Муром. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная). Николо-Набережная церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Набережная церковь - образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада, расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени - " петровского " барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с " разорванными " фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов - круглые окна. Особенно " европеизировала " образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века, почитаемая в городе чудотворной - образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею. Церковь находится в историческом центре города недалеко от краеведческого музея, видна из Окского парка, набережной и с воды. Николо-Набережная церковь (Николы Мокрого). Построена в 1700-1717 гг. на месте деревянной церкви Илии Пророка на холме над Окой, в Мережной слободе. В храме покоятся мощи почитаемой всей Россией праведной Иулиании Лазаревской. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой - семья православного священника из Франции, привезли образ праведной Иулиании. Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=00628

Походная церковь с подвижным антиминсом в честь Успения Божьей Матери была еще в доме государыни царицы и великой княгини Марфы Матвеевны, урожденной Апраксиной. По кончине ее, брат ее ближний боярин граф Петр Матвеевич Апраксин, в 1717 году перенес церковь на загородный свой двор, находившийся на Невском притоке, называемом Фонтана, и поставил в определенной храмине для поминовения царицы. В марте 1721 г., Феодосий, новгородский архиепископ, запретил было совершать в ней служение. Но св. Синод, к которому преосвященный сам указал обратиться графу, 26 апреля того же года разрешил в Успенской церкви совершать божественную литургию. В палатах светлейшего князя А. Д. Меншикова также стояла походная полотняная церковь , о которой известия встречаются с 1705 года. Один иностранец, видевший эту церковь , так описывает ее: «В углу комнаты устроена была, за шелковой занавесью, небольшая походная церковь. Спереди, у входа ее, написаны были на той ткани (вероятно на иконостасе), по русскому обычаю, изображения нескольких святых с русскими надписями, а внутри возвышался небольшой стол или алтарь (т. е. престол), на котором стояли серебряный ящик с русским Богом (т. е. дароносица), окованная серебром большая книга (т. е. Евангелие) и горящая свеча (Опис. Спб., стр. 89–90)». Службу в этой церкви правил духовник Меншикова, священник Никифор Терентьев (Опис. церкв. древн. в Новгороде, Макария, 1860 г., ч.I, стр. 319). К этому же времени, по клировым ведомостям, относится основание церкви в доме графа Шереметева. В доме Кикина, отписанном в 1717 г. на государя, поставлена была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в комнатах, которые были заняты до того времени полковым магазином. Ею положена основа нынешней Благовещенской церкви в конной гвардии. О других домовых церквях сведений не имеется, и едва ли они были в Петербурге. Указом 25 ноября 1707 г. на имя гарнизонной канцелярии, Петр Великий, воспретив строить часовни, с тем вместе предписывал, чтобы господа не держали по домам своим крестовых священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ныне в Колонтаеве нет Архангельского храма. Нет и храма Покровского, который по делу 1717 г. совершенно разорен шведами в 1709 г., так что священнику его Михаилу, посвященному м. Аврамием, велено было служить в Успенской церкви. В том же деле 1717 г. Колонтаевской Преображенской церкви священник Феодор Жуковский пишеть, что церковь его «с 1709 от разорения шведского пуста и весьма согнилая зостает, того ради, что ныне прихожан нет». Нынешний храм построен в 1761 г. при священнике Иоанне Жуковском. В нем книги: служебник К. п. 1662 г., триодь цветная и октоих М. п. 1742 г., евангелие М. п. 1748 г., часослов К. п. 1751 г. В консисторском архиве сохранились метрики за 1726 г. Колонтаевского Преображенского прихода за подписом священника Феодора и Успенского прихода за подписом священника Михаила. На место Феодора посвящен был в 1743 г. сын его Игнатий Жуковский по просьбе прихожан, под которою подписались колонтаевский сотник Василий Боярский и атаман Семен Кубаш. При производствте его во священника ахтырский игумен, по распоряжению архипастыря, осматривал самый храм и донес, что храм в 727 г. перестроен был из старого храма и на другом месте, старанием полкового обозного ахтырского полка Григория Боярского; иконостас «прежнего храма ветхий, риза шелковая одна, эпитрахиль выбойчатая, подризник полотняный; потир и звезда серебрянные, но лжица оловянная; евангелий двое, одно Л. п. бархатом без серебра обложено, среднестарое, другое писанное среднестарое; апостол К. п. новой, служебник М. п. годится, октоих четвертковый ветхий – за нужду годится; община служб за нужду годится; триодь постная и цветная писанныя, ветхия, часослов могилевской печати; требник ветхий». Ставленник показал о себе: «Русского письма чтению и пению обучен он бывым при Успенской Колонтаевской церкви дьячком Григорием; кроме того иных наук и мастерства незнает; книжицу катихизис, букварь и прочия правила ко священству приличныя уметь и иметь долженствует». Колонтаев занимал важное место в тревожных событиях 1658–1661 г. во время волнений Виговского. В январе 1658 г. Виговский послал Гадячского наместника Тимошу убеждать Пушкаря оставить вражду против него, Виговского. Пушкарь отвечал: «не так ли Виговский хочет помирить меня с собою, как помирил в Гадяче братьев наших, лишив их головы?» и заковав в цепи Тимошу, отослал его к колантаевскому воеводе, которому напоминал и то о Тимоше, что тот разбил на голову Донца Подолок. Виговский отправил свой сербский полк против союзника Пушкарева Барабаша; но ловкий Барабаш 27 января напал под Диканькою на беспечный сербский полк и до того разгромил его, что только немногие спаслись бегством, прочие же легли на месте, оставив для памяти потомству огромную сербскую могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Москва. XVI. Св. Стефан Пермский. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 214. РГБ. Москва. Русь. XVI. Свт. Стефан Пермский. Рисунок (перевод с иконы). Русь. XVI век. ГРМ, ПМ-4464. Ретушировано. Сольвычегодск. 1650-1660-е. Ростовские святые (фрагмент). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. В Нижегородском государственном историко-архитектурном музее. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. ГТГ. Москва. Русь. XVII. Свт. Стефан Пермский с житием. Икона. Русь. 1-я половина XVII в. 100 х 71. Из Никольской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Россия. 1717. Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1999. Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

