Пример, как страх Господень тому, кто его имеет, показывает все грехи его? 26: 223. В ком нет страха Божия, тот исполнен любви, или умер душевно. 30: 10. Страх Божий, входя в душу, очищает и истребляет нечистоту ее. 30: 17. Умножение страха Божия есть начало любви. 30: 20. Судьбы Божии Судьбы Божии о причинах падений человеческих - для нас непостижимы. 5: 29. Смех Смиренномудрию более всего неприличен смех. 7: 8. Кому подобен иногда плачущий, а иногда смеющийся? 7: 14. Как удаляться от слышания смехотворных речей? 12: 5. От чего происходит безвременный смех? 26: 41. Т Темница Обитель кающихся называлась Темницею. Кого в ней заключали для покаяния? 4: 41; 5: 3. 4. Какие были подвиги кающихся? И в чем заключались их упражнения? 5: 5. 21. 24. 25. В час чьей-либо смерти, как братия вопрошали о благонадежии его спасения? И что умирающие отвечали? 5: 22. О плачевном устроении сей Темницы; и о том, что кающиеся пребывали в ней охотно; и почему? 5: 23. Теплота духовная и усердие Что должно делать в лишении теплоты духовной? 1: 12. Для чего, на земном небе общежития, братия иногда бывают окаменелы сердцем, а иногда утешаемы умилением? 4: 87. Терпение Примеры терпения: Лаврентий, Эконом, Мина, Аввакир, Акакий, Иоанн Савваит и Македонии. 4: 25. 26. 29. 31. 34. 110. 111. Что значит - утвердить ум на Древе Креста? 4: 36. Терпеливыми мы можем назваться тогда, когда переносим презрение от всякого человека. 4: 84. Ничто так не делает душу бесплодною, как нетерпение, непостоянство и удобопреклонность к перехождению с места на место. 4: 93. Три степени терпения бесчестий: у делателей страха Божия, воздаяния и любви. 8: 27. Все случающееся с нами можно принимать трояким образом. 26: 56. Кто приобрел чувство или навык неутомимого терпения, тот не убоится ни страдания, ни трудов. 26: 77. Что есть терпение? И как оное нужно, особенно безмолвнику? 27: 70. В чем состоит крайний предел терпения и уныния? Также гнева и долготерпения? 29: 10. Трапеза Как во время трапезы братия побуждали друг друга к умному деланию и умной молитве? 4: 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/938/...

7. Сократ (сохраняющий власть), муч., апр. 21. Солохон (засыпающий, убивающий камнями), муч., мая 17. Сонирил, муч., мар. 26. Сосипатр (спасаюий отца), ап., янв. 4. апр. 28 и нояб. 10. Соссий(здравый), муч., апр. 21. Сосс, муч., сент. 19. Сосфен (сохраняющий крепость), ап., янв. 4, мар. 30, сент. 16 и дек. 8. Софония (скрывает, защищает Господь), прор., дек. 3. Софроний (здравомыслящий, умеренный), иерусалим. мар. 11, кипр. дек. 9. Спевсипп (погоняющий коней или быстрый конь), муч., янв. 16. Спиридон (круглая плетеная корзина), печер. окт. 31; тримиф. дек. 12. Стахий (колос), ап., янв. 4 и окт. 31. Стефан (венок) архидхак., янв. 4, авг. 2, сент. 15 и дек. 27; преп., янв. 14; тригл. мар. 28; перм. апр. 26; печер. апр. 27; констан. патр., мая 17; комел. июня 12; савваит, июля 13; махрищ. июля 14; серб. (Симон) сент. 24; муч., (казан.), мар 24,. мая 24; св.-муч., авг. 2: творец канонов, окт. 28; испов. и муч., ноябр. 28; кипр. дек. 9; испов. сурож., дек. 15;(Даниил) – дек. 17. Стратоник (победитель воинства), муч., янв. и сент. 13. Стратон (воюющий), муч, авг. 17. Стратор, муч., сент. 9 и 13. Суимвл, муч., мар. 26. Таврион (воловий, название одного месяца в Кизике), муч., ноябр. 7. Тарасий (беспокойный), архиеп., фев. 25. Тарах (беспокойство), муч., окт. 12, Татион, муч., авг. 24. Теодол, муч., авг. 2. Терентий (полирующий, растирающий), муч., мар. 13, ап. 10, июня 21 и окт.. 28. Тертий (третий), ап., янв. 4, окт. 30 и ноябр. 10; муч., окт. 28. Тивуртий (из Тибура, города в Италии), муч., ноябр. 22 и дек. 18, Тигрий (тигровый), св. муч., июня 16. Тимолай (оказывающий почтение народу., муч., мар. 15. Тимон (почитающий), ап., янв. 4, июля 28 и дек. 30. Тимофей (почитающий Бога), ап., янв. 4 и 22; муч., янв. 24, мая 3, авг. и дек. 19; препод., фев. 21; кн. псковск., мая 20; прус. июня 10.. Тит (почтенный), ап., янв. 4 и авг. 25; преп. киев., фев. 27; чудотвор., апр 2. Тихик (случайный, благополучный), ап., янв. 4 и дек. 8. Тихон (Бог счастья), амафунт., и лухов. (медын.-калуж.), июня 16; воронеж, авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

