– Для меня это было не совсем приемлемо, – говорит игуменья. – Все-таки я считала, что монахине лучше не выходить в мир. Раньше я часто посещала Леснинский монастырь во Франции и замечала немалую разницу между ним и Гаагским монастырем. Мне хотелось изучить монашескую традицию в православной стране. Россия тогда была закрыта. Мне удалось, хотя и с большим трудом, попасть в Сербию. Архимандрит Мелетий и сёстры астенской обители Через пару лет, в 1975 году, матушка переехала в Грецию, где решила остаться навсегда . Но ее судьба сложилась по-другому. Исполнились пророческие слова святого Иустина (Поповича), возвестившего ей в Сербии о грядущем возвращении в родные края. Знакомые из Голландии стали убеждать монахиню приехать обратно, чтобы основать новую православную обитель. После долгих размышлений, получив благословение духовника, игуменьи и епископа, матушка Мария вернулась в Нидерланды. «Поезжайте к себе на родину и основывайте там монастырь», –напутствовали ее в Греции. – Вначале я жила в этом большом доме в Астене одна, – рассказывает матушка. – Каждые две недели сюда приезжал священник служить литургию. Потом стали приезжать гости. Наконец с 1993 года монастырь начал пополняться послушницами и монахинями самых разных национальностей. Сейчас в монастыре восемь насельниц: три голландки, а также гречанка, американка, шведка, киприотка-испанка и киприотка-англичанка. То, что в монастыре живут три коренные голландки (включая саму настоятельницу) – это по-своему примечательно. И даже чудесно. Ведь принятие монашества – это нонсенс для подавляющего большинства голландцев. Характерно, что во многих католических монастырях уже лет двадцать нет новых послушников. Обители умирают одна за другой. – В Нидерландах монашеская жизнь воспринимается как явление далекого прошлого, – с горечью сказала матушка. Сейчас Астенский монастырь живет довольно спокойной и размеренной жизнью. Монахини работают на огороде, следят за птицей, шьют одежду. Для того чтобы получать хотя бы небольшой доход (нужно платить за воду, отопление и электричество), сестры делают свечи (около 20 тысяч штук в год), пишут иконы, подготавливают к печати книги. Конечно, в обитель поступают и добровольные пожертвования.

http://pravoslavie.ru/1407.html

Собравшиеся также высказались против " белогвардейского беглеца, самозванного митрополита Гермогена " , назначение которого Павеличем главой Хорватской Церкви является " соблазном и унижением для православия " . Подобным образом выразился и ЦК Коммунистической партии Хорватии: Хорватская Православная Церковь является обманом, признавшие ее священники – " предателями " [lxix]. Косик В.И. Указ. соч. С. 83-84. Buchenau K. Auf russischen Spuren. S. 285; Архиепископ Антоний (Медведев). Указ. соч. С. 129. AJ, 69-175-276. [iv] Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. М., 2005. С. 35. [v] Buchenau K. Auf russischen Spuren. S. 288. [vi] Преподобная Екатерина Леснинская наставница современного женского монашества. Провемон, 2010. С. 142-143. [vii] Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М., 1995. С. 340. [viii] Арсеньев А. У излучины Дуная. С. 33. [ix] Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. С. 50-58; Арсеньев А. Русская интеллигенция в Воеводине//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. С. 77; Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940. М., 2005. С. 276. [x] Торжество в Свято-Троицкой обители: Освящение иконописной, 50-летие переезда монашеского братства, праздник Свято-Троицкой семинарии//Православная Русь. 1997. 7. С. 8-9. [xi] Российский государственный военный архив (РГВА), ф. 500, оп. 3, д. 456, л. 178; Косик В.И. Указ. соч. С. 143. [xii] ВА, R 901/69300. Bl. 288, 62Di 1/85. Bl. 32, 36. [xiii] Е. Ярославский – создатель и руководитель " Союза воинствующих безбожников " в СССР. [xiv] Православная Русь. 1941. 17-18. С. 7. [xv] ВА, R 901/69301. Bl. 126-128, 251. [xvi] РГВА, ф. 500, оп. 3, д. 456, л. 178-180. [xvii] Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. С. 59. [xviii] Епископ Никон. Леснинский женский монастырь. 1885-1955. Нью-Йорк, 1955. С. 3-8; Монахиня В. На развалинах Хоповской обители в Сербии//Православная Русь. 1947. 9. С. 9-11; Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 155-156. [xix] Монахиня Ольга.

