Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Владимирской епархии названо по г. Коврову (ныне Владимирской обл.), существовало в 1920-1927 гг. Образовано 9 июля 1920 г., в 1920-1921 гг. К. в. возглавлял еп. Леонид (Скобеев) . С 10 июля 1921 по 15 янв. 1927 г. епископом Ковровским был священноисп. Афанасий (Сахаров) , в этот период неоднократно подвергавшийся арестам. В 1923-1925 гг. Ковров являлся одним из центров обновленчества . 5 марта 1923 г. обновленческим Ковровским епископом был назначен Александр Лавров, он же одновременно управлял др. раскольническими кафедрами: с кон. 1923 г.- Рыбинской, с 16 сент. 1924 г.- Нижегородской. После того как обновленческий «Владимирский и Суздальский архиепископ» Серафим (Руженцов) в окт. 1924 г. был избран «Московским митрополитом», Александр Лавров фактически возглавил Владимирскую епархию как 1-й викарий. Заместителем Александра ввиду его частых отъездов в Н. Новгород был секретарь Ковровского викариального управления протодиак. Иоанн Кантов, к-рый инициировал обращение собора благочинных Владимирской епархии к духовенству «тихоновской ориентации» с призывом перейти в обновленчество (Церковная жизнь. Владимир, 1924. 3/4. С. 18-19). 6 февр. 1925 г. обновленческое К. в. было упразднено, Александра Лаврова перевели на Нижегородскую кафедру. Обновленчество в регионе стало приходить в упадок, свидетельством тому была неудачная попытка властей передать обновленческой общине Христорождественский собор в Коврове. В 1925 г. решение местного совета о передаче обновленцам собора было отменено, постановлением ВЦИК храм был оставлен за общиной «староцерковников» (ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 60. Д. 90). Недолговечность обновленческого движения в крае во многом стала результатом активной деятельности канонического Ковровского еп. Афанасия (Сахарова). Ист.: Церковная жизнь. Владимир, 1924. 2. С. 11; ВССПРЦ. 1926. 7. С. 8. Лит.: Губонин. История иерархии. С. 231. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841624.html

Путята обратился к съезду с просьбой о восстановлении его в сане и приеме в члены группы, утверждая при этом, чтоон является первым вождем церковной революции в стране . Съезд ему в просьбе отказал, сочтя мотивы «дела» Путяты ничего общего с целями и задачами нового движения не имеющими, тем самым указав на отсутствие политического подтекста в конфликте Путяты с Православной Российской Тем временем, правящим (по линии Московской Патриархии) Пензенским архиереем продолжал оставаться бывший член IV Государственной думы и бывший пензенский кафедральный протоиерей Владимир Лентовский (1857 г. – 2 сентября 1923 г.), назначенный на местную кафедру летом 1921 г. вместо архиепископа Иоанна (уехавшего 8 июня) и рукоположенный во епископа Пензенского и Саранского В этих условиях обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) постановило: «Предложить группе пензенского духовенства, рукоположение коих не вызывает сомнение в хиротонии, избрать себе епископа и представить его на утверждение ВЦУ». Так как никаких кандидатур не поступило, обновленческое руководство в июле 1922 г. направило в Пензу архиепископа Леонида Приехав в город, тот заявил, что «никаких новшеств, никаких элементов “народной церкви” он не признает и что все должно пойти по-настоящему и древнецерковному». Вслед за этим, пользуясь мандатом от ВЦУ, Леонид сумел закрепить за собой несколько городских храмов, в том числе Покровскую В том же 1922 г. Леонид (Скобеев) попытался сформировать обновленческое Епархиальное управление. В его основу был положен состав бывшего путятинского Епархиального совета: председатель – сам Леонид (Скобеев), секретарь – Иоанникий Смирнов. Члены: Иевский – спившийся дворянин; соборный звонарь Коля; иподиакон Путяты Ваня Шагаев; «священник» Чукаловский, в свое время лишенный сана за незаконное сожительство и восстановленный Леонидом в священническом звании; «священник» П. Вилкин, правая рука Иоанникия Смирнова. Позднее в Епархиальный совет дополнительно были введены: Н. Г. Соколов (назначенный от ВЦУ местный преподаватель истории, окончивший в свое время Санкт-Петербургскую духовную академию) и «священник» Шмонькин, принявший фамилию Архангелов (весной 1923 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

