Кто посещает обитель, не верит, что эти дети, прекрасно говорящие, читающие и пишущие по-русски, недавно только взяты из деревень, где они ничего русского и православного доселе не слыхали. Многие из окрестных крестьян обращаются в монастырь с просьбой отпустить им на лето старшую девочку в няни. С радостью идут эти питомцы обители на этот труд и там миссионерствуют своей жизнью, своей молитвой, любовью и трудом. Леснинский Богородицкий монастырь в Яновском уезде. Богородицкий первоклассный монастырь находится в с. Лесне, в 12 в. от уездного г. Белы и в 14 в. от станции Варшаво-Брестско-Московской ж. д. «Бела». В 1683 г. здесь была обретена на груше явленная икона Богоматери и с торжеством перенесена в православную Буковичскую церковь . Слава о ней стала быстро распространяться по окрестностям. Множество народа отовсюду стекалось на поклонение святыне, прославившейся тогда же чудотворениями. Но в 1686 г. католики обманом и насилием отняли у православных св. икону и на месте ее явления в Лесне основали монастырь паулинов, куда и перенесли православную святыню. За преступную деятельность монахов-паулинов в 1863 году монастырь был закрыт, а в 1875 году, когда произошло воссоединение униатов Холмской Руси, Леснинский костел был передан православным. Костел перестроили и приспособили к православному богослужению. Освящение его совершил высокопреосвященный Леонтий в 1881 г. По мысли и ходатайству того же еп. Леонтия, 25 апреля 1884 года состоялось определение Св. Синода об учреждении в Лесне женской общины, a 20 октября 1885 года прибыли туда первые насельницы будущей обители – графиня Евгения Борисовна Ефимовская (впоследствии игуменья Екатерина) с пятью сестрами и двумя девочками. Лишениями и трудами, молитвами и слезами стали прибывшие возвращать общину. Встреченные упорствующим в унии населением с недоверием, даже враждебно, сестры обители в настоящее время приобрели полнейшее доверие и расположение многих окрестных жителей. Главным образом влияние общины упрочилось через школу и дела благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

679 Александр Мацуи (†1885) – студент СПбДА, японец по происхождению. Митрополит Антоний (Храповицкий) вспоминал: «...мы имели счастье познакомиться в Петербурге с начальником японской миссии архимандритом Николаем (Касаткиным . – Ред.), который приехал принимать посвящение в сан епископа... После стали прибывать в Петербург некоторые новокрещеные японцы; первый из них, Александр Мацуи, вскоре скончался в суровом петербургском климате, и его скромный памятник с японской надписью долго еще виднелся на Александро-Невском кладбище» (цит. по: Никон (Рклицкий). архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. С. 68). – Ред. 682 Женский Покровский монастырь в Воронеже. Один из храмов обители был освящен в честь Успения св. Анны. – Ред. 684 Мужской Благовещенский Митрофаниевский монастырь в г. Воронеже, основанный в 1836 г. после открытия мощей свт. Митрофания. – Ред. 686 Феофан Затворник (Говоров Георгий Васильевич; 1815–1894). Окончил Киевскую ДА (1841); в 1847–1854 гг. служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; в 1857–1859 гг. – ректор СПбДА. В 1859 г. рукоположен во епископа Тамбовского; с 1863 г. – епископ Владимирский и Суздальский. С 1866 г. на покое в Свято-Успенской Вышенской пустыни (с 1872 г. в затворе). Святитель, великий подвижник, писатель-аскет, создатель русской версии Добротолюбия (В 5 т. 1877–1890). Епископ Михаил состоял в переписке со святителем Феофаном, у которого спрашивал руководства по прохождению умной молитвы. – Ред. 687 Имеется в виду женский Леснинский Богородицкий монастырь (в селе Лесня Седлецкой губернии). Основан на месте явления в 1683 г. чудотворной Леснинской иконы Божией Матери. В 1686 г. на этом месте католики, обманом захватившие икону, основали монастырь. В 1863 г. католический монастырь был закрыт, а в 1875 г. леснинский костел передан православным. 25 апреля 1884 г. состоялось определение Святейшего Синода об учреждении в Лесне женской общины, с 1885 г. туда прибыли первые насельницы. – Ред. 688 Алексий Турбин – воспитанник Санкт-Петербургского училища правоведения, в монашестве Сергий. Поступил в СПбДА в 1886 г., но уволился по болезни с первого курса (см.: Журнал... за 1887/88 уч. г. С. 273). Пострижен епископом Арсением (Брянцевым) в 1886 г. (См.: Чистович И. А. Петербургская академия... С. 217). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Деятельная до самоотверженности любовь сестер к ближним, всегдашняя готовность их преподать духовные советы нуждающимся, чтение ими в домах крестьян и раздача разного рода религиозных книжек – разрушают в бывших униатах неверные взгляды на Православную Церковь , ее обряды и таинства. Ввиду сего весьма желательно поддержание и развитие монастырей, хотя бы для этого потребовались и значительные денежные средства. Из монастырей епархии особенно плодотворной деятельностью в отчетных годах заявили себя женские монастыри: Леснинский, в Седлецкой губ., с отделением в д. Вирове, той же губ., и Теолинский, в Сувалкской губернии. Леснинский монастырь устроил и содержит на свои средства, с пособием от Училищного Совета при Святейшем Синоде, три школы: одну в самой обители и две в деревнях Бордзиловке и Вульке. Последняя, находясь в местности, населенной упорствующими, имеет специальной целью обучение детей упорствующих в православно-русоком направлении. При обители существует богадельня для призрения престарелых женщин, больница и приемный покой для безмездной выдачи лекарств. Самоотверженность сестер, проводящих дни и ночи у постели больных, ободряющих и утешающих их чтением книг религиозного содержания, снискала им большое уважение со стороны католиков и упорствующих. Вировский монастырь содержал три школы: церковно-приходскую в самом монастыре и две школы грамоты в деревнях Вирове и Моложеве. При школе в обители на полном ее иждивении существует приют на 80 детей. Окрестные крестьяне, даже упорствующие с радостью и доверием отдают своих детей в монастырскую школу. Некрещеные дети упорствующих родителей часто, пробыв некоторое время в школе, крестятся с согласия родителей. Школы в Вирове и Моложеве, сплошь населенных упорствующими, приносят также большую пользу и благотворное влияние их очевидно: дети, изучивши славянские молитвы, приходили даже на богослужение в монастырскую церковь и родители им не препятствовали. В школе-приюте Теолинского женского монастыря, состояло в 1897 году 40 девочек, из коих 33 пользовались полным содержанием от монастыря, а 7 были приходящими.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Батюшка Иоанн Кронштадтский прозревал эти события и за много лет до них позаботился о монахинях-“лесняночках”. Сохранился рассказ насельницы Леснинского монастыря Параскевы: “При сооружении Иоанновского монастыря делали пристройку жилого корпуса. Приехавший как-то о. Иоанн посетил постройку и сказал: “Прибавьте, прибавьте для леснинских монашенок”. Никто ничего не понял, но воля о. Иоанна была выполнена, и пристройка была увеличена. И что же? Через несколько лет после кончины отца Иоанна, во время Германской войны, после эвакуации Западного края, где находился Леснинский монастырь, часть сестер его в числе сорока человек нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря. Обновившийся образ Покрова Богоматери Тогда только вспомнили пророческие слова о. Иоанна и поняли, к чему он это сказал” . Когда именно образ Покрова из Лесны появился в Петербурге и где пролежал до того, как его нашли в запасниках кладбищенской церкви, — остается тайной. Может быть, он был взят с собой “леснянками” в Иоанновский монастырь или находился на подворье Леснинского монастыря в Петербурге, открытом в 1902 году на Черной речке? Но, по дивному Промыслу Божию, икона, связанная с памятью Батюшки Иоанна, пришла в монастырь его имени, где и совершилось ее чудесное обновление. Благодатный образ из Лесны побуждает вспомнить о том, каким был Леснинский монастырь, и обратить внимание на те его особенности, которые могут послужить примером для современной церковно-монастырской жизни. Свято-Богородицкая женская община, первая в Холмско-Варшавской епархии, была основана с благословения архиепископа Леонтия в 1885 году в местечке Лесна Седлецкой губернии. Здесь, на самой западной окраине России, на протяжении многих веков шла борьба Православия с воинствующим католицизмом. В результате мощной латинской пропаганды часть местного русского населения перешла в униатство, часть была насильственно окатоличена, другие же на десятки лет оказались вообще оторванными от церковного общения: перестали крестить детей, умирали без церковного напутствия.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