http://religare.ru/2_97103.html

В последние годы перед войной в Карпатской Руси и в Галиции стало пробуждаться стремление вернуться к вере своих отцов, т. е. к православию. Русское правительство и общество довольно равнодушно относилось к этому тяготению к России и к православию наших западных братьев. В то время как при австрийском Генеральном Штабе, при участии митрополита Андрея Шептицкого, лихорадочно работали над отторжением Малороссии от России и созданием сепаратистического украинского движения, мы ничего не делали для поддержания галицко-русских деятелей; и только отдельные лица, во главе с графом Бобринским и его немногими единомышленниками, горячо взялись за эту работу, встречая ироническое и порою прямо враждебное к себе отношение в наших либеральных, не только общественных, но и правительственных кругах. Поэтому поневоле нам приходилось вести свою работу кустарно и даже до некоторой степени конспиративно. Русофильское движение в Галиции и в Карпатской Руси выдвинуло несколько энергичных деятелей . Имело оно и своих подвижников. Карпато-русский крестьянин Алексей Кабалюк — один из тех, которые всей душою стремились к возвращению в лоно Православной Церкви. Он побывал на Афоне, там принял православие, пришел оттуда ко мне в Холм, и я направил его в Яблочинский монастырь, где его постригли в монашество и где я рукоположил его в священный сан. Снабдив о. Алексея богослужебными книгами и церковной утварью, мы послали его на родину (в Угорскую Русь) в качестве миссионера православия; на его призыв стали откликаться его земляки; некоторых из них он присылал в Яблочинский монастырь, где они и приуготовлялись, по его примеру, к деятельности пионеров православия в Карпатской Руси. Иеромонах Стефан шутя называл их " камергерами " , потому что они приехали в белом одеянии; это были кроткие, серьезные люди, красивой внешности; монахи из них вышли примерные. Прибыла к нам, с тою же миссионерской целью, и сестра о. Кабалюка. Мы ее отправили к матери Екатерине в Леснинский монастырь, где она приняла постриг и вернулась к себе на родину, намереваясь основать там женский монастырь. Карпатская Русь была плодоносной почвой для миссионерской работы, но работать было нелегко. Православных стали преследовать с большой жестокостью: о. Алексея Кабалюка и его сотрудников жандармы били, подвергали арестам; монахинь вогнали ранней весной, в марте, в озеро, где по пояс в воде они простояли несколько часов (почти все на всю жизнь остались калеками); наконец, о. Кабалюка и его последователей посадили в тюрьму, обвинив в государственной измене. Возник громкий Мармарош-Сигетский процесс (в 1910–1911 гг.), который протекал в столь накаленной атмосфере, что граф В.Бобринский, выступавший как свидетель и защитник, едва унес оттуда ноги. Обвиняемые были осуждены и просидели в тюрьме в течение всей войны вплоть до 1917 года; вспыхнувшая в Австро-Венгрии революция вернула им свободу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«В Хопово, когда у монастыря на попечении находился большой детский приют, часть сестер пришла с жалобой к игумении на то, что некоторые монашествующие несут легкое послушание: поют на клиросе и учат детей... а другая [часть] должна заниматься физическим трудом в огороде. Мудрая матушка игумения немедленно согласилась с обоснованностью такой жалобы, и сразу же сделала коренные изменения: послала «аристократок» работать в огороде, а крестьянок направила преподавать детям в классах и на клирос. В огороде работа шла своим порядком, скот монастырский был подоен и накормлен, а вот преподавание оказалось более затруднительным. На этом «классовая революция» навсегда и закончилась». 