ук. ист. Лисида (Мелисса), жена Периандра, убитая им из ложного подозрения I 94 Лисий (ок. 445–380), знаменитый афинский оратор II 29 (?), 40, 41, 63; III 25; ср. Ук. ист. Лисий, лицо неустановленное VI 42 Лисикл, афинянин, у которого жили Полемон и Кратет IV 22

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

54. Демонакт: Заботящихся о теле, а о себе небрегущих бранил как заботящихся о домах, а об их обитателях – небрегущих. 55. Преуспеешь в добродетели настолько, насколько устранишься от наслаждений. 56. Позорно одобрять добродетели в других, в самих себе же иметь пороки. 57. Демокрит: Письмена как можно более основательные, а дела как можно более славные подобает иметь. 58. Сделаешь себя достойным Бога, если не сделаешь ничего недостойного Его. 59. Биант: Не спеши браться за дело, а взявшись – будь тверд. 60. Так стремись жить, как будто тебе суждено прожить и малые дни, и долгие годы. 61. Лакон: Спрошенный о том, почему Спарта не огорожена стенами, ответил: «Не заблуждайся, она огорожена добродетелями живущих в ней». 62. Диоген: Когда некто бранил его, что он заходит в нечистые места, ответил: «И солнце так же делает, но не оскверняется». 63. Еврипид из «Андромахи»: Даже останки Время щадит вельможных: Их и на гробе Факелом доблесть сияет. 64. Феогнид: Многие дурные богатеют, добрые же беднеют, Но мы с ними не поменяемся Добродетелью на богатство, поскольку та – неизменна всегда, Богатства же у людей бывают то у одного, то у другого. 65. Линд: Благочестие следует хранить, граждан убеждать к лучшему, удовольствиями владеть, с насилием ничего не делать, врага народа считать своим врагом, пьяных слуг не наказывать, иначе сам будешь казаться пьяным. 66. Ликург: Ликург-законодатель говорил, что у людей полезное – в имуществе, а верное – в нравах. 67. Пифагор: Одному и тому же [человеку] невозможно быть любителем наслаждений, любителем тела, сребролюбцем и боголюбцем. Ибо любитель наслаждений во всем и любитель тела; любитель тела во всем и сребролюбец; сребролюбец с необходимостью неправеден, неправедный – для Бога нечестив, для человека же беззаконник. 68. Избавившись от телесного, не будешь испытывать нужды; подвизаясь в этом, проси Бога стать тебе помощником. 69. Диодор Сицилийский: Все люди из-за слабости своей природы живут некую малую часть всего века, а все последующее время мертвы. И у тех, у которых ничего достойного упоминания в жизни не было сделано, вместе со смертью тела умирает и все остальное, что было в их жизни; у тех же, кто добродетелью прославился, все дела вовек помнятся, оглашаемые божественными устами истории.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Идеи Декарта о полном разногласии общественного разума, т.е. истории и чистого разума, а также преклонение этого философа перед авторитетом индивидуального ума, руководящего обществом, находят опровержение в самих себе. Только по наружности индивидуальный гений стоит отдельно от общества; но в действительности гений есть должник своего общества; вся удача или неудача его зависит от того, насколько он постиг общественные потребности; этих потребности предшествуют гению. И если Спарта приняла законы Ликурга, то только потому, что она одна способна была принять их, нуждаясь в них: общественный разум, так сказать, диктовал неделимому разуму Ликурга. И те же Ликурговы законы оказались бессильным и бесполезными, когда Спарта при других, иначе сложившихся, условиях существования стала падать 936 . К чему стремится общественный разум и как слагаются его требования, – остается вопросом открытым, не решенным ни одним ученым философом. Тут действует иная сила, сила высшего порядка – Промысл Божий, непрестанно пекущийся о благе и спасении человечества. Начатый Тюрго и выполненный Кондорсе солидный ученый труд – «Очерк успехов человеческого ума» – представляет философию истории с односторонней точки зрения 937 . Бокль, увлеченный новейшими успехами статистики, социологии и биологических наук, решил, что исторический процесс, подобно процессам физического мира, всецело основан на безусловной необходимости и направляется неизменными роковыми законами. За исходную точку своей теории он произвольно взял аксиому, что мир нравственный тождествен с миром физическим, что внутренняя духовная жизнь людей и явления внешней природы управляются одними и теми же общими законами 938 . Но ведь явления духовной жизни, по существу своему, отличны от явлений физических, а потому никак нельзя ожидать одинаково хороших результатов от одинаковых приемов изучения 939 . Отождествляя мир духовный с физическим миром, Бокль не признает свободы воли и сознания в человеке, причем под именем свободы и сознания понимает совсем не то, что надлежит понимать: он отождествляет понятие о свободе воли с понятием о случайности, т.е. считает ее произволом, не имеющим никаких причин и оснований, действием без поводов и безответственным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