Бывалино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Погост Никиты Мученика Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Казанской Иконы Божией Матери с приделами Илии Пророка и Никиты Мученика возведена в 1862 г. из красного кирпича на белокаменном цоколе в формах эклектики рядом с деревянным храмом Великомученика Никиты 1717-го г. Здесь по желанию императора Александра II должен был сложиться женский монастырь. Однако этого не произошло, а в годы атеизма церкви были закрыты и обезображены. Деревянная церковь сгорела на рубеже 1980-1990-х гг. Ныне Казанская церковь восстановлена. Рядом построен в 2000-2002 гг. кирпичный храм-крестильня во имя Серафима Саровского, в 2002 г. – часовня (всё по проекту Андрея Казначеева) на средства жертвователей тщанием настоятеля игумена Амвросия. Возведены здания причта, хозяйственные постройки и Святые ворота предполагаемого женского монастыря. Рядом, через дорогу, находится детский православный оздоровительный лагерь “Никита”. В старинном селе Бывалино возвышается интересный храм Святого Великомученика Никиты. По преданию, в начале XVIII века на том месте, где до недавнего времени находилась деревянная церковь, которая стояла здесь вплоть до начала 90-х годов ХХ столетия, и явилась икона этого святого. В алтаре каменного храма хранится крест с надписью: " Божию милостию освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Святого Великомученика Христова Никиты при державе Благочестившаго всея Великия и малыя и белыя России Самодержца и при чадах его при Благородном Государе и Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче и при Благородном Государе Царевиче Петре Петровиче и при благородном Великом Князе Петре Алексеевиче, промежду Патриаршества, по благоскловению Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского в лето от сотворения мира 7227 году индикта 11-го от Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа 1717-м году, месяца сентября в 15-й день на память Святого Великомученика Христова Никиты. Освятил храм сей Троицко-Сергиева монастыря Архимандрит Георгий Дашков, да Спаса - нового монастыря Архимандрит Моисей Протопопов с братиею " .

