На месте Ледового побоища будет восстановлен памятный крест 22 мая 2006 г. 15:01 Псков, 22 мая. На месте знаменитого Ледового побоища в селе Кобылье Городище Гдовского района (Псковская область) будет восстановлен разрушенный ураганом памятный крест дружинам князя Александра Невского. В настоящее время идут переговоры о привлечении спецтехники для, того, чтобы извлечь старый фундамент креста и сделать новый, сообщает «Интерфакс». «Это очень сложно, так как у нас нет меценатов среди строительных организаций», — рассказал «Интерфаксу» президент регионального общественного фонда молодежных и военно-исторических программ «Качур» Александр Селезнев. Он напомнил, что впервые памятный деревянный крест на берегу Чудского озера в селе Кобылье Городище был установлен в 1992 году в честь 750-летия Ледового побоища, но в августе 2005 года во время урагана крест сломался. Новый, бронзовый, крест будет высотой более 3 м. Его ширина — 2 м 60 см, вес — около 1,2 тонны. Ранее региональное общественное движение «Псковщина» заявило о намерении добиваться придания месту Ледового побоища статуса поля ратной славы России. В настоящее время в России официальный статус полей ратной славы имеют Бородино, Куликово поле и Прохоровка. Члены «Псковщины» считают, что победа Александра Невского в 1242 году не менее значима для страны. Битва на Чудском озере с Ливонским орденом, вошедшая в историю под названием «Ледовое побоище», состоялась в апреле 1242 года. Тогда русскими воинами под предводительством Александра Невского было уничтожено 400 рыцарей и взято в плен 50. Часть ливонцев потонула в озере. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Спастись удалось лишь магистру ордена, командорам и епископам. Как следует из исторических документов, значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими «псами-рыцарями» было поистине историческим: мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Послы ордена торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были ими временно захвачены. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных частей войска, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника — все это определило русское военное искусство как передовое в мире. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/114490.htm...

Союз с богатым городом и его купцами благоприятно сказался на состоянии ордена. С этого времени начинается период интенсивного усиления М.; в 1227 г. они захватили у датчан Ревель и покорили эстов на о-ве Эзель. Под прямой контроль ордена попадает вся бывш. дат. Эстония, при этом в 1233 г. Эзель был разделен между Рижским еп-ством, г. Ригой и орденом М. В июле 1228 г. нем. кор. Генрих VII пожаловал М. провинцию и замок Ревель вместе с др. территориями бывш. дат. Эстонии, что имело целью легитимировать действия М. Замок Феллин (ныне Вильянди, Эстония). Нач. XIII в. Замок Феллин (ныне Вильянди, Эстония). Нач. XIII в. В 1229 г. скончался Рижский еп. Альберт. В 1230 г. в Ливонию прибыл папский вице-легат Балдуин Альнский, уполномоченный решить вопрос об избрании нового епископа Риги. Вскоре Балдуин начал вмешиваться и в другие дела, никак не связанные с его миссией. В частности, соглашения ливонцев с куршами о добровольном принятии ими христианства в 1230-1231 гг. вызвали конфликт вице-легата с Рижским еп-вом в том, что касалось некоторых пунктов договора. Это привело к сближению между новым еп. Риги Николаем фон Науэном (1229/31-1253) и М. Балдуин, вскоре покинувший Ливонию, в 1233 г. снова вернулся в качестве папского легата с широкими полномочиями и в сопровождении войска крестоносцев. Он потребовал от М. передать в его владение Ревельский замок и отправил войско на север Эстонии. Руководство ордена оказалось перед тяжелым выбором: магистр Фольквин согласился уступить требованиям папского легата, остальные братья-рыцари готовы были пойти на крайние меры в противостоянии с Балдуином. В результате Фольквин был арестован своими же собратьями и провел в заключении 3 месяца. В авг.-сент. 1233 г. в Ревеле произошло решающее сражение, в ходе к-рого войска ордена нанесли сокрушительное поражение сторонникам легата. В Рим была немедленно отправлена делегация М., призванная оправдать действия ордена. В февр. 1234 г. папа Григорий IX (1227-1241) отозвал Балдуина из Ливонии и назначил на его место Вильгельма Моденского, отменившего все постановления своего предшественника. Тем не менее Балдуин Альнский потребовал проведения офиц. судебного процесса и выдвинул против ордена ряд обвинений. В нояб. 1234 г. папа инициировал начало процесса, поздним летом - ранней осенью 1235 г. многочисленная ливонская делегация, включавшая епископа Риги, др. прелатов, кафедральных каноников, священников и т. д., прибыла в Витербо. В то же время кор. Дании Вальдемар II, не желая мириться с потерей Сев. Эстонии, также потребовал от папы Римского третейского суда. Весной 1236 г. процесс в Витербо завершился. В деле Балдуина Альнского орден был очищен от обвинений, но вместе с тем понтифик решил удовлетворить претензии короля Дании. Григорий IX уполномочил Вильгельма Моденского передать Сев. Эстонию Вальдемару II.

