В сём мнении своём о начальнике в нашей Миссии Его Блаженство сомнительно чтобы когда-нибудь, по крайней мере вскорости, изменился». Выясняя таким образом возможные причины происшедших беспорядков в нашей Духовной Миссии при архимандрите Леониде (Кавелине) , архимандрит Антонин нисколько не думает вину за них взвалить на плечи злополучного архимандрита Леонида, напротив, он оправдывает образ его действий, по крайней мере, по отношению к Патриархии, и высказывает горячие пожелания, чтобы и преемники архимандрита Леонида следовали его образу действий в этом отношении, имея за собою поддержку у нашего духовного и светского правительства. «Подобные отцу архимандриту Леониду ревнители своего начальнического значения, преемники его, – по словам архимандрита Антонина, – не только возможны, но и желательно чтобы чаще появлялись, ибо ничто так не порекомендует нас в настоящее время здесь, как настойчивое следование одной и той же системе, даже если бы она и не признавалась, наконец, удовлетворительною… Начальник Миссии нашей, даже номинальный, имеет весьма важный смысл для Востока. Даже систематически ослабляя его власть и силу вследствие тех или других правительственных соображений, надобно прямо стараться показывать, что мы им дорожим и ни за что не поступимся. Ибо мы не для одного Патриарха, даже и не для одного Патриаршего престола заступили действующими лицами на Востоке. У нас в виду должно быть развитие Православия вообще, противодействие пропагандам, борьба за нравственное влияние, восточный вопрос, наконец. В первый раз мы выступили на политическое поприще под знаменем (давно желанным) чисто духовных интересов и чисто церковного значения, столько завоеваний доставивши на Востоке, и чуть выступили, сейчас же, устрашившись чего-то, спешим свергнуть его, и вместо него выставить флаг консульский». Если, «вопреки видимому желанию Иерусалимской Патриархии уменьшить вес начальника нашей Духовной Миссии, наше правительство поддержит его значение и даже усилит, чтобы она поняла, что высокомерное обращение её с ним и неблаговидное запрещение ему служить на святых местах не оставлены русским правительством без вниманий, то тогда раз навсегда мечта, высказываемая Патриархиею откровенно и даже несколько обидно: «не удалось с архиереем; не удалось с архимандритом, попробуем обойтись с простыми священниками», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С.К. Севастьянова Приложение 6. Переписка патриарха Никона с греками в 1662 – 1666 гг I.Nepenucka патриарха Никона с греками – его сторонниками: иконийским митрополитом Афанасием и Саввой Дмитриевым (1665 – 1666 гг.) Ниже издаются тексты всех писем патриарха Никона и греков – его сторонников, иконийского митрополита Афанасия и письмоносца иерусалимского патриарха Нектария Саввы Дмитриева, друг к другу. Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием была издана в XIX в. архимандритом Леонидом (Кавелиным) по единственной известной ему ру- кописи из собрания В.М. Ундольского (ныне: РГБ, ф. 310, 415) – Леонид 1873, 1618 – 1639. Однако издаваемая архимандритом Леонидом рукопись неисправна, имеет многочисленные механические утраты текста и, по словам издателя, составлялась «писцом весьма малограмотным, а потому с нередкими ошибками в сочетании слов и их окончаниях и без всяких знаков препинания, кроме точек» – Леонид 1873, 1617. Сравнив содержание писем греков и ответных посланий патриарха Никона, архимандрит Леонид попытался реконструировать смысл «испорченных мест» издаваемой рукописи. Мной тексты писем патриарха Никона и греков к нему публикуются по разным рукописям: письма Саввы Дмитриева и митрополита Афанасия к патриарху Никону издаются по рукописи конца XVII в. (РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127), в которой тексты писем греков сохранились, на мой взгляд, лучше, чем в других списках; ответные письма патриарха Никона издаются по пяти известным мне рукописям; в качестве основного выбран текст самой ранней рукописи и, на мой взгляд, наиболее исправный: Основной текст: ГИМ, собр. П. И. Щукина, л. 77 об. – 107 Щ Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. I, д. 127, л. 266 – 292 С ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 897, л. 222 об. – 244 Б 1 ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 898, л. 182 об – 201 об. Б 2 РГБ.