Видя, что он подвижник, я говорил ему: хорошо, хорошо, брат, терпи – и получишь спасение. Блаженный Акакий пробыл у немилостиваго старца девять лет и отошел к Господу. Спустя пять дней после погребения его, Акакиев наставник пошел к одному жившему там великому старцу и говорит ему: отче, брат Акакий, ученик мой, помер. Услышав об этом, старец отвечал ему: поверь мне, досточтимый отец, я в этом сомневаюсь. – Приди и посмотри, продолжал пришедший к нему. Старец тотчас встал, пошел с наставником блаженнаго подвижника на кладбище, и здесь возгласил к почившему, как к живому: умер ли ты брат Акакий? Благонравный послушник, исполняя и по смерти послушание, отвечал великому сему старцу: не умер я, тому, кто исполняет послушание, умереть невозможно. Услышав это, старец Акакиев ужаснулся, и со слезами пал лицем на землю. Потом упросил игумена св. Лавры позволить ему поставить близ гроба Акакиева келью, в которой он жил уже богоугодно. Когда жил Иоанн Савваит еще в обители св. Саввы, пришли к нему однажды три юные инока, желая от него научиться добродетельной жизни. Он их принял ласково и угостил, стараясь всячески успокоить их после трудов, подъятых ими в дороге. По прошествии трех дней старец говорит им: я, братия мои, по природе моей человек-блудник, и не могу никого из вас к себе принять. Они этим не соблазнились; ибо знали подвиги сего старца. Когда же они никак не могли упросить его, то поверглись ему в ноги, и просили его, по крайней мере, наставить их, как и где им жить. Послушался их старец и, зная, что они примут наставление его со смирением и послушанием, говорит одному: Господу угодно, чтобы ты, сын мой, поселился в безмолвном месте и жил в послушании у какого-нибудь отца. Потом говорит второму: иди, продай свои хотения, отдай их Богу, и возьми крест свой, и с терпением пребывай в собрании и общежитии с братиею, и поистине будешь иметь сокровище на небесах. Потом и третьему сказал: непрестанно держи в своем сердце слово: претерпевый до конца той спасется. Иди, и сыскав себе, сколько можно, суровейшаго и строжайшаго наставника о Господе, не оставляй его, но терпеливо живя с ним, пей у него ежедневно поругание и посмеяние, как мед и молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Схиархим. Кирик Говорят, что жить по-христиански – искусство. В чем же оно и как ему научиться? Главное искусство жить по-христиански заключается в том, чтобы принимать жизнь как она есть и все, случающееся с нами, принимать как должное. Схимонах Антоний Савваит Может быть, в монастыре легче спастись, да и жизнь покойнее, не то, что в нашем страшном мире? Не по страху перед миром и желанию покоя от страстей бегут в святую обитель, а из любви к Богу. Схиархим. Даниил О молитве Как учиться молиться? Чтобы научиться молиться, прежде всего нужно: 1)    бороться со страстями, 2)     читать и слушать слова молитв внимательно, с чувством покаяния и упования на милость Божию, 3)    меньше суетиться. Схиархим. Даниил Молитва рассеянная... До каких же пор? Рассеянная молитва – не молитва , хотя Господь и ее принимает вначале от тех, кто еще только учится молиться. Но ведь надо же научиться когда-нибудь молиться и без рассеяния! Игумен Никон Ни на что не хватает времени, особенно на молитву, что делать? Надо все делать по силам. На телесное все силы убиваем, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Игумен Никон Такая беспорядочная, суетливая жизнь стала, как с ней не растеряться? Надо браться только за молитву, в ней единственная опора в нашей жизни. Схиархим. Даниил При раздражении молиться и не хочется, да и не выходит. Что же делать? Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в немирствии, то и молиться не сможешь. Игумен Никон Кик научиться молиться без рассеяния? Чтобы стяжать неразвлекаемую молитву – надо смириться перед Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться. Игумен Никон Что мешает молитве? Молитве более всего мешают печаль и памятозлобие. Схиархим. Кирик О чем нужнее молиться? Молиться надо не об исполнении наших желаний, но подлинная молитва всегда: «Да будет воля Твоя!» Схиархим. Кирик Почему трудно молиться? Молитва – всегда подвиг. Подлинная молитва возможна только в смирении, т.