Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 3.3. История Фамари и Раав 3.4. Видение лествицы в Вефиле 3.5. Пребывание у Лавана и возвращение 3.6. Поединок в Пенуэле Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 3.3. История Фамари и Раав Чтобы эта тема получила некоторое завершение, рассмотрим, нарушая хронологический порядок изложения, еще несколько примеров. Речь пойдет о невестке патриарха Иуды Фамари и иерихонской блуднице Раав. Фамарь теряет своего мужа, не имея детей. Второй муж (брат первого) умирает, как и первый, за свои грехи. Опасаясь за третьего своего сына, Иуда не отдает Фамарь ему в жены, нарушая тем самым древний обычай. И тогда Фамарь идет, одевается блудницей, привлекает к себе Иуду и зачинает от него. Когда это открывается, ее приводят к Иуде, и он говорит, что ее надо сжечь за этот грех, но когда выясняется, каким образом это произошло, Иуда отменяет приговор и говорит: «Она правее меня». Что здесь происходит? Фамарь – иноплеменница. И вот она видит, что перед ней народ, племя, через которое Господь соделывает спасение, нить, которая тянется от Адама ко Христу. И для того, чтобы спастись, требуется быть этой линии, этому потоку причастной. И вот ее, без всякой вины, беззаконно от этой линии отстраняют. Тогда она дерзновенно идет на грех, на преступление ради того, чтобы не оказаться в стороне от этой магистральной линии спасения, которая идет через все человечество. Мы видим, что Господь ее принимает, и в евангельском родословии Христа она присутствует. И сам Иуда свидетельствует о том, что «она правее меня» (Быт. 38:26). Дальше мы видим Раав блудницу, жившую в городе Иерихоне, которая приняла у себя шпионов, скрыла их и позволила им бежать от преследователей, – фактически она стала изменницей, она предала свой город в обмен на сохранение своей семьи. Причем формулирует это она не так: пускай весь этот город сгорит, только бы я и моя семья были живы, она говорит: «я знаю, что Господь отдал землю сию вам» (Нав. 2:9) – именно это является для нее определяющим. Все об этом знали, но никто, кроме нее не захотел покориться. Увидев действие Божие, увидев приближение Бога, – она оставляет все и идет на это предательство ради того, чтобы быть вместе с этим избранным Божьим народом. И мы видим, что Господь ее принимает: в родословии Спасителя мы видим и ее также.

http://sedmitza.ru/lib/text/430886/

2. Как надлежит творить молитву С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем, и непрестанно взывай умно и душевно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» пока утомишься. Утомившись же переведи ум на вторую половину и говори: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!» Многократно проговорив сие воззвание, переходи опять на первую половину. Но часто по лености не должен ты переменять сии воззвания; потому что, как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных. Когда увидишь возникновение и приступание помыслов, не засматривайся на них, хотя бы они и не были худы; но держа неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу, и скоро прогонишь помыслы и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо божественным именем сим. Так учит Лествичник, говоря: именем Иисуса бичуй супостатов, ибо против них нет более сильного оружия, как это, ни на земле, ни на небе. 3. Внимать себе должно и памятовать Бога Исаия отшельник говорит: «держи ум неудержимый, развеваемый вражеской силою, которая по нерадению нашему после Крещения опять возвратилась в леностную душу с другими духами злейшими, как говорит Господь, и «последняя его сделала горша первых» ( Мф. 12, 45 )». – Другой некто учит: «Монах должен иметь память Божию вместо дыхания»; или, – как говорит иной: «должен иметь любовь Божию предваряющей дыхание». – Св. Лествичник внушает: «Иисусова память да соединится с дыханием твоим, – и тогда познаешь пользу безмолвия». – Апостол Павел уверяет, что «к тому не он живет, но живет в нем Христос», действуя, и божественную жизнь вдыхая ( Гал. 2,2 ). Также и Господь говорит: «Дух, идеже хочет, дышет» ( Ин. 3, 20 ), взяв пример от дуновений чувственного ветра. – Быв очищены (в крещении), мы прияли обручение Духа, возвращающего и обожающего причастных Его. Но как мы вознерадели о заповедях, кои суть блюстители благодати, то опять впали в страсти и, вместо дыхания Духа Святого, – исполнились ветром злых духов, от коих всякое у нас нестроение. Сохранивший же Духа и от Него очищение стяжавший разгорячается Им и вдохновляется божественной жизнью и затем Им говорит, Им умствует и Им умствует и Им движется, по слову Господню: «не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» ( Мф. 10, 20 ). Равным образом и имеющий противного Ему духа, и им овладенный противное делает и говорит. 4. Как петь подобает безмолвникам «