ф. 310(собр. В.М. л.319 – 351 У Тексты издаются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Курсивом выделены слова, которых нет в издаваемых рукописях, но которые добавлены мной по смыслу; все исправления, внесенные мной в публикуемый текст, отмечаются в подстрочных примечаниях. При помощи курсива и угловых скобок показаны слова, отсутствующие в рукописи, но добавленные мной по изданию архимандрита Леонида. Звездочкой выделены слова и фразы, которые комментируются в Примечаниях. Переписка патриарха Никона с Иконийским митрополитом Афанасием (1665 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Болотова , Б. А. Тураева и мн. др. Епископа Кирилла на его посту сменил один из его ближайших помощников, иеромонах (потом архимандрит) Леонид Кавелин 193 . Это был тоже и по своим личным качествам и по той тонкой духовной культурности, которая отличала людей его круга и поколения, человек вполне отличный и достойный для должности начальника нашей Миссии в Св. Земле. Эта именно культурность, унаследованная им, и стремление к духовной созерцательной жизни, вынесенное им из Оптиной пустыни, давали надежду на успех его дела. Но действительность показала другое. Хотя он и не имел того высокого иерархического сана епископа Кирилла, который так мешал консульству, а за ним и Палестинскому комитету, и хотя он и мог считаться тем и таким именно благочестивым и способным архимандритом, которого так хотели видеть соперники нашей Миссии, тем не менее очень быстро и о. Леонид не пришелся по вкусу консульству и его постигла участь епископа Кирилла. Во время краткого отсутствия о. архимандрита из Иерусалима было грубо инсценировано возмущение братии против начальника, во все это постарались вмешать и патриархию, чтобы удобнее прикрыться за ее спиной, и таким образом, 13 апреля 1865 года патриарх Кирилл в особом послании нашему Синоду уже обвинял о. Леонида «в беспорядочном, бесчинном, беззаконном поведении, разрыве с Императорским российским консульством и в возбуждении всеобщего неудовольствия русских поклонников» 194 . Ни консульство, ни кем-то искусно напуганные греки не могли и не хотели, по-видимому, помириться с какой бы то ни было сильной, заметной и независимой личностью во главе Миссии. Под давлением мирской власти в делах церковных о. Леонид был устранен и по настоянию митрополита Филарета перемещен на место настоятеля посольской церкви в Константинополе, откуда был, как известно, 16 июля того же года командирован в Иерусалим о. Антонии, в качестве «временно заведующего делами поклоннической Миссии нашей». Депеша об этом застала о. Антонина в Пирее при его возвращении из поездки по Румелии. Существовало, между прочим, предположение назначить в Иерусалим архимандрита Иувеналия Половцева, бывшего сотрудника епископа Кирилла и впоследствии известного архиепископа Виленского и Литовского 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

В его трудах важную роль играли письма, рассылавшиеся до отдаленных пределов России. Многие его духовные сыновья и дочери, которых он никогда в жизни не видел, жили под его руководством, несмотря на разделявшее их огромное расстояние. Некоторые женские монастыри находились таким образом под его руководством. Необъятная переписка старца Макария была потом издана в нескольких томах, охватывающих лишь часть писем. У его порога скапливалась еще большая толпа посетителей, чем у кельи старца Леонида. Еще на пороге кельи отца Макария, заполненной иконами и книгами, словно там объединились вся человеческая мудрость и христианское смирение, посетитель чувствовал совершенно особенный дух, который изменял его собственные взгляды уже после часовой или двухчасовой беседы, и многое, что прежде казалось ему неясным, становилось