В 1949 г. в числе клириков благочиния Московской Патриархии в Югославии числилось 17 человек: священники Иоанн Сокаль, Виталий Тарасьев, Владислав Неклюдов, Виталий Лепоринский, Алексей Крыжко, Сергий Ноаров, Александр Мирошниченко, Никон Веселовский, архимандрит Макарий (Матвеенко), протодиакон Александр Качинский, архимандрит Антоний (Бартошевич), игумен Лука (Родионов), иеромонахи Тимолай (Пастухов), Никандр (Беляков), Феофан (Шишманов), иеродиаконы Зосима (Иованович), Савва (Ранисавлевич). 275 Сестры Хоповской монастырской общины, восстановленные в советском гражданстве, пошли под начало Московской Патриархии и были приняты в общение с Матерью-Церковью епископом Кировоградским Сергием. Причисленные к Белградскому подворью, они ждали возвращения в Советский Союз, о чем было подано соответствующее ходатайство гражданским властям. 276 По мысли Патриарха Алексия I, предполагалось их посеской Православной Церкви писал: «В связи с намеченным переводом Богословского института и курсов из Новодевичьего монастыря в Москве в Троице-Сергиеву Лавру, возникает вопрос о замещении освободившихся помещений... Лучше всего было бы открыть в нем женский монастырь, потребность в котором сильно чувствуется верующими. Однако наполнить монастырь одиночками, хотя бы при наличии опытной игумений, не является желательным. Было бы лучше осуществить перевод туда уже действующего женского монастыря с авторитетной игуменьей. Таким монастырем, годным к переводу, является Леснинский монастырь в Белграде». 277 Однако в ведомстве Г.Г. Карпова решение вопроса затягивалось, несмотря на тревожные вести из Белграда. В ноябре 1949 г. о. Иоанн Сокаль в письме к одному из иерархов (видимо к Владыке Сергию) сообщал: «Хоповско-Леснинский монастырь каждый месяц хотят выслать из Белграда, но посольство, слава Богу, отстаивает, ссылаясь на то, что они ждут переезда на Родину. Американцы, узнавши об их тяжелом положении, уже дважды предлагали перевезти их на казенный счет в Америку, обещая им все выгоды и удобства. Об этом пишут им епископы Никон [Рклицкий – В.К.] и Серафим [Иванов – В. К.], но матушка-игуменья Нина ответила, что она принадлежит Московской юрисдикции и поэтому не может быть никакого разговора о переезде к отколовшимся от Матери-Церкви... В случае ее смерти сестры вряд ли выдержат долго такую тяжесть жизни. Уже 7 лет они живут как бы на вокзале, не уверенные, что с ними будет завтра... Думаю, что больше года они такого испытания больше не выдержат». 278

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

638 Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 19201995: Биографической справочник. М.Париж, 2007. 639 Косик В.И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии: Материалы к словарю-справочнику. М.: ПСТГУ, 2008. 644 Преподобная Екатерина Леснинская, наставница современного женского монашества. Провемон: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь, 2010. 645 Заключение. Преподобная Екатерина Леснинская, наставница современного женского монашества. С. 178. 647 Люди и судьбы Русского зарубежья: Сборник статей. Отв. ред. А.Б. Ефимов, Е.М. Миронова. М.: ИВИ РАН, 2011. 648 Классификация предложена М. В. Шкаровским в упоминавшейся статье «Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в XX веке: историографические и источниковедческие аспекты». 649 Кандидов Б.П. Церковь и шпионаж. М., 1937; Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны. Л., 1987; Гордиенко Н.С, Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-е80-е годы XX столетия). М., 1984; Его же. Современное русское православие. Л., 1988; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе; Корзун М.С. Русская Православная Церковь 19171945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научной несостоятельности вероучения. Минск, 1987; Русское православие вехи истории. М., 1989; Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988. 650 Сулацков А.А. Пишут письма провокаторы: (критические заметки об истории и идеологии карловацкого раскола). Алма-Ата, 1973; Руденко А.И. Миссия русской эмиграции. М., 1977; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: о русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988; Гордиенко Н.С, Комаров П.М, Курочкин П.К. Политиканы от религии: Правда о «русской зарубежной церкви». М., 1975. 651 Мануил (Лемешевский) , митрополит. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т. 16. Эрланген, 19791989; Кузнецов А.И. Обновленческий раскол в Русской Церкви. «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. Сост. И.В. Соловьев. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в селе Коломенском и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. Нельзя не отметить еще той особенности, что икона эта обнаружилась в совсем особое время, то есть в начале русского лихолетия. День ее явления совпадал с днем отречения от престола последнего Царя, а царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови... Ныне эта святая икона находиться в храме. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года. Праздник иконы: 2/15 марта. Икона Божией Матери «Леснинская» Леснинская икона обретена 14 сентября 1683 года пастухом села Лесны Бельского уезда Гродненской губернии Александром Стельмашуком в густой чаще на грушевом дереве, окруженная ярким сиянием. Недолго пробыла святая икона у пастуха Макарука. Вскоре она была отобрана польским помещиком-католиком. Посетившие его несчастья заставили помещика передать святыню в православную церковь деревни Букович близ Лесны. Затем вновь она была отнята католиками и поставлена в костел, позже (в 1863 г.) переданный православным. В то же время была возвращена и святая икона. Икона вырезана на темно-красном овальном камне, Записано до 500 чудес от образа. Празднование совершается на Троицын день и 8 сентября. В связи со второй мировой войной и политическими событиями икона была перенесена во Францию в Леснинский женский монастырь в Провемонте. Праздники иконы: 8/21 и 14/27 сентября. Икона Божией Матери «Нечаянная радость» История этой иконы рассказана святителем Дмитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное». Один человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее, был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно неопустительно молился пред Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная!..» Как-то раз он собирался идти для греховного дела и пред выходом, обратясь к иконе Богоматери, помолился.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

За очень короткий срок – всего 20 лет, благодаря пожертвованиям императора, покровительству Иоанна Кронштадтского и др., она становится одной из самых знаменитых обителей. В 1904 г. из разных сословий в нем было более 200 сестер, которые занимались обучением неграмотных сестер, иконописани- ем, переплетом книг, изготовлением церковных облачений, шитьем кожаных поясов, изготовлением пряжи и ковров, полевыми работами, огородничеством, садоводством, пчеловодством. За эти годы в монастыре было устроено шесть храмов, монастырский лазарет и больница, гостиницы, богадельня для престарелых женщин, больница для приходящих больных, баня, прачечная, купальня, церковно- учительская и двухклассная школа-приют для 300 девочек-сирот, которых готовили в учительницы в церковно-приходские школы. Большинство учительниц было с высшим образованием; недалеко от обители была устроена двухклассная мужская школа с мастерскими (токарной, слесарной, столярной, сапожной, переплетной и сельскохозяйственной школой) 856 . При этом Леснинский монастырь был не только центром просвещения, но и духовным центром края – местом паломничества, куда стекалось до 30 000 богомольцев. Поэтому в нем был построен единственный в своем роде храм: посреди луга на высоком бревенчатом фундаменте была устроена бревенчатая церковь без крыши и купола со сплошными открытыми окнами, в которой находились алтарь и клиросы. Такая церковь была построена с той целью, чтобы в богослужении могли участвовать все собравшиеся паломники. Во время эвакуации в Первую мировую войну в нем было около 500 сестер и 700 учащихся. Первоначально он был перемещен в Бессарабию, а затем в Сербию, где под его влиянием воскресло женское православное монашество 857 . Из своего состава Леснинский монастырь выделил три общины, впоследствии ставшие монастырями по типу Леснинского: Теолинскую, Вировскую и Радечницкую. Вировская община также поднималась за счет пожертвований императорской семьи и о. Иоанна Кронштадтского . Как и в Леснинском монастыре, в нем был развернута столь же широкая благотворительная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остальное время ночи стараюсь провести в благодарственной молитве к Царице Небесной. Мне