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

С 31 января по 3 февраля 2019 года в Днепре пройдет юбилейный 10-й кинофестиваль «Международная Киноассамблея на Днепре». … «Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду», - так говорил знаменитый кинорежиссер Жан-Люк Годар. Этому принципу уже десятый год подряд следует «Международная Киноассамблея на Днепре». … «Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду», - так говорил знаменитый кинорежиссер Жан-Люк Годар. Этому принципу уже десятый год подряд следует «Международная Киноассамблея на Днепре». «Правда» – ключевое слово этого кинофорума. Он всегда собирает полные залы и приглашает зрителей на презентацию лучших документальных кинолент, посвященных духовной тематике. На кинопросмотрах - фильмы без купюр и постановочных сцен. Их темы подсказаны самой жизнью. Непридуманные истории и искренние реакции, летопись настоящего времени и живой диалог. Благодаря Киноассамблее , город Днепр и вся Украина стали одним из центров международной православной кинодокументалистики. И, несмотря на трудные времена, десятой «Киноассамблее на Днепре» - быть! Этой новостью порадовал главный вдохновитель этого кинофорума, руководитель Центра православной культуры «Лествица», заслуженный работник культуры Украины, директор " Международной Киноассамблеи на Днепре " протоиерей Игорь Собко. - Отец Игорь, 10 лет жизни кинофестиваля – повод подводить какие-то итоги его развития. Но сначала напомните, пожалуйста, историю рождения этого кинофестиваля в нашем городе. - " Доброе, настоящее ДНКино " -  тема предстоящего кинофорума. Действительно, 10 лет – это повод подвести некоторый итог  фестиваля и  подумать о дальнейшей жизни православного кинематографа. Любое важное дело, как известно, начинается с интересной идеи. И тут явно не обходиться без промысла Божьего. Особенно, если воплощение этого дела приносит большую духовную пользу многим и многим людям… Ровно 10 лет назад три человека – священник Игорь Собко, режиссер Александр Столяров и меценат социальных проектов Андрей Шипко – загорелись идеей создать в городе на Днепре яркий праздник кино. Так родилась «Международная Киноассамблея на Днепре». Учредителем фестиваля стал Центр православной культуры «Лествица» . Проекты «Лествицы» все эти годы проводятся по благословению митрополита Днепропетровского и Павлогорадского Иринея.

http://fest.radonezh.ru/2018/12/28/s-31-...

свящ. Николай Александров Содержание Часть I-я § I. Призвание Авраама и его переселение в землю ханаанскую (Быт. 11:26 – 12:9) § 2. Путешествие Авраама со своим семейством в Египет по случаю голода в земле Ханаанской. (Быт. 12:10 – 13:4) § 3. Разлучение Авраама с Лотом, освобождение последнего из плена и встреча с Мелхиседеком. (Быт. 13:5 – 14:24) § 4. 0бетования Божии Аврааму. (Быт. 15:1–21) § 5 Агарь и Измаил, обетование о рождении Исаака и установление обрезания (Быт. 16:1–17:27) § 6. Явление Аврааму Бога у дуба Мамврийского, ходатайство Авраама перед Богом за участь Содома и Гоморры. Пребывание Авраама в Гераре (Быт. 18:1–33; 20:1–18) § 7. Рождение Исаака и изгнание Агари с Измаилом (Быт. 21:1–21) § 8. Завет Авраама с Авимелехом и поселение в Вирсавии. Жертвоприношение Исаака, смерть Сарры, последние годы жизни Авраама и смерть его (Быт. 21:22 – 23:20, 25:1–10) Часть II Исаак § I Женитьба Исаака (Быт. 24:1–67) § 2. Рождение у Исаака детей: Исава и Иакова; характеры братьев; продажа Исавом первородства Иакову (Быт. 25:20–34) § 3. Путешествие Исаака в Герару. Опасность, которой подвергалось целомудрие Ревекки в пределах царя герарского. Зависть жителей Герары благосостоянию Исаака. Благословение Исааком Иакова и Исава и смерть Исаака. (Быт. 26:1 – 27:40; 35:27–29) Часть III. Иаков § I. Видение Иаковом Лествицы. (Быт. 28:1–22) § 2 Пребывание Иакова в доме Лавана. (Быт. 29:1 – 31:18) § 3. История жизни Иакова со времени удаления от Лавана и до поселения в земле ханаанской (Быт. 31:19 – 33:17) § 4. Поселение Иакова в земле ханаанской и обстоятельства из жизни его до переселения в Египет (Быт. 33:18 – 35:29. 37) § 5. Переселение Иакова в Египет; благословение им детей своих и смерть его (Быт. 42–50)     В творениях св. отцов и учителей Церкви нет специально исторических исследований на нашу тему, нет и исторического материала, который давал бы что-нибудь новое в сравнении с библейским повествованием. Таких сведений и безрассудно ожидать от чего-либо помимо Библии. Единственным источником знания о начальной истории еврейского народа может быть только Библия , как она же есть единственный источник знания о первоначальной истории вообще всего человечества. Эту мысль ясно высказал св. Феофил Антиохийский . Показав неосновательность рассуждений языческих писателей о первоначальной судьбе мира и человечества, св. Феофил восклицает: «кто же из называемых у вас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее?.., Из сего открывается, что все другие ошибаются, а только одни христиане владеют истиной, так как мы научены Святым Духом, Который говорил во святых пророках и все предвозвестил» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для меня новая статья – это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение – это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё – соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко – с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы... И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15 ). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться!!! Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах». Кому-то снятся даже цветные сны , а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать... А кто-то повторит слова Золушки: «Сон – это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит».   И с таким сном совсем не хочется расставаться... Одним словом, сны и сновидения – тема для новой духовной беседы. Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25). В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума – его подвижности.