12-18 мая ГПУ были организованы визиты к находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье свт. Тихону делегаций священников-обновленцев, к-рые требовали устранения Патриарха от управления Церковью. Ввиду угрозы новых гонений на верующих Патриарх составил и передал письма о временном переходе Высшего церковного управления к Ярославскому митр. священноисп. Агафангелу (Преображенскому) в связи со своим привлечением к гражданскому суду. 18 мая, во время 3-го посещения свт. Тихона, священники Введенский, Белков и Калиновский (Красницкий выехал в Ярославль для встречи с митр. Агафангелом) просили о передаче им патриаршей канцелярии. Свт. Тихон на прошении написал поручение его подателям передать дела Синода митр. Агафангелу по его прибытии в Москву. Власти, опасаясь твердой позиции митр. Агафангела по защите Церкви, воспрепятствовали его выезду из Ярославля. Пользуясь отсутствием в Москве Патриаршего Местоблюстителя, организаторы устранения Патриарха от управления Церковью истолковали резолюцию свт. Тихона как разрешение на передачу им высшей церковной власти. 19 мая Патриарх Тихон был переведен сотрудниками НКВД из Троицкого подворья в московский Донской монастырь, где содержался под домашним арестом в строгой изоляции. В тот же день в бывш. Патриаршей резиденции было официально организовано Высшее церковное управление (ВЦУ) во главе с еп. Антонином (Грановским). В состав ВЦУ также вошли Верненский еп. Леонид (Скобеев) и представители ЖЦ: Введенский, Красницкий, Калиновский и Белков и др. (в дальнейшем состав ВЦУ неоднократно менялся). 29 мая на Троицком подворье Учредительное собрание ЖЦ приняло «Основные положения группы православного духовенства и мирян «Живая Церковь» как программный документ, содержавший положения об изменении мн. сторон церковной жизни. Целями ЖЦ провозглашались: «а) пересмотр действующих законов о церковном управлении с целью выяснения, какие из них аннулированы самой жизнью и даже вредны для церкви; б) пересмотр церковной догматики с целью выделения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем; в) пересмотр церковной литургики с целью выяснения и устранения тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза Церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов таинств; г) пересмотр положения о приходе в связи с современными условиями церковной жизни; д) пересмотр церковной этики и разработка учения о христианской общественной жизни применительно к социальным задачам, выдвигаемым переживаемым временем; е) вообще - пересмотр и изменение всех сторон жизни церковной, какие повелительно требуются современной жизнью» (Живая Церковь. 1922. 3. С. 11-12).

http://pravenc.ru/text/182247.html

В мае 1794 г. по предложению еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) решением Синода П. П. м. был перенесен на новое место - вверх по течению р. Суры, ближе к новому руслу р. Пенза (с 1703), где располагалось Вознесенское кладбище (район совр. ул. Индустриальной). По ходатайству еп. Феофила решением Синода, утвержденным имп. Павлом I Петровичем 27 апр. 1798 г., в П. П. м. был переведен штат упраздненного третьеклассного Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ; П. П. м. был отнесен к 3-му классу, а управлявший им строитель Израиль (Данилов) возведен в сан архимандрита (ПСЗ. Т. 25. 18500. С. 220-221). История обители в 1-й пол. XIX в. изложена в описании 50-60-х гг. XIX в., обнаруженном в церковном архиве с. Владыкина Мокшанского у. и опубликованном краеведом свящ. Н. Ф. Быстровым (1864-1936) (см.: Быстров. 1886). Оно составлено на основе материалов монастырского архива настоятелями П. П. м. архимандритами Павлом (1849-1855) и Кифой (1855-1858), а также инспектором Пензенской ДС Серафимом (Ильинским) ( Быстров. 1886. 17. С. 2-3. Примеч. 2). В 1802-1807 гг. П. П. м. возглавлял брат еп. Августина (Виноградского) архим. Амвросий (Виноградский), при к-ром указом Синода от 17 дек. 1802 г. архимандритам обители было дозволено «носить мантии камлотовыя с зелеными бархатными скрижалями», если они будут ректорами Пензенской ДС (ИРИ. Т. 5. С. 465). Во время Отечественной войны 1812 г. настоятель (1812-1815) архим. Аарон (Нарциссов ; впосл. епископ) передал 50 р. в комитет пожертвований для ополчения при Пензенской духовной консистории. Среди воинов Пензенского ополчения, возвратившихся после заграничных походов, известен Афанасий Герасимов, послушник П. П. м. ратник артиллерийской команды. В 1857 г. по указу Пензенской духовной консистории П. П. м. принял на обучение причетнической должности «6 полусирот из духовного сословия», училище содержалось из «монастырской казны» (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1946; Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 53). В 1862-1869 гг. П. П. м. управлял архим. Иоасаф (Пашин), ректор Пензенской ДС и известный духовный писатель. По инициативе настоятеля архим. Кирилла (Щеглова; 1880-1897) при П. П. м. был возобновлен причетнический класс, где сам архимандрит обучал послушников ( Корольков. 