«Затрудняемся сказать», говорит дальше проф. Смирнов, «в каком отношении к дару различения духов стоит дар прозорливости, который между прочим выражается в способности проникать непосредственно в нравственное состояние другого человека, читать в душах других людей. Есть ли прозорливость самостоятельное духовное дарование, или особый вид пророческого дара различения духов, говоря конкретнее – ощущать присутствие духов злобы или ангелов, – мы не знаем. Только это дарование более редко, чем различение духов. Однако примеры обладания этим даром идут также с первых времен монашества. Пахомий Великий и Феодор Освященный обладали даром прозорливости. Каждый узнавал грехи братии или по Духу Божию, «Который был на нем», или же по откровению от ангела. Дар этот подвижники употребляют в интересах исправления людей. Преп. Гелен поселился в одной обители «некоторым из братии открывал тайныя помышления и советы сердца: один увлекался духом прелюбодеяния, другой духом гнева, в иных прозревал кротость, праведность, терпение… И те, которых он обличал, сами должны были признать, что он как бы читает в душах их, и сокрушались сердцем (Лавсаик, 183–184). Преп. Иоанну открыто было поведение каждого (монаха) в соседних монастырях и он писал отцам, что вот такие-то и такие-то предаются нерадению, не исполняют в страхе Божием положенного правила, а другие преуспевали в вере и духовном совершенстве. Писал и самим братиям… Деяния и самые поводы к ним, подвиги и нерадение он так изображал, что иноки, сознавая правду написанного про них, приходили в сокрушение совести» (Лавсаик, 188) («Богосл. Вестн». Апр. стр. 766). Преп. Стефан Савваит также в изобилии обладал этим даром – умел «видеть духом». Он сам говорил: «Я удостоен от Бога дара прозорливости и понимаю по одному виду и зрению помыслы и тайныя страсти души из всего, что мы зрим, или о чем нас спрашивают, или кто к нам попадается, я узнаю духовные и душевные нужды» (VIta St. Steph. Iulii., 538–522) («Богосл. Вестн». Апр. стр. 733–774). Один из живых примеров старческаго служения находим мы в житии преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Ели рыбу под белым соусом, гуся и баранину, телячьи язычки – одна неожиданность. – Еще неожиданности-то! Пили вина с яркими ярлыками, в золотой и серебряной оклейке, с французскими буквами. Пили и за упокой кресинького, и за здоровье многоуважаемых. И весь обед пел граммофон и рассказывали анекдоты. После обеда осматривали трактир-ресторан, только что освященный. – Номер четвертый будет-с! Теперь у меня один работает, слава тебе Господи, на посаде, второй в городе, третий в Манькове, а это последышек-с… Чуточку пообстраиваемся… В трактире были даже три кабинета – чиновники когда выезжают-с, – и по праздникам приходили играть Илюша и Гриша. Галдели мужики, где-то играли знакомые трехрядки, но Здобнов приказал устранить на четверть часа, ввел в кабинет и приказал откупорить шампанского. – Нет-с, дозвольте-с. Там неизвестно, а мы, может, заварим еще какую кашу. Дозвольте помянуть кресинького. Шампанское крепко шипело, сильно пахло лимонной коркой и горечью, и сейчас же у всех заболели от него головы. Потом пили чай в малиннике, с ромом и коньяком, и когда выехали в Ключевую, чтобы проститься с Ариной, падали сумерки. Автомобиль пробирался тихо по мягкой дороге в хлебах, пахло