http://pravoslavie.ru/102952.html

О блаженствах евангельских Поучение 18. 1) Блажени нищии духом; яко тех есть царствие небесное Слышали вы, братия, как должны мы питать в себе христианскую надежду посредством частого размышления о Божеских свойствах – всемогущества, благости, пре­мудрости, о Божеских обетованиях, которые мы должны всегда содержать в памяти, также посредством усердной молитвы и особенно молитвы Господней, которую надобно повторять, сколько можно чаще, и всегда с благоговейным вниманием и размышлением. Но, кроме этого, чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, необходим нам собственный подвиг, не потому, чтобы мы сво­ими делами могли заслужить блаженство, но для того, чтобы нам исполнить волю Божию, и быть достойными Его милостей. Господь Спаситель учит: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Также: аще сия весте блажени есте, аще твори­те я ( Ин.13:17 ). Подвижнический путь к достижению блаженства рас­крывается в кратких изречениях Господа Спасителя о блаженствах. Вот сии изречения. Выслушайте их внимательнее, и удержите в памяти. Их девять, именно следующие: 1)  Блажени нищии духом; яко тех есть царствие небесное. 2) Блажени плачущие; яко тии утешатся. 3) Блажени кротцыи; яко тии наследят землю. 4) Блажени алчущии и жаждущии правды; яко тии насытятся. 5) Блажени милостивии; яко тии помиловани будут. 6) Блажеин чистии сердцем; яко тии Бога узрят. 7) Блажени миротворцы; яко тии сынове Божии на­рекутся. 8) Блажени изгнани правды ради; яко тех есть цар­ствие небесное. 9) Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:3 –12). В этих изречениях Господь изобразил как бы сту­пени духовного восхождения на высоту совершенства, от­верзающего дверь в обители небесные, где уготована подвижникам великая награда. В предложенных изречениях Иисус Христос показывает путь к достижению блаженства, ублажая идущих по разным ступеням этой подвижнической лествицы. В сих изречениях ясно видим свойство евангельского закона: Господь не страхом побуждает к исполнению евангельского учения, но привлекает обетованиями; хочет, чтобы не по принуждению, а по доброй воле, не из страха, а по любви исполняли мы заповеди Его, не как рабы, но как дети. Апостол Павел учит: не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче ( Рим.8:15 ). «Вы получили не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но получили Духа усыновления, которым мы взываем: Авва Отче!»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