1897. С. 126). В посл. четв. XIX в. при мон-ре была открыта бесплатная столовая. В 1903-1906 гг. обитель возглавлял архим. Леонид (Скобеев ; впосл. епископ, один из руководителей обновленчества ). После создания по указу Синода от 11 июня 1910 г. Краснослободского викариатства П. П. м. стал резиденцией 1-го викария еп. Григория (Соколова), в 1922 г. ушедшего на покой и проживавшего в обители.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Весной-летом 1922 г. изданы постановления ВЦУ об увольнении на покой ряда иерархов, не признавших законности ВЦУ. Несогласные с этим постановлением иерархи были сразу же арестованы. 16 июня 1922 г. в ж. «Живая церковь» появилось воззвание, в к-ром митр. Владимирский и Суздальский Сергий (Страгородский) , архиеп. Нижегородский Евдоким Мещерский и архиеп. Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) признали каноничность обновленческого ВЦУ и призвали верующих подчиниться ему, что послужило соблазном для мн. членов Церкви, впосл. митр. Сергий разорвал отношения с обновленчеством и принес покаяние Патриарху Тихону. К авг. 1922 г. из 97 правящих епископов 37 признали платформу «Живой церкви» и ВЦУ, 36 высказались против нее, 24 архиерея не выявили своего отношения. В июне 1922 г. было опубликовано циркулярное уведомление о создании ВЦУ, разосланное епархиальным преосвященным. Циркуляр предписывал немедленное создание в епархиях новых епархиальных управлений, признавших власть ВЦУ, во главе с местным архиереем из лиц, «принадлежащих к прогрессивному белому духовенству, коим и надлежит принять все меры к освобождению приходского белого духовенства от зависимости его от контррев. элементов общества». Об исполнении указанных мероприятий предлагалось срочно сообщить в ВЦУ. 6 июля 1922 г., в связи с тем что еп. Леонид (Скобеев) был переведен на Пензенскую кафедру, председательство в ВЦУ предложили митр. Сергию (Страгородскому), но он отказался, не желая работать вместе с еп. Антонином (Грановским). 23 авг. 1922 г. ВЦУ разослало по епархиям циркуляр 36 с предписанием прекратить поминовение Патриарха свт. Тихона за богослужением и возносить молитвы за святейших правосл. патриархов, ВЦУ и местного епископа. Из-за разногласий, возникших среди раскольников, образовались новые группировки - Союз общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ) и Союз церковного возрождения . Под влиянием решений Всероссийского съезда группы «Живая церковь», принявшего в авг. 1922 г. ряд антиканонических постановлений, а также из-за крайней амбициозности обновленческих руководителей во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/161105.html

На этом собрании были избраны Центральный комитет (ЦК) ЖЦ, а также президиум во главе с Красницким. Было определено, что в губернских и уездных городах должны быть образованы отделения ЖЦ, объединявшие не менее 3 чел. Создание групп живоцерковников на местах происходило при прямой поддержке органов власти, и прежде всего ГПУ. Печатным органом ЖЦ и ВЦУ являлся ж. «Живая Церковь» 1 вышел в 1-й пол. мая 1922; всего было выпущено 11 номеров (8 книжек, 3 номера были сдвоенными), последний вышел 1 февр. 1923). Распространением журнала занимались, не афишируя своего участия, органы власти на местах. В ряде случаев издавались особые директивные распоряжения о распространении журнала (см., напр.: Каиль М. В. Власть и правосл. верующие в рос. провинции нач. 1920-х гг. Смоленск, 2008. С. 199). Претендуя на руководящую роль в обновленчестве, ЖЦ придавала большое значение созданию собственного епископата. 3 июня 1922 г. «для обеспечения родника епископской благодати» примкнувшие к обновленчеству епископы Антонин (Грановский) и Леонид (Скобеев) «рукоположили» настоятеля московской ц. Воскресения в Барашах прот. Иоанна Чанцева во епископа Бронницкого, постриженного в монашество с именем Иоанникий. 