кажется, что Она хотела мне, недостойной, не только помочь перенести боль в эту ночь, но и показать, как велика Ее сила творить подобные чудеса». Чудо, совершившееся во время пребывания Иконы в Лесненском монастыре 18.12.91 –16.06.92 г.: «У одной француженки был рак обеих грудей. Ее сын, узнав об иконе, посоветовал матери помолиться перед ней. Женщина поехала в Лесненский Монастырь и попросила ватку у Матери Игумении, которая дала ей довольно сухую ватку в пластиковом мешочке. Дама, вернувшись домой, сунула мешочек в карман передника, не придавая ему значения. Через несколько дней приходит ее сын и спрашивает, была ли она у Иконы. Мать отвечает, что была, и вынимает из кармана мешочек с ватой. Моментально помещение наполняется сильным благоуханием, и сын с матерью замечают, что ватка вымокла истекающим из нее миром. Мать мажет этим миром больную грудь и вскоре после визита к доктору удостоверяется в исчезновении опухолей. Дама пришла в монастырь и рассказала с благодарностью о случившемся». Сообщение из Леснинского монастыря, 1992 г.: «Насельница Леснинского монастыря, сестра Наталья П., страдала астмой. Ее неудержимо бил кашель, отчего все праздничные дни, когда сестры радостно встречали Иверскую Икону Богоматери, она провела в постели. Тем не менее сестра Наталья перестала принимать лекарства и поднялась помолиться у Святой Иконы вопреки мнению лечащего врача. И кашель утих, астма стала отходить».       Новый иконостас зимнего храма Лесненского Монастыря. Чудо иконы: «Вскоре после явления Мироточивой Иверской Иконы Божией Матери, брат Иосиф стал почти ежегодно привозить ее на праздник Лесненского монастыря, привлекая этим большое количество гостей и паломников, съезжающихся со всех концов Западной Европы, принося таким образом любимому монастырю благодать и всяческую поддержку. Во время одного из таких приездов, одна благочестивая паломница предложила брату Иосифу довольно крупную сумму, чтобы он на нее приобрел приличный гардероб, достойный хранителя такой дивной Иконы. Брат Иосиф отклонил этот дар говоря, что он нарочно так скромно одевается, желая этим подчеркнуть торжественность дивного охраняемого им образа и свое смирение перед ним. Но он предложил паломнице передать этот дар матушке игуменье Магдалине на постройку нового иконостаса в зимнем храме главного здания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Лесна-Подляска. Леснинский Богородицкий женский монастырь. Церковь Воскресения Христова на монастырском кладбище. Кладбищенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Воскресения Христова была возведена в 1898 году на небольшом монастырском кладбище, в нескольких десятках метров от Крестовоздвиженского собора. Освящена церковь была 23 мая 1898 года епископом Тихоном (Белавиным, будущим патриархом Московским). Здание храма было построено в русском стиле из сосновых бревен и увенчано большой луковичной главкой на восьмигранном барабане, на каждой грани которого были написаны изображения святых. Храм был построен по инициативе игуменьи монастыря Екатерины (Ефимовской). Размеры храма составляли: 13 аршинов в ширину и 9 в длину, алтарь располагался на высоте 2 арш. В православной церкви окна в трех стенах открывались во время богослужений, посредине стоял клирос для хора, лестница имела 15 ступенек. Под алтарём находился фактически нижний храм (без алтаря) с гробницей. Незадолго до Первой Мировой войны храм был раширен пристройкой боковых веранд и четырёх шатровых завершений по углам, увенчаных луковичными главками с крестами. Вокруг этой церкви находилось одно из двух монастырских кладбищ с могилами монахинь и местного православного духовенства и их детей, работавших в монастыре. Вся территория была огорожена деревянной оградой. Около 4000 верующих могли собраться на церковной площади в праздничные дни возле церкви. Церковь была разобрана, вероятно, в 1923-1924 годах, после того, как в августе 1923 года новым настоятелем монастыря паулинов стал Александр Лазинский, в начале настоятельства которого и были снесены пустующие православные церкви на церковной площади. На месте Воскресенской церкви поляки возвели часовню со статуей Пресвятого Сердца Иисуса. Источник: Православныя русск i я обители, СПб, 1910, сс. 633-635; Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38106

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010