126 В середине 30-х гг. в обители воспитывалось 35 детей в возрасте от трех до восьми лет, где они получали подготовку для поступления в средние учебные заведения. За 20 лет через любящие руки сестер прошло около 500 детей. 127 В монастырской церкви служил о. Алексей, 25 лет отдавший Леснинскому сестричеству и продолжавший работать в Хопове. Сербским наместником монастыря был о. Паисий. Сама обитель содействовала возрождению женского монашества в Югославии. Достаточно сказать, что по прошествии некоего времени на югославской земле появились 32 женских монастыря и много маленьких, скромных, невидных обителей. Как пишет епископ Амфилохий Радович , начальные сведения о сербском женском монашестве относятся к XI столетию, и связаны с женским монастырем св. Пречистой Девы в Крайне на Скадарском озере. В XII и XIII вв. славится женский монастырь в Топлице. После поражения Сербии в ее борьбе с нашествием турок духовным и просветительским центром становится монастырь Любостинья, возглавляемый монахиней Евфимией, которой в ее просветительской работе оказывала деятельную поддержку царица Милица, в монашестве нареченная Евгенией. На рубеже XV и XVI вв. становится широко известным основанный преподобной матерью Ангелиной монастырь Сретенье. Во второй половине XVI и первой половине XVII столетия среди центров женского монашества упоминается расположенный вблизи городка Пожаревца монастырь св. Архангела Михаила, получивший известность своей школой для детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Матушка Екатерина любила свой родной великорусский народ, хотела ему послужить, а Бог привел трудиться среди иного народа, душевно изломанного долголетней борьбою за свою веру и народность, но этому бедному народу она сумела послужить с великим усердием. Различие психологического склада великороссов и малороссов она чувствовала тонко и не раз делилась со мной своими наблюдениями. Матушка выписала из Великороссии плотника. Мастер своего дела изумительный. Но и выпить тоже мастер. Любимое его удовольствие было — в праздник насадить в телегу девок, баб и с гиком мчаться через деревню. Беда, если какой-нибудь парень подвернется на дороге: хлестнет кнутом… А после угощает его водкой. Вряд ли среди холмских парней нашелся бы такой своенравный молодец… Леснинский монастырь был не только духовным центром народной жизни, но и рассадником женского монашества в Холмщине. Приток постриженниц не прекращался. Стоило матушке Екатерине побывать в Петербурге, — непременно привезет с собой несколько девиц, взыскующих монашества. Обаятельная, умная и образованная, она имела дар духовного воздействия на женскую молодежь, ее воодушевляла, будила, увлекала за собой на подвиг… С течением времени из Леснинского гнезда стали вылетать выводки и вить гнезда на стороне. Уходили 10–12 сестер под водительством более опытной и устраивали новый монастырь, который, в свою очередь, развивался на основах леснинских традиций. Таким путем возникло 5 монастырей. 1) Вировский монастырь, основанный матушкой Анной (Потто), самоотверженной, ревностной монахиней. 2) Теолинский монастырь. — Настоятельницей его была мать Людмила. 3) Радочницкий монастырь. — Во главе его стояла матушка Афанасия (Громеко), умнейшая, образованнейшая монахиня с литературными способностями. Ее брат был близок Страхову и известен как один из первых серьезных критиков Толстого. Обитель эта возникла на месте мужского монастыря. Монахи влачили жалкое существование, бездельничали, выпивали. Архиепископ его и отнял. 4) Красностокский монастырь. — Настоятельницей его была мать Елена, большая ревнительница монашеской жизни и широко развившая ее в своей обители в духе и направлении своей родоначальницы — м. игуменьи Екатерины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Антуан Нивьер Болгария Варна Церковь Св. Афанасия (19221945, РЗЦ; 19451952, МП) Великотырново Церковь русского общества Белого Креста (19221945, РЗЦ; 19451952, МП) Пловдив Свищов София Св.