Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сергий Савваит, прмч. - житие Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий, Косма, Анастасий протодиакон, Феоктист и прочие, в обители святого Саввы убиенные Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий, Косма, Анастасий протодиакон, Феоктист и прочие, в обители святого Саввы убиенные. В VIII веке окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям сарацин. Был разрушен и пришел в запустение монастырь святого Харитона. Дважды сарацины пытались разграбить Лавру преподобного Саввы Освященного, но Промысл Божий хранил обитель. Лаврские иноки могли укрыться от варварских набегов в Иерусалиме, но они решили не покидать того места, где спасались много лет. В конце Великого поста на неделе перед Вербным воскресеньем, 13 марта, сарацины ворвались в монастырь и потребовали отдать им все ценности. Получив от монахов ответ, что в монастыре нет ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды, сарацины стали стрелять в насельников из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены, пылали монашеские келлии. Сарацины намеревались поджечь и монастырскую церковь, но, увидев вдали множество людей, решили, что это войска, посланные из Иерусалима. Сарацины поспешили удалиться, унося с собой то немногое, что им удалось награбить. После бегства врага отец Фома, искусный врач, стал оказывать помощь оставшимся в живых. В Великий четверг 20 марта сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища. Обитель была окружена, чтобы никто не мог спастись бегством. Варвары схватили святого Иоанна, совсем еще юного инока, бывшего попечителем странников. Его жестоко пытали, затем перерезали на ногах и руках сухожилия и стащили за ноги по камням с горы, содрав кожу со спины мученика. Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, скрыл священную утварь и пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам все-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братиям, бывшим с ним в пещере: «Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите». Сарацин спросил, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и преподобный ответил, что он был один. Его отвели в Лаврскую церковь, где оставшиеся в живых ожидали своей участи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа. Тогда их перевели в пещеру преподобного Саввы, находившуюся в ограде монастыря, и перед входом в пещеру развели костер, в который подбрасывали навоз, чтобы заключенные задохнулись от ядовитого дыма. В пещере погибло восемнадцать человек, в том числе и преподобные Иоанн и Патрикий. Оставшихся в живых сарацины продолжали истязать, однако, ничего не добившись от них, покинули монастырь.

http://pravicon.com/info-3360

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Раифский инок Даниил пишет, что святой Иоанн «смотрел на Синайскую гору (где он начал свои подвиги) как на место, указанное ему Богом, устремляя горе свой ум и вознося его к Богу невидимому... Он стяжал здесь смирение самое глубокое, нестяжание самое совершенное, любовь к Богу нелицемерную, заключил доступ к сердцу своему демону суетной славы и надежды на собственные силы» 23 . Что касается послушания, какое он оказывал своему духовному отцу Мартирию, то в этом отношении юноша Иоанн явил высочайший образец покорности и самоотвержения. По свидетельству того же историка, святой Иоанн так подчинился духовному водительству своего руководителя, что, казалось, душа его не имела ни собственного ума, ни своей воли, ни собственных желаний. А что всего удивительнее, замечает Даниил, это то, что при обширной своей учености, эту необычайную и чуждую смирения кичливость человеческого любомудрия он обучил небесной простоте 24 . По истечении четырнадцатилетнего испытания Иоанн принял иноческое пострижение. Присутствовавший при этом обряде благочестивый игумен Стратегий по внушению свыше предсказал, что новопостриженный будет великим подвижником и одним из опытных руководителей монашеского жития. А другой отшельник Синайской горы, по имени Анастасий, увидев однажды юного Иоанна, спросил старца Мартирия: – Кто принимал от сего юноши обеты иноческие? Мартирий ответил, что постригал его сам он (Мартирий). Тогда авва Анастасий с удивлением воскликнул: – Кто бы мог подумать, отец мой, что ты посвятил Богу будущего игумена Синайской горы! 25 Третий великий отшельник Синайской пустыни, авва Савваит, умыл ноги Иоанновы прежде его духовного отца Мартирия и поцеловал ему руки. Удивленный этим, ученик Савваита после спросил у старца: – Что это значит, отче? Савваит ответил: – Поверь мне, чадо, не знаю, кто этот юный; принимал же я игумена Синайского и умыл ему ноги 26 . Девятнадцать лет Иоанн упражнялся в подвиге беспрекословного послушания, когда Бог призвал к Себе его старца Мартирия. Тогда Иоанн возымел желание уйти в полное уединение и затвор. Подготовляясь к этому подвигу постом и молитвою и получив одобрение от одного старца (Георгия Арселаита), Иоанн оставил гору и удалился в глубь пустыни. Поселившись в долине Фола, он сорок лет подвизался в полном одиночестве, проводя жизнь в посте, молитве и трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