http://pravenc.ru/text/2563140.html

Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, которых начало недоступно исследованию, потому что оно скрывается во мраке доисторических времен. При всей скудости сведений наших, мы не раз видим в отдаленной древности признаки давления немецкого племени над славянским. Уже с IX века в истории открывается непрерывное многовековое преследование славянских племен; немцы порабощали их, теснили к востоку и сами двигались за ними, порабощая их снова. Пространный прибалтийский край, некогда населенный многочисленными славянскими племенами, подпал насильственному немецкому игу для того, чтобы потерять до последних следов свою народность. За прибалтийскими славянами к востоку жили литовские и чудские племена, отделявшие первых от их русских соплеменников. К этиМ племенам в конце XII и начале XIII века проникли немцы в образе воинственной общины под знаменем религии, и, таким образом, стремление немцев к порабощению чужих племен соединилось с распространением христианской веры между язычниками и с подчинением их папскому престолу. Эта воинственная община была рыцарским орденом крестоносцев, разделявшимся на две ветви: орден Тевтонский, или Св. Марии, и, позже ею основанный в 1202 году, орден Меченосцев, предназначенный для поселения в чудских и леттских краях, соседних с Русью. Оба эти ордена, впоследствии, соединились для совокупных действий. Полоцкий князь Владимир, по своей простоте и недальновидности, сам уступил пришельцам Ливонию (нынешние прибалтийские губернии) и этим поступком навел на северную Русь продолжительную борьбу с исконными врагами славянского племени. Властолюбивые замыслы немцев после уступки им Ливонии обратились на северную Русь. Возникла мысль, что призванием ливонских крестоносцев было не только крестить язычников, но и обратить к истинной вере русских. Русские представлялись на западе врагами Св. отца и римско-католической церкви, даже самого христианства. Борьба Новгорода с немцами была неизбежна. Новгородцы еще прежде владели значительным пространством земель, населенных чудью, и постоянно, двигаясь на запад, стремились к подчинению чудских племен. Вместе с тем они распространяли между последними православие более мирным, хотя и более медленным путем, чем западные рыцари. Как только немцы утвердились в Ливонии, тотчас начались нескончаемые и непрерывные столкновения и войны с Новгородом; и так шло до самой войны Александра. Новгородцы подавали помощь язычникам, не хотевшим креститься от немцев, и потому-то в глазах западного христианства сами представлялись поборниками язычников и врагами Христовой веры. Такие же столкновения явились у новгородцев с католической Швецией по поводу Финляндии, куда с одной стороны проникали новгородцы с православным крещением, а с другой шведы с западным католичеством; спор между обеими сторонами был также и за земное обладание финляндской страной.

http://sedmitza.ru/lib/text/435573/

По просьбе Альбрехта Лютер в сочинениях выступил с критикой идеи церковного гос-ва и земной власти католич. Церкви; он также писал о недействительности обета целомудрия, который давали рыцари, призывая их отказаться от него и вернуться к светской семейной жизни в качестве дворян. Опираясь на идейную поддержку Л., Альбрехт в 1525 г. объявил о создании герц-ства Пруссия, заключив как герцог вассальный договор с королем Польши. Герц-ство Пруссия, столицей которого впосл. стал Кёнигсберг (ныне Калининград, Россия), является 1-м нем. княжеством, в к-ром Л. получило официальный статус гос. религии; церковные владения были секуляризированы. Среди прусских князей-епископов были как сторонники, так и противники Л.; так, Г. фон Поленц (1518-1550), еп. Замландский, поддерживал идеи Лютера и рекомендовал подчиненному духовенству изучать его сочинения; М. Фербер (1471-1537), еп. Эрмландский, в нач. 1524 г. опубликовал послание против Лютера и его последователей и впосл. продолжал вести идейную борьбу с Л. В 1521 г. лютеран. проповедники появились в Ливонии, к-рая в политическом отношении была разделена между 4 епископами и Ливонским орденом, входившим на правах самоуправляемой провинции в Тевтонский орден. Проповедь Л. в Риге начал А. Кнопкен (ок. 1468-1539), друг Бугенхагена, в области вероучения опиравшийся гл. обр. на сочинения Меланхтона, однако знавший и идеи Лютера. В сент. 1522 г. здесь же появился проповедник С. Тегетмайер ( 1552) из Гамбурга, считавший себя приверженцем Лютера; он возглавил группу городских жителей, к-рая нападала на городские церкви и уничтожала религ. изображения. Совместными усилиями городского совета и Кнопкена народные волнения удалось остановить. Разгромы церквей народом, подпавшим под влияние как объявлявших себя последователями Лютера, так и самостоятельно действовавших радикальных проповедников, произошли также в сент. 1524 г. в Ревеле (ныне Таллин, Эстония) и в кон. 1524 - нач. 1525 г. в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Постепенно католич. епископам удалось добиться удаления радикалов из Ливонии, однако умеренные лютеран.