11 июня был «хиротонисан во епископа без принятия монашества» настоятель петроградского Матфиевского собора вдовый прот. Иоанн Альбинский. Впоследствии живоцерковниками был совершен еще ряд «хиротоний», в т. ч. были поставлены во «епископы» священнослужители, состоявшие в браке. Довольно значительный по численности состав ЖЦ вызывал крайне негативные оценки даже у ее организаторов. В сводках ГПУ подчеркивалось, что «контингент вербованных» в обновленчество «состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями церкви... среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы» («Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране. М., 2001. Т. 1. Ч. 1. С. 217). Лето 1922 г. было временем наибольшего усиления ЖЦ. Обманом и угрозами ее представители добивались захвата власти в православных епархиях, требуя признания обновленческого ВЦУ высшей церковной властью. В случае если живоцерковники встречали отпор со стороны правящих архиереев, те подвергались репрессиям со стороны советских властей. 18 июня Патриарший Местоблюститель Ярославский митр. Агафангел (Преображенский) составил послание, в котором призвал не подчиняться обновленческому ВЦУ, правящим архиереям было рекомендовано до восстановления высшей церковной власти самостоятельно управлять епархиями, сообразуясь с каноном и архиерейской присягой. К авг. 1922 г. из 97 правящих архиереев 37 признали платформу ЖЦ, 36 высказались против обновленческой орг-ции, 24 не определили своего отношения к происходившему.

http://pravenc.ru/text/182247.html

Покаяния не приносил. Литература: «Вестн. Св. Син. Прав. Рус. Церкви”, 1925, 6, стр.3, 17. 1926, 12–13, стр.14. 1927, 3(16), стр.21. «Церк. Обновлен.” 1923, II, стр.3. - " - 1925, 5–6, стр.7, 58. «Сибир. Церковь » 1922, 2, стр.3, 15. ФАОС дело 115. Кат-АМ 190. Кат-ЯВ, стр.74, 158. Кат-ЕС, I, стр.12, 62. Кат-ЕС 3, стр.21, II. ФАМ II, 27, стр.2. Протопресвитер Теодорович Т.П.: «К сорокалетию пастырства”, ч.1, стр.25, 24. «История Путятинского брожения». 1956, стр.62, 101–107. «Er war eine klägliche Erscheinung. Schon als Archimandrit war L. eine unmögliche Persönlichkeit, die sich überall lächerlich machte. Nachdem er mühsam seine Akademiestudien absolviert und die Mönchs- und Priesterweihe empfangen hatte, brannte er darauf, Bischof zu werden. Er war ganz versessen auf verschiedene Ehrenprärogative und benutzte sie auch dort, wo sie ihm nicht zustanden... Unablässig bestürmte er alle einflußreichen Persönlichkeiten, um die Bischofswürde zu erhalten... Man kann sich vorstellen, daß er sofort bereit war, sich der ’Lebendigen Kirche’ anzuschließen, da er dort ein schnelleres ’Vorwärts­kommen‘ erwartete. Dort wurde er am 18.6.1922 zum EB von Kruticy ernannt. Wegen seiner Unfähigkeit spielte er auch dort keine Rolle und wurde von den anderen nur als Aushängeschild als Vertreter des Episkopats, benutzt” (Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 215f.). Er war ein überzeugter Monarchist und äußerst konservativ. Er diente eine Zeitlang als Offizier im Königreich Polen. Nach dem Tod seiner Frau wurde er Mönch. Die Ep. Alma-Ata (Vernyj) konnte er wegen des damaligen Bürgerkrieges nicht antreten. Patriarch Tichon bestellte ihn daraufhin zum zw. Vw der Ep. Moskau bis zur Ankunft des В Innokentij von Klin. Am Tage der von den Erneuerern geplanten Übernahme der Höheren Kirchenverwaltung (18.5.1923) stieß В Leonid zu ihnen und wurde, da kein anderer В sich zur Verfügung stellte, zum Leiter der ”Neuen Kirchenverwaltung” bestimmt. Im Gegensatz zu dem mit den Erneuerern schon lange sympathisierenden В Antonij Granovskij, der aber als rebellisch galt und sich nicht zur Mitarbeit zunächst entschließen konnte, gab В Leonid, harmlos erscheinend, der neuen Kirchenverwaltung den Anschein einer Legalität (A.Levitin V. Šavrov, Oerki po istorii I, 87–90). Später wird er nur unter den gewöhnlichen Bischöfen aufgezählt (ebda I, 114;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Амвросий (Полянский). Фото: fond.ru «Сами посудите, — продолжал владыка Амвросий, — кто у них были первыми вершителями дел? Бывший архиепископ Антонин (в миру Александр Андреевич Грановский, один из лидеров обновленческого движения, глава Союза „Церковное возрождение“ — прим.