23 мая 2014 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, при содействии Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций прошла презентация третьей книги Собрания трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Слово пастыря». Серия II. Том 2. 23 мая 2014 г. 17:22 В Афинах сегодня прошли похороны главного певчего Константинопольской архиепископии, дирижера Греческого византийского хора Ликурга Ангелопулоса 21 мая 2014 г. 16:45 Четвертый учебно-методический сбор помощников командиров по работе с верующими военнослужащими проходит в Благовещенске с 19 по 23 мая. В нем участвуют свыше ста  представителей военного духовенства. 21 мая 2014 г. 16:45 В Неделю о Самаряныне в петербургском храме Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых состоялась «детская» Божественная Литургия. В нижней церкви собора в этот день собралось около семи десятков мальчиков и девочек — юных православных христиан северной российской столицы. Дмитрий Анохин 20 мая 2014 г. 17:30 Святыни и крестоходцы в пути уже 11 дней. Позади остались храмы Северного Карачаево-Черкесского округа. Сегодня, 20 мая, крестный ход находится в пути между станицами Кардоникская и Зеленчукская. Дмитрий Анохин 20 мая 2014 г. 15:59 Два главных их события — открывшаяся 11 мая в Сочинском художественном музее выставка «Соловки: Голгофа и Воскресение» и запланированный на 27 мая в Зимнем театре большой концерт «Соловки: златая цепь времени» с участием народных артистов РФ Евгения Стеблова и Михаила Кита, протодиакона Николая Платонова и братского хора Соловецкого монастыря. Кроме того, сочинские верующие в храме Архангела Михаила имеют возможность поклониться доставленным с Соловков каменному кресту первоначальника монашеской жизни на архипелаге преподобного Савватия и иконе с частицами мощей основателей Соловецкой обители. Дмитрий Анохин 20 мая 2014 г. 12:59 В историческом центре Астрахани на колокольне Благовещенского монастыря восстановлена звонница из десять колоколов. Эта колокольня была построена в начале  XX века, а в конце 20-х годов снесена богоборческой властью. Восстановление монастырских стен, а затем и колокольни началось в 2008 году. А в апреле на одном из воронежских предприятий были отлиты десять колоколов. Самый большой из них весит 1300 килограммов, самый маленький – 10 килограммов.

