Беседа 1: О программе монашества 1 Программа монашества – соблюдение заповедей Христа. О трагедии эгоизма и ее преодолении. Зависть как признак присутствия эгоизма в нас. Единство духа как путь к спасению. О своем исходе и привязанности к братии. О выборе языка для бесед. Как прийти к Богу. Молитва и пребывание в Боге как смысл монашества Всех вас приветствую и прошу молитв в помощь мне. Цель моя – помочь вам бороться против «рутинности» в монашеской жизни, так, чтобы подлинно пребывать умом там, где Христос: одесную Отца. Однако те средства, которые я имею в моем распоряжении, весьма скудны... Святые Отцы, такие как Лествичник и другие аскеты, требуют от монаха постоянного умного пребывания в Боге. Жизнь повседневная полна впечатлений и перебивает в нас эту созерцательную жизнь в Боге. Прошлый раз я говорил о том, как мы должны сознавать себя, живя в этом мире среди множества людей. Одна из самых главных задач в программе монашества – чрез соблюдение заповедей Христа достигнуть состояния бесстрастия, то есть освящения: когда никакое явление духовное уже не может в нас перебить видение бесстрастного Бога. Если говорить о бесстрастии как цели нашей жизни и смысле нашего прихода сюда, в монастырь, – тогда весь стиль нашей жизни меняется. Результатом падения стало то, что человек из образа Божия, из образа Абсолютного Существа «выпал» в сознание, которое мы теперь именуем эгоизмом. Эгоизм стал для нас признаком этого падения и присутствием в нас гибели – смерти. Хотя откровение Божие дано в этой форме – «ЭГО», «АЗ»: «АЗ ЕСМЬ СЫЙ» 2 , однако здесь это слово «ЭГО», «АЗ» – самое замечательное слово, потому что означает персону, а персона не живет замкнуто в своем эго. Эгоизм – действительно причина всех трагедий жизни человека, человечества на земле. Это есть положение, обратное тому, к которому мы призваны заповедью Божией: Богом заповедано любить всякого ближнего, всякого со-человека, как самого себя. Конечно, я имею в виду понимание евангельское, а не Ветхого Завета. Ветхий Завет говорил: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя, и возненавидь врага»; а Господь заповедал: «А Я говорю вам: любите враги ваша» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Богородица (Богоматерь) В то время Бог сошел к людям на землю через Богородицу, как через лестницу. «Радуйся, Лествице небесная, Еюже сниде Бог!» 4 . Ныне же Богородицей приходят люди к Богу, как мостом. «Радуйся, Мосте, приводящий сущих на земли на небо!» В то время «Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ), ныне же плоть наша от духовной радости разливается в словах, говоря с Давидом: «Сердце мое и плоть моя радуются о Боге живом» ( Пс. 83:3 ) и о Богородице, Которая есть Мать жизни. В то время Дух Святой сошел на Богородицу и осенил Ее, ныне тот же Дух Святой, неотступно живущий в Божией Матери, нас, поклоняющихся, осеняет благоутробием Богородичным, как «древом благосеннолиственным». Мы же, припадая к престолу благодати Пресвятой Девы и повторяя сладкозвучными голосами радостную песнь, воспеваем: «Радуйся, Невесто Неневестная». Будем же воспевать эту песнь не только гортанью и языком, но умом и духом (1). Пречистая Дева имела добродетель послушания, была исполнена благодати Божией... Послушание Она проявила тогда, когда Бог Отец воззвал Ее тайным вещанием сердцу, говоря словами Святого Духа: «Слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего» ( Пс. 44:11 ). И ответила Она на это словами Своего праотца Давида: «Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое» ( Пс. 56:8 ). Когда Архангел Гавриил благовестил Ей зачатие Сына Божия, то Она со смирением ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). А кто может выразить словами, какой благодати Божией Она была исполнена? Она имела в Себе благодати более, чем все пророки, все апостолы, все святители, все мученики, все святые, и не только более, чем все святые, но более, чем все Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы, почему святой Герман, Патриарх Цареградский, называет Ее морем благодати, ибо как никто не может измерить глубину моря или океана, так никто не в силах выразить и величие благодати Божией, бывшей в Пречистой Богоматери. Прекрасно воспевает Ее Церковь : «Радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима!» (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(в Великий Понедельник) 1. Перевод диак. Сергия (Цветкова) Кондак. глас 8-й. 1 Премудро окончив поприще поста, и с любовию совершая