Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Духовная борьба – процесс активного противодействия христианина тому, что препятствует его восхождению по лествице духовных совершенств, единению с Богом и ближними, облагодатствованию, обоженияю (осуществляется при содействии Божьем; включает профилактику нравственных недугов, борьбу с падшими духами, греховными помыслами, навыками, привычками, страстями и пороками. Что говорится в Библии о духовной борьбе? Понятие духовной борьбы часто используется в духовно-аскетическом смысле в Новом Завете . Так, апостол Павел пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11-12 ). Большую смысловую нагрузку несут военные образы и метафоры, представленные в Посланиях апостола Павла, отображающие особенность этой борьбы: «…будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения…» ( 1Фес.5:8 ); «возьмите щит веры… шлем спасения… и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:16-17 ; ср.: Евр.4:12-14 ); «…Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь…» ( 2Кор.10:3-4 ). Примечательно, что христиане традиционно именуются воинами Христовыми (Ср.: 2Тим.2:3 ). Как понимать слова Иисуса Христа о том, что Он приносит не мир, но меч? Иисус Христос приносит «на землю… не мир… но меч» ( Мф.10:34 ). Эти слова следует понимать в том значении, что хотя христианство провозглашает любовь как норму отношений, но в то же время оно ведёт бескомпромиссную борьбу с духами злобы поднебесными ( Еф.6:12 ). Борьбу с грехом и силами зла в человеческой истории продолжает Церковь , основанная Спасителем, поэтому до скончания века, пока мир лежит во зле, она пребудет Церковью воинствующей. Важно учитывать и то, что высказывание, приведённое выше, имеет продолжение: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