С крестом в руке, оружием непобедимым, изображается на святых православных иконах святая дева, победительница греха и смерти. По ее молитвам исцеляются недуги, «кровоточивые и прокаженные очищаются», «смрад страстей отгоняется». По ее молитвам верующие обретают свет Божественного ведения, приуготовляя себя к восхождению.в Чертог Небесный. Святые мученики Терентий и Неонилла Святые мученики Терентий и Неонилла . Блаженный Терентий, благочестивый христианин, и его единоверная жена Неонилла имели семерых детей: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникию, которых они воспитали в благочестии. В царствование Декия (249–250) вся христианская семья была схвачена нечестивыми и представлена на беззаконное судилище. Мучители требовали отречься от Христа, но святые единогласно исповедали Христа и хулили идолов. Тогда их повесили, строгали тела и поливали раны уксусом, а снизу еще палили огнем. Святые молча терпели мучения и в душе молились Богу об утешении и подкреплении. Господь послал Своих Ангелов, которые освободили святых мучеников от оков и подали исцеление их язвам. Видя терпение мучеников, нечестивцы дивились и приходили в ужас, придумывая все новые мучения. Святых бросили на съедение зверям, но по Божию повелению звери были кротки, как овцы, и не принесли никакого вреда; тогда мучеников опустили в котел с кипящей смолой, но огонь тотчас угас, а смола стала похожа на холодную воду. Убедившись, что муки вовсе не приносят вреда святым, злочестивые мучители мечом отсекли им головы. Преподобный Стефан Савваит Преподобный Стефан Савваит подвизался в обители Саввы Освященного и был современником святого Стефана чудотворца (память 13 июля). Известен как писатель канонов. Блаженная кончина преподобного Стефана Савваита последовала в начале IX века. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651–1709), в Крещении Даниил, – сын украинского сотника Саввы Туптало и его набожной и добродетельной супруги Марии. В 1662 г. поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в 1668 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

