Действия К. как члена Ливонского ордена определялись тем сложным положением, в котором орден оказался в XVI в. Высшие представители ордена, ставшие к этому времени из рыцарей землевладельцами, контролировали значительную часть территории совр. Латвии и Эстонии, в т. ч. ряд важных торговых путей и портов на побережье Балтийского м., получить контроль над которыми стремились сопредельные ордену гос-ва: Королевство Польское, Великое княжество Литовское, Великое княжество Московское, Швеция, Дания. Хотя формально Ливонский орден находился в вассальной зависимости от императора Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ), имперское правительство мало интересовалось положением дел в Ливонии и никакой поддержки ордену не оказывало. Многочисленные военные конфликты XV-XVI вв. ослабили Ливонский орден; в сер. XVI в. он уже не имел внутренних ресурсов для сохранения своей независимости. Хотя Ливонский орден был наиболее могущественной политической силой в Ливонии, его руководители вынуждены были считаться с 4 др. крупными землевладельцами Ливонии, входившими вместе с орденом в созданную в XV в. Ливонскую конфедерацию: архиепископом Рижским и епископами Курляндским, Дерптским и Эзель-Викским (карту земельных владений в Ливонии см.: The Military Orders and the Reformation. 2006. P. 44). К 50-м гг. XVI в. среди знати Ливонии сформировалось неск. партий: одни настаивали на том, что орден должен сохранять независимость и искать поддержки со стороны германских князей; другие призывали к заключению военного союза или унии с Польшей; третьи выступали за союз со Швецией. Общим для всех партий было враждебное отношение к России, со времени царствования Иоанна III Васильевича (1462-1505) стремившейся получить путем переговоров и войн с орденом надежный выход к торговым путям Балтийского моря. Осознавая невозможность противостоять России самостоятельно, духовные и светские правители Ливонии были готовы подчиниться той политической силе, которая гарантировала бы сохранение их земельных прав и защиту от русских войск.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА Война, к-рую вело Русское гос-во в 1558-1583 гг. за выход к Балтийскому м. сначала с Ливонским орденом , после его распада - с Литовским великим княжеством (после 1569 - с Польско-Литовским гос-вом) и со Швецией. Главной причиной войны было стремление рус. власти установить контроль над торговыми путями, соединявшими по Балтийскому м. западную и вост. части Европы, роль к-рых резко возросла в XVI в. с расширением экономических связей между разными европ. регионами. Сложившееся положение использовали власти Ливонского ордена и нем. купечество ливонских городов, не пропуская рус. купцов на запад и запрещая им заключать сделки с западноевроп. купцами, навязывая свое посредничество. В этих условиях рус. купцы были вынуждены длительное время находиться в ливонских городах, для них в этих городах (Риге, Ревеле (Таллине), Дерпте (ныне Тарту)) были построены правосл. церкви. С распространением в Прибалтике Реформации и развитием иконоборческого движения начались нападения на эти храмы, сопровождавшиеся их разорением и осквернением икон. В кон. 40-х гг. XVI в. правосл. храмы в Риге и Дерпте были закрыты, церковь в Ревеле разорена. Русско-ливонский договор 1554 г. (как и нек-рые более ранние соглашения) предусматривал возвращение рус. людям храмов в Риге, Ревеле и Дерпте и беспрепятственное совершение в них правосл. богослужения. Однако это постановление, как и ряд других, не выполнялось. В 1558 г. царь Иоанн IV Васильевич начал войну с Ливонским орденом, чтобы силой устранить установленные барьеры на пути в Зап. Европу. Первым городом, к-рый в 1558 г. перешел под рус. власть, стала Нарва. Взятию города способствовал начавшийся в нем пожар, вызванный тем, что местные немцы бросили в огонь православную икону свт. Николая. Рассказ об этом читается не только в официальной летописи и в «Книге Степенной» , но и в летописи псково-печерского игум. прмч. Корнилия и в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского . По приказу царя архимандрит Юрьева во имя вмч. Георгия монастыря и протопоп Софийского собора освятили город, где были поставлены правосл. храмы: Воскресения Христова в крепости - Вышгороде и «соборный» храм Богоматери Одигитрии. Царь велел «и иные храмы ставити». Всего в 1558 г. в Нарве было построено 5 храмов. При занятии рус. войсками пограничного города Нейшлосса (Сыренска) царь приказал поставить в нем храм Св. Троицы с приделами свт. Николая и св. Илариона. В итоговой записи офиц. летописи о действиях рус. войск в 1558 г. отмечено, что они заняли 20 городов и во всех этих городах «церкви крестианские воздвигнули» (ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 306).