спелой соломой, полынью, дикой рябинкой и пылью. Еще журчали невидные уже жаворонки. Повстречали в хлебах телеги: катили с праздника из Степанова, нагруженные кашей голов и сапогов, с пиликающей гармоньей, – Степан Савваит ржице кланяться велит, – Попов издалека загудел гулкими вскриками, накатил мягко, зашарахались лошади в хлеба, и окатило бранью. И, не оборачиваясь, не глядя по сторонам, вел машину по извивающейся дороге. – Должно быть, мы первые здесь… – сказала Паша и все оборачивалась: как телеги. И видела на светлом небе черные маленькие дуги. – Попривыкнут… – сказал Попов, пугая гудками темнеющую даль хлебов. Увидали над рощицей, близко к закату, золотенький ноготок молодого месяца. Ехали опушкой, и долго провожала автомобиль смутно нырявшая какая-то ночная птица, вскрикивала тонко и зло. Мягко вкатили в ельник, душный и темный, зашуркали по колюшкам. Было совсем темно, но не хотелось зажигать фонари – сейчас выход на Ключевую. Уже пошла под гору дорога, уже пахнуло с просвета росистой свежестью. На Ключевой падала роса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Основная суть православного учения 11 Господь наш Иисус Христос сказал о своем учении, что оно будет утаено от мудрых и разумных, но открыто младенцам. Как это? Может ли маленький ребенок понять то, чего не понимает взрослый мужчина, находящийся в полном расцвете своих умственных и физических сил, или стяжавший полноту житейского опыта старик? Многие под словом младенец понимают людей и простых, малограмотных, непричастных премудрости века сего. Но опять-таки непонятно: как может пастух, земледелец, рыбак понять то, чего не понимает врач, инженер, адвокат? Странно, однако, это часто случается. Вся история христианства, от времен Самого Христа до наших дней, доказывает это. Почему бы так? Да потому, что христианство просто, как прост Сам Бог, его основавший. Мы же сделались сложными и лукавыми, и это-то самая простота и становится для нас непонятной и неприемлемой. Посмотрим же, в чем состоят основные истины учения нашей Церкви, и мы увидим их простоту. Первое, о чем мы должны помнить, это то, что мы умрем, каждый в свой срок и при том неизвестно когда. Может через тридцать лет, может быть через десять, может через год, а может еще раньше. Это просто, ясно и, несомненно. После смерти, по слову Христа, нас ожидает вечная жизнь. Жизнь эта для творящих Его заповеди будет блаженной, будет пребыванием с Ним Самим, с Его ангелами и святыми. Для грешников же, т. е. для людей преступающих Божии заповеди, будет пребыванием в адских муках с демонами и другими подобными грешниками. И то, и другое, т. е. блаженство и мука, будут вечны. Во время этой короткой земной жизни решается наша вечная участь. Или спасемся или погибнем, и если погибнем, то уже погибнем навсегда. Нам не дадут второй раз жить, чтобы поправить свои ошибки: будет все потеряно. Это, опять-таки, все необыкновенно просто. Какой же практический вывод мы можем сделать из этого? А такой, что нам надо обязательно спастись, спастись, во что бы то ни стало. Можно ли спастись наверное, несомненно? Можно. Христос нам Сам указывает этот способ: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). Смысл этих слов ясен. Будешь творить волю Божию, обязательно спасешься, не будешь творить, обязательно погибнешь, т. е. пойдешь в вечную муку, как раб, отказавшийся повиноваться своему полновластному Господину, как тварь, восставшая на своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опять Вы глаголете неправду на Господа, что Он якобы Вам не помогает и даже не слышит Ваших молитв. «Молюсь Господу, чтобы Он вразумил меня, дал силу и терпение, да видно плохо молюсь: не приходят ни сила, ни терпение». Да, если Господь не помогал Вам и не укреплял, то Вы и дня одного