начало страсти Господней, приидите все, братие, поревнуем святой ревности к целомудрию Иосифа; устрашившись же безплодия смоковницы, милостынею изсушим приятность (греховных) страстей, дабы мы, бодренно поспешая к воскресению, как благовонное миро, принесли (себе) свыше прощение; ибо все назирает недремлющее Око. Икосы: 1) ( χοντες) Мы, имея Царя, подающаго небесное царствие воинам Своим, да облечемся в добродетель, которая есть непобедимое всеоружие душ, для того, чтобы им мы одержали победу над грехом. (Итак), какую же мы разумеем добродетель? Мы почитаем ее (истинною) философиею. Ибо она, как мы слышали, есть наука из наук, и знание из всех знаний: чрез нее, как чрез лествицу, руководится душа, и возносится на высоту – к жизни небесной; она научает людей благоразумию и мужеству, еще – целомудрию и праведности. Сими-то оружиями да оградим мы себя, и испросим благодать Христову; ибо любящим Его Он дает увенчаться победою над врагами, поскольку все назирает недремлющее Око. 2) ( να μθωμεν). Да научимся все мы, какую пресветлую славу имеет (в себе) и показывает на деле муж благоразумный, – поспешим, если угодно, разсказать об Иосифе, и чрез воздержание (от страстей) мы приобретем целомудренную жизнь. Сей, быв проданным по зависти, нисколько не показал себя рабом страстей. Ибо (этот муж) имел ум самостоятельный; он владел над плотскими страстями. А посему не поколебали его обольщения жены; напротив. он мужественно отражал соблазны ея. Итак она посылала слова обольстительныя на ветер, чтобы ниспровергнуть дом целомудрия, и как дождь изливала пиянство, и приносила реки богатств (своих). Но будучи юн, Иосиф стоял непоколебимо, как на скале; ибо все назирает недремлющее Око. 3) ( Σμα) Оный целомудренный (юноша) рабствовал телом, а дух имел (совсем) не рабский; представившийся царем во сне – он (же самый) был продан как раб. Но при всем том, и будучи подвластным, он имел великую (влиятельную) силу на владеющаго. Господином он был уважаем, а госпожею любим. Господин, притом, имел об нем (самое) хорошее мнение; между тем (вдруг) она сделалась самаго последняго об нем мнения. Муж любил Иосифа за его невинность, – жена горела постоянною любовию к (этому) благородному (юноше). Тому нравилась честность его нрава, – ее же уязвляла красота лица (его); сей поручил ему свой дом – сия (же) постыдно отдавала (ему свое) тело. Узнав сие (на самом деле), Иосиф отвратился (от сей гнусности), помышляя о Страшном суде (Божием); ибо все назирает недремлющее Око.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

В прологе Книги Иова описан диалог Творца с сатаной, чьей целью является искушение праведника с перспективой отчаяния и богоотречения последнего. Сатана получает ограниченную силу, позволяющую ему разрушить земное благополучие и физическое здоровье Иова. Однако праведник, пройдя сквозь глубину страданий, усугубленных отступлением жены и непониманием друзей, остается верным Богу. Злой дух овладевает царем Саулом (1 Цар 16. 14-16); в неканонической Товита Книге упоминается злой дух Асмодей, к-рого связывает арх. Рафаил, чтобы тот не мог умертвить мужа и препятствовать замыслу Божию (Тов 3. 8, 17). В таргумах содержатся свидетельства о том, что «царь Соломон изобрел науку заклинать злых духов». Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах изгнания Спасителем бесов из одержимых ими людей. Эти описания имеют характер, признаки и значение чудес, сопоставляемых с воскресением мертвых (слова Иисуса Христа апостолам: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» - Мф 10. 8). Не всегда ученики могли справиться с изгнанием, в одном случае это потребовало вмешательства Божественного Учителя, поясняющего, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9. 29). В НЗ встречаются 2 случая, когда изгнанием бесов занимаются люди, не принадлежащие к христ. общине. В первом Господь не запрещает этого, произнося: «Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Мк 9. 39), в другом попытка изгнания злого духа заканчивается печально: демоны нападают на самозваных заклинателей - сыновей иудейского свящ. Скевы (Деян 19. 13-16). Примечательно, что Спаситель использует образ демона метафорически в притче о душевном устройстве: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф 12. 43-45). Ничто так не доказывает победы над бесами, как их лютые брани на нас, говорит прп. Иоанн Лествичник ( Ioan. Climacus. 27. 49), «будем стараться не только отражать бесов, но и нападать на них» (Ibid. 26. 138).