http://e-vestnik.ru/news/page/47/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Возрождению отечественного духовного наследия послужит международный фестиваль " Академия православной музыки " , открывшийся 19 июня в Санкт-Петербурге. Форум продлится до 25 июля под патронатом администрации президента России по благословению Патриарха Кирилла. Он объединит участников и гостей из многих стран мира, неравнодушных к истории православной культуры. В городе на Неве собрались богословы и историки, филологи и композиторы, хоровые коллективы, возрождающие древние традиции пения, регенты и певчие. Они попытаются раскрыть для наших соотечественников, а также гостей из стран ближнего и дальнего зарубежья многообразие русского духовного мира - в православном пении, иконописи, архитектуре и слове. Слушатели " Академии " посетят открытые лекции известных специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга по литургике, иконографии, истории церковной музыки, книжности древней Руси и другим дисциплинам. Мастер-классы руководителей ведущих хоровых коллективов Греции, Сербии и России, которые пройдут в возрождающемся храме святой Варвары в Шереметевском дворце, помогут прикоснуться к тайнам древних распевов и сделать первые шаги в постижении азов старинного певческого мастерства. Северную столицу России впервые посетят монахи со Святой горы Афон - единственного места в мире, где не была прервана традиция древнехристианского пения. Фестивальная афиша представит концерты музыки X–XVIII веков в исполнении лучших отечественных и зарубежных хоровых коллективов. Выставки древнерусских певческих рукописей и богослужебных книг будут открыты в библиотеке Академии наук, Российской Национальной библиотеке и Институте русской литературы РАН (Пушкинском Доме). На снимке - участник фестиваля, греческий Византийский хор. Руководитель - Ликургос Ангелопулос. " Вода живая " , 19.06.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-06-19/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ликургос Ангелопулос [греч. Αγγελπουλος] Ликургос (род. 21.09.1941, Пиргос, ном Элида, Греция) , протопсалт храма св. Ирины в Афинах и руководитель Греческого визант. хора. Учился на юридическом фак-те Афинского ун-та. Визант. музыку изучал у С. Караса . В 1977 г. организовал детский Византийский хор при Афинской архиепископии и муж. Греческий визант. хор. А. преподает визант. музыку в различных муз. учреждениях Афин, написал неск. исследований по визант. и поствизант. церковной музыке, является ведущим сотрудником греч. радиовещания. За время своего существования Греческий визант. хор во главе с А. провел более 750 богослужений, концертов и др. выступлений во многих странах Европы, Азии, Африки и Америки, а также осуществил многочисленные аудиозаписи визант. и поствизант. церковных песнопений. В 1994 г. К-польский Патриарх Варфоломей даровал А. титул главного протопсалта К-польской архиепископии. Дискогр.: Грамзаписи: Απνθισμα Εκκλησιαστικν Υμνων. Εκκλησα Κοιμσεος Κυνοσργου, 1971; Chant Byzantin: L. Angelopoulos/CBS. P., 1975. Компакт-диски: The Divine Liturgy of St. John Chrysostome/Opus. 111. P., 1993; Akathistos Hymne/Playasound. P., 1993; Hymne de Noël/JADE. P., 1993; Lycourgos Angelopoulos et le Choeur Byzantin de Grèce en concert Le Chant du Monde/Playasound. P., 1994; Ioannis Koukouzelis, le Maïstor Byzantin/JADE. P., 1995; Hymnes à la très Sainte Mère de Dieu/JADE. P., 1995; Polychronismos to the Ecumenical Patriarche/ΕΛΒΥΧ (Ελληνικ Βυζαντιν Χορδα). Athens, 1998; Byzantine Hymns: The Velimezis Collection Project/Benaki Museum. Athens, 1999. Аудиокассеты: ΕΛΒΥΧ. Athens, 1979-1998. 1-29; Grand Vigils at the Great Monastery of Vatopaidi, Mount Athos in Honour of the Feast of Saint Eudokimos/I. M. B., ΕΛΒΥΧ. 1995; Υμνοι Μεγλης Τεσσαρακοστς/Α. Δ. Αθνα, 1996. Соч.: Ο πρωτοψλτης της Θεσσαλονκης Μανουλ Γοτας. Αθνα, 1989; Ενα ανκδοτο «Θεοτκε Παρθνε» της Αρτοκλασας, Μλος Μανουλ Γοτα//Συμπσιον Πνευματικν. Αθνα, 1989. Σ. 661-677; Ιωννου Κουκουζλη το Μαστορος Εκλογ Εργων. Αθνα, 1995; Αγγελπουλος Λ. , Βλαγκπουλος Π. Το Χερουβικ του Πτρου Λαμπαδαρου και το αμβροσινο οφφερτριο Ecce apertum est. Αθνα, 1995; Αγγελπουλος Λ. , Αλιγιζκης Α. , Στθης Γ. Μελοργοι του Ζ αινα. Αθνα, 1995-1996; Η σημασα της ρευνας και της διδασκαλας του Σμωνος Καρ. Αθνα, 1998. Г . Статис Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНАГРАММАТИЗМ один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения

http://pravenc.ru/text/115096.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил праздничный концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры 24 мая 2011 г. 23:07 24 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил праздничный концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры и святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям Словенским, в Государственном Кремлевском дворце. Перед началом концерта, организаторами которого выступили Русская Православная Церковь и Министерство культуры Российской Федерации, Предстоятель поздравил собравшихся с праздником . На концерте присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, министр культуры РФ А.А. Авдеев , иерархи и духовенство Русской Православной Церкви. Среди участников концерта Государственный академический русский народный хор России имени М.Е. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева, Академическая певческая капелла Санкт-Петербурга, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины им. Г. И. Майбороды, Национальный Академический народный хор Республики Беларусь им. Г. Цитовича, народный женский хор «Мистерии болгарских голосов» (Болгария), Византийский хор Ликургоса Ангелопулоса (Греция). Впервые в России выступил ансамбль «Мелоди» и певица Дивна Любоевич (Сербия). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1494974.ht...