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Почему же так торопился молодой князь напасть на медлительных шведов? И что собирались делать шведы на Русской земле, и почему они медлили? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, нужно совершить экскурс в тридцатые годы. Еще в булле от 24 ноября 1232 г. папа Григорий IX обратился к ливонским ряцарям-меченосцам с призывом начать активную деятельность в Финляндии, чтобы " защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских " . В очередном послании от 27 февраля 1233 г. русские (Rutheni) прямо называются " врагами " (inimici). Координатором совместных действий был назначен " апостольский легат " Вильгельм Моденский. Однако в ближайшие годы другие заботы и соседи Руси занимали крестоносцев. Но в папской булле от 9 декабря 1237 г.Григорий IX обращается уже к шведскому архиепископу и его суффраганам-епископам с призывом организовать " крестовый поход " в Финляндию " против тавастов " и их " близких соседей " . " Очевидно, - замечает Б. Я. Рамм, - что призывая крестоносцев уничтожать " врагов креста " , папа имел в виду наряду с тавастами также карелов и русских (тех самых " близких соседей " - А. У.), в союзе с которыми тавасты в эти годы энергично противились католической экспансии " (12). Интересно отметить, что призыв этот приходит после объединения (при участии той же папской курии) в 1237 г. ливонского Ордена меченосцев с Тевтонским орденом, владевшим значительной частью Пруссии. В свою очередь, Вильгельм Моденский по распоряжению папы стал активно формировать антирусскую коалицию. При его участии 7 июня 1238 г. в Стенби, резиденции датского короля Вальдемара II, состоялась встреча короля с магистром уже объединенного Тевтонского ордена в Ливонии Германом Балком. Тогда был составлен договор по Эстонии, согласно которому треть завоеванных земель отдавалась Ордену, остальные - датскому королю (13). Тогда же обсуждался и вопрос о совместном выступлении на Русь трех главных участников коалиции: с одной стороны - датских крестоносцев, располагавшихся в Эстонии, тевтонцев из Ливонии и крестоносцев, обосновавшихся в Финляндии, а с другой - шведских рыцарей (14).

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

1759 Маркграф Саксонской северной марки Генрих I Высокий, женатый на Евпраксии, дочери киевского князя Всеволода Ярославича (см. выше фрагмент 1). 1762 Альбрехта Медведя, первого маркграфа бранденбургского. Таким образом, Генрих II Штаденский женился на дочери той самой Эйлики, которой пренебрег его отец Лютар-Удон II (Эйлика стала женой балленштедтского графа Оттона Богатого из влиятельного рода Асканиев и матерью Альбрехта Медведя). 1763 Вальдемаром II Победителем, сыном и внуком русских княжон: его матерью (женой ободритского короля Кнута Лаварда) была Ингиборг, дочь киевского князя Мстислава Владимировича, а матерью (женой датского короля Вальдемара I) – София, происхождение которой остается спорным (обычно ее считают дочерью минского князя Володаря Глебовича). 1764 После гибели в 1218 г. Дитриха Эстонская епископия была разделена на две: Дерптскую (Тартускую), на которую и был поставлен Херманн, и Ревельскую. 1765 Альбрехт, племянник датского короля Вальдемара II (сын его сестры Софии), который, захватив в 1201 г. Нордальбингию с Любеком, сделал Альбрехта графом Гольштейна и западноободритских земель (Вагрии и Рацебурга), отняв этот лен у гольштейнского графа Адольфа III, сына Адольфа II (см. 50, примеч. 1301). Альбрехт был одним из главных помощников Вальдемара II в осуществлении датской экспансии в Прибалтике. 