е. в любви ко всем и каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Если угодно, в мученичествах VIII и IX веков не было недостатка: в 789 г. пострадал савваит Христофор, в 796 г. погибло 20 мучеников саввинских, в 811 г. пострадали мученики Болгарские и т. д.; но только о втором мученичестве мы имеем агиографический текст, об остальных имеются лишь одни минейные памяти. Спрашивается, чем особенно прославились мученики Аморийские, так дружно привлекшие современную духовную письменность? По ознакомлении со всеми ими мы выносим очень неопределенное впечатление: ничем особенно они не прославились, – таков ответ на этот не исторический вопрос. Другое дело, если мы спросим себя: какие условия благоприятствовали появлению такого множества сказаний? С VIII-ro до половины IX века в Византии царило иконоборство, когда подавлялась всякая духовная мысль, преследовались всякие литературные труды монастырской братии. Агиографическое дело, находившееся в тисках, не могло развиваться, современники за этот период оставались безучастными зрителями подвигов замечательных лиц, не смея взяться за перо. С 842 г., с окончательным восстановлением православия, повеяло новым духом» – духом свободы в области слова, проповеди и литературы. Агиография расцвела. Великое множество исповедников иконоборческого периода постепенно вышло на свет и обнаружилось в их житиях. Но с 842 г. не было еще мученичеств, этого любимого рода византийской письменности. Событие 845 г. в глубине Азии было первым, в котором современники усмотрели мученичество, и вот они облюбовали эту тему, пересказывая её на разные лады. А Β Г Δ E Z – вот сколько версий только дошло до нашего времени, но несомненно, что в свое время их было несравненно более. Изучение этих сказаний потребовало бы много времени, если бы они не появились в превосходном издании П. В. Никитина, 125 который отнесся к замыслу В. Гр. Васильевского с такою любовью, эрудицией и тщательностью, что оно должно служить русским византинистам образцом и идеалом ученого издания. Акад. Никитин так много сделал для вопроса об Аморийском мученичестве, что работа исследователей облегчилась теперь в высокой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Там появилась несколько лет тому назад партия «Христианской демократии», которая стоит за христианизацию государства. Они учат, что заповеди Христа даны не для отдельных только лиц, они даны для всех: поэтому не только личная и семейная, но и общественная и даже государственная жизнь должна идти по заповедям Христа. Для проведения такой христианизации жизни, они требуют удаления со всех постов, как государственных, так и церковных, всех масонов, масонствующих, коммунистов, еретиков и вольнодумцев; требуют замены их истинными православными христианами, которые и должны будут произвести христианизацию жизни. Это движение «Христианской демократии» постепенно разливается по всей Греции и имеет отделения по многим городам. Я очень интересуюсь этим движением и даже выписываю их газету. Хорошо сделаете и Вы, если будете замечать светлые явления в человеческой жизни, а не темные. В противном случае будете всегда пребывать в подавленном состоянии духа. Да не надо забывать и того, что по слову Апостола «любящим Бога вся поспешествуют во благое». То есть, если мы будем стараться угождать Богу и творить Его заповеди (а это и есть любовь), то все, что ни произойдет с нами, будет нам на пользу: и болезни и здравие, и богатство и нищета, и почет и унижение, вообще все – будет нам во спасение. Надо верить, что Своим рабам Господь посылает всегда как раз то, что способствует их духовному преуспеянию, иногда скорбное, иногда утешительное и радостное. Человек внимательный ко своему спасению получает пользу и от добрых и от злых людей. От добрых он получает помощь и утешение в своей борьбе; от злых терпит напасти и оскорбления и, перенося их в терпении и незлобии, спасается. Св. Григорий Богослов выразил это словами: «Зло содействует благому намерением не благим». Итак, во всем мире для нас существует только одно действительное зло, наше злое произволение. У кого произволение направлено к добру, то все, даже сам дьявол , не может ему принести ничего, кроме пользы. Таким образом, будем с благодарностью принимать все то, что пошлет нам Господь: и скорбное и радостное, памятуя, что и то и другое, будет нам во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вообще, надо