http://pravenc.ru/text/78238.html

Валгунде. Спасо-Преображенская пустынь. Valgundes Kristus Apskaidrošans tuksnesis Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1894 и 1899. Адрес: Латвия, Елгавский край, Валгундская волость, Валгунде Valgunde, Valgundes pagasts, Jelgavas novads, Latvija Координаты: 56.73446, 23.694313 Проезд: Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. На своем авто из Риги до пустыни можно доехать за 40–50 минут. С Лиепайского шоссе в поселке Тирели нужно свернуть налево, через 10–12 км — снова налево (до указанного выше дорожного знака). Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Спаса Преображения Церковь Иоанна Лествичника Карта и ближайшие объекты Спасо–Преображенская пустынь принадлежит Рижскому Свято-Троице-Сергиеву женскому монастырю , основана в лесу как место тихих уединенных молитв. Свято-Троицкая община в Риге была учреждена в 1892 году. Воспитанницы детского приюта, существовавшего с 1891 года при общине, летние каникулы проводили на даче, которую снимали для них благотворители. По ходатайству отца учредительниц общины, действительного тайного советника Б.П. Мансурова в Св.Синод было отправлено прошение с просьбой о безвозмездной передаче подходящего для этой цели казенного участка земли. В 1894 году по решению Государя Александра III в дар общине были переданы лесные угодья площадью более 170 десятин – казенная мыза Калнциемс с подмызком Кливенгоф близ Митавы (Елгавы), а также 3 000 рублей. В лесу, на крестообразной поляне была поставлена келья для шести сестер, которые стали здесь трудиться - отбеливать воск для производства свечей и заготавливать дрова. На месте будущего храма был установлен деревянный крест. Несколько лет прошло в трудах по освоению земли, был построен жилой корпус. На реке Лиелупе в окрестностях Митавы работало несколько кирпичных заводов, на которых трудились около четырех тысяч сезонных рабочих, многие из них были православными. Заводчик - купец 1-й гильдии Е.Ф. Нестеров и другие благотворители предложили общине свою помощь в строительстве церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16139

Вопросоответы митрополита Илии Критского: свидетельство об особенностях совершения Божественной Литургии в нач. XII века Источник В настоящей статье публикуется комментированный текст и русский перевод Вопросоответов митрополита Илии Критского, которые являются важным свидетельством порядка совершения и богословской интерпретации чина проскомидии и литургии в целом в XI–XII bb., в период, когда происходил переход к той практике совершения литургии, какая была кодифицирована в уставах литургии XIII–XV bb. и до настоящего времени бытует в Православной Церкви. Византийский чин Божественной литургии помимо священнических молитв включает в себя целый ряд священнодействий, ектений, кратких молитвословий и т. д., однако в рукописях Евхология до XV–XVI bb. приводятся обычно только священнические молитвы и диаконские ектении; священнодействия описаны кратко или даже только подразумеваются в заглавиях молитв. Кодификации точный порядок священнодействий иерея и диакона во время Божественной литургии подвергается в т. н. уставах литургии XIII–XV bb. 1 , явственный акцент в которых делается на описании порядка проскомидии – предлитургийного чина приготовления Даров 2 . В более ранних источниках описания чина литургии и, в частности, проскомидии отнюдь не так подробны, как в уставах литургии, поэтому каждое, даже косвенное, свидетельство о порядке совершения проскомидии и литургии в источниках до XII b. имеет для исследователя особое значение. Среди источников XI–XII bb., затрагивающих вопросы порядка совершения и богословской интерпретации чина проскомидии, а также литургии в целом, важное место занимают Вопросоответы митрополита Илии Критского, византийского автора и канониста конца XI – начала XII b. 3 , который, несмотря на свой титул, пребывал в основном в Константинополе. Митрополит Илия известен как автор схолий на 19 Слов свт. Григория Богослова 4 и на «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника 5 , а также нескольких канонических ответов монаху Дионисию, доныне пользующихся авторитетом в греческих Церквах 6 , и уже упомянутых Вопросоответов неизвестному священнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. О способах обучения деятельной Иисусовой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Беседа четвертая. Писания Молдавских старцев: схимонаха Василия и преподобного Паисия Величковского об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве прп. Паисия Величковского Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в Беседа шестая  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Глава 6. МОЛИТВА ИИСУСОВА, ИЛИ УМНАЯ МОЛИТВА 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания В основание умной молитвы, развивающей громадную молитвенную энергию, энергию высокого молитвенного чувства, положена краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» большинство подвижников «Добротолюбия» оставили в своих творениях учение об этой молитве. Особенно же потрудились в научении умной молитве, по словам святого Симеона Солунского , богоносный Лествичник, Диадох святый, епископ Фотики, Симеон Новый Богослов , аскет Никифор и многие другие 283 . Наилучше же написали о ней Духом водимые богоносные отцы наши Каллист, бывший патриарх Царствующего града, и сотрудник и сподвижник его преподобный Игнатий, в ста главах изложив о ней учение духовное, высокое и богомудрое 284 . Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ); другой – что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» ( 1Ин.4:2 ); а апостол Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога живаго!» ( Мф.16:16 ). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде 285 . Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Престолы - Св.Троицы на втором этаже и Св. Николая Чудотворца на первом. Колокольня возведена одновременно с собором. Возможно, Николо-Троицкий монастырь – наиболее древняя часть города. До середины 17 века на месте монастыря располагался гороховецкий детинец (крепость), который несколько раз уничтожался – татарами, поляками, черкасами. Николаевский Гороховецкий заштатный необщежительный мужской монастырь в самом городе, при р.Клязьме, на Пужаловой горе. Основан в 1644 г. «по желанию горожан» (Денисов, 1908). В переписной книге 1646 г. указывался ружный (содержащийся на руге – за счет прихожан, без собственных земель) деревянный шатровый храм Троицы с приделом Николая Чудотворца. В монастырских кельях жили 2 черных попа и 3 старца братии. В 1678 г. в монастыре было два деревянных храма – холодный Троицкий с приделом на первом этаже Николая Чудотворца и теплый Покрова Пресвятой Богородицы. Внутри монастыря, огороженного забором, было два храма, шесть келий, скотный двор. Братии насчитывалось десять старцев. Обитель управлялась строителем (упоминается черный поп Варлаам). В нач. 20-го века в монастыре числился только один двухэтажный каменный храм: вверху во имя Св.Троицы, внизу во имя Св. Николая Чудотворца (построен в 1689 г.). Монастырем управлял уже игумен. Монахов числилось семь человек (Денисов, 1908). Шатровая колокольня построена одновременно с Троице-Никольским собором (1681-1689 гг.). Церковь Иоанна Лествичника построена в 1710-1716 гг. на средства купца Ширяева (странно, что она нигде не числилась – ни среди монастырских, ни среди приходских храмов). Монастырь закрывался в советское время и был возобновлен в 1993 г. На территории монастыря размещались жилые дома. Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.  Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908.  В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо. Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008.

http://sobory.ru/article/?object=04959

Двадцать второй день. Св. мученик Василиск. (Доказательства той истины, что смерть телесная служит для нас только переходом к бессмертию). I. Св. муч. Василиск, память коего ныне, был племянник св. Феодора Тирона; он пострадал вместе с Евтропием и Клеоником (пам. их 3-го марта), но принял смерть от меча после них в царств. Максимилиана, в 308 г. Мучения, которым он был подвергнут, сопровождались поразительнейшими чудесами, о чем свидетельствует очевидец их, св. муч. Евсигний (пам. его 5-го авг.). Этот мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, после смерти своей явился св. Иоанну Златоустом у. Это было в г. Команах, где пострадал св. Василиск, где была сооружена церковь во имя его и лежали его мощи и где на пути к месту изгнания скончался св. Иоанн Златоуст . Здесь, перед кончиной его, св. муч. Василиск явился великому святителю и сказал: «не унывай, брате Иоанне, завтра будем вместе». II. Явление из загробного мира св. муч. Василиска напоминает нам, братия, о бессмертии нашей души, о будущей жизни, о том, что смерть телесная служит для нас только переходом к бессмертию. Вера наша в ту истину, что по смерти телесной мы не обратимся в ничтожество, а будем жить новою, вечною жизнию, что гроб бывает для нас не иным чем, как только лествицею от земли или возводящею на небо или низводящею во ад, – для нас весьма необходима и спасительна. Без веры в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни нашей мы в своей земной жизни и деятельности легко могли бы сравниться с скотами бессмысленными, у коих предмет и конец деятельности, верх наслаждения – одно удовлетворение чувственности, даже легко могли бы превратиться в зверей, безжалостно терзающих друг друга, для насыщения своего не щадящих жизни подобных себе существ, – могли бы дойти до забвения всех добродетелей и обязанностей. Но столь необходимая и спасительная вера в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни у всех ли тверда и крепка? Есть маловеры, которые, хотя не отвергают загробной жизни, но судят о ней только предположительно, с нерешительностию. «Может быть, – говорят они, что по смерти и оживем; статься может, что и будет воздаяние каждому по делам за пределами гроба, будем мы или блаженствовать или мучиться в продолжение целой вечности; о будущем нельзя сказать ничего определеннаго, будущее закрыто для нас». Посему, бр., для укрепления сомневающихся в сей истине и вообще для назидания нашего теперь, в день св. муч. Василиска, своим явлением из загробного мира свидетельствующего о бытии сей жизни, благовременно нам при свете слова Божия и здравого разума уяснить себе истину, что смерть телесная не есть прекращение нашего бытия, уничтожение нашего существа, а начало новой, нескончаемой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010