http://sobory.ru/article/?object=02208

Критские мастера работали также на о-вах Киклады (семья Скордилисов, диак. Афанасий, Георгиос Кондаринис (1717-1758), Михелис (ок. 1740), Иаковос Мосхос (1704-1717) и др.). Количество живописцев, работавших в XVIII в. (известно ок. 750 имен), почти в 2,5 раза превышало их число по сравнению с XVII в.; в Эпире и на островах Эгейского м. эта цифра в 4 раза больше ( Χατζηδκης. 1987. Τ. 1. Σ. 101). Однако это явление не столько характеризует развитие искусства в его общеисторическом значении, сколько свидетельствует о его превращении в объект ремесла или профессию. «Велик еси, Боже». Икона. Мастер Иоаннис Корнарос. Ок. 1770 г. (мон-рь Топлос, Крит) «Велик еси, Боже». Икона. Мастер Иоаннис Корнарос. Ок. 1770 г. (мон-рь Топлос, Крит) В живопись XVIII в., сохранявшую связь с поствизант. традицией, активно привносятся элементы зап. искусства, гл. обр. барокко, и господствовавшего в К-поле стиля «оттоманского рококо» (Ibid. Σ. 104). Примером могут служить работы видного представителя критской школы 1-й пол. XVIII в. Георгиоса (Джорджиса) Кастрофилакса (1719-1752; иконы в храме св. Мины в Ираклио, в церквах о-вов Киклады, в Египте и на Синае) и его ученика Иоанниса Корнароса (1745 - после 1812; в 1775-1790 работал на Синае, с 1796 - на Кипре), стилю к-рого присуща нек-рая слащавость и однообразие ликов. Ок. 1770 г. Корнаросом была создана масштабная по размерам и сложности иконографии икона на гимнографическую тему «Велик еси, Боже» для мон-ря Топлос близ Ситии. Консервативного направления, продолжавшего традиции Цанеса и Пулакиса, придерживались художники иером. Иаков (упом. в 1700), Иоаннис Москос (1680-1724), Георгиос Номикос (работал в Эпире в нач. XVIII в.). Однако в следующие десятилетия XVIII в. представителей традиц. критской школы иконописи становится меньше. I. Ионическая школа только в начале существования была продолжателем традиций критской школы, затем она значительно эволюционировала в сторону зап. искусства. В целом живопись Ионических о-вов отличается от изобразительного искусства территорий, входивших в состав Османской империи, т.