http://azbyka.ru/duxovnaya_borba

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ, В субботу вечера стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 4, и Минеи 3. Инии же последнейшии определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма исполняем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных четыре и три св. Иоанну Лествичнику из Триоди: Стихиры, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! Отче Иоанне преподобне,/выну воистинну Божия в гортани возношения носил еси/поучаяся детельнейшим, Богодухновенным словесем всемудре,/и оттуду истекаемою благодатию обогатился еси, быв блажен,/нечестивых всех советования низвращая. Отче Иоанн преподобный,/ты всегда воистину величания Богу в гортани своей носил,/поучаясь деятельнейшим образом/богодухновенным словам, всемудрый,/и оттуда истекающей благодатью обогатился,/став блаженным мужем,/нечестивых всех постановления ниспровергающим. Подобен: Отче Иоанне преславне,/слез источники душу очистив,/и всенощными стоянии Бога умилостивив,/восперился еси к люблению Сего блаженне и красоте:/еяже достойно ныне наслаждаешися, непрестанно радуяся,/со страдальцы твоими богомудре преподобне. Отче Иоанн преславный,/слез источниками душу очистив,/и всенощными стояниями Бога умилостивив,/воспарил ты к любви Его, блаженный, и красоте;/ею ты достойно ныне наслаждаешься, непрестанно радуясь,/со сподвижниками твоими, богомудрый преподобный. Подобен: Отче Иоанне преподобне,/восперив ум к Богу верою,/мирскаго смешения омерзил еси непостоянное:/и крест твой восприим, Всевидцу последовал еси:/тело необузданное, подвигами обучения, помыслу поработив,/крепостию Божественнаго Духа. Отче Иоанн преподобный,/окрылив ум к Богу верою,/возгнушался ты мирским смятением непостоянным/и, крест свой взяв, Всевидящему последовал;/тело непокорное обучением подвижническим разуму поработив/силою Божественного Духа. Слава, глас 5: Преподобне отче,/гласа Евангелия Господня послушав,/мир оставил еси,/богатство и славу нивочтоже вменив./Отонудуже всем возопил еси:/возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную./Ничтоже предпочтите паче любве Его,/да егда приидет во славе Своей,/обрящете упокоение со всеми святыми,/ихже молитвами Христе сохрани,/и спаси души наша.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-c...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 июля 2023 года 7. Четверг. Прпп. Фомы, иже в Малеи, и Акакия, иже в Лествице. Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской. Прпп. Сергия и Никона Радонежских (службу зри 6 июля) . Вмц. Кириакии. Служба прпп. Фомы и Акакия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской, в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения полиелейной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (В) . А. На вечерне кафизма 12я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Фомы, глас 1й – 3, и прп. Акакия, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яже Бога Невместимаго…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя…». По Трисвятом – тропарь преподобных (общий), глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных (общий), глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее…». Кафизмы 13я и 14я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), прп. Фомы на 4 и прп. Акакия на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Акакия). По 3й песни – кондак прп. Акакия, глас 2й; седален прп. Фомы, глас 4й. «Слава» – седален прп. Акакия, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак прп. Фомы, глас 4й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, яко из Тебе…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит, что христиане ведут духовную войну: «...наша брань... против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). В эту битву христиане вступают сразу после крещения, во время которого даётся почти воинская клятва быть со Христом. И как на любой войне, на ней, к сожалению, бывают не только победители, но и погибшие, и раненные, и дезертиры. Духовными дезертирами можно назвать тех, кто отпал от веры. Как это ни печально, но падения и отпадения были и будут всегда. Относится это предупреждение к любому христианину, как давно бы он не был верующим. И самое страшное, что отпадение может происходить не только сознательно, но и постепенно и незаметно. Такое отступничество в Писании сравнивается с семенем, посаженным в бесплодную почву и заглушаемым терниями (мирскими заботами, Лк.8:14 ); с сердцем, ожесточённым обольщением греха ( Евр.3:12–15 ); с повторным распятием Сына Божия ( Евр.6:6 ), или с попиранием Сына Божия и непочитанием «за святыню Кровь завета…», и с оскорблением «Духа благодати» ( Евр.10:29 ) 1 . Хорошей иллюстрацией духовной брани и отпадения может служить икона «Лествица». На ней изображается, как восходящих на небо ко Христу укрепляют ангелы, а бесы искушают, стремясь низвергнуть в адскую пропасть. И иногда это им удаётся. Многие отрывки Священного Писания , хоть и разными словами, предостерегают от отступничества. В Своей речи на Елеонской горе Господь наш Иисус Христос говорит, что в последние времена зло усилится, и большинство людей утратит способность любить ( Мф.24:12 ). В эти времена скорби и гонений многие «соблазнятся» ( Мф.24:9–10 ); восстанут лжепророки и «прельстят многих» ( Мф.24:11 ). Среди других причин отступничества упоминаются искушение ( Лк.8:13 ) и неверие ( Евр.3:12 ). Апостол Павел также предостерегал верующих против отступничества. Идолопоклонство Израиля в пустыне и Божий суд над ним должны служить для верующих суровым примером ( 1Кор.10:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Скачать epub pdf Часть первая «”Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” ( Еккл. 1:3 ). Наверное, по этой причине плач – это первое дело человека, приходящего в мир. Что заставляет его плакать и издавать душераздирающие вопли тогда, когда, казалось бы, он должен ликовать и радоваться дарованной ему жизни? Какое странное начало!» с. 7]. Старец Иосиф Ватопедский . Сотворение человека. Его место в мире. Жизнь в раю. Грехопадение. Способ(ы) передачи первородного греха. Из Священного Предания известно, что Бог , созидая мир, в первую очередь создал небо, мир духовный, ангельский. После этого был образован мир вещественный, или материальный, и в том числе – человек. «Преподобный Исаак Сирин замечает, что Бог действует различным образом при создании мира ангельского, вещественного и человека. Если ангельский мир Бог сотворил в молчании, вещественный мир создается творческим повелением “да будет”, а перед сотворением человека Бог как бы останавливается. Он не приказывает земле произвести человека, а говорит в Своем Предвечном Совете: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” ( Быт. 1:26 )» с. 207]. Сам факт такого Совета указывает на особенную важность готовившегося действа, на особую значимость создаваемого существа. Сообразно учению отцов и учителей Церкви, в порядке творения мира можно зреть идею восхождения. В этом смысле, человек есть вершина творения (по одним оценкам – видимого, по другим – всего; например, по свидетельству митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) , человек – «превосходнейшее и ближайшее к Богу творение» с. 76], по утверждению же архимандрита Сильвестра (Малеванского) , человек «в лествице творения следует тотчас после ангелов, и в отношении ко всем земным и чувственным существам занимает первое и высшее или господственное место» т. 3, с. 200]). По наблюдению владыки Филарета, «предприемля описать происхождение человека, повествователь (здесь архипастырь имеет в виду бытописателя и первые главы “его” произведения – Книги Бытия) вновь касается происхождения мира, дабы показать совокупность и того, и другого и дабы представить сотворение мира как бы приготовлением к сотворению человека» с. 73]. Состоя из разумной души и созданного из праха земного тела, человек есть представитель двух миров – невидимого и видимого, небесного и земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1556 и 1566. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий, набережная бухты Благополучия Координаты: 65.02434, 35.710805 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558–1566 годах, в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева). Спасо-Преображенский собор стал важнейшим сооружением архитектурного ансамбля. Собор своей архитектурой созвучен граду. Он имеет высокие стены, объединяет несколько престолов на разных ярусах. Подножие его до создания каменной паперти включало лестницы, деревянные паперти, звонницы, деревянно-каменные переходы. Благодаря разнообразию компонентов и живописности композиции он выглядел как город, что особенно наглядно видно на иконах XVI–XVII веков. Это одно из самых высоких зданий обители. Мощные наклонные стены (толщина у основания – 4, у завершения – 3,5), отсутствие горизонтального членения, массивные лопатки способствуют устремленности храма ввысь. Здание трехъярусное. На первом ярусе, в достаточно высоком цокольном этаже, находились хозяйственные помещения. На втором - было устроено три храма: престольный, посвященный Преображению Господню, и два его придела – Зосимо-Савватиевский в северо-восточной части, и Михаило-Архангельский – с юго-востока. В 1859 году на месте придела в честь преподобных Зосимы и Савватия был построен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. В верхнем ярусе, в угловых башенных надстройках находились еще четыре придела: преподобного Иоанна Лествичника, великомученика Феодора Стратилата, Соборов 12 и 70 Апостолов. Парадная западная стена собора завершается двумя рядами килевидных кокошников. В них – остатки древних росписей, где изображены Преображение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, преподобный Зосима с преподобным Савватием и святитель Филипп с преподобным Германом. Впервые росписи упоминаются в описи монастыря 1711 года. В XVIII–XIX веках фасады собора были украшены живописью с растительным и геометрическим орнаментом.