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Судьба католического епископа Германа из Юрьева Ливонского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 Вторая половина царствования Иоанна Грозного была омрачена затянувшейся Ливонской войной, завершившейся бесславным образом. “Поводом для объявления Ливонской войны послужил вопрос о так называемой Юрьевской дани. Вопрос этот был резко поставлен русскими дипломатами во время переговоров в Москве в 1554 г. с ливонским посольством, отправленным Орденом, Рижским архиепископом и епископом Дерптским для продления на тридцать лет истекшего перемирия 1503 г.” 1 . Особенностью архипастырской деятельности прибалтийских иерархов в древности является их участие в дипломатических переговорах с Московской Русью 2 . Во время переговоров с русской стороны были предъявлены претензии о неуплате “Дерптским епископом дани со своих владений, которые прежде принадлежали русским Великим князьям и были уступлены прибывшим из-за моря немцам только под условием уплаты дани” 3 . Русская сторона также хотела добиться на переговорах для русских купцов свободной морской торговли, было отмечено и разорение протестантами православных храмов. Дидерих Кавер из состава посольства доносил затем в Ревельский (Таллинский) магистрат, как они на переговорах отклонили требования о торговле 4 . “Перемирие было продлено на пятнадцать лет с условием выплаты Юрьевской дани с недоимками за три года” 5 . 21 октября 1557 года бургомайстер с ратманами Дорпата в письме сообщали епископу Герману о пунктах-условиях при ведении дипломатических договоров в Москве 6 . Но напряженность между Московской Русью и Ливонским орденом росла и в январе 1558 года начались военные действия. “Главные силы русских войск действовали в Дерптском епископстве” 7 . Немалый интерес представляет личность епископа Юрьева Ливонского Германа и его судьба. Он родился в семье Вейланд в городе Везеле. Время его рождения можно датировать, очевидно, началом XVI века. Н. Карамзин пишет, что он “хвалился более воинскою доблестию, нежели смиренною набожностию христианскою пастыря” 8 .

http://pravmir.ru/sudba-katolicheskogo-e...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344, Витебск? - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398), 4-й сын литов. вел. кн. Ольгерда от его 1-го брака с витебской кнж. Марией Ярославной († 1346). Княжеское и христ. имя В. О. получил в честь киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича . Зимой 1347/48 г. вместе со старшими братьями и христианами Вильны В. О. мог участвовать в тайном погребении мч. Евстафия, убитого по приказу Ольгерда 14 дек. 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанна и Евстафий ). Точная дата вокняжения В. О. в Киеве неизвестна. В качестве киевского князя В. О. впервые упоминается в мирном договоре между правителями Литвы и Ливонским орденом 7 нояб. 1367 г. ( Karys I. K. Senovés Lietuviu pinigai. Bridgeport, 1959. S. 178; Wdowiszewski. S. 12). Нек-рые исследователи (С. А. Беляева, Г. Ю. Ивакин и др.), основываясь на данных Густынской летописи (ПСРЛ. Т. 42. С. 130), составленной в 1597 г., высказывали предположение, что В. О. стал киевским князем в 1362 г., после того как Ольгерд захватил Киев. Время княжения В. О. в Киеве, несмотря на политическую подчиненность Золотой Орде и все возраставшую зависимость от Литовского великого княжества , характеризуется заметным военно-экономическим и культурным подъемом Юж. Поднепровья. С помощью литов. военных сил В. О. удалось постепенно оттеснить ордынцев за Днепр, на юго-вост. границе Киевского княжества были воссозданы оборонительные укрепления по р. Суле. Восстанавливался ряд уничтоженных в сер. XIII в. киевских пригородов, в частности г. Юрьев-на-Роси, бывший в XII - сер. XIII в. центром отдельной епархии. При В. О. в Киеве оживилась жизнь на территории Верхнего города, здесь на горе (позднее - Замковая гора) был построен деревянно-земляной замок, возвышавшийся над Подолом. В. О. восстановил домонг. белокаменную княжескую резиденцию (киевская ротонда). За Киевом, в р-не совр. Выгуровщины, находились загородные деревянные замок и двор В. О.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг.- перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской), вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича . Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), А. Я. Н. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем ) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение А. Я. Н. пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси. Оформление Литовского гос-ва при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак А. Я. Н. в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году А. Я. Н. укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена , активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, к-рая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Мониторинг СМИ Спустя 80 лет один из главных храмов Челябинска возвращается Русской Православной Церкви Русской Православной Церкви возвращают имущество, изъятое у нее в годы Гражданской войны и репрессий 17.05.2010 11:15 ...Восьмое по счету покушение на жизнь императора Александра II свершилось 1 марта 1881 года. Народовольцы Андрей Желябов и Софья Перовская убили Царя-освободителя. Многие города Российской империи это печальное событие отметили строительством различных памятных знаков: часовен, молельных домов и т.д. Уездный город Оренбургской губернии Челябинск не остался в стороне от этого события. В 1881 году на бывшей окраине города была разбита площадь. Название Александровская (современное Алое Поле) было дано в память об императоре Александре II Освободителе. В 1906 году архиепископ Оренбургский и Тургайский Феодосий (Олтаржевский) направил прошение о разрешении на строительство храма в память об убиенном императоре Александре II, небесным покровителем которого считался выдающийся русский полководец — новгородский князь Александр Ярославович. В знак блистательных побед над шведами и Ливонским орденом в 1240 и 1242 годах князя прозвали Невским. За ратные подвиги Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью. Департамент по делам РПЦ Министерства внутренних дел Российской империи в 1906 году заказал выполнить в качестве мероприятия, посвященного 300-летию Дома Романовых на российском престоле (как раз в это время был опубликован манифест императора Николая II), проект церкви «в память в Бозе почившего императора Александра Второго» (это название проекта сохранилось в левом верхнем углу подлинного чертежа архитектора). Архитектором постройки согласился стать известный российский зодчий, академик, ректор Академии художеств Александр Померанцев. Пожертвование в размере 5 тысяч рублей (всего строительство храма обошлось в 60 тысяч рублей. — «Труд») от семьи Романовых внес лично император Николай II (внук убиенного Царя-освободителя). 4 декабря 1911 года храм был торжественно освящен викарным епископом Челябинска Дионисием (Сосновским) при огромном стечении верующих. Храм действовал 19 лет. А в 1930 году его постигла участь почти всех приходов Челябинска. Колокола сбросили на землю, богослужения запретили, а здание передали «для государственных служебных надобностей».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Православие в городах Эстонии К таким же «неверным» относила католическая Церковь и православных. Их перекрещивали в католиков, но этот процесс, по-видимому, шел не так просто. Несмотря на все трудности, православие продолжало существовать среди местного населения и после 1215 г., когда епископ Альберт разорил княжество Герцике и разграбил православные храмы. В посланиях Римские папы неоднократно выражали недовольство тем, что и после покорения Ливонии православные продолжали исполнять свои религиозные обряды, соблюдать посты и праздники. В случаях смешанных браков православное духовенство вынуждало католиков переходить в православие . В 1222 г. папа Гонорий III повелел католическому духовенству энергичней бороться против православных и принуждать их переходить в католичество . Новгородские и псковские князья, заключая с Ливонским орденом и епископами мирные договоры, настаивали на внесении в них пунктов о правах купцов на торговлю и постройку православных храмов. Правда, торговля время от времени сильно ограничивалась немцами, а русские православные люди подвергались преследованиям со стороны католических фанатиков, тем не менее в Ревеле, Дерпте, Нарве (Ругодиве) и других местах продолжали жить православные люди. В городах существовали так называемые «русские концы» во главе со