(7) По мнению же Эратосфена, Гомер родился через 100 лет после взятия Трои. (8) Теопомп же в 43-й главе своей Истории Филиппа говорит, что Гомер родился через 500 лет после смерти участников взятия Трои. (9) А Эвфорион в Истории Алевадов относит жизнь Гомера ко временам Гигеса, вступившего на царство приблизительно с нача­лом 18-й Олимпиады. Этот Эвфорион сообщает еще, что Гигес впер­вые стал называться тираном. (10) А Сосибий Лаконец в своей Хронологии относит рождение Гомера к 8-му году правления Харилла, сына Полидекта. Харилл царствовал 64 года, а после него — его сын Никандр 39 лет. По уверению того же Сосибия, первая Олимпиада падает на 34-й год царствования Никандра. Таким образом, Гомер родился 30 годами позже учреждения Олимпиад.    (118, 1) После Иоаса принимает управление царством его сын Амасия, царствовавший 39 лет. Амасии наследовал Осия, царствовавший 52 года и умерший от проказы. В его время жили пророки Амос и Исаия, его сын Осия, сын Беера, и Иона, сын Амафа, родом из Геф Ховера; он проповедовал Ниневии, выйдя из чрева поглотившего его морского чудовища. (2) Осии наследовал его сын Иоафам, царствовавший 16 лет. В его царствование жили еще пророки Исаия, Осия, Михей морасфитянин (Mich. 1:1.) и Иоиль, сын Вафуила.    (119, 1) Иоафаму наследовал сын его Ахаз, царствовавший 16 лет. При­близительно на 15-м году царствования Ахаза Изравиль отведен был в плен Вавилонский, а Салманасар, царь Ассирийский, и жителей Самарии переселил в Мидию и Вавилон. (2) Ахазу наследовал Осия, царствовавший 8 лет, потом — Езекия, царствовавший 29 лет. Сей царь, лежавший почти уже при смерти, своей святой жизнью заслужил то, что Бог устами Исаии удлинил ему жизнь еще на 15 лет, и это обещание подтверждено было Богом через возвращение солнечной тени назад. (3) Есаия, Осия и Михей пророчествовали до царствования Езекии. Говорят, что они жили после Ликурга, законодателя лакедемонян. (4) Действительно, Диевхид в четвертой книге своей Истории Мегары от­носит жизнь Ликурга примерно к 290-му году по взятии Трои.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