От всех бед нас освободи, в песнях воззвавших: Радуйся, Невеста Небесная, брака земного не познавшая. Икос 1 Ангел вышний, Богородице радость возвещая, В ужасе вызывал к ней, Твоё, Господи, воплощение созерцая: Радуйся, радость Тобой воссияет, Радуйся, проклятье Тобой исчезает. Радуйся, падшего Адама спасение. Радуйся, Евы от слёз избавление. Радуйся, высота, помыслам неприступная, Радуйся, глубина, ангелам недоступная. Радуйся, ибо Ты Дева — престол Царя, Радуйся, ибо Ты носишь Носящего вся. Радуйся, звезда, солнце предваряющая, Радуйся, утроба, Божество воплощающая. Радуйся, обновившая всё творение, Радуйся и наше Творцу поклонение. Радуйся, Невеста Небесная, Брака земного не познавшая. Кондак 2 В чистоте Святая пребывая, Говорит Гавриилу в смятении вздыхая: Как без мужа родить могу я? Но ты воспеваешь Богу: аллилуйя. Икос 2 Разумом тайну желая познать недоступную, Дева взывает: ответь, понять очень трудно мне! Чистое чрево детей не рождает! Ангел со страхом ей отвечает: Радуйся, замысла таинственного служительница, Радуйся, верная молчания хранительница. Радуйся, начало Христовых чудес, Радуйся, основание Его мудрых словес. Радуйся, лествица, Тобой сошел Бог всех вернуть, Радуйся, от земли на небо путь. Радуйся, ангелов многохвальное удивление, Радуйся, демонов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; Радуйся, тайну эту никому не открывшая. Радуйся, мудрецов понимание превосходящая, Радуйся, верных умы озаряющая. Радуйся, Невеста Небесная, Брака земного не познавшая. Кондак 3 Сила Всевышнего осенила Деву, мужа не познавшую, Чрево Её, словно ниву плодоносную показавшая. И теперь все ищущие спасения торжествуя, Воспевают хваление Богу: аллилуйя. Икос 3 Имея Дева утробу, Бога приявшую, Посетила Елисавету, материнство познавшую. Младенец её, Твоё целование узнавая, Взыграл, словно песнями, Богородице воспевая: Радуйся, лозы вечной возрастание, Радуйся, плода бессмертного стяжание. Радуйся, растящая человека Создавшего, Радуйся, Насадителя жизни нам даровавшая.

http://azbyka.ru/fiction/stihotvornyj-pe...

Радуйся, благодатная, избранная из всех родов и народов, племен и языков. Радуйся Ты, в Которой совершился Ветхий и Новый Завет . Радуйся имя, провозвещенное являвшимися от века пророками. Радуйся, отрасль отца земли, Богом созданного Адама. Радуйся, одушевленная сокровищница, которую прообразуя устроил Ной ( Быт. 6:22 ). Радуйся, касающаяся неба Лествица, которую видел некогда великий в патриархах Иаков ( Быт. 28:12 ). Радуйся, горящая купина, которую узрел некогда Моисей на горе Синае ( Исх. 3:2 ). Радуйся, зеленеющая непорочностью ветвь Аарона, почтеннейшего между священниками ( Числ. 17:8 ). Радуйся, разноцветная пурпуровая скиния, которую устроил Веселеил ( Исх. 36:8 ). Радуйся, подножие, двумя серафимами прикрываемое. Радуйся, священный ефуд первосвященнический. Радуйся Ты, в Которой ради нас воплотился Глаголющий чрез Исаию: Аз первый, и Аз по сих (– 44:6). Радуйся, богоносное вместилище, облекшее плотью Того, Кто доселе не был объят никем. Радуйся, Родившая Сына, Которого предвозвестил закон, говоря: Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси ( Быт. 49:9 ). Радуйся, Родившая Сына, о Котором богоотец Давид сказал, что Он будет велий, и дастся Ему от злата Аравийска ( Пс. 71:15 ). Радуйся, Родившая Сына, Которому предстоят тьмы тем ангелов, как повествует Даниил ( Дан. 7:10 ). Радуйся, Родившая Сына, Которого поет, хвалит и благословляет весь мир небесных и земных. Радуйся, Родившая Сына, Которого хвалят многоочитые херувимы, как Бога, и возвещают шестокрилатые серафимы, как Господа ( Ис. 6:3 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого снизошло на землю бесчисленное множество ангелов. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого были объяты удивлением стрегущие ночью на полях стадо. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого воспели ангелы: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лук. 2:14 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого смутился душою Ирод ( Матф. 2:3 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого радуется в доме своем сродница твоя Елисавета. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого убивается по средине храма первосвященник Захария. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого проливает реки слез Рахиль, издавая печальнейший глас ( Иер. 31:15 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который был обрезан в осьмый день, по написанному в законе Моисеевом ( Лук. 2:21 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который, хотя начертал закон на каменных досках, однако был под законом и исполнил закон. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Которого принесла в храм Соломонов по исполнении сорока дней ( Лук. 2:22 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, узрев Которого, украшенный сединами Симеон возжелал умереть. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который был провозглашен Богом пророчицею и вдовою Анною в присутствии всего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Радуйся, звезда, солнце предваряющая, Радуйся, утроба, Божество воплощающая. Радуйся, обновившая всё творение, Радуйся и наше Творцу поклонение. Радуйся, Невеста Небесная, Брака земного не познавшая. Кондак 2 В чистоте Святая пребывая, Говорит Гавриилу в смятении вздыхая: Как без мужа родить могу я? Но ты воспеваешь Богу: аллилуйя. Икос 2 Разумом тайну желая познать недоступную, Дева взывает: ответь, понять очень трудно мне! Чистое чрево детей не рождает! Ангел со страхом ей отвечает: Радуйся, замысла таинственного служительница, Радуйся, верная молчания хранительница. Радуйся, начало Христовых чудес, Радуйся, основание Его мудрых словес. Радуйся, лествица, Тобой сошел Бог всех вернуть, Радуйся, от земли на небо путь. Радуйся, ангелов многохвальное удивление, Радуйся, демонов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; Радуйся, тайну эту никому не открывшая. Радуйся, мудрецов понимание превосходящая, Радуйся, верных умы озаряющая. Радуйся, Невеста Небесная, Брака земного не познавшая. Кондак 3 Сила Всевышнего осенила Деву, мужа не познавшую, Чрево Её, словно ниву плодоносную показавшая. И теперь все ищущие спасения торжествуя, Воспевают хваление Богу: аллилуйя. Икос 3 Имея Дева утробу, Бога приявшую, Посетила Елисавету, материнство познавшую. Младенец её, Твоё целование узнавая, Взыграл, словно песнями, Богородице воспевая: Радуйся, лозы вечной возрастание, Радуйся, плода бессмертного стяжание. Радуйся, растящая человека Создавшего, Радуйся, Насадителя жизни нам даровавшая. Радуйся, нива, изобильно рождающая, Радуйся, престол, на нем же Жертва всё очищающая. Радуйся, в Тебе рай дивный процветает, Радуйся, в нем каждый пристанище обретает. Радуйся, благоуханной молитвы приношение, Радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; Радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невеста Небесная, Брака земного не познавшая. Кондак 4 Бурю в себе Иосиф помышлений переживая, Худое помыслил, в грехе Непорочную подозревая. Но ангел явился, и вот он, ликуя,