не смогли бы выдержать в той обстановке, в которой находитесь и которую мне описываете, а Вы терпите ее уже много лет и не бросаете своего дела. Ясно, что Вы получаете огромную помощь от Господа, сами того не понимая. Жалуетесь, что Вы находитесь в состоянии какого-то одеревенения, и ничто духовное Вас не трогает, даже и Ваше пребывание в монастыре не рассеяло этого состояния. И такое состояние часто нам нужно и способствует нашему спасению. Даже и у великих подвижников бывало иногда такое состояние. Тут-то и время доказать свою верность Господу. Несмотря на это состояние, не оставлять духовного делания и продолжать нудить себя на молитву и на все добрые дела. Легко молиться, когда сердце согрето, а тут и сердце неспособно ни к какому духовному ощущению, и ума не соберешь. Тут-то и нужен подвиг, большое насилие над собой. Но если Вы не впадаете в уныние, и будете продолжать свое духовное делание и пребудете верной своему послушанию, то Господь в свое время вознаградит Вас сторицею. Скажите себе, что такое состояние попущено Вам Господом и оно почему-то нужно Вам для Вашей же духовной пользы, которую Вы не понимаете, и Вам будет легче его переносить. Вообще, что бы с вами ни случилось, считайте, что это все послано Вам от Господа, Который различными средствами совершает наше спасение: иногда нас бьет, иногда и ласкает. Для того чтобы Вы уяснили себе великую пользу от Ваших искушений и напастей, посылаю Вам отрывок из творений И. С. Когда у меня бывают сильные искушения и скорби, я читаю этот отрывок, и он действует на меня очень успокоительно. Даже если и случится какая-нибудь великая буря, и тогда не устрашитесь и не оставьте своего упования на Бога. Вспомните, что сказал Господь Своим ученикам во время бури на море Галилейском: «что пугливы есте, маловерные, разве не верите, что Я непрерывно храню вас и не попущу ничего вредного для ваших душ». Всегда Он посылает нам то состояние и те обстоятельства, которые полезны нам в данную минуту… Постарайтесь усвоить себе такую психологию, чтобы быть всегда готовой перенести всякую скорбь и напасть и считайте себя достойной их. Тогда, когда эти скорби придут, то Вам будет легче переносить их: «Уготовихся и не смутихся». Посылаю Вам отрывок (2-ой) из творений Исаака Сирина , который очень способствует тому, чтобы благодушно переносить такие скорби. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последнее время о. Антоний был экономом лавры. Должность кропотливая, связанная иногда с улаживанием разных неприятностей. Это был тяжелый крест для него, но он ни разу не просил освободить его от этой должности. Он считал, что неся свой крест, надо следовать за Христом и думать об исполнении только воли Господней, а не своей. Творение воли Господней должно быть основной целью нашей жизни. Но с этим неминуемо связаны скорби. Вот что об этом говорит о. Антоний: «Терпеть без ропота и с благодарностью всякую скорбь, веря, что это и есть то самое, что необходимо нужно для нашего спасения». И в другом месте: «Все радости и увеселения мира – ничто по сравнению с духовными чувствами, которым Бог утешает Своих рабов. Укрепленные ими, они бодро шествуют по своему пути, не чувствуя усталости от трудов, которые несут ради Бога. Более того – сами скорби приносят им радость». Все это для о. Антония не были пустые слова, это говорилось на основании опыта: он твердо, без колебаний шел по пути, на который встал, и быстро созрел для Царства Небесного. О. Антоний интересовался духовной жизнью русских людей, как в России, так и за границей. Он верил в возрождение России, но считал, что оно будет зависеть от покаяния русских людей. Поэтому главным делом эмиграции должна быть покаянная молитва о своих грехах, а по обновлении духовном – молитва о помиловании наших