1766 Шверин, как и вся Юго-Западная Прибалтика, находился в то время под властью Вальдемара II. Пленение короля стало началом крушения более чем двадцатилетнего датского владычества на Балтике, южное побережье которой (кроме Рюгена) было потеряно для Дании после поражения от войск коалиции севернонемецких князей при Борнхёведе (1227 г.). Вальдемар II сосредоточился на завоеваниях в Эстонии, что привело в конечном итоге к разделу последней между Вальдемаром II и Немецким орденом в 1238 г. 1767 То, что Альберт представляет как восстание эстов в 1123–1224 гг., на самом деле было лишь одним из этапов в длительной и практически постоянной борьбе против ливонско-датского наступления на Эстонию (Пашуто 1968. С. 228–234). Русь – прежде всего, в лице Новгорода, который имел в земле эстов традиционные дани, – всячески поддерживала эту борьбу, в том числе и непосредственным военным участием. Под «варварами» имеются в виду, видимо, язычники-литовцы, отряды которых также использовались в новгородских войсках во время нападений на Ливонию. Поход войск Ливонского ордена на Эстонию в 1224 г. и его предыстория подробно описаны в «Хронике Ливонии» Генриха (Henr. Chron. Liv. Ill, 21–27; Матузова, Назарова 2002, С. 126–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нём читаем: «Радуемся о Господе, что послы ваши, как дошёл до нас слух, посланные к почтенному брату нашему епископу Моденскому, легату апостольского седалища от нашего ребра (находящемуся в Ливонии), смиренно просили его, чтобы он лично посетил ваши страны. Поскольку, желая быть спасительно наставлены в здравом учении, вы готовы совершенно отказаться от всех заблуждений, в которые впали, как говорите вы, по причине недостатка проповедников». Далее папа утверждает королей русских в их намерении, предлагает им, если они желают, чтобы к ним прибыл легат Римский, прислать к нему – папе грамоты и верных послов, и убеждает жить между тем в твёрдом мире с христианами Ливонии и Эстонии, грозя в противном случае своим гневом, которого им не избежать. Прочитав вышеприведённое, с великим изумлением спрашиваешь себя: неужели, в самом деле, могло быть, чтобы князья Русские изъявляли папе желание совершенно отказаться от всех заблуждений греческой церкви? Оказывается, что это – не что иное, как слишком неумеренное употребление довольно обычного папам приёма. Вступая в сношения с православными, с целью привлечь их к себе, папы нередко начинали тем, что дошло де до нашего слуха, что вы желаете воссоединиться с святою матерью... В 1224г. Новгородцы заключили мир с Ливонским орденом, для чего их послы приходили в Ригу. Мир утверждён был от имени папы находившимся в Риге его легатом епископом Моденским 1101 , – и вот послы Новгородские и превращаются у папы во всех королей Русских. Так как при заключении мира Новгородцы были стороной побеждённой и искавшей мира, то весьма возможно, что дипломатическим образом они изъявляли легату свою готовность соединиться с Римской церковью. Не знаем, доходило ли до них послание папы. Если доходило, то не может подлежать сомнению, что никакого ответа не последовало. В 1231г. папа Григорий IX обращался со своим посланием к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу 1102 . Для убеждения князя он употребляет те же доводы, что выше Иннокентий, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Глеб Павловский: " Европейские ценности " - устаревшее понятие " Глава Фонда эффективной политики охарактеризовал русскую политическую культуру не как этническое понятие, а как триаду - русский язык, российская история, русский политический опыт. " Все эти три элемента не достояние какой-то одной части славянского племени, а совместно разрабатываемое духовное имущество мирового значения. Мы можем говорить о ценностях как элементе политической жизни " . На Западе, по мнению Г. Павловского, " говорят о политических интересах упоенно, понимая их зоологически " . А русская политическая культура имеет в своей основе РАВНОПРАВИЕ. Поэтому она легко отступает от догм, даже порой себе во вред. - Сегодня русские - самая бедная ветвь белой расы, за исключением, быть может, части бывшей Югославии. Но это осознанный выбор. Сегодня в Европе развиваются только два крупных государственных проекта - Евросоюз и Россия. ЕС начал на несколько десятилетий раньше... ЕС наложил запрет на национальную вражду, русская политическая культура - на гражданскую войну и революции. Мы строим государство, ЕС строит содружество народов. Но " европейские ценности " - это такое же устаревшее понятие, как " панславизм " . Мы намерены создать НОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Мы имеем то же право на слово " Россия " , как ЕС - на слово " Европа " . Джохан Поллыева: " Мы ни за какие коврижки государственность не отдадим " Помощник президента В. В. Путина заявила, что в России " возрождается интерес к такой науке, как идеология " . Более популярная политтехнология в любом случае требует теоретической основы. Так вот, в основе русской политической культуры, или идеологии, лежат коллективизм, этатизм, романтизм. Относительно двух последних понятий Д. Поллыева пояснила: этатизм, то есть сильная государственность, появилась со времен борьбы Руси, зажатой между Золотой Ордой и