-Николаевский храм (1922, РЗЦ; 1945, МП) Станимака Монастырь Св. Кирика (19221945, РЗЦ) Шипка Св.-Николаевский храм-памятник (19221952, РЗЦ) Ямболь Св.-Александро-Невский монастырь (19221945, РЗЦ) Италия Бари Св.-Николаевскийхрам (1914; 1930, РЗЦ; 1946, РЭКП; 1970, РЗЦ; 1999, МП) Мерано Св.-Николаевская Церковь при доме общества имени Бородина (1892; 1926, РЭКП) Милан Св.-Николаевская церковь (1927, РЭКП; РЗЦ, 1973; 1977, МП) Рим Св.-Николаевская церковь (1836; 1927, РЗЦ; 1984, РЭКП; 1999, МП) Сан-Ремо Храм Христа Спасителя (1913; 1927, РЗЦ; 1946, РЭКП) Флоренция Рождественский храм (1903; 1926, РЭКП) Польша Данциг (Гданьск) Храм (1921, РЭКП; 19391945, РЗЦ) Чехословакия Братислава Св.-Николаевский храм (1924, РЭКП; 1940, РЗЦ; 1946, МП) Карлсбад (1897) Св.-Петропавловский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Ладомирово Мужской монастырь прп. Иова Почаевской 19241945, РЗЦ) Мариенбад Св.-Владимировский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Прага Св.-Николаевский храм (1921, РЭКП; 1946, МП) Успенская кладбищенская церковь на Ольшанах (1930, РЭКП; 1946, МП) Франценсбдд (1889) Св.-Николаевский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Швеция Стокгольм Преображенский храм (1640, РЭКП) Югославия Бела Цркв Церковь Св. Иоанна Богослова (1927, РЗЦ; 19441954, МП) Белград Троицкий храм (1922, РЗЦ; 1944, МП) Иверская кладбищенская церковь (1931, РЗЦ; 1944, МП) Великая Кикинда Велики Бечкерек Церковь Архистратига Михаила (1923, РЗЦ; 19441954, МП) Земун Церковь Архистратига Михаила (1923, РЗЦ; 19441954, МП) Мужской монастырь Св. Креста (19301945, РЗЦ) Мильково Вознесенский мужской монастырь (19241945, РЗЦ) Нови Бечей Успенская церковь Архистратига Михаила (1924, РЗЦ; 19441954, МП) Нови Сад Панчево Св.-Николаевская церковь (19251945, РЗЦ) Сараево Сремски-Карловцы Хопово (с 1944 по 1949 в Белграде), Леснинская Богородицкая женская обитель (19221949, РЗЦ)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позднее она организовала школу, где учились 80 детей всех вероисповеданий. В 1889 г. община была преобразована в общежительный монастырь, в котором в 1914 г. было уже 20 монахинь и 300 сестер и послушниц. Монастырь содержал амбулаторию с выдачей лекарств, приют для престарелых женщин, больницу; монастырь на собственные средства давал образование монахиням и послушницам, которые работали в этой больнице. При монастыре были созданы ремесленные мастерские, огород, пасека, ферма. Монастырь основал еще четыре общины со школами, медицинскими пунктами и аптеками. Монастырю было отдано правительством 1200 десятин пахотной земли. На 1914 г. на средства монастыря содержались два народных училища, две учительские семинарии, средняя школа, сельскохозяйственное училище и приют для сирот 7 . Из Леснинского монастыря, как написал митрополит Евлогий (Георгиевский), «стали вылетать выводки и вить гнезда на стороне». Так образовались еще 5 монастырей (Вировский, Теолинский, Радочницкий, Красностокский, Турковицкий) с традициями широкой благотворительности и внимания к нуждам населения. Митрополит Евлогий (Георгиевский) рассказывал: «Вокруг обителей возникали приюты, школы, больницы… Сестры распространяли свою деятельность и за пределы этих учреждений, ходили по деревням – к роженицам, к больным, к старушкам, погребали безродных, оказывали самую разнообразную помощь местному населению» 8 . Игуменья Екатерина неоднократно ставила вопрос о восстановлении чина диаконисс. Она обратилась в 1906 г. в Предсоборное Присутствие с ходатайством о восстановлении служения и звания диаконисс. Докладная записка игуменьи Екатерины была обнаружена в архиве Св. синода. Она писала: «Надвинувшиеся на Россию грозы событий заставляют меня безотлагательно ходатайствовать о восстановлении звания диаконисс. Я глубоко убеждена, что, несмотря на строгие не менее монашеских обеты, требуемые от диаконисе, множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и отечеству». 