131. Был убит пророк Захария 132. и умирает Елисей./исправлено: Умирает Елисей. Рассказывают о четырнадцати сотворенных им чудесах. 133. Ликург 24 , законодатель от Аполлона, почитается, как выдающийся человек/. исправлено: Ликург, законодатель от Аполлона, почитается, как выдающийся человек во всей Греции. 4375 134. Амация царствовал двадцать девять лет. (796–781 до н. э.) 4427 135. Узия царствовал пятьдесят два года. (781–740 до н. э.) 140. Греки празднуют первые олимпийские игры/. добавлено: Агнец вещает в Египте. 136 . Царь Сарданапал погибает объятый пламенем. 137. Ассирийское царство переходит в руки мадаев. 138. В те поры прославился поэт Гесиод, 139. а у аргивянин Фидон изобрел меры и весы. 140. В эту же эпоху греки празднуют первые олимпийские игры. 141. Пророки Иудеи Осия, Исаия, и Иона. 4443 142. Йотам царствовал шестнадцать лет. (740–736) 143. Рождаются Ромул и Рем. 144. Пророки Иудеи Осия и Иоиль, Исаия и Михей. 4459 145. Ахаз царствовал шестнадцать лет. (736–716) 146. В его время Ромул основал Рим 25 , 147 . а Сенахериб, царь ассирийский, угнал десять колен из Иудеи 26 в мидийские пределы, а в Иудее поместил самаритянских поселенцев. 4488 148. Езекия царствовал двадцать девять лет. (716–687) 149. В его время были пророки Исаия и Осия. 150. В эту эпоху Ромул набрал воинов из народа и выбрал сто мужей благородного происхождения, прозванных за свой возраст сенаторами – старейшими, а за внимание и заботу о державе – отцами. 4543 151. Манассия царствовал пятьдесят пять лет. (687–642) 152. В это время римлянами правил Нума Помпилий, первым создавший священнослужительство дев весталок./исправлено: В эту самую эпоху римлянами правил Нума Помпилий, первым учредивший служительство понтификов и дев весталок и наполнивший город ложными богами, 153. и добавил он два месяца, январь и февраль, к месяцам года, прежде имевшимся/. исправлено: Добавил он к десяти месяцам года римлян еще два месяца. Посвятил он январь богам небесным, а февраль – богам адских пределов. 154. В ту пору прославилась сивилла самосская.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Что ты выставляешь мне на вид эллинских мудрецов, которые отрастили густые бороды, одеты в плащи и гордятся, думая, что борода и посох делают их почтенными. Уничижённый делатель палаток Павел 88 и Элладу, и варварские страны обратил к Богу. А восхваляемый вами Платон, когда в третий раз прибыл на Сицилию, высокопарными речами и огромным самомнением не убедил властителя, но жалко окончил своё дело и лишился свободы 89 . Апостол же Павел не только Сицилию и Италию, но всю вселенную прошёл с проповедью благочестия. 136. Филоксену, хранителю народной переписи Не должно в радости неистовствовать и гордиться, ни в горестных обстоятельствах, предаваясь неразумию, падать духом и утопать в печали, как это свойственно душе, лишённой мужества и изнеженной. Эта тленная жизнь ничем не отличается от спектакля. Здешний успех в делах, равно как и неуспех, не окажутся прочными. 137. Знатному сановнику Ликургу Кто не посмеётся над тобой? Кто не упрекнёт тебя за нескончаемую рачительность? Кто не будет насмехаться над твоей безумной жадностью, с какой ты, не зная покоя, копишь деньги и считаешь себя обладателем того, что, умирая, не сможешь взять с собой, когда страшные ангелы поведут тебя в мир иной? А ты, между прочим, делаешь вражье дело, когда бесчеловечным немилосердием и жестокостью сердца причиняешь великий вред нечестивой душе твоей. Ты заботишься о юноше-родственнике, которого считаешь наследником огромного своего богатства. Но предвещаю тебе нечто горестное и крайне неприятное: в скором времени умрёт твой дорогой наследник, которому ты при своей жизни, в здравом уме и полных силах письменно завещал всё тебе принадлежащее. Он получит в наследство не более как три локтя могилы. Конечно, ты придёшь в изумление, смотря, как юного погребают прежде древнего старца. Но, может быть, и не изумит тебя это и не покажется тебе странным, потому что ты и прежде видел, как то же случилось с Аристофаном и Криксентием. Но, по крайней мере, теперь, отрезвившись, как должно, положи конец своей великой ненасытности. И не о наследнике плачь, потому что он должен умереть, но проливай горькие слезы о грехолюбивой душе своей. Займись исправлением себя и добрыми делами, прежде чем сойдёшь со сцены настоящего века и окажешься там, где ни один умерший не найдёт места оправданию своих падений, где ни друг, ни раб, ни сродник не в силах будут защитить или помочь находящемуся в вечной муке. 138. Скорописцу Никандру

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

е. материал, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение... Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны: большей частью они требуют разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь.... Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели» 1557 ... Вслушавшись в эту речь, вы видите здесь почти буквальное изложение Ницшеанских воззрений на два разряда людей – господ и рабов, с особой для каждого из них моралью. Далее Раскольников, подобно Ницше, усматривавшему в толпе один смысл – производить великих людей, развивает, свою мысль так: «Огромная масса людей, материал, для того только и существует на свете, чтобы, наконец, через какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить, наконец, на свет, ну, хоть из тысячи одного, хоть сколько-нибудь самостоятельного человека» 1558 .... Идеалом такого «самостоятельного» человека служит для Раскольникова, по знаменательному совпадению, тот же герой, силой и могуществом которого так восхищался Ницше. «Настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильно; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается» 1559 . Раскольников, подобно Ницше, ничуть не смущается тем обстоятельством, что он восхваляет —521— преступление. «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все давая новый закон, тем самым нарушали древний, святочтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь могла им помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010