ред.) , состоящий на покое в Заиконоспасском монастыре. Он из личных счетов пошел против Патриарха Тихона , а к нему примкнули и прочие из духовенства с темным прошлым. Антонин оказался богохульником. Он, как нам известно, идет против почитания угодников Божиих, признает только Святую Троицу и священные события из жизни Христа и Богоматери, иконостас он называет ненужной перегородкой, которую пора, по его словам, сломать. Епископ Леонид (в миру Евгений Дмитриевич Скобеев, обновленческий „митрополит“ Орловский — прим.ред.) нам мало известен, но он, несомненно, подкуплен, дабы расшатывать канонические устои святого Православия. Введенский (Введенский Александр Иванович, обновленческий „митрополит-благовестник“- прим.ред.), бывший петроградский священник, а ныне женатый архиерей, чуть ли не из евреев. Священник Боярский (Боярский Александр Иванович, настоящая фамилия Сегенюк, обновленческий „протоиерей“, выступал свидетелем обвинения на процессе священномученика Вениамина, митрополита Петроградского — прим.ред.) высказался кощунственно на их незаконном Соборе против почитания святых мощей. Вот эти опороченные лица и восстали против Святейшего Патриарха Тихона и святого Православия. Вот к ним и присоединился архиепископ Евдоким и тем самым отказался от Церкви Христовой, а потому он не может быть законным архиереем». Возможно, владыка Амвросий (Полянский) оказался тем самым человеком, благодаря которому обновленческий раскол не смог поглотить Русскую Церковь. По крайней мере, известно, что по результатам голосования в Донском монастыре большинство архиереев поддержали его позицию и отказались от союза с обновленцами. От сельского поповича — до ректора Епископ Амвросий, в миру — Александр Алексеевич Полянский, был родом из Тамбовской губернии. Как и большинство российских священномучеников XX века, он был потомственный церковнослужитель, представитель старинного священнического рода.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Епископ Антонин (Грановский) В историографии утвердился стереотип, что обновленцы обманом выманили у патриарха церковную власть; в этом случае патриарх представляется в образе некого наивного простака, однако это не так. Патриарх Тихон вынужден был пойти на передачу церковной власти сознательно, понимая, с кем имеет дело; этот шаг был ценой отказа выполнять антиканонические требования властей и попытки спасти жизнь приговоренных к смерти московских священников. Чтобы лишить власть обновленческой группы легитимности, он указал, что во главе церковного управления должен стать митрополит Агафангел, хотя и понимал, что власти не дадут ему приступить к этим обязанностям. Патриарх Тихон также понимал, что в случае его отказа от временной передачи церковной власти его статус подследственного не позволит ему управлять Церковью, и это только навлечет на Церковь новую волну репрессий. Позднее, после своего освобождения из заключения, патриарх Тихон дал такую оценку этим событиям: «Мы уступили их домогательствам и положили на их заявлении следующую резолюцию: “Поручается поименованным ниже лицам, то есть подписавшим заявление священникам, принять и передать высокопреосвященнейшему Агафангелу, по приезде его в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова» . На докладе духовенства г. Череповец, в котором приводилось мнение, что патриарх Тихон передал власть ВЦУ добровольно, рукой патриарха сделана помета: «Неправда» , то есть сам патриарх не считал, что добровольно отказался от высшей церковной власти. 19 мая 1922 года патриарх вынужден был по требованию властей покинуть Троицкое подворье и переехать в Донской монастырь , а подворье было занято обновленческим ВЦУ. После захвата Троицкого подворья обновленцами здесь воцарились пьянство и воровство. По сообщениям современников, члены ВЦУ и обновленческое духовенство регулярно устраивали здесь пьянки, В. Красницкий разворовывал церковные средства, а глава Московского епархиального управления епископ Леонид (Скобеев) присвоил себе рясы патриарха Тихона, хранившиеся на подворье . Чекисты сами признавали, что делали ставку на отбросы общества: «Надо сказать, что контингент вербованных состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями Церкви… сейчас приток прекратился, ибо более степенные, истинные ревнители Православия к ним не идут; среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы» .

http://pravoslavie.ru/33329.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010