9 Игуменья хотела, чтобы ее монастырь стал «рассадником» диаконисс – местом, где они могли получать необходимое богословское и медицинское образование и впоследствии также сохранять связь с общиной.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сестра Екатерина и еще две-три сестры имели медицинское образование, и их благотворительные труды заключались в основном в уходе за больными крестьянами. Потом сделана была попытка открыть школу для детей, попытка эта оказалась успешной. Уже через два года сестры вели занятия с 80 детьми всех вероисповеданий. В 1889 г. Леснинская община была преобразована в общежительный женский монастырь, а ее предстоятельница стала игуменьей. Монастырь быстро рос, и в 1914 г. в нем спасалось уже 20 монахинь и 300 рясофорных сестер и послушниц; многие очень подолгу оставались рясофорными сестрами, потому что игуменья мать Екатерина не торопилась с пострижением инокинь и давала свое согласие, лишь твердо убедившись в том, что ищущая пострига сестра духовно созрела для этого. За 25 лет (1889–1914) некогда малая сестринская община выросла в большой монастырь, который содержал больницу, приют для престарелых женщин, бесплатную амбулаторию с выдачей лекарств — амбулаторное обслуживание больных приняло особенно широкий размах,— и, кроме того, монастырь на собственные средства давал медицинское образование монахиням и послушницам, которые работали в этих медицинских учреждениях. Помимо школ для детей, была открыта средняя школа с обучением различным ремеслам, и учителя этой школы тоже получали образование за счет монастыря. Монахини и послушницы завели переплетную мастерскую, школу по обучению вышиванию, обувную мастерскую и мастерскую по изготовлению церковных облачений, а также иконописную мастерскую; развели превосходный фруктовый сад с оранжереей и огород, завели пасеку, молочную и птицеводческую ферму. Незадолго до 1914 г. монастырь основал неподалеку еще четыре маленькие общины со школами, аптеками и медицинскими пунктами. Для всей этой благотворительной деятельности, разумеется, нужны были средства. Правительство видело в трудах монахинь этой обители великую пользу для православной миссии среди польского населения и до 1914 г. передало в распоряжение монастыря 1200 десятин пахотной земли и четыре фермы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

Вирув-Кляштор. Спаса Всемилостивого женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:1894. Адрес: Польша, Мазовецкое воеводство, Повят-Соколовский, Яблонна-Ляцкая, Wirów-Klasztor. Координаты: 52.440607, 22.537083 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вировский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь находился в с. Виров Соколовского повета Седлецкой губ. (Холмской епархии) (ныне Вирув Мазовецкого воеводства, Польша). Основан осенью 1894 г. настоятельницей Леснинского женского монастыря игум. Екатериной (Ефимовской) как подразделение Леснинской обители: неск. леснинских насельниц во главе с мон. Анной Вировской поселились рядом с закрытым в 1883 г. католич. костелом. В Холмской епархии после воссоединения униатов с Православием (15 февраля 1875 г.) существовала острая необходимость в проведении миссионерской работы, т.к. уния в этих местах была укоренена прочнее, нежели где-либо. Жители Соколовского повета (т.