http://sobory.ru/article/?object=05746

Термин «удаление» (ναχρησις) в греческой христианской литературе и его значение для монашеской традиции Источник Содержание 1. «Удаление» в истории монашества. «Удаление/удаляться» и образ монаха 2. «Удаление» и «отречение» (ποταγ) 3. «Удаление» и «безмолвие» (συχα) 4. «Отшельническое житие» (ναχωρητικς βος) 5. «Удаление» как бегство из мира 6. Выводы Литература     Греческое слово «удаление» (ναχρησις) наделено достаточно цельной группой значений. В античной литературе основная сфера его использования – описание военных походов, где так или иначе оно обозначало перемещения войска. Еще одна группа значений – «удаление» как смерть, то есть расставание с жизнью. И ряд прочих, таких как наводнение 1 . Всего в греческой литературе слово встречается 1573 раза, из них около 300 случаев – у греческих нехристианских авторов до IV в. по Р.Х., остальные случаи использования принадлежат по преимуществу христианским авторам и содержат широкий спектр значений, отчасти повторяющих античные, отчасти выходящих за их пределы. Первые авторы, у которых данный термин встречается регулярно – свт. Василий Великий (36 раз) и свт. Григорий Нисский (24 раза). Прп. Иоанн Лествичник выразительно и необычно пишет, что «подвижничество» – это и есть «удаление» 2 , таким образом фиксируя новое значение слова в предельно широком смысле 3 . Самым главным примером удаления оказывается Христос, избравший «дикое» место распятия и искупительной смерти 4 . Как известно, в IV в. во многом именно благодаря усилиям свт. Василия Великого начинает складываться институт монашества. В 7-м пространном правиле он пишет об удалении монахов из мира не столько ради отшельнического 5 , но прежде всего ради общего жития братии. Аргументы свт. Василия в пользу общежительного монашества стали отправной точкой для нового явления в жизни самой христианской Церкви; при этом святитель широко использует античную риторику и элементы аргументации. В настоящем докладе мы постараемся рассмотреть те тексты, в которых отражено формирование нового значение термина (с учетом однокоренных слов) – существительного ναχωρητς (352 раза в значении «монах-отшельник»), глагола ναχωρεω 6 и прилагательного ναχωρητικς.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Учение о развитии греха всего лишь от одной мысли, простого помысла (прилога) до страсти (утвердившегося греха или греховного навыка) святые отцы разработали на основании своих аскетических опытов. Согласно их взглядам, всякий греховный поступок, греховное дело и всякая человеческая страсть начинаются с обыкновенной мысли (помысла), которая усиливается и крепнет по мере регулярного возвращения и постоянного собеседования с ней в уме. Она, не получая духовного сопротивления, противодействия, т. е. борьбы с нею, способна довести человека до грехопадения. Повторяемый грех со временем способен превратиться в навык и образует уже саму страсть. Преп. Иоанн Лествичник выделяет и дает наименования шести следующим друг за другом этапов развития греха: «Рассудительные отцы полагают, что иное есть прилог, иное — сочетание, иное — сосложение, иное — пленение, иное — борьба, а иное — так называемая страсть в душе» [Добро-толюбие, т. 2: 509-510], [Лествица: 125-126]. Преп. Филофей Синайский сокращает число этапов до пяти, сопровождая каждый кратким комментарием: «Наперед бывает прилог (приражение, действие, когда брошенная вещь ударяет в то, на что брошена); потом сочетание (содвоение, внимание сковано предметом, так что только и есть, что душа да предмет приразившийся и ее занявший); далее сосложение (предмет приразившийся и внимание занявший возбудил желание, — и душа согласилась на то — сложилась); за сим пленение (предмет взял в плен душу, возжелавшую его и как рабу связанную ведет к делу); наконец, страсть (болезнь души) частым повторением (удовлетворением одного и того же желания) и привычкою (к делам, коими оно удовлетворяется) вкачествившаяся в душе (ставшая чертою характера)» [Добро-толюбие, т. 3: 420], — объединив в одну стадию «борьбу» и «страсть», тем самым подчеркнув, что на этом этапе развития греха далеко не всегда ведется борьба с ним, разве что людьми «преуспевшими и совершенными». Собственно, и у преп. Иоанна Лествичника борьба сопричастна страсти и только допускается, но не выделяется в самостоятельный этап, ибо присутствует далеко не у всех. Но эта борьба есть «поприще для одержания победы в происходящей в нас брани», отмечает преп. Филофей Синайский [Добротолюбие, т. 3: 420].