старостой, и в отдельные периоды эти общины были довольно многочисленны. В Ревеле в XIV–XVI вв. русский конец находился на Морской улице, где были Малые Морские ворота, рядом стояла русская православная церковь. Под одной с нею крышей находилась гридница, здесь купцы устраивали свои собрания и в подвалах хранили товары. Ко второй половине XV в. в связи с оживлением торговли численность русского населения в Ревеле значительно возросла, и русские торговые люди селились в районе улицы Вене, где на Брокусовой горе в 1410–1422 гг. построили новый храм во имя святителя Николая. Этот храм сгорел в 1433 г., а к 1437 г. был отстроен новый уже на самой улице Вене, потому что городские власти «находили неудобным помещение православного храма на возвышенном месте» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430124/

Таллин. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1772 году в Ревельской тюрьме митрополит Арсений (в миру Андрей Мацеевич) сильно заболел, позвали священника, который принял его исповедь и причастил. На третий день, 26 февраля, узник скончался. На окошке осталась вырезанная им надпись: “Благо мне, яко смирил мя еси”. Похоронили усопшего в русской Никольской церкви, впоследствии там был устроен придел Успения Божией Матери. Владыка Арсений был преемником по кафедре святителя Димитрия Ростовского, открывал его мощи, составил его житие и службу. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1918 года признал недействительным постановления духовного суда, лишившего сана митрополита Арсения (Мацеевича) по обвинению в политических преступлениях. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Арсения (Мацеевича) к лику святых в чине священномучеников. (с) Е.Стрельникова ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА " Храм свят. Николая в Ревеле есть древнейший памятник Православия в Ревеле. Начало храма восходит к XI веку. Основание ему положил великий князь Киевский Ярослав Мудрый, сын равноапостольного князя Владимира святого " . Так начинается небольшая брошюра " Православный храм свят. Николая в Ревеле " , изданная попечительским советом при Никольской церкви в 1914 году. Первоначально храм располагался на Брокусовой горе, где было подворье новгородских купцов, появившихся здесь задолго до захвата северной Эстонии рыцарями датского короля Вольдемара II в 1219 году. Во время большого пожара 1433 года подворье и храм сгорели, и к 1437 году Никольская церковь уже располагалась на новом месте - у городской стены, зажатая домами горожан. Власти Ревеля находили неудобным размещение православного храма на возвышенном месте, видном издалека. Долгое время церковь даже не имела выхода на городскую улицу. В истории Никольского храма бывали случаи, когда он подвергался закрытию, ограблению и осквернению. Московские цари неоднократно требовали при заключении мира или перемирия - то с Ливонским орденом, то с ревельскими немецкими городскими властями - держать русскую церковь по старине, но проходили войны - и вновь возрождался, оживал старый храм, призывая под свои своды всех, кто был предан православию, укрепляя их веру и любовь ко Господу.

http://sobory.ru/article/?object=06237

Во второй половине XVI в. Русское государство вело напряженную войну с Литвой, Польшей, Ливонским орденом, Швецией за выход к Балтийскому морю. В начале Ливонской войны (1558–1583 гг.) русские войска завоевали многие литовские и ливонские города, перелом в ходе войны наступил после того, как объединенное польско-литовское государство возглавил Стефан Баторий. В походах 1579–1581 гг. он отвоевал ливонские земли, занятые ранее войсками Ивана Грозного, и взял многие русские города. Неизвестно, каким был бы исход Ливонской войны, если бы на пути Стефана Батория не встал Псков. В августе 1581 г. польско-литовская армия осадила город, надеясь на скорую победу. В течение пяти месяцев воины Батория безуспешно пытались взять Псков. Мужество и стойкость псковичей, остановивших под стенами своего города противника, разрушили планы Батория и позволили России достойно, без ощутимых потерь выйти из войны. О героической обороне Пскова, во многом определившей исход Ливонской войны, и рассказывает «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». «Повесть» была написана по горячим следам событий, в 80-е гг. XVI в., жителем