н. калакуты) к появлению монастыря отнеслись с недоверием. Монахини, живя в крайней бедности, помогали крестьянам окрестных деревень (напр., чинили одежду и обувь), основали школу для детей, в которой к конце XIX в. обучалось около 30 человек. Священник из г. Седлец Наум Мизецкий организовал сбор пожертвований для Вировского монастыря, значительные суммы пожаловали имп. Николай II и прав. Иоанн Кронштадтский. На эти средства в окрестностях монастыря было приобретено 2 имения. В 1898 г. состоялась встреча мон. Анны с императором, после которой обитель получила материальную помощь, несколько икон, в т.ч. образ свт. Николая Чудотворца, Черниговскую икону Божией Матери и освященный на Афоне образ вмч. Пантелеимона. В декабре 1898 г. монастырь был преобразован в самостоятельную женскую обитель 1-го класса, мон. Анна была возведена в сан игумении. После кончины игум. Анны († 29 авг. 1903 г.) настоятельницей Вировского монастыря стала игум. София, затем игум. Сусанна. Богослужения совершались в освященном во имя Всемилостивого Спаса здании бывшего костела. В 1908-1910 гг. 2 инокини из Вировского монастыря жили в Обдорске (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО), трудились в Обдорской миссии. К 1915 г. в монастыре были построены храмы во имя сщмч. Лаврентия Римского, прп. Серафима Саровского, игуменский дом, неск. келейных корпусов, трехэтажный госпиталь, 2 школы, 2 гостиницы для паломников, богадельня, хозяйственные постройки. В начале XX в. в монастыре подвизались 200 сестер, в монастырском приюте воспитывались 450 детей, в богадельне жили 50 старцев.

http://sobory.ru/article/?object=38104

Засыпаю в первый раз за время болезни спокойно, и на следующее утро, после температуры в 40, встаю, хотя и очень слабая, но совсем здоровая, с температурой 37, и вся моя болезнь сразу прошла бесследно. Сила молитвы дорогого, незабвенного Святителя в течение нескольких часов подняла меня. Незабвенный, дорогой Святитель молит Бога о нас. Примечание. Несмотря на мои тогда 67 лет никогда во время его служений, как бы длинны они ни были, не чувствовала ни усталости, ни тяжести от долгого стояния, а, наоборот, какое-то неземное счастливое чувство охватывало не только меня, но и моих детей, и описанное чудное видение неизгладимо и незабвенно. Дорогой Святитель, не забывай нас в твоих святых молитвах, а мы тебя никогда не забудем! Надежда Владимировна Левицкая, Нью-Йорк, 1967 год, 22 мая. 91. Избавление от навязчивой идеи Считаю своим долгом сообщить вам о своем чудесном избавлении по молитвам архиепископа Иоанна. После кончины моего мужа я написала письмо с просьбой принять меня в Леснинский монастырь. Десять лет этого вожделела и пламенно стремилась к этому, и мать игумения Феодора, и отец – старец Никандр, согласились принять меня. Я была так счастлива, что сразу продала и отдала все свое имущество и направилась в долгожданный монастырь. Я прожила там около четырех лет, как вдруг со мной начали происходить странные вещи: я, бывало, не ем по две недели, не пью и не принимаю лекарств, дни и ночи подряд просиживаю в постели, не оставляю кельи, и едва говорю с людьми, произнося фразы только по необходимости. Мать Феодора несколько раз приходила ко мне, предупреждая, что если я не начну есть, она будет вынуждена отправить меня в больницу, но все было бесполезно, так как я была убеждена, что делаю все это из послушания старцу. В результате меня положили в психиатрическую больницу, где я пробыла несколько месяцев. Поскольку же эта больница была на порядочном расстоянии от монастыря, меня забирали перед большими праздниками на несколько дней в монастырь. Ах, как счастлива я была и благодарна за те несколько дней, проведенных в моем дорогом монастыре! Но затем меня снова возвращали в больницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010