всеять в душу ребенка любовь к добродетели и отвращение ко греху. Надо научить его самому сражаться за свою душу с окружающим злом. Если все это будет сделано, то ребенок сохранит в целости полученную при крещении благодать, и свет его души не погаснет. К сожалению, почти ничего этого не делают теперешние родители. Они главное внимание обращают на то, чтобы научить своих детей наукам и правилам приличия, а на то, чтобы привить им основные христианские понятия, обращают мало внимания. То же случилось со мной. Мои родители не были атеистами, но были, как и все, равнодушны к религии. Хотя они и заставляли меня молиться Богу, но не внушили мне, в чем заключается главная суть христианского учения, да и не могли этого сделать, так как сами этого не знали, как следует. Я не понимал, что единственная цель человеческой жизни заключается в служении Богу и в спасении души, то есть в получении вечного блаженства; того, что для этого спасения надо стяжать добродетели и всячески хранить себя от греха; не понимал даже и того, что такое грех . Когда подрос, я начал грешить смертными грехами, и не понимал, что грешу. То же случается и со всеми прочими. Никаких христианских основ в них не вкладывают в детстве, а вся окружающая обстановка учит их греху, и бороться с этим грехом они не умеют, да и не считают нужным. То, что Вы пишете, что соприкасаясь с людьми порочными, мы о них пачкаемся, а при соприкосновениями с людьми чистыми, мы и сами очищаемся, – разумеется, верно. Как говорит св. Давид: «с преподобным преподобен будеши… а со строптивым развратишися». Но истинные рабы Христовы, живущие всецело по Евангелию, умеют пользоваться и от строптивых. Пишет св. Варсонофий; «когда строптивый ударит тебя в одну ланиту, подставь ему другую, вот как надо обращаться со строптивым». Человек, искренно ищущий своего спасения, из всего умеет извлекать себе духовную пользу. От хороших людей он получает вразумление, помощь; от дурных людей терпит обиды, пакости, гонения, и, терпя все это в незлобии сердца, очищается от своих грехов и стяжевает терпение, кротость, смирение и прочие добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

…Просите помолиться о том, чтобы руки Ваши исцелели. Я буду молиться об этом. А так как Вы свои руки употребляете во славу Божию и из того, что зарабатываете, оказываете помощь Церкви и нуждающимся, то можно надеяться, что Господь поможет Вам. Жаль только, что Вам приходится работать в таком неприятном обществе. Но иногда это тоже бывает полезно. Это заставляет нас обособляться от таких людей, замкнуться в себе, более припадать к Богу. Как и Лот, пребывая среди содомлян, нимало не повредился от них. А это приносило ему великую пользу. Только не надо этих окружающих людей презирать и ненавидеть, а жалеть их. Но все же, если подвернется какая-нибудь более подходящая работа, и в более подходящем обществе, то можно будет уйти с этой фабрики. Хотя бы заработок был и меньше, то об этом не беспокойтесь. Господь может прокормить нуждающихся и без Вас. Взгляд Ваш на постигающие Вас скорби совершенно правильный. Эти скорби не надо считать случайностью. Не надо также думать, что они посланы Вам ни за что, и роптать на них. Надо принимать их с покорностью Господу, как справедливое наказание за наши грехи и как средство нашего исправления. Господь всегда посылает нам как раз то, что нам нужно для нашего спасения. Он знает, какой скорбью нас надо ударить и с какой силой, чтобы нашей душе была польза, а не вред. Как кузнец раскаляет железо и ударяет его молотом, то с той, то с другой стороны, и придает ему форму, какую хочет, также Господь выковывает нашу душу ударами скорбей и делает нас такими, какими хочет. Наше же дело терпеть и не противиться Ему. Это и есть несение креста, которого требует от нас Господь. Это одна часть нашего подвига, так сказать, пассивная. Другая же часть подвига – активная – состоит в том, чтобы мы и сами старались делать всякое доброе дело, которое подвернется, и про которое скажет нам совесть, что оно согласно с волей Божией. Живя так, мы исполним завет Господа: «…возьми крест свой и следуй за Мной». Будем пребывать в воле Господа и творить ее. Таким образом, будем непрерывно идти вперед к духовному совершенству и спасаться. Это спасение да сподобит нас Господь получить, так как оно является единственной истинной целью жизни. Не будем гоняться за временным, а будем стараться получить блаженство в вечности, которое никогда не кончится. В этом и состоит мудрость святых. Прошу и Вас поминать меня в своих молитвах, так как я имею большую нужду в них. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никогда еще голос ее не был так сладок, чтобы заслужить слова: «Дай Мне услышать голос твой» 334 . Когда же она научилась говорить – молчи и слушай, Израиль! 335 – и знает, что говорить, и сладок стал Жениху голос ее, согласно пророчеству: «Сладко будет Ему рассуждение мое», – теперь Жених восклицает к ней: «Дай Мне услышать голос твой, ибо голос твой сладок». Если ты откроешь лицо Слову Божьему, скажет тебе Жених: «Голос твой сладок и лицо твое прекрасно» 336 . Поэтому встанем и помолимся Богу, чтобы и нам стать достойными Жениха, Слова, Мудрости, Христа Иисуса, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь!» 337 . Стефан из Фиваиды Слово аскетическое 338 Перевод с греческого, предисловие, примечания Т. А. Миллер Предисловие переводчика В рукописных собраниях греческой аскетической литературы известны три текста, носящие имя монаха Стефана из Фиваиды. Два из них – «Завещание (Διταξις) святого Стефана всем монахам» и «Стефана из Фиваиды заповеди отрекшимся» (Στεφνου Θηβαου ντολα τος ποτασσομνοις) – были изданы в Греции в 1913 г. по единственной рукописи 339 , третий текст – «Аскетическое слово» – в арабской, греческой и грузинской версии увидал свет на страницах журнала «Le Museon» в 1964, 1969, 1970 гг. 340 . В арабском переводе автором «Слова» назван Стефан из Фиваиды, в двух греческих рукописях – Стефан Савваит, в грузинском варианте – монах Стефан. Авторство Стефана Савваита издателями отвергается 341 . Из трех названных сочинений только «Аскетическое слово» признается оригинальным произведением монаха Стефана, тогда как остальные компилятивны по своему содержанию и возвращают нас к наследию аввы Исайи и преп. Антония Великого 342 . Сведений о жизни Стефана мы не имеем, самый ранний арабский список «Слова» датируется 885 годом и был сделан монахом Исааком в Лавре святого Саввы (Vaticanus 71). Более поздний греческий Codex Parisinus 1066 восходит к XI–XII вв., и с его публикации выполнен настоящий перевод. «Аскетическое слово» Стефана из Фиваиды принадлежит к жанру той нравоучительной монашеской литературы, которая, начиная с IV в., тщательно разрабатывала новозаветное учение о новом человеке, ставя в центр внимания внутреннюю, духовную жизнь личности.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Но вообще врачам в Византии не доверяли. В VI в. монах Ионна Малала, перечисляя Божьи кары, насланные на тех крестьян, кто грабил и убивал несчастных антиохийцев, оставшихся в живых после ужасного землетрясения, указал, что одни насильники заживо сгнили, другие ослепли, а третьи были «зарезаны хирургами». Известный гимнограф Стефан Савваит, выразительно описывает, как «отличный врач», авва Фома, «весьма успешно и искусно, но и очень болезненно и затруднительно» лечил монахов, пострадавших во время нападения на обитель арабов в 797 г.: «...он разрезывал пораженные места, обнажал головные части, буравом и долотом, ударяя плотничьим молотом, вынимал сломанные и разбитые косточки, так что обнажалась даже окружающая мозга оболочка и часто брызгала сукровица и гной... Один старец твердого характера, раненный мечом в руку, когда врач, отчаявшись в излечении ее, захотел пилой отрезать ее от плеча, – увидевши, какую боль терпят врачуемые отцы, и не вынесши тягости операции, совершенно отказался от врачевания» и в итоге умер от гангрены. Анна Комнина сокрушалась по поводу низкой эффективности работы докторов и бесплодных медицинских споров о том, как лучше лечить больного, вспоминая смерть отца, василевса Алексея, который умирал с жуткими болями, сидя, не в состоянии лечь, а его живот и ноги страшно распухли, воспаленные рот и горло не могли глотать. Кекавмен один из разделов своих наставлений многозначительно назвал «О том, как обходиться без помощи лекарей» и советовал не попадать в руки даже опытных врачей. Недаром сатирической фигурой ромейской литературы предстает невежа-лекарь, вымогатель денег, а иногда и садист. Михаил Пселл с юмором описывал