http://azbyka.ru/fiction/stihotvornyj-pe...

Беседа 29 на псалом 119 81 Пс.119:1 .  Песнь степеней. 82 Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня. Почему псалмы с 119-го по 133-й называются псалмами степеней? – Польза, приносимая человеку скорбями, если он без малодушия переносит их, и увещание – избегать жизни изнеженной и беспечной.– Нужно удаляться лживых, коварных людей: божественное наказание за этот порок. – В сознании себя странником на земле заключается корень великой добродетели. – Обращение с злыми людьми весьма тягостно для благочестивых. – «С ненавидящими мир я был в мире» ( Пс.119:6 ). – Что служит главною причиною вражды между людьми? 1. Каждый из прочих псалмов имеет собственное над­писание, а здесь несколько псалмов, поставленных вместе, имеют одно надписание: «песнь степеней», или, как говорит другой переводчик, восхождений. Некоторые называют их и степенями. Почему же, скажешь, они так названы? В смысле историческом потому, что в них говорится о возвращении из Вавилона и упоминается о тамошнем плене, а в смысле переносном потому, что они наставляют на путь добродетели: так некоторые понимают их. В самом деле, этот путь, подобно ступеням, мало-помалу возводит человека доброде­тельного и любомудрого и доводит его до самого неба. Другие говорят, что этим указывается на лествицу Иакова, которая была показана ему досягающею от земли до неба. Таким образом, и высшие, неприступные селения делаются доступными для нас, когда подставляются ступени и лестницы. Но так как восшедшие, потому самому, что они взошли на высоту, могут подвергнуться омрачению от головокружения, то не только вос­ходящим, но и достигшим самой высоты, нужно соблюдать пре­досторожность. Эта предосторожность состоит в том, чтобы не смотреть на то, сколько мы прошли, дабы не возгордиться, но смотреть вперед, сколько остается пройти, и стремиться туда. То же и Павел выражает, когда говорит: «забывая заднее и простираясь вперед» ( Флп.3:13 ). Таков переносный смысл этого слова. Но мы, если угодно, обратимся к истории и посмотрим на освободившихся из плена. Как же они освободились из плена? Любовью к Иерусалиму; напротив те, которые не имели этой любви, нисколько не получили участия в милости Божией, но остались и умерли в рабстве. Если и мы будем подражать им, то испытаем тоже самое. Если мы не будем исполнены любовью к благам небесным и желанием горнего Иерусалима, но постоянно будем привязаны к настоящей жизни, оскверняясь грязью забот житейских, то не сможем достиг­нуть отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010