Ливонским орденом. " Мы ни за какие коврижки государственность не отдадим. Именно эта традиция обязательно возвращает наше общество к интеграции. Мобилизационный механизм включается после тяжелых испытаний. Этатизм проистекает из сильной, прочной правовой школы, ведь и наш президент в основе имеет юридическое образование " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В 1308 году они подали папе обвинительный лист, в котором приписывали Ордену неуспех в обращении литовцев, обвиняли рыцарей в истреблении жителей Семигаллии, когда те были уже христианами, и проч.; нашлось обвинение и вроде тех, которые тяготели над несчастными Тамплиерами: епископы доносили, что когда рыцарь получал рану в битве, то остальные товарищи добивали его и сожигали тело, по обычаю язычников. Папа Климент V нарядил комиссию на месте для исследования справедливости жалоб; дело кончилось ничем; епископы не удовлетворились таким окончанием его, и когда король польский завел спор с Орденом о земле Поморской, когда архиепископ гнезенский, епископы куявский, плоцкий и познанский встали против Ордена, то архиепископ рижский соединился с ними в надежде, что такое сильное восстание достигнет наконец своей цели - низложения Ордена. Всего больше архиепископ и рижане настаивали на том, что князья литовские и народ их давно были бы христианами и католиками, если б не препятствовали тому рыцари - обвинение, имевшее на своей стороне вероятность: если б в самом деле Литва приняла христианство, то Орден, которого целию было обращение язычников, тем самым должен был прекратить свое существование. Несмотря, однако, на все старания епископов, великий магистр фон-Беффарт выиграл в Авиньоне дело в пользу Ордена, который был оправдан во всех взводимых на него обвинениях: самым лучшим доказательством в пользу Ордена послужило представленное Беффартом папе оригинальное письмо архиепископа и рижан к литовскому князю с просьбою напасть на владения Ордена. Но дело, решенное в Авиньоне, далеко было до окончания своего в Ливонии, потому что при такой долгой борьбе за самые существенные интересы ненависть с обеих сторон достигла высшей степени и не могла скоро потухнуть. Обманувшись в надежде повредить Ордену процессом у папы, рижане обратились опять к прежнему средству и вошли в сношения с литовскими язычниками против рыцарей. Тогда магистр ливонский Ебергарт фон-Монгейм решился покончить дело оружием и, собравши большое войско, осадил Ригу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В том же году немцы опять показались в новгородских владениях; князя Ярослава не было в то время в Новгороде; но скоро он пришел с сильными полками переяславскими, чтоб отомстить немцам за обиды. Время было удобное действовать против немцев: Новгород и Псков в соединении под одним князем, а между тем Ливония лишилась своего великого Альберта, умершего в 1229 году. Магистр Ордена Волквин, которому тяжка была зависимость от Альберта, решился воспользоваться его смертию, чтоб высвободить себя из-под зависимости от преемника Альбертова, которым был назначен Николай из Магдебурга. С этою целию он решился соединить свой орден с Немецким орденом, который процветал тогда под начальством магистра Германа фон Зальца; но Герман отклонил на этот раз предложение Волквина, и, таким образом, орден Ливонский был пока предоставлен собственным силам, которых вовсе не было достаточно для отпора русским, если б только последние могли сообщить постоянство своим движениям. В 1234 году князь Ярослав со своими полками и новгородскими выступил на немцев под Юрьев и стал недалеко от города, отпустив людей своих воевать окрестную страну для сбора съестных припасов, что называлось тогда " воевать в зажитие " . Немцы сделали вылазку из Юрьева, другие из Оденпе, но русские побили их; несколько лучших немцев пало в битве, но больше погибло их в реке, когда под ними обломился лед; русские, воспользовавшись победою, опустошили их землю, истребили хлеб; тогда немцы поклонились князю, и Ярослав заключил с ними мир на всей своей правде. Последние слова могут вести к тому заключению, что тут-то Ярослав выговорил дань с Юрьева для себя и для всех преемников своих, ту знаменитую дань, которая после послужила Иоанну IV поводом лишить Ливонию независимости. Этот поход Ярослава был, вероятно, одною из главных причин, почему Волквин возобновил старание о соединении обоих орденов в один. В 1235 году Герман фон Зальц, чтоб разузнать состояние дел в Ливонии, отправил туда Еренфрида фон Неуенбурга, командора Альтенбургского, и Арнольда фон Неуендорфа, командора Негельстандского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010