страждущих братьев. В обращении с людьми о. Антоний мог казаться странным: он не был словоохотлив, не любил заводить разговоров, а празднословия просто не переносил; особой дружбы ни с кем не вел. И все-таки очень многие его любили. Возможно, что это чувство было ответом на его любовь к тем людям, с которыми он встречался и за которых молился в своих долгих ночных молитвах. Любовь рождает любовь. Быть может, этим можно объяснить, что на его похороны приехали из Иерусалима из греческого духовенства даже такие лица, которые мало его знали, но, по свидетельству бывших там, прощались с почившим со слезами, как с родным человеком. Вот что написано о его последних днях в журнале «Вечное» за апрель 1964 года:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другим и притом более обязательным средством прощения грехов было молитвенное предстательство пред Богом за грешника со стороны лица, принимавшего его испо- —478— ведь. Авраам, ученик преп. Сисоя, был однажды искушён от демона. „Старец, увидя его падение, встал, простёр руки к небу и сказал: Боже, угодно ли Тебе, или неугодно исцелить, но я не отступлю от Тебя, пока Ты не исцелишь его! – И ученик тотчас исцелился“ 500 . Когда старец принял исповедь инока, отрёкшегося от веры и от своих обетов, он наложил на падшего епитимию и прибавил: „а я буду умолять Бога за тебя“. Старец трудился за брата и молился Богу: „Господи, прошу Тебя, даруй мне душу эту и приими покаяние её!“ И услышал Бог молитву его 501 . Инок приходит к старцу, открывает ему свою брань, т. е. искушения свои. „Он же, рассказывает этот инок, сотворив молитву надо мною, уврачевал меня словом и делом“ 502 . Приняв исповедь брата, преп. Стефан Савваит сказал ему: „Ступай, чадо: в эту ночь я совершу всенощное бдение (πννυχον γρυπναν) за тебя и да будет воля Божия“ 503 . Молитвы старца в большей степени возбуждали милосердие Божие к грешнику и доставляли ему прощение, чем его собственные покаянные подвиги. По рассуждению преп. Варсануфия, грешник, „будучи сам собой недостаточен к уплате долгов своих, приносит малое, а молитвы святых (т. е. старцев) многое“ 504 . Мы уже знаем (см. I гл.), что молитвы старца о послушнике неизменно сопровождали его в пути жизни, как этой, так и будущей, и на земле, и за гробом. И молитва о прощении согрешений инока есть только частная форма того же молитвенного покровительства со стороны старца своему ученику. Отсюда вероятно, что первоначально в этой молитве содержалась простая просьба старца, обращённая к милосердому Богу, без всякой мысли о своём праве вязать и решить, об отпущении грехов этой богодарованной властью. Но вопрос о праве и —479— власти вязать и решить стал постепенно выясняться для иноческого сознания и становился на очередь. Инок спрашивает подвижника: „Как должно молить отцов о прощении грехов своих? Говорить ли – „простите меня“ или – „испросите мне прощение“? (τι συγχωρσατ μοι; τι ατσατ μοι συγχρησιν).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  - «госпожа»), жены Абд аль-Малика, к-рый повел его к своей госпоже. Сеида, увидев юного, статного и красивого монаха, воспылала к нему страстью. Она обещала облагодетельствовать М. С. и наделить его высокой должностью, если он согласится вступить с ней в любовную связь. На это монах ответил, что он верит во Христа и не может преступить Его заповеди, т. к. больше всего боится погубить свою душу. Тогда Сеида стала угрожать М. С. жестокими пытками, но и это не повлияло на его решение. Супруга халифа приказала избить монаха, затем передала Абд аль-Малику деревянную табличку с ложным обвинением в адрес М. С. и потребовала, чтобы тот разрешил ей поступить с юношей по ее усмотрению. Прочтя послание Сеиды, Абд аль-Малик понял, что оно содержит необоснованный донос, но не смог ни от