http://pravenc.ru/text/166461.html

По ходатайству схимонаха Феодора за казенный счет построены были церкви: в юртах Белогорских (ныне с. Троицкое ) – Троицкая, в Сухоруковских (ныне с. Сухоруково) Свято-Духовская, в Малоаткымских – Преображенская, в Шоркарских (ныне с. Шеркальское) – Спасская. После крещения князьцов построены церкви в Чемашах на р. Казыме (ныне в Казымском городке) – Успенская, на р. Ляпине – Ляпинском (ныне Шекурьинский улус) – Богоявленская, на р. Куновате (с. Кушеватское) – во имя Рождества Христова, на р. Сосве в Сартынье (ныне с. Сартынское) – тоже во имя Рождества Христова. 422 В самом конце 1714 года особым указом от 6 декабря схимонаху Феодору предложено было ехать в земли вогулов и остяков и во все их уезды, и в татары, и в тунгусы, и в якуты и в их волости – в город Верхотурье, вниз от Верхотурья до Пелыма и Березова по Сосве вверх и за Березов вниз и оттуда до Нарыма и до Тобольска, Енисейска и Якутска. 423 В силу этого предписания весной 1715 года схим. Феодор отправился к вогуличам и остякам, жившим по р. Конде. Первыми вогульскими юртами, у которых остановился проповедник, были Нахрачевы юрты, где стоял главный идол страны. Отсюда после крещения самого Нахрача, владельца идола, миссионеры отправились по р. Конде к Катышевским и Сатыгинским юртам. Тут они чуть было не погибли от рук коварного князьца Сатыги и его 600 вооруженных сообщников. Однако сила христианства победила: прибрежные кондонские вогулы почти все крестились. Сам Сатыга также скоро принял христианство. С 20 марта 1717 г. схимонах Феодор вторично вступил в управление Тобольской епархией. Но на этот раз епархиальные дела не отвлекли святителя от миссии. В одних местах он действовал сам, в других через своих сотрудников. Летом 1716, 1717 и 1718 гг. он путешествовал из Тобольска по р. Оби и его притокам – Ваху, Югану, Агану, Дети и др. смежным рекам, где кочевали остяки и самоеды. В некоторых волостях проповедники крестили всех до «сосущего младенца». В 1716 г., еще до вступления в управление епархией, схим. Феодор крестил многих жителей Балинских и Сахалинских, Селиаровских, Верхне- Лумпокольских, Юганских и Ваховских юрт. Для них скоро выстроены были особые храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1717 г. «село Игнатьево в дворцовой Гжельской волости, а в селе церковь деревянная вмч. Георгия, при церкви поп Федор Иванов, поп Андрей Марков, дьячки: Прокофий Максимов и Гавриил Абрамов». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Когда здесь впервые была построена церковь, никто не знает. Первое упоминание о ней относится к 1587 году: «Церковь Страстотерпца Христова Георгия деревянная, построенная исстари «на погосте у речки Дорки», находилась в 1587г., Московского уезда, в дворцовой Гжельской волости…». Были у храма и другие названия: Глинский погост при деревне Игнатовской на речке Дорке, просто Глинский погост, Георгиевская на Глинках и другие. В разных названиях церкви так часто звучало слово «глинки», наверное, потому, что стояла она на почвах, из которых добывали знаменитую гжельскую глину. Что касается упоминания «погоста» в названии храма, у многих это слово ассоциируется с кладбищем. И действительно, Георгиевская церковь находится при местном кладбище. Интересным фактом является то, что Георгиевская церковь располагалась не в удельном селе, как другие гжельские храмы, а в помещичьем, хотя земля, на которой она стояла, являлась церковной собственностью. До отмены крепостного права в 1861 году прихожанами ее были и помещичьи, и удельные (государственные) крестьяне. Деревянная церковь значилась однопрестольной, хотя существует упоминание о том, что «7160 (1652) года, января в 15 день, запечатана благословенная грамота, по челобитью Московского уезда, Гжельской волости, церкви святого мученика Георгия попа Стефана с прихожаны, на три престола…». Однако трёхпрестольным храм станет только во второй половине XIX века вместе со строительством его в камне. Издавна при церкви на службе состояли два священника. По крайней мере, первое упоминание об этом относится к 1717 г. Приход был большим – в церкви святого великомученика Георгия окормлялось в разное время от 1500 до 4500 человек. Каждому священнику выделялась своя часть прихода: одному – с. Игнатьево, с. Речицы (до 1860 г.), деревни: Кузяево, Фрязино, Коломино, другому деревни: Володино, Жирово, Ново-Харитоново, Бахтеево, Турыгино и Меткомелино.