города Пскова иконописцем Василием. Непосредственность впечатлений, точность и полнота знаний обо всем, что происходило в Пскове, свидетельствуют, что Василий был очевидцем и участником обороны (хотя и не пишет об этом прямо), возможно, был близок к И. П. Шуйскому, главному герою обороны, и имел доступ к документам из его канцелярии. Почти все подробности и детали в рассказе Василия об осаде и обороне города находят подтверждение в других источниках этого времени, русских и польских. «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» интересна и ценна не только точностью описания исторических событий. Это художественное произведение, и по своим идеям и эстетическим достоинствам «Повесть» относится к числу лучших памятников древнерусской литературы на воинскую тему. Высокие чувства переполняли автора: горячая, непритворная любовь к родине, родному городу Пскову, прекрасному, величественному, удивление и преклонение перед героизмом псковичей, бояр и воевод, их умом и мастерством. Искренность и глубина патриотизма роднит «Повесть» прежде всего с такими воинскими и историческими произведениями, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о Темир-Аксаке», «Казанская история» и другие, эти памятники связаны друг с другом и литературными традициями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ДИМИТРИЕВИЧА (1389–1425) Присоединение к Москве княжества Нижегородского. – Столкновение великого князя с дядею Владимиром Андреевичем Донским. – Договоры великого князя с родными братьями. – Отношения к Новгороду Великому. – Внутренние движения в Новгороде. – Ссора Новгорода со Псковом. – Отношения Москвы к Рязани и Твери. – Усобицы между тверскими князьями. – Нашествие Эдигея на Москву. – Отношение великого князя к татарам после Эдигеева нашествия. – Отношения литовские: взятие Смоленска Витовтом; намерение Витовта овладеть Новгородом; битва Витовта с татарами на Ворскле; вторичное взятие Смоленска Витовтом; борьба московского князя с литовским и мир на Угре; взгляд летописца на литовские и татарские отношения. – Отношения Литвы к Польше и Тевтонскому ордену. – Борьба Пскова и Новгорода с Ливонским орденом. – Борьба Новгорода со шведами. – Смерть Василия Димитриевича. – Его духовные грамоты. – Бояре Василия Молодой сын Донского в самом начале княжения своего показал, что останется верен преданию отцовскому и дедовскому. Через год после того, как посол ханский посадил его на великокняжеский стол во Владимире, Василий отправился в Орду и купил там ярлык на княжество Нижегородское, которое незадолго перед тем выпросил себе в Орде же Борис Константинович. Услыхав о замыслах Васильевых, Борис созвал к себе бояр своих и стал говорить им со слезами: «Господа и братья, бояре и друзья мои! вспомните свое крестное целование, вспомните, как вы клялись мне». Старшим боярином у него был Василий Румянец, который и отвечал князю: «Не печалься, господин князь! Все мы тебе верны и готовы головы свои сложить за тебя и кровь пролить». Так он говорил своему князю, а между тем пересылался с Василием Димитриевичем, обещаясь выдать ему Бориса. Василий на возвратном пути из Орды, доехавши до Коломны, отправил оттуда в Нижний Тохтамышева посла с своими боярами. Борис сначала не хотел пускать их в город, но Румянец стал говорить ему: «Господин князь! посол ханский и бояре московские идут сюда за тем, чтоб мир покрепить и любовь утвердить вечную, а ты сам хочешь поднять брань и рать; впусти их в город; что они могут тебе сделать? Мы все с тобою». Но только что посол и бояре въехали в город, как велели звонить в колокола, собрали народ и объявили ему, что Нижний принадлежит уже князю московскому. Борис, услыхав об этой новости, послал за боярами и стал говорить им: «Господа мои и братья, милая дружина! вспомните крестное целование, не выдайте меня врагам моим». На это отвечал ему тот же Румянец: «Господин князь! не надейся на нас, мы уже теперь не твои и не с тобою, а на тебя». Борис был схвачен. Немного спустя приехал в Нижний Василий Димитриевич, посадил здесь своих наместников, а князя Бориса с женою, детьми и доброхотами велел развести в оковах по разным городам и держать за крепкою стражею. По тому же ярлыку кроме Нижнего Василий приобретал Городец, Муром, Мещеру, Тарусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010