из 70, 28 апр. и 10 ноября.     Соссий (Sossius, σς здравый, греч., или σσσος — диоптра — наблюдающий) диакон, муч. путеольский, 21 апр.     Сосфен (сохраняющий крепость, греч.), из 70, 8 дек. и 30 мар.     Сосфен воин, муч. халкидонокий, 16 сент.     Софиа (премудрость, греч.), муч. римская, с Верою и др. 17 сент.     София и Ирина мученицы, 18 сент.     Софония (скрывает, защищает Господь, евр.) пророк, при Иосии, 3 дек.     Софроний (здравомыслящий, умеренный, греч.) архиеписк. кипр., 9 дек.     Софроний, патриарх иерусалимский, 11 марта.     Спевсипп (погоняющий коней или быстрый ком, греч.), 16 янв.     Спиридон (круглая, плетеная корзина, греч.), еп. тримифунтский, 12 дек.     Спиридон и Никодимпросфорники печерские, 31 окт.     Стахий (колос, греч.), ап. из 70, 31 окт.     Стефанида (победительница, венчанная, греч.), муч. в Дамаске, 11 ноября.     Стефан (венок, греч.) первомученик, 27 дек., 15 сент. и 2 авг.     Стефан комит, муч. с     Мелетием, 24 мая.     Стефан, папа римский, муч., 2 авг.     Стефан исповедник, еп. сурожский, 15 дек.     Стефан новый, преподобный, и Стефан муч., цареградские, 28 ноября.     Стефан Савваит творец канонов, 28 окт. Стефан Савваит, преп., 13 июля.     Стефан преп., основатель Хинолакковой обители, 14 янв.     Стефан, игумен триглийский, исповедник, 28 марта.     Стефан, архиеп. цареградский, 17 мая.     Стефан новосиятель, преп. цареградский, 9 дек.     Стефан, еп. владимирский на Волыни, 27 апр.     Стефан, еп., пермский, 26 апр.     Стефан, пр. махрищский, 14 июля.     Стратоник (победитель воинства, греч.), муч. в Мифии, 13 янв.     Стратоник муч., 4 марта.     Стратоник, муч. вифинский, 13 сент.     Стратон (воюющий, греч.), и др. муч. никомидийские, 17 авг.     Стратор (вернее Стратоник) муч., 9 сент.     Студий, 30 дек.     Суимвл (у грек. Сеимвл), из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Суссанна (или Сосанна) преподобномученица салернская, 6 июня.     Таврион (воловий, название одного месяца в Кизике, греч.), муч. македонский, 7 ноября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Заповеди Различие исполняющих заповеди с усердием, и без оного. 1: 17. Никто не должен извиняться немощию в неисполнении Евангельских заповедей. 26: 12. Пример отложения одной заповеди для исполнения другой. 26: 149. Звание к духовной жизни Призываемые к духовной жизни не должны медлить, и почему? 1: 15. Призвание к духовной жизни уподобляется призванию на службу земного царя. 1: 20. Зло Не должно удивляться делающим злое, а говорящим доброе. 26: 90. Причиною крайних зол бывает иногда воспитание, иногда худое сообщество, а иногда собственное развращение души. 26: 123. И Изменение Живущие в общежитии бывают иногда окаменелы сердцем, а иногда утешаемы умилением. 4: 87. Случающиеся с нами многообразные и непонятные изменения бывают иногда от действия вражия, а иногда от дебелой плоти. 26: 127. О избавлении от сих изменений должно молиться Богу. 26: 128. Когда удалится от нас духовное Солнце правды, тогда опять возвращаются к нам и побежденные страсти. 26: 158. Иоанн Савваит Повесть, как Иоанн Савваит послушанием и терпением разодрал рукописание грехов своих. 4: 111. Иов Иов, лишившись всего, не смутился, потому что не имел в себе сребролюбия. 17: 13. Как Иов в бесславии, на гноище, стяжал смиренное устроение души? 25: 59. Иосиф Иосиф ублажается не за бесстрастие, а за отвращение от греха. 26: 165. Исидор Повесть о Исидоре, о его послушании, смирении и терпении. 4: 23. Исихий Полезная повесть об Исихии - какое впечатление произвела на него память смерти? 6: 18. Искушения Две хитрости врага: 1. помыслы, советующие не удаляться от сближения с миром; 2. помыслы, побуждающие идти в мир для научения и назидания других. 3: 10. 11. Какая польза - терпеть искушения от братии? 4: 30. Как борют нас бесы в случающихся с нами искушениях? 26: 106. Не должно безрассудно и самовольно вдаваться в искушения. 26: 159. Испытание себя Как нужно ежедневно испытывать свои действия. 4: 115. Испытывая себя и сравнивая житие наше с житием святых отцев, найдем, что мы ничего еще не исправили. 23: 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/938/...

Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших При Константине Копрониме многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что обнаружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался. Память 29 ноября Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Блаженный Иоанн Лествичник пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал: — Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

В Великий четверг 20 марта сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища. Обитель была окружена, чтобы никто не мог спастись бегством. Варвары схватили святого Иоанна, совсем еще юного инока, бывшего попечителем странников. Его жестоко пытали, затем перерезали на ногах и руках сухожилия и стащили за ноги по камням с горы, содрав кожу со спины мученика. Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, скрыл священную утварь и пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам все-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братиям, бывшим с ним в пещере: «Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите». Сарацин спросил, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и преподобный ответил, что он был один. Его отвели в Лаврскую церковь, где оставшиеся в живых ожидали своей участи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа. Тогда их перевели в пещеру преподобного Саввы, находившуюся в ограде монастыря, и перед входом в пещеру развели костер, в который подбрасывали навоз, чтобы заключенные задохнулись от ядовитого дыма. В пещере погибло восемнадцать человек, в том числе и преподобные Иоанн и Патрикий. Оставшихся в живых сарацины продолжали истязать, однако, ничего не добившись от них, покинули монастырь. Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах монахи вернулись в Лавру, отнесли тела убиенных преподобных отцов в церковь и в печали погребли их там. Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом. Они стали жертвой внезапной болезни, и все до одного погибли, а тела их стали добычей диких зверей. --- См. также: Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит, еп., прп. - http://pravicon.com/sv-974 Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2491