совершенно ясным и понятным. Известно, что личность старца Макария производила на людей сильнейшее впечатление, многие высокопоставленные офицеры снимали оружие и меняли свое блестящее положение в столице на строгое уединение оптинского скита. Мы имеем в виду Ювеналия, архиепископа Литовского, который юным офицером пришел в Оптину и сменил армейскую одежду на монашескую, став учеником старца Макария. Или другого офицера, Льва Кавелина, который позже, под именем архимандрита Леонида, стал наместником Троице-Сергиевой лавры. Или молодого ученого Константина Зедергольма, сына лютеранского суперинтенданта в Москве, который под влиянием Макария перешел в православие и далее как отец Климент сыграл заметную роль в Оптиной пустыни. Он написал житие старца Леонида и был в дружбе с русским мыслителем Константином Леонтьевым , на которого оказал большое духовное влияние. В келью старца Макария приходили многие поэты и ученые. Особое значение имели отношения старца Макария с известным философом Иваном Киреевским (1806–1856). Иван Васильевич Киреевский, основатель славянофильства, не раз в течение жизни менял свои взгляды. Сначала он был убежденным сторонником западной, особенно немецкой, идеалистической философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием была издана в XIX в. архимандритом Леонидом (Кавелиным) по единственной известной ему рукописи из собрания В.М. Ундольского (ныне: РГБ, ф. 310, 415) – Леонид 1873, 1618–1639. Однако издаваемая архимандритом Леонидом рукопись неисправна, имеет многочисленные механические утраты текста и, по словам издателя, составлялась «писцом весьма малограмотным, а потому с нередкими ошибками в сочетании слов и их окончаниях и без всяких знаков препинания, кроме точек» – Леонид 1873, 1617. Сравнив содержание писем греков и ответных посланий патриарха Никона, архимандрит Леонид попытался реконструировать смысл «испорченных мест» издаваемой рукописи. Мной тексты писем патриарха Никона и греков к нему публикуются по разным рукописям: письма Саввы Дмитриева и митрополита Афанасия к патриарху Никону издаются по рукописи конца XVII в. (РГАДА, ф. 357, оп, 1, д. 127), в которой тексты писем греков сохранились, на мой взгляд, лучше, чем в других списках; ответные письма патриарха Никона издаются по пяти известным мне рукописям; в качестве основного выбран текст самой ранней рукописи и, на мой взгляд, наиболее исправный: Основной текст: ГИМ, собр. П.И. Щукина, 667. л. 77об.–107 – Щ . Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127, л. 266–292 – С . ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897, л. 222об.–244 – Б1 . ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898, л. 182об.–201об. – Б2 . РГБ, ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), 415, л. 319–351 – У . Тексты издаются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Курсивом выделены слова, которых нет в издаваемых рукописях, но которые добавлены мной по смыслу, все исправления, внесённые мной в публикуемый текст, отмечаются в подстрочных примечаниях. При помощи курсива и угловых скобок показаны слова, отсутствующие в рукописи, но добавленные мной по изданию архимандрита Леонида. Звёздочкой выделены слова и фразы, которые комментируются в Примечаниях. [Группы слов перед сносками подчёркнуты]. Переписка патриарха Никона с иконийским митрополитом Афанасием (1665 г.) 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Бывали встречи и случаи еще более странные. Архимандрит А. рассказывал, что, пришедши в первый раз к о. Леониду, застал его окруженного крестьянками. Старец был в простом холщовом засаленном балахоне, в одной руке держал штоф, наполненный какой-то жидкостью, а в другой рюмку, и наливая в нее из штофа, подавал одной из окружавших его крестьянок. При виде этого архимандрита остолбенел. – «Что ж ты удивляешься?» –сказал ему старец, – «али не помнишь, как ты сам бочками варил это зелье?». При этих словах неожиданное зрелище очень просто объяснилось для архимандрита. Старец подавал больной крестьянка