http://ruskline.ru/opp/2023/10/14/svyato...

Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1353, память 14/27марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь. Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства. Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Пётр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошённого татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она, таким образом, стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвёл церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Uoahha XIV Калеки о его канонизации. В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия († 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

138. Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах (Говорено сентября 13; напечано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год Быша же тогда обновления во Иерусалимех. ( Иоан. Х. 22 ). И ныне Православная Церковь празднует обновление храма; и сей храм в особенности, благодаря усердию Христолюбивых душ, торжествует свое обновление. От чего сей праздник, и к чему он служить должен? – Ибо всякое учреждение Церковное должно быть утверждено на святом основании; должно иметь целию благо духовное. Праздник без основания и без пользы, был бы не достоин не только мудрости Христианской, но и простаго благоразумия человеческаго. Обычай торжественно совершать обновление храма, и даже торжественно воспоминать совершение онаго, имеет свое основание в примерах глубокой и священной древности. Когда явление Господа Иакову во сне над лествицею, соединяющею землю с небом, подало ему первую, может быть, на земли мысль о местном присутствии невместимаго Бога: «есть Господь на месте сем» ( Быm. XXVIII. 16 ); и когда Иаков назвал место сие «домом Божиим» ( Быт.28:17 ): тогда он, одинокий странник, с посохом в руке, и с дорожным запасом хлеба и масла на плечах, конечно не мог воздвигнуть сей дом Божий в огромном и великолепном виде; однако еще будучи в духе Богосообщения, побужден был, по крайней мере вместо олтаря, поставить камень, на котором спал, и возлить на него елей, какой имел с собою. Что ж это такое, как не опыт безкровнаго олтаря, неожиданный во времена кровавых жертв, и его обновление, посредством помазания, – действие, которое и ныне видите вы в миропомазании олтаря, при освящении храма Христианскаго? После того, как Моисей по повелению Божию, воздвигнул скинию свидения, то есть, подвижный храм в походном стане странствующаго народа Израильскаго, в книге Числ о торжественном обновлении сего храма пишет он следующее: «и бысть в день, в оньже сконча Моисей, яко же поставити Скинию, и помаза ю, и освяти ю, и вся сосуды ея, и олтарь, и вся сосуды его, и помаза я, и освяти я, и приведоша Князи Израильтестии – дары своя пред Господа» ( Числ. 7:1–3 ). И здесь видим помазание, но уже помазание не простым елеем, как у Иакова по нужде, а миром благоуханным, по особенному повелению Божию устроенным, и назначенным единственно для освящающаго помазания, притом помазание не олтаря только, но и храма, с его принадлежностями. Подобно сему и в освящении Христианскаго храма видите вы не только помазание олтаря, но и помазание храма, крестообразно, по четырем странам света.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010