как он болел чесоткой, а плодовитый писатель XII в., Феодор Продром, в сценке «Палач, или Врач», повествовал как он попался в руки шарлатана-зубодера, который сначала безжалостно разрезал ему десну, а потом принялся тащить больной зуб такими клещами, какими можно было бы вырвать бивень у слона, но в итоге лишь отколол у измученного пациента часть зуба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ученик ничего не имеет своего. Подобно Апостолам, сказавшим Божественному своему Учителю: «се... оставихом вся» ( Мф. 19, 27 ), – и он говорит и чувствует: «Я не свой, потому что ни мысли, ни желания, ни слова, ни дела не должно быть у меня своего. Хотя бы и хорошо что было, но для меня уже оно нехорошо, коль скоро я творю то по своему хотению и разумению». Таким расположением и действованием он бьет непрестанно в самую главу гнездящегося в сердце нашем змия – самость, главное свойство которой – все делать по-своему и в свою угоду. А поскольку на самости держатся все страсти, то, по мере погашения самости, стихают и страсти; душа светлеет, близится к чистоте и бесстрастию. Тем, что не дается исхода из сердца ничему самоделаемому и самоначинаемому, замаривается всякая самостная деятельность; тем, что все незаконнорожденное открывается, она истощается, лишаясь пищи, чрез извержение ее порождений тем, что делается все не по-своему, она уязвляется в самое сердце. Не делать по-своему даже и в таком случае спасительно, если кто, не имея отца, поверяет себя другому, даже не мудрому, с той только целью, чтоб жить в отречении от своего разума и воли. И успех бывает высокий и быстрый. Акакий, у святого Лествичника, жил у своенравнейшего старца и терпел побои и напраслины; но ради терпения и послушания приял венец мученика, как было то открыто свыше (сл. 4, л. 110). И Иоанн Савваит советует одному из трех пришедших к нему: «Избери себе наставника, строже и суровее которого не было бы в роде человеческом» (Там же, л. 211). Видно, что чем круче отречение от себя, от своей воли и своих чувств, тем спасительнее. Потому-то так была вожделенна святым жизнь под чужою волею. Они скорбят, смущаются, когда остаются на своей воле, ибо ощущают, что вступили в путь безвестный. Так прекращается и заграждается исток самостного и греховного извнутрь. Но этим же отражается приток всякого возбуждения их и совне. Что ни навеял бы мир или сатана, – на все то не дается никакого согласия, не слагается с тем ни ум, ни сердце, а, напротив, откровением передается отцу, и тем извергается и осрамляется. Мысль затаенная есть мысль прелюбодейная; а истинный послушник не прелюбодействует сим образом. Он мертв, превратился в ничто, не надеется ни на себя, ни на дела свои, и чрез это соделывается пространным вместилищем и готовым приятелищем благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

70 Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066. 71 Здесь — прибылью. 72 В синодальном тексте: Ахан . 73 В синодальном тексте: прекрасную одежду . 74 В церковнославянском тексте: сосуд злат . 75 Об этом ср.: «Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий или, вернее сказать, отрава» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26, 58). 76 Молчание уст не есть еще безмолвие души и ума, как особое духовное состояние, к которому стремятся подвижникиисихасты. 77 Ср.: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но, когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды, но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 5). 78 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 8. 79 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 15—16//PG. T. 79. Col. 1160—1161. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 81 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 18//PG. T. 79. Col. 1164. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. 83 В синодальном переводе и в тексте 70-ти: смирю. 84 Ср.: «Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» ( Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9). 85 Дословно: «воззрят на Бога». 86 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9. 87 То есть имеется в виду, что в ответ на порицание он не будет роптать на порицающего и на Самого Бога, допустившего такое порицание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010