горькую воду, которой и приезжий архимандрит, когда-то, бывши еще мирским человеком, лечил многих больных, и для сего приготовлял ее в большом количестве. Соблазн в архимандрите после сего сменился удивлением, как старец, который в первый раз его видел, мог напомнить ему о таком обстоятельстве из его жизни, о котором даже и сам он забыл? Однажды, рассказывал еще Оптинский старожил, иеромонах П–н, когда я, быв еще новоначальным, пришел к о. Леониду с тремя другими послушниками, и мы, стоя перед ним на коленях, объясняли ему, что каждому было нужно, вошел какой-то приезжий господин в густых эполетах. Старец спросил его: «Что вам угодно?». Господин отвечал: «Я много о вас слышал, и приехав в Оптину пустынь желал посмотреть вас». «Извольте смотреть», сказал о. Леонид, и при этом встает, поглаживая обеими руками грудь и живот, потом поворачивается к приезжему боком, спиной, другим боком; потом опять обращается к нему лицом повторяя: «вот извольте смотреть меня». Господин, озадаченный и смущенный сим, тотчас же пошел к настоятелю жаловаться, что приехал в обитель ради пользы душевной, а старец очень странно принял его, – встав, кругом повернулся перед ним. О. Моисей спросил этого господина: как вы пришли к старцу, и что ему сказали? Он отвечал: «я ему сказал, что, много наслышавшись о нем, желал посмотреть его». – По вопросу вашему был и ответ вам, сказал настоятель. О. Леонид иногда полуюродствует, но уверяю вас, что старец мудрый и святой. – Не успели мы уйти, продолжал иеромонах П., как господин с густыми эполетами от настоятеля возвратился к батюшке о. Леониду, и поклонился ему в ноги, хотя старец и удерживал его, чтобы он этого не делал. «Простите, батюшка, сказал он, я вам не сумел объяснить о себе, и вас не понял». Тогда батюшка махнул нам рукой, мы ушли; а старец часа два занимался с приезжим господином. Что они говорили, не знаю; но после этот господин целый месяц жил в монастырской гостинице, очень часто ходил к о. Леониду, и после много раз писал ему, объясняя в письмах, что он был в отчаянном положении, и что старец оживил и воскресил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Сравнивая сей поступок его с первым, я еще лучше стал разуметь о моем старце: ибо он за личное, сделанное ему оскорбление, не показал и следа неудовольствия ни лицом, ни словом. За предпочтение же мирской любви духовной, или любви к Богу, он пришел в гнев и не мог оставить меня за сие без наказания». Из записок иеромонаха А. Б. «Одна женщина странница неотвязно была при отце Леониде в Тихоновой пустыни, и надоела всем нам пуще Сирофиникиссы: ее ласки, земные поклоны и разные гримасы казались, особенно мне, комедией и обманом. Я осмелился сказать батюшке, что не я один, все наши братия досадуют на эту безотвязную, и что ее, по ее же словам, выгоняли отовсюду, из всякой обители, что никакой старец выносить ее не мог. – «Правду ты говоришь?». Я это слышал от нее же. – «А если я ее отгоню, куда же она денется? И в ней душа; а душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно только его отыскать». «Отец Леонид, чадолюбивый и премилосердый к кающимся, посвятивший себя на службу меньшим братиям своим, был непреклонен перед теми из мирских, которые свое богатство, силу или значительность поставляли наравне с законами церкви, и бесстрашно нарушая правила церковные, требовали у отцов духовных разрешения в явных грехах». «Один из помещиков, благодетельствовавший монастырю, и посещавший его хотя и не часто, жил в явной связи с крепостной своей женщиной до старости, хотя от первой законной жены имел уже детей взрослых и женатых. Наслышавшись о славном старце отце Леониде, многих принимавшем на исповедь, помещик через настоятеля сделал предложение отцу Леониду, что желает у него исповедаться. О. Леонид отказался к немалому оскорблению помещика, который начал просить и о. игумена и о. Макария быть его посредниками перед о. Леонидом. После вторичного прошения, старец нехотя согласился, сказав, что не отвечает за последствия. Помещик исповедался, и