Специалисты в сфере традиционной литургической музыки, музыковеды, историки музыки, певчие, регенты, протопсалты единодушно подчеркивают, что такое пение передается от учителя к ученику, а не посредством учебников. Даже те, кто сегодня учится расшифровывать рукописи с невменной нотацией или условными обозначениями, изображающими древние мелодические формулы, признают и подчеркивают необходимость устного предания, обойтись без которого невозможно. Как и в написании икон, литургическим пением нужно овладевать с учителем, который сам перенял его от своего учителя и т.д. Однако речь не идет здесь о «реставрации прошлого». Ликургос Ангелопулос, один из самых больших знатоков и, возможно, лучший исполнитель византийской музыки, говорит, что он «видит себя живым носителем православной традиции» на сегодняшний день и для сегодняшнего дня. Ликургос Ангелопулос говорит также: «Восточная музыка живет только в голосе, потому что голос — это все тело, вся личность, весь человек». И добавляет, что «пение — это духовный путь, аскетическая практика, вхождение в тайну». Можно констатировать, что мнение протопсалта вполне совпадает с тем, что говорит Владимир Мартынов и Анатолий Гринденко (Владимир Мартынов — российский композитор, историк и теоретик музыки. Анатолий Гринденко — художественный руководитель Мужского хора Московского Пат?риархата «Древнерусский распев». — Прим. ВЖ) . Однако Ликургос Ангелопулос не обольщается небесной иерархией ареопагитиков, подобно Владимиру Мартынову, чьи рассуждения на этот счет очень интересны. «Обольщение» состоит в том, что, согласно логике аналитических исследований Мартынова, мы придем к тому, что в церкви смогут петь только достигшие самой высокой ступени святости. Такой подход к литургическому пению как «духовному пути, аскетической практике, вхождению в тайну», хотя и без крайностей, присутствует и у другого русского исследователя епископа Илариона (Алфеева), превосходно представившего богословие литургического пения в докладе, прозвучавшем в Ленинграде на конгрессе 1988 года, посвященном тысячелетию Крещения Руси. Владыка Иларион рассуждает о богословском характере именно русского литургического пения. Чтобы понять то, что Ликургос Ангелопулос говорит о человеческом голосе, надо услышать, как он поет, обучает свой хор и управляет им. Как и у лучших исполнителей аутентичной византийской музыки, пение у него настолько тесно связано со словом, что можно говорить здесь об «объективации» голоса, которая стирает или полностью преодолевает всякий элемент индивидуальной чувственности, «субъективную реакцию» (епископ Иларион Алфеев), «личные впечатления по поводу псалма» (Николай Осоргин) того, кто поет или читает. Здесь происходит «объективация» мелодии, меняющая (каким бы парадоксальным это ни показалось) характер «музыки» в светском смысле слова. Можно сказать, что голос «стирает» мелодию, ее мелодический характер.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/63...

Когда я послушал три диска песнопений ансамбля «Сретение» под руководством дьякона Игоря Сахно из Харькова, я понял, что это сегодня лучшее исполнение древних распевов на территории стран СНГ. Исполнение песнопений Византии и Древней Руси, которое я слышал до сих пор, не идет ни в какое сравнение с тем, что исполняет коллектив Игоря Сахно. Кстати, в «Сретение» поет шесть человек и каждый из них, это, если так можно выразиться, мега-звезда. А четверо еще и первоклассные регенты. Так, Дмитрий Болгарский сейчас регент хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Неофициально он считается лучшим регентом Украины. Он издает ноты, воспитывает новых регентов, помогает другим регентам. Всегда поможет, растолкует, ответит на любой вопрос. Если когда-нибудь создадут какое-нибудь объединение регентов, наверное, это лучшая кандидатура, чтобы его возглавить. Другой участник «Сретения» Игорь Сахно регент хора харьковского храма Трех Святителей. Вячеслав Марцинков, регент архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора Днепропетровска. Сергей Ковалев, регент хора храма во имя святых мучеников Космы и Дамиана в Днепропетровске. Руководитель ансамбля «Сретение» Игорь Сахно стажировался у известного афинского протопсалта Ликурга Ангелопуло. Но кроме знания у него чувствуется еще и духовный опыт, личные отношения с Богом и постоянный настрой на молитву. Если вы возьмете запись болгарского распева «Тебе поем» в исполнении этого ансамбля это очень высокий уровень исполнения древних распевов. Думаю, с этим согласятся многие. Кроме уже перечисленных людей, я бы особо выделил Елену Соловей из храма Живоносный источник, которая является регентом молодежного хора Киево-Печерской Лавры. Она, кроме того, что блестяще проводит службы в Лавре, еще и умудряется вывозить свой хор за границу. Это здорово! Нужно обмениваться опытом, показывать нашу церковную певческую культуру не только на Украине, но и за рубежом. У них есть много чему поучиться, и им у нас тоже. А еще она гениальный преподаватель по дирижированию я у нее занимался несколько лет и очень ей за это благодарен. Хотелось бы упомянуть Александра Тарасенко, регента архиерейского хора «Воскресение» Свято-Воскресенского кафедрального собора города Ровно. Ну и конечно Богдан Плиш. В его хоре «Кредо», созданном на основе церковного хора, я пел на протяжении 5 лет и могу сказать, что он большой мастер своего дела. Я благодарен Богу за то, что встретил на своем пути такого музыканта.