кого добиться истинной причины гнева супруги. Он стал сам допрашивать монаха и, узнав, что тот исповедует христианство, пригласил иудея-законника, чтобы отвратить М. С. от Христа. Между ним, халифом и М. С. были устроены прения о сути веры - иудейской, мусульманской и христианской. В богословском споре победил М. С. Халиф приказал подвергнуть монаха пыткам, а затем велел ему выпить яд. М. С., осенив себя крестным знамением, исполнил повеление Абд аль-Малика, но остался жив. После этого халиф приказал привести человека, обвиненного в убийстве, и дать ему тот же самый яд. Преступник тотчас скончался, а видевшие это арабы-мусульмане закричали, что халиф должен убить М. С., иначе они все погибнут. Абд аль-Малик приказал вывести монаха за городские стены и отрубить ему голову. М. С. просил после казни завернуть его тело в плащ и отнести наставнику. Однако после того как святой был усечен мечом, между жителями Иерусалима и монахами возник спор, кто имеет право забрать останки мученика. Халиф приказал отдать тело М. С. монахам, к-рые отнесли его в ксенодохий (странноприимный дом) в Иерусалиме. Когда настал вечер, наставник М. С., провидя кончину своего ученика, вошел в лавру и зазвонил в колокол, чтобы собрать всех насельников и объявить им о случившемся.

http://pravenc.ru/text/2563764.html

Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 Предисловие переводчика В рукописных собраниях греческой аскетической литературы известны три текста, носящие имя монаха Стефана из Фиваиды. Два из них — “Завещание ( св. Стефана всем монахам” и “Стефана из Фиваиды заповеди отрекшимся” ( Qhba…ou ™ntola€ to‹j — были изданы в Греции в 1913 г. по единственной рукописи 1 , третий текст — “Аскетическое слово” — в арабской, греческой и грузинской версии увидал свет на страницах журнала “Le Museon” в 1964, 1969, 1970 гг. 2 . В арабском переводе автором “Слова” назван Стефан из Фиваиды, в двух греческих рукописях — Стефан Савваит, в грузинском варианте — монах Стефан. Авторство Стефана Савваита издателями отвергается 3 . Из трех названных сочинений только “Аскетическое слово” признается оригинальным произведением монаха Стефана, тогда как остальные компилятивны по своему содержанию и возвращают нас к наследию аввы Исайи и преп. Антония Великого 4 . Сведений о жизни Стефана мы не имеем, самый ранний арабский список “Слова” датируется 885 годом и был сделан монахом Исааком в Лавре св. Саввы (Vaticanus 71). Более поздний греческий Codex Parisinus 1066 восходит к XI–XII вв., и с его публикации выполнен настоящий перевод. “Аскетическое слово” Стефана из Фиваиды принадлежит к жанру той нравоучительной монашеской литературы, которая, начиная с IV в., тщательно разрабатывала новозаветное учение о новом человеке, ставя в центр внимания внутреннюю, духовную жизнь личности. Эта жизнь описывалась как динамический процесс борьбы воли человека с действием его эмоций и ума (страстями и помыслами). Человеческая природа рассматривалась при этом как нейтральная, способная воспринимать в себя добро и зло, как унаследовавшая от первого человека, Адама, с одной стороны, свободу воли, с другой — причастность греху и смерти. Из этой схемы вытекала программа аскетической жизни как освобождения от зла и приобретения добра путем внутренней борьбы. Необходимость борьбы обуславливалась неизбежным противодействием падшей человеческой природы, а конечная цель ее определялась как просветление, обожение личности. Для достижения святости предлагался многоступенчатый путь, он начинался с оставления порочных навыков, с умения сопротивляться собственным чувствам и мыслям, включал в себя приобретение добродетелей и увенчивался стяжанием Св. Духа.

http://pravmir.ru/stefan-iz-fivaidy-slov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010