о. Леонидом не допущен до причащения Св. Таин. Можете себе представить стыд и посрамление барина, который свысока смотрел на всех, а теперь должен был смириться перед всем монастырем, яко оглашенный. К вящему его стыду сопровождавшая его замужняя дочь его готова была благодарить великого старца за такое решение. Еще раз барин покушался просить о. игумена и о. Макария о заступничестве; но те отказались и по совести, и зная непреклонность в таких делах о. Леонида. Что же произошло? Помещик, возвратившись домой, через месяц или менее разорвал многолетнюю связь со своей наложницей к общей радости всего своего семейства. Вероятно, старец в глубине души своей молился о заблудшем, и просил Господа о смягчении сердца духовного своего сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ежели вы истинно хотите быть мои ученицы, то терпите всякую скорбь и укоризну, тогда постыдятся враждующие вам, а в противном случае, за ваше неисправление и я подвергаюсь укоризнам. Сестру свою старайся умиротворить с Н. К., и чтобы терпела укоризны и досады, познавая свою немощь и исправляя свою нравственность. Господь да даст вам мир, и благословение Божие да будет на вас. Ваши богомольцы многогрешный Иеросхимонах Леонид и многогрешный Иеромонах Макарий. 4 Мая 1836 года. 2. Достопочтеннейшая о Господе Матери Анфия и Глафира! С восприятием честного образа иноческого новоначалия, усердно вас поздравляем, сердечно о сем радуяся; да укрепит вас Господь на умной сей брани против мысленных врагов; и чрез внешнее сие одеяние сподобит облечься в брачную одежду души, дабы внити в чертог небесного Жениха Христа, и быть достойными его уневещения. Ты мати Анфия, по толкованию прозябающая, постарайся, чтобы в сердце твоем прозябали плоды смирения и терпения, дабы от них созрел плод любви. А ты мати Глафира, глубокая тщись всегда низводить помыслы свои в глубину смирения и самоукорения, коими стяжавается и терпение, и всеми сими стремись к любви; да не только любящих нас, но и враждующих и ненавидящих возлюбим, которые нам более благодетельствуют, доставляя случаи к познанию себя и преспеянию; когда же чужды сих плодов, то суетно и бесполезно все делание наше. Весьма сожалительная сестра N. N., но что с нею делать, недоумеваем добровольно уклоняясь к противным советам вражим, и посеяв студ, теперь пожинает горячие плоды, попущением Божиим, измождения плоти – да дух спасется. Но видно, она еще не пришла в разум истинный и сознание себя, стремится ко исполнению своей воли, то вам тут нечего делать; надобно сожалеть об ней и молиться Господу Богу, да сохранит ее невредиму от сетей и козней вражиих. Ежели она хочет поехать домой, и будет на это воля Игуменьи, пусть едет; может быть и опомнится. Поручая вас покрову Божию, и, испрашивая на вас Его благословение и мир, остаемся ваши богомольцы многогрешный Иеросхимонах Леонид и многогрешный Иеромонах Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К ограждению достоинства Патриарха надобно полагать, что он подписал послание 24 апреля по избытку доверия к внушившему и составившему оное. На представленную в послании первенствующего члена Святейшего Синода правду и доказательства её в послании Патриарха не обращено никакого внимания». Представив затем Святейшему Синоду «образцы языка и содержания Патриаршего послания», митрополит Филарет говорит, что «послание не может быть оставлено без ответа, и что ответ не должен быть раболепно уступчивым, но, при возможном миролюбии, оправдательным для Святейшего Синода» 200 . Чрез и. о. обер-прокурора Святейшего Синода Ю. В. Толстого представлена была на благовоззрение Государя Императора обстоятельная записка в августе месяце 1866 года относительно всех неустройств и столкновений, возникших в Иерусалимской Миссии за последнее время управления архимандрита Леонида, и копии с переписки по этому поводу с Патриархом Кириллом, в которой от лица Святейшего Синода выражено было намерение на послание Патриарха от 21 апреля, признанное «неудовлетворительным», ответить письмом к Его Блаженству «в словах скромных, но с настоянием» и подтвердить Патриарху «справедливость требований Святейшего Синода, указав на нескромность употреблённых им выражений», архимандриту Антонину «поручить непременно и неуклонно представить ему всю непритязательность требований Святейшего Синода» 201 . Ответное послание Святейшего Синода, составленное Митрополитом Московским от имени Новгородского митрополита Исидора от 26 июня 1866 года, гласит так: «Блаженнейший Владыко, высокочтимый Архипастырь. Послание Вашего Блаженства встречено мною с глубоким уважением и надеждою, что из него воссияет свет совершеннего мира между двумя Православными Священноначалиями, столь благопотребного для совершенного мира Православных Церквей. Но, с подобающею служению нашему искренностию, должен исповедать перед Вами, Блаженнейший Владыко, что свет сей открылся мне не свободным от некоторых печальных теней. В послании Вашего Блаженства с выражением глубокой скорби сказано, что Вы никак не думали, что оказали неуважение Святому Российскому Синоду. Позвольте мне изъяснить и принести оправдание. Ни Всероссийский Синода не поручал мне писать, ни я не писал в моём послании того, что Вы оказали неуважение Всероссийскому Синоду. В послании моём изложено было на дело архимандрита Леонида воззрение Всероссийского Синода, неодинаковое с Вашим воззрением, что нередко случается в делах, без нарушения взаимного уважения двух сторон, имеющих различные воззрения. В заключение, по поручению Синода, благопочтительнейше я просил Вас, Блаженнейший Владыко, не лишать архимандрита Вашего милостивого воззрения, доколе дело о нём и его подчинённых получит законную ясность. Действованием Всероссийского Синода очевидно, управлял дух мира, благоговение к Святому Иерусалимскому Престолу и совершенное уважение к Вашему Блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В ответ на первый вопрос могу сказать Вам следующее: вскоре по прибытии моём в Иерусалим, при вторичном моём свидании с Его Блаженством, я попросил у него позволения поговорить с ним наедине. Оставшись со мною вдвоём, Патриарх, угадывая моё намерение, заговорил сам о происшедших между ним и бывшим начальником Миссии неудовольствиях, сам начал свою жалобу на отца архимандрита Леонида, укоряя его в неприличном обращении в церкви, в недружелюбии к своим сослуживцам, в деспотизме в отношении поклонников, и в частности поклонниц, в нехороших отзывах его о Патриархии, в возбуждении против неё всех русских, в запрещении им делать пожертвования на Святой Гроб. Патриарх раздражался с каждым словом и, заметив, что я хочу вступить в более обстоятельную беседу с ним о случившемся, сказал отрывисто: «Оставь его, пусть едет с Богом (отец архимандрит был тогда ещё в Иерусалиме). Не был он для здешнего места, не был». Я не считал себя вправе ни в тот, ни в другой какой бы то ни было раз возобновлять свой допросный разговор с Его Блаженством. Я не только не был уполномочен Святейшим Синодом допрашивать Патриарха, но даже не был ни тем, ни другим ведомством официально рекомендован ему как следователь. Вследствие указа Святейшего Синода от 16 июля 1865 г., руководствуясь инструкциями Святейшего Синода и Министерства иностранных дел, данными начальнику Миссии в 1864 году, а равно и следуя советам Вашего Превосходительства, я прежде всего озаботился здесь восстановлением мира между Патриархиею и Миссиею, в чём нашёл несовместимым принимать на себя тон судьи над той или другой, убеждённый вполне, что между Его Блаженством и Святейшим Синодом ведутся прямые сношения по делу нашей Миссии, долженствовавшие выяснить всё, что бы пожелала знать та или другая сторона. То, что вкратце передано было мне Патриархом и его наместником, Преосвященным Мелетием, в виде обвинения на отца архимандрита Леонида, я не преминул сообщить Святейшему Синоду в своём донесении от 18 октября 1865 г., В конце февраля или начале марта месяца Его Блаженство по поводу полученного им от действительного тайного советника А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010