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-chtoby-soz...

Хоры названы старейшими по праву: они возникли еще в средневековой Руси, когда назывались Хор государевых певчих дьяков и Хор патриарших певчих дьяков.Но вот парадокс: хотя оба хора представляют старейшую традицию хорового пения, средневековые песнопения не являются главной частью их репертуара. Зато на русском аутентизме специализируются более молодые коллективы — мужские хоры «Древнерусский распев» (5 апреля, Большой зал филармонии) и «Оптина пустынь» (26 апреля, Большой зал филармонии). Оба коллектива открывают для слушателей непривычный мир древнерусского храма. Мир, где не нужно никуда спешить, а само время будто останавливается, чтобы дать простор бесконечно длящимся мелодиям. Хоры исполняют песнопения, заимствованные из настоящих древнерусских рукописей, что придает их концертам еще и огромный исторический интерес.Однако и Средневековье бывает разным. Экспрессивное, с необычным восточным оттенком пение Греческого византийского хора под управлением Ликургоса Ангелопулоса (31 марта, Большой зал филармонии) отличается от пения «древнерусских» коллективов. Ликургос Ангелопулос — главный протопсалт Константинопольской архиепископии. Он не только концертирующий музыкант, но и ученый, много лет изучающий византийское пение, поэтому в подлинности происходящего сомневаться не приходится. Но кто знает, были ли отличия древнерусской и византийской традиций столь сильны в момент зарождения русского церковного искусства, которое, как известно, возникло под сильным влиянием византийского? Сравнить разные традиции можно, послушав хор Ангелопулоса и сербский византийский хор «Моисей Петрович» (20 марта, Большой зал филармонии).Строгое церковное искусство в цикле великопостных концертов «разбавлено» выступлениями фольклорных коллективов: хора «Мистерия болгарских голосов» (25 марта, Большой зал филармонии) и грузинского хора «Мздлевари» (25 апреля, Большой зал филармонии). По словам руководителя болгарского хора Доры Христовой, если человек не родился в Болгарии, он не сможет петь, как участники коллектива, ведь секрет их мастерства в старинных традициях исполнения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

Естественно, Ликургос Ангелопулос, Мишель Адами и митрополит Франции Иеремия (назовем лишь нескольких из мастеров византийского пения) поют по-гречески . Но та же самая манера достигать объективации музыки или лишать музыку ее «музыкальности» существует в пении у армян и арабов. В некоторых афонских монастырях, особенно в монастыре Симоно-Петра, оба хора поют громко. И именно эта интенсивность звучания голоса позволяет им преодолеть индивидуалистичность, субъективность, лишая музыку ее «музыкальности» настолько, что каждый слог в богослужении совершенно понятен всей общине и даже тем, чьи познания в греческом ограничены. То же происходит и в некоторых бенедиктинских монастырях, где григорианское пение звучит на латыни в той манере, которая освобождает от поздней тенденции чрезмерного «благоговения», стремящегося «стереть» слово. В обоих случаях (греческой и латинской традиции) монахи достигают того идеала литургического пения, который заключается в стремлении избежать как робкого бормотания, принимаемого за благочестие, так и пения по типу «соревнования», когда каждый хочет опередить или заглушить других. Им удается достичь в пении того идеального сочетания дерзновения и страха Божия, которое позволяет с благоговением возглашать молитву и прославлять Бога. Тогда они поют «церковно», а не индивидуально. Иначе говоря, это Церковь поет в каждом из них, независимо от того, поет один человек или хор. Преодоление индивидуального вкуса или артистического характера певческого исполнения, особенно если певчий одарен «красивым голосом», достойным звучания в опере (что побуждает его более «слушать свой голос», нежели входить в церковный опыт общения с Богом), — это освобождение, которое приобретается аскезой, преподаваемой наставником, опытным в практике литургического богословия. Это преодоление, освобождение имеют тем более важное значение, что предназначение певчего, композитора, регента, хориста — не в том, чтобы «доставлять себе удовольствие», но чтобы служить Литургии, т. е. общине народа Божия, собравшейся в Церкви.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/63...