Типикон обители святого Саввы лег в основу годичного богослужебного цикла; правила, перепечатываемые и поныне в богослужебных книгах, нередко имеют непосредственное отношение к практике, принятой в великих монастырях Иудеи. Савваит святой Андрей Критский в своем «Великом Каноне» создает новую форму церковной поэзии, перенятую в следующем поколении двумя савваитами, преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маиюмским, на сочинениях которых, вошедших в состав Октоиха и Триоди, во многом строится византийская гимнодия, обретшая в основных своих чертах законченность уже в следующем (девятом) столетии благодаря трудам студитов, на которых оказал существенное влияние другой савваит – святой Феофан «Начертанный», пострадавший в Константинополе за иконопочитание….Ибо что как не икона свидетельствовало о Воплощении, и не был ли и сам Иерусалим таковою иконой? В оба периода иконоборчества савваиты отстаивали полноту Веры: преподобный Иоанн Дамаскин противостоял исаврийским императорам, три посланника монастыря святого Саввы в Константинополе, Михаил Синкелл и два «Начертанных» брата, Феодор и Феофан, Льву Армянину и амореянам. Мы не должны забывать и о том, что независимость от Константинополя позволила сохранить на Синае иконы, относящиеся как к шестому столетию, так и к позднейшим временам, что является уникальным случаем, ибо крепостные стены Синайского монастыря делали его куда менее уязвимым, нежели МарСаба, которая снова и снова становилась жертвой набегов бедуинов. Интеллектуальная жизнь в монастырях нисколько не угасала и в это время достаточно вспомнить автора «Источника Знания» преподобного Иоанна Дамаскина , получившего в иных странах вводящее в заблуждение прозвище «святого Фомы Аквинского Восточной Церкви». Прежде всего, именно в этих многонациональных монастырях книги переводились с разных языков и на разные языки (включая, разумеется, арабский). Именно в МарСабе были переведены с сирийского на греческий и включены в православную традицию аскетические творения «несторианского» епископа Исаака Ниневийского (Сирина), признанного впоследствии великим святым Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Вернувшись в лавру, он встретил праздник в духовной радости. Принял таинство елеосвящения и все последующее время пребывал сосредоточенным в молитве, часто сподобляясь причащения Св. Тайн. Ничто земное его уже не занимало. Прежде любил он читать церковные издания, журналы, интересовался новостями церковной жизни, теперь же не раскрывал присылаемых ему писем и книг. Весь был погружен в молитву. На вопрос об одной книге, которую он хотел получить, ответил: «Теперь я занят другим делом. Молю Господа о прощении грехов моих». Трогательно благодарил всех желавших ему чем-нибудь послужить. Неотлучно находился при нем русский послушник лавры, о. И. Передаем с его слов о последних минутах о. Антония. В ночь с 3 на 4 февраля старого стиля, о. И., читавший Псалтирь в келии-пещере заметно угасавшего о. Антония, почувствовал, как слабеет его дыхание. Подойдя к о. Антонию, он был поражен: лицо о. Антония светилось необыкновенной любовью и лаской (думаю, к оставляемой им братии, замечает о. И.). Когда о. И. произнес: «В далекий путь Вы идете…», на глазах о. Антония появились слезы, а лицо выражало радостное умиление. Свеча в руке о. И. догорела. Он подошел к иконам, чтобы зажечь другую. Возвратившись к постельке о. Антония, склонившись над ним, видит: авва его отошел ко Господу. В этот момент стали ударять в било на полунощницу – около 2 часов ночи. «Как будто после долгого перерыва вновь пошел в храм отец Антоний», – говорит о. И. Вечером того же дня, в половине 4-го, совершилось погребение. Предстоятельствовал архиепископ Елевферопольский Хрисанф в сослужении начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Димитрия и многочисленного духовенства Иерусалимской Патриархии и лавры. Трогательное прочувствованное слово сказал архиепископ. Он назвал почившего одним из столпов великой лавры Св. Саввы. По обычаю обители, тело почившего не зарыто в землю, а положено в пещере вблизи усыпальницы преподобного. Православные русские люди, помяните в своих молитвах русского подвижника лавры Святаго Саввы Освященного! Протоиерей Александр Семенов-Тян-Шанский. «Монах Антоний Савваит»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010