http://sobory.ru/article/?object=60480

Рукописи, находившиеся в библиотеке Г. Ф. Миллера, разделялись на следующие отделы: I) Историописатели российские и выписки из оных: а) общие – 70 рукописей, из коих 7 на немецком языке, 3 на латинском и 1 на французском 1–70); б) частные – 13 рукописей и из них 2 на немецком языке 71–83). II) Материалы к Российской истории: а) древней – 46 рукописей; б) новой – 36 рукописей 84–165). III) Церковная история – 1 на латинском и 14 на русском языках 166–180). IV) Статистика или о внутреннем России состоянии – 15 рукописей –195). V) Ученая Российская история – 50 рукописей, из них по 2 ркп, на французском, немецком и латинском языках, 2 ркп. на «разных» языках и 1 ркп. на латинском, немецком и русском языках (Лексикон. 196–245). VI) О славных в России мужах и о сочинениях их – 49 рукописей, в том числе 17 на латинском и 3 на немецком языках 246–294). VII) Родословные – 13 рукописей 295–307). VIII) О народах с Россиею смежных – 13 рукописей, из них одна – «оригинальные рукописи мунгальские и тангутские, на бумаге и на бересте писанные» 308–320). IX) Переписка с чужестранными государствами – 14 рукописей 321–334). X) Сибирские историко-географические – 121 рукопись, из коих только 5 на немецком языке 335–455). XI) Географические–29 рукописей, из них 1 на немецком и 1 на немецком и французском языках 456–484). XII) Письма 485–537) 127 . Последний из реестров, перечень которых сейчас был приведен, содержит сведение о пожертвованиях Н. Н. Бантыша Каменского в Архивскую библиотеку. Из сего реестра видно, что в числе 24-х рукописей, поступивших в Архивскую библиотеку от него, было несколько и иноязычных рукописей, именно следующие: «16. Иерархия российская (на латинском языке), сочиненная Александро-невского монастыря монахом Адамом Селлием. 17 . Хроникул романо-молдовлахилор Димитрие Кантемир воеводул в Санктпетербурге аннул 1717 (на молдавском языке)=т.е. летописец о Романо-Молдовлахии, сочиненный молдавским господарем князь Дмитрием Константиновичем Кантемиром в Спб., 1717 г. В лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

78 Евгений Савойский (1663–1736) – принц, выдающийся полководец; воевал на стороне австрийских Габсбургов, одержал победу над турками (1697, 1716–1717) и французами (1707–1709) в «Войне за испанское наследство», подавлял восстание в Венгрии (1703–1711) и в Нидерландах (1717). 79 Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) (1684–1727) – русская императрица (1725), вторая жена Петра I; на престол после смерти мужа была возведена гвардией и А. Д. Меншиковым, при ней стал функционировать Верховный тайный совет (1726–1730), как совещательный орган при самодержце. 80 «Царевич» – Петр II Алексеевич (1715–1730) –сын царевича Алексея Петровича и его жены Софьи-Шарлотты, принцессы браун- швейг-вольфенбюттельской, внук Петра I, русский император (1727– 1730). 81 «Герцог и герцогиня голштейн-готторпские» – речь идет о дочери Петра I и Екатерины 1 Анне Петровне (1708–1728), которая была (с 1725) замужем за герцогом шлезвиг-голштейн-готторпским Карлом Фридрихом. Их сын Карл Петр Ульрих – будущий император Петр III (1728–1762). 82 Елизавета (Елисавета) Петровна (1709–1761) –дочь Петра I и Екатерины I, императрица (1741 –1761); была возведена на престол гвардией, вела активную политику; в ее царствование наблюдается оживление экономики и культуры страны с одновременным ростом эксплуатации народных масс. 83 Остерман Андрей Иванович (1686–1747)–родился в Вестфалии; в России с 1703 г., здесь сделал блестящую карьеру от переводчика Посольского приказа до канцлера и члена Верховного тайного совета, получил титул графа (1730). Активно поддерживал при дворе фаворита императрицы Анны Бирона и его «немецкую партию». С приходом к власти императрицы Елизаветы был обвинен в ряде преступлений, в том числе и в казнокрадстве, и сослан в Сибирь. 84 Голицын Дмитрий Михайлович (1665–1737) –князь, лидер «верховников» – членов Верховного тайного совета; составил требования «Кондиции» с целью ограничения власти императрицы Анны, однако они не были приняты; вскоре он по требованию Бирона и «немецкой партии» был арестован и умер в каземате Петропавловской крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010