Параллельно он изучал теорию и практику изобразительного искусства во Французской академии изящных искусств (Beaux-Arts). Преподает на Православном богословском факультете с 2000 года, получив сначала звание доцента (2000-2011), потом внеочередного профессора (2011-2016) и профессора (2016). Сначала он был преподавателем (1998-2000), а потом и доцентом (2000-2006) по специальности «христианская антропология и социология» на богословском факультете в городе Фоча (Университет в Восточном Сараево) а также византийской философии (2001-2002) на философском факультете этого же университета. Преподавал патрологию, каноническое право и догматику на теологическом факультете в Либертивиле (США). Во время проживания в Греции он закончил иконографию под руководством Стаматиса Склириса (Афины 1997-1999) и изучал византийское пение под руководством Ликурга Ангелопулоса. Монашеский постриг он принял в монастыре Тврдош, этот обряд совершил тогдашний епископ Захумско-Герцеговинский и Приморский Афанасий, который потом рукоположил его в диаконы 18 августа 1996 года. Он был и временным клириком Элладской церкви (Афинская архиепископия) и диаконом в храме Святой Ирины в Афинах (1996-1999). 19 августа 2001 года в Требинье был рукоположен в иеромонахи, а епископом Хумским стал в Сараево в 2004 году. Его возведение в сан епископа Западноамериканского было произведено в 2006 году в Лос-Анджелесе. Владыка Максим (Василевич) (сс) Andrija12 345 678. На самом деле владыка Максим стал известен широкой общественности только после решения Синода Сербской церкви сместить его с должности профессора Богословского факультета. На основании его биографии заметно, что речь идет о кабинетном монахе, у которого нет опыта аскезы и жизни в монастыре, так что его православие под знаком вопроса. Кстати, что исповедует епископ Максим Василевич, мы знаем на основании его заявлений и действий. Из-за сомнений в его православной направленности прихожане и члены церковно-школьной общины Святой Пятницы в Сан-Маркосе в Калифорнии направили письмо патриарху сербскому Иринею и епископам, в котором они потребовали смены епископа Западноамериканского Максима.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/30/vostoc...

2198 Флоринский, там же, и стр. 306. Значит Властарем некоторые ответы Димитрия Хоматиана по недоразумению приписаны Иоанну Китрскому. См. что сказано выше. 2202 Три главы из второй книги изданы у Досифея Иерусалимского, ν Τμ Kαταλλαγς, 44–445. – Δημητρακοπουλος , ρϑοδοξ. λλας, 71. 2205 По сведениям Фабриция и Гарлесса. gr. XI, 589–590. См. также у Флоринского указания на рукописи, стр. 294, примеч. 1. 2208 «От обилия свою крепость дающе», как в заглавии сборника в 87 главах Иоанна Схоластика. См. стр. 2210 Эти два указания, отличных от Властаря, повлияли в Кормчей на обозначение года последующих соборов соответственным образом. 2211 Эта часть профеории в переводе свящ. Ильинского (Синтагма М. Властаря , стр. 77) читается так: «Ничто не препятствует нам кратко сказать и о законах гражданских, и повествовать насколько возможно, откуда и как они произошли, так как некоторые из них, как вспомогательные, должны быть присоединены к главам священных правил. В первую олимпиаду, когда мир совершал в своем течении 4708-й год, в Риме царствовал (βεσιλευει, т. е. императорствовал) Ромул, после него другие, числом шесть, преемственно получали власть друг от друга; период их царствования (τς βασιλεας) определяется 244-мя годами. Итак, когда город управлялся царской властью, государственными делами заведовали сенаторы (γες, т. е. царьки), которые после царя (μετ τν βασιλα) получали вторую власть, и чрез которых карь поддерживал в государстве, силу закона, ибо тогда закон еще не был предан письмени. В 68 олимпиаду, когда царское управление заменилось демократическим, когда правители избирались из народной среды и когда введено было консульство (τς τν πατων εσαχεσης γεμονιας), народ римский управлялся неопределенным законом, или лучше сказать, – обычаем (συνηϑε). Но не прошло и 20-ти лет, как народ избравши десятъ мужей (децемвиры), во главе коих был Аппий Клавдий, поручил им составить законы. Они, собрав рассеянные, имевшие силу закона, обычаи Рима и позаимствовав у Афинян немалое число греческих законов, которые хвастливо приписываются Солону и Дракону, и те, которые составлены были Ликургом, Микосом и другими, им подобными, – составили из них 12-ть книг (ибо Солон и Ликург написали самые лучшие законы для грековъ, – первый Афинянам, а Ликург Лакедемонянам; но Ликург жил прежде Солона, ибо он известен был в 65-м году после взятия Трои, когда над латинянами царствовал Прока Сильвий; Солон же написал для Афинян законы в 46-ю Олимпиаду, – отменив законы Драконовы, исключая законы об убийствах).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010